Методы воспитательной работы с осужденными

⇐ Предыдущая1234

Основы правового регулирования воспитательной работы закреплены в международных стандартах отбывания наказания в виде лишения свободы и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

К международным документам, закрепляющим содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), провозглашающие воспитательную цель наказания в виде лишения свободы как основную.

Правовая регламентация воспитательной работы закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 г. В первую очередь необходимо отметить, что ч. 1 ст. 9 УИК РФ определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Воспитательная работа с осужденными в ИУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний

Анализ воспитательной работы с осужденными.

Основным критерием оценки поведения осужденного является соблюдение им порядка отбывания наказания. Кроме того, при определении условий отбывания наказания оцениваются стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры для ресоциализации, иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.

Под соблюдением порядка отбытия наказания следует понимать выполнение осужденным требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка, в частности

Помимо этого осужденный обязан соблюдать иные ограничения, наложенные на него в соответствии с приговором суда, и обязательства, в том числе возмещать ущерб, причиненный потерпевшим, и трудиться на оплачиваемых работах, предлагаемых ему администрацией ИУ

В исправительных учреждениях созданы комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказаний.

У осужденного, который стремится к позитивному поведению, появляется пока лишь положительная тенденция, вызванная выработкой мотивационных стимулов иметь хорошее поведение, добро — совестно относиться к труду и обучению, участвовать в воспитательных мероприятиях. Однако данная мотивация характеризуется ситуативностью и изменчивостью.

Структура, задачи и функции воспитательных аппаратов учреждений, исполняющих наказание. Особенности планирования индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения.

Персональную ответственность за организацию воспитательной работы в ИУ несет начальник учреждения. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника ИУ, курирующий воспитательную работу, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники группы социальной защиты осужденных, медицинские работники, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, руководители кружков, члены СВО

Индивидуальная работа с осужденными — один из основных методов воспитательной работы.

Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного с ориентацией на его успешную адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности осужденного заинтересованными сотрудниками учреждения с учетом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств.

Индивидуальная воспитательная работа предполагает:

изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденного. Выбор и использование методов психолого-педагогического воздействия на осужденного. Разработку программы индивидуальной воспитательной работы с осужденным с учетом предложений заинтересованных служб

аттестование осужденного;

проведение бесед; проведение собеседования;

прием по личным вопросам;

дачу отдельных поручений работников ИУ с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности;

наставничество работников ИУ над осужденными, состоящими на профилактическом учете, осуществляемое под контролем воспитательных служб и с их помощью.

Планирование воспитательной работы с осужденными.

Планирование воспитательной работы осуществляется с целью координации усилий служб ИУ, общественных объединений и религиозных организаций в решении задач по исправлению осужденных.

Планирование воспитательной работы осуществляется на основе анализа деятельности ИУ, состояния дисциплины осужденных в различных условиях отбывания наказания, обеспечения эффективной воспитательной работы с осужденными по всем ее направлениям с учетом оперативной обстановки в учреждении, а также соответствующих приказов и указаний. При планировании воспитательной работы учитывается расстановка личного состава, определяется персональная ответственность за исполнение планируемых мероприятий, сроки их реализации.

Кроме воспитательных мероприятий общего характера предусматривается текущее планирование и учет индивидуальной воспитательной работы с осужденными отряда

Планирование личной работы сотрудника УИС.

Субъектом планирования воспитательной работы в ИУ является заместитель начальника колонии по воспитательной работе. Составленный план представляет собой основной документ ИУ. Планы утверждаются начальником колонии.

Этап сбора исходных материалов и данных, подлежащих учету и анализу при планировании, позволяет определить общий замысел воспитательной работы на планируемый период, особенности педагогического процесса и направления деятельности. Далее следуют такие этапы: разработка плановых мероприятий; определение сроков исполнения и исполнителей; согласование и обсуждение проекта плана, его доработка с учетом поступивших замечаний и дополнений; утверждение плана начальником колонии. В основе плана воспитательной работы должны быть: законодательство, нормативные акты по вопросам перевоспитания осужденных; статистическая отчетность и оперативные сведения о 20 всех направлениях деятельности исправительной колонии; текущие и перспективные планы деятельности ИУ в целом, а также его отдельных служб и частей; передовой опыт по перевоспитанию осужденных в ИУ страны; результаты проводившихся социологических и иных научных исследований деятельности ИУ; представления органов прокуратуры, частные определения судов, справки и акты инспекторских и иных проверок состояния исправления осужденных. Определяя структуру комплексного плана, следует руководствоваться основными формами воспитательной работы с осужденными. Основными разделами комплексного плана воспитательной работы с осужденными являются: анализ воспитательной работы за предыдущий период и постановка задач; организационные и режим- но-педагогические мероприятия; нравственное воспитание; право- вое, трудовое и эстетическое воспитание; индивидуальная работа; общеобразовательное обучение; привлечение общественности к исправлению осужденных; бытовое и трудовое устройство лиц, освобождающихся из ИУ

Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Рис. 9. Основные задачи, направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.

Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению. Количество осужденных в отряде устанавливается: в исправительной колонии в пределах 50 – 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии – 50 человек.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы – педагог и воспитатель.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям. Согласно ст. 111 УИК РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний определяется приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79, которым утверждено соответствующее Положение. К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы осужденных отрядов и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, секция трудовой адаптации, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, секция общеобразовательного и профессионального обучения, физкультурно-спортивная секция, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций, их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.

В масштабе учреждения сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных.

Совет коллектива учреждения (отряда) – выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных – организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждается соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. В тоже время члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами.

Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения.

Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как под образованием в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112

УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27 марта 2006 г. «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1237).

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России. Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников 9-го, 12-го классов, освобождаемых от отбывания наказания за 3 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.41

Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными

в местах лишения свободы

Э. В. ЗАУТОРОВА — профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования;

Л. В. КОВТУНЕНКО — профессор кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права Воронежского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

Реферат

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. указывает на необходимость применения новых современных подходов в организации воспитательной работы с осужденными. Потребность в индивидуальном подходе обусловлена тем, что любое воздействие на человека преломляется сквозь его особенности, «внутренние условия» и направлено на изучение, поощрение или наказание, коррекцию или формирование и развитие свойств поведения конкретного осужденного. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса.

Эффективными формами и методами индивидуальной воспитательной работы в пенитенциарной практике можно назвать метод реконструкции характера, направленный на обучение осужденных продуктивным моделям поведения, развитие умения принимать ответственность за свое поведение в различных жизненных ситуациях; метод коммуникативного регулирования, направленный на развитие коммуникативной сферы осужденных; индивидуальные тренинги с осужденными различных категорий (индивидуально-педагогические упражнения и задания, анкетирование/тестирование, беседа, индивидуальные консультации), в процессе которых осужденные получают ответы на интересующие их вопросы; метод чередования организационных поручений, позволяющий решить такие проблемы, как обучение осужденных элементарным управленческим умениям, способам взаимодействия с людьми, а также познание сущности позиций как организатора собственного поведения, так и подчиненного; усиление эмоционального поля совместных творческих дел, предусматривающее специальный набор психологических средств, направленных на усиление эмоционального напряжения, развитие искренности, эмоциональной близости, душевного подъема осужденного (приятное общение, одобрение творческих находок, психологическая поддержка); метод рефлексивного самовоспитания, при использовании которого применяются более глубокие психологические механизмы, способствующие саморегуляции личности), и др.

Воспитательное воздействие осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности, уровня развития ее нравственной воспитанности, постоянного наблюдения, изучения изменений качеств человека в процессе жизнедеятельности исправительного учреждения. Преимуществом использования различных форм и методов в ходе осуществления индивидуального подхода в работе с осужденными является то, что они направлены на выявление и мобилизацию внутренних и внешних ресурсов личности. Индивидуальный подход к исправлению — один из эффективных способов помощи осужденному, так как любое воспитательное воздействие достигает поставленной цели, если преломляется сквозь конкретные

особенности личности, способствует выявлению индивидуальных особенностей и социальных стереотипов активности, прогнозированию поведения и эффективности исправительного процесса.

Ключевые слова: воспитание; воспитательная работа с осужденными; индивидуальный подход; формы и методы индивидуального воздействия на личность; педагогическая технология; принцип реализации индивидуального подхода.

13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Effective forms and methods of implementing an individual approach in educational work with convicts in prison

13.00.01 — General pedagogy, history of pedagogy and education

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. указывается, что одним из основных направлений деятельности учреждений является поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной психолого-педагогический помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. Это обусловливает необходимость применения новых современных подходов к организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы.

Поставленные перед системой исполнения наказаний цели достигаются, если учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности осужденного, используется все возможное положительное влияние социальной среды исправительного учреждения, ослабляется неблагоприятное воздействие микросреды в виде групп отрицательной направленности, субкультурных обычаев и традиций, достигаются единство и согласованность действий всех субъектов исправительного процесса. Потребность в индивидуальном подходе обусловлена тем, что любое воздействие на человека преломляется сквозь его особенности, «внутренние условия». Индивидуальный подход в воспитании (исправлении) осужденного — это учет его индивидуальных особенностей как индивида (темперамент, задатки и пр.) и как личности (интересы, уровень притязаний и др.) в их взаимосвязи и взаимодействии.

Данный подход применяется для изучения, коррекции или формирования и развития тех или иных свойств и особенностей поведения конкретного осужденного. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса применительно к каждому осужденному и требует принятия комплексных мер правовой, социальной, психологической и других видов помощи и поддержки в отношении конкретного лица, лишенного свободы .

Учитывая личностные особенности осужденных, их неустойчивое эмоциональное состояние, острую восприимчивость, необходимо использовать различные методы индивидуальной воспитательной работы. Так, в пенитенциарной практике положительно себя зарекомендовал метод рекон-

струкции характера, направленный на обучение осужденных продуктивным моделям поведения, развитие умения принимать ответственность за свои поступки в различных жизненных ситуациях. Он способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении осужденного, в частности умения предотвращать возможные проблемы во взаимодействии с другими людьми, понимать и принимать отличную от собственной точку зрения.

Фундаментальные идеи данного метода базируются на том, что поведение человека детерминировано, а неадекватные его формы, сформированные в процессе жизнедеятельности, возможно скорректировать. В ходе реализации рассматриваемого подхода осужденные обучаются позитивным моделям поведения, продуктивному общению без конфронтации и агрессии, блокированию неблагоприятных стимулов. Данный метод сосредоточивается на личностных ресурсах, которые могут быть мобилизованы для стимулирования и сохранения измененного поведения осужденного, расширяющего свой репертуар взаимодействия, познающего ошибки. В процессе воспитательной работы создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения личности, формируется опыт продуктивного поведения в реальной окружающей среде .

Техники метода реконструкции характера включают в себя поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений, приемы «рационализация проблемы» и «позитивное подкрепление», индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о поведении осужденного, его проблемах), контроль поведения, принцип подражания поведению других людей, имитацию новых образцов (ориентиров, эталонов) поведения, которые поддерживаются и закрепляются в процессе индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Метод реконструкции характера рассматривается как путь, следование по которому позволяет осужденным научиться справляться с трудностями, управлять своим поведением, достигать поставленных целей.

Положительных результатов в исправлении осужденных при организации индивидуальной воспитательной работы можно добиться, используя метод коммуникативного регулирования, направленный на развитие

коммуникативной сферы осужденных (снятие страха общения, поиск адекватных форм выражения своих мыслей и чувств, языковые и смысловые характеристики речевого акта, построение моделей бесконфликтного общения, желание самосовершенствоваться и т. д.). Техники данного метода включают в себя коммуникативную адаптацию (предварительное информирование о ситуациях в коллективе, людях и взаимодействии с ними, обсуждение последствий этого взаимодействия), коммуникативное включение (установление и расширение непосредственных контактов с членами коллектива), коммуникативное отстранение (минимизацию нежелательных контактов), эффект значимых других (воздействие на осужденного через авторитетных для него людей), практическую эмпатию (понимание трудностей осужденного, выражение сочувствия ему и готовности помочь) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальные тренинги также могут являться эффективной формой воспитательной работы с осужденными различных категорий. Например, тренинги детско-ро-дительских отношений в семье, такие как «Погода в доме», «Пойми меня», «Один за всех» позволяют лицам, лишенным свободы и имеющим детей, взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать свои взгляды на воспитание. Популярны такие индивидуально-педагогические упражнения и задания, как создание книг, написание рассказов и стихов на темы «Я — мать», «Я — отец», «Мы — родители» и др.; «Детские гримасы», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства», «Авансирование личности»; анкетирование/ тестирование; беседа; индивидуальные консультации, в процессе которых осужденные получают ответы на интересующие их вопросы, и др.

Метод чередования организационных поручений позволяет решить две основные проблемы: во-первых, обучить осужденных элементарным управленческим умениям, способам взаимодействия с людьми, во-вторых, познать сущность позиций как организатора собственного поведения, так и подчиненного, почувствовать себя в этих ролях. Использование данного метода создает условия для роста воспитуемых, поскольку, активизируя организаторские способности, педагог последовательно передает участникам процесса посильные организаторские функции. Успехи в решении поставленных задач повышают самооценку осужденного, инициируют его активность, способствуют самоактуализации личност-

ных потенциалов, самореализации и непрерывному саморазвитию и самоутверждению в системе социальных взаимоотношений на более высоком уровне.

Для осужденных, особенно лиц несовершеннолетнего возраста, важно расширить и углубить свои знания о мире, что, в свою очередь, должно привести к росту самосознания, приобретению новых социальных навыков, укреплению веры в собственные возможности и силы, а также формированию умения делать самостоятельно правильный выбор даже в ситуации риска, которая может стать фактором девиации, в том числе подталкивающим к совершению преступления . Способствует решению поставленных задач использование социокультурного наследия России, возможностей среды исправительного учреждения, включающей исторические и историко-культурные экспозиции, уголки живой природы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные возможности (регламентированные уголовно-исполнительным законодательством).

Выбор тематики, содержание и разработка проектов определяются социальным заказом, практическими задачами организации досуга и творчества, потребностями осужденных. В числе таких проектов можно назвать следующие: «Мое Отечество», «Отчий край», «Моя семья», «Мир и культура», «Святая Русь», «В кругу друзей», «Мои ступени творчества», «Я в этом мире», «Путь к самому себе», «Милосердие», «Я и закон», «Я и карьера» и др. Разрабатываемые проекты имеют воспитательную (коррекционную), обучающую и развивающую направленность, способствуют ресоциализации осужденного и его реинтеграции в общество законопослушных людей.

Профессионально подготовленное совместное творческое дело всегда наполнено хорошим настроением, положительными эмоциями, что является важной составляющей технологии усиления эмоционального поля совместных творческих дел. Существует специальный набор психологических средств, направленных на усиление эмоционального напряжения, развитие искренности, возникновение эмоциональной близости, душевного подъема: это и приятное общение, и одобрение творческих находок, и психологическая поддержка начинаний осужденных. Большое внимание следует уделять созданию ситуации успеха, которая стимулирует полет творческой мысли и активность участников .

Концептуальные основания рассматриваемой технологии определяют такой ее основной принцип, как самодеятельная организация практических дел при опосредованном влиянии сотрудников исправительного учреждения путем создания педагогической среды, добровольности, личностной направленности деятельности, рефлексивного осмысления действий. Например, музыкальные фестивали «Калина красная», «Амнистия души» и подготовка к ним формируют позитивный настрой на освобождение и способствуют исправлению личности. Рассматриваемая технология, предполагающая высокий уровень свободы и активности участников, создает условия для развития их творческих способностей, инициативы, ответственности и самостоятельности. Насыщенное эмоциональное поле проводимых фестивалей глубоко и позитивно воздействует на осужденных.

Гармонизации методик, применяемых педагогом в работе с осужденными, способствует обеспечение основных процессуальных актов технологии совместного творческого воспитания: совместных це-леполагания и планирования, подготовки и проведения мероприятия, анализа результатов и самооценки. Технологии совместных творческих дел (образовательные олимпиады, спартакиады, тематические конкурсы, спортивные соревнования) позволяют акцентировать направленность воспитуемых на проявление заботы о себе, окружающих людях и окружающей среде. Кроме того, в общем деле успешнее выстраивается и закрепляется реальное сотрудничество между персоналом исправительного учреждения и осужденными, что в свою очередь активизирует процесс ресоциализации в целом.

Технология совместной творческой деятельности обеспечивает социализирующее воспитание, основными целями которого являются формирование ценностных установок и развитие нравственных форм поведения. Однако в поведении осужденного многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, развиваемых в процессе воспитания. В этом смысле любой человек является воспитателем самого себя. Поэтому необходимо дополнять арсенал педагогических средств механизмами рефлексивной саморегуляции, которые в последние десятилетия осмыслены наукой, прошли апробацию и являются не только результативными, но и педагогически необходимыми технологиями.

Применение метода рефлексивного самовоспитания весьма результативно, по-

скольку в его рамках используются более глубокие психологические механизмы, способствующие саморегуляции. Реализация техник индивидуального рефлексивного самовоспитания в технологии совместной творческой деятельности будет способствовать усилению воспитательного результата за счет средств индивидуализированного воспитания, персонализации воспитательных воздействий педагога. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы саморегуляции. Основной задачей применения метода рефлексивного самовоспитания является оказание осужденному помощи в трудной работе по самостроительству личности.

Рефлексия как критическое осмысление собственных усилий и действий позволяет учиться на собственном жизненном опыте. Для применения метода рефлексивного самовоспитания важно наличие педагогической ситуации, которую имеет смысл повторно пропустить через индивидуальное восприятие воспитуемых, чтобы активизировать процесс осознания, способствующий внутреннему подкреплению нравственно ценных отношений и осуждению негативных, что и стимулирует процесс самовоспитания. Педагогическая ситуация не возникает сама по себе, а целенаправленно создается сотрудником исправительного учреждения. При этом проблемы, которые заложены в этих ситуациях, могут быть общими для всех осужденных (неумение выслушивать друг друга, доброжелательно оценивать успехи других), свойственными какой-либо группе (неумение общаться, отсутствие внутренней дисциплины), сугубо индивидуальными (употребление ненормативной лексики, грубость, агрессивность или конфликтность).

С целью изучения эффективности использования различных форм и методов индивидуальной воспитательной работы с осужденными в ИК-1 УФСИН России по Вологодской области в период 2017-2019 гг. было проведено исследование. Основным критерием стала характеристика дисциплинарной практики осужденных: в течение эксперимента осуществлялось наблюдение за поведением и деятельностью осужденных, изучались характер и частота совершаемых поступков (проступков), оценивались соблюдение режимных требований, выполнение возложенных на осужденных обязанностей и поручений. Полученные данные представлены на диаграмме.

Состояние дисциплинарной практики среди осужденных (ИК-1 УФСИН России по Вологодской области)

Осужденные были вовлечены в самодеятельное творчество, кружковую деятельность, различные воспитательные мероприятия, коррекционно-развивающие программы, консультации, собеседования, составление собственного индивидуального маршрута изменения личности и др., в отношении их целенаправленно применялись различные формы и методы индивидуальной воспитательной работы. Воспитательное воздействие осуществлялось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности, уровня развития ее нравственной воспитанности, в процессе постоянного наблюдения, изучения изменений качеств человека.

Данные о количестве взысканий за нарушение дисциплины в целом обнаруживают тенденцию к снижению, отмечается стремление осужденных соответствовать режимным требованиям, более активно участвовать в общественных формированиях и др. Анализ полученных результатов и опрос сотрудников показали, что по итогам активного при-

менения методов в рамках индивидуального подхода значительно снизился уровень дисциплинарных нарушений, в два раза увеличилось количество претендентов на условно-досрочное освобождение.

Индивидуальным формам и методам принадлежит ведущая роль в воспитательной работе с осужденными. Преимуществом такой работы является то, что, находясь наедине с педагогом (психологом, воспитателем), осужденные откровеннее рассказывают о своих проблемах, затруднениях, радостях и т. д. Педагогические методы и формы индивидуального подхода направлены на выявление и мобилизацию внутренних и внешних ресурсов личности осужденных, перекладывание проблем на самих участников, с тем чтобы сделать их ответственными за свой выбор.

Таким образом, индивидуальный подход в исправлении — один из эффективных способов помощи осужденному, так как любое воспитательное воздействие достигает поставленной цели, если преломляется через конкретные особенности личности. Его применение связано с необходимостью преодоления отрицательных качеств осужденных и проявления девиаций в их поведении, изменения направленности их личности. Использование различных индивидуальных форм и методов воспитательной работы в деятельности пенитенциарных учреждений способствует эффективности исправительного процесса, выявлению индивидуальных особенностей и социальных стереотипов активности осужденных, прогнозированию их поведения и проведению последовательной коррекции личности, что является стержнем всей воспитательной работы в местах лишения свободы.

1000 800 600 400 200 0

4 33

2017 2019

□ нарушения режима в расчете на 1000 чел.

■ количество лиц, совершивших преступление

□ условно-досрочное освобождение

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Тюгаева, Н. А. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными : учебно-практическое пособие /

H. А. Тюгаева. — Рязань : АПУ ФСИН России, 2006. — 42 с.

Щ REFERENCES

Ценности семейного воспитания в контексте российского законодательства (историко-педагогический аспект)

Л. О. ВОЛОДИНА — профессор кафедры психологии и педагогики, заместитель директора института истории и филологии Вологодского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент

Реферат

Статья посвящена проблеме ценностей семейного воспитания в контексте российского законодательства, исторических условий их формирования как фактора позитивного развития государства в период с Древней Руси до второй половины XIX в., отражающего национальные особенности становления семейного права, его традиций. Ее содержание нацелено на осознание обществом роли и степени влияния государства на создание семьи как социального института, функции которого определяются задачами продолжения рода и воспитания достойных граждан своего отечества. Автором проводится главная мысль о том, что ценности семейной жизни, семейного воспитания и нормы семейного права представляют собой взаимодополняющие категории.

В качестве методов исследования используются структурный анализ текстов законодательных актов, источников и научных исследований по этнической истории и законодательству, содержащих нормы российского законодательства, анализ нормативно-правовых актов в области семейной политики и семейного воспитания. Это позволяет выявить, изучить и интерпретировать данные о сущности и содержании ценностей семейного воспитания в структуре семейного права в разные исторические периоды.

Текст обращен к широкому кругу читателей, интересующихся историей своей страны. Он может быть использован при подготовке историко-педагогических трудов, освещающих проблему семейного воспитания и ценностей как его основы. Содержащиеся в статье исторические факты будут интересными для специалистов, занимающихся разработкой законодательно-нормативных актов, регулирующих вопросы брачно-семейных отношений.

Ключевые слова: ценностные основания семейной жизни; ценности семейного воспитания; нормы и традиции семейного воспитания; брачно-семейное поведение; российское законодательство в сфере семейного воспитания; анализ законодательных документов в области семейных отношений.

13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37.01

викторины, беседы из цикла «Книги и нравственные категории», реализуя тем самым развивающую, информационную и образовательную функцию библиотек.

Таким образом, успешность организации досуга осужденных в ИУ во многом зависит от выявления их досуговых интересов, которые удовлетворяются в

кружках и спортивных секциях, специальной подготовки и образования сотрудников к этой деятельности и адекватного материально-технического обеспечения. Правильно организованный досуг осужденных способствует их исправлению, воспитанию и ресоциализации.

Литература

1. Багреева, Е. Г., Данилин, Е. М. Возвращение к Макаренко. — М., 2006. — 160 с.

2. Большой толковый словарь. — СПб., 2002. — 812 с.

3. Макаренко, А. С. Пед. соч. : в 7 т. — М., 1957. — Т. 2. — 527 с.

Сведения об авторах

Данилин Евгений Михайлович: ФКУ ФСИН России (г. Москва), ведущий научный

сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: medotdelnii@yandex.ru Давыдова Надежда Васильевна: ФКУ ФСИН России (г. Москва), старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук. E-mail: medotdelnii@yandex.ru

Information about the authors

Danilin Evgeny Mikhailovich: Scientific Research Institute of the FPS of Russia (Moscow),

УДК 343.81

Н. Н. Ивашко

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье раскрываются особенности организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Несмотря на то, что воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ, ядром воспитательной работы в ИУ является начальник отряда. Он должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д.

В ИУ воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида ИУ, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний.

© Ивашко Н. Н., 2017.

В заключение обозначены основные проблемы, возникающие при организации воспитательной работы с осужденными в ИУ, и пути их решения.

Ключевые слова: исправительное учреждение; воспитательная работа; осужденные; исправление, кружковая работа.

N. N. Ivashko

FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK WITH INMATES IN PENAL INSTITUTIONS

Keywords: penal institution; pedagogical work; inmates; correction; leisure activity.

Основной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных. Исправление осужденных представляет собой формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование пра-вопослушного поведения. Реализация работы в данном направлении осуществляется в процессе воспитательного воздействия сотрудников исправительного учреждения (ИУ) на осужденных. Воспитательная работа с осужденными, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ), является средством исправления. Законом также установлены формы воспитательной работы (индивидуальные, групповые, массовые), определены ее направления: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное (ст. 110 УИК РФ).

В силу того, что воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-педагогический характер, за-

конодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания. Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков.

В пенитенциарной науке существует множество определений воспитательной работы. А. И. Зубков определял воспитательную работу как комплекс мер по распространению и утверждению общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на формирование гражданской позиции осужденных, их готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежитиях . М. П. Стурова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. А. Тюгаева рассматривают воспитательную работу как деятельность субъекта (воспитателя), направленную на организацию системы внешних воздействий на воспитуемых, их жизни и деятельность, т. е. профессиональную деятельность педагога, воспитателя . С. А. Ве-тошкин определяет воспитательную работу с осужденными как действия администрации пенитенциарного учреждения, образовательных, культурных и иных организаций, граждан, направленные на формирование правопослушного поведения лишенных свободы на основе социально-педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иными путями воспитательного воздействия, повышение образовательного и культурного уровня осужденных .

На наш взгляд, наиболее полным определением является то, которое было сформулировано в Методических рекомендациях по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России: воспитательная работа с осужденными — это система психолого-педагогических мер, способствующих исправлению осужденных, преодолению их личностных деформаций, их интеллектуальному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения .

Персональную ответственность за организацию воспитательной работы в ИУ несет начальник учреждения. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника ИУ, курирующий воспитательную работу, начальник по воспитательной работе с осужденными, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники группы социальной защиты осужденных, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, руководители кружков, члены совета воспитателей отряда .

Несмотря на то, что воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ, ядром воспитательной работы в ИУ является начальник отряда осужденных. Начальник отряда ИУ — ближайший для осужденных представитель администрации учреждения, являющийся центральной фигурой среди личного состава ИУ, организующий и проводящий всю воспитательную работу в отряде. Он обеспечивает комплексное использование методов и средств исправления осужденных, направленных на достижение цели, предусмотренной уголовно-исполнительным законодательством.

Функции начальника отряда ИУ включают следующие обязанности: изучать личностные качества осужденных, проводить с ними индивидуальную воспитательную работу, предупреждать и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации между осужденными, организовывать подготовку и проведение с осужденными просветительских, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и иных мероприятий и др. Такой подход позволяет использовать адекватные формы и методы воспитания осужденных, прогнозировать и корректировать их поведение.

Осужденные попадают в ИУ с определенным отрицательным отношением к окружающей среде и важным общечеловеческим и жизненным ценностям, поэтому перед начальниками отрядов стоит задача исправления осужденных . Он должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д. Чтобы выработать эти качества, воспитатель должен сам верить в конечный успех своей работы, с какими бы трудностями ему не пришлось столкнуться.

Для решения воспитательных задач начальнику отряда необходимо учитывать личностные особенности, факторы и условия, повлиявшие на формирование личности. Полная и достоверная информация о личности и обстоятельствах ее формирования служит основой для выявления причин преступления, разработки

программ исправления осужденного и адаптации его к условиям ИУ, основных средств воздействия. Именно поэтому воспитательная работа в ИУ проводится с учетом возрастных, гендерных, индивидуально-психологических особенностей осужденных, образовательного уровня и их криминальной зараженности с применением различных форм и методов психолого-педагогического воздействия на осужденных.

Важнейшую роль в изучении личности осужденного играет первичный этап отбывания наказания. От правильной организации воспитательной работы в этот период, которая основывается прежде всего на профессионализме начальника отряда, во многом зависит возможность исправления осужденного. Согласно ч. 2 ст. 79 УИК РФ все прибывшие в ИУ осужденные помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В это время они находятся в специально оборудованном помещении, где осуществляется первоначальная подготовка осужденных к условиям отбывания наказания.

На этапе пребывания осужденного в карантинном отделении воспитательная работа начинается с изучения его личности и интересов. В этот период, кроме обязательного сбора информации, дающей представление о социальной жизни осужденного, ознакомления осужденного с правилами внутреннего распорядка и традициями учреждения, необходимо выявить его наклонности, увлечения, хобби. Данная работа проводится начальником отряда и психологом с использованием имеющихся специальных методик.

По итогам обследования осужденного в карантинном отделении разрабатывается план индивидуальной работы с осужденным с учетом письменных предложений заинтересованных служб. Начальник отдела по воспитательной работе с осужденными осуществляет контроль за составлением и выполнением начальником отряда плана индивидуальной работы с осужденным. Выполнение разработанного плана обсуждается не реже одного раза в полугодие на заседа-172

нии совета воспитателей отряда. В случае отсутствия положительного результата от проводимой индивидуальной воспитательной работы с осужденным во время обсуждения могут вноситься изменения в план индивидуальной работы с осужденным.

После распределения осужденного в отряд начинается новый этап воспитательной работы, которая организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий отбывания наказаний. За время пребывания в ИУ осужденные могут находиться в различных условиях отбывания наказания — обычных, облегченных, строгих.

Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний. Т. е. при неизменной стратегии деятельности изменяется методика воспитательной работы с осужденными, находящимися на разных условиях отбывания наказания.

Значительная часть осужденных находится в обычных условиях отбывания наказания. Здесь проводится воспитательная работа в соответствии со всеми предъявляемыми к ней требованиями, при этом на обычных условиях осужденные готовятся для перевода в отряды с облегченными условиями отбывания наказания и постоянно контролируются осужденные «группы риска» для перевода в строгие условия.

Социологические исследования показали, что уже при поступлении в исправительное учреждение большая часть осужденных желает отбывать наказание в облегченных условиях. Это свидетельствует о потребности осужденных в более комфортных условиях отбывания наказания. Поэтому стимулирующие технологии, предусматривающие улучшение условий отбывания наказания, весьма эффективны в исправительных учреждениях.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится в ИУ в свободное время. Практика показывает, что в ИУ, в которых деятельность служб и отделов носит выраженную воспитательную направленность, а администрация решает проблему организации культурного досуга осужденных, наблюдается меньше нарушений режима содержания и порядка отбывания наказания по сравнению с теми ИУ, где эта работа слабо организована.

Одним из эффективных способов организации досуга осужденных в ИУ является кружковая работа. Кружковая работа предусматривает формирование групп осужденных, объединенных общими интересами и увлечениями, координацию их работы администрацией ИУ с учетом значимости общественно-полезной деятельности. Организация кружковой работы с осужденными в ИУ помогает решению таких задач, как организация досуга осужденных, духовное, профессиональное и физическое развитие, формирование здорового образа жизни осужденных . Однако отсутствие специалистов по кружковой работе, а также недостаточное внимание к этому аспекту деятельности со стороны руководства учреждений и отсутствие средств, выделяемых на кружковую работу из бюджета, не позволяют организовать в ИУ на должном уровне.

Практическое решение проблем организации кружковой работы с осужденными предполагает наличие надлежащей материальной базы, финансового обеспечения данного вида деятельности. Однако решение этих проблем не гарантирует активного участия осужденных в кружках. Нужен организатор кружковой работы в ИУ, имеющий соответствующую подготовку и желание работать с осужденными. Но данное обстоятельство — не единственная проблема, с которой сталкиваются сотрудники при организа-

ции воспитательной работы с осужденными в ИУ.

Для определения наиболее актуальных проблем организации воспитательной работы с осужденными в ИУ был проведен опрос начальников отрядов, который показал следующие результаты.

— Воспитательная работа с осужденными в ИУ организуется без учета интересов осужденных. В этой связи необходимо привлекать осужденных к организации воспитательных мероприятий, участию в кружке, спортивной секции, выполнению разовых поручений и т. д. с учетом их склонностей, личностных особенностей и ценностных ориентаций.

— В большинстве ИУ отсутствует методическое сопровождение воспитательной работы с осужденными, что не позволяет должным образом организовывать педагогическое взаимодействие научными сведениями, опытом воспитательной работы с осужденными других ИУ. Для решения этой проблемы целесообразно создание методического совета в ИУ, который будет способствовать повышению педагогического мастерства сотрудников, а также оказанию помощи в работе по исправлению осужденных, выработке рекомендаций по внедрению в практику более эффективных форм и методов воздействия осужденных.

— Уровень взаимодействия между отделами и службами в ИУ является низким. Низкий уровень взаимодействия в коллективе сотрудников ИУ ведет к отсутствию единства режимно-педагогических требований к осужденным, что негативно влияет на процесс их исправления. Для повышения эффективности взаимодействия между отделами и службами в ИУ считаем целесообразным разработать краткосрочные курсы повышения квалификации руководителей ИУ по вопросам организации воспитательной среды в ИУ.

Литература

1. Горкина, С. А., Смолев, С. М. Воспитательная работа в центрах исправления осужденных: проблемы и перспективы эксперимента. — Режим доступа:

http://www.fsin.su/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/36 /23.pdf.

2. Зауторова, Э. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. — 356 с.

4. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России: письмо заместителя директора ФСИН России от 28.02.2017 № 0211843.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стурова, М. П., Тюгаева, Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. — Рязань: Академия ФСИН России, 2010. — 424 с.

Сведения об авторе

Ивашко Наталья Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат педагогических наук. E-mail: ivashkon@mail.ru

РЕФЕРАТ

«Особенности воспитательной работы с осужденными, придерживающихся уголовных традиций»

Характеристика осужденных, придерживающихся уголовных традиций. Личность лидера группы отрицательной направленности

Список использованной литературы

Приступая к изложению первой части вопроса, мы должны отметить, что специальных исследований осужденных, придерживающихся уголовных традиций не проводилось. Поэтому мы будем основываться на общих данных Михлина А.С. См.: Михлин А.С. Осужденные. Кто они? — М.,1996. С. 71. и на работах Коломытцева Н.А. См.: Коломытцев Н.А. Особо опасные рецидивисты в колониях и тюрьмах. — Рязань, 1994. С. 42. и других авторов.

Характеризоваться будут осужденные мужского пола содержащихся в исправительных колониях строго и особого видов режима, так как в этих колониях очень много лиц, уже не однократно судимых. Для этих осужденных характерно высокая степень предосторожности и конспирации поведения. Следует отметить, что в исправительных колониях особого вида режима 96% всех осужденных составляет лица при особо опасном рецидиве См.: Михлин А.С. Осужденные. Кто они? — М., 1996. С. 48.. Начнем с социально демографической характеристики.

Возраст.

Основываясь на данных Михлина А.С., Коломытцева Н.А., можно сделать вывод о том, что около 85% лидеров и участников групп отрицательной направленности имеют возраст 30-45 лет. При этом средний возраст около 36-38 лет. Они, как правило, житейски зрелые люди, имеющие достаточно преступный опыт.

Семейное положение.

Надо отметить, что в исправительных колониях строго и особого видов режима среди осужденных, придерживающихся уголовных традиций, не имеют семьи около 80 %. У лидеров преступных групп, так называемых «воров в законе» старой формации, этот показатель значительно выше, так как иметь семью им запрещали старые «воровские» законы.

Образование.

Образовательный уровень данной категории осужденных соответствует в основном среднестатистическим показателям и равен среднему общему и среднему специальному образованию. Но есть незначительное число осужденных, имеющих и высшее образование (в том числе и незаконченное) и неполное среднее.

Трудоспособность.

Более 80 % осужденных этой категории являются полностью трудоспособными, а 5-7%- ограниченно трудоспособными. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что значительное большинство осужденных администрация ИУ может использовать в трудовом процессе, который может оказать позитивное влияние на них ( к сожалению, очень редко в ИУ осужденные трудоустроены полностью).

Уголовно-правовая характеристика.

Осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, чаще всего совершают корыстные преступления — примерно 45-50%, около 15-20% совершают корыстно-насильственные преступления, около 30-35% -насильственные преступления.

Судимости.

В среднем участники групп отрицательной направленности имеют 2-3 судимости, а лидеры таких групп, особенно старые «воры в законе», по 4-5 и более судимости. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что указанная категория осужденных имеет преступный опыт, может конспирировать свою противоправную деятельность в учреждении, что затрудняет борьбу с подобными лицами.

Наличие поощрений и взысканий.

Значительное большинство рассматриваемых осужденных (85-90%) не имеет поощрений, зато они «преуспели» в получении взысканий, среднее число которых у них равно 3-5 (в том числе и злостные нарушения режима). Многие имеют и большее число взысканий. Автор данной работы, проходя весной 2001 года преддипломную практику в одном из учреждений УИН МЮ по Ульяновской области, изучил личное дело одного из таких осужденных, который имел более 15 взысканий (в том числе нарушение внутреннего распорядка, не выполнение законных требований администрации). Завершая рассмотрение этой части вопроса, про анализируем распределение осужденных по степени исправления.

Цифры в целом закономерны: встали на путь исправления — 5-10% осужденных, не встали на путь исправления — 60-65%, являются злостными нарушителями режима — около10-15 %.

Таким образом, данная категория осужденных с большим трудом поддается исправительному воздействию, а многие из этих лиц не меняют своей отрицательной направленности.

Прежде чем охарактеризовать личность лидера группы отрицательной направленности, считаем необходимым, осветить вопрос о структуре группы отрицательной направленности.

Ее возглавляет лидер (босс, «авторитет»). Он имеет помощника- «советника».

Следующим важным участником группы является «казначей», который отвечает за общую нелегальную кассу — «общак».

Далее идут непосредственные исполнители воли лидера группы-«быки», «громоотводы». В группе могут состоять и не которые осужденные молодежного возраста, увлеченные уголовной «романтикой», находящиеся на положении учеников. Они пользуются покровительством со стороны лидера. Кроме того, в сферу деятельности группы могут попадать осужденные, именуемые «шестерками», «обиженными», которых используют для выполнения не престижных либо явно противоправных поручений См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998. С.128..

Более подробно остановимся на личности лидера отрицательной группы, так как он является ее координатором и цементирующим началом. Поскольку в местах лишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, пусть и понимаемую по-своему, то существует потребность в защите нарушенной справедливости. Лидеры групп берут на себя эту важную роль.

Лидер-это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей См.: Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. / Под общ. ред. Антоняна Ю.М. — М., 1989. С.6.. Принято считать, что лидеры утверждают свою власть с помощью силы. Но это не так. На вопрос: «Что вас привлекает в ваших лидерах?» — почти все опрошенные отвечали примерно следующее: «Независимость; умение постоять за себя; смелость в отстаивании своих взглядов; отсутствие страха перед лишениями» См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998. С. 153..

Лидеры сразу же обращают на себя внимание: они лучше других одеты, подтянуты, высказывают своеобразный тюремный шик, поскольку внешний вид является показателем их статуса. Лидер- человек наблюдательный, умеющий собирать и анализировать нужную для него информацию, наличие которой позволяет ему правильно ориентироваться в сложных ситуациях и помогает принимать верное решение для достижения целей. Он имеет хорошие организаторские способности, владеет тайными способами общения, инициативен, предельно внимателен.

Сегодня в колониях отбывают наказание разные типы лидеров.

«Старые» лидеры. Придерживаются обычаев и традиций 40х-50х годов. Как правило это осужденные старших возрастов, имеющие большой преступный опыт, много судимостей, «незапятнанную» репутацию, значительный авторитет, как в исправительных учреждениях, так и на свободе.

Они являются противниками любого взаимодействия с правоохранительными органами.

«Новые» лидеры. Отличаются более молодым возрастом, меньшим числом судимостей. В своих интересах могут заключить соглашение с правоохранительными органами, в том числе и с администрацией ИУ.

Сегодня в ИК большинство составляют «новые» лидеры. Выделяют следующие типы лидеров:

1. лидеры наиболее трудных в воспитательном отношении групп. Это группы со скрытой отрицательной направленностью. В них входят самые трудные и волевые осужденные, отрицательно настроенные, знающие тюремные традиции и обычаи;

2. лидеры, возглавляющие группы с пассивной открытой отрицательной направленностью (всегда чем-то недовольных);

3. лидеры, возглавляющие группы с открытой активной отрицательной направленностью (злостные нарушители режима, открыто выражающие недовольство администрацией) См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998. С. 133..

Рассмотрим функции лидера отрицательной группы направленности:

1. организация каналов проникновения в ИУ запрещенных предметов, налаживание незаконных связей с работниками ИУ;

2. выявление осужденных, которых можно эксплуатировать для пользы группы;

3. организация «общака» и контроль за ними;

4. активная пропаганда «воровской идеологии» и контроль за ее исполнением;

5. организация противоборства администрации, направленного на ослабление режима;

6. контроль над конфликтными ситуациями и их разрешение;

7. организация азартных игр;

8. определение тактики и организация «контрразведывательной» деятельности, в первую очередь, в отношение персонала в ИУ;

9. решение вопроса о необходимости массовых выступлений осужденных;

10. организация жалоб осужденных на «тяжелые» условия отбывания наказания в ИУ;

11. участие в сходках регионального характера;

12. оказание влияния на трудовое и бытовое устройство конкретных осужденных.

Особенности воспитательной работы с осужденными, придерживающихся уголовных традиций

Прежде всего, надо отметить то, что об исправление подобных осужденных можно говорить с весьма большой долей условности. Как было сказано ранее, эти лица чаще всего зрелого возраста, имеют опыт преступной деятельности, неоднократно судимые. У них преобладает ярко выраженная антисоциальная установка, ясная жизненная позиция.

Используется две формы воспитательной работы: индивидуальная и коллективная.

Рассмотрим форму индивидуального воздействия. Часто именно она может стать наиболее эффективной (а порой и единственной) в воспитательной работе. В индивидуальных контактах с персоналом ИУ лидеры отрицательных групп весьма осторожны. Стараются держаться незаметно. Вместе с тем обычно не скрывают своих убеждений, пытаются их аргументировать и даже бравируют ими. Позиция таких осужденных следующая: «Ты, начальник, меня не трогай, тогда и тебе ничего не будет», поэтому администрация может использовать некоторые индивидуальные особенности личности лидеров, в частности способность оказывать влияние на других осужденных. При этом недопустимо, чтобы сотрудник подстраивался под данного осужденного, шел у него на поводу.

Для выбора конкретных приемов воспитательной работы начальник отряда должен тщательно изучить личное дело этого лидера, выявить роли и функции, которые осуществляет этот осужденный. Сотрудник (воспитатель) не должен подвергать критике личность осужденного. Он обязан принять его таким, каков он есть со всеми недостатками. Попытки убедить его изменить свое поведение должны осуществляться не только с помощью предъявления ему строгих законных требований, но и с учетом эмоционально-психических особенностей его личности. Одним из непременных условий успеха в этом деле является соблюдение принципа уважения личности, умение внимательно отнестись к мировоззрению и частным проблемам осужденного (но отнюдь не заигрывание с ним). Воспитатель много выиграет, если станет серьезно обсуждать тему жизненных перспектив и, по возможности, окажет реальную помощь. Весь смысл индивидуальной воспитательной работы с лидерами состоит в том, чтобы попытаться направить оценку или своих действий за пределы той «внутренней» позиции, с которой они смотрят на свою жизнь вообще и поступки в частности. При этом воспитатель (начальник отряда) сталкивается с таким психологическим феноменом как сопротивление воспитательному воздействию (осужденных неосознанно оправдывает свое поведение). Сопротивление выражает стремление личности сохранить целостность, определенность своего «я», уровень самосознания, самоуважения и самооценки.

Воспитатель должен при создании специальной воспитательной ситуации учитывать конкретные формы такого сопротивления. Это может быть: — прямой уход от вопросов и любых других способов общения. В данном случае начальник отряда должен изучить обстоятельства того, почему осужденный оказался в ситуации непонимания его другими людьми. Далее необходимо терпеливо объяснить ему собственное состояние, переживания. При этом воспитатель должен говорить как бы «за осужденного», от его имени и, по возможности, его словами. Если это удается сделать хотя бы отчасти, то сужденный будет стремиться к установлению эмоционального контакта с воспитателем.

Другой формой сопротивления воспитательному воздействию является преувеличение ценности личных качеств, утверждение своей исключительности и неповторимости. Суть отношений с такими осужденными должна состоять в том, что воспитателю следует поначалу принять позицию осужденного и не подвергать резкой критике его отношение к себе и другим. Если воспитатель не сделает этого, то со стороны лидера весьма вероятной будет реакция явного раздражения, даже враждебного отношения. Воспитатель должен не наказывать осужденных, открыто выражающих свою враждебность. А подводить к осознанию происхождения враждебности, показывать другие пути выхода из конфликта. После того как сопротивление будет уменьшено (преодолено), осужденный оказывается способным к восприятию воспитателя и его высказываний, что позволяет проводить дальнейшую корректировку его личностной позиции.

Кроме того, в работе с подобной категорией осужденных эффективными могут оказаться и другие, более радикальные методы. Один из них — создание воспитательной ситуации, которая работает по методу «взрыва», разбивает внутренние позиции «авторитета» и обуславливает его отход от группы отрицательной направленности. Например, у матери, приехавшей на свидание к осужденному, украли в дороге кое-какие вещие. Начальник отряда использовал этот случай в воспитательных целях, после чего лидер как-то начал пересматривать свое отношение ко многим вопросам. Начальник отряда разыскал родственников осужденного, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Известие об этом настолько ошеломило осужденного, что он резко изменил свое поведение к лучшему.

Теперь рассмотрим форму коллективного воздействия на осужденных, придерживающихся уголовных позиций. К этой форме следует отнести использование коллективного мнения. Важное значение приобретает умелый выбор способов воздействия коллектива на личность. В одних случаях обсуждение нужно провести на собрании. В других — на заседании актива. В третьих — в присутствии 1-2 членов коллектива. В четвертых — беседа воспитателя наедине с осужденными.

Групповые формы воздействия на лидеров основываются на том обстоятельстве, что авторитет лидера возникает только в группе, а поэтому главное-работа с малыми неофициальными объединениями осужденных. Всю воспитательную работу по руководству формированием малых групп можно разделить на несколько основных видов:

Профилактическая работа предполагает:

1. предупреждение возникновения групп отрицательной направленности;

2. изучение вновь прибывших осужденных и выявление возможных лидеров;

3. пресечение азартных игр;

4. индивидуальная работа с вновь прибывшими осужденными.

Локализующая работа предусматривает своевременную локализацию групп отрицательной направленности. С этой целью осужденным наглядно показывают методы и способы вовлечения в такие группы, махинации в азартных играх; разъясняется эгоистическая сущность взаимоотношений в этих группах.

Ликвидационные мероприятия могут быть как организационно-педагогического, так и сугубо режимного характера. Сюда включаются и жесткие меры дисциплинарного воздействия и психолого-педагогическое воздействие.

Переориентация направленности малой группы достается следующими способами:

1. переориентация лидера;

2. развенчание лидера;

3. развенчание лидера и создание авторитета одному из членов группы, имеющему те или иные положительные качества;

Большую помощь администрации ИУ в переориентации лидеров и членов группы отрицательной направленности оказывают письма родных и близких, коллектива, в котором осужденный работал до лишения свобод, встречи с родственниками. Не менее эффективным будет и воздействие лиц, мнением которых осужденные дорожат. Большую помощь могут оказать лица, порвавшие с преступным прошлым. Их выступление в коллективе осужденных по местному радио, многотиражке, стенной печати помогают администрации в переориентации подобных лиц.

Развенчание лидеров преступной среды в ИУ как один из методов воспитательной работы

Один из методов борьбы с группами отрицательной направленности — это развенчание их лидеров. Как отмечалось ранее, лидер является основообразующим элементом подобной группировки. Поэтому после компрометации эта группа часто распадается и прекращает свою противоправную деятельность. В данном вопросе мы рассмотрим методы нейтрализации, применяемые на практике в исправительных учреждениях.

Сильно бьет по авторитету лидера неоднократный вызов в оперативный отдел по громкоговорящей связи или через дневальных. В оперотделе с осужденным проводят формальные беседы на любые темы (а иногда просто вызывают, отпускают через определенное время, не разговаривая с ним). В некоторых ИУ, после того как осужденный покинул оперотдел, проводят обыски спальных помещений (рабочих мест). Такой прием будет особенно эффективным, если в ходе подобных обысков обнаружат запрещенные предметы, вещества.

Чтобы пресечь влияние воровского сообщества на деятельность ИУ, исключить распространение в местах лишения свободы уголовно-воровских традиций, необходима серьезная изоляция «авторитетов» преступного мира и их ставленников от общей массы осужденных. Для этого целесообразно, на наш взгляд, создать специальные ИУ, в которых содержалось бы подобная категория осужденных. В таких учреждениях на работах по хозяйственному обслуживанию не могут использоваться никакие другие осужденные. Опыт деятельности подобных ИУ есть. С 1985 года в Усольское ИУ направлялись «воры в законе» и иные «авторитеты» со всего Союза. Эти осужденные должны были проводить уборку помещений, территории, участвовать в работах по хозобслуживанию, т.е. нарушать воровские «заповеди». Они давали расписки об отречении от воровских идей. Их выступления о несостоятельности воровской идеологии записывались на кассеты и демонстрировались в других ИУ. В этой колонии, неофициально названной «Белый лебедь», с 1985 по 1990 годы было развенчано 119 «воров в законе» и уголовных «авторитетов». Сам факт пребывания в «Белом лебеде» сильно бил по престижу подобных осужденных, вызывал недоверие со стороны остальной части спецконтингента.

Проведем еще пример развенчания уголовного «авторитета». В одном из ИУ образовалась группа отрицательной направленности численностью до 10 человек. Ее лидер пообещал участникам в скором времени получение запрещенных предметов и веществ, в том числе спиртных напитков и денег. Об этом стало известно оперативному отделу, сотрудники которого при тесном взаимодействие с отделом безопасности, производственной службой, другими частями и отделами установили такой контроль, что всякая передача каких бы то ни было запрещенных предметов стало невозможной. В результате лидер не смог выполнить своих обещаний и утратил свое положение, а сама группа постепенно распалась См.: Разинкин Воры в законе и преступные кланы. //Человек: преступление и наказание. — Рязань, 1994, № 1 (2). С. 26.

Анализ накопленного в Димитровградском ИУ ЮИ 78/СТ-2 и других учреждениях опыта работы при нейтрализации воровских и иных «авторитетов» позволяет выделить основные элементы тактики борьбы с этими явлениям в местах лишения свободы:

1. надежное оперативное прикрытие воровского «авторитета» и его окружения;

2. сбор информации о личности воровского «авторитета» и его деятельности с целью уяснения слабых и сильных сторон, положения и взаимоотношений в уголовном мире;

3. поиск компрометирующих сведений, в том числе и в прежних местах отбывающих наказания;

4. создание таких условий для отбывания наказания, которые бы вынуждали его нарушить «кодекс арестантской чести»;

5. подрыв доверия к «авторитетам» со стороны других членов уголовного сообществ, его окружения и основной массы осужденных на основании полученных компрометирующих данных;

6. целенаправленная оперативно-профилактическая и воспитательная работа по разоблачению несостоятельности идеологии и ее вреда;

7. закрепление полученных результатов в форме письменного отречения от воровской идеологии и организация выступления по местному радиовещанию, в многотиражной печати и т.д.

А вот что рекомендовали в 50-х годах бывшие «авторитеты»: «Первое, что важно предпринять в борьбе с уголовно-преступным элементом в местах заключения, -это радикально дорезать и выкорчевать среди воров их воровской закон. Порвать их липкую непосредственную связь, которая окутала весь преступный мир и держит его под невидимой данью. Если мы освободим воров-рецидивистов от их мнимой лжезаконности, то мы раз и навсегда покончим с зарождением мастей в преступном мире».

Есть еще один способ нейтрализации «авторитета», который может привести к распаду отрицательной группировки, перевод лидера из колонии в тюрьму.

Сегодня в ИУ созданы локально-профилактические участки (ЛПУ), в которых должны содержаться только уголовные «авторитеты», «смотрящие» за зонами и их ближайшие сподручные. При этом не должно быть никаких связей таких осужденных с осужденными, размещенными в зоне. Следовательно, «авторитеты» не могут воздействовать на основную массу спецконтингента. В некоторых учреждениях практикуется водворение в ЛПУ злостных нарушителей режима, не относящихся к «авторитетам». Таких осужденных должны помещать в ШИЗО, а иначе обесценивается сама суть ЛПУ.

Осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, представляют собой один из самых сложных типов криминальных личностей.

Мы постарались дать характеристику подобных лиц, раскрыть личностные черты лидеров групп отрицательной направленности и особенности воспитательной работы с ним, а также обратили особое внимание на приемы и методы развенчания уголовных «авторитетов».

Считаем, что индивидуально-воспитательная работа с осужденными является приоритетной в системе целенаправленного воздействия на них.

Следует, безусловно, помнить о том, что воспитатель (начальник отряда) сам обязан быть высоконравственном человеком, ибо, по нашему глубокому убеждению, личность сотрудника может положительно влиять на подобный контингент.

Список использованной литературы

1. Гуров А.И. Профессиональная преступность. — М., 1990.

2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. /Под ред. Зубкова А.И., Стуровой М.А. — Рязань, 1993.

3. Коломытцев Н.А. Особо опасные рецидивисты в колониях и тюрьмах. — Рязань, 1994.

4. Михлин А.С. Осужденные. Кто они? — М.,1996.

5. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. / Под общ. ред. Антоняна Ю.М. — М., 1989.

6. Разинкин Воры в законе и преступные кланы. //Человек: преступление и наказание. — Рязань, 1994, № 1 (2).

7. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998.

Добавить комментарий