Милиция в послевоенные годы

УДК 351.74 ББК 67.401

НКВД И МИЛИЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1941-1950 ГГ.)

ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ ИСАКОВ,

доктор юридических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

E-mail: ivm45@mail.ru; ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МЕЛЬНИК, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.01- теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы: реорганизации НКВД и милиции и изменения их функций и задач в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы; комплектования и подготовки кадров в этот период.

Ключевые слова: реорганизация милиции, изменение задач милиции, комплектование милиции, подготовка кадров милиции в военные и послевоенные годы.

Подготовка к переходу НКВД и милиции Советского государства на военное положение началась практически с 1 сентября 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О всеобщей воинской обязанности», которым закреплялся кадровый принцип строительства Вооруженных Сил. Данным Указом на органы милиции возлагался учет военнообязанных и призывников. Во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы для ведения первичного учета военнообязанных и призывников.

В этот же период были приняты меры, способствовавшие усилению службы разыскного собаководства, улучшению обучения проводников служебных собак, повышению их роли в раскрытии преступлений. Значительно повысилась роль научно-технических подразделений.

3 февраля 1941 г. на фоне начавшейся Второй мировой войны Указом ПВС СССР произошло разделение НКВД СССР на два наркомата: НКВД СССР и НКГБ СССР . В это же время были созданы 3-й отдел НКВД (по оперативной работе в войсках НКВД), 1-й спецотдел НКВД (учетно-архивный) и 6-е отделе-

ние НКВД (шифровальная переписка). Новая структура НКВД СССР была объявлена 26 февраля 1941 г.

18 марта 1941 г. было организовано Управление учебными заведениями НКВД СССР .

В связи с угрозой войны на НКВД СССР постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г. было возложено строительство аэродромов для военно-воздушных сил Красной Армии. Для организации этой работы в составе НКВД СССР было создано Главное управление аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР .

В апреле 1941 г. в Главном управлении милиции НКВД СССР был создан отдел по борьбе с бандитизмом, который состоял из пяти отделений: четыре — по зонам СССР, пятое — следственное.

С выходом Указа ПВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» было установлено, что в местностях, объявленных на военном положении, функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передаются военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали, — высшему командованию войсковых

соединений. В соответствии с этим в местностях, объявленных на военном положении, органы внутренних дел переходили в полное подчинение военного командования. В дальнейшем практика свидетельствовала, что воинское командование брало на себя всю полноту власти лишь в исключительных случаях; в основном же все советские органы, в том числе и милиция, выполняли свои функции так же, как и до войны.

В первые дни войны органами государственной власти, НКВД СССР были изданы законодательные акты, директивные материалы, определяющие задачи органов внутренних дел и основные направления их деятельности. 23 июня 1941 г. совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного командования, которая централизовала руководство боевыми операциями Вооруженных Сил. 23 июня 1941 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе», согласно которому во всех прифронтовых республиках и областях страны начиналось формирование истребительных батальонов по 100-200 человек. Их командный состав комплектовался за счет личного состава войск НКВД и органов милиции. Организация, обучение и вооружение личного состава истребительных батальонов возлагались на НКВД СССР.

25 июня 1941 г. СНК СССР было принято решение о возложении на НКВД функции охраны тыла действующей Красной Армии. На базе войск и органов НКВД и советской милиции началось формирование специальных частей и соединений. Для руководства ими впоследствии в составе НКВД СССР было образовано Главное управление войск по охране тыла действующей Красной Армии.

26 июня1941 г. приказом НКВД СССР «О перестройке работы учебных заведений НКВД РСФСР на период военного времени» личный состав учебных заведений европейской части страны направлялся в армию, а учебные заведения расформировывались. По сравнению с довоенным временем количество обучаемых в школах милиции к сентябрю 1941 г. сократилось почти в 2,5 раза . Подготовка в школах сокращалась по времени, осуществлялся переход на ускоренные выпуски, внимание в большей степени уделялось военной подготовке, вводилась жесткая дисциплина.

Для централизации работы по укреплению армии, перестройке тыла 30 июня 1941 г. ПВС СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о создании Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР.

20 июля 1941 г. в соответствии с Указом ПВС СССР НКВД и НКГБ вновь объединились в Народный Комиссариат внутренних дел. При этом в связи с сокращением штатов и начавшейся войной численность центрального аппарата НКВД СССР к концу 1941 г. снизилась до 9000 человек, однако управление органами милиции оставалось централизованным. Высшим органом милиции выступало Главное управление милиции НКВД СССР.

В НКВД союзных, автономных республик функционировали управления милиции, начальники которых являлись заместителями наркомов внутренних дел по милиции. Управления милиции были и в составе УНКВД краев и областей. При городских и районных отделах (отделениях) НКВД имелись отделы (отделения) милиции. Начальники управлений милиции краев и областей являлись заместителями начальников УНКВД, начальники райотделов (отделений) милиции — заместителями начальников РО НКВД.

Основными отделами управлений милиции республик, краев и областей были: политический, уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, оперативный, службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационный, государственной автомобильной инспекции, секретариат.

Железнодорожная милиция включала дорожные, линейные отделы, отделения, линейные пункты.

Для организации охраны лагерей военнопленных в НКВД СССР было создано Главное управление по делам военнопленных и интернированных; для руководства боевой и служебной деятельностью истребительных батальонов — Штаб истребительных батальонов. Такие штабы имелись и в НКВД республик, УНКВД краев и областей .

В августе — декабре 1941 г. произошли следующие изменения в структуре Центрального аппарата НКВД СССР. Было образовано Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР, Отдел спецпереселенцев, расформирован Главгидрострой (и создан Отдел гидротехнических работ), упразднен Моботдел НКВД СССР.

Приказом НКВД СССР № 001613 от 21 ноября 1941 г. было объявлено постановление ГКО № 903сс от 17 ноября 1941 г. о предоставлении Особому совещанию НКВД СССР права назначать меры наказания по возникающим в органах НКВД делам о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР вплоть до расстрела. Это постановление действовало до 1 сентября 1953 г.

Постановлением ГКО СССР от 22 октября 1941 г. во всех крупных городах прифронтовой полосы образовывались городские комитеты обороны, в состав которых входили и начальники местных органов милиции. Эти комитеты, наряду с решением других важнейших вопросов, руководили деятельностью милиции по охране общественного порядка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многочисленные обязанности возлагались на милицию системой местной противовоздушной обороны. Служба охраны общественного порядка в МПВО возглавлялась начальником органа милиции. Ей подчинялись бригады содействия милиции, бойцы звеньев охраны порядка и групп самозащиты, дворники.

В начале 1942 г. в системе подготовки и обучения кадров милиции практически завершился переход на «военные рельсы». Возобновилась профессиональная подготовка низового звена милиции, работа школ и курсов. Из 42 учебных заведений мирного перио-

да работало 18, в которых обучалось 4175 человек .

Аппараты уголовного розыска перестраивали оперативно-разыскную деятельность с учетом тех изменений, которые произошли в военное время. Особое внимание обращалось на выявление вражеской агентуры, дезертиров, распространителей ложных слухов, изъятие оружия у преступного элемента, профилактику преступлений, прежде всего среди несовершеннолетних, налаживание оперативных учетов и укрепление связей с общественностью. Аппараты БХСС главное внимание сосредоточили на усилении охраны народного достояния, нормированных продуктов, на пресечении преступной деятельности расхитителей, спекулянтов, фальшивомонетчиков. Под особый контроль были взяты заготовительные и снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности и торговой сети.

Важные функции, связанные с обороной страны, выполняли паспортные аппараты милиции. Вместе с военными комиссариатами их военно-учетные столы в городских и районных органах милиции проводили огромную работу по мобилизации военнообязанных.

Новой и очень важной задачей советской милиции в годы войны была работа по розыску детей, утерянных родителями при эвакуации и других обстоятельствах военного времени. Данная функция была возложена на органы милиции постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», на основании которого создавались справочные адресные детские столы.

Перелом в ходе Великой Отечественной войны, наметившийся к весне 1943 г., отразился на очередной реорганизации органов внутренних дел. Указом ПВС СССР от 14 апреля 1943 г. из состава НКВД СССР вновь был выделен самостоятельный Наркомат государственной безопасности.

Претерпевала значительные изменения структура Центрального аппарата, было образовано Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей Красной Армии, Управление транспортной милиции ГУМ НКВД СССР, а 15 мая 1943 г. на базе 6-го отдела бывшего Управления особых отделов НКВД СССР -Отдел контрразведки (ОКР) НКВД СССР «Смерш». На базе Управления связи ГУВВ НКВД СССР приказом НКВД СССР № 00970 от 10 июня 1943 г было организовано Управление войск правительственной связи, сформирован Отдел спецлагерей НКВД СССР, Главное управление НКВД СССР по борьбе с бандитизмом (ГУББ НКВД СССР), в составе Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП) НКВД СССР создано Спецметуправле-ние (разведка, добыча и переработка урана). 28 июня 1945 г. Спецметуправление было переименовано в 9-е Управление НКВД СССР, а затем передано в Первое главное управление при СНК СССР для наблюдения за работой Управления специальных объектов НКВД СССР в Крыму (6-й спецотдел НКВД СССР). 28 мар-

та 1945 г. было образовано Управление специальными объектами НКВД в Крыму, а 27 сентября 1945 г. создан Отдел «С» НКВД СССР (добывание и обобщение разведывательных данных по созданию ядерного оружия) для выполнения спецзаданий.

С 1943 г. стало расти количество школ и курсов для подготовки кадров милиции; срок обучения в школах увеличился до одного года. На 1 января 1944 г. работало уже 26 школ, а количество обучаемых возросло до 5475 человек .

Еще в первые дни войны НКВД СССР издал указание перевести охрану лагерей и колоний на военное положение. Количество заключенных в местах лишения свободы было огромно — 2 млн 300 тыс. в начале войны, 2 млн 550 тыс. прибыли за 1941-1944 гг. На 21 декабря 1944 г. в местах лишения свободы страны содержались 1 млн 450 тыс. заключенных. За годы войны НКВД СССР направил в Красную Армию 950 тыс. заключенных для участия в сражениях в качестве бойцов и командиров .

В период Великой Отечественной войны деятельность ИТУ была направлена на решение хозяйственных задач, обеспечение нужд фронта. Предприятия ИТУ добывали полезные ископаемые, выпускали военное обмундирование, боеприпасы. Часть заключенных использовалась на строительстве стратегических оборонных сооружений и коммуникаций. В эти годы НКВД превратился в крупнейшее промышленно-строительное ведомство, которое за 1941-1944 гг. произвело золота — 315 тонн; концентрата олова — 14398 тонн; никеля — 6511 тонн; угля — 8924 тыс. тонн; нефти — 407 тыс. тонн; мин — 30,2 млн штук .

После окончания войны и выхода Указа ПВС СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии» из лагерей и колоний освободились 301450 человек, что составило примерно 20% от общего числа осужденных по состоянию на 1 января 1945 г. . Такая масса бывших осужденных, конечно, повлияла на криминогенную обстановку в стране, для стабилизации которой и дальнейшего поддержания порядка потребовались значительные усилия милиции. Возникла необходимость перестройки работы отдельных структур милиции и внедрения новых подходов к профилактике преступлений.

Несмотря на тяжелые условия, в практической деятельности милиции стали шире применяться научно-технические средства и криминалистические методы, достижения науки и техники. На 1 января 1944 г. в стране уже имелось 2 научно-технических отдела (в Москве и Ленинграде), 18 научно-технических отделений и 37 научно-технических групп. 19 декабря 1945 г. в составе Научно-технического отдела Главного управления милиции НКВД СССР был образован Научно-исследовательский институт криминалистики.

30 декабря 1945 г. по штатам органов НКВД (без войск) числилось 993072, в войсках НКВД СССР -680280 человек.

В июне отдел БХСС ГУМ МВД СССР был преобразован в Управление по борьбе с хищениями со-

циалистической собственности и спекуляцией. В это же время в составе ГУМ был образован Отдел боевой подготовки, а на местах — его низовые звенья.

В послевоенные 1946-1948 гг. наряду с реорганизацией структуры происходила перестройка форм и направлений подготовки кадров милиции всех звеньев с упором на специализацию подготовки. На основании приказа МВД СССР от 8 февраля 1947 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке руководящих и оперативных кадров милиции» межобластные школы были переименованы в школы начальствующего состава со сроком обучения 2 года и с конкретной специализацией. Происходило восстановление неработающих школ. С 1947 г. была внедрена система заочного обучения кадров милиции, а с 1948 г. — очно-заочная . Несмотря на это, большое количество сотрудников не было задействовано в профессиональной подготовке, наблюдался значительный некомплект кадров. Внимание в этот период сосредоточилось на улучшении форм командирской подготовки, которой было охвачено около 77% начсостава и 92% — рядового .

Важной мерой, направленной на усиление борьбы с преступностью, стало образование в феврале 1948 г. в составе ГУМ МВД СССР следственного отдела. Следственные аппараты были созданы также в республиканских, краевых и областных Управлениях Министерства внутренних дел (УМВД). На следственные аппараты возлагалось расследование уголовных дел, возбуждаемых оперативными работниками милиции.

С целью сосредоточения руководства всей политико-воспитательной работой в одних руках в апреле 1949 г. МВД СССР на основе решения ЦК ВКП(б) издало приказ о введении в городских и районных отделах милиции должностей заместителей начальников этих органов по политической части (к 1950 г. в органах милиции действовало уже 215 политорганов, состоящих из политотделов и политчастей).

Практическое решение милицией ответственных задач в борьбе с преступностью требовало дальнейшего укрепления организованности внутри милицейского аппарата, усиления дисциплины среди личного состава. В этих целях в 1948 г. был принят новый Дисциплинарный устав милиции.

Вновь пришедшей в органы милиции молодежи необходимо было дать специальные знания, углубить их политическую подготовку, привить оперативное мастерство, а многим сотрудникам из рядового состава требовалась и солидная общеобразовательная подготовка. С этой целью в органах милиции была создана разветвленная сеть специальных милицейских школ, курсов, вечерних общеобразовательных школ, учебных пунктов.

В октябре 1949 г. для улучшения деятельности милиции, а также для выполнения задач содействия МГБ СССР в реализации репрессивной политики того времени органы милиции были переданы из МВД в министерство государственной безопасности (МГБ) СССР. 23 августа 1950 г. МГБ СССР провело реорганизацию

Главного управления милиции. В составе ГУМ МГБ СССР было образовано три управления:

• управление милицейской службы, на которое возлагалась охрана общественного порядка и общественной безопасности в стране;

• управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;

• управление уголовного сыска для борьбы с бандитизмом, грабежами, убийствами, кражами, разбоями и другими видами уголовных преступлений.

Кроме названных управлений, в ГУМ МГБ СССР были созданы политический отдел, научно-исследовательский институт криминалистики (в качестве самостоятельной структурной единицы при ГУМ) и ряд отделов по видам деятельности милиции.

Соответственно, была введена и новая структура местных органов милиции, упразднялся зональный принцип руководства местными органами сыска как не оправдавший себя, вводился линейный принцип (по видам преступлений). При республиканских, краевых и областных управлениях милиции были образованы учетно-регистрационные отделы, ведавшие милицейской статистикой. С этих мероприятий практически началось преобразование функций и задач НКВД и милиции в целях решения задач мирного времени.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственный архив Российской Федерации.

2. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. № 6.

3. Исаков В.М. Труд осужденных в исправительных учреждениях Советского государства (1917-1990 гг.): Монография. М., 2000.

4. История развития МВД России: Учебно-справочное пособие в схемах и комментариях. М., 2002.

5. КожевинаМ.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991гг.). М., 2005.

6. Органы войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.

7. СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 443; № 97. Ст. 990.

1. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii.

2. Zemskov V.N. GULAG (istoriko-sotsiologicheskii aspekt) // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1991. № 6.

После окончания Великой Отечественной войны развитие системы органов внутренних дел и их организационно-структурные и штатные изменения были связаны со многими факторами, обусловленными, в свою очередь, конкретно-исторической обстановкой. Милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. Во втором полугодии 1945 г. в стране осложнилась и обострилась криминогенная обстановка, одной из причин которой была широкая амнистия в честь победы в войне. И в дальнейшем неоднократные массовые амнистии уголовников приводили к сохранению высокого уровня преступности, что в свою очередь требовало соответствующих мер по укреплению органов милиции и уголовного розыска. Один из ветеранов ярославской милиции Н.К.Зверев так писал об обстановке первых послевоенных лет: «Вскоре стали возвращаться демобилизованные из армии. Уклад жизни, как в армии, так и в тылу, во время войны был подчинен одной задаче — разгрому врага. Для некоторой, пусть и небольшой части нашего воинства, равно как и для некоторой части населения, переход к мирной жизни был тяжелым. Надо было отказаться от многих привычек, простительных во время войны. По демобилизации из армии вернулась и какая-то часть судимых в прошлом, которая стала продолжать свою преступную деятельность. А тут еще неурожайный 1947 год, очереди у магазинов, недостаток питания, и отсюда — множество случаев нарушения правопорядка. Неудивительно, что после войны уголовная преступность возросла. Перед милицией встала задача — в короткий срок сократить преступность, обеспечить жителям городов и сел спокойствие в работе по восстановлению народного хозяйства, нарушенного четырьмя годами тяжелой битвы» (148).

17 января 1946 г. был издан приказ НКВД СССР об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший широкий комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабах всей страны. В приказе говорилось о необходимости повышения качества оперативной работы для предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, недопущения создания преступных группировок. (149).

В июле 1946 г. Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). Предписывалось за счет сокращения технического состава и некоторых иных второстепенных должностей увеличить штаты уголовного розыска, а также вернуть в уголовный розыск из других служб и подразделений оперативников, имеющих опыт работы в розыске.

В июне 1947 г. подобная реорганизация была проведена в отношении аппаратов БХСС. В феврале 1948 г. в составе Главного управления милиции МВД СССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты (150).

Менялась и организация наружной службы. В соответствии с приказом от 17 января 1946 г. за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров. К ночному патрулированию в городах привлекался «офицерский и технический состав милиции», а также комендантские патрули и внутренние войска. За счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты и т.д. (151).

Все эти меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки в стране. В 1947 г. общее число преступлений по сравнению с 1946 г. снизилось на 17% (152). В Ярославской области за это же время уровень преступности понизился на 25,6%, а раскрываемость преступлений увеличилась на 12,2% и составила 93% (153).

Реальные положительные сдвиги в борьбе с преступностью имели своим следствием определенное снижение активности органов милиции в этом направлении. Уже в мае 1948 г. МВД СССР в своей директиве констатировало снижение эффективности борьбы с преступностью, прямо указав, что «в связи с уменьшением уголовной преступности в стране некоторые органы МВД и милиции снизили требовательность к сотрудникам, непосредственно занимающимся борьбой с уголовными преступлениями» (154). В результате во многих местах заметно уменьшилось число предупрежденных преступлений, понизилась раскрываемость.

В октябре 1949 г. решением правительства органы милиции были переданы из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности. Эта реорганизация была связана помимо всего прочего и с тем, чтобы активнее задействовать милицию в условиях волны репрессий, растущей после окончания войны.

В октябре 1952 г. решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе Управления милицейской службы был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах.

В 1953 г. количество преступлений в стране резко возросло, что во многом было результатом амнистии, объявленной после смерти Сталина. 27 августа 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по укреплению общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью», в котором работа милиции признавалась неудовлетворительной. Была поставлена задача укрепления кадров уголовного розыска, улучшения службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы. Об этом же шла речь и в принятом 12 марта 1954 г. постановлении ЦК КПСС «Об основных задачах МВД» (155). Соответствующие мероприятия по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью намечались и проводились местными органами МВД, в том числе и Управлением МВД Ярославской области (док. № 325).

В это время была проведена очередная реорганизация органов внутренних дел. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности, что привело к выводу органов госбезопасности из системы МВД. В рамках объявлявшегося курса на ослабление централизма и расширение прав союзных республик в апреле 1955 г. было создано Министерство внутренних дел РСФСР. Это стало серьезным шагом на пути децентрализации управления органами внутренних дел (156).

25 октября 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР». Этот документ нацеливал партийные и советские органы на перестройку руководства деятельностью милиции. Особое значение придавалось усилению воздействия на подбор, расстановку и воспитание кадров органов внутренних дел, а также постоянному контролю за их деятельностью. Постановление обозначило очередную реорганизацию системы МВД. Согласно ему было проведено преобразование органов МВД и милиции в единые учреждения внутренних дел исполкомов Советов депутатов трудящихся. Возрождалась система их двойного подчинения: местным Советам и вышестоящим органам МВД. Изменение структуры и организации органов внутренних дел было ориентировано на усиление их зависимости от местного партийного и советского аппарата. Для кадрового укрепления в органы МВД вновь были направлены партийные работники, что продолжало практику чрезвычайных партийных мобилизаций в милицию (157). Во исполнение постановления через партийные органы в МВД РСФСР было направлено более 3 тыс. человек. Была сокращена численность руководящих должностей, канцелярского и обслуживающего персонала и за счет этого увеличены штаты городских и районных отделов милиции. Но качественные показатели состояния кадров органов внутренних дел не внушали оптимизма: 79% работников уголовного розыска, более 60% личного состава аппаратов БХСС и 45% следователей не имели даже среднего образования (158).

Недостаточность финансирования органов милиции не давала возможности поднять на должный уровень ведомственную систему подготовки кадров. Поэтому проблема квалифицированных специалистов продолжала оставаться одной из самых острых.

В конце 1950-х гг. получила распространение практика передачи ряда функций государственных органов общественности. В сфере охраны общественного порядка это особенно отчетливо проявилось в деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка, создаваемых по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». В 1962 г. в стране насчитывалось уже более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн. человек (159). В Ярославской области уже к 1960 г. было создано 668 добровольных народных дружин, объединявших 23 540 человек. За 1959 г. дружинники пресекли 170 преступлений, в том числе 152 случая хулиганства, и доставили в органы милиции 2624 нарушителя общественного порядка (160). Все это в определенной степени повышало общий уровень борьбы по охране общественного порядка и с уголовной преступностью, как и общие показатели деятельности органов правопорядка.

Создание добровольных народных дружин безусловно сыграло положительную роль в плане привлечения общественности к решению важнейшей задачи по охране общественного порядка. Другое дело, что это невольно отодвигало на второй план вопрос о том, что охрана общественного порядка все-таки требует прежде всего профессионального подхода, определенных специальных знаний и навыков, которыми члены ДНД не обладали. В дополнение к этому получила распространение практика передачи правонарушителей на перевоспитание и исправление общественным организациям и коллективам трудящихся. В Ярославской области только за вторую половину 1959 г. по этой причине было прекращено 213 уголовных дел и 340 материалов по так и невозбужденным уголовным делам было направлено на место работы правонарушителей для принятия на них мер общественного воздействия (161). Идеи о способности самих масс охранять правопорядок в обществе привели к определенному принижению авторитета органов милиции, сокращению в них количества грамотных профессионалов и имели естественным следствием увеличение преступности и правонарушений. Кроме того, определенному ослаблению органов милиции способствовали мероприятия по их структурному упрощению и сокращению штатной численности, проводившиеся в этих условиях. Так, в декабре 1958 г. Управление внутренних дел Ярославского облисполкома упразднило оперативный отдел УВД с его периферийным аппаратом и отделение подготовки УВД, возложив одновременно дополнительные функции на отдел уголовного розыска, отдел БХСС, паспортный отдел и отдел службы (162). Такие меры вряд ли способствовали усилению эффективности работы органов милиции.

В конце 1950 — начале 1960-х гг. государством был предпринят целый ряд мер по укреплению милиции, улучшению ее качественного состава, снабжения и т.п. В совместных постановлениях партии и правительства (август 1962 г.) был дан анализ состояния деятельности милиции, обозначены задачи по улучшению ее работы, что в свою очередь было закреплено в новом «Положении о советской милиции» (17 августа 1962 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР (26 сентября 1962 г.) на 10 ноября был определен ежегодный праздник — День советской милиции, утверждена присяга личного состава милиции (15 октября 1962 г.) (см. док. № 341), введен в действие Устав патрульно-постовой службы (1 августа 1963 г., утверждено типовое Положение о ГАИ МООП республики (30 сентября 1963 г.). Указами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР были утверждены Красные знамена для гарнизонов милиции и учебных заведений Министерства (23 октября 1963 г.), а также Положение о медали «За отличную службу по охране общественного порядка» (12 октября 1963 г.). На милицию возлагались обязанности по оказанию помощи в организации работы добровольных народных дружин в трудовых коллективах и обеспечению их эффективной работы (163).

Предпринимаемые меры давали реальные результаты, о чем свидетельствуют, например, данные о состоянии уголовной преступности и борьбе с ней органов милиции в Ярославской области. Весьма показательны в этом плане данные за 1959 год., за который количество преступлений по области по сравнению с 1958 г. сократилось на 37,6%, а особо опасных — на 41,3%. Количество разбойных нападений сократилось на 46,8%, количество краж государственного и общественного имущества — на 50,7%, краж личного имущества граждан — на 39%. Общая раскрываемость преступлений составила 98,4% (по сравнению с 87% предыдущего года). Привлечено к уголовной ответственности было на 38,3% меньше, чем в 1958 г. и арестовано за год на 35,7% меньше, чем в предыдущем году (164).

В 1963 г. по Ярославской области было зарегистрировано 3370 уголовных преступлений (на 17,8% меньше, чем в 1962 г.). Снизились показатели по таким видам преступлений, как умышленное нанесение тяжких телесных повреждений (на 22%), изнасилование (на 48,6%), разбои (на 15,6%), грабежи (на 2,6%), кражи государственного и общественного имущества (на 10,9%), кражи личного имущества (на 1,3%). Особенно заметным было сокращение числа уголовно наказуемых хулиганских проявлений — с 45,9% в 1962 г. до 30,8% в 1963 г. В то же время увеличилось число умышленных убийств и преступлений на автотранспорте со смертельным исходом. Раскрываемость преступлений по области составила 95,2%, что на 0,9% ниже показателя предыдущего года (165).

В 1964 г. уголовная преступность в области сократилась на 11,5%. Количество тяжких преступлений сократилось с 1716 до 1664 (на 3%). Снизились показатели по числу хулиганских проявлений (на 23,1%), по количеству покушений на убийство (на 30%), по числу краж личного имущества граждан (на 3,7%). В то же время наряду со снижением общих показателей по уголовной преступности произошел рост таких опасных преступлений как умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, грабежи, разбойные нападения, кражи государственного и общественного имущества, преступления на автотранспорте со смертельным исходом. Раскрываемость преступлений составила по области 94,7% (на 0,5% ниже уровня 1963 г.) (166).

Как видно, общая динамика уголовной преступности в области в конце 1950 — начале 1960 гг. имела отчетливую тенденцию к понижению. Стал снижаться коэффициент преступности: в 1962 г. на 10 000 человек населения области приходилось 29 преступлений, в 1963 г. — 24, в 1964 г. — 22. В то же время при постепенном росте числа опасных правонарушений стали снижаться показатели по раскрываемости преступлений.

Добавить комментарий