Международный правопорядок

1. Содержание принципов сотрудничества и добросовестного выполнения обязательств по международному праву и их роль в обеспечении и поддержании международного правопорядка

Принципы международного права – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы:

— Устав ООН;

— Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

— Заключительный акт СБСЕ 1975г.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой – их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Для принципов международного права характерно:

— универсальность;

— необходимость признания всем мировым сообществом;

— наличие принципов-идеалов;

— взаимосвязанность;

— авангардность;

— иерархичность.

Принцип сотрудничества

Идея всестороннего сотрудничества воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем.

Определены также основные направления сотрудничества:

• поддержание мира и безопасности;

• всеобщее уважение прав человека;

• осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

• сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

• содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других принципов. Здесь и поддержание мира, и уважение прав человека, и сотрудничество в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна только путем сотрудничества. Очевидно, в этом и заключена суть принципа сотрудничества.

С юридической точки зрения принцип уязвим. Юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству столь же сложно, как и обязать его к дружбе с тем или иным государством. Все это дало основание ряду юристов отрицать юридический характер принципа сотрудничества.

Есть и юристы, считающие, что принцип установил юридическую обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях международных отношений (Н.А. Ушаков). При этом, однако, не указывают, как юридически может быть обеспечена эта обязанность.

Думается, как часто бывает, истина находится посредине. Принцип в значительной мере носит характер идеи, пронизывающей все остальные принципы и раскрывающей в них свое содержание. Особое значение имеет принцип добросовестности, обязывающий добросовестно относиться к развитию всестороннего сотрудничества, добросовестно в духе сотрудничества подходить к решению международных проблем, а также к применению норм международного права, включая принципы. Принцип носит и целеполагающий характер, в его свете должны толковаться иные принципы и нормы.

Для понимания принципа сотрудничества существенное значение имеет история его создания. Он воплотил идею принципа мирного сосуществования.

В постконфронтационную эру острота идеологической борьбы существенно снизилась, изменился характер этой борьбы. Однако различия между государствами все еще весьма существенны, и международное право требует их уважения. Поэтому едва ли можно согласиться с весьма распространенным мнением, будто идея мирного сосуществования почила естественной смертью, которое высказывается и в бывших социалистических странах. Думается, что без идеи мирного сосуществования принцип сотрудничества лишится главного содержания. Развитие содержания принципа невозможно без учета опыта, связанного с принципом мирного сосуществования.

Что же касается борьбы идей, то она представляет собой закономерность прогрессивного развития международного права. К сожалению, в мировой литературе доминируют западные юристы. Соответствующая этому роль принадлежит им и в процессе официальной и доктринальной кодификации международного права. Не стало достаточно интернациональным и международно-правовое образование.

Несмотря на различия во мнениях относительно юридического характера принципа сотрудничества, он воплощает одну из центральных идей международного права. В соответствии с этой идеей и будет строиться и функционировать международно-правовой порядок.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права (jusnecessarium). На рубеже XX в. Л. А. Камаровский и В. А. Уляницкий писали: «Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов».

Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

Содержание принципа развивалось с ростом потребности в эффективном международном праве. Упрочивалась и социально-политическая база принципа по мере того, как международное право становилось все более необходимым для обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества.

Значение принципа для достижения целей международного сообщества нашло отражение в Уставе ООН. Одна из главных задач определена так: создать условия, при которых может соблюдаться «уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». В качестве принципа Организации указано: все члены ООН «добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации» (п. 2 ст. 2). В данном случае отмечу положение, имеющее общее значение. Права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть обеспечены государствам только при условии выполнения обязательств.

Содержание принципа изложено в Декларации о принципах 1970 г. В этом документе подтверждается его значение для поддержания мира и безопасности, а также для достижения иных целей ООН; подчеркивается иерархия обязательств и тем самым норм, из которых они вытекают. На высшую ступень поставлен, разумеется, Устав ООН.

Как известно, Уставом предусмотрена преимущественная сила вытекающих из него обязательств в случае конфликта с иными обязательствами государств (ст. 103). Тем не менее, Устав не лишает целиком силы противоречащие ему обязательства. Декларация пошла дальше, определив, что принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на обязательства, принятые в соответствии с Уставом.

Напомню, что западные державы не допустили включения соответствующего положения в Венскую конвенцию о праве международных договоров. Конвенция ограничивается ссылкой на ст. 103 Устава ООН. Тем не менее шаг в соответствующем направлении был сделан путем включения в Конвенцию норм о ничтожности и недействительности договоров, противоречащих императивным нормам международного права (ст. 53, 64).

После обязательств по Уставу стоят обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим принципам и нормам. Выдвигая на первый план обязательства по Уставу и общепризнанным нормам, Декларация тем самым подтверждает универсальный характер, всеобщность международного права, а также центральное положение общего международного права, состоящего из общепризнанных принципов и норм.

Декларация дала ответ на довольно часто обсуждаемый вопрос о соотношении суверенитета и обязанности соблюдать международное право, включив в принцип суверенного равенства положение об обязанности выполнять полностью и добросовестно международные обязательства.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г., в общем, содержит те же положения, что и Декларация. Особо оговаривается положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. Положение отразило растущее значение национального права для обеспечения выполнения международных обязательств.

Рассматриваемый принцип закреплен законодательством РФ. В Законе о международных договорах Российской Федерации 1995 г. говорится: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву».

Надежную гарантию выполнению обязательств способно создать лишь правовое государство. С другой стороны, верность международным обязательствам следует признать необходимым качеством правового государства. Низкий уровень законности и правовой культуры в стране не может не сказываться на отношении к международному праву. К сожалению, пока немногие государства идут в своем уважении к международному праву столь далеко, чтобы конституционно обеспечить выполнение государственными органами международных обязательств.

Более того, порой встречаются явно несовместимые с международным правом конституционные положения. Примером может служить ст. 4 Конституции Панамы 1978 г.: «Республика Панама уважает общепризнанные нормы международного права, которые не противоречат ее национальным интересам». Немало государств фактически придерживаются близкой позиции. В свое время Государственный секретарь США Д. Ачесон заявил, что «международное право не относится к вопросам высшего могущества» и что «выживание государств не является объектом права». По мнению юридического советника Госдепартамента А. Софайера, Конгресс и Президент обладают по конституции властью в некоторых условиях действовать вопреки международному праву. В связи с этим хотелось бы напомнить решение Верховного суда США еще 1890 г. по делу «InreNeagle», в котором сказано, что обязанность честно выполнять договоры подразумевает все «обязательства, вытекающие из… наших международных отношений». Думается, что позиция США в той или иной мере не чужда мышлению государственных деятелей и некоторых иных стран, но только представители американской администрации позволяют себе высказывать подобные мысли открыто. Поэтому их и приходится цитировать.

В документах речь идет об «обязательствах» по международному праву. Под этим понимаются обязательства, вытекающие как из договорных, так и из обычных норм. Далее, «обязательство» и «обязанность» — это не идентичные понятия. Обязательство включает не только обязанности, но и соответствующие права. Это, в частности, видно из общепринятого выражения «договорные обязательства». Права также должны осуществляться добросовестно, т. е. в соответствии с целями и принципами международного права, без ущерба для законных интересов и прав других субъектов.

Как элемент рассматриваемого принципа принцип добросовестности обязывает: добросовестно выяснять фактические обстоятельства, интересы государств и международного сообщества, входящие в сферу применения нормы; добросовестно выбирать нормы, подлежащие применению; обеспечить реальное соответствие реализации норм их букве и духу, международному праву и морали, а также иным обязательствам субъектов; не допускать злоупотребления правами. Добросовестное выполнение означает также недопустимость содействия нарушению норм другими государствами.

Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Нарушающий норму не должен претендовать и на пользование вытекающими из нее правами. Вспомним, что лишение возможности пользоваться правами, вытекающими из нормы, является основным видом репрессалий.

Содержание рассматриваемого принципа в значительной мере определяется его взаимосвязью с другими основными принципами. Последние определяют характерные черты процесса выполнения обязательств. Он должен протекать без угрозы силой или ее применения, когда это несовместимо с Уставом ООН. Споры решаются мирными средствами. Недопустимо вмешательство во внутренние дела. Осуществление норм происходит путем сотрудничества на основе суверенного равенства. В соответствии с принципом ответственности невыполнение обязательств влечет ответственность.

Развитие содержания рассматриваемого принципа идет по пути его конкретизации, расширяется регламентация процесса выполнения норм, включая вопросы взаимодействия с национальным правом, которое становится все более важным инструментом реализации принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Одну из характерных черт метода функционирования международного права составляет то, что воздействие на международные отношения оказывается в значительной мере путем создания и поддержания международного правопорядка. Нормы применяются в рамках общего правопорядка или правопорядка в определенной области регулирования.

Растущее значение международного правопорядка привлекает к нему внимание ученых. Естественно, высказываются различные взгляды. Наиболее распространенным и простым является понимание, согласно которому правопорядок представляет собой систему или совокупность правоотношений, складывающихся в соответствии с нормами международного права.

Существует два понимания правоотношений. В одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом — это общественные отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два понятия правопорядка. В первом случае это только юридическое явление — система чисто правовых отношений, во втором — это реальное состояние отношений, закрепленное международным правом. В результате мы имеем юридический и фактический правопорядок, у которых немало различий. В одном случае — правовая модель, в другом — результаты ее претворения в жизнь.

Понятие фактического правопорядка близко к понятию мирового порядка. Но между ними есть и разница. Правопорядок действительно выражает и закрепляет организационную структуру мирового сообщества, но вместе с тем правопорядок есть результат функционирования международного права, его упорядочивающего действия.

Далеко не всем международным отношениям корреспондируют правоотношения, не говоря уже о том, что право далеко не полностью охватывает даже регулируемые отношения. Жизнь богаче правовой модели. Избыточная «юридизация» международной жизни нежелательна. Правовое регулирование — весьма затратное явление и потому должно использоваться, лишь когда это оправданно.

Существуют концепции правопорядка, включающие в него не только правоотношения, но и нормы международного права, и даже правосознание (В. Н. Лихачев). Наконец, по мнению некоторых, правопорядком охватывают почти все правовые явления (А. П. Мовчан). В таком случае понятие правопорядка совпадает с понятием международно-правовой системы.

В общем, можно предложить следующее определение международного правопорядка.

Международный правопорядок — это система международно-правовых отношений, призванная придать сообществу государств структурную устойчивость на основе целей и принципов международного права.

Правопорядок опирается на согласованную систему ценностей. Учитывая значение правопорядка, он сам должен быть отнесен к категории общечеловеческих ценностей.

Международный правопорядок исторически обусловлен и определяется потребностями не только международной системы, но и национальных социально-политических систем. В мире произошли важные перемены, что поставило в порядок дня создание нового мирового порядка. Идет процесс согласования системы ценностей, которая будет положена в его основу. Значение этого момента подчеркивается в международной практике. На базе системы ценностей согласуется концепция порядка, без чего он не может быть устойчивым. Все это находит отражение и закрепление в нормах международного права, которое служит важным инструментом созидания нового мирового порядка.

Главное состоит в том, чтобы реально заменить господство силы господством права. Для этого необходима всеобъемлющая система безопасности, которая охватила бы все государства и обеспечила не только военную, но и иные виды безопасности, включая правовую.

Правовая безопасность означает, что каждому государству, независимо от его могущества, обеспечена защита его прав и законных интересов. Каждому человеку, где бы он ни находился, гарантируются права, предусмотренные международным правом. В этом сказывается единство правовой безопасности человека и государства.

Тенденция к упрочению международного правопорядка содействует совершенствованию правопорядка внутри государств. Современное международное право стимулирует формирование и развитие правовых государств, гуманизацию и демократизацию внутренних правопорядков.

2. Способы разрешения международных экономических споров

Международный спор — это правоотношение, в котором сталкиваются государственные интересы участников. Объектом, предметом спора в МЭО могут быть: правовые режимы, долги и их обслуживание, погашение суммы ущерба и компенсаций и т.п.

Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п.3 ст.2 устава ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств, ст.3 Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ). Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

В МЭО, как и в других сферах международных отношений, государства свободно, по обоюдному согласию, выбирают конкретные средства мирного урегулирования споров: переговоры, консультации сторон, следственные или согласительные процедуры, посредничество (добрые услуги), международный арбитраж — постоянный или adhoc, судебное разбирательство, разрешение споров в международных организациях.

Стороны спора по взаимному согласию могут передать спор, например, на рассмотрение СБ ООН, который выносит рекомендации. Так, рассмотрев спор Мальты и Ливии о разграничении континентального шельфа, СБ ООН в 1980 году рекомендовал этим государствам обратиться в Международный суд ООН, что и было сделано.

За свою историю Международный суд рассмотрел около 80 дел, вынес более 20 консультативных заключений. Ряд дел непосредственно затрагивают сферу МЭО.

Так, в 1957 году Международный суд ООН рассмотрел очень известное дело по спору между Францией и Норвегией о норвежских займах. Из решения Суда вытекает, что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом применяется внутреннее право данного государства, и, соответственно, к обязательствам по займам должно применяться право страны, выпустившей заем.

В 1952 году Международный Суд рассмотрел жалобу Великобритании на Иран по поводу национализации иранским правительством англо-иранской нефтяной компании. Иран заявил о неподсудности этого вопроса Международному Суду. Суд также признал неподсудность этого спора и не принял дело к рассмотрению.

В рамках ЕС важная роль принадлежит Суду ЕС. Регламент Суда ЕС утвержден Советом ЕС. Признание обязательной юрисдикции этого Суда — одно из условий членства в ЕС.

Суд ЕС уполномочен: регулировать межгосударственные споры; аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС; обязывать государства — члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства; давать толкование норм права ЕС.

Истцами в Суде могут выступать государства-члены ЕС, национальные судебные органы, юридические и физические лица. Решения Суда имеют обязательную для сторон силу.

В рамках СНГ межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, подсудны Экономическому суду СНГ. Он может также разрешать споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Формально Суд был создан как «Хозяйственный суд Содружества» на основании ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15.5.92 г.

Впоследствии название Суда было пересмотрено. Соглашение о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде подписаны 6.7.92 г.

Фактически Суд появился в 1994 году, тогда же был принят Регламент и вынесено первое решение. Экономический суд СНГ принимает решения, исполнение которых обеспечивается соответствующим государством.

Суд компетентен также давать толкование соглашений, решений органов СНГ, актов законодательства бывшего СССР в период их применения — в связи с конкретными делами и по запросам национальных высших органов власти и управления, национальных высших органов, разрешающих экономические споры, институтов СНГ. К началу XXI века Судом было рассмотрено около 20 дел и вопросов.

В системе ВТО механизм разрешения межгосударственных споров основан на ст. XXII ГАТТ, на «Договоренности об уведомлениях, консультациях, урегулировании споров и наблюдений», принятой 28.12.79 г. по итогам Токийского раунда переговоров государств — участников ГАТТ (с уточнениями и дополнениями от 29.11.82 г., 30.11.84 г.), а также на «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», принятой по итогам Уругвайского раунда переговоров.

В результате в рамках ВТО создана единая для всех многосторонних соглашений ВТО система разрешения споров:

1. Первый этап урегулирования споров — это межправительственные консультации, которые начинаются по инициативе стороны, считающей, что её права, интересы затронуты по любому из соглашений ВТО. Если по истечении 60 дней спор не урегулирован, любая сторона может просить о создании специальной группы экспертов.

2. Группа экспертов (обычно из 3 человек) формируется в личном качестве из высококвалифицированных специалистов в предмете спора. Она рассматривает представления и аргументацию сторон, выясняет применимость к предмету спора положений соответствующего соглашения, готовит доклад с выводами, решением и рекомендациями и не позднее чем в 6-месячный срок представляет его Органу по разрешению споров (ОPC). Если сторона-участница ВТО не выполнит рекомендацию группы экспертов, то в отношении неё другой стороной спора может быть применена приостановка действия согласованных тарифных уступок, истребовано возмещение причиненного ущерба и т.п. Пути решения спора и ответственности виновной стороны на основании вынесенных рекомендаций могут быть следующими:

— признать рекомендации, принять меры для ликвидации нарушения;

— выплатить компенсацию или предложить компенсацию;

— запросить у ОРС полномочий и осуществить контрмеры путем, в частности, приостановки согласованных таможенных уступок (в результате этого увеличивается ставка тарифа на товар или товары, ввозимые из страны-нарушительницы, или принимаются эквивалентные меры, если речь идет о сфере услуг).

3. Орган по разрешению споров (ОРС) в течение 60 дней автоматически принимает доклад группы экспертов. Функции ОРС выполняет Генеральный Совет ВТО, специально собираясь для рассмотрения споров. ОРС обладает большими правами по контролю (наблюдению) за исполнением рекомендаций группы экспертов. Решение, рекомендации группы экспертов могут быть обжалованы любой стороной спора в Органе по апелляциям ВТО. Спор считается решенным только после того, как отклонение от правил или их нарушение устранено.

4. Орган по апелляциям ВТО создается решением ОРС в составе 7 человек, действующих в личном качестве. Задача Органа — дать правовую оценку решению, рекомендациям группы экспертов с точки зрения их правомерности, соответствия прецедентам и правилам ВТО. Решение Органа по апелляциям передается в ОРС.

Указанный механизм разрешения споров в рамках ВТО эффективно работает только в том случае, если соответствующие системы передачи информации отработаны на национальном уровне. Практическая задача создания национальных правил и процедур по выявлению нарушений и передаче информации об этом стоит перед многими странами-членами ВТО.

Запуск процедурного механизма разрешения споров в ВТО фактически означает укрепление эффективности МЭП, дальнейшее развитие международного процессуального права — применительно к сфере международной торговли.

3. Задача

Государство А установило в отношении государства В особые экономические преференции, заключающиеся в 20-%ном снижении таможенных пошлин относительно их общего уровня. Компания, производящая компьютеры, зарегистрированная на территории государства С, открыла на территории государства В дочернюю фирму, занимающуюся сборкой комплектующих и экспортом уже готовых компьютеров в государство А.

Какое государство должно считаться страной происхождения товара (компьютеров)? Соответственно по какой ставке должен облагаться данный товар в государстве А?

В соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Республики Беларусь страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными статьей 18 таможенного кодекса, или страна, которая определена с учетом положений статьи 19 таможенного кодекса. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Таким образом, страной происхождения товара (компьютеров) должно считаться государство В, так как на этой территории произведен товар. При экспорте данный товар должен облагаться с 20-%ным снижением таможенных пошлин относительно их общего уровня.

Список использованной литературы:

1. Лукашик И.И. Международное право. Общая часть: Учебник — М.: Издательство БЕК, 2001 – 432 с.

2. Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост.. Живарев В.Е. – М., 2004, 96 с.

3. Тихомиров Ю.А. Публичное правою Учебник — М.: Издательство БЕК, 1995 – 496 с.

4. Таможенный кодекс Республики Беларусь 4 января 2007 г. № 204-З с изменениями внесенными Законом Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. № 43-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 173, 2/1595).

Правопорядок — Википедия
ru.wikipedia.org›Правопорядок
Правопоря;док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка.
————————————————
Вики:
Элементарные начала общей теории права
Мировой правопорядок
Толкование
;
Мировой правопорядок
МИРОВОЙ ПРАВОПОРЯДОК — (с юридической точки зрения) есть система планетарных отношений, формирующихся и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.
Установление и поддержание мирового правопорядка определяется задачами осуществимыми солидарно, лишь при взаимном согласии и сотрудничестве всех или большинства народов и государств, входящих в мировое сообщество. В числе этих задач — обеспечение в планетарном масштабе экологической безопасности, предотвращение ядерной катастрофы, рациональное использование энергетических ресурсов, борьба со стихийными природными явлениями (землетрясениями, наводнениями и др.). Мировой правопорядок вызывается обстоятельствами глобализации общественной жизни, прежде всего всевозрастающей интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий и др.
Нормативно-правовую основу мирового правопорядка составляет универсальное международное право; мировой правопорядок обеспечивается всем мировым сообществом и его структурами — ООН и его организациями.
__________________________________________________________
Вики:
Международное право
Междунаро;дное пра;во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
В международном праве выделяются три основных направления:
Международное публичное право;
Международное частное право;
Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.
__________________________________
Вики:
Международное публичное право
Междунаро;дное публичное пра;во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:
Дипломатическое право и консульское право
ООН — ведущая организация в сфере кодификации и развития международного права
Международное воздушное право
Международное гуманитарное право
Международное космическое право
Международное атомное право
Международное морское право
институт исключительной экономической зоны
институт континентального шельфа
институт территориального моря
Международное уголовное право
Международное экономическое право
Международное право охраны окружающей среды
Право международной безопасности
Право международных договоров
Право международных организаций
Право прав человека
Межотраслевые институты:
институт международно-правовой ответственности
институт правопреемства
Также в науке международного права отдельно от особых институтов выделяют Общую часть международного публичного права.
________________________________________________
Что мы видим в реальности?
Основная часть международных прав работает отлично и вовремя,а некоторая часть совершенно не работает.
Получается,что вроде бы в целом всё работает — работоспособно.
______________________________________________________
1
Всё это создавалось поколениями в течение длительного времени для порядка.
2
Если все эти нормы грамотно и со знанием дела не обновлять с учётом сегодняшних сложных реальностей,то возникающие противоречия всеобщего развития не получат должного объяснения и разрешения в позитивном ключе.
3
Желаемое обновление всех законов постоянно происходит внутри всех государств — из насущной необходимости.А на международном уровне законы обновляются с учётом реалий довольно-таки редко и в недостаточных объёмах — вот причина всех противоречий.

УДК 34 ББК 67

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

АННА ДМИТРИЕВНА СОЛОВЬЕВА,

адъюнкт 2-го года обучения по кафедре истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: a.d.solovyeva@gmail.com Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве Научный руководитель: профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент Т.Л. Матиенко

Gtation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрыто и обосновано теоретико-правовое понятие «международный правопорядок» с точки зрения синтеза теории права и механизма действия международного права. Выделены составляющие международного правопорядка, его элементы, структура, содержание и критерии; подробно раскрыт алгоритм действия международного права через механизмы нормирования, регуляции, принуждения и суда.

Ключевые слова: правопорядок, международный правопорядок, действие права, механизм действия международного права, механизм нормирования, механизм регуляции, механизм принуждения, механизм суда.

В настоящее время понятие «международный правопорядок» («международный правовой порядок») стал смысловым ядром международных договоров, документов международных организаций, в том числе Организации Объединенных наций (ООН) и занимает важное место в риторике представителей государств по многим международным вопросам, в публикациях политиков, журналистов и деятелей дипломатии.

При этом, несмотря на то, что для работ юристов-международников характерно обращение к конкретным проблемам укрепления и дальнейшего прогрессивного развития современного международного правопорядка, отмечается, что «к сожалению, наука международного права пока еще не располагает не только сколько-нибудь значительной работой по вопросу о международном правопорядке, но и его более или менее четким определением» . Исследователи в области проблематики международного права выдвигают свои разнообразные и, порой,

противоречивые предложения и суждения о содержании и признаках международного правопорядка.

Так, одни ученые сосредоточивают внимание на порядке международных отношений, предписанных международным правом, т.е. вытекающих из существующих императивных норм, а другие — на самих отношениях государств, которые впоследствии регулируются договорами, заключенными государствами. Такой подход присущ В.Н. Евинтову, который определяет международный правопорядок как совокупность отношений, имеющих свою структуру и «основанных на нормах права, ядром и основой которых являются порождаемые основными принципами международного права общие правоотношения между субъектами сообщества государств по поводу защиты общих интересов и сохранения ценностей, разделяемых всеми». Таким образом, данный подход определяет международный правопорядок, в первую очередь, как совокупность отношений государств, регулируемых международным правом.

Однако, есть и другое мнение, например, Р.А. Мюллерсон дает следующее определение: «… международный правопорядок — это такое состояние международной системы, которое характеризуется достаточно высокой степенью соответствия фактического состояния международных отношений требованиям принципов и норм международного права». В этой связи В.Н. Евинтов отмечает, что в данном случае речь идет о «реальном состоянии международной законности».

Если обратить внимание на практику применения рассматриваемого термина именно государственными деятелями, дипломатами и юристами, как предлагает А.П. Мовчан , то он определяется ими как должный порядок поведения государств, закрепленный в международном праве, либо тот порядок действий, акций, мероприятий государств и их взаимоотношений на международной арене, который предусмотрен в действующем международном праве, но не как совокупность таких отношений или правоотношений.

С точки зрения современных исследований теории права и международного права постижение сущности и определение понятия международного правопорядка не может ограничиться констатацией расхождения его трактовок. Существует несколько дополнительных теоретико-правовых положений, которые также следует принимать во внимание, что позволит привести различные подходы к сущности международного правопорядка к единому знаменателю. Прежде всего, это понимание правопорядка как системообразующего понятия.

Исходя из теории, правовой порядок — это правовые отношения, реально существующие в обще-стве. Таким образом, точка зрения В.Н. Евинтова верна, так как он определяет международный правопорядок как совокупность правоотношений или общественных отношений, регулируемых действующими международными нормами. А Р.А. Мюллерсон прав в той части, где внимание акцентируется на «фактическом состоянии международных отношений». С точки зрения философии, например, под общественными отношениями понимается «объективированная и совокупная живая. деятельность людей, выступающая в качестве сотрудничества многих индивидов в связи с их отношением друг к другу».

В юриспруденции значение имеет представление об общественных отношениях «как практических результатах деятельности людей в виде взаимных связей по удовлетворению личных и общественных интересов». Правовые отношения, в свою очередь, — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Следовательно, и позиция А.П. Мовчана верна относительно поведения государств, выраженного в их действиях, акциях и мероприятиях на международной арене.

Так же в теории права международный правопорядок понимается как основанный на принципах

международного права результат механизма действия позитивного и обычного права. Рассмотрим данное определение пристальнее.

Международное право начало зарождаться лишь с XVIII в., однако даже в начале XX в. ни в теории, ни в практике юриспруденции не было единства в понимании его сущности. Более того, оно долгий период не признавалось как отдельная сформировавшаяся правовая система. В настоящее время, напротив, существует несколько теорий происхождения международного права, проанализировав которые можно сделать вывод о том, что изначально оно представляло собой определенные обычаи и соглашения, основанные на согласии государств по интересующему государства кругу вопросов. Из этого следует: международное право — право стихийное, самоорганизующееся, опирающееся на действие механизмов обычая, и является результатом целенаправленной организованной деятельности государств, охватывающей их естественные состояния. Международное право рассматривается не как система норм и принципов, а как система правоотношений. При этом Международный правопорядок находится в постоянной динамике, зависящей от развития международного права и меняющегося окружающего мира. Международный правопорядок напрямую зависит от действия самого международного права.

Действие права отображает все формы и сферы проявления права как в процессе его формирования, так и в процессах его восприятия индивидуумами и социумом и осуществления в разнообразной практической деятельности людей. Действие права можно понимать и как совокупность форм проявления его юридической силы, которая выражает динамику права — процесс его действительного воздействия на поведение людей в конкретных правоотношениях.

Механизм действия права принято определять как «сложно организованную систему социально-правовых средств (принципов, предписаний, институтов, действий), рассматриваемую в единстве и во взаимосвязи с социальной деятельностью людей, их интересами и потребностями и связанную с обеспечением (направлением, подчинением, поощрением) достижения целей этой деятельности в определенных общественных условиях и конструктивными (правовыми) способами».

С точки зрения направлений действия права как областей общественной жизни и круга социальных задач, в решении которых используются возможности права, механизм действия права определяется как механизм нормирования, регуляции, принуждения и суда.

Теоретико-правовое понятие механизма действия права служит прочным основанием вычленения и разработки алгоритма действия международного права, результаты которого в целях контракции представлены в приведенной ниже форме.

Механизм действия международного права

Импульс Средство Результат

Нормирование

Развитие деятельности Развитие субъектов в Упрочнение связей Адекватная ситуация

государств по достижению области консолидации субъектов формы равноправия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общих целей

Регуляция Создание и развитие системы соглашений в сфере разграничения прав субъектов Разграничение прав и Сотрудничество государств обязанностей между субъектами Структура суверенитетов

Принуждение Формирование равноправных отношений, установление способов контроля правосостояний субъектов Консолидированное мнение (форма государственного сознания) Закрепление отношений в целях консолидации Двусторонние и многосторонние соглашения

Суд Добровольность,

Угроза существующим

взаимность,

» » правоотношениям

Согласительный механизм г самоограничение

Международная безопасность

и международный правопо рядок

Полученный алгоритм действия международного права приводит к суждению, что международный правопорядок есть результат механизма действия международного права. Однако, принимая во внимание что правовая теория дефиницирует «правопорядок» как систему общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права, и выделяет такие его критерии, как наличие согласия, действенность требований, стабильность отношений, формальная завершенность, защищенность, высокий уровень правомерности в действиях, приведенное выше суждение не может быть признано исчерпывающим, так как полноценно не отражает всю совокупность фактического содержания международного правопорядка.

Согласно теории права, правопорядок есть характеристика реальности, а значит, международный правопорядок отражает существующие в действительности отношения государств в конкретных исторических условиях с учетом требований среды их взаимодействия. Следует также учитывать, что в теории права выделены также элементы механизма правопорядка (нормы права, правоотношения и акты реализации), содержание правопорядка (правомерное поведение субъектов, достигшее целей правового регулирования), структура правопорядка (единство и одновременное разделение

урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания).

Правопорядок, таким образом, есть система, в которой создающие его нормы и правила взаимодействуют с правовыми идеями, принципами и идеалами. В основе международных отношений и правопорядка в целом лежат общие взаимные ценностные ориентиры государств; при этом правопорядок должен быть легитимным, государства должны признавать притязания друг друга, которые закрепляются ими в международных соглашениях.

Международный правопорядок как система отношений между государствами обеспечивается при наличии согласия и желания самих субъектов на вступление в отношения в различных сферах деятельности государств. При этом требования субъектов должны быть обоснованными и взаимными, стабильными и действенными в конкретных сферах взаимодействия на различных этапах существования государств; такие требования оформляются в международных актах, тем самым формально закрепляя определенную деятельность государств в отношении друг друга, что дает определенные гарантии выполнения предписаний на основе сознательности и правомерности действий каждого из субъектов международных отношений.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, исходя из анализа соотношения теоретико-правового понимания правопорядка и существующих на текущий момент подходов к определению «международного правопорядка» его следует осмысливать как результат механизма действия международного права, отражающий совокупность отношений государств, которая выражается в их деятельности на мировой арене, регулируется принципами и нормами международного права по поводу общих и национальных интересов и ценностей. Как таковой, он обладает внутренним единством содержания, структурой и элементами. Содержание международного правопорядка — это правомерные действия субъектов взаимодействия; соответственно, неправомерные действия государств приводят к его нарушению. Структура международного правопорядка включает дипломатические, военные, торговые, относительно морского, воздушного и космического права сферы отношений, а также деятельность государств в вопросах противодействия преступности, терроризму и экстремизму, обеспечения безопасности в мире.

Литература

1. Буткевич О.В. У истоков международного права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. С. 95.

2. Вопленко Н.Н. Правовые отношения: понятие и классификация // Вестник ВолГУ Серия 5: Юриспруденция. 2003. №6. С. 84.

3. Гойман В.И. Действие права (Методологический анализ). М.: Академия МВД РФ, 1992. С. 119.

4. Евинтов В.И. Международное сообщество и правопорядок, Киев, 1990. С. 71.

5. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983. С. 123.

6. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Философия». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 298.

8. Мовчан А.П. Международный правопорядок. М., 1996. С. 7.

9. Мюллерсон Р.А. Рецензия на книгу «Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в Мировом океане» // Сов. государство и право. 1988. № 6. С. 147.

10. Перфильев М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. Л., 1974. С. 107.

11. См. подробнее: Елинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

12. См. подробнее: Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности. М.: МосУ МВД России, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. См. Kirkemo R. An Introduction to International Law. New Jersey: Totowa, 1975. P. 6.

14. См., напр.: Международный порядок: политико-правовые аспекты М., 1986; Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в мировом океане. М., 1988; Евинтов В.И. Международное сообщество в правопорядок, Киев, 1990; Mosler H, The International Society as a Legal Community. Alphen aan den Rijn, 1980.

1. Butkevitch O.V. At the root of international law. SPb.: Legal Center Press, 2008. P. 95.

2. Voplenko N.N. LEGAL RELATIONS: Concept and classification // Bulletin of the VolGU. Episode 5: Jurisprudence. 2003. №6. P.84.

3. Goiman V.I. Action of Law (Methodological Analysis). M .: Academy of Ministry of Internal Affairs, 1992. P. 119.

4. Evintov V.I. International community in the rule of law, Kiev, 1990. P. 71.

5. Lazarev M.I. Theoretical questions of modern international law of the sea. M., 1983. P. 123.

7. Malahov V.P., Eriashvili N.D. The methodological and philosophical problems of modern theory of law. M .: UNITY-DANA, 2011

8. Movchan A.P. The international legal order. M., 1996. P. 7.

10. Perfil’ev M.N. Public relations. Methodological and sociological problems. L., 1974. P. 107.

11. For details see: G. Jelinek General theory of the state. St. Petersburg, 1908.

13. See. Kirkemo R. An Introduction to International Law. New Jersey: Totowa, 1975. P.6.

Международная нормативная система. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении международных отношений. Характерная черта современности — наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и др. международные нормы. Наличие такого рода нормативной системы — признак весьма высокого уровня развития международного сообщества.

Международно-правовое регулирование.

Понятие международно-правового регулирования. Международно-правовое регулирование — это властное воздействие государств на свои взаимоотношения при помощи международного права. Это регулирование представляет собой разновидность социального управления.

Система международно-правового регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой и регулирующей. Первой является система межгосударственных отношений, представляющая объект регулирования. Регулирующей является система средств международно-правового воздействия.

Механизм международно-правового регулирования. Под этим механизмом понимается совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения. Первым элементом механизма является международно-правовая норма. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юр методом, путем установления взаимосвязанных прав и обязательств, образующих правоотношение.

На всех этапах функционирования международного права важная роль принадлежит международно-правовому сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы. Важным его элементом является общее международно-правовое сознание, под которым понимается совок, разделяемых государствами взглядов, представлений, идей относительно необходимого международного правопорядка.

Метод функционирования международного права. Под этим методом понимается совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации международно-правовых норм. Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

политико-правовой метод — нормы международного права осуществляется субъектами при помощи полит средств;

морально-правовой метод — использование механизма действия морали для реализации норм международного права;

идейно-правовой метод — воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

организационно-правовой метод — принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях;

специально-правовой метод — применение специфически правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом — это общественные отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление — система чисто правовых отношений, во втором — это реальное состояние отношений, закрепленное международным правом. В результате мы имеем юр и фактический правопорядок, у которых немало различий. В одном случае — правовая модель, в другом — результаты ее претворения в жизнь.

Международный правопорядок — это система международно-правовых отношений, призванная придать сообществу государств структурную устойчивость на основе целей и принципов международного права.

Международная законность. Это — режим функционирования системы международных отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе законности находится механизм, суть которого состоит в том, что обладающий правом субъект заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам. Отстаивая свои права, государство утверждает режим международной законности.

Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации, призванный определить соответствие поведения субъектов нормам международного права.

Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения; вторая — в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к выполнению предписаний международного права. Есть у контроля и третья функция — толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие действия не соответствуют норме.

Существуют два вида контроля — национальный и международный.

Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается международно-противоправным деянием, элементами которого являются: субъективный элемент — наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно государства в целом); объективный элемент — нарушение субъектом своих международно-правовых обязательств.

Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

В литературе и практике утверждается деление международных правонарушений на международные преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов международного сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие. Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед потерпевшим.

Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность, состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания, отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.

Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функции международного права представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак — правомерность. Правомерность определяется, прежде всего, по соответствию основным целям и принципам международного права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только международными организациями. Что же касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры государств издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия — это меры воздействия одного государства на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее, правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на территории другого государства, в случае недружественных ограничений экономических и культурных связей и т д.

Репрессалии — односторонние меры принуждения, допускаемые международным правом как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с международным правом, но поскольку являются контрмерами в отношении правонарушителя, постольку могут выходить за рамки международного права в тех пределах, которые определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше той, что необходима для достижения непосредственной цели.

Добавить комментарий