Международное и международное частное право

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

1.1. Понятие, предмет и метод международного частного права

В настоящее время, которое часто называют эпохой глобализации международных экономических связей, все большее значение приобретает Международное частное право. Мнения различных специалистов в исследуемой области расходятся в определении является или нет международное частное право (МЧП) самостоятельной отраслью права. Одни авторы относят его самостоятельным отраслям российского права, другие считают его комплексной правовой системой, третьи вообще считают, что это не право, а чисто технические правила о выборе законодательства. Анализируя различные высказывания можно прийти к выводу, что все таки международное частное право относится скорее к комплексной правовой системе, в которую входят коллизионные и материально-правовые нормы нескольких отраслей частного права (гражданского, семейного, трудового и гражданского процесса).

Международное частное право (МЧП) — это комплексная правовая система, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом (то есть отношения международного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов.

Международное частное право:

регулирует частноправовые отношения (отношения гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни (осложненные иностранным элементом);

имеет свой предмет и свой метод регулирования;

является комплексной правовой системой, состоящей из коллизионных и материально-правовых норм нескольких отраслей права;

объединяет институты, являющиеся своеобразным продолжением институтов частного (гражданского, семейного, трудового) права, в определенной мере производные от последних, они не сливаются с ними и не растворяются в них;

тесно связано с международным публичным правом, но не является его частью.

Предметом международного частного права является регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Существенной особенностью международного частного права являются методы, с помощью которых происходит регулирование. Под методом правового регулирования понимается совокупность средств и способов, с помощью которых право воздействует на общественные отношения, регулируя их. В международном частном праве уникальный коллизионный метод сочетается с материально-правовым.

Коллизионному методу международное частное право обязано своим возникновением и дальнейшим развитием. При правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению — действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, то есть закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

«Коллизия» — латинское слово, означающее «столкновение». Подразумевается несовпадение норм законов различных стран и необходимость выбора между ними при рассмотрении спорного правоотношения с иностранным элементом. В других отраслях права вопросы коллизии законов имеют второстепенное значение. В международном праве решение коллизионной проблемы — одна из основных целей.

Коллизия может быть устранена путем использования коллизионных норм, указывающих, какой закон подлежит применению в том или ином случае. Следовательно, сама коллизионная норма носит отсылочный характер к нормам материальным, она не решает по существу вопрос.

При помощи материально-правового метода происходит урегулирование уже непосредственно спорного материального правоотношения. При материально-правовом методе всегда применяется специальное регулирование, а при коллизионном — общее регулирование.

Объединение в составе международного частного права коллизионных и материально-правовых норм основывается на необходимости двумя различными методами регулировать однородные по своему характеру отношения.

Помимо материально-правовых норм международных соглашений международное частное право включает материально-правовые нормы внутреннего законодательства, специально предназначенные для регулирования гражданских отношений с иностранным элементом. К таким нормам относятся:

— нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;

— нормы, определяющие правовое положение различных предприятий с иностранными инвестициями, учрежденных на территории России;

— нормы, касающиеся режима, инвестиций, инвестиционной деятельности российских организаций;

— нормы, определяющие статус граждан России за рубежом;

— нормы, определяющие права и обязанности иностранных граждан и организаций в России в сфере гражданского, семейного, трудового и процессуального права.

Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (ч. 3 ст. 1186 ГК РФ).

Формы осуществления методов международного частного права:

— национально-правовая — путем принятия государством коллизионных норм;

— национально-правовая — путем принятия государством материальных норм частного права;

— международно-правовая — посредством унифицированных коллизионных норм, принятых международными договорами;

— международно-правовая — путем создания одинаковых по содержанию гражданско-правовых норм, то есть унифицированных (единообразных) материальных норм.

Основные тенденции развития международного частного права:

— стремление к унификации правовых норм путем принятия международных договоров и типовых законов;

— появление коллизии между нормами международных договоров в области МЧП;

— совершенствование и кодификация норм МЧП на национальном уровне;

— возрастание роли принципа автономии воли сторон, переход к более гибким нормам коллизионного права;

— расширение сферы действия международного частного права (космическая деятельность, атомная энергетика, транспорт, средства связи и др.).

Предыдущая

  1. Понятие и сущность МП.

В литературе выделяют два типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

Среди отличительных черт принято выделять:

1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;

2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;

3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

Объектом МП является то, на что направлено его действие, а именно межгосударственные отношения, регулируемые нормами МП. Отношения субъектов, неурегулированные международным правом, его объектом не являются. Предмет МП – все то, по поводу чего субъекты могут вступать в эти правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий (например, договор о сотрудничестве или о ненападении), материальные или нематериальные блага.

Субъекты МП – носители прав и обязанностей возникающих на основе принципов и норм МП, участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями и осуществляющие и имеющие их в рамках и на основе международного права. Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования. первичных субъектов МП никто не создает в качестве таковых. Их появление – объективная реальность, результат естественноисторического процесса. Это прежде всего государства и в некоторых случаях народы и нации, ведущие борьбу за независимость и создание собственных национальных государств. Возникнув как социальные организмы, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения; Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор. Объем их международной субъектности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть: _межправительственные организации .(подчеркиваю, что это межправительственные организации органы сотрудничества государств, а не надгосударственная власть),

_государство-подобные образования типа вольных городов .(например, города Данциг в 1923-1939 гг., Триест -1947-1954), _государство-город Ватикан .. Согласно преобладающей точке зрения _физические лица (индивиды) и внутригосударственные органы .(в т.ч. межнациональные, торговые и промышленные компании, корпорации и т.д.) не являются субъектами МП. Их статус на международной арене определяется внутренним законодательством. В любом случае надо отметить, что реальной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях.

Сущность МП невозможно раскрыть, не затрагивая функций, выполняемых им. Функции МП .- основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. К ним относятся: — _координирующая — главная функция МП – с помощью норм МП государства устанавливают стандарты поведения в различных областях взаимоотношений; _- регулирующая — проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение; _обеспечительная — МП содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, установившимя в процессе их многолетнего общения; _охранительная .- для этого задействуются механизмы, защищающие законные интересы и права государств; _противодействия .- в отношении существования и появления новых отношений и институтов, противоречащим целям и принципам МП. Так, МП поставило вне закона угрозу силой, колониализм, расизм и др.; _интернационализации .- расширение и углубление взаимосвязи между государствами, а в целом – упрочение международного сообщества; _информационно-воспитательная .- передача накопленного опыта поведения государств, просвещение относительно возможностей использования права, воспитание в духе уважения к праву, формирование международно-правового сознания и культуры. Итак, говоря о сущности МП, необходимо заметить, что оно существует в трех видах: — как формальное право – как оно изложено в нормах; — как _ фактическое право – как оно воплощено в реальных отношениях; — как _ идеальное право – как идеальная модель права. Существование всех этих видов закономерно. Жизнь и развитие права протекают во взаимодействии этих видов. Формальное право поднимает до своего уровня право фактическое и идет дальне, следуя идеальному праву. Развитие права детерминируется обществом. Право не должно существенно отставать от социального прогресса или значительно его опережать.

Таким образом: МП – особая правовая система представляющая собой совокупность международно-правовых принципов, норм, создаваемых самими субъектами МП фиксированным или молчаливо выраженным согласием и регулирующая отношения между ними.

Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.

Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных пред приятий и граждан.

В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.

Третьи ученые считают, что международное частное право — это подсистема, объединяющая нормы национального права различных государств.

А) Различия между МПП и МЧП.

— По предмету регулирования. В МПП главное место занимают политические публичные взаимоотношения государств — вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства, проблемы разоружения и т.д.. Регламентируемые им отношения носят не гражданско-правовой, а межгосударственный характер. Что же касается МЧП, то оно регулирует особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер. Это прежде всего имущественные отношения. Наряду с имущественными отношениями в международном обороте возникают и связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права), которые также относятся к сфере регулирования МЧП.

— Отличие связанное с субъектным составом. Основными субъектами МПП являются государства, нации и народы, борящиеся за свое освобождение. Признается также правосубъектность межгосударственных организаций, которые являются вторичными (производными) субъектами. В международном же частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве (например, когда является наследником имущества, оставшегося за границей), а отдельные лица — физические и юридические.

— По источникам. В МПП на первом месте стоит международный договор, в МЧП помимо международных договоров большую роль играет национальное законодательство.

Еще одним критерием выступает вид ответственности: В МПП предусмотрена международно-правовая ответственность, в МЧП – гражданско-правовая, носящая имущественный характер.

Отношения между государствами — сфера МПП, в то время как отношения между юридическими лицами и гражданами государств — сфера МЧП. Когда государства заключают договоры о торговле и мореплавании, то между ними устанавливаются отношения международного публичного права, а когда наши организации и предприятия заключают внешнеторговые сделки с иностранными фирмами, то возникают уже отношения МЧП.

МЧП не входит в систему МПП, оно имеет национально-правовую природу. МПП единое для всех государств, МЧП существует в рамках внутреннего (национального) права каждого государства (российское МЧП, украинское МЧП).

Взаимовлияние МЧП и МПП.

Связь между международным публичным и международным частным правом проявляется и в том, что в МЧП используется ряд общих начал МПП. Определяющее значение здесь имеют, прежде всего, принципы суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела, недопущения дискриминации (принцип недискриминации). В области МЧП, нормы которого в значительной степени формируются каждым государством самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым государством как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для всех государств норм и принципов международного права.

Применяемые российским государством нормы как международного частного, так и международного публичного права направлены на правовое оформление экономических, научно-технических и культурных связей России с другими странами, служат развитию широкого международного сотрудничества. В практике международных отношений эти нормы, а также соответствующие методы регулирования часто взаимодействуют, сохраняя при этом свою специфику и самостоятельное значение.

В ряде случаев и международное частное право, и международное публичное право регулируют общий комплекс одних и тех же отношений, но с использованием своих специфических для каждой из этих систем методов.

В современном мире существует МП как право более высокого ранга и национальные правовые системы.

Соотношение МП и национального права в К РФ определено следующим образом: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст.15 К РФ).

Отличия между МП и МЧП:

1. по субъектам:

а) МП – государства, отношения, регулируемые этим правом – международные, межгосударственные.

б) МЧП – юридически равноправные ФЛ и ЮЛ. Иногда на одной из сторон этих отношений выступает государство как равноправный субъект правоотношения и термин «международный» здесь имеет условное значение, т.е. имеется ввидусвязь отношений с несколькими государствами, пересечениями ими границ одного государства.

2. по содержанию отношений:

а) МП — отношения касаются, прежде всего, политического взаимоотношения государств, обеспечения мира и безопасности, суверенитета и т.п. Таким образом, эти отношения обслуживают общегосударственные интересы. Вопросы экономического сотрудничества, международной торговли государств решаются как межгосударственные, накладывая соответствующие обязанности на государства.

б) МЧП регулирует частные имущественные и неимущественные отношения отдельных лиц.

Принципы МЧП:

1. равенство и независимость сторон;

2. осуществление гражданских прав своей волей и в своем интересе;

3. автономия воли участников гражданского оборота;

4. определенность и предсказуемость решения, принимаемого на основе коллизионной нормы,

5. оценка эффективности ее применения и соответствие «ожиданиям сторон».

Тенденции развития МЧП:

1. глобализация права и унификация правовых норм, негосударственное регулирование;

2. сочетание гибких и жестких (классических) коллизионных норм;

3. увеличение числа двусторонних норм (отказ от территориального подхода), что снимает «хромающих отношений»;

4. Взаимодействие доктрины и практики.

Система МЧП.

Дмитриева МЧП – самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему коллизионных (внутренних и договорных) и унифицированных материальных частноправовых норм, регулирующих частноправовые отношения (гражданские, семейно-брачные, трудовые и иные), осложненные иностранным элементом, посредством преодоления коллизии частного права разных гос-в.

Место МЧП в юридической системе. МПП и МЧП.

1. Первый подход – «международники»: МЧП представляет собой отрасль международного права (в широком смысле). Сторонники — Фельдман, Блищенко, Крылов, Малинин, Галинская, Ладыженский и др. Главный аргумент – по предмету регулирования – международные отношения. Еще один аргумент – источником регулирования в международных отношениях выступает международный договор. Концепция не получила большего распространения;

2. Второй подход (наиболее признан) – «внтуригос-венники»: МЧП рассматривается в качестве отдельной самостоятельной отрасли нац-ого (внутригос-венного) права. Сторонники — Богуславский, Звеков, Лунц, Розенберг, Усенко, Матвеев и др. Главный аргумент – МЧП имеет свой предмет и метод и, следовательно, является отдельной отраслью.

3. Третий подход – «цивилисты»: МЧП – подотрасль гражданского права. Брагинский, Садиков, Маковский и др. Аргумент – основные нормы МЧП базируются в рамках гражданского права.

4. Четвертый подход– предложил Мюллерсон. МЧП – полисистемный комплекс, который вбирает в себя частично нормы как публичного, так и частного права.

5. Пятый подход– МЧП как особая система права. Сторонники: Колосов, Кузнецов.

6. Шестой подход– МЧП вообще не представляет собой ни отрасль, ни систему. Сторонник: Тункин. Просто набор норм (хаотичный).

Кафедра:

МЧП связано как с МП, так и с национальным правом, с отраслями частного права.

Несмотря на тесную связь с МПП. МЧП входит в систему внутреннего права гос-ва. Это определяется предметом регулирования МЧП – частноправовыми отношениями. Субъекты – юр и физ лица, находящиеся под верховенством государста, под действием его внутреннего права. Механизм МПП не приспособлен для регулирования отношений между физ и юр лицами.

В системе внутреннего права МЧП является самостоятельной отраслью, со своим предметом и методом. Не является частью гражданского права.Имеет национально-правовую природу. В отличие от МПП единого для всех гос-в, МЧП существует в рамках внутреннего права каждого гос-ва.

Взаимодействие МПП и МЧП

Лунц: Вопросы МЧП особенно тесно соприкаса­ются и переплетаются с вопросами международного публичного права в сфере регулирования отношений по внешней торговле. Как и на аргумент в пользу того, что МЧП от­носится к международному праву в широком смысле слова, некоторые ав­торы ссылались на то, что одним из основных источников МЧП является международный договор1. Но вопрос о природе норм МЧП решается не по характеру его источ­ников, а по тому, какие отношения являются здесь предметом регулирова­ния.()Крылов). Не подлежит сомнению, что такое общепризнане (хотя и нарушав­шееся некоторыми судами капиталистических стран) начало МЧП, как судебный иммунитет иностр-го гос-ва, вытекает из принципа суверенитета, являющегося краеугольным камнем международного публичного права1.

Гос-во, решая вопросы, касающиеся граж-данско-правовых отношений с иностранным элемен-том, в своих внутренних законах или заключенных им международных соглашениях во всех случаях так или иначе определяет свое отношение к вопросам международного сотрудничества. В связи с той ролью, которую МЧП играет в организации этого сотрудничества, акты гос-ва в облас­ти МЧП являются выра­жением его внешней политики.

Нельзя согласиться с выраженным в этой статье стремлением сте­реть грань между МЧП, регулирующим определенный вид гражданско-правовых отношений, и международным публичным правом, регу­лирующим межгос-венные отношения. Стереть эту грань — означает объявить индивида субъектом международного права; именно такая позиция выражена в настоящее время у многих правоведов на Западе. Источниками МЧП в отли­чие от международного публичного права могут быть не только междуна­родные договоры и международные обычаи, но и внутреннее законодатель­ство страны; по мнению огромного большинства юристов, «внутреннее законодательство» данной страны. Понятие «внутреннее законодательство» здесь надо трактовать широко: сюда относятся не только законы, но и под­законные акты, а также судебная практика (в странах, где она является ис­точником гражданского права). Нельзя назвать источником МЧП и так на­
зываемую автономию воли, т. е. волю лица, совершающего в самой сделке то законодательство, которому должны быть подчинены права и обяз-ти сторон по этой сделке. Вопреки мнению некоторых коллизионистов, «выбор закона» по воле участников сделки, допускаемый в практике большинства стран, всегда имеет предпосылкой закон данного гос-ва, разрешающий такой выбор и определяющий те границы, в пределах которых этот выбор допустим.

Связь МПП и МЧП и в том что договор, заключенный между гос-вами становится источником МЧП.

Связь МПП и МЧП заключается в следующем:

а) нормы международного публичного и МЧП служат одной и той же цели — созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. В обоих случаях речь идет о международных отношениях в широком смысле этого слова, то есть выходящих за пределы одного гос-ва, связанных с двумя или несколькими гос-вами

б) в качестве источника МЧП часто применяются нормы, сформулированные первоначально в качестве правил международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства;

в) в МЧП используется целый ряд общих начал МПП, прежде всего принципы суверенитета гос-в, невмешательства во внутренние дела, недопущения и дискриминации (принцип недискриминации). В области МЧП, нормы которого в значительной степени формируются каждым гос-вом самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым гос-вом как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для всех гос-в норм и принципов международного права.

Отличия МЧП от МПП таковы:

а) содержание регулируемых отношений. В МПП регулируются не гражданско-правовые, а межгос-венные отношения — политические взаимоотношения гос-в: вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета гос-в, невмешательства, проблемы разоружения. МЧП регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер. Это имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права);

б) субъекты отношений. Основными субъектами МПП являются гос-ва. Признается также правосубъектность межгос-венных организаций и наций, борющихся за свое освобождение. В МЧП основным субъектом является не гос-во, хотя гос-во и может выступать в этом качестве, а отдельные лица — физические и юридические. Отношения между гос-вами — сфера МПП, в то время как отношения между юр лицами и гражданами гос-в — сфера МЧП;

в) МЧП присущ особый коллизионный метод.

МЧП имеет и другие отличия от МПП (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т. д.).

для современного этапа развития МЧП особое значение имеют международные соглашения, и прежде всего многосторонние конвенции, содержащие унифицированные (т.е. единые, единообразные) правовые нормы. В подготовке соглашений важную роль играют международные организации, занимающиеся разработкой проектов таких соглашений.

Старейшей организацией в этой области является Гаагская конференция по МЧП. Первая сессия Гаагской конференции по МЧП была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г. по инициативе известного голландского юриста Ассера. В ней участвовали 13 европейских государств. На конференциях этой организации приняты 35 так называемых гаагских конвенций. В некоторых из них участвует Россия. Членами этой организации являются более 60 государств. В течение многих лет Россия не была членом этой организации, поэтому принятие в 2001 г. решения о вступлении РФ в эту организацию восстанавливает историческую справедливость.

В 1951 г. был принят постоянный Статут Гаагской конференции по МЧП (вступил в силу в 1955 г.). В соответствии с ним задачей конференции является прогрессивная унификация правил МЧП (ст. 1). Сессии конференции собираются, как правило, раз в четыре года (ст. 3). Подготовку их осуществляют Специальная государственная комиссия, созданная Нидерландами, и Постоянное бюро конференции.

Наиболее значительными из документов, принятых на сессиях конференции начиная с 50-х гг., являются конвенции в области гражданского процесса. К ним относятся: Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.

К области семейного права относятся более трети Гаагских конвенций. Это — Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.; Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.; Конвенция о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г.

Другой международной межправительственной организацией, осуществляющей деятельность в этой области, является Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), основанный в 1926 г. в Риме. Членами этой организации являются 58 стран, в том числе и Россия. Институт занимается в основном кодификацией материальных норм МЧП. УНИДРУА были разработаны такие конвенции, как Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов; Женевская конвенция 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа; Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям; Женевская конвенция 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров; Оттавская конвенция 1988 г. о международном финансовом лизинге; Оттавская конвенция 1988 г. о международном факторинге; Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г.

В 1994 г. Институтом были одобрены Принципы международных коммерческих договоров, опубликованные и на русском языке. В 2004 г. было издано второе переработанное и расширенное издание Принципов УНИДРУА, подготовленное группой экспертов.

В 1966 г. по инициативе Венгрии была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). задача комиссии состоит в том, чтобы содействовать «прогрессивному согласованию и унификации правил международной торговли». На комиссию, в частности, возложены подготовка новых международных конвенций, типовых и единообразных законов в области права международной торговли, содействие кодификации международных торговых обычаев, сбор и распространение информации в этой области.

право международный окружающий

В отечественной науке сложилось несколько подходов к решению вопроса о соотношении МПП и МЧП: цивилистический подход, публично-правовой концепция, а также смежные с ними или синтетические концепции, рассматривающие МЧП как полисистемный комплекс. Различие между ними состоит в определении природы международного частного права, как частноправовой (внутригосударственной) отрасли или составной части наднационального международного права. Для того, чтобы сделать вывод о соотношении международного публичного права (МПП) и международного частного права (МЧП), проведем сравнительный анализ данных правовых систем по ряду критериев.

По социальной сущности МПП охватывает все мировое сообщество, МЧП — в первую очередь, охватывает социальную общность, располагающуюся на территории соответствующего государства. Однако нормы национального МЧП имеют свойство распространяться и на правоотношения за рубежом.

Субъектами МПП выступают государства, нации, борющиеся за самоопределение, государствоподобные образования, международные организации. В МЧП государства, государствоподобные образования и международные организации являются факультативными субъектами. В качестве же основных участников правоотношений, осложненных иностранным элементом, выступают физические и юридические лица (включая транснациональные компании).

Предметом правового регулирования МПП являются международные отношения по сотрудничеству государств в различных сферах международной (межгосударственной) жизни. МЧП направлено на регулирование частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, а по сути — международных отношений, связанных с преодолением коллизий между правопорядками разных государств. Таким образом, обоих случаях речь идет о международных отношениях в широком смысле этого слова, то есть отношениях, выходящих за пределы одного государства, связанных с двумя или несколькими государствами.

В МПП применяется исключительно материально-правовой метод регулирования, субъекты правоотношений сами устанавливают способы и порядок своей деятельности. МЧП предусматривает императивное предписание государством либо согласование самими субъектами правоотношения способа преодоления коллизий норм правовых систем разных государств. В данном случае характерно сочетание преобладающего коллизионного метода регулирования (на уровне национального законодательства) с материально-правовым методом международного права.

Основными источниками МПП являются международный договор, международный обычай, общие принципы права. В МЧП к вышеперечисленным источникам добавляются внутригосударственное законодательство, национальный обычай, судебная практика и доктрина.

Основополагающими началами МПП выступают общепризнанные принципы международного права (jus cogens), являющиеся универсальными и распространяющими свое действие на сферу МЧП. Однако МЧП располагает и специальными отраслевыми принципами (например, принцип автономии воли сторон).

Институт ответственности в МПП предусматривает политическую и материальную ответственность государств и международных организаций за международные деликты, а также преследование в международных уголовных судах физических лиц, совершивших международные преступления, и привлечение к уголовной ответственности по национальному праву за преступления международного характера. В МЧП ответственность за несоблюдение коллизионных норм фактически отсутствует. Последствия их несоблюдения выражаются в признании действий сторон юридически ничтожными либо признании незаконным решения конкретного суда, рассматривавшего спор с иностранным элементом. В то же время, некоторые международно-правовые санкции, регламентируемые нормами МПП (например, реторсии в области правового статуса иностранцев, внешнеэкономической деятельности, реституция культурных ценностей), напрямую относятся к сфере МЧП.

Разный порядок рассмотрения споров между субъектами МПП и МЧП (в первом случае — в международных судах, во втором — в международных коммерческих арбитражах и внутригосударственных судах).

Характерно наличие как общих категорий (международный договор, принципы международного права, реторсии), так и специальных терминов в МПП (международные санкции, международные преступления, преступления международного характера) и МЧП (иностранный элемент, коллизионная норма, обратная отсылка).

Выделение самостоятельных отраслей внутри МПП и МЧП.

Необходимо также отметить наличие частноправового элемента в целом ряде отраслей МПП (международное экономическое право; международное рудовое право; международное морское, воздушное и космическое право; консульское право; международное сотрудничество в научно-технической области) и элементы публичного права в МЧП (категория публичного порядка; ограничение автономии воли; иммунитет государств в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом). Кроме того, отрасли МПП, находящиеся в настоящий момент на стадии активного становления, по сути, являются смежными с МЧП (международное трудовое право, международное энергетическое право, международное транспортное право, международное интеллектуальное право, международное атомное право и др.)

Все вышесказанное свидетельствует о тесном взаимопереплетении МПП и МЧП. Но каковы же тенденции развития МПП, МЧП и международного права в целом? На наш взгляд, основным вектором здесь является дальнейшее сближение и условное слияние международного публичного и международного частного права посредством материально-правовой унификации имеющихся коллизионных норм. О включении коллизионного права, составляющего на данный момент часть национального МЧП отдельно взятых государств, в единое международное право можно будет говорить только в случае унификации всех блоков частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом (гражданско-правовые, семейные, наследственные трудовые отношения).

Унификация коллизионных норм позволила бы решить целый ряд проблем, существующих в современном МЧП: обход закона, обратная отсылка, множественности правовых систем и т.д. Теория международной унификации коллизионных норм в форме единого кодекса международного частного права уже высказывались, но рассматривалась как утопическая. Сегодня интенсификации деятельности международных юридических лиц, уровень развития иностранных инвестиций, необходимость развития научно-технической сферы определяют неотвратимость такой унификации, и высказанная идея уже не кажется такой неосуществимой как раньше. Более того, в международной практике уже есть немало удачных примеров. Примечательно, что формы международной унификации несколько отличаются от внутригосударственной. В истории МЧП есть лишь один пример унификации коллизионных норм в виде кодекса — Кодекс Бустаманте. В большинстве же случаев это международные конвенции по отдельным частноправовым вопросам. Также унификация норм международного частного права осуществляется путем принятия на международном или региональном уровне специальных модельных законов (например, Модельный гражданский кодекс СНГ, в котором имеется раздел «Международное частное право»), директив и иных нормативных актов по тем или иным вопросам (например, регламенты и директивы ЕС).Вместе с тем, возникает вопрос, не способствует ли международная унификация норм в сфере частноправовых отношений ограничению применения принципа автономии воли сторон? На наш взгляд, было бы ошибочно считать, что в данном случае публично-правовой интерес безоговорочно превалирует над частноправовым. Скорее можно говорить о сочетании публичных и частных интересов в системе международных отношений. Ведь унифицированные на международном уровне коллизионные нормы должны быть направлены именно на повышение уровня защищенности интересов субъектов частноправовых отношений посредством установления четких предписаний по применению внутреннего законодательства конкретного государства (либо нормы международного уровня) в случае столкновения национальных правопорядков.

Особенностью системы международных отношений является своеобразное смещение публичного интереса государства (который в данном случае становится частным интересом конкретной нации) в сторону интересов международного сообщества в целом. Вместе с тем, в рамках своего внутреннего права государство продолжает представлять общий публичный нтерес управляемых им субъектов, имеющих свои частные интересы (физических и юридических лиц). На сегодняшний день именно специфика перераспределения публичного и частного интереса в системе международных отношений препятствует нахождению компромисса в части регулирования частноправовых отношений.

Добавить комментарий