Международное поручение

Организация работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации включает в себя такие самостоятельные направления деятельности, как:

1) оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств по вопросам, связанным с актами гражданского состояния;

2) оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

3) оформление судебных поручений о вручении документов и производстве отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства;

4) исполнение судебных поручений о вручении документов и производстве отдельных процессуальных действий на территории Российской Федерации;

5) исполнение решений российских судов и арбитражей на территории иностранных государств;

6) исполнение решений иностранных судов и арбитражей на территории Российской Федерации;

7) направление копий приговоров в иностранные суды.

I. Оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств по вопросам, связанным с актами гражданского состояния.

Основания для оказания международной правовой помощи:

1. Запрос о правовой помощи.

Запрос о правовой помощи по истребованию документов о государственной регистрации актов гражданского состояния оформляется в виде обращения-анкеты, заполняется гражданами в двух экземплярах на каждый документ отдельно и обязательно подписывается ими.

В запросе о правовой помощи по вопросам актов гражданского состояния, направляемом на территорию иностранного государства, указываются:

  • наименование и полный почтовый адрес компетентного органа ЗАГС, которому адресован запрос;
  • наименование и местонахождение (почтовый адрес) органа ЗАГС, от которого исходит запрос;
  • ссылка на норму международного договора, послужившего основанием запроса о правовой помощи;
  • наименование запрашиваемых документов с указанием известных реквизитов, а также данные о лице, в отношении которого он составлен, либо просьба о совершении определенных действий, необходимых для исполнения ходатайства, поручения;
  • информация о причинах истребования документа;
  • другие сведения, необходимые для исполнения запроса о правовой помощи в соответствии с требованиями международного договора.

Государственная пошлина за истребование документов взимается отдельно за каждый документ перед направлением запроса о правовой помощи, касающегося истребования документов с территории иностранного государства по обращениям граждан, в соответствии со статьями 333.18 и 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина не взимается при выдаче гражданам свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния, поступивших с территории иностранных государств.

2. Поручение органа ЗАГС.

С поручением органа ЗАГС направляются документы, касающиеся внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния: подлинник заявления гражданина о внесении исправлений и изменений в актовую запись и о выдаче нового свидетельства; копия актовой записи, в которую предполагается вносить исправления или изменения, заключение органа ЗАГС, а также ксерокопия квитанции об уплате государственной пошлины и, при необходимости, копии иных актовых записей, другие документы.

На случай утраты документов при пересылке целесообразно их копии, удостоверенные оттиском печати и подписью руководителя органа ЗАГС, оставлять в этом органе ЗАГС.

Решения компетентных органов, касающиеся записей актов гражданского состояния, в том числе решения органов опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) имени ребенку, прилагаются к удостоверенному оттиском печати и подписью руководителя органа ЗАГС ходатайству органа ЗАГС, адресованному в компетентный орган иностранного государства.

3. Ходатайство органа ЗАГС.

Решения органов опеки и попечительства об изменении фамилии и имени ребенка, направляемые на территории иностранных государств, согласно действующим международным договорам не требуют прохождения процедуры признания и принудительного исполнения на территории государств — членов Содружества Независимых Государств.

Если национальными законодательствами иностранных государств предусмотрены процедуры признания и исполнения решений судов (иных органов) по гражданским и семейным делам (в том числе об усыновлении (удочерении), установлении фактов регистрации актов гражданского состояния, аннулировании записей актов гражданского состояния, а также о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния), документы направляются совместно с ходатайствами о признании и исполнении на их территории указанных решений судов (иных органов).

К ходатайствам прилагаются судебные и иные документы, предусмотренные международным договором:

  • решение суда или его заверенная копия;
  • документ о его вступлении в законную силу;
  • документ о том, что решение не исполнялось (либо частично исполнялось) на территории Российской Федерации;
  • копии документов, удостоверяющих личности заявителей;
  • другие необходимые документы.

II. Оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью.

Нотариус, а также лицо, временно исполняющее обязанности нотариуса, обращаются с запросом о правовой помощи в виде поручения (просьбы) об оказании содействия в получении сведений, документов, информации и иных видов правовой помощи, предусмотренных международными договорами и необходимых для совершения конкретного нотариального действия.

Поручение (просьба) оформляется в соответствии с требованиями международных договоров, на соответствующем бланке, удостоверяется подписью нотариуса и заверяется оттиском печати.

Поручение (просьба) должно включать следующие сведения:

  1. наименование запрашиваемого органа юстиции иностранного государства;
  2. наименование и адрес государственной нотариальной конторы, фамилию, имя, отчество работающего в ней нотариуса либо фамилию, имя, отчество нотариуса, занимающегося частной практикой (с указанием нотариального округа), или лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, от которого исходит поручение (просьба);
  3. информацию о том, в связи с чем необходимы сведения или документы;
  4. фамилию, имя и отчество наследодателя, дату его рождения и смерти;
  5. место регистрации или постоянного пребывания наследодателя либо фамилию, имя и отчество лица, в отношении которого запрашивается необходимая информация, а также место регистрации или постоянного пребывания данного лица;
  6. другие сведения, необходимые для исполнения поручения (просьбы).

Поручение (просьба) нотариуса и ответ, составленный в связи с исполнением поручения (просьбы) иностранного нотариуса, объем которых превышает один лист, должны быть прошиты (в случаях, если к поручению (просьбе) прилагаются документы, то они прошиваются вместе с ним), пронумерованы, скреплены подписью нотариуса и удостоверены оттиском его печати, при этом количество листов должно быть указано прописью.

III. Оформление судебных поручений о вручении документов и производстве отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства

Оформление поручений о вручении документов на территории иностранного государства.

В соответствии с Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954:

  • судебные поручения передаются для исполнения в дипломатическом порядке через Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • к просьбе о вручении документов прилагается копия документа, подлежащего вручению в двух экземплярах;
  • документ, подлежащий вручению, составляется на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами;
  • при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, точность перевода должна быть удостоверена дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 (далее – Конвенция 1965 г.):

  • орган или судебное должностное лицо, полномочное в соответствии с законодательством запрашивающего государства, направляет документы центральному органу запрашиваемого государства;
  • в Российской Федерации центральным органом для целей получения и организации исполнения запросов компетентных органов иностранных государств в рамках Конвенции 1965 г. назначено Министерство юстиции Российской Федерации;
  • документы составляются в соответствии с образцами, прилагаемыми к Конвенции 1965 г., и заполняются на языке запрашиваемого государства либо на английском или французском языке;
  • запрос и подлежащие вручению документы направляются в 2 экземплярах;
  • к запросу необходимо прилагать нотариально заверенный перевод указанных документов на официальный язык запрашиваемого государства;
  • все документы, в том числе копии исковых заявлений, должны заверяться печатью суда, быть пронумерованы и прошиты.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 22.01.1993:

  • договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
  • в поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц — их наименование и местонахождение;

д) при наличии представителей лиц должны быть указаны их имена, фамилии и адреса;

е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

ж) по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния;

з) в поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

и) поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Производство отдельных процессуальных действий в отношении граждан иностранных государств.

В целях получения данного вида правовой помощи поручение суда должно быть составлено в соответствии с Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 (далее – Конвенция 1954 г.), Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970 (далее – Конвенция 1970 г.), Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 22.01.1993 (далее – Конвенция 1993 г.), или другими международными соглашениями, предусматривающими производство отдельных процессуальных действий.

В соответствии с Конвенцией 1954 г.:

  • судебные власти одного из Договаривающихся государств могут обращаться по гражданским и торговым делам к компетентным властям другого государства с судебными поручениями, которые включали бы просьбу произвести, в пределах его компетенции допрос либо другие процессуальные действия;
  • судебное поручение составляется либо на языке запрашиваемых органов власти или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, либо к нему должен быть приложен перевод на один из указанных языков;
  • орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, какие допускаются при исполнении поручений в запрашиваемом государстве или ходатайств заинтересованных сторон.

В соответствии с Конвенцией 1970 г.:

  • судебный орган одного Договаривающегося государства может запросить посредством судебного поручения компетентный орган другого государства о получении по гражданским и торговым делам доказательства или выполнении другого процессуального действия;
  • судебные поручения направляются центральному органу запрашиваемого государства без посредничества какого-либо другого органа этого государства;
  • судебное поручение должно содержать следующие реквизиты:

а) наименование органа власти, требующего его исполнения и запрашиваемого органа, если он известен запрашивающему органу;

б) название и адреса сторон в судебном процессе и их представителей, если таковые имеются;

в) существо и предмет судебного разбирательства, для которого истребуется доказательство, с изложением сведений, необходимых для исполнения поручения;

г) доказательство, которое требуется получить или другое процессуальное действие, которое надо исполнить.

В соответствующих случаях поручение должно также содержать:

д) фамилии и адреса лиц, которых необходимо допросить;

е) вопросы, которые нужно поставить допрашиваемым лицам или обстоятельства, о которых они должны быть допрошены;

ж) документы или другое имущество, недвижимое или личное, подлежащее осмотру;

з) требование о получении свидетельских показаний под присягой или с подтверждением и об использовании особой формы;

и) требование применения особого порядка или процедуры;

  • судебное поручение составляется на языке запрашиваемого органа или сопровождается переводом на этот язык. Однако, Договаривающееся государство должно принять судебное поручение, составленное на английском или французском языке либо сопровожденное переводом на один из этих языков, если по этому поводу не существует оговорки.

В соответствии с Конвенцией 1993 г.:

  • исполнение судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий (допрос сторон и свидетелей, производство осмотра на месте и др.) осуществляется в судебном заседании по нормам российского процессуального законодательства;
  • лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к выполнению поручения;
  • о каждом совершенном при исполнении поручения процессуальном действии составляется протокол с соблюдением действующих процессуальных правил, который скрепляется печатью суда;
  • после того как судебное поручение выполнено полностью, необходимые материалы (протоколы допросов и т.д.) вместе с сообщением об исполнении поручения, адресованным учреждению, от которого оно исходило, направляются в орган юстиции.

IV. Исполнение судебных поручений о вручении документов и производстве отдельных процессуальных действий на территории Российской Федерации

При исполнении поручения, поступившего с территории иностранного государства, получатель расписывается на каждой странице одного из комплектов документов в получении второго комплекта, подпись получателя удостоверяется судьей и скрепляется печатью суда. Подтверждение о вручении документов (бланк или формуляр) также должен подписываться получателем, судьей и скрепляться печатью.

Если получатель не проживает по адресу, указанному в запросе, то компетентный суд в соответствии с международным договором принимает меры, необходимые для установления его местожительства. Если установление адреса окажется невозможным, документы, подлежащие вручению, с приложением подтверждения о принятии мер к установлению адреса, возвращаются через орган юстиции для направления инициатору запроса.

При невозможности исполнения поручения формуляр с указанием причин, препятствующих исполнению, подписывается судьей, скрепляется печатью, и все документы возвращаются через орган юстиции для направления инициатору запроса.

В случае если суд, получивший поручения, выясняет обстоятельства, свидетельствующие о том, что исполнение поручения должно производиться на территории другого субъекта Российской Федерации, он направляет его для исполнения по принадлежности в соответствующий суд и уведомляет об этом, со ссылкой на исходящий номер, территориальный орган юстиции.

При выполнении поручений иностранных государств о допросе указанных в поручении лиц, допрос свидетелей и сторон по делу производится судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства Российской Федерации согласно перечню вопросов, прилагаемых к поручению. Протокол допроса удостоверяется подписью судьи и в обязательном порядке скрепляется печатью суда.

В соответствии с Конвенцией 1965 г. оформляется свидетельство о вручении документов. Два экземпляра свидетельства, заверенные надлежащим образом, вместе со вторым экземпляром подлежащих вручению документов возвращаются запрашивающей стороне.

V. Признание и исполнение решений российских судов и арбитражей на территории иностранных государств

Для исполнения решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимися договорами необходимо:

1. Лицу или организации, в пользу которых вынесено судебное решение,

представить судье, вынесшему решение, ходатайство, адресованное компетентному суду соответствующего государства, с просьбой разрешить принудительное исполнение на территории этого государства данного решения, указав в ходатайстве существо решения, кем и когда оно вынесено, а также свой адрес и адрес должника.

Ходатайство о взыскании в доход государства суммы госпошлины, определенной судьей, составляется от имени судьи. В нем указываются банковские реквизиты, необходимые для зачисления сумм в федеральный бюджет.

2. К ходатайству прилагаются:

  • решение суда или удостоверенная копия решения суда;
  • справка о вступлении решения в законную силу;
  • справка о том, что ответчик своевременно и в надлежащей форме был извещен о времени и месте судебного разбирательства с вручением копии искового заявления;
  • справка о неисполнении решения на территории России, в том случае, если с ответчика уже производилось взыскание с территории России, суд к вышеуказанным документам приобщает справку о том, за какой период и в какой части ответчика произведено взыскание.

Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений.

Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений.

Для получения признания и приведения в исполнение сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы представляет:

  • должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового;
  • подлинное соглашение или должным образом заверенную копию такового;
  • подтверждение того, что сторона, против которой вынесено решение, была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве;
  • заверенный в установленном порядке перевод указанных документов на официальный язык запрашиваемой стороны.

VI. Признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей на территории Российской Федерации

Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

При этом арбитражные суды субъектов рассматривают только ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения на территории РФ решений государственных (арбитражных и приравненных к ним) судов других государств и в отношении юридических лиц.

Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения проводится на основании ходатайства взыскателя, адресованного компетентному суду Российской Федерации.

К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором Российской Федерации, а если это не предусмотрено международным договором, прилагаются следующие документы:

  • заверенная подписью судьи и печатью суда копия решения иностранного суда;
  • официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;
  • документ об исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранного государства;
  • документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение и которая не принимала участие в процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела;
  • заверенный перевод указанных документов на русский язык.

Если нет оснований к отказу, компетентный суд выносит определение об удовлетворении ходатайства и выдает разрешение на принудительное исполнение иностранного судебного решения. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о признании и разрешении принудительного исполнения этого решения компетентным российским судом выдается исполнительный лист, подлежащий исполнению в соответствии со ст.7 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который направляется в службу судебных приставов по месту нахождения должника или его имущества.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 обязывает, чтобы каждая из Договаривающихся Сторон признавала и исполняла следующие решения, вынесенные на территории другого Договаривающегося Государства:

  • решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам, и нотариальные акты в отношении денежных обязательств;
  • решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

Исполнение приговоров (решений) в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также исполнительных документов по делам об административных правонарушениях не предусмотрено.

Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случае, если:

  • решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
  • сторона против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
  • рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
  • исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
  • истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.

Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого.

VII. Направление копий приговоров в иностранные суды

В случае рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, являющихся гражданами иностранного государства, и вынесении в отношении указанных лиц приговоров, суды обязаны в силу международных договоров сообщать сведения о них иностранному государству.

Для этого судам следует направлять в территориальный орган юстиции справку о вступлении приговора в законную силу и копию приговора, подписанные судьей, секретарем и скрепленные гербовой печатью. Листы копии приговора должны быть прошиты и пронумерованы.

В соответствии со ст.79 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, территориальный орган юстиции направляет в центральные органы иностранных государств – участников СНГ копии приговоров в отношении иностранных граждан, осужденных на территории Российской Федерации к лишению свободы, справки о вступлении приговоров в законную силу и дактилоскопические карты осужденных.

Международное поручение об оказании правовой помощи

Внимание! Данная информация разработана Министерством Юстиции РФ и ориентирована на консультационные разъяснения для судебных органов.

В рамках действия настоящего ресурса проводятся разъяснительные консультационные услуги по средству вопросов и ответов в конце информационной статьи.

Порядок исполнения судебных поручений

Порядок составления поручений, адресованных компетентным судам (органам) иностранных государств

ВНИМАНИЕ! Данный порядок применим ко всем международным договорам, касающихся правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам кроме Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года.

При оформлении поручений, адресованных компетентным органам иностранных государств, необходимо руководствоваться положениями международных договоров, которые вступили в силу и стали обязательным для Российской Федерации, а также объемом правовой помощи, установленным конкретным международным договором.

1) В поручении должны быть указаны:

— наименование запрашиваемого учреждения (рекомендуется адресовать поручения «Компетентному органу» соответствующего государства);

— наименование запрашивающего учреждения (т.е. наименование суда Российской федерации, который направляет поручение);

— наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

— имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц — и/или местонахождение;

— при наличии представителей лиц, указанных выше, их имена, фамилии и адреса;

— содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

— по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинён в результате деяния.

2) В поручении о вручении документа должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

3) Поручение должно быть подписано судьей и скреплено гербовой печатью суда.

4) Все документы, приложенные к поручению, должны быть удостоверены судьей и скреплены гербовой печатью суда.

Пример международного поручения:

Компетентному суду первой инстанции республики Армения

Таганского районного суда города Москвы

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

В рамках производства по делу №2-8412/2017 по иску Прохорова Е.В. и Милованову С.А. о взыскании долга по договору займа. Судья Давыдова Е.А.

Свидетелем по данному делу является гражданин р. Армении Шольги А.Н. (Паспортные и иные известные данные). Данное физическое лицо присутствовало при передаче денежных средств от истца ответчику 13 мая 2016 года по адресу: г.Москвы, Пролетарский проспект, д.4/1, кв.22.

В целях всестороннего рассмотрения настоящего дела просим оказать помощь в допросе гражданина р.Армении по следующим вопросам:

Протокол допроса сшитый, пронумерованный и подписанный просим направить почтовой корреспонденцией в адрес суда: Таганский районнный суд г.Москвы, 109147, г. Москва, пер. Марксистский, д. 1/32, судье Давыдовой Е.А. с указанием номера дела.

В случае невозможности исполнения настоящего поручения, просим уведомить суд надлежащим образом.

Дата, подпись, гербовая печать.

Необходимо обратить внимание на количество направляемых экземпляров, перевод на язык запрашиваемой стороны, срок назначения дела к слушанию (например, в соответствии с положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года и Протокола к ней от 1997 года установлено, что поручения в страны СНГ-участники Конвенции направляются в одном экземпляре на русском языке и без перевода).

В случае, если вручение документов и/или производство отдельных процессуальных действий необходимо произвести в отношении нескольких лиц, необходимо направлять столько же комплектов документов.

Также следует учесть, что по сложившейся международной практике срок исполнения международных поручений составляет не менее, чем 6 месяцев. Извещения о дате судебного заседания должны быть вручены получателю не позднее, чем за 30-50 дней до даты рассмотрения дела в зависимости от условий международного договора (так например, в соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года извещение вручается получателю не менее чем за 50 дней до установленной даты явки в суд). Кроме этого, в Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36) также указано, что поручения судам, с которыми имеются договоры о правовой помощи, должны высылаться им не позднее чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, учреждениям юстиции других иностранных государств — не позднее 8 месяцев до дня рассмотрения дела.

Следует принять во внимание, что категорически недопустимо направлять иностранным гражданам судебные повестки, так как бланки повесток содержат предупреждения о санкциях в случае неявки лица, что противоречит общепризнанным нормам и принципам международного права. Многими государствами это воспринимается, как нарушение их суверенитета, законных интересов и прав граждан. В данном случае рекомендуется направлять извещение о дате судебного заседания.

Определения о судебном поручении российских судов не имеют юридической силы на территории иностранных государств. Направляется поручение, оформленное по требованиям конкретного Международного договора (см. выше).

Обращаем внимание, что положения многих Международных договоров, заключенных Союзом ССР, не требуют перевода на язык запрашиваемого государства, однако исходя из норм международной вежливости, не смотря на данное положение необходимо к поручениям прилагать надлежащим образом заверенный перевод.

Кроме того, условия большинства Международных договоров допускают вручение документов, адресованных получателю, без перевода, но лишь в том случае, если он согласен добровольно их принять.

Исходя из норм международной вежливости, необходимо обращать внимание на тщательность и аккуратность подготовки документов. Оформляя их небрежно, суды своими действиями выражают неуважение к иностранному государству. Кроме того, неаккуратно оформленные документы могут быть возвращены компетентными органами иностранных государств для должного оформления.

Также при составлении поручений, адресованных компетентным органам иностранных государств, рекомендуем обратить внимание на правильное наименование государств. Точные наименования государств содержатся в Общероссийском классификаторе стран мира, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14.12.2001 № 529-ст.

Правильные наименования часто встречающихся государств:

Латвийская Республика,

Литовская Республика,

Эстонская Республика,

Азербайджанская Республика,

Кыргызская Республика,

Республика Армения,

Республика Беларусь,

Республика Казахстан,

Республика Таджикистан,

Республика Узбекистан,

Республика Молдова,

Туркменистан,

Грузия,

Украина.

Порядок направления на исполнение поручений, адресованных компетентным органам иностранных государств

Поручения, адресованные компетентным органам иностранных государств, направляются в Главное управление Минюста России вашего региона для дальнейшего их препровождения в Минюст России или в компетентные органы иностранных государств.

ВНИМАНИЕ!

Исключения составляют поручения, оформленные в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года и Конвенцией о получении доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года.

Большинство международных договоров РФ не устанавливает конкретных сроков исполнения поручения, однако в последнее время ситуация начинает постепенно меняться. Так, в ст. 5 Типового договора о взаимной помощи в области уголовного правосудия 1990 г. предусматривается указание любых сроков, в течение которых ожидается выполнение просьбы. По ст. 18 Конвенции против транснациональной преступности 2000 г. запрашиваемое государство выполняет просьбу об оказании взаимной правовой помощи в возможно короткие сроки и, насколько это возможно, полностью учитывает любые предельные сроки, которые предложены запрашивающим государством — участником и которые мотивированы, предпочтительно в самой просьбе.

В то же время наше государство заключило ряд соглашений, в которых сроки исполнения запросов все-таки указаны.

1. «Незамедлительно», «немедленно» и т.п. Данный срок может быть предусмотрен в отношении всех запросов, направляемых на основании договора (ст. 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями финансового и налогового законодательства 1996 г.). Однако такой срок может быть установлен и для исполнения отдельных видов поручений. Например, запрашиваемая сторона обязана «немедленно» принять меры к взятию под стражу лица, в отношении которого получена просьба о выдаче (ст. 68 Договора между РФ и Литовской Республикой 1992 г., ст. 60 Конвенции СНГ 1993 г., ст. 68 Договора между РФ и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.).

Данный срок может быть установлен и для исполнения запросов, направляемых по отдельным категориям дел. По ст. 5 Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г. обмен информацией по запросам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, производится «в возможно более короткий срок».

2. Определенный в договоре срок.

А. «До пяти дней». По ст. 3 Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ 1999 г. решение по запросу принимается компетентным правоохранительным органом запрашиваемой Стороны не позднее пятидневного срока с момента поступления запроса, о чем сообщается незамедлительно компетентному правоохранительному органу запрашивающей Стороны. Такое решение может быть оговорено определенными условиями.

Б. «Один месяц» (ст. 6 Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры 1992 г., ст. 4 Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Республики Армения и Прокуратурой РФ 1993 г., ст. 3 Соглашения между Генеральной прокуратурой РФ и Генеральной прокуратурой Туркменистана о правовой помощи и сотрудничестве 1995 г. и др.).

  • 3. Срок исполнения конкретного поручения может определяться косвенным образом — устанавливаться в отношении действий, связанных с запрашиваемым. Например, по ст. 45 Договора между СССР и Греческой Республикой 1981 г., ст. 64 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. лицо, заключенное под стражу в целях обеспечения выдачи, должно быть освобождено, если в течение 30 дней со дня отправки сообщения о заключении под стражу не поступит требования о выдаче.
  • 4. Определение срока может быть отнесено к компетенции национальных правоохранительных органов. По ст. VIII Соглашения о сотрудничестве между МВД РФ и Министерством общественной безопасности КНР 1992 г. сроки осуществления конкретных мер по сотрудничеству «согласуются через подразделения международных связей и утверждаются руководством обеих Сторон».

Действующий УПК не устанавливает сроков исполнения международных поручений; они могут предусматриваться ведомственными актами. В частности, указанием Генерального прокурора РФ «О порядке выполнения ходатайств о правовой помощи» 1992 г. (в ред. 1993 г.) определено, что запросы по линии прокуратуры исполняются в течение месяца. Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ Интерпола в РФ 1994 г. устанавливает сроки для исполнения запросов по линии Интерпола.

В проекте УПК норма о сроке исполнения отсутствует. Представляется, однако, что это вопрос требует законодательного урегулирования: должно быть закреплено правило об одном месяце срока для исполнения поручений, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Основные формы международного сотрудничества по уголовным делам

Анализируя УПК РФ, а также международные документы, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, регламентирующие помощь по уголовным делам, можно обозначить следующие основные формы международного сотрудничества:

  1. исполнение международного следственного поручения;
  2. вызов свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов;
  3. выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;
  4. осуществление уголовного преследования;
  5. передача предметов;
  6. просьба о вручении документов.

Международное следственное сотрудничество

Международное следственное поручение (или поручение об оказании правовой помощи) является процессуальным документом в системе уголовно-процессуального законодательства РФ. Определены государственный органы, через которые направляется запрос об оказании правовой помощи. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

  1. Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
  2. Министерство юстиции РФ — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
  3. Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ. Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ — по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  4. Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Содержанию и форме запроса посвящена ст. 454 УПК РФ. Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

  1. наименование органа, от которого исходит запрос;
  2. наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
  3. наименование уголовного дела и характер запроса;
  4. данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;
  5. изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
  6. сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Уголовно-процессуальным законом установлено, что доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Вызов для производства процессуальных действий

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Явившиеся в Россию по вызову указанные выше лица на территории Российской Федерации не могут быть привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы РФ. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.

Если на территорию России для участия в процессуальных действиях вызывается лицо, находящееся на территории иностранного государства под стражей, то такое лицо продолжает оставаться под стражей и на все время пребывания его на территории Российской Федерации, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.

Любое двустороннее и многостороннее сотрудничество предполагает обязательства каждой из сторон. Порядок исполнения Российской Федерацией своих обязательств определяет ст. 457 УПК РФ. В нашей стране субъектами исполнения запросов о правовой помощи являются: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа. Эти участники уголовного судопроизводства исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

Законом регламентируются применяемые при запросе нормы права. При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.

При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.

Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству России либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, согласно ст. 458 УПК РФ. впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном УПК РФ. Срок расследования начинает проистекать с момента возбуждения уголовного дела за рубежом и исчисляется в порядке ст. 162 УПК РФ.

В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в РФ до возбуждения в отношении него уголовного преследования в стране совершения преступления, уголовное дело может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.

Приходящие из иностранных государств материалы следует рассматривать и направлять для проверки как сообщение о преступлении с принятием соответствующего решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

УДК 343.1 ББК 67.411

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10072 © А.С. Есина, О.Е. Жамкова, 2019

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ

Алла Сергеевна Есина,

начальник кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Ольга Евгеньевна Жамкова, доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: esina-alla@list.ru

Аннотация. Анализируется правоприменительная практика по направлению и исполнению международных поручений следователями следственных подразделений системы органов внутренних дел; рассматриваются отдельные проблемные вопросы, возникающие в ходе данной процессуальной деятельности.

Ключевые слова: следователь, международные поручения, международное сотрудничество по уголовным делам, исполнение или направление международного поручения следователя.

INTERNATIONAL INVESTIGATOR INSTRUCTIONS: ISSUES OF DIRECTION AND EXECUTION OF INSTRUCTIONS

Alla S. Esina,

Head of the Department of preliminary investigation, Candidate of Law, Associate Professor

Olga E. Zhamkova, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure,

Candidate of Law

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Есина А.С., Жамкова О.Е. Международные поручения следователя: проблемные вопросы направления и исполнения поручений. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):122-4.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях . Деятельность следственных подразделений системы МВД России по направлению международных поручений в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также деятельность по исполнению таких поручений строится в соот-

ветствии с требованиями Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г., «Европейской конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам» от 20 апреля 1959 г. , а также на основании двухсторонних и многосторонних международных договоров о правовой помощи, ч. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «О международном

сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства» , на основании положений ведомственных нормативных актов.

Одной из форм международного сотрудничества органов предварительного расследования в сфере уголовного судопроизводства является направление и исполнение запросов о правовой помощи по уголовным делам.

Если проанализировать практику международного сотрудничества следственных подразделений Главного Управления МВД России по г. Москве, то очевидно, что данное направление деятельности с каждым годом увеличивается. Например, Следственными подразделениями ГУ МВД России по г. Москве в страны ближнего и дальнего зарубежья только за 9 месяцев 2018 г. было направлено 390 международных поручений, что на 2,8% больше, чем в 2017 г. (379 поручений). Наибольшее количество международных поручений направлено для исполнения в компетентные органы стран СНГ и ближнего зарубежья. Так, например, активно идет процесс взаимодействия с органами расследования Республик Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия, Армения, Киргизстан.

Надо отметить, что и в Россию поступает большое количество международных поручений для исполнения. Так, например, в следственные подразделения ГУ МВД России по г. Москве за 9 месяцев 2018 г. поступило для исполнения 1 457 поручений, что на 42% больше, чем в 2017 г. Из них из стран СНГ и ближнего зарубежья поступило 1 251 международных поручения. Наиболее активны в этом направлении деятельности проявили себя Республики Беларусь и Казахстан. Из стран дальнего зарубежья поступило 206 международных поручения для исполнения.

В деятельности следователя необходимость в запросах о правовой помощи возникает, как правило, в случае, когда по уголовному делу необходимо собрать характеризующие материалы на подозреваемого (обвиняемого), либо выполнить отдельные процессуальные и иные действия, например, провести осмотр, обыск, выемку, судебную экспертизу, допрос (ст. 453, 454 УПК РФ) на территории другого государства.

В ежегодном докладе о результатах и основных направлениях деятельности МВД России неодно-

кратно говорится о повышении результативности приема, обработки запросов и сообщений, поступивших в установленном порядке в НЦБ Интерпола МВД России из правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации, Генерального секретариата Интерпола, штаб-квартиры Европола, правоохранительных органов иностранных государств, а также других международных правоохранительных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность данного направления деятельности зависит, прежде всего, оттого насколько своевременно и качественно будут исполнены международные поручения. Заметим, что Международными договорами сроки исполнения поручений об оказании правовой помощи не установлены. Как показывает анализ правоприменительной практики в ряде стран СНГ срок исполнения поручений составляет от 1,5 до 2 месяцев, и даже в случае направления международного поручения сразу после возбуждения уголовного дела исполнение запроса не всегда поступает до окончания предусмотренного УПК 2-х месячного срока следствия.

В этой связи полагаем, что отдельные нормы гл. 53 УПК РФ требуют дальнейшего совершенствования в вопросах, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Общеизвестно, каким важным элементом уголовно-процессуальной деятельности является установленный законом срок при производстве по уголовному делу. Однако в УПК РФ законодатель, предусмотрев право направления запроса о правовой помощи, не урегулировал вопрос о сроке исполнения данного поручения. В части международно-правового сотрудничества несовершенство правового регулирования сроков исполнения запросов о правовой помощи (международных следственных поручений) отрицательно сказывается на соблюдении сроков предварительного расследования. В процессе осуществления международно-правовой помощи, в частности при ожидании ответа на запрос о правовой помощи, процессуальные сроки расследования приходится неоднократно продлевать, что ведет к «затягиванию» расследования и существенно затрагивает права участвующих в уголовном судопроизводстве лиц (особенно потерпевших).

В некоторых международных правовых актах, регулирующих взаимодействие разных стран при

№ 2 / 2019

Вестник экономической безопасности

расследовании преступлений, есть положения, направленные на своевременность и срочность исполнения поручений. Например, ст. 4 Европейской конвенции устанавливает, что по специальной просьбе запрашивающей стороны запрашиваемая сторона указывает дату исполнения поручений. Ч. 2 ст. 6 этой же Конвенции указывает, что любые предметы, а также оригиналы материалов или документов, переданные во исполнение поручений, возвращаются запрашиваемой стороне в максимально короткие сроки, если последняя не отказывается от них. Подобное установление временных границ исполнения запроса представляется неконкретным и допускает субъективное усмотрение.

Для разрешения обозначенной проблемы предлагаются следующие варианты.

Первый: на законодательном уровне установить период времени (разумный срок), в течение которого должны исполняться международные поручения.

Второй: рекомендовать следователям в обязательном порядке указывать в содержании поручения сроки его исполнения.

В пользу первого варианта следует привести тот очевидный аргумент, что правила, закрепленные в тексте закона, всегда дисциплинируют субъектов уголовно-процессуальной деятельности. В то же время, следует признать, что затруднительно заранее определить период времени, который будет оптимальным для исполнения запроса о правовой помощи по всем уголовным делам. Дело в том, что срок исполнения подобного запроса зависит от многих факторов, которые нельзя не учитывать, но в то же время нельзя и предугадать. Так, например, срок исполнения запроса может зависеть от следующих обстоятельств: объема и перечня процессуальных действий, указанных для исполнения; удаленности государств друг от друга; климатических условий; политической ситуации, в которой страны взаимодействия находятся между собой; состояния правового регулирования деятельности по взаи-

модействию между странами и от многих других факторов.

Более предпочтительным представляется второй предложенный вариант разрешения проблемы, когда должностное лицо органа расследования само определяет оптимальный срок исполнения запроса о правовой помощи. Для реализации этого варианта необходимо, чтобы норма, устанавливающая содержание и форму запроса (ст. 454 УПК РФ), была дополнена положением (п. 7) о том, что запрашивающая сторона обязана указать в запросе период времени или конкретный срок исполнения запроса. Данный срок субъект расследования будет указывать с учетом уже вышеприведенных факторов, а также исходя из общего срока расследования преступления, с учетом срока содержания под стражей обвиняемого, исходя из объема тех следственных и процессуальных действий, которые еще надлежит выполнить после исполнения запроса, а также от других обстоятельств и факторов.

В данной статье затронут только один аспект, касающийся международного сотрудничества. Однако авторы полагают, что реализация высказанных предложений, будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений между Россией и иностранными государствами при оказании правовой помощи.

Литература

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // «Российская газета», № 249, 22.12.2001.

Добавить комментарий