Международная интеграция

В результате изучения главы 7 студент должен:

знать понятие и формы экономической интеграции государств; связь процессов экономической интеграции и международного таможенного права;

уметь определять форму экономической интеграции; устанавливать взаимосвязи между таможенным регулированием и формой экономической интеграции;

владеть навыками анализа основных форм, стадий экономической интеграции.

Содержание

Понятие и формы экономической интеграции государств

Важной особенностью развития мирового хозяйства и международных экономических отношений является формирование региональных торгово-экономических объединений государств, или так называемый процесс экономической интеграции государств. Интеграция (от лат. integrum – целое, integratio – восстановление, восполнение) – сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира. Иными словами, это различного рода объединение.

Термин «экономическая интеграция» означает сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств.

Экономическая интеграция является составной частью глобализации как процесса нарастания всеобщей взаимосвязанности мира.

Глобализация – это новейшая стадия процесса интернационализации, экономического, политического и культурного взаимодействия различных государств, приобретение этим взаимодействием многостороннего характера и всемирного масштаба.

Экономическая интеграция, таким образом, носит международный характер и может быть определена также как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного единого, целостного экономического, а возможно, и политического пространства, основывающегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

По своей экономической сути интеграционные объединения представляют собой разновидность преференциальных систем в таможенном отношении.

Пути обеспечения экономической интеграции:

  • 1) снятие ограничений на перемещение товаров и транспортных средств, капиталов и услуг;
  • 2) согласованная межгосударственная политика в области экономики и таможенного дела.

В международном экономическом и таможенном праве различают четыре основные формы экономической интеграции.

1. Зона (ассоциация) свободной торговли. Это, можно сказать, первая ступень и простейшая форма движения к интеграции.

Отличительные признаки:

  • – отмена таможенных и иных ограничений для торговли товарами (обычно с большими или меньшими исключениями) между странами – участницами зоны;
  • – сохранение за государствами – участницами зоны самостоятельной торговой политики и своих национальных таможенных тарифов по отношению к третьим странам.

Примерами зон свободной торговли могут служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и упомянутая НАФТА (Северо-Американская ассоциация свободной торговли: США, Канада, Мексика).

Европейская ассоциация свободной торговли создана в 1960 г. первоначально семью европейскими странами по инициативе Великобритании с целью обеспечения свободной торговли между странами-членами. Это было первое объединение такого типа. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. Уже в 1966 г. между странами – членами ЕАСТ была создана зона свободной торговли промышленными товарами без пошлин и количественных ограничений. Что касается сельскохозяйственных товаров и продуктов морского промысла, то взаимная торговля регулируется на основе особых соглашений. После заключения соглашения между ЕАСТ и ЕЭС с 1977 г. создана зона свободной беспошлинной торговли европейских стран-участниц (для промышленных товаров).

От зон свободной торговли следует отличать так называемые свободные экономические зоны (свободные гавани и т.п.). Эти последние образуются обычно государствами односторонне на собственной территории с целью привлечения различными таможенными, налоговыми и т.п. льготами иностранных инвесторов, транспортных и т.п. предприятий. Соответственно, такие зоны международно-правовыми образованиями не являются.

В международном экономическом праве есть официально закрепленное определение понятия «зона свободной торговли». Это ст. XXIV ГАТТ «Территориальное применение – Приграничная торговля – Таможенные союзы и зоны свободной торговли», согласно которой под зоной свободной торговли должна пониматься группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий.

2. Таможенный союз – это более высокая форма экономической интеграции.

Отличительные признаки:

  • – свободная, беспошлинная торговля товарами внутри союза;
  • – ликвидация национальных тарифов стран-участниц государствами – членами таможенного союза общей торговой политики;
  • – установление единого для всего объединения государств таможенного тарифа для торговли с третьими странами и, таким образом, образование единого таможенного пространства с общей таможенно-тарифной и нетарифной защитой в отношении других стран.

Согласно ст. XXIV под таможенным союзом должна пониматься замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.

Далеким историческим прецедентом был таможенный союз немецких государств в середине XIX в., предшествовавший объединению Германии. В наши дни такой союз был после Второй мировой войны осуществлен в рамках Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Таможенный союз – элемент интеграционной структуры Европейского союза.

3. Общий рынок.

Главным отличительным признаком общего рынка является осуществление четырех «свобод»: свободы торговли товарами, услугами, движения капиталов и, наконец, свободы миграции рабочей силы.

При общем рынке:

  • 1) отсутствуют таможенные пошлины и нетарифные ограничения торговли между странами-участницами;
  • 2) проводится либеральная валютная политика, что обеспечивает свободное движение капитала;
  • 3) открываются границы для свободного движения лиц, в том числе как рабочей силы, путем отмены виз, признания документов об образовании.

Общий рынок можно лишь условно считать особой правовой интеграционной формой, поскольку образование его обычно связано с другими интеграционными мерами, осуществляемыми в рамках создания экономического сообщества, союза. Общий рынок экономически наиболее продвинутая стадия построения полного интегрированного объединения государств и по существу означает уже состоявшуюся интеграцию.

Впервые в наше время общий рынок был образован в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Евратома.

4. Экономический союз.

Эту форму экономической интеграции можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Ее характеризуют следующие черты:

  • – построение общего рынка;
  • – углубленная гармонизация всей экономики стран- участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и реальной единой валюты;
  • – проведение общей бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной обороны;
  • – гармонизация социальных условий жизни, образования, внутренних гражданских, административных порядков;
  • – создание экономического и валютного союза.

Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий и к общему федерализму.

Первыми экономическими союзами, как они понимаются в наше время, были Бельгийско-Люксембургский экономический союз (БЛЭС), образованный еще в 1921 г., а затем Бельгийско-Нидерладско-Люксембургский Союз (Бенилюкс). В последующем они, что касается их экономического значения, практически растворились в Европейском союзе, который и является единственным современным и впечатляющим примером построения действенного экономического союза.

Европейский союз был образован под этим названием на основе Маастрихтского договора 1992 г., но фактически на базе предшествовавших достижений в ходе осуществления Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Что касается международной правосубъектности только что перечисленных организационно-правовых форм, типов (этапов) построения межгосударственной интеграции, такая правосубъектность целиком зависит от конвенционно закрепленных договоренностей государств – участников данных международных учреждений.

Человечество перешагнуло рубеж в двадцать первое столетие.

Два последних тысячелетия были эпохами войн и революций, которые не принесли для человечества ни­чего, кроме вражды, болезней, разрушений и раздора как между народами, так и между странами и государ­ствами. Новое столетие и новое тысячелетие должны в корне изменить эти отношения. Новое столетие и новое тысячелетие должны стать эпохой интеграции народов, стран, континентов, глобализации экономики и гло­бализацией во всех сферах жизни человека, для того чтобы избежать войн, революций, проявлений вражды и расизма между народами. Основная идея данной статьи заключена в следующем тезисе: «Двадцать первый век это век интеграции и глобализации”.

Интеграция — это естественный процесс. Ин­теграция означает сближение, слияние, объеди­нение частей, участвующих в интеграционном процессе, но при сохранении их идентичности. Поскольку речь идет о всемирной интеграции, то следует отметить, что она основывается на развитии мирового производства, мирового рынка, коммуникаций, особенно транспорта и косми­ческих связей. Предваряя мои рассуждения об интеграции, сразу скажу, что мои более ранние утверждения остаются неизменными в той ча­сти, которые относятся к определению интегра­ции. Всемирная интеграция не происходит сама по себе, она опирается на интеграционные про­цессы, которые протекают в регионах. Процесс региональной интеграции уже имеет место в ряде районов земного шара. Можно указать на европейскую интеграцию, на интеграцию стран Юго-Восточной Азии, на интеграцию стран Аф­рики, на интеграцию стран арабского мира, на интеграцию стран Северной Америки.

Рост интеграционных процессов, региональ­ных или мировых говорит о том, что это есте­ственный процесс. Интеграция региональная или мировая означает сближение людей, наро­дов, стран, единое целое при сохранении их на­циональной идентичности.

В течение многих столетий народы мира жили в условиях автаркии, замкнутости, изоля­ции друг от друга, без больших связей между со­бой, в отсутствие знаний друг о друге. Автаркия вела к отсталости целых народов, стран, конти­нентов, тогда как сближение, укрепление связей между народами, открытость между ними вела и ведет к успеху, к большому прогрессу, к раз­витию экономики, культуры, искусства, к увели­чению знаний и т.д. Поэтому автаркия и интегра­ция это понятия не совместимые, они антиподы. Вместо автаркии народы могут и должны про­водить политику интеграции в региональном и мировом масштабе. А это означает открытость. Открытость границ, не политических, а эконо­мических, открытость национального рынка для свободного продвижения товаров, капитала, ус­луг и лиц, открытость общества для свободного обмена идеями, достижениями науки, культуры, искусства и языка, в области обычаев, нравов и традиций национальной кулинарии. Только при соблюдении этих условий можно говорить об интеграции.

Интеграция — это явление сложное. Для ее реализации необходимо время, доброволь­ность, терпение, компромисс. Иными словами, для проведения интеграции необходимо подго­товить сознание народов к интеграции. Все эти условия необходимо соблюдать, так как в рамках интеграционного процесса стоит вопрос о самом главном, а именно о суверенитете народа, точнее, о государственном суверенитете. Существуют множество факторов, влияющих на интеграцию регионального и мирового масштаба. И среди них, прежде всего, надо отметить производство. Производство в современном мире настолько разрослось, что оно выходит уже за пределы на­циональных, политических границ. Националь­ные, политические границы становятся тесными для современного производства.

Яркой иллюстрацией этому может служить деятельность Транснациональных корпораций. ТНК — это результат развития современного мирового производства. Деятельность ТНК, особенно их дочерних компаний во многих ре­гионах земного шара сейчас внимательно ана­лизируется, изучается их положительный и не­гативный опыт. Что касается положительного опыта, то речь здесь идет о том, что дочерние компании, выпуская производство на местах, создают дополнительные рабочие места, и тем самым содействуют решению проблемы безра­ботицы. Что касается негативных сторон дея­тельности ТНК, то главный вопрос в том, созда­ют ли, помогают ли, содействуют ли дочерние предприятия Транснациональных корпораций росту экономики, производства, новых отрас­лей на местах, где действуют и работают ТНК. Ясно одно, что Транснациональные корпорации — это яркий пример развития современного про­изводства, и их деятельность, их разветвлен­ность связывает между собой различные регио­ны земного шара. Поэтому Транснациональные корпорации — это яркий пример того, как произ­водство влияет на интеграцию регионального и мирового масштаба.

Другим фактором, влияющим на интеграцию регионального и мирового масштаба, является рынок. Современный национальный рынок стал очень узким для производства, и оно ищет но­вые рынки для своей продукции. Эти рынки, со­временное производство находит на территории соседних стран, или на территории отдаленных стран различных регионов земного шара. На рынке сталкивается продукция различных стран, и в конкурентной борьбе побеждает продукция той страны, которая в качественном, количе­ственном отношении и по цене представляет преимущества в сравнении с продукцией других стран. Те страны, которые поигрывают в конку­рентной борьбе по тем или иным видам продук­ции, должны технологически улучшить качество своей продукции, сделать ее более дешевой, или же, создавать нечто новое, что не произво­дят другие, для того чтобы занять свое место на региональном или мировом рынке. Кроме того, ясно, что та или иная страна не имеет возмож­ности создавать все отрасли производства, для этого у страны не хватает капитала.

Отсюда страна нуждается в притоке ино­странного капитала, для того чтобы развивать новые отрасли производства, современные, как в техническом, так и технологическом отношени­ях. Так или иначе, рынок из национальных мас­штабов перерастает в региональные или даже мировые масштабы, и рынок становится, таким образом, тем фактором, который во многом спо­собствует интеграционному процессу в регио­нальном или мировом масштабе.

Следующим фактором, влияющим на про­цессы интеграции регионального и мирового масштаба, является наличие полезных ископа­емых, промышленного сырья, особенно энер­гетического сырья. Природа так распределила, что полезные ископаемые находятся, как раньше говорили, в районах третьего мира, в развиваю­щихся странах Азии, Африки и Латинской Аме­рики.

Наличие в регионах развивающихся стран полезных ископаемых, прежде всего энергетиче­ского сырья, во многом способствует сближению между развитыми странами, индустриально раз­витыми странами и развивающимися странами. Конечно, здесь есть масса недоразумений, мас­са недовольств в отношениях между индустри­ально развитыми странами и развивающимися странами, ибо цены на готовую промышленную продукцию довольно высокие, тогда как цены на энергетическое сырье довольно низкие. Но в последнее время складывается очень интересная картина. Когда страны, владеющие в особенно­сти энергетическим сырьем, нефтью и газом, на­чинают диктовать свои условия развитым стра­нам, устанавливать цены на нефть и на газ таким образом, чтобы они не понижались до опреде­ленного уровня с тем, чтобы не уменьшался при­ток долларов, приток иностранного капитала в экономику стран, владеющих энергетическим сырьем. Именно они сейчас диктуют свои усло­вия развитым странам.

Таким образом, происходит сближение между развитыми странами и развивающимися странами. Между развитыми странами и разви­вающимися странами существует тесная диа­лектическая связь. Страны, имеющие нефтяные запасы, не могут до бесконечности повышать цены на свою продукцию, ибо это может при­вести к удорожанию промышленной продукции, производимой в этих странах. А это может при­вести к сокращению потребления, а сокращение потребления промышленной продукции ведет к сокращению рабочих мест, к безработице, к понижению уровня производства, что, в конеч­ном счете, может отразиться и на производстве нефти в развивающихся странах. Они могут на­сытить мировой рынок нефтепродукции и цены резко упадут, и эти страны ничего, в конечном счете, не выиграют. Такова диалектическая связь в области энергетического сырья между разви­тыми странами и развивающимися странами. Таким образом, взаимосвязь между развитыми странами и развивающимися странами, взаимо­зависимость в области энергетического сырья очень велика, и это является одним из важней­ших факторов интеграции в региональном и ми­ровом масштабе.

Важным фактором, влияющим на интегра­цию, является экология. Экология стала важным элементом международных отношений, предме­том международных дипломатических перегово­ров, важной связью между народами и странами земного шара. Если происходят катаклизмы в одном регионе земного шара, то они немедленно отражаются в других частях мира. Ни одна стра­на сама по себе не может решать экологические проблемы, для этого требуется усилие многих и многих стран региона и целого мира. На по­следних мировых конференциях, посвященных экологии, обсуждались, в частности, проблемы, вызванные глобальным потеплением планеты. Для их решения требуется объединение усилий как развитых стран, так и развивающихся стран.

Нельзя исключать из факторов, влияющих на интеграцию, и такой фактор, как наука и техника. Достижениями науки и техники пользуется все человечество. Однако с каждым годом, с каждым столетием расходы на науку и технику растут очень быстро. Наука и техника становятся очень дорогостоящим делом. Даже богатые страны, как Соединенные Штаты Америки или Западная Европа, не могут нести на себе бремя расходов на науку и технику. Наука и техника развивается в основном в трех регионах: это Северная Аме­рики, Западная Европа и Япония. Они двигают науку вперед, но как было уже сказано, их дости­жениями пользуется все мировое человечество. Поэтому для дальнейшего развития науки и тех­ники, освоения космического пространства, ко­торые будут служить всему человечеству, требу­ется усилие всех стран мира, всех народов мира. Ярким примером совместного изучения разви­тия науки и техники является создание между­народной космической станции, хотя в этой про­грамме участвуют пока тринадцать стран, но со временем их число может увеличиться. Таким образом, наука и техника играют важную роль в интеграционном процессе.

Важным фактором, влияющим на интегра­цию, является коммуникация. Коммуникация по­нятие объемное, оно охватывает такие элементы, как транспорт, космическая связь, телевидение, электронная почта, факс и так далее. Коммуни­кация связывает отдельные регионы между со­бой. Например, если произойдет объединение двух корейских государств, то уже сейчас вы­нашивается идея установления трансконтинен­тальной железнодорожной связи от Парижа до Сеула. Таким образом, может произойти объ­единение интеграции двух континентов, Европы и Азии. В середине XIX века один мудрый че­ловек, размышляя о путях объединения разроз­ненных мелких итальянских государств, а в это время началось строительство железной дороги на территории Италии с Севера на Юг, сказал, что железная дорога — эта та нить, которая со­шьет итальянский сапог. Продолжая эту мысль, можно сказать, что коммуникация — это как раз та нить, которая может соединить, связать воеди­но все континенты земного шара.

В середине 60-х годов двадцатого века про­фессор Колумбийского университета (Вашинг­тон) Роберт Мондель создал теорию четырех ва­лютных зон, а именно, валютная зона Северной Америки, валютная зона Южной Америки, ва­лютная зона Европы и валютная зона Юго-Вос­точной Азии. Теория Р.Монделя была признана в мировой экономической литературе, а ее автор в 1999 г. получил Нобелевскую премию. И именно в 1999 г. в Европе начала функционировать еди­ная европейская валюта под названием «Евро». Журналисты окрестили Монделя отцом Евро. Сам Мондель ответил, что если она возникла в результате его теории четырех валютных зон, то он не возражает быть «крестным отцом” евро­пейской валюты. Таким образом, можно сказать, что вслед за интеграцией производства начина­ется интеграция валют. И валюта, как фактор, оказывает сильное влияние на интеграционные процессы сначала в регионах, а затем и в мире.

И, наконец, важнейшим фактором, влияю­щим на интеграцию, особенно на интеграцию регионального масштаба, является стремление к безопасности, которая может обеспечивать спо­койную, плодотворную жизнь народов и стран данного региона. Таковы основные факторы, влияющие на интеграционный процесс регио­нального и мирового масштаба.

Политика и политические режимы оказы­вают исключительно важное влияние на про­цесс интеграции. Интеграция возможна и даже необходима, если государство имеет демокра­тические режимы. Демократия создает велико­лепные условия для интеграции, ибо она дает возможность каждому человеку, каждому наро­ду развернуть свои способности. Она предостав­ляет экономические свободы, она обеспечивает свободу труда, она защищает интересы каждой личности. Государства с демократическими ре­жимами защищают собственность человека, его свободу, защищают права человека, ибо го­сударства, имеющие свободную либеральную экономику, свободный труд и свободный рынок подготовлены демократическим путем идти на интеграцию.

Таким образом, лишь только государства с демократическим режимом могут принять ак­тивное участие в интеграционном процессе как в масштабах региона, так и в масштабах всего мира. Для подтверждения этого тезиса в каче­стве примера можно указать на интеграционный процесс, происходящий в Европе. Во всех евро­пейских странах существуют демократические режимы, где государство служит человеку, а не наоборот, где защищены свободы и права чело­века, где существует либеральная экономика, где существует свободный рынок, где существует свобода труда, которая и является экономиче­ской основой политических свобод.

Здесь еще и еще раз можно говорить и повто­рять, что европейская интеграция и детище этой интеграции, Европейский Союз, могут служить образцом, моделью для народов и стран других регионов, желающих интегрироваться. Почему образцом, почему моделью? Да потому что ев­ропейская интеграция основана на полной до­бровольности, на полном волеизлиянии народов стран Европы, желающих интегрироваться. По­тому что здесь господствует демократия, потому что здесь господствует либеральная экономика, свободный рынок, свободный труд.

Трудно говорить об интеграции, когда стра­ны тех или иных регионов имеют различный уровень экономического развития. Когда в одних странах государство пытается доминировать над экономикой, пытается регулировать экономи­ческую жизнь, вмешивается в экономическую сферу, устанавливает свои цены, нормы труда и количество выпускаемой продукции, когда госу­дарство пытается искать рынки для продукции отечественного производства; а в других госу­дарствах оно не вмешивается в экономику, где господствует свободная экономика, свободный рынок, свободные цены или когда цены опреде­ляются рынком, в таких условиях невозможно говорить об интеграции. Таким образом, и в эко­номической сфере должна быть однотипность, когда речь идет об интеграции, то есть страны, континенты, желающие участвовать в интегра­ции, должны иметь одинаковый уровень раз­вития, иметь свободную экономику, свободный рынок, свободный труд и обеспечивать, таким образом, свободное передвижение товаров, ка­питала, услуг и рабочей силы.

Интеграционная практика отдельных реги­онов свидетельствует о том, что народ еще не готов к восприятию наднациональных полити­ческих институтов. Он согласен, его сознание со­гласно идти на интеграцию в области экономики, торговли и некоторых других областях жизни, но он, то есть народ не готов к восприятию надна­циональных политических институтов. Он не го­тов к тому, что наднациональные политические институты будут им руководить. Вот почему требуется длительное время и терпение, чтобы народ, в конце концов, осознал необходимость формирования наднациональных политических институтов и добровольного им подчинения.

Интеграция — это сложное явление. Этот процесс затрагивает самую чувствительную, са­мую болезненную сторону государства и наро­да, а именно суверенитет. Ясно, что интеграция возможна, если народ, государство поступится частью своего суверенитета в пользу наднаци­ональных политических институтов, без чего невозможно говорить об интеграции. Поэтому активное участие самого народа и государства, которые принимают участие в интеграционном процессе, является необходимым. Только тогда, когда народ даст добровольное согласие посту­питься частью своего суверенитета, интеграция на региональном уровне может иметь успех.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международная экономическая интеграция

Содержание и значение международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция проявляется как на микроуровне, так и на макроуровне. На микроуровне МЭИ выражается в тесном сотрудничестве между хозяйствующими единицами различных стран и во взаимодействии их капиталов при функционировании отдельных самостоятельных хозяйствующих ячеек, таких как ТНК и СП. На макроуровне МЭИ представляет собой процесс срастания экономик отдельных стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их хозяйствующими субъектами.

На межгосударственном уровне МЭИ предполагает наличие следующих важных черт:

Согласованная политика в различных областях (в том числе в области регулирования сельского хозяйства, в налоговой, валютной, внешнеторговой, научно-технической и других областях).

Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономических факторов для экономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития. Создание интеграцион-ных группировок в целом благотворно влияет на состояние экономик стран-членов, улучшает общие условия их развития.

желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей;

сокращение издержек на масштабах производства;

приобщение к экономическому и технологическому опыту более развитых соседей.

— укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;

В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление международного разделения труда, наблюдается более эффективное использование ограниченных экономических ресурсов.

Этапы международной экономической интеграции

— зона свободной торговли;

— экономический и валютный союз.

В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые три из указанных этапов — это Европейский Союз. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.

К положительным чертам соглашений о создании ЗСТ следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Принимаемые решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер для членов группировки, обеспечивая координацию действий различных сторон.

Практика показала, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг в рамках ТС. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и постав-щиками импортных товаров.

Если деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих органов, то для ТС уже возникает необхо-димость в определённых регулирующих институтах.

Основные направления политики стран-членов Союза опреде-ляются совместно в виде решений Совета Министров, за исполнением которых осуществляет контроль Комиссия Европейских Сообществ (КЕС). Страны-члены ЕС взяли на себя обязательства удерживать инфляцию и дефицит государственного бюджета в соответствующих минимальных параметрах и унифицировать процентные ставки по кредитам.

Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве

Интеграционные процессы, происходящие в различных частях мира, привели к формированию региональных интегра-ционных группировок, отличающихся друг от друга как по уровню развития интеграционных связей, так и по числу стран, их образующих.

Интеграция в рамках ЕЭС прошла следующие этапы:

Этап свободной торговли (1958-1967 г.г.);

В качестве ведущего регулирующего органа ЕВС функцио-нирует Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), находящийся во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Евросоюз объединяет государства с общим населением 370 млн. человек, которые производят более 21% мирового ВВП. Эффектив-ность интеграционных процессов в Западной Европе обеспечивается схожей социальной структурой, высоким уровнем развития эконо-мики, стабильностью законодательной базы.

В 2004 году предусматривается расширение состава группировки за счет присоединения ряда стран, таких как Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Кипр.

Между ЕС и ЕАСТ в 1991 году было подписано соглашение о Едином Европейском экономическом пространстве, которое предусматривает:

? согласование политики в области экономики, науки, окружающей среды, социальной сферы и образования;

свободное движение товаров и услуг, капиталов и населения;

НАФТА объединяет страны с общим населением в 400 млн. человек, которые производят около 23% мирового ВВП. Несомненным лидером в организации являются США, которые занимают приоритетные позиции в параметрах импорта товаров, услуг и капиталов Канады и Мексики, а также ориентируют на себя подавляющую долю канадского и мексиканского экспорта. Хотя между странами существует ряд проблем на пути интеграции, но все же она благотворно влияет на темпы экономического роста и развитие торговых связей. Ближайшим кандидатом на вступление в организацию является Чили.

США также вынашивают планы создания к 2005 году Единой Американской зоны свободной торговли, что должно произойти путём присоединения к НАФТА стран Южной и Центральной Америки, а также стран Карибского бассейна. Таким образом, новая группировка должна включать в себя 34 страны данного региона. Однако некоторые государства (в особенности Бразилия) считают, что либерализация торговли, прежде всего, обеспечит выигрыш США и приведет к наплыву в Латиноамериканские страны товаров из США.

Интеграционные процессы характерны не только для группы промышленно развитых стран, но и для стран с развивающимися рынками.

В Южной Америке наиболее значительными интеграционными группировками являются МЕРКОСУР и Андский пакт.

МЕРКОСУР — Общий рынок стран Южного конуса — был образован в 1991 году и объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Штаб-квартира организации находится в Монтевидео (Уругвай). Это объединение является крупнейшим интеграционным рынком Латинской Америки, где сосредоточено около 45% населения (более 200 млн. человек), 50% ВВП, 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного товарообмента и более 30% объема внешней торговли континента. Группировка находится на стадии таможенного союза. Странами были существенно снижены таможенные пошлины. С 1995 года на внешних границах блока действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран. Несмотря на незавершённость становления таможенного союза, интеграция оказала положительное воздействие на общие размеры ВВП и показатели внешней торговли стран данного объединения. Страны группировки стремятся к координации политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в валютно-финансовой сфере.

В современных условиях АСЕАН провозгласила курс на создание к 2003 году полноценной зоны свободной торговли, вступление в организацию всех стран Индокитая, а также экономическое сотрудничество между странами в сфере финансов, сельского хозяйства, транспорта, туризма, телекоммуникаций, охраны окружающей среды. В последнее время главный упор во внешне-экономической политике этих государств был сделан на усиление притока прямых иностранных инвестиций и передовых технологий.

Специфика деятельности АТЭС заключается в том, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами. На одной из последних встреч глав государств этой организации была принята программа, предусматривающая достижение свободной торговли и инвестирования не позднее 2010 года для промышленно развитых стран и не позднее 2020 года — для развивающихся стран. В настоящее время интеграция в этом регионе в значительной степени проявляется на микроуровне в результате функционирования большого числа МНК и ТНК. Однако огромный потенциал АТР позволяет специалистам считать, что именно этот регион будет в ближайшие десятилетия являться центром экономи-ческого роста, и поэтому стремление к интеграции на макроуровне путём устранения препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций и сотрудничество в отдельных конкретных областях (рыболовстве, энергетике, транспорте и других) позволит обеспечить устойчивый экономический рост в регионе и сократить разрыв в уровнях экономического развития стран-членов организации.

Несмотря на противоречивые тенденции во внешнеэкономической политике этих стран, в 1994 году было подписано соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое предполагает переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

Список литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1996.

3.Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие. Под ред. И.Л. Платоновой — М.: Изд-во БЕК, 1996.

4.Герчикова И.Н. Международные экономические организации. — М.: Банкирконсалт, 2001.

5.Власов Г.Н., Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Курс лекций. Выпуск 4-й, Волго-Вятское кн. изд-во, 1993.

6.Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2000, Ч.1 и Ч.2.

8.Кудров В.Н. Мировая экономика. Учеб. — М.: БЕК, 2000.

9.Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. Под общей ред. и предисл. О.В. Ивановой — М.: Прогресс, 1992.

11.Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: пер. с англ. — 11-е изд. — М.: Республика, 1992. — Т1,Т2.

15.Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

16.Мировая экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова — М.: Юрист, 2000.

17.Мировая экономика. Учебник. / Под ред. Е.Д. Халевинской — М.: Юрист, 1999.

18.Мировая экономика. / Под ред. И.П. Николаевой — М.: Финстатинформ, 1999.

19.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. Шуркалина А.К. и Цыпиной Н.С. — М.: Логос, 2000.

20.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учеб. для ВУЗов / Под ред. Колесова и М.Н. Осьмовой. — М.: Флинта, 2000.

21. Носкова И.Я. Максимова Л.М.. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

22.Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И.П.Фаминского — 2-е издание перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1994.

23.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. — М.: Финансы и статистика, 1994.

25.Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2000.

26.Пузакова Е.П. Мировая экономика. Учеб. пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.

27.Раджабова З.К. Мировая экономика. Учеб.- М.: Инфра — М, 2002.

28.Семёнов К.А. Международные экономические отношения. Курс лекций. — М.: Гардарика, 1998.

29.Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учеб. пособие — М.: Инфра — М, 2001.

30.Стрыгин А.В. Мировая экономика. Учеб. — М.: Экзамен, 2001.

31.Фомичёв В.И. Международная торговля. Учеб. — М.: Инфра-М, 1998.

32. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. — М.: Прогресс, 1992.

34. Экономика внешних связей России. / Под ред. А. Булатова. — М.: Изд-во БЕК, ЮНИТИ, 1995.

Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах:

  • 1. зона свободной торговли — самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле;
  • 2. таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
  • 3. общий рынок — более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики;
  • 4. экономический союз — наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;
  • 5. политический союз — высшая ступень региональной интеграции — предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза.

Так, региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция.

Под действием рыночных регуляторов — цен, процентов и т.д. — на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран — членов данного вида интеграционного объединения.

Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:

  • — выровнять уровни налогов
  • — устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям
  • — преодолеть различия в законодательствах
  • — унифицировать национальные технические и санитарные стандарты
  • — скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты

Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции — Политического союза.

Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера.

С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это, Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза.

На каждом из этапов устраняются определенные, барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идет процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.

Добавить комментарий