В результате изучения главы 7 студент должен:
знать понятие и формы экономической интеграции государств; связь процессов экономической интеграции и международного таможенного права;
уметь определять форму экономической интеграции; устанавливать взаимосвязи между таможенным регулированием и формой экономической интеграции;
владеть навыками анализа основных форм, стадий экономической интеграции.
Содержание
- Понятие и формы экономической интеграции государств
- Международная экономическая интеграция
- Содержание и значение международной экономической интеграции
- Согласованная политика в различных областях (в том числе в области регулирования сельского хозяйства, в налоговой, валютной, внешнеторговой, научно-технической и других областях).
- желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей;
- сокращение издержек на масштабах производства;
- приобщение к экономическому и технологическому опыту более развитых соседей.
- — укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;
- Этапы международной экономической интеграции
- — экономический и валютный союз.
- Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве
- Этап свободной торговли (1958-1967 г.г.);
- Между ЕС и ЕАСТ в 1991 году было подписано соглашение о Едином Европейском экономическом пространстве, которое предусматривает:
- свободное движение товаров и услуг, капиталов и населения;
- 3.Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие. Под ред. И.Л. Платоновой — М.: Изд-во БЕК, 1996.
- 11.Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: пер. с англ. — 11-е изд. — М.: Республика, 1992. — Т1,Т2.
- 15.Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Понятие и формы экономической интеграции государств
Важной особенностью развития мирового хозяйства и международных экономических отношений является формирование региональных торгово-экономических объединений государств, или так называемый процесс экономической интеграции государств. Интеграция (от лат. integrum – целое, integratio – восстановление, восполнение) – сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира. Иными словами, это различного рода объединение.
Термин «экономическая интеграция» означает сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств.
Экономическая интеграция является составной частью глобализации как процесса нарастания всеобщей взаимосвязанности мира.
Глобализация – это новейшая стадия процесса интернационализации, экономического, политического и культурного взаимодействия различных государств, приобретение этим взаимодействием многостороннего характера и всемирного масштаба.
Экономическая интеграция, таким образом, носит международный характер и может быть определена также как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного единого, целостного экономического, а возможно, и политического пространства, основывающегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
По своей экономической сути интеграционные объединения представляют собой разновидность преференциальных систем в таможенном отношении.
Пути обеспечения экономической интеграции:
- 1) снятие ограничений на перемещение товаров и транспортных средств, капиталов и услуг;
- 2) согласованная межгосударственная политика в области экономики и таможенного дела.
В международном экономическом и таможенном праве различают четыре основные формы экономической интеграции.
1. Зона (ассоциация) свободной торговли. Это, можно сказать, первая ступень и простейшая форма движения к интеграции.
Отличительные признаки:
- – отмена таможенных и иных ограничений для торговли товарами (обычно с большими или меньшими исключениями) между странами – участницами зоны;
- – сохранение за государствами – участницами зоны самостоятельной торговой политики и своих национальных таможенных тарифов по отношению к третьим странам.
Примерами зон свободной торговли могут служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и упомянутая НАФТА (Северо-Американская ассоциация свободной торговли: США, Канада, Мексика).
Европейская ассоциация свободной торговли создана в 1960 г. первоначально семью европейскими странами по инициативе Великобритании с целью обеспечения свободной торговли между странами-членами. Это было первое объединение такого типа. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. Уже в 1966 г. между странами – членами ЕАСТ была создана зона свободной торговли промышленными товарами без пошлин и количественных ограничений. Что касается сельскохозяйственных товаров и продуктов морского промысла, то взаимная торговля регулируется на основе особых соглашений. После заключения соглашения между ЕАСТ и ЕЭС с 1977 г. создана зона свободной беспошлинной торговли европейских стран-участниц (для промышленных товаров).
От зон свободной торговли следует отличать так называемые свободные экономические зоны (свободные гавани и т.п.). Эти последние образуются обычно государствами односторонне на собственной территории с целью привлечения различными таможенными, налоговыми и т.п. льготами иностранных инвесторов, транспортных и т.п. предприятий. Соответственно, такие зоны международно-правовыми образованиями не являются.
В международном экономическом праве есть официально закрепленное определение понятия «зона свободной торговли». Это ст. XXIV ГАТТ «Территориальное применение – Приграничная торговля – Таможенные союзы и зоны свободной торговли», согласно которой под зоной свободной торговли должна пониматься группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий.
2. Таможенный союз – это более высокая форма экономической интеграции.
Отличительные признаки:
- – свободная, беспошлинная торговля товарами внутри союза;
- – ликвидация национальных тарифов стран-участниц государствами – членами таможенного союза общей торговой политики;
- – установление единого для всего объединения государств таможенного тарифа для торговли с третьими странами и, таким образом, образование единого таможенного пространства с общей таможенно-тарифной и нетарифной защитой в отношении других стран.
Согласно ст. XXIV под таможенным союзом должна пониматься замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Далеким историческим прецедентом был таможенный союз немецких государств в середине XIX в., предшествовавший объединению Германии. В наши дни такой союз был после Второй мировой войны осуществлен в рамках Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Таможенный союз – элемент интеграционной структуры Европейского союза.
3. Общий рынок.
Главным отличительным признаком общего рынка является осуществление четырех «свобод»: свободы торговли товарами, услугами, движения капиталов и, наконец, свободы миграции рабочей силы.
При общем рынке:
- 1) отсутствуют таможенные пошлины и нетарифные ограничения торговли между странами-участницами;
- 2) проводится либеральная валютная политика, что обеспечивает свободное движение капитала;
- 3) открываются границы для свободного движения лиц, в том числе как рабочей силы, путем отмены виз, признания документов об образовании.
Общий рынок можно лишь условно считать особой правовой интеграционной формой, поскольку образование его обычно связано с другими интеграционными мерами, осуществляемыми в рамках создания экономического сообщества, союза. Общий рынок экономически наиболее продвинутая стадия построения полного интегрированного объединения государств и по существу означает уже состоявшуюся интеграцию.
Впервые в наше время общий рынок был образован в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Евратома.
4. Экономический союз.
Эту форму экономической интеграции можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Ее характеризуют следующие черты:
- – построение общего рынка;
- – углубленная гармонизация всей экономики стран- участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и реальной единой валюты;
- – проведение общей бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной обороны;
- – гармонизация социальных условий жизни, образования, внутренних гражданских, административных порядков;
- – создание экономического и валютного союза.
Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий и к общему федерализму.
Первыми экономическими союзами, как они понимаются в наше время, были Бельгийско-Люксембургский экономический союз (БЛЭС), образованный еще в 1921 г., а затем Бельгийско-Нидерладско-Люксембургский Союз (Бенилюкс). В последующем они, что касается их экономического значения, практически растворились в Европейском союзе, который и является единственным современным и впечатляющим примером построения действенного экономического союза.
Европейский союз был образован под этим названием на основе Маастрихтского договора 1992 г., но фактически на базе предшествовавших достижений в ходе осуществления Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.
Что касается международной правосубъектности только что перечисленных организационно-правовых форм, типов (этапов) построения межгосударственной интеграции, такая правосубъектность целиком зависит от конвенционно закрепленных договоренностей государств – участников данных международных учреждений.
Человечество перешагнуло рубеж в двадцать первое столетие.
Два последних тысячелетия были эпохами войн и революций, которые не принесли для человечества ничего, кроме вражды, болезней, разрушений и раздора как между народами, так и между странами и государствами. Новое столетие и новое тысячелетие должны в корне изменить эти отношения. Новое столетие и новое тысячелетие должны стать эпохой интеграции народов, стран, континентов, глобализации экономики и глобализацией во всех сферах жизни человека, для того чтобы избежать войн, революций, проявлений вражды и расизма между народами. Основная идея данной статьи заключена в следующем тезисе: «Двадцать первый век это век интеграции и глобализации”.
Интеграция — это естественный процесс. Интеграция означает сближение, слияние, объединение частей, участвующих в интеграционном процессе, но при сохранении их идентичности. Поскольку речь идет о всемирной интеграции, то следует отметить, что она основывается на развитии мирового производства, мирового рынка, коммуникаций, особенно транспорта и космических связей. Предваряя мои рассуждения об интеграции, сразу скажу, что мои более ранние утверждения остаются неизменными в той части, которые относятся к определению интеграции. Всемирная интеграция не происходит сама по себе, она опирается на интеграционные процессы, которые протекают в регионах. Процесс региональной интеграции уже имеет место в ряде районов земного шара. Можно указать на европейскую интеграцию, на интеграцию стран Юго-Восточной Азии, на интеграцию стран Африки, на интеграцию стран арабского мира, на интеграцию стран Северной Америки.
Рост интеграционных процессов, региональных или мировых говорит о том, что это естественный процесс. Интеграция региональная или мировая означает сближение людей, народов, стран, единое целое при сохранении их национальной идентичности.
В течение многих столетий народы мира жили в условиях автаркии, замкнутости, изоляции друг от друга, без больших связей между собой, в отсутствие знаний друг о друге. Автаркия вела к отсталости целых народов, стран, континентов, тогда как сближение, укрепление связей между народами, открытость между ними вела и ведет к успеху, к большому прогрессу, к развитию экономики, культуры, искусства, к увеличению знаний и т.д. Поэтому автаркия и интеграция это понятия не совместимые, они антиподы. Вместо автаркии народы могут и должны проводить политику интеграции в региональном и мировом масштабе. А это означает открытость. Открытость границ, не политических, а экономических, открытость национального рынка для свободного продвижения товаров, капитала, услуг и лиц, открытость общества для свободного обмена идеями, достижениями науки, культуры, искусства и языка, в области обычаев, нравов и традиций национальной кулинарии. Только при соблюдении этих условий можно говорить об интеграции.
Интеграция — это явление сложное. Для ее реализации необходимо время, добровольность, терпение, компромисс. Иными словами, для проведения интеграции необходимо подготовить сознание народов к интеграции. Все эти условия необходимо соблюдать, так как в рамках интеграционного процесса стоит вопрос о самом главном, а именно о суверенитете народа, точнее, о государственном суверенитете. Существуют множество факторов, влияющих на интеграцию регионального и мирового масштаба. И среди них, прежде всего, надо отметить производство. Производство в современном мире настолько разрослось, что оно выходит уже за пределы национальных, политических границ. Национальные, политические границы становятся тесными для современного производства.
Яркой иллюстрацией этому может служить деятельность Транснациональных корпораций. ТНК — это результат развития современного мирового производства. Деятельность ТНК, особенно их дочерних компаний во многих регионах земного шара сейчас внимательно анализируется, изучается их положительный и негативный опыт. Что касается положительного опыта, то речь здесь идет о том, что дочерние компании, выпуская производство на местах, создают дополнительные рабочие места, и тем самым содействуют решению проблемы безработицы. Что касается негативных сторон деятельности ТНК, то главный вопрос в том, создают ли, помогают ли, содействуют ли дочерние предприятия Транснациональных корпораций росту экономики, производства, новых отраслей на местах, где действуют и работают ТНК. Ясно одно, что Транснациональные корпорации — это яркий пример развития современного производства, и их деятельность, их разветвленность связывает между собой различные регионы земного шара. Поэтому Транснациональные корпорации — это яркий пример того, как производство влияет на интеграцию регионального и мирового масштаба.
Другим фактором, влияющим на интеграцию регионального и мирового масштаба, является рынок. Современный национальный рынок стал очень узким для производства, и оно ищет новые рынки для своей продукции. Эти рынки, современное производство находит на территории соседних стран, или на территории отдаленных стран различных регионов земного шара. На рынке сталкивается продукция различных стран, и в конкурентной борьбе побеждает продукция той страны, которая в качественном, количественном отношении и по цене представляет преимущества в сравнении с продукцией других стран. Те страны, которые поигрывают в конкурентной борьбе по тем или иным видам продукции, должны технологически улучшить качество своей продукции, сделать ее более дешевой, или же, создавать нечто новое, что не производят другие, для того чтобы занять свое место на региональном или мировом рынке. Кроме того, ясно, что та или иная страна не имеет возможности создавать все отрасли производства, для этого у страны не хватает капитала.
Отсюда страна нуждается в притоке иностранного капитала, для того чтобы развивать новые отрасли производства, современные, как в техническом, так и технологическом отношениях. Так или иначе, рынок из национальных масштабов перерастает в региональные или даже мировые масштабы, и рынок становится, таким образом, тем фактором, который во многом способствует интеграционному процессу в региональном или мировом масштабе.
Следующим фактором, влияющим на процессы интеграции регионального и мирового масштаба, является наличие полезных ископаемых, промышленного сырья, особенно энергетического сырья. Природа так распределила, что полезные ископаемые находятся, как раньше говорили, в районах третьего мира, в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Наличие в регионах развивающихся стран полезных ископаемых, прежде всего энергетического сырья, во многом способствует сближению между развитыми странами, индустриально развитыми странами и развивающимися странами. Конечно, здесь есть масса недоразумений, масса недовольств в отношениях между индустриально развитыми странами и развивающимися странами, ибо цены на готовую промышленную продукцию довольно высокие, тогда как цены на энергетическое сырье довольно низкие. Но в последнее время складывается очень интересная картина. Когда страны, владеющие в особенности энергетическим сырьем, нефтью и газом, начинают диктовать свои условия развитым странам, устанавливать цены на нефть и на газ таким образом, чтобы они не понижались до определенного уровня с тем, чтобы не уменьшался приток долларов, приток иностранного капитала в экономику стран, владеющих энергетическим сырьем. Именно они сейчас диктуют свои условия развитым странам.
Таким образом, происходит сближение между развитыми странами и развивающимися странами. Между развитыми странами и развивающимися странами существует тесная диалектическая связь. Страны, имеющие нефтяные запасы, не могут до бесконечности повышать цены на свою продукцию, ибо это может привести к удорожанию промышленной продукции, производимой в этих странах. А это может привести к сокращению потребления, а сокращение потребления промышленной продукции ведет к сокращению рабочих мест, к безработице, к понижению уровня производства, что, в конечном счете, может отразиться и на производстве нефти в развивающихся странах. Они могут насытить мировой рынок нефтепродукции и цены резко упадут, и эти страны ничего, в конечном счете, не выиграют. Такова диалектическая связь в области энергетического сырья между развитыми странами и развивающимися странами. Таким образом, взаимосвязь между развитыми странами и развивающимися странами, взаимозависимость в области энергетического сырья очень велика, и это является одним из важнейших факторов интеграции в региональном и мировом масштабе.
Важным фактором, влияющим на интеграцию, является экология. Экология стала важным элементом международных отношений, предметом международных дипломатических переговоров, важной связью между народами и странами земного шара. Если происходят катаклизмы в одном регионе земного шара, то они немедленно отражаются в других частях мира. Ни одна страна сама по себе не может решать экологические проблемы, для этого требуется усилие многих и многих стран региона и целого мира. На последних мировых конференциях, посвященных экологии, обсуждались, в частности, проблемы, вызванные глобальным потеплением планеты. Для их решения требуется объединение усилий как развитых стран, так и развивающихся стран.
Нельзя исключать из факторов, влияющих на интеграцию, и такой фактор, как наука и техника. Достижениями науки и техники пользуется все человечество. Однако с каждым годом, с каждым столетием расходы на науку и технику растут очень быстро. Наука и техника становятся очень дорогостоящим делом. Даже богатые страны, как Соединенные Штаты Америки или Западная Европа, не могут нести на себе бремя расходов на науку и технику. Наука и техника развивается в основном в трех регионах: это Северная Америки, Западная Европа и Япония. Они двигают науку вперед, но как было уже сказано, их достижениями пользуется все мировое человечество. Поэтому для дальнейшего развития науки и техники, освоения космического пространства, которые будут служить всему человечеству, требуется усилие всех стран мира, всех народов мира. Ярким примером совместного изучения развития науки и техники является создание международной космической станции, хотя в этой программе участвуют пока тринадцать стран, но со временем их число может увеличиться. Таким образом, наука и техника играют важную роль в интеграционном процессе.
Важным фактором, влияющим на интеграцию, является коммуникация. Коммуникация понятие объемное, оно охватывает такие элементы, как транспорт, космическая связь, телевидение, электронная почта, факс и так далее. Коммуникация связывает отдельные регионы между собой. Например, если произойдет объединение двух корейских государств, то уже сейчас вынашивается идея установления трансконтинентальной железнодорожной связи от Парижа до Сеула. Таким образом, может произойти объединение интеграции двух континентов, Европы и Азии. В середине XIX века один мудрый человек, размышляя о путях объединения разрозненных мелких итальянских государств, а в это время началось строительство железной дороги на территории Италии с Севера на Юг, сказал, что железная дорога — эта та нить, которая сошьет итальянский сапог. Продолжая эту мысль, можно сказать, что коммуникация — это как раз та нить, которая может соединить, связать воедино все континенты земного шара.
В середине 60-х годов двадцатого века профессор Колумбийского университета (Вашингтон) Роберт Мондель создал теорию четырех валютных зон, а именно, валютная зона Северной Америки, валютная зона Южной Америки, валютная зона Европы и валютная зона Юго-Восточной Азии. Теория Р.Монделя была признана в мировой экономической литературе, а ее автор в 1999 г. получил Нобелевскую премию. И именно в 1999 г. в Европе начала функционировать единая европейская валюта под названием «Евро». Журналисты окрестили Монделя отцом Евро. Сам Мондель ответил, что если она возникла в результате его теории четырех валютных зон, то он не возражает быть «крестным отцом” европейской валюты. Таким образом, можно сказать, что вслед за интеграцией производства начинается интеграция валют. И валюта, как фактор, оказывает сильное влияние на интеграционные процессы сначала в регионах, а затем и в мире.
И, наконец, важнейшим фактором, влияющим на интеграцию, особенно на интеграцию регионального масштаба, является стремление к безопасности, которая может обеспечивать спокойную, плодотворную жизнь народов и стран данного региона. Таковы основные факторы, влияющие на интеграционный процесс регионального и мирового масштаба.
Политика и политические режимы оказывают исключительно важное влияние на процесс интеграции. Интеграция возможна и даже необходима, если государство имеет демократические режимы. Демократия создает великолепные условия для интеграции, ибо она дает возможность каждому человеку, каждому народу развернуть свои способности. Она предоставляет экономические свободы, она обеспечивает свободу труда, она защищает интересы каждой личности. Государства с демократическими режимами защищают собственность человека, его свободу, защищают права человека, ибо государства, имеющие свободную либеральную экономику, свободный труд и свободный рынок подготовлены демократическим путем идти на интеграцию.
Таким образом, лишь только государства с демократическим режимом могут принять активное участие в интеграционном процессе как в масштабах региона, так и в масштабах всего мира. Для подтверждения этого тезиса в качестве примера можно указать на интеграционный процесс, происходящий в Европе. Во всех европейских странах существуют демократические режимы, где государство служит человеку, а не наоборот, где защищены свободы и права человека, где существует либеральная экономика, где существует свободный рынок, где существует свобода труда, которая и является экономической основой политических свобод.
Здесь еще и еще раз можно говорить и повторять, что европейская интеграция и детище этой интеграции, Европейский Союз, могут служить образцом, моделью для народов и стран других регионов, желающих интегрироваться. Почему образцом, почему моделью? Да потому что европейская интеграция основана на полной добровольности, на полном волеизлиянии народов стран Европы, желающих интегрироваться. Потому что здесь господствует демократия, потому что здесь господствует либеральная экономика, свободный рынок, свободный труд.
Трудно говорить об интеграции, когда страны тех или иных регионов имеют различный уровень экономического развития. Когда в одних странах государство пытается доминировать над экономикой, пытается регулировать экономическую жизнь, вмешивается в экономическую сферу, устанавливает свои цены, нормы труда и количество выпускаемой продукции, когда государство пытается искать рынки для продукции отечественного производства; а в других государствах оно не вмешивается в экономику, где господствует свободная экономика, свободный рынок, свободные цены или когда цены определяются рынком, в таких условиях невозможно говорить об интеграции. Таким образом, и в экономической сфере должна быть однотипность, когда речь идет об интеграции, то есть страны, континенты, желающие участвовать в интеграции, должны иметь одинаковый уровень развития, иметь свободную экономику, свободный рынок, свободный труд и обеспечивать, таким образом, свободное передвижение товаров, капитала, услуг и рабочей силы.
Интеграционная практика отдельных регионов свидетельствует о том, что народ еще не готов к восприятию наднациональных политических институтов. Он согласен, его сознание согласно идти на интеграцию в области экономики, торговли и некоторых других областях жизни, но он, то есть народ не готов к восприятию наднациональных политических институтов. Он не готов к тому, что наднациональные политические институты будут им руководить. Вот почему требуется длительное время и терпение, чтобы народ, в конце концов, осознал необходимость формирования наднациональных политических институтов и добровольного им подчинения.
Интеграция — это сложное явление. Этот процесс затрагивает самую чувствительную, самую болезненную сторону государства и народа, а именно суверенитет. Ясно, что интеграция возможна, если народ, государство поступится частью своего суверенитета в пользу наднациональных политических институтов, без чего невозможно говорить об интеграции. Поэтому активное участие самого народа и государства, которые принимают участие в интеграционном процессе, является необходимым. Только тогда, когда народ даст добровольное согласие поступиться частью своего суверенитета, интеграция на региональном уровне может иметь успех.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Международная экономическая интеграция
Содержание и значение международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция проявляется как на микроуровне, так и на макроуровне. На микроуровне МЭИ выражается в тесном сотрудничестве между хозяйствующими единицами различных стран и во взаимодействии их капиталов при функционировании отдельных самостоятельных хозяйствующих ячеек, таких как ТНК и СП. На макроуровне МЭИ представляет собой процесс срастания экономик отдельных стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их хозяйствующими субъектами.
На межгосударственном уровне МЭИ предполагает наличие следующих важных черт:
Согласованная политика в различных областях (в том числе в области регулирования сельского хозяйства, в налоговой, валютной, внешнеторговой, научно-технической и других областях).
Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономических факторов для экономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития. Создание интеграцион-ных группировок в целом благотворно влияет на состояние экономик стран-членов, улучшает общие условия их развития.
желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей;
сокращение издержек на масштабах производства;
приобщение к экономическому и технологическому опыту более развитых соседей.
— укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;
В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление международного разделения труда, наблюдается более эффективное использование ограниченных экономических ресурсов.
Этапы международной экономической интеграции
— зона свободной торговли;
— экономический и валютный союз.
В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые три из указанных этапов — это Европейский Союз. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.
К положительным чертам соглашений о создании ЗСТ следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Принимаемые решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер для членов группировки, обеспечивая координацию действий различных сторон.
Практика показала, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг в рамках ТС. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и постав-щиками импортных товаров.
Если деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих органов, то для ТС уже возникает необхо-димость в определённых регулирующих институтах.
Основные направления политики стран-членов Союза опреде-ляются совместно в виде решений Совета Министров, за исполнением которых осуществляет контроль Комиссия Европейских Сообществ (КЕС). Страны-члены ЕС взяли на себя обязательства удерживать инфляцию и дефицит государственного бюджета в соответствующих минимальных параметрах и унифицировать процентные ставки по кредитам.
Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве
Интеграционные процессы, происходящие в различных частях мира, привели к формированию региональных интегра-ционных группировок, отличающихся друг от друга как по уровню развития интеграционных связей, так и по числу стран, их образующих.
Интеграция в рамках ЕЭС прошла следующие этапы:
Этап свободной торговли (1958-1967 г.г.);
В качестве ведущего регулирующего органа ЕВС функцио-нирует Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), находящийся во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Евросоюз объединяет государства с общим населением 370 млн. человек, которые производят более 21% мирового ВВП. Эффектив-ность интеграционных процессов в Западной Европе обеспечивается схожей социальной структурой, высоким уровнем развития эконо-мики, стабильностью законодательной базы.
В 2004 году предусматривается расширение состава группировки за счет присоединения ряда стран, таких как Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Кипр.
Между ЕС и ЕАСТ в 1991 году было подписано соглашение о Едином Европейском экономическом пространстве, которое предусматривает:
? согласование политики в области экономики, науки, окружающей среды, социальной сферы и образования;
свободное движение товаров и услуг, капиталов и населения;
НАФТА объединяет страны с общим населением в 400 млн. человек, которые производят около 23% мирового ВВП. Несомненным лидером в организации являются США, которые занимают приоритетные позиции в параметрах импорта товаров, услуг и капиталов Канады и Мексики, а также ориентируют на себя подавляющую долю канадского и мексиканского экспорта. Хотя между странами существует ряд проблем на пути интеграции, но все же она благотворно влияет на темпы экономического роста и развитие торговых связей. Ближайшим кандидатом на вступление в организацию является Чили.
США также вынашивают планы создания к 2005 году Единой Американской зоны свободной торговли, что должно произойти путём присоединения к НАФТА стран Южной и Центральной Америки, а также стран Карибского бассейна. Таким образом, новая группировка должна включать в себя 34 страны данного региона. Однако некоторые государства (в особенности Бразилия) считают, что либерализация торговли, прежде всего, обеспечит выигрыш США и приведет к наплыву в Латиноамериканские страны товаров из США.
Интеграционные процессы характерны не только для группы промышленно развитых стран, но и для стран с развивающимися рынками.
В Южной Америке наиболее значительными интеграционными группировками являются МЕРКОСУР и Андский пакт.
МЕРКОСУР — Общий рынок стран Южного конуса — был образован в 1991 году и объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Штаб-квартира организации находится в Монтевидео (Уругвай). Это объединение является крупнейшим интеграционным рынком Латинской Америки, где сосредоточено около 45% населения (более 200 млн. человек), 50% ВВП, 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного товарообмента и более 30% объема внешней торговли континента. Группировка находится на стадии таможенного союза. Странами были существенно снижены таможенные пошлины. С 1995 года на внешних границах блока действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран. Несмотря на незавершённость становления таможенного союза, интеграция оказала положительное воздействие на общие размеры ВВП и показатели внешней торговли стран данного объединения. Страны группировки стремятся к координации политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в валютно-финансовой сфере.
В современных условиях АСЕАН провозгласила курс на создание к 2003 году полноценной зоны свободной торговли, вступление в организацию всех стран Индокитая, а также экономическое сотрудничество между странами в сфере финансов, сельского хозяйства, транспорта, туризма, телекоммуникаций, охраны окружающей среды. В последнее время главный упор во внешне-экономической политике этих государств был сделан на усиление притока прямых иностранных инвестиций и передовых технологий.
Специфика деятельности АТЭС заключается в том, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами. На одной из последних встреч глав государств этой организации была принята программа, предусматривающая достижение свободной торговли и инвестирования не позднее 2010 года для промышленно развитых стран и не позднее 2020 года — для развивающихся стран. В настоящее время интеграция в этом регионе в значительной степени проявляется на микроуровне в результате функционирования большого числа МНК и ТНК. Однако огромный потенциал АТР позволяет специалистам считать, что именно этот регион будет в ближайшие десятилетия являться центром экономи-ческого роста, и поэтому стремление к интеграции на макроуровне путём устранения препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций и сотрудничество в отдельных конкретных областях (рыболовстве, энергетике, транспорте и других) позволит обеспечить устойчивый экономический рост в регионе и сократить разрыв в уровнях экономического развития стран-членов организации.
Несмотря на противоречивые тенденции во внешнеэкономической политике этих стран, в 1994 году было подписано соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое предполагает переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.
Список литературы
1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1996.
3.Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие. Под ред. И.Л. Платоновой — М.: Изд-во БЕК, 1996.
4.Герчикова И.Н. Международные экономические организации. — М.: Банкирконсалт, 2001.
5.Власов Г.Н., Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Курс лекций. Выпуск 4-й, Волго-Вятское кн. изд-во, 1993.
6.Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2000, Ч.1 и Ч.2.
8.Кудров В.Н. Мировая экономика. Учеб. — М.: БЕК, 2000.
9.Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. Под общей ред. и предисл. О.В. Ивановой — М.: Прогресс, 1992.
11.Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: пер. с англ. — 11-е изд. — М.: Республика, 1992. — Т1,Т2.
15.Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
16.Мировая экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова — М.: Юрист, 2000.
17.Мировая экономика. Учебник. / Под ред. Е.Д. Халевинской — М.: Юрист, 1999.
18.Мировая экономика. / Под ред. И.П. Николаевой — М.: Финстатинформ, 1999.
19.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. Шуркалина А.К. и Цыпиной Н.С. — М.: Логос, 2000.
20.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учеб. для ВУЗов / Под ред. Колесова и М.Н. Осьмовой. — М.: Флинта, 2000.
21. Носкова И.Я. Максимова Л.М.. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
22.Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И.П.Фаминского — 2-е издание перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1994.
23.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. — М.: Финансы и статистика, 1994.
25.Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2000.
26.Пузакова Е.П. Мировая экономика. Учеб. пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.
27.Раджабова З.К. Мировая экономика. Учеб.- М.: Инфра — М, 2002.
28.Семёнов К.А. Международные экономические отношения. Курс лекций. — М.: Гардарика, 1998.
29.Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учеб. пособие — М.: Инфра — М, 2001.
30.Стрыгин А.В. Мировая экономика. Учеб. — М.: Экзамен, 2001.
31.Фомичёв В.И. Международная торговля. Учеб. — М.: Инфра-М, 1998.
32. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. — М.: Прогресс, 1992.
34. Экономика внешних связей России. / Под ред. А. Булатова. — М.: Изд-во БЕК, ЮНИТИ, 1995.
Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах:
- 1. зона свободной торговли — самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле;
- 2. таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
- 3. общий рынок — более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики;
- 4. экономический союз — наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;
- 5. политический союз — высшая ступень региональной интеграции — предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза.
Так, региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция.
Под действием рыночных регуляторов — цен, процентов и т.д. — на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран — членов данного вида интеграционного объединения.
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:
- — выровнять уровни налогов
- — устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям
- — преодолеть различия в законодательствах
- — унифицировать национальные технические и санитарные стандарты
- — скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты
Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции — Политического союза.
Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.
Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.
Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера.
С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это, Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза.
На каждом из этапов устраняются определенные, барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идет процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.