Международный уголовный процесс

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). Право. Вып. 34. С. 90-92.

М. Г. Янин

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Освещаются дискуссионные вопросы соотношения принципов отечественного уголовнопроцессуального права и международного уголовно-процессуального права.

Ключевые слова: принципы уголовно-процессуального права, принципы международного уголовного процесса, коллизия права, уголовное судопроизводство.

Как уже было отмечено многими авторами, в том числе А. Э. Жалинским, в начале XXI в. внимание юристов привлекли различные по содержанию процессы взаимодействия правовых систем. Обычно это связывается с интенсивно осуществляющейся глобализацией, предполагающей более тесные, чем ранее, связи между экономическими системами, научными центрами, иными субъектами социальной деятельности отдельных стран, а также со становлением правовой системы Европейского Союза, который нередко представляется образцом сближения правовых систем1.

Общеизвестным является тезис о том, что суды при отправлении правосудия по уголовному судопроизводству должны руководствоваться положениями Конституции РФ, УПК РФ и другими нормами уголовно-процессуального права, а также международно-правовыми нормами, к которым относятся основные принципы международного права, международные договоры, нормативные акты, принимаемые ООН и его органами, решения Международного Суда и его судебная практика, чтобы вынести законное и обоснованное судебное постановление (определение, постановление, приговор)2.

Всякое современное государство стремится обеспечить невозможность случайного или произвольного осуждения лица по уголовному обвинению. Презумпция невиновности, непосредственно связанная с данной социальной нормой, является одним из базовых принципов международного и отечественного уголовно-процессуального права. Однако на практике этот принцип урезан очень существенно. Также вызывает сомнение реализация на практике многих других принципов уголовно-процессуального права, что требует постоянного контроля как со стороны Российской Федерации, так и со стороны всего мирового сообщества.

Эти различные, взаимно пересекающиеся процессы имеют сложную юридическую фор-

му и частично прямо противоположные право -вые проявления. К такого рода проявлениям относятся правовая интеграция, или сближение правовых систем, иногда, напротив, повышение конфликтности между ними, их взаимоотталкивание, и как весьма чувствительное следствие — существенное ограничение национального уголовно-процессуального суверенитета. При этом объективно возникает и субъективно усиливается очевидное противоречие между принципом невмешательства во внутренние дела и реальными политико-правовыми процессами. Возникшая опасность утраты или ограничения национального правового и, в данном случае, уголовно-правового суверенитета ощущается в различных странах, в том числе и входящих в «восьмерку» наиболее могущественных держав мира3.

При этом следует подчеркнуть: тенденция сближения стран-членов ЕС признается независимо от оценки данного процесса. В рамках его признания под интеграцией, или более мягко — сближением правовых систем, обычно с теми или иными вариациями, понимаются при некоторых оговорках процессы разработки и принятия одинаковых или однородных уголовнопроцессуальных институтов и норм. Это касается и института принципов уголовного судопроизводства.

Принципы играют важную роль в правовом регулировании. В уголовном судопроизводстве они определяют стадии, формы, содержание институтов, характеризуют реальную гарантированность прав и свобод человека и гражданина, важнейшие черты предмета и метода процессуального воздействия. Можно утверждать, что они детерминируют сущность и содержание уголовно-процессуального права.

Система принципов, выраженных в форме правовых категорий, носит характер логикотеоретической конструкции, с помощью которой возможно вывести внутренние, закономерные

связи между принципами, определенным образом классифицировать их. С другой стороны, как система юридических норм наиболее общего характера система принципов имеет значение твердого правового основания процессуальной деятельности. Она определяет структуру процесса, механизм процессуальной деятельности, ее содержание, процессуальную форму следственных действий, гарантии законности и справедливости процессуальных решений и т. д.4

Принципы не просто суммируются в систему, они образуют ее как некое целое, которое обладает особым, интегративным качеством. Только система принципов может гарантировать достижение конечных целей уголовного процесса. Именно в этом заключается ее новое качество, которым не обладает ни один из принципов, взятых в отдельности5.

Целостность системы возникает как следствие ее полноты. Полной можно признать только такую систему принципов, которая через соответствующие правовые категории в достаточной степени выражает природу уголовного процесса, его основные свойства и закономерности. Полной она является в том случае, когда обеспечивает необходимые условия и юридические гарантии для получения результатов как следствие достижения конечных целей процесса.

Система принципов в силу своей полноты и различного содержания составляющих ее принципов обладает способностью к сохранению своей целостности, самовосстановлению, благодаря чему нарушение какого-либо принципа не обязательно парализует систему, не исключает возможности решения задач уголовного процесса. Так, нарушение принципа обеспечения обвиняемому права на защиту может быть устранено путем последовательной реализации принципов установления истины, всестороннего полного и объективного исследования обстоятельств дела, осуществления правосудия только судом и других. В этом также сказывается интегративное качество целостной системы, которым не обладает отдельно взятый принцип (часть целого).

Мировое сообщество в современный период разработало механизм, позволяющий на высоком уровне закрепить требования уголовнопроцессуальных принципов, что является эффективной защитой от их возможных нарушений. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав че-

ловека, в которой среди других положений значительное внимание уделено закреплению принципов уголовного процесса. Основные положения этой Декларации вошли в действующую Конституцию Российской Федерации и отраслевое законодательство. Поскольку Россия является членом Совета Европы, то частью отечественного законодательства стала Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней6.

Существенная особенность принципа судебной защиты прав и свобод личности заключается в наличии права на обжалование целого ряда решений органов предварительного расследования и прокуратуры такими субъектами уголовного процесса, как подозреваемый, обвиняемый, их законные представители и защитники. Это право гарантировано конституционным и уголовно-процессуальным законодательством. Причем подозреваемый, обвиняемый, их законные представители и защитники не могут быть лишены права на рассмотрение соответствующего судебно-контрольного материала в том суде и тем судьей, к компетенции которых отнесено дело (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В этом смысле право на судебную защиту, как подчеркивается в юридической науке, означает право и на деятельность суда, и на ее результат. Применительно к принципу права на обжалование на предварительном расследовании реализация рассматриваемого права охватывает оба элемента защиты права судом: деятельность по проверке законности действий и решений органов предварительного расследования и принятие соответствующего решения судьей по результатам контроля.

Чрезвычайно большую роль в юридическом толковании играет принцип непротиворечия, согласно которому невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными. Он применяется, если в тексте закона обнаруживаются нормы, противоречащие друг другу. Руководствуясь этим принципом, необходимо прежде всего попытаться их согласовать, так как законодатель предполагается мыслящим непротиворечиво («legislator non praesumitur sibi ipsi contrarius» — лат.). Для логического согласования норм могут быть использованы два приема. Первый состоит в том, что толкователь по возможности разграничивает сферы действия каждой из коллизионных норм. Возьмем, к примеру, ч. 1 ст. 3 УПК РФ, в которой закреплены

положения о соотношении международно-правовых норм и внутреннего уголовно-процессуального права России. С одной стороны, из содержания этой нормы можно сделать вывод

о приоритете как международных договоров, так и общепризнанных принципов и норм международного права над внутренним российским законодательством («Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство»), с другой — предписывается в случае коллизии международных и внутренних норм отдавать предпочтение лишь «правилам международного договора». Однако общепризнанные нормы международного права не обязательно закреплены в международных договорах, а могут существовать и в форме обычая (так называемое общее международное право).

Итак, имеются два противоречащих друг другу, конкурирующих суждения. Первое: «приоритет над внутренним законодательством имеют все нормы международного права, как договорные, так и обычные». Второе: «преимущество имеют только нормы международных договоров». Прежде всего следует учесть, что нормы, закрепленные в ратифицированных международных договорах, всегда имеют приоритет над внутренним правом, в то время как нормам общего международного права, не нашедшим отражения в конкретных соглашениях, в случае коллизии с внутренними законами должно отдаваться предпочтение лишь в более узкой, специальной области — там, где они касаются соблюдения прав человека и гражданина (п. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ)7. Таким образом, установив логическую связь толкуемой нормы с положениями международного и конституционного права и разграничив область действия обычных и договорных норм, мы выявили ее настоящее логическое содержание. Другой прием логического примирения двух коллизионных норм состоит в том, что одну из них мы считаем общим

правилом, а другую — исключением из него. Так, различного рода иммунитеты и привилегии в уголовном процессе логически несовместимы с принципом равенства граждан перед законом и судом, если не предположить, что они являются исключением, изъятием из общего правила, имеющим достаточное основание в иных принципах (международного сотрудничества, независимости судей, разделения властей и т. д.).

Принципы уголовного процесса не должны противоречить не только его целям, но и другим принципам. В случаях же, когда такое противоречие имеется, закон устанавливает соответствующие ограничения в действии этого принципа. Так, существуют многочисленные изъятия из принципа гласности, вызванные действием других, более важных принципов (неприкосновенность личной жизни, личная безопасность и т. п.). Принцип состязательности в существующей ныне форме слабо согласуется с некоторыми из принципов, прежде всего с принципом оценки доказательств и принятия решений по внутреннему убеждению судьи и даже с принципом осуществления правосудия только судом.

Примечания

2Макаров, Ю. Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел. М. : Проспект, 2011. С. 118.

3 Репрессивно-трусливое поведение // Нов. адвокат. газ. 2010. № 7. С. 10 (Автор статьи пожелал остаться неизвестным.)

4 Кобликов, А. С. Законность — конституционный принцип советского уголовного судопроизводства. М., 1979. С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд). СПб. : Юрид. центр Пресс, 2008. С. 356.

7 Смирнов, А. В. Толкование норм права : учеб.-практ. пособие / А. В. Смирнов, А. Г. Манукян. М. : Проспект, 2008. С. 34.

⇐ ПредыдущаяСтр 60 из 84

  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. II. По регулированию скорости выходного звена
  3. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  4. PR: понятие и определение.
  5. А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  6. А) понятие и задачи
  7. АВАРИИ НА АЭС И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
  8. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
  9. Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  10. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи

Правовой основой международного механизма реализации материальных норм международного уголовного права является международный уголовный процесс, который представляет собой систему особых процедурных правил по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел в международных судебных и других органах о преступлениях, предусмотренных в их учредительных документах. По своей юридической природе международный уголовный процесс является составной частью международного процесса в целом и институтом международного уголовного права1.

Сторонники разработки и совершенствования этого института не без оснований доказывают, что развязывание и ведение агрессивных войн и совершение других преступлений нельзя предупредить только принятием бесчисленных международных договоров и деятельностью международных организаций. Поэтому в миссии поддержания международного мира и правопорядка достойное место должны занять международное правосудие, эффективная правовая помощь по уголовным делам и другие виды сотрудничества государств в сфере борьбы с международной преступностью путем судебного преследования индивидов, посягающих на международный правопорядок. Как внутригосударственная правоохранительная система является одним из главных орудий обуздания агрессивных, индивидуалистических черт личности антиобщественно настроенных лиц и других правонарушителей, так и международный уголовный процесс от возбуждения дела до вынесения и исполнения приговора должен стать эффективным средством подавления агрессивных, националистических, эгоистических криминальных проявлений со стороны руководителей отдельных государств и исполнителей их преступных приказов.

Среди источников Международного уголовного процесса в первую очередь следует назвать Устав Нюрнбергского военного трибунала 1945 г., Устав Токийского международного военного трибунала 1946 г. и их регламенты. В деле становления международного правосудия, правового регулирования основных стадий международного уголовного процесса и эффективности приведенных в исполнение приговоров этих Международных трибуналов их значение просто неоценимо.

Первоначально страны антигитлеровской коалиции были склонны к казни руководителей Германского государства и главных военных преступников на месте их задержания без всякого суда. Других военных преступников планировалось направлять на работы по возмещению материального ущерба, причиненного государствам в ходе войны. Однако после окончания войны 8 августа 1945 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили Соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси. Неотъемлемой частью этого международного договора является Устав Международного военного трибунала (МВТ), основная часть норм которого являются процессуальными. На совместном заседании судей и обвинителей были приняты Правила процедуры и доказывания, в которых детализировался весь комплекс правил международного уголовного процесса.

В соответствии с названными источниками МВТ состоял из 4 судей и 4 заместителей — по одному от государств-участников. Для кворума необходимо было присутствие 4 судей или их заместителей. Признание виновности и назначение уголовного наказания могло выноситься большинством не менее 3 судей.

При МВТ создавался Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников в составе 4 главных обвинителей. Приговор приводился в исполнение по приказу Контрольного совета по Германии, который мог смягчить наказание, изменить его, не повышая санкции.

Авторы проектов Устава и Правил процедур и доказывания встретили большие трудности, связанные с преодолением коллизий общего, континентального, английского и американского уголовных процессов. Компромиссы привели к тому, что в процесс судебного разбирательства были внесены элементы состязательности и укреплена его доказательственная сторона. Было принято решение, что обвинительный акт будет содержать в себе больше сведений, чем это могло быть в американском суде, и даст подсудимым значительно меньше информации, чем они получили бы в судах СССР, Франции или Германии.

В связи с определением роли судей и обвинителей было принято предложение СССР о том, что основную роль в изложении обстоятельств дела играли судьи. Они определяют круг свидетелей, относимость документов к доказательствам, ведут допросы свидетелей, потерпевших и других лиц. Однако в этом отношении пошли по пути, намеченному общим правом. То есть проведение допроса свидетелей было почти полностью предоставлено участвующим в деле адвокатам, а судьи не играли той роли судебных следователей, которую они обычно играют на континенте. Предварительный допрос подсудимых по обстоятельствам, относящимся к их собственной роли в совершении преступления, производился под присягой, после чего они подвергались перекрестному допросу, как это принято в англо-американской процедуре судопроизводства.

Устав предусматривал возможность рассмотрения дела в отсутствие подсудимого, заочно, «если он не был обнаружен или если Трибунал по каким-либо причинам сочтет необходимым в интересах правосудия провести слушание дела в его отсутствие» (ст. 13). На Нюрнбергском процессе подсудимый Борман был приговорен к смертной казни заочно.

В ст. 16 Устава МВТ указан ряд процессуальных норм, гарантирующих подсудимым справедливое судебное разбирательство. Среди них -права иметь адвоката, предоставлять суду доказательства в свою защиту, подвергать перекрестному допросу любых свидетелей, вызванных в суд обвинением, вызывать в суд свидетелей и задавать им вопросы, требовать представления документов и других доказательств.

С процессуальной точки зрения Устав Токийского МВТ и Правила его процедуры были аналогичны Нюрнбергскому. Их международная процессуальная деятельность базировалась на общих принципах сотрудничества государств и их солидарности в борьбе с международными преступлениями, принципах международной законности, демократизма и справедливости.

Уставные нормы международного уголовного процесса впервые отрегулировали целый комплекс вопросов. Среди них:

организация международных военных трибуналов, назначение судей, обвинителей, их привилегии и иммунитеты;

права и обязанности судей, обвинителей, лиц, производящих предварительное расследование, обвиняемых, подсудимых, адвокатов, потерпевших, свидетелей, экспертов и других участников процесса;

порядок задержания, ареста и содержания под стражей военных преступников на разных стадиях уголовного процесса и после вынесения приговора;

допустимость доказательств, порядок их собирания и документального процессуального оформления;

основные гарантии предоставления обвиняемым и подсудимым права на защиту;

процедура голосования судей при вынесении различных решений, а также при постановлении приговора, его структура, возможность и установленный порядок обжалования.

Нормы Уставов МВТ сыграли решающее значение в послевоенном становлении и совершенствовании международного уголовного процесса. Они не утратили своей юридической ценности и в настоящее время, поэтому с успехом были использованы для создания и принятия Советом Безопасности ООН Устава Международного трибунала по Югославии и Устава Международного трибунала по Руанде и соответствующих Правил процедуры и доказывания. Несмотря на очевидное сходство процессуальных норм, новые Международные трибуналы существенно отличаются по способам формирования, составу судей и компетенции. Так, они состоят из 11 судей, входящих в Судебную и Апелляционную камеры, обвинителя и секретариата, обслуживающего камеры и обвинителя. Юрисдикция этих трибуналов распространяется только на физических лиц и в отношении конкретных преступлений, перечисленных в Уставах. Судьям предоставлено право принимать Правила процедуры и доказывания при производстве досудебного разбирательства дела и разрешения других процессуальных вопросов.

Уставы запрещают национальным судам повторно предавать суду преступников, которые уже были судимы Международным трибуналом за эти же деяния. Однако лицо, которое было осуждено национальным судом за указанные в Уставе преступления, может быть повторно судимо Международным трибуналом в двух случаях:

1) если деяние, за которое оно было осуждено, было квалифицировано как обычное преступление, а не по Уставу;

2) если судебное разбирательство в национальном суде не было беспристрастным и независимым. Оно предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности, или же его дело не было расследовано обстоятельным образом.

При назначении наказания в таких случаях Международный трибунал принимает во внимание степень отбытия наказания, определенного национальным судом за совершение того же деяния (ст. 10 Устава по Югославии).

В отличие от судей МВТ судьи рассматриваемых Международных трибуналов избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности списка сроком на 4 года. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью и удовлетворять другим требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При этом учитывается их опыт и компетентность в области международного права, в том числе и международного уголовного права и норм в области защиты прав человека.

Обвинитель назначается Советом Безопасности ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН сроком на 4 года. Кроме перечисленных требований, он должен обладать наивысшим уровнем профессиональной компетенции и опытом в расследовании и обвинении по уголовным делам. По своему служебному положению он приравнивается к заместителю Генерального секретаря ООН. Приняв решение о начале расследования, обвинитель вправе допрашивать подозреваемых, жертв, свидетелей, собирать доказательства и проводить расследование на месте. Собрав необходимые доказательства, обвинитель составляет обвинительное заключение, где кратко излагаются факты и преступление, в котором обвиняется конкретное лицо в соответствии с Уставом. После этого обвинительное заключение направляется судье Судебной камеры, который может его утвердить или отклонить. В случае утверждения судья вправе отдать приказ и выдать ордер на арест, задержание, выдачу, передачу лиц и отдать иные распоряжения, которые могут быть необходимы для проведения судебного разбирательства.

Судебный процесс осуществляет Судебная камера в составе 3 судей. Вначале оглашается обвинительное заключение одним из судей. Обвиняемому разъясняются его права, подтверждается, что он понимает содержание обвинительного заключения, после чего ему предлагается сделать заявление. Только после этого назначается дата судебного разбирательства.

До вынесения обвинительного приговора обвиняемый считается невиновным. При этом ему гарантированы следующие права:

быть своевременно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявленного ему обвинения;

иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и встречаться с выбранным им защитником;

быть судимым без неопределенной задержки и в его присутствии, защищать себя лично и через защитника, которого он может выбрать сам. В случае необходимости защитник ему назначается бесплатно;

допрашивать свидетелей, показывающих против него, вызывать других свидетелей и допрашивать на тех же условиях, какие установлены для свидетелей, показывающих против него;

пользоваться бесплатной помощью переводчика и не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

Приговор выносится большинством судей Судебной палаты и оглашается публично. К нему прилагаются особые мнения судей. Осужденный или обвинитель вправе обжаловать приговор в Апелляционную камеру, состоящую из 5 судей. Основанием для этого являются ошибки в вопросе права, в результате которых принято решение, либо ошибки в вопросе факта, приведшей к вынесению неправосудного решения.

При вновь открывшихся обстоятельствах, имеющих решающее значение для вынесения приговора, осужденный или обвинитель могут обратиться в Международный трибунал с ходатайством о пересмотре вынесенного решения.

Назначенное Трибуналом наказание в виде тюремного заключения отбывается осужденным в государстве, определенном приговором с применением уголовно-исполнительного законодательства этой страны. Исходя из интересов правосудия и общих принципов права к осужденному могут быть применены помилование или смягчение наказания. Об этом государство уведомляет в установленном порядке Международный трибунал, который и принимает окончательное решение по этому вопросу.

Устав международного уголовного суда также состоит в основном из процессуальных норм и содержит такие разделы, как «Состав и управление делами суда», «Расследование и уголовное преследование», «Судебное разбирательство», «Обжалование и пересмотр решений суда», «Международное сотрудничество и судебная помощь», а также «Исполнение приговора».

Из Проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в этот Устав включены процессуальные нормы о выдаче преступников, о праве обвиняемого быть судимым без неопределенной задержки, об ответственности начальников за действия их подчиненных, юридической оценке приказов начальников и предписаний законов, основаниях исключения и освобождения от уголовной ответственности за военные преступления и т.п.

Нормы международного уголовного процесса содержатся, кроме этого, в многочисленных конвенциях, устанавливающих преступность и наказуемость деяний, а также и в других международных договорах. Возьмем, к примеру, Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Ее процессуальные нормы не только регулируют сотрудничество государств, но и устанавливают свою юрисдикцию в случаях, когда правонарушение совершено на его территории, на борту судна, несущего его флаг, или воздушного судна, зарегистрированного по его законам, либо правонарушение совершено его гражданином (ст. 4). Детально регулируются порядок выдачи преступников (ст. 6), взаимная юридическая помощь государств в сборе доказательств наркопреступлений, ознакомления с материалами судебного разбирательства, производства обысков и арестов подозреваемых, обследований предметов на месте, предоставления информации и доказательственных предметов, оригиналов или заверенных копий документов, определения и выявления доходов, собственности, средств или других вещей для доказательственных целей (ст. 7).

В Международной конвенции по борьбе с захватом заложников 1979 г. установлена универсальная юрисдикция государств в целях обеспечения неотвратимости уголовного наказания лиц, совершивших захват заложников. При этом ст. 8 гарантирует им справедливое обращение на всех стадиях процесса.

В договорах о правовой помощи государств по уголовным делам, кроме этого, детально регулируются основания и порядок выдачи преступников (обязанность выдачи, случаи отказа от выдачи, оформление и представление требования о выдаче, отсрочка выдачи, порядок ареста, передачи, транзитной перевозки и т.п.); порядок рассмотрения уголовных дел, подсудных судам двух и более государств, порядок передачи документов, предметов и других вещественных доказательств, уведомление о вынесенных судами обвинительных приговоров в отношении граждан других стран, передача сведений о судимости, порядок сношений по вопросам уголовного преследования и др.

Юридическим основанием для оказания правовой помощи является Поручение об оказании правовой помощи или Поручение об осуществлении уголовного преследования, форма и содержание которых подробно регламентируются процессуальными нормами таких договоров.

Нормы международного уголовного процесса, связанные с раскрытием и расследованием преступлений, содержатся, кроме этого, в Уставе Международной организации уголовной полиции (Интерпола), положениях и других актах о национальных центральных бюро (НЦБ) Интерпола в государствах — участниках и др.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 25; Нарушение авторских прав

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Понятие, задачи и значение международной правовой помощи по уголовным делам

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства предполагает взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в соответствии с многосторонними и двухсторонними международными договорами.

Направления международного сотрудничества:

  • • оказание международной правовой помощи по уголовным делам;
  • • участие в подготовке международных договоров;
  • • оказание содействия в подготовке и проведении международных правовых конференций;
  • • обмен опытом деятельности правоохранительных органов;
  • • участие представителей правоохранительных органов в международных организациях;
  • • участие в международных миротворческих операциях и др.

Международная правовая помощь по уголовным делам — это регламентированная международными договорами, а также национальным законодательством государств или осуществляемая на основе принципа взаимности деятельность компетентных органов и должностных лиц по оказанию содействия в собирании доказательств на территории иностранного государства, производстве иных процессуальных действий, вызове участников уголовного судопроизводства, находящихся на территории иностранного государства, продолжении уголовного преследования и выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Международная правовая помощь служит задачам раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, изобличения виновных, возмещения причиненного ущерба, отправления правосудия. Названные задачи вполне согласуются с назначением уголовного судопроизводства по российскому уголовно-процессуальному законодательству.

Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи

Основанием для оказания правовой помощи является международный договор. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как межотраслевой правовой институт регулируется нормами уголовно-процессуального, уголовного и международного права. При оказании международной правовой помощи важно определить правовую основу для обращения одного государства (запрашивающей стороны) к другому (запрашиваемой стороне) с просьбой (запросом, поручением, ходатайством, письмом) об оказании содействия при расследовании и разрешении уголовных дел в суде, исполнении приговора.

К правовой основе взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства следует, кроме того, отнести УК (ст. 13 и ч. 4 ст. 72), а также иные федеральные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты по отдельным вопросам международного сотрудничества.

Международная правовая помощь регламентируется соответствующим международным договором. Если оказание того или иного вида правовой помощи договором не предусмотрено, исполнение запроса возможно на основе принципа взаимности, обязательным условием реализации последнего является обязательство запрашивающей стороны об оказании правовой помощи в интересах запрашиваемой стороны.

Порядок применения международных договоров РФ предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой, а также от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Перечислим некоторые из важнейших многосторонних договоров:

  • 1) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом о правовой помощи 1959 г. (далее — Европейская конвенция), ратифицирована Россией в 2000 г. Участниками названной конвенции являются 41 государство — члены Совета Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания. Литва, Латвия, Швейцария, Эстония и др.);
  • 2) Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг., ратифицирована в 1999 г.;
  • 3) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
  • 4) Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., ратифицирована Россией в 2000 г.;
  • 5) Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;
  • 6) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.;
  • 7) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая государствами — членами СНГ в 1993 г., с дополнительным протоколом 1997 г. (далее — Минская конвенция).

Многосторонними договорами установлены основания, объем и порядок оказания международной правовой помощи (форма запроса, субъекты его направления и исполнения, сроки исполнения, основания и условия отказа в исполнении запроса и т.п.). Двусторонние договоры о взаимной правовой помощи заключаются в целях развития и конкретизации тех предложений, которые являются основными положениями многосторонних международных договоров. Россия является субъектом более 40 двусторонних соглашений. В их числе договоры с Польшей, Румынией, Албанией, Монголией, Грецией, Кипром, Индией, США, Италией и другими государствами.

Межправительственные соглашения заключены по отдельным вопросам оказания правовой помощи в целях объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, террористическими актами и другим направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью. Российская Федерации является участницей ряда соглашений, заключенных международными организациями, которые принимаются на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООП от 14 декабря 1990 г. о взаимной помощи в области уголовного правосудия и протокола к ней.

Оперативное уголовное преследование лиц, объявленных в международный розыск, получение информации о розыске иных лиц, предметов, документов, транспорта; установление местонахождения юридических лиц и сведений о них, проверка лиц по дактилоскопическим учетам и получение любой другой справочной информации осуществляется также по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпола). Участниками международной организации уголовной полиции являются 180 государств. На основании Указа Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 (в ред. от 27.10.2011) «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» представительным органом России в Интерполе является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ). В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» НЦБ входит в структуру центрального аппарата МВД России.

В системе источников регулирования международной правовой помощи приоритет имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, независимо от того, приняты эти законы до заключения договора или после его (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Если имеет место конкуренция многосторонних и двусторонних договоров, то приоритетными признаются положения многостороннего договора.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дается понятие принципа международного права; определяется, что следует понимать под общепризнанной нормой международного права; указывается, в каких случаях международный договор применяется непосредственно; разъясняется, в каких случаях неправильное применение нормы международного права может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Рассматриваются и другие важнейшие для правоприменения вопросы.

Добавить комментарий