Международные стандарты прав человека

Внутригосударственное и международное право на данный момент являются наиболее влиятельными регулирующими мировыми структурами, согласно утверждениям дуалистической теории соотношений. Если толковать ее буквально, то используя положения национального права, государство имеет возможность защищать все права и свободы граждан и групп людей. Международное сообщество не может напрямую влиять на права индивида.

Сегодняшние реалии в сфере права делают дуалистическую теорию не столь действительной – все признают, что международное право верховенствует над национальным. Это объясняется общепризнанными принципами этой дисциплины – защищать и уважать права и основные свободы человека. При нарушении этих норм нарушитель может быть рассмотрен как преступник, совершивший намеренное преступное действие.

Замечание 1

Этот и другие принципы международного права перенимают правовые национальные системы большинства государства – в Конституции РФ это статья 15.

Применение международных правовых актов по защите прав и свобод человека могут использоваться не только к государству, но даже к конкретному индивиду.

Развитие международно-правовых обязательств

Определение 1

Международно-правовые обязательства – это универсальные положение, направленные на государственное развитие, реализацию и конкретизацию механизма защиты и уважения человеческих прав.

К таким стандартам можно отнести Хартию прав человека или другие конвенции, которые проводились в сфере гуманитарного права. Согласно государственной Конституции, они имеют статус нормативного минимума. В уставе МОТ ст. 19 четко указано, что все обозначенные рекомендации не имеют прямого влияния на законы, решения суда или соглашения, которые могут обеспечить более благоприятные условия для трудящихся.

Замечание 2

В 1995 году МОТ позиционировал международные рекомендации как минимальные нормы права.

Некоторые доктрины до сих содержат в себе положения касаемо элементов правового статуса каждого человека. Согласно им, права и интересы имеют юридическую силу только в том случае, если эти нормы являются частью национального законодательства. Если же конкретное правовое положение принято на международном уровне, оно не имеет субъективно-правовой силы и поэтому не может официально считаться правом человека, если такого положения нет во внутреннем законодательстве.

Составление комплексного правового статуса индивида

Правовое достояние личности составлено со всех норм и свобод человека, при этом юридическая форма закрепления и утверждения этих норм не играет никакого значения. Будь-то положения национального или международного документа, они составляют единый правовой статус индивида. Бывают ситуации, когда формулирование внутригосударственного и международного положения касаемо прав человека будет различаться. Тогда каждая из рассматриваемых рекомендаций может выступать в качестве самостоятельного и непосредственного регулятора правового статуса человека.

Доктрина международного права должна заверять определенный перечень стандартных прав и свобод каждого человека, при этом за основу берутся параметры «человеческого измерения». Это значит, что, вне зависимости от государства, в котором проживает человек, у него должен быть обязательный перечень прав и свобод, который ему обеспечивается.

Замечание 3

Более детально ознакомиться с полным списком стандартов можно в Международном пакте о правах человека от 1966 года.

Помимо перечня вышеуказанных рекомендаций и положений, пакты заверяют и другую информацию:

  • механизмы реализации защиты личностных интересов;
  • государственные обязанности касаемо обеспечения эффективности защитного механизма.

Правовые стандарты могут иметь универсальную и локальную форму, при этом для последней группы стандартов характерно более широкое влияние, нежели у универсальных (как пример, «хельсинский процесс»).

Функции международно-правовых стандартов

Международные стандарты прав и свобод человека должны регулировать следующие функции:

  1. определение всех прав и свобод человека, которые должны считаться основными и обязательными вне зависимости от гражданства и места пребывания;
  2. формулировка содержания правового положения, которое должно быть реализовано в национальном законодательстве;
  3. распределение обязанностей между странами и присвоение нужных гарантий для того, чтобы все положения могли быть выполнены;
  4. учитывать законные ограничения и запреты при фиксировании условий пользования правами и свободами индивида.

Общие права человека, а также формы и методы их защиты представлены во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года:

  • равенство и недискриминация;
  • свобода и личная неприкосновенность;
  • запрет работорговли или жестокого физического обращения;
  • право обратиться в суд для защиты своих интересов;
  • презумпция невиновности;
  • всеобщее равенство перед законом;
  • односторонность действия уголовного закона;
  • свободное передвижение и выбор места жительства;
  • право на смену гражданства;
  • участие в общественных и государственных делах;
  • право на труд.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Классификация основных международных пактов

Отдельно стоит упомянуть об экономических, социальных и культурных пактах, которые обеспечивают каждому индивиду обязательный перечень прав, возможных для использования:

  • право на труд и выбор подходящего рабочего места;
  • возможность выбора справедливых и благоприятных условий труда;
  • право на отдых и отпуск;
  • право участвовать в деятельности профсоюзов;
  • охрана семьи и страховка личной жизни;
  • право на образование и культурную жизнь.

Гражданские и политические пакты направлены на свободу и личную неприкосновенность человека. Они защищают частную жизнь индивида и позволяют ему выражать свое мнения на всемирных собраниях. Такие пакты дополнительно содержат и другие права личности, которые государство не имеет право нарушать вне зависимости от обстоятельств и ситуации в стране:

  • право на жизнь;
  • запрет пыток;
  • ограничение свободы на основе невыполненных обязательств;
  • правосубъектность;
  • свобода мысли, выбор религии.

На Венской встрече СБСЕ в 1989 году был подписан Итоговый документ касаемо прав и свобод человека. В нем указывается, что все рекомендации создавались для того, чтобы личность могла свободно развиваться, поэтому они имеют первостепенное значение и должны выполняться в обязательном неуклонном порядке.

Замечание 4

На Всемирной конференции в Вене в 1993 году права человека были признаны универсальными, неделимыми и взаимосвязанными, они не подлежат разбирательству.

Выделяют также гражданские и политические пакты, в которых содержатся права касаемо запрета пропаганды войны и гражданских восстаний. Активно запрещается расовая или религиозная ненависть, подстрекательство к различного рода дискриминациям, вражде и насильственным действиям по отношению к другим людям. Для этого в 1965 году была отдельна создана Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в которой закреплялись определенные меры, которые должны были помочь государствам с пресечением и расследованием актов расовой дискриминации для ее устранения.

Все пакты имеют определенную связь между правовым статусом отдельной личности и общим правом народа на самоопределение. Любая нация сама вправе выбирать свой политический статус и ей должно обеспечиваться свободное развитие. Каждое индивидуальное право человека при общем сложении формирует совершенно другую правовую категорию – своеобразный синтез коллективного и индивидуального права, который принадлежит народу.

Международное гуманитарное право также тесно связано с регулированием частной собственности и свободой предпринимательской деятельности. Согласно ст. 34 и 35 Конституции РФ каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и с кем-то другим. Европейская конвенция в своем первом протоколе утверждает, что каждый человек, будь он физическим или юридическим лицом, имеет полное право на владение и распоряжение собственным имуществом. Лишиться этих прав он может только из-за причин, предусмотренных общими принципами международного права.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Права человека имеют естественную природу и существуют независимо от их закрепления в законодательных актах гос-ва. Права человека являются предметом заботы не только гос-ва, но и всего межд-ого сообщества в целом. Ценность межд-х актов о правах человека в том, что они закрепляет тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться гос-ва при признании и обеспечении провозглашаемых прав.

Международные стандарты выполняют следующие функции:

— определяют перечень прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех гос-в-участников межд-х дог-ров о правах человека;

— формируют главные черты содержания каждого из этих прав;

— фиксируют условия пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями;

— устанавливают обязательства гос-в по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий, обуславливающих их реальность;

— определяют механизм защиты прав и свобод (внутренний и межд-й).

Перечень прав и свобод в межд-х документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством.

Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. В большинстве законодательных актов восприняты международные стандарты. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни.

Международно-правовые акты регулируют условия, цели ограничения прав и свобод.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека целями ограничения признается обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Межд-й пакт об экономических, социальных и культурных правах оперирует термином «ограничения». В соответствии со ст. 4 Межд-ого пакта о гражданских и политических правах гос-ва могут «отступить от своих обязательств», если они необходимы для охраны гос-венной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются сразу два термина: «ограничения» (ст. 8-11,18) и «отступление от своих обязательств» (ст.15), цели ограничений существенно расширены. В соответствии с положениями Европейской Конвенции ограничения права возможны в следующих случаях, если они:

— «предусмотрены законом». Европейский Суд оценивает доступность, предсказуемость и точность закона, чтобы определить, удовлетворяют ли действия гос-ва требованию о соответствии закону.

— и «необходимы в демократическом обществе». Вмешательство властей должны быть соразмерны преследуемым целям (предотвращение беспорядков и преступлений; интересы гос-венной безопасности и общественного спокойствия).

Ценность и значение межд-х актов состоит не только в закрепленных правах и свободах, но и в механизме защиты этих прав. Конституция РФ в ст. 46 закрепила право каждого обращаться в соответствии с международными дог-рами России в межгос-венные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригос-венные средства правовой защиты.

Правовое закрепление межд-х стандартов

Международные дог-ры о правах человека можно разделить на несколько групп.

1) международные дог-ры, закрепляющие общие положения сотрудничества гос-в по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие дог-ры, гос-ва принимают свое национальное законодательство в этой сфере.

Нр: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные дог-ры. В их числе Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская Конвенция о правах человека, Африканская Хартия прав человека и основных свобод.

2) дог-ры, касающиеся сотрудничества гос-в в борьбе с массовыми нарушениями прав человека. К дог-рам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждение преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

3) дог-ры о защите отдельных категорий индивидов. Примером таких дог-ров могут быть международные дог-ры о защите прав женщин, детей, а также дог-ры, регулирующие коллективные права (национальные меньшинства).

Нр: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства. Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области межд-ого усыновления, Конвенция о гражданско-правовых аспектах межд-ого похищения детей и др.

4)дог-ры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации, Конвенция МОТ № 87 Свобода ассоциации и защита права на организацию, Конвенция МОТ № 98 Право на организацию и ведение коллективных переговоров, Конвенция МОТ № 135 Представители трудящихся.отмены принудительного труда, социального обеспечения. Конвенция № 117 Об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 130 О медицинской помощи и пособиях по болезни, Конвенция №17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве Сотрудничество гос-в в сфере трудовой деятельности и социальной защиты регулируется и на региональном уровне. Соглашения СНГ — О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г, О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне гос-ва проживания 1994г., О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся –мигрантов 1994г.

Дуалистическая теория соотношения внутригосударственного и международного права является в настоящее время господствующей в мире. Если следовать ее буквальному толкованию, то государство предоставляет права и свободы отдельным лицам и их коллективам посредством своего национального права. Напрямую от международного сообщества индивид не может получить никаких прав.

В настоящее время подобное толкование дуалистической теории не соответствует действительности, поскольку всеми признается верховенство международного права над национальным. Принцип уважения прав и основных свобод человека является одним из общепризнанных принципов международного права; его нарушение представляет собой международное преступление государства; этот принцип наряду с другими принципами и нормами международного права входит в правовую систему большинства государств в соответствии с установлениями их национального права (ст. 15 Конституции РФ). Международные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав и свобод человека, могут быть адресованы не только государствам, но и непосредственно индивидам.

Международно-правовые обязательства государств по развитию, реализации и конкретизации принципа защиты и уважения прав человека представляют собой универсальные стандарты в области прав человека (Хартия прав человека и другие конвенции в области гуманитарного права). Эти стандарты конституируются как нормативный минимум. Именно такой смысл стандартов выражен в ст. 19 Устава МОТ: конвенции и рекомендации МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые установлены в конвенции или рекомендации». В одном из официальных изданий МОТ 1995 г. ее конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.

До сих пор в доктрине встречается высказывание, что права и свободы приобретают качество элементов правового статуса человека, только если они закреплены в национальном законодательстве. Права, сформулированные только в международных документах, не признаются субъективными правами граждан тех государств, во внутреннем законодательстве которых эти права отсутствуют.

Комплексный правовой статус индивида включает в себя права и свободы независимо от юридических форм и средств их закрепления. В равной степени достоянием личности являются и те права, которые зафиксированы в национальном законе, и те, которые закреплены в международных документах. При отсутствии национальной регламентации либо при несовпадении нормативных формулировок на внутригосударственном и международном уровнях международные стандарты могут выступать самостоятельным и непосредственным регулятором правового статуса личности.

В доктрине международного права стандарты в области прав человека понимаются прежде всего как параметры «человеческого измерения», т.е. перечень основных прав и свобод, минимум которых должен быть обеспечен на территории любого государства. Параметры общечеловеческих стандартов прав и свобод личности установлены в Международных пактах о правах человека 1966 г. Международно-правовые стандарты в области прав человека – это одновременно и перечень основных прав и свобод личности, и механизм их реализации, и обязанности государств по их обеспечению. Международно-правовые стандарты прав и свобод личности могут иметь как универсальный, так и региональный характер, и региональные стандарты зачастую шире универсальных (европейский «хельсинский» процесс). Функции международно-правовых стандартов по правам человека:

  • – определить перечень прав и свобод личности, относящихся к категории основных и обязательных для государств;
  • – сформулировать содержание каждого права, которое должно получить воплощение в национальном законодательстве;
  • – установить обязанность государств по признанию и обеспечению провозглашенных прав, необходимые гарантии для их реализации;
  • – зафиксировать условия пользования правами и свободами, сопряженные с законными ограничениями и запретами.

Основа защиты общих нрав человека заложена во Всеобщей декларации нрав человека 1948 г., которая закрепляет принципы равенства и недискримипации; право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли, пыток или жестокого обращения; право на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; презумпцию невиновности; запрет произвольных арестов и обратной силы действия уголовного закона; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на гражданство, вступление в брак и владение имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания и участие в управлении общественными и государственными делами; право на труд.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует индивиду право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых; право па участие в профсоюзах, право на социальное обеспечение и социальное страхование, охрану семьи; право на образование и участие в культурной жизни.

Пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на свободу и личную неприкосновенность; гуманное обращение; свободу передвижения и выбор места жительства; равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности; защиту личной жизни; свободное выражение мнения, мирные собрания. В Пакте установлены неотъемлемые права и свободы личности, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах: право на жизнь; запрет пыток, рабства и работорговли; запрет лишать человека свободы только на основании невыполнения каких-либо договорных обязательств; запрет обратной силы действия уголовного закона; право на правосубъектность, свободу мысли, совести и религии. Эти неотъемлемые права образуют минимальные стандарты прав человека.

В Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г. подчеркивается, что все права и свободы существуют для свободного и полного развития личности, имеют первостепенное значение и должны осуществляться полностью всеми надлежащими способами. В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., установлено, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, объективны и неизбирательны.

Всеобщая декларация прав человека закрепила, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. В связи с этим допускается возможность установления по закону ограничений при осуществлении прав и свобод. Формулировка мотива ограничений («с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе») с некоторыми изменениями была перенесена в Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12, 18–22), в Европейскую конвенцию о защите прав человека (ст. 9–11, ст. 2 Протокола № 4).

Пакт о гражданских и политических правах (ст. 20) содержит обращенное к государствам требование запрещать пропаганду войны и выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти как подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. закрепляет конкретные меры, которые должны принимать государства по запрету, пресечению и преследованию актов расовой дискриминации и ее устранению.

В обоих Пактах о правах человека закреплена связь между правовым статусом личности и правом народа на самоопределение, в силу которого каждый народ свободен устанавливать свой политический статус, обеспечивать свое свободное развитие. Права народа (коллективные права) можно рассматривать как права человека (индивидуальные права); сочетание различных индивидуальных прав образует новое синтетическое право, принадлежащее уже не отдельной личности, а целому коллективу (народу).

Положения международных документов (Декларация о праве народов на мир 1984 г., Декларация о праве на развитие 1986 г.) свидетельствуют о том, что перечень прав человека имеет открытый, неисчерпывающий характер и может быть продолжен.

Примечательно отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и свободе предпринимательской деятельности (ст. 34, 35 Конституции РФ). Всеобщая декларация прав человека ограничивается закреплением права каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека фиксирует право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Лишение имущества возможно только в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В Парижской хартии СБСЕ для новой Европы 1990 г. государства подтвердили, что каждый человек имеет право владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством.

Защита прав человека является одной из главных за- дач мирового сообщества. Поэтому в области прав челове- ка существует около 300 деклараций, конвенций, хартий, в разное время созданных и признанных мировым сооб- ществом.

Международно-правовые стандарты в области прав человека- — это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения го- сударства с проживающими на его территории индивида- ми (гражданами, иностранцами, апатридами).

ИЗ

Международно-правовые стандарты в области прав че- ловека многообразны. По действию в пространстве разли- чают универсальные (действуют во всем мире) и регио- нальные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.

К универсальным относят, например, Всеобщую Декла- рацию прав человека (1948), Международный пакт о граж- данских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). К региональным — Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Амери- канскую конвенцию прав человека (1969 г.), Африканскую хартию прав человека и народов (1981 г.). Как правило, региональные стандарты более детальны по своему содер- жанию и, что особенно важно, регламентируют порядок за- щиты прав человека в случае их нарушения государством. Например, важным гарантом соблюдения прав и свобод человека в европейских странах служит Европейский Суд по правам человека, разбирающий иски индивидов, постра- давших от властного произвола, к государству.

В зависимости от действия по кругу лиц различают общие (касающиеся прав всех людей) и специальные (ка- сающиеся прав отдельных категорий населения) стандар- ты. Например, Международный пакт о гражданских и по- литических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод относятся к общим стан- дартам. Примером специальных стандартов являются Кон- венция о правах ребенка, Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о предотвращении рабства и сходных с ним институтов. Специальные международно-правовые стан- дарты регулируют статус лиц, объективно самых уязви- мых, незащищенных: детей, женщин, беженцев, нацио- нальных меньшинств.

Международные стандарты прав и свобод человека име- ют следующие функции:

1) определение перечня прав и свобод человека, кото- рые в обязательном порядке должны быть признаны го- сударствами — участниками той или иной конвенции;

2) формулирование содержания прав и свобод, кото- рые должны получить воплощение в конституциях и за- конах государств-участников конвенции. Например, Меж- дународный Пакт о социальных, экономических и куль- турных правах 1966 г. раскрывает понятие достаточного

жизненного уровня. Это понятие включает достаточное питание, одежду и жилище для человека и его семьи;

3) установление обязательств государств по обеспе- чению реализации провозглашаемых прав и свобод. На- пример, присоединившись к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, Украина была обязана отменить смертную казнь как вид уголовного на- казания;

4) фиксация ограничений и запретов, связанных с реализацией прав и свобод человека. Например, Между- народный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. запрещает пропаганду войны, насилия, нацио- нальной, расовой, религиозной вражды.

Украина является участницей основных международ- ных конвенций в области прав человека. С их учетом создавалась Конституция Украины.

Научный доклад преподавателя юридических дисциплин Степаненко Марины Владимировны г. Минеральные Воды Ставропольского края

на тему:

«Международно-правовые стандарты как особый источник российского права»

В последние годы Россия стала активным участником международных отношений, в связи, с чем международно – правовые стандарты стали неотъемлемой частью российской правовой системы.

Для того, что страны могли найти схожие правовые позиции в особо важных вопросах, таких как охрана окружающей среды, международная безопасность, приоритет защиты прав и свобод человека, организация социального обеспечения и многие другие разработана система международных стандартов, что является залогом успеха существования цивилизованного общества.

За последние годы можно проследить активнуюдинамику внедрения международных стандартов в систему российского права. Возросла значимость международного права в российском праве, к такому выводу можно прийти в связи с увеличением числа международных договоров и национально-правовых актов. Для стремительно развивающегося государства во внешней политике, которым является Россия, очень важно соответствовать международно-правовому уровню.

Российская Федерация закрепляет международно-правовые акты на уровне основного закона государства как источник российского права. В соответствии Конституцией РФ норм международного права в качестве составной части правовой системы страны (ч. 4 ст. 15) .

Международно – правовые стандарты называют особым источником российского прав, это связано прежде всего с тем, что они приобретает особую значимость в связи с происходящими изменениями правовых систем, и связанных спроцессами сближения политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, процессами установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами происходящими в мировом сообществе. В связи с этим возникла необходимость переосмысления понятия международно-правовых стандартов, специфики их формирования, применения в правовой системе государства в качестве источника права.

Для начала стоит рассмотреть само понятие «международная стандартизация».

Сразу необходимо отметить, что участие «Международной стандартизации»открыто для всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что основное предназначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. Интерес применения международных стандартов присутствует как развитых странах, так и странах, стоящих на пути развития собственной экономики.

Европейская экономическая комиссия ООН определиласледующиеосновныеприоритетныенаправленияизадачидлястандартизации:

  1. здравоохранениеиобеспечениебезопасности;

  2. улучшениеокружающейсреды;

  3. содействиенаучно-техническомусотрудничеству;

  4. устранениетехническихбарьероввмеждународнойторговле, являющихсяследствиемколлизий нормативныхдокументов.

Так Международная организация по стандартизации (далее –ИСО) занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается , что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

Так сами стандарты ИСО предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

  1. принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;

  2. принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

Но мы можем, к примеру, ориентироваться на некоторые положения, принятые крупнейшей международной организацией — ООН.

Источниками международного права являются в одном из Статутов Суда данной структуры, в частности, дан перечень документов, которые могут применяться при рассмотрении различного рода споров. Согласно соответствующим положениями, источниками международного права являются: — конвенции; — обычаи, имеющие признаки правовой нормы; — общие принципы, которые признаны в цивилизованном мире; — некоторые решения судов, а также доктрины квалифицированных экспертов.

Многие юристы, вместе с тем, акцентируют внимание на том, что данная классификация не носит официального характера. Но ее вполне можно задействовать субъектам правоотношений на мировой арене как ориентир при выборе оптимального формата разрабатываемых источников норм, необходимых для эффективного выстраивания сотрудничества с партнерами

Международно – правовые стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международной системы защиты прав человека составляют международные договоры (соглашения) – пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека – орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но не менее важная функция Суда – выработка стандартов в области прав человека путем толкования указанной Конвенции и придания нового смысле содержащимся в ней положениям, включая содержание конкретных прав и свобод.

К основополагающим документам в области прав человека относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейская конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Рассматриваемый тип источников права характеризуется некоторыми отличительными особенностями. Наиболее явно они прослеживаются, если сравнивать их с национальными законами и нормами.

Источники международного права, прежде всего, можно отметить, что источники международного права, как правило, содержат нормы, устанавливаемые в процессе формирования компромисса между соответствующими субъектами правоотношений, который обычно достигается в ходе дипломатических переговоров.

Национальные законы же принимаются посредством парламентских процедур, подразумевающих совершенно иной формат диалога между субъектами правоотношений.

Другая особенность, которой характеризуются источники международного права — наличие одновременных юридических обязательств для всех субъектов правоотношений. В случае с национальными нормативными актами это не всегда так, они в ряде случаев носят однонаправленный, директивный характер.

Подвод итог вышесказанному, хочется отметить, что Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека.

Возрастание значимости взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных аналогичным или близким предметам регулирования, в усилении роли и значения унифицированного регулирования. Посредством этого государства стремятся соотносить свое внутреннее право и законодательство с международно-правовыми стандартами.

Признание Конституцией РФ норм международного права в качестве составной части правовой системы страны (ч. 4 ст. 15) ставит задачу новых подходов в общей теории права и в теории международного права, в законодательстве и на практике к определению места и роли международно-правовых стандартов во внутригосударственной сфере.

Добавить комментарий