Международное публичное

Какие из нижеперечисленных документов содержат нормы международного публичного права?
1.договор между Мексикой и США об установлении границы;
2.договор между несколькими государствами оботказе от использования силы в международных отношениях;
3. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН;
4.часть 4 ст. 15 Конституции РФ;
5.обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;6.закон о налоге на иностранных физических лиц;
7. договор между Новосибирской областью РФ и Ферганской областью Узбекистана о создании межрегиональной ассоциации «Ферганская долина»;8.французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.;
9. соглашение между итальянской фирмой и российским Правительством о добыче нефти на территории Российской Федерации;
10. договор междуЯпонией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами;
11. учебник «Международное право» под ред. Г.В. Игнатенко и О.И.Тиуиова(М., 1999);
12. правило, согласно которому надипломатических приемах держать вилку следует в левой руке, а нож — в правой?
Решение:
1. Содержит нормы МП т.к они затрагивают отношения со всеми странами
2. Так же содержит нормы МП потомучто принята всеми го-вами
3. Содержит нормы МП потому что резолюция дает рекомендации всем странам которые содержатся в статях 10,11,12
4. Не содержит т.к распространяется только натерритории РФ
5. Содержит т.к этот обычай соблюдают все государства мира
6. Нет, это внутригос-ая норма
7. Нет, так как отношения которые возникают между субъектами РФ и иностранными гос-вами не содержат норммеждународного права.
8. Нет, т.к она применяется только на территории Франции
9. Нет, т.к это элементы частного права, которые не регулируются нормами МПП
10. Да, т.к отношения основаны нанормах международного права
11. Нет, потому что учебник содержит в себе всего лишь цитаты из закона и он не обладает юридической силой
12. Нет, это норма…

Договорное установление абсолютной ответственности гарантирует возмещение ущерба пострадавшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается на то, что все его действия не являлись нарушением права

В практике международных отношений нет «жесткого» соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

КМП приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответственности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии не повторения. Со ссылками на судебную и арбитражную практику в доктрине называются также некоторые иные формы, в частности, реституция in integrum (восстановление прежнего правового состояния).
Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию в натуре, т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.

Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Согласно проекту в соответствующих случаях потерпевшее государство вправе получить от нарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.

Реституция in integrum представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Надо подчеркнуть, вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.

Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. она была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского правительства, подчиниться режиму послевоенной оккупации и другим требованиям стран антигитлеровской коалиции.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

Особой формой ответственности Германии после второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии

Глава 3. Основания международно-правовой ответственности

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактические основания. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

Государство – это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: «Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства». Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.

Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный или внутригосударственный — характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях – конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности

При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности. Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические ситуации, , при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.

В проекте статей об ответственности КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих возникновение ответственности. Выделив специальную главу «Обстоятельства, исключающие противоправность», она отметила случаи, когда «несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании. Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.

Надо подчеркнуть, вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (прежде всего при совершении международных преступлений). Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.

Согласие, ответные меры, самооборона осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права. В отличие от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости – это объективные, внешние по отношению к поведению государства обстоятельства, независящие от его воли.

Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Контрмеры. Согласно ст. 30 проекта это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.

Самооборона. Противоправность деяния исключается и в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 34 проекта статей). В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие критериям, заложенным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасности, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.

Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Подобные случаи характеризуются волевой непричастностью государства (например, разрушение объектов иностранной собственности на территории государства в результате землетрясения или военных действий). Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью исключает ответственность, если ущерб «является результатом акта войны, военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера…» (ст. 111).

Международное право — это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права. Если переходить к содержанию международного права в зависимости от вида деятельности, то можно увидеть различное наполнение этого понятия: для студента международное право представляет собой учебную дисциплину со стройной системой изложения и последовательностью материала, для сотрудника правового департамента министерства международное право рассматривается как механизм принятия решений, требующий не только понимания норм международно-правового акта, но и учета конкретных интересов, для научного работника международное право — это комплекс знаний о закономерностях развития и функционирования международного права, в котором с необходимостью присутствуют различные логические операции — идеализация, абстрагирование, сравнение, то есть научный подход имеет свои цели и задачи, для владельцев бизнеса, акционеров и инвесторов международное право представляют собой правила, помогающие планировать ведение коммерческой деятельности и иметь гарантии защиты своих капиталовложений. Таким образом, несмотря на единое понятие, у каждого возникает свой образ международного права в зависимости от той позиции в социальной системе, в которой он находится. Поэтому общее определение международного права подходит как нельзя лучше, потому что в нём выражена сущность этого явления, которая ни у кого не вызывает возражений.Что означают следующие признаки определения международного права «система принципов и норм», «отношения» и «субъекты международного права»? И почему следует говорить о «современном международном праве»?»Система принципов и норм» означает, что международное право имеет определенную структуру и целостность. В основе этой системы лежат основные принципы международного права, которые являются правовым фундаментом всех международных отношений: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимости государственных границ, территориальной неприкосновенности государств, уважение прав человека и основных свобод. Эти нормы-принципы являются императивными и безусловными к исполнению. Практическая значимость данных принципов заключается в том, что они являются критериями правомерности поведения субъекта международного права на международной арене. Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.»Отношения». Предметом международного права выступают международные отношения. Стоит пояснить, что международное право делится на две группы: международное публичное право (собственно, международное право) и международное частное право. Разница между этими группами существенная: по субъектам, по источникам, по порядку разрешения споров и др. В международном публичном праве под «отношениями» понимаются межгосударственные отношения, то есть взаимодействие публичных властей, а международное частное право занимается семейными, трудовыми, коммерческим вопросами. Таким образом, говоря о международном праве стоит иметь ввиду, что речь идет именно о межгосударственных отношениях, то есть таких, где ключевую роль играет государственная власть в различных её проявлениях.И разговоры об умалении или размывании государственного суверенитета беспочвенны. Суверенитет имеет две стороны, внутреннюю, то есть право государства формировать внутренние нормы и правила и внешнюю, а именно — независимость во внешних сношениях. Упоминают и такую фразу «государство лишилось части своего суверенитета». Но если познакомиться с Конституциями государств, то абсурдность этой фразы станет очевидной, поскольку носителем суверенитета является народ. То есть, передавая свой суверенитет, государство передает часть народа. Налицо абсурд. Если уж государство и может что-то делегировать, то полномочия, но в любой момент может их вернуть. Суверенитет — неразделимая категория, на защите которой стоит международное право. К «субъектам международного права» относятся участники межгосударственных отношений. главным из них выступает государство как основной субъект международного права. Следует также включить в состав международные межправительственные организации (форма межгосударственного сотрудничества), нации, борющиеся за свою независимость в соответствии с международным правом и государственно-подобные образования, например, Святой Престол (Ватикан). Разного рода международные организации типа Международного Комитета Красного Креста, Совета по финансовой стабильности, Всемирного антидопиногового агентства не имеют международно-правовой природы и не могут быть юридически равны государствам.Таким образом, цель международного права заключается в нормативном упорядочении взаимодействия государственных властей в рамках их общения на международной арене. Само название международного права говорит о равноправном сотрудничестве и независимости государств. Международное право и есть международный порядок, поскольку имеет конкретные формулировки, в отличие, скажем, от терминов «мировой порядок», «глобальный порядок», «планетарное право», которые являются академизмами и очень субъективны по своему наполнению. Международное право — это мера свободы и ограничения в международных отношениях. И в этом его ценность. Такое понимание позволяет выстраивать большое количество комбинаций внешнеполитических действий, что свидетельствует о практическом значении принципов и норм международного права.Международное право не следует путать с внешней политикой. Последняя является определенной системой поведения для достижения конкретных целей. Международное право выступает по отношению к внешней политике с одной стороны как отправная точка (например, Устав ООН), с другой стороны как цель (создание нового международно-правового акта). Поиск баланса между ними — важная составляющая стратегии и тактики поведения государств на международной арене.Говорят и пишут, что международное право часто нарушается, его никто не соблюдает. В этом есть справедливое замечание. Но лишь отчасти. Международное право в основе своей это согласие, договоренность. Поэтому и механизм исполнения договоренностей также остается на усмотрение участников международных отношений. В этом гибкость международного права, которую неверно принимают за недостаток. Из этого следует, что переносить на международное право концепции внутригосударственного права (уголовного, гражданского и др.) значит глубоко заблуждаться. Международное право имеет свои теории и концепции. Далее. Международное право критикуют за слабый механизм ответственности, мол «можно нарушать столько, сколько захочешь и оставаться безнаказанным». Да, международно-правовые механизмы ответственности не столь оперативны и регламентированы, ведь государства хотят оставить своими руки развязанными в международных делах. А если взять отдельные международно-правовые режимы (космос, торговля, инвестиции), то ответственность носит определенные формы: политическая или материальная. Только исторический опыт показывает, что процедуры привлечения к ответственности есть результат проявления политической воли, а действие международного права вторично как инструмента этой воли. В качестве примера торжества международного правосудия можно назвать Нюрнбергский и Токийский трибуналы.Современное международное право это часть Ялтинско-потсдамской системы международных отношений, созданной в середине двадцатого века. В отличие от классического международного права, современные нормы и принципы ясно и недвусмысленно запрещают использовать силу в качестве механизма принуждения и подавления суверенного государства. В основе этого подхода лежит Устав Организации Объединенных Наций. Мир и безопасность — главные цели международного права. Эти цели и Устав ООН ориентир для внешнеполитического курса.Таким образом международное право это гибкий формальноопределенный, обязательный к исполнению, нормативный механизм формирования контуров многополярного мира, в основе которого лежит согласие всех участников международных отношений, целью которого является, во-первых, стабильность и предсказуемость взаимодействия государств как основных субъектов международного права, во-вторых, формирование международного порядка.

Совокупность актов международного публичного и частного права полностью покрывают вопросы по регулированию взаимоотношений между странами. Несмотря на то, что два этих понятия коренным образом отличаются друг от друга, сфера их влияние и соотношение между ними остаются непонятными многим молодым специалистам. Международное публичное и международное частное право – каково главное отличие между этими понятиями? Давайте разбираться.

Международное публичное право

Международное публичное право регулирует правовые отношения между государствами, а также интернациональными организациями, созданными этими странами. Вопреки распространенному мнению, международное право (МП) выступает как отдельная система, не являясь ответвлением от внутригосударственных норм.

В отличие от правил, принятых внутри отдельных государств, МП вытекает из обсуждения и взаимного принятие норм и законов, в то время как внутригосударственное основывается на необходимости введения новых правил, принятых одним человеком или узкой группой лиц.

МПП применяется для решения вопросов, которые невозможно урегулировать внутри одного государства. Поскольку решения выносятся представителями разных стран, к вопросам МП относятся:

  • решение глобальных экологических проблем;
  • определение статуса нейтральных территорий (зон вечной мерзлоты или космического пространства);
  • решение военных конфликтов и другое.

Другими словами, под юрисдикцию МПП подпадают вопросы, затрагивающие одновременно несколько стран и требующие совместного принятия решений для устранения проблемы.

Субъекты МПП

К субъектам МП принято относить две большие группы:

  • государства;
  • международные организации.

Но если углубиться в детали, список субъектов становится гораздо шире. Сюда входят:

  • вольные города;
  • повстанческие организации;
  • непризнанные государства и народы, борющиеся за обретение независимости;
  • Европейский союз и Мальтийский орден;
  • члены федераций и зависимые государства.

Главное условие, которому должен соответствовать субъект МПП, – способность самостоятельно влиять на подконтрольные территории, издавать нормативные акты для осуществления правил, прописанных в законодательных документах МПП. Субъект должен иметь возможность реализовывать меры, установленные для решения международных проблем, и нести ответственность за исполнение решений.

До сих пор ведутся дискуссии по поводу альтернативного способа определения субъектов МП. По мнению некоторых юристов, к ним можно отнести всех, кто в состоянии реализовывать права и исполнять обязанности. В таком случае круг субъектов значительно расширяется: кроме государств сюда также можно отнести юридических и физических лиц.

Однако такие трактовки международным сообществом не поддерживаются, и в широких кругах к субъектам предпочитают относить тех, кто имеет право издавать нормативно-правовые акты.

Субъекты МПП

Это интересно! Основные источники гражданского права: понятие и виды

Источники МПП

Источники международного публичного права оговариваются в 1 статьей 38 Статута Международного суда ООН. Согласно ему, источниками МП являются:

  • международные договоры;
  • обычаи;
  • общие правовые принципы, которые поддерживают всеми государствами-участниками;
  • внутригосударственные правовые решения, принятые высококвалифицированными специалистами. Полный перечень условий для этого пункта находится в 59 статей Статута.

До сих пор все четыре источника не определены в четкую структуру. В некоторых случаях для регулирования конфликтов самым действенным является принятие международных договоров, в то время как в другой раз решения базируются на общепринятых обычаях.

Сложность, связанная с МПП, – отсутствие супервайзера, который может контролировать исполнение пунктов МП. Все участники соглашений равны между собой, имеют равные возможности и в равной степени обязаны соблюдать принятые соглашения.

Принципы МПП

Международное публичное право базируется на 10 принципах, которые обязательно учитываются при принятии решений. Например, каждое государство обладает равными правами и обязанностями: не допускается нарушение суверенитета какой-либо из стран, изменение их границ, разрыв государства и вмешательство во внутригосударственные процессы.

Внимание! Не допускается регулирование конфликтов через применение силы: все проблемы нужно решать исключительно мирными способами.

Субъекты МПП обязаны уважать права и свободы граждан всех стран, а также независимость самих государств. При этом от каждого требуется нацеленность на сотрудничество и совместное решение проблем.

Принципы МПП

Это интересно! Что такое РВП: расшифровка, как получить

Международное частное право

В отличие от МПП, международное частное право устанавливает нормы внутри государств. Оно базируется на правовых актах, договорах и обычаях, принятых в той или иной стране, при условии, что они взаимодействуют с каким-либо иностранным элементом.

В этом случае к субъектам уже относятся более мелкие единицы: юридические и физические лица, а также субъекты международного публичного права. Физлицо может выступать субъектом МЧП при условиях:

  • Возможность нести свои права и обязанности, в полной мере отвечать за совершенные поступки. На данный момент принято, что правоспособностью наделены все граждане, вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидности, психической отсталости, задержки в развитии.
  • Дееспособность: возможность приобретать права и обязанности. В законодательных актах большинства государств-членов ООН дееспособность наступает после вступления в совершеннолетний возраст.

Источники МЧП подразделяются на две части:

  • те, что регулируют отношения с иностранным элементом;
  • те, что дают отсылки к правовым актам первой группы.

К источникам МЧП относят международные соглашения и договоры, национальные нормативные акты, судебные практики, а также общепринятые обычаи (которые также являются источниками МПП).

Вопросы соотношения МЧП и МПП интересуют юристов давно. Поэтому с 2001 года в России начал выходить журнал, посвященный этому вопросу, – «Международное публичное и частное право». В его публикациях затрагиваются вопросы интернациональных торговых отношений, дипломатическое и консульское право, рассматриваются примеры из судебное практики и методы решения спорных ситуаций.

На сегодня редактором журнала является Юрий Владимирович Трунцевский, известный работами в сфере авторского права, противодействия коррупции, защиты интеллектуальной собственности.

Отличия и соотношение между видами права

Это интересно! Как получить вид на жительство в России иностранному гражданину

Отличие между видами права

Международное публичное и частное право отличаются главным образом по уровню влияния. МПП взаимодействует с отдельными государствами. Нормативные акты, принимаемые в МПП, признаются и распространяются на всех субъектов МПП. Такое право решает конфликтные ситуации, участниками которых являются страны или большие международные организации.

МЧП в своей деятельности опускается на уровень ниже: обращается с юридическими и физическими лицами при условии, что они затрагивают элементы других государств. Как правило, соглашения между странами здесь не учитываются, все решается с помощью внутригосударственных актов. Таким образом, МПП и МЧП взаимодействуют с субъектами на разных уровнях.

Еще одно отличие публичного права от частного: чаще всего в сферу влияния МЧП попадают имущественные отношения, а также вопросы, связанные с признанием патентов и авторских прав лиц из различных стран. В то время как МПП является единым для всех государств, про МЧП можно сказать обратное. Оно устанавливается на национальном уровне и действует в пределах определенной территории.

Отличие МПП от МЧП также проявляется и в определении субъектов. Если брать за основу классические трактовки, то МЧП в большой степени взаимодействует с компаниями и частными лицами отдельных стран. В то же время МПП поднимается на государственный уровень.

Это интересно! Каково содержание важнейших признаков правового государства

Если сравнить нормы МПП и МЧП, здесь также будут видны различия:

МПП МЧП
Императивное: нормы должны выполняться в обязательном порядке всеми субъектами, отступления не допускаются. Уполномочивающее: субъектам предоставлена некоторая свобода в определении своих действий и выстраивании отношений с другими участниками
Общеобязательное: подразумевающее наличие правил, которые всегда необходимо исполнять Условно-обязательное: правила исполняются лишь в определенных ситуациях, когда их наличие необходимо
Повелительное: правила выполняются в любом случае и с теми условиями, которые прописаны в актах Диспозитивное: субъекты сами могут определять детали, связанные с установлением прав и обязанностей.

Классическим примером разделения МПП и МЧП служит Римское право классического периода. Оно понятно и четко структурировано, поэтому принципы, использующиеся в то время, применяются до сих пор в современных правовых системах.

Соотношение МЧП и МПП

Тем не менее в некоторых моментах МЧП и МПП руководствуются одними и теми же принципами. К примеру, не допускаются все виды дискриминации, нарушения суверенитета других стран, вмешательство в их внутреннее устройство.

Нередки случаи, когда объектом МПП и МЧП являются одни и те же явления, однако их регулирование происходит с учетом инструментов двух разных отраслей права. В некоторых случаях МЧП является примером реализации нормативных актов, относящихся к сфере МПП.

Внимание! Правила частного права устанавливаются в каждом государстве самостоятельно, однако они тем или иным образом соотносятся с пунктами соглашений между государствами.

Полезное видео: преподаватель Татьяна Залунина о публичном и частном праве

Добавить комментарий