Риторика — это наука об ораторском искусстве. Как научиться выражать свои мысли красиво и убедительно? Как овладеть навыком публичных выступлений?
Если вы хоть раз задавались такими вопросами, вам будет интересна наша статья. Из нее вы узнаете о том, что такое риторика: искусство или наука; познакомитесь с тем, что это за предмет и что он изучает, а также найдете рекомендации как развить риторику речи.
Содержание
Риторика как наука и искусство
Риторика речи возникла в античные времена и тогда же наметились два ее направления:
- риторика как наука доказательной речи;
- риторика как искусство красноречия.
Определение современной риторики объединяет эти расхожие взгляды:
Предметом ее изучения является речь, которая может быть убедительной и красивой, оказывающей воздействие на слушателя и доставляющей эстетическое удовольствие.
Правилам ее построения, организации общения, создания и выражения своих мыслей в словах обучает риторика как наука. Развитием навыков говорить и писать красиво, идеально владеть словом, вызывать встречный интерес у слушателя занимается риторика как искусство.
Основы риторики
Все о публичной речи, ее этапах, целях, источниках материала, способах его подачи, средствах речевого воздействия, а также о требованиях, предъявляемых к личности оратора, расскажет риторика.
Сегодня умение грамотно выстраивать коммуникацию является необходимым условием успеха в социальной жизни каждого человека. Для тех же, кто непосредственно связан с выступлениями перед аудиторией, этот навык — залог профессионального мастерства.
Давайте узнаем, какой должна быть эффективная публичная речь.
Речь оратора будет иметь успех, если в ней органично сочетаются логика и эмоциональность, информативность и выразительность. Хорошо, если при этом она не читается, а произносится в форме живого общения со слушателями.
Даже если создается впечатление, что выступающий импровизирует, речь должна быть подготовлена и продумана.
Так, работа над речью подразделяется на следующие этапы:
- инвенция — найти, о чем говорить;
- композиция — правильно выстроить;
- элокуция — придать выразительность;
- меморио — запомнить;
- акцио — произнести.
Чтобы выбрать тему своего выступления, которая должна быть интересна слушателю, оратору необходимо определиться с его целью. Целями публичной речи могут быть:
- информирование слушателя;
- побуждение к действию, агитация и воодушевление;
- убеждение в чем-либо;
- обсуждение проблемы, поиск истины;
- оценка события или явления;
- развлечение, когда сам процесс общения доставляет удовольствие.
Материалом для предстоящего выступления служат такие источники, как чтение литературы, поиск информации из различных источников, личный опыт, наблюдения и размышления, а также опрос и беседа.
Разработка плана публичной речи — немаловажная часть работы над ее созданием:
- вступление цепляет внимание и вызывает интерес;
- основная часть поясняет содержание, приводит аргументы и факты, формулирует главную мысль;
- заключение обобщает, усиливает значение сказанного, создает настроение.
Сделать ее живой и убедительной помогут средства выразительности русского языка:
Способы подачи материала бывают в форме лекции, доклада, беседы, диспута или дискуссии и зависят от цели выступления и интересов аудитории.
Риторическое мастерство неразрывно связано с личностью оратора, его эрудицией, характерными качествами, психотипом.
Оратор должен быть уверенным в себе человеком, артистичным, открытым, дружелюбным, умеющим заинтересовать и увлечь слушателя. Для публики немаловажно, как он выглядит и ведет себя, как говорит, какую позицию по отношению к ней занимает.
Виды риторики
В настоящее время существует следующая классификация риторики по видам:
- социально-политическая (парламентская и митинговая речь, агитационные выступления), которой присущи эмоциональность, а нередко и пафос, для убеждения и побуждения к действию;
- академическая (научный обзор, учебная лекция), с аргументами и фактами, структурированная, порой монотонная и равнодушная, как только оратор теряет связь с аудиторией, читая заранее подготовленный текст;
- социально-бытовая (приветственное, застольное, юбилейное обращение, тост), по большей части простая и задушевная, не отличающаяся совершенной логикой и четкой структурой, но зато искренняя и добросердечная;
- судебная (обвинительная, защитительная), строго аргументированная и взвешенная, определяющая судьбу человека;
- богословско-церковная (проповедь, официальная церковная речь) возвышающая духовно, приносящая радость, наставляющая к добру;
- военная (обращение-приказ, инструктивная, воодушевляющая речь), конкретная, строгая, усиливающая патриотические чувства, воспитывающая любовь к Отечеству;
- дипломатическая (речь на международных переговорах и конференциях), отличающаяся высокой мерой ответственности за каждое произнесенное слово;
- деловая (деловые, а также телефонные переговоры), обязательными элементами которой являются доступность, экспрессивность, грамотность;
- диалогическая (интервью, спор, дискуссия), требующая отработки навыков правильного ведения диалога.
Примеры выступлений ораторов можно посмотреть в видео:
Вам интересно, к каким наукам относится риторика?
Связь риторики с другими гуманитарными науками
Риторика — это филологическая наука. Но являясь многоаспектным учением, она тесно переплетается с самыми различными областями знаний, касающихся эффективности общения, а также использует методы неречевых наук.
Риторика связана с:
- логикой — наукой о правильном мышлении;
- грамматикой, изучающей правила речи;
- поэтикой — учением о средствах и приемах художественного слова;
- культурой речи, обязывающей соблюдать нормы литературного языка;
- стилистикой, исследующей закономерности функционирования языка в процессе речевой коммуникации.
Использование методов психологии дает возможность объяснять поведение человека и понимать его душевное состояние.
Связь риторики с этикой обеспечивает знание законов нравственности и морали общества. Союз риторики и философии позволяет поднять решение любой задачи на более высокий нравственный и духовный уровень.
Развитие риторики
Как же научиться всем премудростям этой науки? Если вы действительно этого хотите, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Оттачивайте свою дикцию. Говорите не спеша, четко проговаривая каждое слово, соблюдайте паузы и равномерное дыхание.
- Читайте вслух и пересказывайте прочитанное. Старайтесь передать смысл своими словами, самостоятельно выстроив свою речь.
- Учитесь увлекательно рассказывать самые обычные истории, происходящие с вами. Обратная связь от слушателей подскажет, насколько хорошо это у вас получается.
- Подготовьте речь на близкую вам тему. Заготовьте для этого ключевые фразы и импровизируйте в процессе ее произнесения.
- Тренируйте свою память. Учите наизусть стихи, отрывки литературных произведений и пусть это войдет в привычку.
- Определите свой тип восприятия информации. Кто-то лучше усваивает визуальную информацию, кому-то легче запомнить произнесенное вслух. Используйте эти знания о себе для получения наилучшего результата.
- Организуйте свое обучение с учетом пауз и перерывов. Пусть оно также будет регулярным, а не раз от раза.
- Если у вас есть страх публичных выступлений, хорошо помогает практика этих самых выступлений. Упражняйтесь на близких — они поймут и обязательно поддержат.
Мотивируйте себя и ставьте цели
Осваивайте новое для себя направление — риторику речи! Если у вас уже есть этот навык, совершенствуйте его!
Поставьте цель овладеть ораторским мастерством и представьте, как это будет. Какие возможности перед вами откроются, какие мечты осуществятся.
Есть желание? Делайте за шагом шаг. Дерзайте!
Академічне красномовство — це ораторська діяльність науковця, викладача, що доповідає про результати дослідження, популяризує досягнення науки.
Судове (юридичне) красномовство — це ораторські виступи юристів, підсудного та цивільних осіб у процесі розгляду судової справи з позицій законодавства.
Суспільно-побутове красномовство — це влучне, гостре або урочисте слово з приводу якоїсь важливої події у приватному житті або певної гострої чи цікавої ситуації.
Суспільно-політичне красномовство — це виступ оратора, що виражає інтереси тієї чи іншої партії (політичної сили) або роз’яснює якусь суспільно-політичну ситуацію.
Церковне красномовство — це проповіді, бесіди, напуття, коментування Біблії в практиці різноманітних християнських конфесій.
Методичні рекомендації до вивчення теми
Перша наукова класифікація ораторських промов була запропонована Аристотелем. Він поділяв їх на три види (типи): судові, дорадчі(політичні), епідейктичні (урочисті). На сучасному етапі розрізняють декілька основних видів красномовства: суспільно-політичне, академічне, судове, церковне, суспільно-побутове, дипломатичне.
Судовий стиль характеризується чітким вираженням мети, відсутністю штучної розпливчастості, манірності, доступністю у сприйнятті, умінням доцільно використовувати художню літературу, засоби психологічного впливу на слухачів. Судова промова має своїм об’єктом певну особу чи групу осіб, а точніше — скоєний ними злочин.
Розрізняють такі різновиди судових промов:
- · прокурорська;
- · адвокатська;
- · самозахисна;
- · промова громадського обвинувача;
- · промова захисника.
Головні риси академічного красномовства? доказовість, бездоганна логічність, точність мислення, чітка, позбавлена будь-якої двозначності, термінологія. Наукове описування реальних, матеріальних явищ в усному слові і є основою академічного красномовства .
Академічне красномовство поділяється на три різновиди:
Політичне красномовство диференціюється на такі основні жанри: політична промова, доповідь, виступ, огляд, бесіда. Вони різняться більшим чи меншим обсягом та вагомістю змісту. Наприклад, політична доповідь виголошується звичайно на партійних засіданнях й окреслює стратегію політичної діяльності даної партії. Політичні виступи можуть проводитися в установах, різних закладах з метою пропаганди тих чи інших політичних ідей. Політичний виступ чи промова часто лунає з екрана телевізора чи по радіо? наприклад, виступи депутатів у Верховній Раді. Огляд чи бесіда проголошуються політиками на виборчій дільниці.
Основним жанром церковного ораторства є проповідь? коментар до Біблії. Проповідник не відділяє Біблію від мирського, світського, а навпаки, інтенсивно їх поєднує.
Суспільно-побутове красномовство має виразно окреслений національний характер, воно зберігає і продовжує традиції та звичаї народу. Родини, хрестини, сватання, заручини, одруження, ювілеї, привітання зі святами та пам’ятними подіями і датами завжди супроводжуються красномовними звертаннями, вітальними промовами, тостами й побажаннями.
Теоретичні завдання:
- 1. Основні види ораторського мистецтва: суспільно-політичне, академічне, судове, церковне, суспільно-побутове.
- 2. Види промов та їх особливості.
Практичні завдання:
- 1. Підготувати та виголосити епідейктичну, вітальну і подячну промову батькам до дня народження, ювілею, свята матері.
- 2. Підготувати агітаційну промову певного кандидата в депутати до місцевих органів самоврядування.
- 3. Підготувати епідейктичну промову університетові і місту, в якому навчаєтесь.
- 4. Складіть текст промови на 3 хв. на довільну тематику. Виголосіть її і запишіть на записуючій пристрій. Здійсніть аналіз за запропонованою формою:
- 1. Чи підходить промова даній аудиторії?
- 2. Чи відповідає темі?
- 3. Чи оптимальною є довжина речень?
- 4. Чи мають місце заплутані мовні конструкції?
- 5. Чи має місце багатослівність?
Тести (за Н.А. Колотіловою)
- 1. Основні типи промов були виділені:
- А) Демосфеном;
- Б)Аристотелем;
- В) Периклом.
- 2. Епідейктичне красномовство це:
- А) похвальне красномовство;
- Б) дорадче красномовство;
- В) промови з певної нагоди.
- 3. Види дипломатичних промов:
- А)промови на міжнародних конференціях;
- Б)промови під час дипломатичних актів;
- В)епітафії.
- 4. Ювілейна промова — це жанр:
- А)дипломатичного красномовства;
- Б)суспільно-політичного красномовства;
- В)суспільно-побутового красномовства.
- 5. Мета політичних промов визначається через поняття:
- А)користь — шкода;
- Б)було — не було;
- В)істина — шкода.
- 6. Ключові дієслова «спрямувати до того, що» у завданні оратора використовуються в:
- А)політичних промовах;
- Б)судових промовах;
- В)академічних промовах.
- 7. Ключові дієслова «повідомити про те, що» у завданні оратора використовуються в:
- А)політичних промовах;
- Б)судових промовах;
- В)академічних промовах.
- 8. Ключові дієслова «звинуватити в тому, що» у завданні оратора використовуються в:
- А)політичних промовах;
- Б)судових промовах;
- В)академічних промовах.
- 9. Конкретизація мети промови залежить від:
- А)типу промови;
- Б)жанру промови;
- В)виду промови.
Питання для самостійного вивчення
Роль красномовства в суспільстві.
Значення риторики для обраної вами професії.
Основні види і жанри красномовства.
Академічне красномовство. Чим відрізняється наукова лекція від популяризаторської?
Політичне красномовство. Основні жанри політичного красномовства.
Основні жанри суспільно-побутового красномовства та риси, що їх об’єднує.
Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики
В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.
Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.
В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. В узком понимании риторика — это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком. Лингвистический словарь определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи1.
Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.
Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.
Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Риторика как наука выполняет следующие задачи:
1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
2) исследование форм и механизмов речи;
3) формирование языковой личности;
4) совершенствование культуры речи;
5) совершенствование речевого самовыражения;
6) моделирование процессов общения.