Международные стандарты уголовной охраны личности

Рыбалка Александр Анатольевич

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета (тел.: +78612685959)

Международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности

В статье анализируются международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности. Доказывается, что эти права должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека — право на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, достоинство, равенство.

Ключевые слова: международное право, трудовые права, уголовная ответственность, дискриминация, преступление.

A.A. Rybalka, Post-graduate of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Kuban State University; tel.: +78612685959.

International instruments of criminal law protection of labor rights of the individual

Key words: international law, labor rights, criminal responsibility, discrimination, crime.

Трудовые права личности являются разновидностью социальных и экономических прав, т.е. прав второго поколения, причем занимают в системе социально-экономических прав ключевую позицию, которая определяется той ролью, которую играет труд в жизни людей. «Только трудовая деятельность лица способна обеспечить человеку достойное и независимое существование. При отсутствии возможности осуществления права на труд теряют смысл все другие социально-экономические права, поскольку их приобретение зависит от реализации права на труд, направленного на обеспечение материальных и духовных предпосылок существования человеческого общества» .

Столь важное значение трудовых прав, от соблюдения и реализации которых во многом зависит уровень обеспечения прав и свобод человека в целом, предопределяет объективную потребность в их эффективной уголовно-правовой охране как на международном, так и национальном уровнях. Однако прежде чем рассуждать об оптимальной модели их уголовно-правовой охраны, следует вначале хотя бы в общих чертах определить круг самих трудовых прав, выделив среди них те, для реализации которых требуются уголовно-правовые гарантии.

Свое юридическое оформление трудовые права получили в целом ряде международных

документов универсального и регионального характера. Важнейшим международно-правовым актом универсального характера, в котором зафиксированы трудовые права личности, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. . Всеобщая декларация прав человека впервые на глобальном международном уровне провозгласила следующие трудовые права:

право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23); при этом право на свободный выбор работы дополнительно было подкреплено предписанием, согласно которому никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4);

право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации (п. 2 ст. 23);

право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (п. 3 ст. 23);

право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23);

право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24).

Указанные международные стандарты в области трудовых прав, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. .

Помимо вышеуказанных международно-правовых актов, совокупность которых образует своего рода «международный билль о правах», трудовые права человека зафиксированы в некоторых специальных конвенциях ООН. К числу последних, в частности, следует отнести Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. . Отмечая осново-полагающеезначениеуказанныхмеждународно-правовых актов ООН в области закрепления трудовых прав человека, следует, вместе с тем, признать, что наиболее детальную регламентацию трудовые права получили в конвенциях Международной организации труда (далее — МОТ), которые существенно дополняют и конкретизируют вышеперечисленные универсальные стандарты.

Итак, в международно-правовых актах ООН, в особенности в конвенциях МОТ, зафиксировано довольно значительное количество трудовых прав. Признавая несомненную важность каждого такого права, получившего международное признание, следует отметить, что среди них довольно четко выделяется особая группа трудовых прав, которая обозначается в международных документах как основополагающие принципы и права в сфере труда. Указанная группа трудовых прав в концентрированном виде получила отражение в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1988 г.

В Декларации 1988 г. МОТ заявляет, что «все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

c) действенное запрещение детского труда;

ф недопущение дискриминации в области

труда и занятий».

Таким образом, Декларация МОТ 1988 г. называет четыре основополагающих принципа в сфере труда. Правда, в отечественной и зарубежной юридической литературе отмечается, что перечень основополагающих принципов в сфере труда, содержащийся в Декларации МОТ 1998 г., не является исчерпывающим, поскольку в ней не получил отражения принцип безопасности труда, который, безусловно, имеет основополагающее значение . Это обстоятельство признает и сама МОТ, которая в последующих своих документах неоднократно подчеркивала тот факт, что обеспечение безопасности труда является стратегическим направлением ее деятельности.

Международно-правовые акты не только определяют универсальные стандарты трудовых прав, но и одновременно налагают на государства обязательства по соблюдению и реализации этих стандартов на национальном уровне, в том числе и посредством мер уголовно-правового характера. Правда, при этом такие обязательства нередко формулируются в общем виде, без детализации конкретных мероприятий, которые необходимо осуществить для выполнения соответствующих обязательств. Так, например, согласно п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». А в соответствии с подп. п. 5 ст. 19 Устава МОТ государство — участник организации, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано «предпринять такие меры, какие будут необходимы для применения положений данной конвенции».

В то же время наряду с предписаниями общего характера, подобными тем, которые процитированы выше, некоторые источники международного права предусматривают обязанность осуществления конкретных мероприятий политического, законодательного, организационно-управленческого, технического и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характера, необходимых для соблюдения и реализации международных стандартов в области трудовых прав. Не вдаваясь в анализ всей системы мер и механизмов, предусмотренных в международно-правовых актах для соблюдения и реализации трудовых прав, отметим, что среди них важное место занимают уголовно-правовые гарантии.

Говоря об уголовно-правовых гарантиях реализации международных стандартов в области охраны труда, необходимо учитывать тот факт, что уголовная репрессия рассматривается в международном праве как крайняя, вынужденная мера, применение которой целесообразно только при неэффективности иных мер. Вполне понятно, что международное право не может, да и не должно устанавливать уголовно-правовые гарантии для всех без исключения трудовых прав, т.к. для реализации большинства из них вполне достаточно иных мер и гарантий. Вместе с тем, в отношении отдельных трудовых прав международно-правовые акты предусматривают именно уголовно-правовые гарантии, обязывая государства установить уголовную ответственность за нарушение соответствующих трудовых прав.

К числу таких трудовых прав, в первую очередь, необходимо отнести право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, исключающее любые формы принудительного или обязательного труда, или, говоря иными словами, право на защиту от принудительного или обязательного труда. Уголовно-правовой гарантией указанного права является криминализация в международном уголовном праве рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, осуществленная на основании Конвенции ООН о рабстве 1926 г. , Дополнительной конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. , Конвенции МОТ № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде».

К числу трудовых прав, нуждающихся в уголовно-правовой охране, международно-правовые нормы также относят право детей и подростков на защиту от применения их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, т.е. на защиту от экономической эксплуатации . В частности, в соответствии с подп. «с» п. 2 ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка государства — участники Конвенции предусматривают

соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления этого права. Более определенные предписания по этому поводу содержатся в п. 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который устанавливает, что применение труда детей и подростков в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

Соответствующие возрастные пределы регламентированы Конвенцией МОТ № 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу». В силу п. 3 ст. 2 названной Конвенции МОТ минимальный возраст для приема на работу в пределах территории государства — члена МОТ и на транспортных средствах, зарегистрированных на его территории, по общему правилу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет. Однако государство — член МОТ, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, первоначально установить возраст в четырнадцать лет как минимальный (п. 4 ст. 2).

Помимо общего минимального возраста для приема на работу, Конвенция МОТ устанавливает специальный минимальный возрастной предел для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка. Согласно ст. 3 Конвенции он не должен быть ниже восемнадцати лет. Правда, при этом делается оговорка о том, что национальное законодательство, или правила, или компетентные органы власти могут, после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе шестнадцати лет при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности (п. 3 ст. 3).

Наряду с регламентацией минимального возраста для приема на работу, Конвенция МОТ № 138 устанавливает гарантии реализации этих стандартов, обязывая компетентные органы власти государств — членов МОТ принять все необходимые меры, в том числе определение соответствующих наказаний, для обеспечения эффективного проведения в жизнь положений этой Конвенции (ст. 9).

Анализируя предписания Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции МОТ № 138, нельзя не отметить, что указанные международно-правовые акты не содержат прямого указания о криминализации рассматриваемых деяний, сопряженных с экономической или социальной эксплуатацией несовершеннолетних; в них используются более мягкие формулировки, в соответствии с которыми соответствующие деяния «должны быть наказуемы по закону», «запрещаются и караются законом», а государства-участники обязаны предусмотреть «соответствующие виды наказания или другие санкции» за их совершение. Тем не менее, несмотря на отсутствие непосредственного предписания об уголовной ответственности за посягательства на рассматриваемые трудовые права несовершеннолетних, имеются все основания полагать, что вышеуказанные международно-правовые акты обязывают государства установить именно уголовные санкции, т.к. под наказанием в международных договорах понимается, прежде всего, уголовное наказание.

Сделанный вывод находит непосредственное подтверждение в тексте Конвенции МОТ № 182 1999 г. «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», согласно которой «каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций» (п. 1 ст. 7).

Среди трудовых прав, для реализации которых необходимо установление уголовно-правовых гарантий, международное право называет право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. Как отмечается в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., государства — участники Конвенции осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашают-

ся безотлагательно, всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин (п. «Ь» ст. 2). Это предписание конкретизируется в подп. «а» п. 2 ст. 11 Конвенции, согласно которому для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы запретить, под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении.

Итак, источники международного права содержат предписания о необходимости уголовно-правовой охраны трех групп трудовых прав: право на защиту от принудительного или обязательного труда; право детей и подростков на защиту от экономической эксплуатации; право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. При этом следует подчеркнуть, что указанные международно-правовые предписания представляют собой своего рода минимальный международный стандарт уголовно-правовой охраны трудовых прав личности, который должен получить отражение в уголовном законодательстве всех государств, взявших на себя соответствующие международные обязательства. В то же время государства с учетом национальной специфики могут установить и более широкие уголовно-правовые гарантии трудовых прав личности, предусмотрев уголовную ответственность за общественно опасные нарушения других трудовых прав.

Это позволяет предположить, что обозначенные минимальные международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности в перспективе также могут быть расширены за счет тех уголовно-правовых гарантий, которые успешно апробированы и доказали свою эффективность в национальной законодательной и правоприменительной практике. Как справедливо отмечается в теории уголовного права, «социально-экономические права, т.е. права «второго поколения» (к числу которых, как уже отмечалось, относятся и трудовые права. — А.Р.), охраняются законом исторически небольшой отрезок времени. Вследствие этого механизмы защиты прав в

сфере труда от общественно опасных посягательств находятся в процессе своего становления. Сегодня юридическая наука и основанная на ней законодательная практика государств, двигаясь, зачастую, в различных направлениях, находятся в процессе выявления оптимального спектра нарушений прав человека в сфере труда, подлежащих уголовно-правовому реагированию» .

Однако мало определить круг трудовых прав, которые в соответствии с международным правом должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной; не менее ценным и значимым в теоретическом плане является поиск критериев, на основании которых этот, на первый взгляд, довольно случайный набор трудовых прав выделен в особую группу, обеспеченную уголовно-правовыми гарантиями.

Представляется, что общим знаменателем для рассматриваемой группы трудовых прав выступает их неразрывная связь с гражданскими (личными) правами человека, которые принято относить к правам первого поколения, т.е. с правом на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, равенство, достойное существование. По этой причине нарушение указанных трудовых прав неизбежно посягает и на гражданские права, что резко повышает их общественную опасность. Так, нарушая трудовое право человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, работор-

говля одновременно посягает и на неотъемлемое гражданское право на личную свободу и неприкосновенность. Аналогичным образом увольнение женщины с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам нарушает не только ее трудовые права, но и гражданское (личное) право на равенство и защиту от какой бы то ни было дискриминации. Точно так же применение труда детей и подростков в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, посягает не только на право несовершеннолетних на защиту от экономической эксплуатации, но и ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

Таким образом, современное международное право исходит из того, что трудовые права личности должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека — право на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, достоинство, равенство. Позволяя обеспечить разумный баланс между потребностью в уголовно-правовой охране трудовых прав личности и необходимостью экономии уголовной репрессии, подобный подход к криминализации общественно опасных посягательств на трудовые права должен, на наш взгляд, служить ориентиром для национальных законодательных органов.

2. Международное публичное право: сб. док. М, 1996.

3. Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукаше-ва. М., 2000.

4. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990.

5. Ображиев К.В., Пристанская О.В., Разумовская П.Е. Экономическая эксплуатация несовершеннолетних и наихудшие формы детского труда (проблемы прокурорского надзора и уголовной ответственности) // Вестн. Акад. Генер. прокуратуры РФ. 2008. № 1.

6. Мачковский Л. Г. Преступления против конституционных прав человека и гражданина: проблемы теории и практики правового регулирования: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005.

2. International public law: coll. of documents. Moscow, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. International acts on human rights: coll. of documents / comp. V.A. Kartashkin, E.A. Lu-kasheva. Moscow, 2000.

4. International protection of the rights and freedoms of the individual: coll. of documents. Moscow, 1990.

Конституцией определено, что общепризнанные стандарты, содержащиеся в международно-правовых актах, ратифицированных Россией, являются частью ее национального законодательства, имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству и означают прямое юридическое действие (ст. 15).

Следовательно, нормы международного права являются не только его источником, но и источником уголовно-исполнительного права. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными должны применяться в практике исправительных учреждений так же, как и нормы уголовно-исполнительного законодательства. Это связано в первую очередь с тем, что борьба со все возрастающей преступностью требует совместных усилий всех государств, и международно-правовые стандарты должны соблюдаться на всех уровнях и стадиях борьбы с преступностью.

Приоритет международно-правовых стандартов закреплен также в ч. 2 ст. 1 Российской декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), где говорится: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР».

Изучение проблем международно-правовых стандартов позволяет использовать опыт борьбы с преступностью, в том числе исполнения уголовных наказаний, стремиться к совершенствованию и гуманизации ФСИН России.

Признание международно-правовых стандартов и внедрение их в уголовно-исполнительное законодательство РФ сделает его более эффективным, послужит гарантом законности прав человека, явится безошибочным направлением в правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов власти и должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов являются фундаментальной базой для разработки как национального законодательства в целом, так и законодательства в сфере обращения с заключенными.

Для того чтобы более четко разобраться в содержании достаточно большого количества международно-правовых стандартов, необходима их юридическая классификация.

Международно-правовые документы в связи с этим следует делить на стандарты, которые адресованы ко всем гражданам, и стандарты, которые специально посвящены заключенным. Первая группа стандартов относится к правам человека вообще и лишь в отдельных случаях касается прав субъектов, находящихся в сфере действия уголовного законодательства. Такая группа международных стандартов имеет общий универсальный характер и относится ко всем отраслям права.

Наиболее важными международно-правовыми актами о правах человека общего характера являются:

· Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930 г.);

· Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.);

· Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

· Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);

· Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.);

· Конвенция об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (1982 г.) и т.д.

Вышеуказанные международно-правовые документы о приоритете общечеловеческих ценностей в теории международного права принято считать основополагающими, или актами универсального характера. Так, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека гласит, что права и свободы, провозглашенные Декларацией, относятся ко всем без исключения. Вместе с тем стандарты общего характера, не предназначенные специально для заключенных, содержат отдельные положения, касающиеся лиц, осужденных за уголовные преступления.

Статья 5 Всеобщей декларации прав человека указывает, что никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Статья 10 Пакта устанавливает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. В пенитенциарных учреждениях должен быть установлен такой режим, целью которого является исправление и социальное перевоспитание лиц, лишенных свободы. В ст. 10(2) указано, что обвиняемые помещаются отдельно от заключенных, а обвиняемые несовершеннолетние — отдельно от совершеннолетних.

В Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе содержится принцип о гуманном обращении с лицами, отбывающими наказание в местах заключения, о недопустимости применения наказания, которое носило бы характер жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Наиболее важные положения международно-правовых стандартов уже нашли свое конкретное воплощение в ст. 1 Закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (на период 2002 — 2006 гг.).

Статья 3 УИК РФ специально устанавливает соотношение Уголовно-исполнительного законодательства РФ и международно-правовых актов. В частности, в ч. 1 ст. 3 УИК РФ закрепляется, что «уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными».

Вторая группа международно-правовых стандартов — это нормы-принципы специального характера, которые непосредственно отражают специальные права осужденных, то есть относятся к пенитенциарному законодательству либо в целом для уголовной системы.

К данной категории стандартов относятся:

· Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);

· Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

· Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

· Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);

· Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985г.;

· Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.);

· Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г.;

· Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.) и т.д.

нализ данной классификационной группы стандартов позволяет сделать вывод, что их специфические положения имеют непосредственное отношение как к лицам, осужденным судом к лишению свободы, так и к лицам, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Она является основой, которая регулирует различные аспекты деятельности пенитенциарной системы, а также совокупностью юридических отношений по исполнению уголовных наказаний.

Практическое назначение классификации стандартов состоит в том, что они ориентируют лиц, изучающих данную проблему, не только на стандарты общего характера, но и специализированные нормативные акты.

При осуществлении сотрудничества в области прав человека и обращения с заключенными всю совокупность международно-правовых стандартов по степени обязательности можно условно разделить на нормы обязательного и правила рекомендательного характера.

Международные договоры (пакты, конвенции), носящие договорно-правовой или конвенционный характер, в национальной системе не допускают каких-либо отклонений. Они, как правило, закрепляются в отечественном законодательстве и исполняются неукоснительно государствами, их подписавшими или ратифицировавшими.

В связи с этим Россия взяла на себя обязательство привести отечественное законодательство, в том числе и законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний, в соответствие с общепризнанными стандартами.

Следующая группа международных документов, не носящих обязательного характера, специально создавалась для установления стандартов в сфере обращения с заключенными в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера. К числу таких рекомендательных документов или стандартов следует отнести, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и т.д.

Деление всех международных документов на международно-правовые акты и стандарты, позволяет отличать обязательные стандарты от стандартов рекомендательного характера.

Если первая группа стандартов имеет обязательную юридическую силу для государства, ратифицировавшего те или иные нормативные акты, то рекомендательные нормативные акты внедряются тем или иным государством с учетом национальных, экономических, политических и иных предпосылок.

Главное назначение стандартов-рекомендаций как менее категоричных форм по сравнению с международными договорами (конвенциями) заключается в том, что они должны содействовать развитию внутреннего пенитенциарного законодательства в целях эффективного достижения ресоциализации заключенных. В последующем, по мере их внедрения в национальное законодательство, они приобретают характер обязательных. Таким образом, данная классификационная группа позволяет при изучении международно-правовых стандартов учитывать их различную юридическую силу.

Классификация международных стандартов возможна и по их основному содержанию. Прежде всего это стандарты, содержащие общие положения — стандарты-принципы. Такие стандарты устанавливают основные принципы сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам, международные резолюции, соответствующие концепции.

Стандарты-рекомендации могут регулировать конкретные правоотношения, возникающие в связи с исполнением того или иного вида уголовного наказания. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регулируют отношения в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, а Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), касаются назначения наказаний, не связанных с тюремным заключением.

Назначение указанной классификационной группы стандартов — оказание непосредственной помощи региональным институтам в проведении научно-исследовательской деятельности по разработке правил обращения с заключенными.

Следующая классификационная группа — это деление стандартов по субъектам правоотношений.

С одной стороны, это международные стандарты, которые распространяются в основном на заключенных (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными), с другой — стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам: персоналу пенитенциарных учреждений и другим категориям должностных лиц (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Токийская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1975 г.).

Международно-правовые стандарты следует классифицировать и по территориальному действию. Они устанавливаются Генеральной Ассамблеей ООН и адресуются всем членам мирового сообщества. К ним относятся правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.).

Помимо ООН, пенитенциарными проблемами занимаются и другие региональные сообщества. Сюда в первую очередь следует отнести Совет Европы, который как региональная правительственная организация, занимающаяся проблемами защиты прав и свобод человека, была образована в 1949 г.

В соответствии с п. «b» ст. 1 Устава Совета Европы его целью является общий интерес — заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах.

Вопросы, касающиеся национальной обороны, в компетенцию Совета Европы согласно его Уставу, принятому 5 мая 1949 г., не входят.

Помимо Устава Совета Европы юридическую основу его деятельности составляют международно-правовые акты общего значения, а также принятая Советом Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Сюда же относится Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.

Под эгидой Совета Европы было принято Положение о европейских тюрьмах, где содержатся стандарты по обращению с заключенными, находящимися в местах лишения свободы стран — членов Совета Европы, и непосредственно адресованы только этим государствам. Наряду с международными правительственными организациями (Организация Объединенных Наций и ее рабочие органы) следует отметить деятельность международных неправительственных организаций (МНПО), которые занимаются вопросами прав осужденных, ресоциализации преступников, предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и другими проблемами пенитенциарной политики.

Активное участие России в реализации международно-правовых стандартов по защите прав человека, гуманному отношению к правонарушителям позволило ей в соответствии с приглашением Совета Европы от 6 февраля 1996 г., а затем Федерального закона от 23 февраля 1996 г. «О присоединении России к Уставу Совета Европы» стать полноправным членом Совета Европы.

Заметим, что Российская Федерация активно осуществляет свою деятельность во всех сферах и формах международного сотрудничества, постоянно использует все свои возможности по согласованию координации научных исследований, изучению практической деятельности зарубежных пенитенциарных систем.

С учетом вышеизложенного, под международно-правовыми стандартами обращения с заключенными следует понимать принятые на международном уровне документы ООН (нормативные акты, рекомендации по правилам обращения с заключенными), которые направлены на совершенствование национального законодательства в такой сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, как исполнение уголовных наказаний.

В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции развития системы исполнения наказаний.

По степени общности рассматриваемые международные стандарты можно классифицировать на общие универсальные и специальные. Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяют специфическое положение личности в системе исполнения уголовного наказания. Вторая группа стандартов принимается специально для отношений по исполнению наказаний (либо для системы уголовной юстиции в целом).

По степени обязательности различают положения, обязательные для национальных систем исполнения наказания, и положения рекомендательного характера.

По источникам происхождения межгосударственные договоры (пакты, конвенции) отличают от норм и принципов, принятых международными, правительственными или неправительственными организациями. К числу международных правительственных организаций можно отнести, например, ООН и ее рабочие органы, к неправительственным международным организациям — Международную амнистию, Penal Reform International и др. Международные договоры (пакты, конвенции) обязательны для государств, их подписавших и ратифицировавших. Стандарты международных организаций чаще имеют рекомендательный характер.

По широте (территориальным масштабам) действия выделяют общемировые и региональные международные стандарты.

Наконец, некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей (например, женщин, несовершеннолетних) либо применительно к определенным профессиональным группам из числа персонала пенитенциарных учреждений (врачам, должностным лицам по охране правопорядка).

Универсальные международные стандарты. Большинство важнейших общемировых универсальных международных соглашений о защите прав и свобод человека разработано в рамках Организации Объединенных Наций. Среди них главное место занимают Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. (Как известно, представитель СССР (А.Я. Вышинский) воздержался при голосовании в ООН по проекту Всеобщей декларации прав человека. Позднее Советский Союз провозгласил присоединение к этому документу) Международный пакт о гражданских и политических правах1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г. и вступил в силу в 1976 г.) (См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 14-0, 32-3)

Все положения упомянутых документов применимы для определения коренных основ правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции (Ст. 2 Всеобщей декларации устанавливает, что права и свободы, провозглашенные Декларацией, относятся ко всем без исключения). Некоторые из них имеют непосредственное отношение к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Ст. 9 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию”. В соответствии со ст. 5 Декларации и ст. 7 Пакта никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Кроме того, ст. 7 Пакта запрещает привлечение человека к медицинским или научным опытам без его свободного согласия.

Закрепляя право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что «никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом».

Принципиальное значение для уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения имеет ст. 10 Пакта, в которой, в частности, говорится, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. В соответствии с данной статьей пенитенциарной системой для заключенных должен предусматриваться режим, «существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание”. Несовершеннолетних правонарушителей следует отделять от совершеннолетних и предоставлять им режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Как известно, еще в 1930 г. Международной организацией труда (МОТ) была принята Конвенция о принудительном или обязательном труде (ратифицирована СССР в 1956 г.) (См.: Международная защита прав и свобод человека. С. 219-230). Запрещая такой труд, Конвенция тем не менее не включает в него, в частности, «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ” (ст. 2).

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН на основе консенсуса приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.Ст. 5 Декларации гласит: «Подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечить такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания”.

Декларация в конечном итоге привела к принятию Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Конвенция исходит из основных принципов Декларации и была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 г. (ратифицирована СССР в 1987 г. и в том же году вступила в силу).

Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствующем национальном законодательстве как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки в оправдание пыток на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти” или «исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, включая состояние войны или угрозу войны, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение”.

Согласно ст. 1 Конвенции пытка означает «любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица .

Конвенция предусматривает возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод зиждется на Всеобщей декларации прав человека. Ст. 3 Конвенции определяет, что «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию”. Согласно ст. 5 никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом. К таким случаям, в частности, относится «законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом”.

Конвенция запрещает «принудительный или обязательный труд”. Однако в этот термин не включается, в частности, «любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения”.

Конвенция в принципе допускает применение смертной казни «во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». Вместе с тем Протокол № 6 к Конвенции от 28 апреля 1983 г., выражая общегуманистическую тенденцию к отмене смертной казни, в ст. 1 провозгласил ее отмену. Согласно ст. 2 упомянутого Протокола это наказание возможно лишь «за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

Все участники Конвенции договариваются о том, что Комитет имеет право посещать места заключения (в том числе тюрьмы) с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области. Рекомендации, включаемые Комитетом в свои конфиденциальные доклады, призваны улучшать условия заключения, с тем чтобы устранить всякую возможность пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Добавить комментарий