Межправительственная океанографическая комиссия

Решение о создании Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО было принято в 1960 г. в результате нарастающего внимания международного сообщества к проблемам сохранения и рационального использования ресурсов Мирового океана. В рамках ЮНЕСКО Комиссия является органом с функциональной автономией, а ее Исполнительный секретарь имеет статус заместителя Генерального директора ЮНЕСКО. С 2015 г. этот пост занимает российский представитель В.Э.Рябинин.

В рамках МОК созданы региональные координирующие органы почти по всем районам Мирового океана, включая дальневосточные моря России, Черное и Каспийское моря. В 1992 г. в России был создан Национальный океанографический комитет, который в 2006 г. был преобразован в Межведомственную национальную океанографическую комиссию (МНОК).

МНОК обеспечивает реализацию политики Российской Федерации по вопросам международного научно-технического сотрудничества в изучении Мирового океана, в том числе координацию участия заинтересованных российских министерств, ведомств и научных организаций в программной деятельности МОК.

ЮНЕСКО: деятельность Межправительственной океанографической комиссии.

ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Организация была создана 16 ноября 1945г. и ее штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В состав организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.

Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945г. и вступил в силу 4 ноября 1946г. после сдачи на хранение актов о его принятии двадцатью подписавшими его государствами. В настоящее время членами Организации является 191 государство.

Основная задача ЮНЕСКО – «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии».

Деятельность ЮНЕСКО осуществляется по нескольким основным направлениям:

  • Исследования по вопросам перспективных форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в завтрашнем мире. Особое внимание уделяется экологии и образованию.

  • Обмен знаниями, полученными на основе научных исследований.

  • Нормотворческая деятельность — подготовка и принятие международных актов и обязательных для исполнения рекомендаций странам, входящим в Организацию.

  • Предоставление услуг экспертов государствам-членам для определения наилучшей политики их развития.

ЮНЕСКО поддерживает тесные связи с ООН и ее специализированными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями (ОЭСР, ОБСЕ, OAT, OAE и др.). С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 наиболее авторитетных международных неправительственных, образовательных, научных, культурных, молодежных, женских, религиозных и других организаций.

Основой бюджета Организации являются членские взносы стран-участниц. Размер взноса каждого государства определяется специальным комитетом на основании сравнения статистических показателей развития стран. Вклад России составляет около 8% бюджета, Канады — 4%, Германии — 13%. Минимальный взнос для любой страны — 0,001%.

Согласно ст.3 Устава ЮНЕСКО состоит из трех основных органов: Генеральной конференции, Исполнительного совета и Секретариата.

Генеральная конференция является высшим и наиболее представительным органом ЮНЕСКО и состоит из полномочных делегаций всех государств-членов. Собираясь на очередные сессии раз в два года, Генеральная конференция определяет общие направления деятельности организации, утверждает двухгодичную программу и бюджет, а также среднесрочную (шестилетнюю) стратегию, принимает в организацию новые государства-члены, избирает Генерального директора, государства-члены Исполнительного совета и состав межправительственных комитетов, одобряет международно-правовые акты в сфере своей компетенции.

В период между сессиями Генеральной конференции основным руководящим органом ЮНЕСКО является Исполнительный совет, состоящий из представителей 58 государств-членов. Он собирается на очередные сессии два раза в год (весной и осенью). Исполнительный совет подготавливает повестку дня Генеральной конференции, рассматривает программу работы Организации и относящиеся к ней бюджетные сметы, представляет Генеральной конференции рекомендации относительно приема в Организацию новых членов.

Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат, штаб-квартира которого расположена в Париже. Секретариат состоит из Генерального директора и его персонала. В нем работают сотрудники из более чем 130 государств-членов ЮНЕСКО. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией по представлении Исполнительным советом кандидата на шестилетний срок и может быть назначен на второй шестилетний срок. Генеральный директор — главное должностное лицо Организации.

Среди программ ЮНЕСКО в области естественных наук находится и программа МОК.

Своеобразие положения МОК заключается в том, что она учреждена в соответствии с решением XI Генеральной конференции 1960г. в качестве органа с функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО. Целью МОК является содействие развитию морских научных исследований и соответствующих океанографических служб для большего познания природы и ресурсов океана. МОК стремится сотрудничать со всеми международными организациями, заинтересованными в ее работе. МОК может выступать как объединенный специализированный механизм организаций системы ООН, которые договорились использовать ее для выполнения некоторых из их обязанностей в области морских наук и океанографических служб.

К функциям МОК можно отнести: определение проблем, решение которых требует международного сотрудничества в области научного исследования океанов; развитие, рекомендации и координация международных программ в этой области; содействие обмену океанографическими данными; развитие, планирование и координация системы мониторинга и наблюдения за свойствами и качеством морской среды; поощрение, рекомендации и координация в сотрудничестве с международными организациями разработки стандартов, справочных материалов и номенклатуры для использования в морских науках и соответствующих океанографических службах.

Деятельность ЮНЕСКО в рамках Межправительственной океанографической комиссии направлена на:

  • углубление научных знаний и понимания океанических и прибрежных процессов в целях оказания государствам-членам помощи в разработке и осуществлении устойчивой политики в отношении океанов и прибрежных зон посредством организации и координации крупных научных программ, отвечающих положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982г., главы 17 Повестки дня на ХХI век, Барбадосского плана действий для малых островных развивающихся государств, Плана выполнения решений ВВУР, глобальных конвенций об изменении климата и о биологическом разнообразии, соответствующих целей в области развития на пороге тысячелетия и региональных конвенций и программ;

  • организацию сбора данных наблюдений за океаном и прибрежной зоной, моделирование и подготовку прогнозов, необходимых для управления и устойчивого развития в открытом океане и прибрежных зонах и внутренних районах, в особенности путем развертывания Глобальной системы наблюдений за океаном и осуществления связанных с ней пилотных проектов и региональных компонентов, а также путем наращивания потенциала развивающихся стран и их всестороннего участия в соответствующей деятельности;

  • дальнейшее наращивание потенциала государств-членов в области использования океанических данных, в частности через систему Международного обмена океанографическими данными и информацией (МООД), путем развития «Сетей океанических данных и информации» (ОДИН) в различных регионах мира, в соответствии с существующими конвенциями ООН и подходами ЮНЕСКО к данным и информации;

  • деятельность в ответ на содержащийся в Плане выполнения решений ВВУР призыв к МОК оказать государствам-членам МОК поддержку в деле развития потенциалов постоянного характера в области наук об океане, океанических служб и наблюдений, в частности в рамках инициативы ВВУР, касающейся партнерства по океанской проблематике, в качестве одного из участников которых указана МОК.

Членом МОК может стать любое государство-член любой из организаций системы ООН путем уведомления Генерального директора ЮНЕСКО либо непосредственно, либо через исполнительного главу любой организации системы ООН.

МОК состоит из Ассамблеи, Исполнительного совета, избираемого Ассамблеей, Секретариата и таких вспомогательных органов, которые могут быть ею созданы. С учетом правил о персонале ЮНЕСКО Секретариат состоит из секретаря, назначаемого Генеральным директором ЮНЕСКО, а также из сотрудников, рекомендованных ООН, ФАО, ИМО и другими организациями системы ООН. МОК регулярно готовит доклады о своей деятельности, которые представляются на рассмотрение Генеральной конференции ЮНЕСКО. МОК действует на основании Устава, изменения в который могут вноситься Генеральной конференцией ЮНЕСКО с учетом рекомендаций МОК. Списки экспертов (арбитров) в области морских научных исследований в соответствии с Приложением VIII к Конвенции ООН 1982 г. составляются и ведутся МОК.

Национальный океанографический комитет Российской Федерации (МОК России) был создан в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1992 г. №771. Этим постановлением на МОК России возложена ответственность за проведение политики Российской Федерации по вопросам международного научно-технического сотрудничества в изучении Мирового океана и его ресурсов и координацию участия министерств, ведомств, организаций и учреждений в деятельности Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО.

Программы МОК направлены на решение проблем, связанных с прогнозом изменений климата, на изучение живых и неживых ресурсов Мирового океана, комплексное освоение прибрежной зоны, защиту морской среды от загрязнения, создание глобальной системы наблюдений за океаном, глобального картирования мирового океана. Эта программа представляет для России значительный интерес. Среди российских партнеров программы — Минпромнауки, Росгидромет, Минтранс, Минобороны, РАН и др.

За прошедшие годы значительно возросла роль МОК в решении глобальных и региональных проблем, связанных с Мировым океаном. Членами МОК являются 128 государств. МОК признана органом с функциональной автономией и «флагманской» программой ЮНЕСКО. Статус Исполнительного секретаря МОК повышен до уровня заместителя Генерального директора ЮНЕСКО. МОК признана в качестве ключевой организации системы ООН в области морских наук и служб.

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию): деятельность Комитета по судоходству.

ЮНКТАД (UNCTAD – сокращенно от United Nations Conference on Trade and Development) впервые была проведена в 1964г. по инициативе Генеральной Ассамблеи с целью обеспечения реорганизации международной торгов ли в интересах развивающихся стран.

Конференция приобрела статус особого учреждения Генеральной Ассамблеи и представляет доклады Генеральной Ассамблеи через Экономический и социальный совет. Деятельность ЮНКТАД направлена на установление честных и стабильных цен на основные виды сырья, создание благоприятных условий для торговли и развития, в частности обеспечение доступа развивающимся странам на рынки развитых стран.

Штаб-квартира и секретариат находятся в Женеве, ими управляют Конференция, которая проводится каждые четыре года государствами-членами, а также Совет по торговле и развитию. Совет состоит из 121 представителя, избираемого Конференцией, и созывается каждый год. В него входят семь основных комитетов: Комитеты по судоходству, производству и товарам; Комитет по невидимым статьям платежного баланса и финансированию в торговле; Комитет по экономическому сотрудничеству среди развивающихся стран; Комитет по передаче технологий; специализированный Комитет по преференциям, а также различные подкомитеты, рабочие группы и ad hoc экспертные комитеты.

Комитет по судоходству Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – международный орган, в который входят государства, представляющие различные социально-экономические системы и основные географические регионы. Полномочия Комитета определены резолюцией 12 (1) по вопросам торговли и развития ЮНКТАД, принятой 29 апреля 1965г.

Основная цель Комитета – содействие взаимопониманию и сотрудничеству государств в области морских перевозок, согласование судоходной политики правительств и региональных групп государств, изучение и разработка мер по решению проблем международных морских перевозок, требующих межправительственного сотрудничества. Комитет работает главным образом над созданием таких условий для международного судоходства, при которых оно могло бы наиболее эффективно способствовать росту мировой торговли, особенно развивающихся государств.

ИНМАРСАТ (Международная организация морской спутниковой связи).

Международная организация подвижной спутниковой связи. Организация была создана на базе Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) путем внесения соответствующих изменений в Конвенцию об ИНМАРСАТ 1976г., произведенных на 12-й сессии Ассамблеи ИНМАРСАТ 24 апреля 1998г. Штаб-квартира Организации расположена в Лондоне. Изменения были вызваны тем, что Организация добавила к ее изначальной цели обеспечение воздушной и сухопутной подвижных спутниковых служб, включая воздушную спутниковую связь для организации воздушного движения и управления эксплуатацией воздушных судов. Своеобразие Организации заключается в том, что она обеспечивает соблюдение Компанией (юридическим лицом или лицами, учрежденными в соответствии с национальным законодательством, с помощью которых эксплуатируется спутниковая система связи «Инмарсат») непрерывного функционирования глобальных служб морской спутниковой связи при наступлении бедствия, в особенности в тех случаях, которые указаны в Конвенции СОЛАС-74, а также в Регламенте радиосвязи. Организация с одобрения Ассамблеи заключает Соглашение об общественных службах связи с Компанией и осуществляет такие другие договоренности, которые могут оказаться необходимыми для того, чтобы позволить Организации осуществлять надзор и обеспечивать соблюдение Компанией основных целей Конвенции.

Органами Организации являются Ассамблея и Секретариат, возглавляемый Директором.

Ассамблея состоит из всех сторон-участников Конвенции и созывается один раз в два года. Все стороны имеют право присутствовать на заседаниях Ассамблеи и участвовать в них независимо от места их проведения. Каждая сторона имеет один голос.

В функции Ассамблеи входят рассмотрение и пересмотр целей, общей политики и долгосрочных задач Организации и деятельности Компании; принятие любых мер или процедур, необходимых для обеспечения соблюдения Компанией основных принципов; принятие решений о вопросах, касающихся официальных отношений Организации с государствами независимо от того, являются ли они сторонами или нет, и международными организациями; назначение и увольнение Директора.

Компания обеспечивает оплату расходов, связанных с учреждением и работой Секретариата, проведением сессий Ассамблеи, реализацией любых мер, предпринятых Организацией для соблюдения Компанией основных принципов.

Стороны не несут материальной ответственности за действия и по обязательствам Организации или Компании, за исключением ответственности перед несторонами либо физическими или юридическими лицами, которых они могут представлять, поскольку такая ответственность может вытекать из договоров, действующих между стороной и соответствующей нестороной.

Организация сотрудничает с ООН и ее органами, занимающимися вопросами мирного использования космического пространства и Мирового океана, с ее специализированными учреждениями, в первую очередь с ИМО, а также с другими международными организациями по вопросам, представляющим общий интерес.

Семинар

1.Последние международные договоры, заключенные в рамках ИМО.

Кейс-стади

1. В 1999 году в территориальных водах Финляндии было обнаружено затонувшее еще в конце XVIII века судно «;Фрау Мария»;, которое везло по заказу Екатерины II закупленные на аукционе в Голландии картины, бронзовые скульптуры, серебряные и золотые украшения для Эрмитажа. Кому принадлежат морские сокровища? Какие вопросы решает Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 года, а какие остаются не решенными?

Тема VI. Мирное разрешение международных морских споров

Лекция9

Сферы возникновения международных морских споров. Международные судебные учреждения, вовлеченные в разрешение международных морских споров: арбитраж, Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву.

Международный морской спор представляет собой объективно существующее столкновение интересов между субъектами международного права в связи с использованием Мирового океана, выражающееся в действиях, имеющих юридическое значение для сторон. Поскольку вопросы использования и освоения пространств и ресурсов Мирового океана носят всемирный характер, поэтому любые действия государств в Мировом океане без учета интересов других субъектов международного права могут нанести ущерб интересам всего международного сообщества.

В целом выделяют такие категории морских споров как: споры в отношении делимитации морских пространств; в связи с защитой и сохранением морской среды; связанные с арестом и задержанием морских судов; возникающие в сфере торгового мореплавания.

Идея создания обязательной системы урегулирования морских споров, обеспечивающей их окончательное разрешение, и была положена в основу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предусматривающей многоступенчатую гибкую систему с широким арсеналом средств мирного разрешения споров.

Принцип мирного разрешения международных споров, возникающих при использовании морских пространств и ресурсов, имеет важное политико-правовое значение в регулировании межгосударственных отношений в такой бурно развивающейся сфере деятельности государств, как освоение и использование Мирового океана. Предупреждение разногласий и их своевременное устранение первостепенная задача международного морского права10. Целый ряд положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. направлен на предотвращение разногласий и конфликтов.

При этом, не подрывая существующей системы мирного урегулирования международных споров, Конвенция 1982 г. сохраняет возможность обращения к любым средствам, указанным в ст. 33 Устава ООН, а также в региональных или двусторонних соглашениях (ст. ст. 279, 282). Ст. 280 Конвенции устанавливает, что никакие средства, закрепленные частью XV Конвенции, не затрагивают права любых государств — участников в любое время договориться об урегулировании своих споров, касающихся толкования или применения настоящей Конвенции, любыми мирными средствами по их выбору. Особенностью Конвенции 1982 г. является ее функциональная специализация, т.е. учет особенностей различных категорий споров, возникающих в ходе морской деятельности. Так, Конвенция 1982 г. регламентирует порядок разрешения споров, связанных не только с применением и толкованием самой Конвенции, но и любого другого международного соглашения, связанного с Конвенцией 1982 г., а также отдельных категорий морских споров, таких как: в связи с делимитацией морских пространств (ст. ст. 74, 83); в связи с защитой и сохранением морской среды (ст. ст. 200, 201, 235); в связи с научно-исследовательской деятельностью (ст. 265); в связи с арестом и задержанием морских судов (ст. 292). Раздел 5 части XI Конвенции специально посвящен разрешению такой категории морских споров, как споры, касающиеся морского дна. Такие споры обладают определенной спецификой и разрешаются в специально созданном для этих целей органе – Палате по спорам, касающимся морского дна, Трибунала по морскому праву. Урегулированию споров, касающихся толкования или применения Конвенции 1982 г., посвящена часть XV, раздел 5 части XI, и Приложения V – VIII. Раздел 1 части XV Конвенции предусматривает следующие средства разрешения споров:

— переговоры (обмен мнениями) – ст. 283;

— консультации – ст. 142, п. 2 ст. 283; п. 5 ст. 210, п. 5 ст. 5 Приложения III;

— согласительная процедура – ст. 284.

В соответствии со ст. 286 Конвенции – любой спор, если он не был урегулирован путем применения Раздела 1, по требованию любой стороны в споре передается на разрешение в порядке обязательных процедур, предусмотренных в Разделе 2 части XV.

Характерная особенность Конвенции состоит в том, что она требует от каждого государства — участника признания обязательной юрисдикции одной из процедур, влекущих обязательное решение:

— Международного Трибунала по морскому праву;

— Международного Суда ООН;

— Арбитража;

— Специального арбитража.

Если какой-либо участник Конвенции не сделал выбора, то в качестве обязательной процедуры, согласно ст. 287, будет применяться арбитраж. Из этого правила есть одно исключение: право выбора средств не действует в отношении споров, касающихся морского дна. Эти споры разрешаются в рамках Палаты по спорам, касающимся морского дна, Трибунала по морскому праву (ст. 186 – 191 Конвенции).

Государство считается согласившимся на арбитраж, если оно сделало соответствующее письменное заявление об этом при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции 1982 г. (п.1 ст. 287). Если спор, стороной которого является государство — участник Конвенции 1982 г., не предусмотрен заявлением, то государство может урегулировать такой спор только путем арбитража (п. 3 ст. 287). Обязательное арбитражное разбирательство применяется и в том случае, если государства не достигли соглашения по поводу процедуры рассмотрения спора.

Отметим, что Россия при ратификации Конвенцию ООН по морскому праву признала обязательной юрисдикцию Международного трибунала по морскому праву по делам о незамедлительном освобождении задержанных судов, а также юрисдикцию специальных арбитражей, предусмотренных Конвенцией, по спорам о судоходстве, рыболовстве, защите морской среды, морских научных исследованиях. Вследствие этого Россия уже неоднократно принимала участие в разбирательстве в Международном трибунале по морскому праву – и в качестве истца, и в качестве ответчика.

Общий арбитраж применяется для разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции (Приложение VII); специальный арбитраж — для рассмотрения только определенной категории споров (Приложение VIII).

Необходимо отметить, что к настоящему времени завершено формирование общего арбитража, предусмотренного Конвенцией 1982 г., в соответствии с приложением VII. Арбитраж образуется из списка арбитров, находящегося в ведении Генерального секретаря ООН. Любое государство-участник имеет право назначить четырех лиц, каждое из которых должно иметь опыт и пользоваться самой высокой репутацией справедливого, компетентного и честного человека (ст. 2 Приложения VIII). От России назначены известные профессора юристы-международники: В.С. Котляр, К.А.Бекяшев и А.Н. Вылегжанин11. Арбитраж состоит из пяти членов. Арбитраж устанавливает собственную процедуру, если стороны не договорились об ином (ст. 5).

Отметим, что арбитражным трибуналом, сформированным в соответствии с Приложением VII к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., уже рассмотрено пять споров: «О южном голубом тунце» (Австралия и Новая Зеландия против Япония, 2000), «О заводе МОКС» (Ирландия против Великобритании, 2003), «О проливе Джохор» (Малайзия против Сингапур, 2003), «О делимитации исключительной экономической зоны и континентального шельфа» (Барбадос против Тринидад и Тобаго, 2006) и «О делимитации морской границы» (Гайана против Суринам, 2007). Шестое дело было инициировано Бангладеш в декабре 2009 года: делимитация морской границы между Бангладеш и Индией в Бенгальском заливе.

Как отмечает Брехова Н.Н. «Конвенция 1982 г. предусматривает новый способ применения арбитражного разбирательства для разрешения споров в некоторых специальных и технических областях отношений между государствами — специальный арбитраж»12.

Специальный арбитраж в соответствии с Конвенцией 1982 г. носит обязательный характер и установлен для строго определенной категории споров, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, судоходства, включая загрязнения с судов и в результате захоронения отходов (ст. 1 Приложения VIII к Конвенции 1982 г.). Однако специальный арбитраж обладает более широкой компетенцией, выходящей за рамки традиционных арбитражных функций. Он имеет право по просьбе сторон производить расследования, устанавливать факты, вызвавшие спор. По просьбе всех сторон в споре специальный арбитраж может сформулировать рекомендации, которые, не имея силы решения, образуют лишь основу для рассмотрения сторонами вопросов, вызвавших спор (ст. 5 Приложения). Обязательным условием вынесения рекомендаций должно быть наличие соответствующей просьбы всех спорящих сторон. В противном случае установление фактов специальным арбитражем рассматривается как окончательное для сторон.

Специальный арбитраж формируется из списка экспертов, составленного по каждой категории споров, рассматриваемых судом. Каждое государство-участник имеет право выдвинуть в каждый список двух экспертов, являющихся известными и общепризнанными авторитетами в юридических, научных и технических аспектах такого спора и пользующихся самой высокой репутацией справедливых и честных людей. Списки формируются и ведутся международными организациями, соответствующими по профилю каждой категории споров. В области рыболовства — Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО)13; в области защиты и сохранения морской среды — Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП); в области морских научных исследований — Межправительственной океанографической комиссией; в области судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения отходов — Международной морской организацией (ИМО), или в каждом случае — надлежащим вспомогательным органом, которому такая организация, программа или комиссия делегировала свои функции (п. 2 ст. 2 Приложения)14. Порядок судопроизводства и вынесения решений, осуществляемых специальным арбитражем, в целом аналогичен порядку рассмотрения споров другими арбитражными судами.

30.05.2014
В Севастополе пройдет регата «Кубок Крыма-2014»
Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано… 24.10.2013
К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон
Экстренное предупреждение получили в среду Хабаровский край, Курилы, Приморье и… 24.10.2013
Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом
Мурманский областной суд сегодня оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на два месяца последнего из 30 задержанных в сентябре на… 21.10.2013
Первые испытания для участников экспедиции «БИНБАНК. Под крылом чайки»
Еще на Тенерифе участников разделили на 4 команды: «БИН+1», «Команда №1», «Победители» и «Заточенный Якорь». Командам предстоит соревноваться между… 14.10.2013
Стартовала экспедиция «БИНБАНК. Под крылом чайки»
10 октября легендарный барк «Крузенштерн» отчалил от берегов острова Тенерифе, унося на своем борту 20 победителей конкурса «БИНБАНК. Под крылом… Все новости

Добавить комментарий