Монарх Японии

До 1868 года в стране существовал Сёгунат. Сёгунат был наследственной военной диктатурой крупнейшего феодального клана Японии. Роль императора, формального главы государства, была чисто декоративной. Император не мог осквернять себя заботой о государственных делах. На практике его жизнь сводилась к бесчисленным церемониям и развлечениям.

В 1860 году из Японии было отправлено первое в истории страны посольство в западную страну — США. Ещё до отправки посольства за океан правительство страны и крупные князья стали заказывать в Европе оружие и приглашать специалистов способных наладить его производство в Японии. Но времени на реформы оставалось мало. Вторая опиумная война, закончилась поражением Китая. Эта война напомнила японцам о силе европейцев. Япония вновь пошла на уступки Европейским державам. Неспособность сёгуната оказать сопротивление врагу заставила националистов обратить внимание на фигуру императора.

В октябре 1867 года реформаторы потребовали от правительства сёгуната Кэйки немедленно передать власть 15-летнему императору Муцихито. Сёгун отверг эти требования, что стало причиной короткой гражданской войны, окончившейся в январе 1868 года поражением войск Кэйки. Власть формально перешла в руки императора. На деле она оказалась в руках князей и самураев-реформаторов. Этот переворот был назван революцией, или реставрацией Мейдзи.

25 декабря 1925 года Хирохито вступил на трон императора Японии. Во время его правления увеличилась роль армии в стране. Государство стало заложником националистических настроений военных из штаба Квантунской армии. Усилися милитаризм после окончания Холодной войны и вступления на трон Акихито началась медленная либерализация режима.

В 1988 году умирает император Хирохито. Его преемником становится Акихито. К тому времени Япония закрепила за собой статус мировой сверхдержавы, наряду с Россией и США.

Конституция 1946 г. впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы, ввела всеобщее избирательное право. В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провазглашен один из фундаментальных принципов классической демократии — принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха. Из персоны «священной и неприкосновенной» он превратился в «символ государства и единства народа». Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Не содержит конституция положений и главе государства. В следствии этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является главой государства император. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер — министр. Широко распространены также теории, в которых утверждается, что Япония существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.

Согласно конституции, император «от имени народа» созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты; промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер — министра по рекомендации парламента; Награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.

Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность http://www.yurclub.ru/.

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров Наумов Л.П. Исполнительная власть в Японии, Государство и право. 2003.. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г.).

В состав кабинета, который возглавляет премьер — министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.

Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер — министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра.

Согласно конституции, кабинет министров, наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров; организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах.

Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы — именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.

Премьер — министру предоставлены широкие права, что делает его самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер — министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра.

Таблица 1 — Государственное управление в Японии и Великобритании

Великобритания

Япония

  • 1 Великобритания — конституционная монрахия, главой государства является король (королева). Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. По своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Это значит, что в настоящее время королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.
  • 2. Центральная исполнительная власть представлена органом состоящим из министров, — правительством ее Величества во главе с премьер — министром. Однако главную роль в управлении государством играют правительство и премеьер — министр. Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер — министра лидера партии, получивший абсолютное большинство мандатов в палате общин. И подводя итоги по системе госуправления Великобритании, можно сказать, что Великобритания является — конституционной монрахией; монарх царствует, но не правит.
  • 1. Вступлением в силу Конституции 1947 года Япония превратилась из диуалистической в конституционную монархию. Сейчас японский император выполняет те же функции, что и британский монарх (правит, но не управляет). К основным полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция относит: назначение премьер — министра в соответствии с решения парламента (ст. 6); промульгация правительственных указов и договоров; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц (ст. 7). При осуществлении этих полномочий император лишается личной власти. Соврешая государственные акты, он должен руководствоваться «советами» и получать предворительное «одобрение «кабинета, который несет ответственность за государственные решения императора.
  • 2. Оценивая место императора в механизме государственного управления, нельзя ограничиться только формальной юридической стороной дела. Традиционное преклонение японцев перед особой императора предопределяет отношение политиков и государственных деятелей к императорскому дому. Монрах по прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны. К тому же и сама Конституция не лишает главу государства возможности активно влиять на политические процессы. Исполнительная власть в Японии, как и Великобритании осуществляется кабинетом министров. В состав кабинета (найкаку) входят премьер — министр и государственные министры (кокуму дадзин). Государственные министры, руководят работой соответствующих министров. Глава кабинета премьер — министр, как и Великобритании назначается императором по представлению парламента. По сложившейся конституционной практике главой кабинета становится лидер партии парламентского большинства. Пост премьер — министра — высшая должность в Японии.

Император Акихито и императрица Митико на торжественном открытии обновленной вокзальной площади в Токио. Декабрь, 2017.

Есть такой анекдот: в давние времена императору потребовался новый сёгун (административный и военный правитель). Он позвал к себе глав трех самых влиятельных кланов и велел каждому продемонстрировать, почему именно его он должен назначить властителем Японии. Первый самурай выпустил из коробка комара и ловким взмахом меча перерубил его пополам. Император был в восхищении. Второй самурай поразил его еще больше: разрубил несчастное насекомое на четыре части. Третий выпустил комара из коробочки, сделал несколько быстрых взмахов мечом, но тот продолжил летать. «И что?» – грустно спросил император. «Он будет летать, но не оставит потомства!» – гордо ответил самурай.

К XXI веку самураи в Японии сменили доспехи на классические костюмы. Теперь они соревнуются не в насилии над насекомыми, а в цветистости речей перед японским избирателем. Император же окончательно превратился в чисто символическую, хотя и горячо любимую народом фигуру. Согласно последним опросам The Asahi Shimbun, 61,1 % японцев старше 20 лет считают монархию позитивным явлением и видят в ней важную часть своей жизни.

К XXI веку самураи в Японии сменили доспехи на классические костюмы.

По конституции задача императорской семьи – «служить символом государства и единства нации». По факту она выполняет четыре функции: радует подданных стильным видом, общается с другими императорскими семьями и уважаемыми людьми, выполняет обряды национальной религии синто и служит иконой для политиков-традиционали­стов. Она также символически участвует в политической жизн­и (наприм­ер, именно император назначает премьер-министра, открывает сессии парламента и т.  п.), хотя к реальному управлению отношения не имеет. Нынешний император Акихито имеет ряд хобби, из которых, пожалуй, самое интересное – ихтиология. Он посвятил значительную часть жизни изу­чению рыб семейства бычковых, и по этой теме у японского монарха опубликовано 38 статей в научных журналах. Одна из рыб этого семейства (Exyrias akihito) даже была названа в его честь.

Император Акихито посещает занятие по анатомии кистеперых рыб в Токийском технологическом университете в 2009 году.

В последние годы многих японцев заботит вопрос о том, что будет с троном: в стране неспешно разгорается кризис престолонаследия. В 2018 году император Акихито планирует отречься от престола: он дожил до 83 лет и не в состоянии должным образом исполнять возложенные на него церемониальные обязанности. Из 18 оставшихся членов японской императорской фамилии всего четверо – мужчины (в Японии наследуют престол только они). После от­речения Акихито трон перейдет к его старшему сыну Нарухито­ (57 лет), у которого, в свою очередь, сыновей нет. После его смерти престол перейдет к его брату Акисино (52 года), у которого долгое время также не было наследников по мужской линии. Династия выглядела обреченной.

К счастью, в 2006 году случилось чудо: невезение императорского рода, длившееся более 40 лет, закончилось – у Акисино и его жены Кико после двух девочек родился сын Хисахито. Страна облегченно выдохнула, нынешний премьер-министр Синдзо Абэ (в 2006-м был его первый, неудачный заход на премьерскую позицию, которую он потерял ровно через год) отозвал из парламента законопроект с предложением разрешить женщинам наследовать престол. Японская публика проявляет нешуточное внимание к ребенку: его дни рождения – общенациональные новости, и газеты интересует все, вплоть до роста и веса будущей надежды престола. Принцу повезло родиться крайне «кавайным» (милым), что еще больше порадовало подданных.

В 2018 году император Акихито планирует отречься от престола.

Тем не менее угроза остаться без императора никуда не исчезла: до Хисахито мальчики в императорской семье не рождались с 1965 года. А что, если он, не дай бог, заболеет? Что, если не сможет или не захочет иметь детей? Что, если в его семье будут рождаться одни только принцессы? Согласно закону 1947 года, если император берет в жены простолюдинку, она получает статус принцессы, но если принцесса выходит за простолюдина, она становится рядовой японкой. Попытки уравнять право мужчин и женщин на престол предпринимались в Японии последние полвека неоднократно, но всегда рассматривались как крайняя мера. При малейшей возможности возвращались­ к агнатическо­й примогенитуре (на­следовании­ только по мужской линии). И это при том, что, по опросам, 86 % японцев ничего против женщины на троне не имеют. В истории страны было восемь женщин-императриц, последняя из которых правила с 1762 (тогда же в России была коронована Екатерина II) по 1771 год. И ничего, Япония не развалилась. Исторически женщины правили многими странами мира и доказали, что способны на мудры­е и глупые решения ничуть не больше и не меньше своих коллег-мужчин.

Свадьба тогда еще кронпринца Акихито и Митико Сёды в 1959 году. У пары родилось трое детей.

Главная загвоздка тут в том, что япон­ская монархия по своей структуре сильно отличается от европейской или даже соседней китайской (прервалась в 1911 году). Ее история является самой продолжительной на земле и, по утвер­ждениям самих японцев, берет начало от легендарного императора Дзимму, начавшего правление 11 февраля 660 года до н.  э. По легенде, после победы над своими многочисленными родственниками за право властвовать над землей, богиня солнца Аматэрасу-Омиками послала на землю для управления людьми своих детей, которые и дали начало императорской династии. Насколько это правда – кажды­й решает для себя сам, но даже если вести­ отсчет династии не от легендарного Дзимму, а от вполне задокументированного китайскими историками периода Асука (538–710), то получится, что японской императорско­й династии как минимум 1500 лет.

Секрет ее долголетия прост: императоры почти никогда не обладали реальной властью, а потому их не пытались свергнуть. Будучи потомками богини, они пользовались беспрекословным авторитетом в религиозных делах, но к X веку полностью утратили реальные полномочия и превратились в церемониальных правителей. Вместо них правили регенты, а позже – сёгуны, которые, впрочем, почти всегда стремились получить от императора формальное религиозное признание мирских полномочий. В этом смысле попытки свергнуть императорскую династию и занять ее место были бы не только бессмысленны, но и откровенно абсурдны: потомками Аматэрасу с правом осуществления религиозных обрядов были именно императоры династии Дзимму, и смерть их рода означала бы конец существования Японии в ее традиционном виде. Именно непрерывность династии обеспечивала благополучие Японии как страны, которую благословила Аматэрасу. Однако даже потомки богини не застрахованы от общего для всех людей конца. Как говорил Воланд, то, что человек смертен, – еще полбеды, плохо то, что он внезапно смертен. А в пору примитивного развития медицины это было особенно актуально. Кроме того, в случае императорской семьи все усугублялось религией: к детям император­а запрещено было прикасаться прос­то­людинам, то есть они были лишены даже сомнительных услуг знахарей. Из 17 детей императора Морохито (1771–1840) до титула императора дожил один Аяхито (1800–1846). У него было 15 детей, из которых только один выжил и стал императором Осахито (1831–1867).

За шесть лет до свадьбы крон-принц беспечно играл в теннис во дворце Акасака.

Была разработана стройная ­система, гарантировавшая бессмертность рода императора. Монарх имел гарем, и десятки жен разных рангов обеспечивали множество наследников. Статус женщины в этом случае значения не имел: считалась только мужская кровь. Впрочем, возникала другая проблема: у любвеобильных императоров детей было так много, что начинались междоусобицы. Всех их нужно было содержать, и в какой-то момент императорский двор перестал тянуть запросы всех монарших отпрысков. В эру Хэйан (794–1185) император стал отселять своих «лишних» детей и превращать их в обычных дворян. Так, в частности, появились легендарные кланы Тайра и Минамото.

Династия постоянно висела бы на волоске, если бы не наследники побочных кланов. Император мог даровать не имеющему прав на престол принцу титул синно (имперский принц) и сделать его главой миякэ, то есть побочной ветви императорской семьи. Принцы могли все же занять Хризантемовый трон, в случае если основной род императора пресечется. Так, в частности, произошло, когда император Михито (1401–1428) погиб в возрасте 27 лет, не оставив наследников. Вместо него на престол взошел девятилетний император Хикохито (1419–1471), принадлежавший к побочной ветви принцев. Он, кстати, стал одним из немногих императоров, который «на старости лет» (ему было 49) отрекся от престола, принял титул дайдзё тэнно – уступившего трон – и постригся в монахи. С 1817 года такого в Японии больше не случалось, и первым за 200 лет «императором в отставке» станет как раз нынешний Акихито.

Наконец, третьим способом подстраховать Японию от утраты пастыря было все-таки доверить трон женщине. В истории страны было восемь императриц, но никогда женщина на престоле не воспринималась как нормальное явление. А ведь многие из них заложили фундамент японского общества. Шесть императриц правили страной с 554 по 770 год, и в эти годы в Японии распространился буддизм, были основаны столицы Фудзивара и Нара и завершен исторический труд «Кодзики» (аналог «Повести временных лет»). После этого женщины не занимали престол восемь с половиной веков, когда в 1629 году на трон села императрица Мэйсё.

Император и его старший сын Нарухито, первый претендент на престол.

В эпоху Мэйдзи, длившуюся до 1912 года, активно модернизировавшаяся Япония совершила прорыв во всех сферах, но только не в законах престолонаследия: женщины были официально исключены из права наследования. Впрочем, вскоре XX век принес с собой и отмену конкубината (института наложниц), унижавшего императорских жен. В Гражданском кодексе 1898 года полигамия была запрещена, и император Муцухито (1852–1912) стал последним, кто имел официальный гарем. Сын Муцухито, император Ёсихито (1879–1926), стал, таким образом, первым, кто прожил всю жизнь в любви к своей единственной жене Садако Кудзё из клана Фудзивара. Медицина к тому времени шагнула далеко вперед, докторам разрешили лечить монарших наследников, и четверо крепких сыновей Ёсихито прожили долгие и насыщенные жизни. Принц Хирохито (1901–1989) стал императором и втянул Японию во Вторую мировую войну, а принц Такахито (1915–2016) дожил до 100 лет и умер в статусе самого пожилого члена монаршей фамилии на планете.

Сначала американцы от избытка чувств хотели повесить японского императора как военного преступника, но быстро от этой идеи отказались.

В 1947 году американский генерал Дуглас Макартур во главе группы экспертов писал для побежденной Японии новую конституцию, которая должна была превратить японский языческий национал-милитаризм в работающую демократию. Сначала американцы от избытка чувств хотели повесить японского императора как военного преступника, но быстро от этой идеи отказались: и американские эксперты, и японские военные донесли до Макартура мысль, что в этом случае оккупационная армия получит партизанскую войну до последнего японца. Вместо этого решено было лишить императора всех реальных полномочий, божественного статуса и, помимо всего прочего, аннулировать права на престол всех побочных ветвей императорского дома.

Изображение богини Аматэрасу, от которой ведут свой род японские монархи.

Таким образом, к началу XXI века были ликвидированы все три «страховочных механизма» японского престола. Теперь статус императора передавался только по мужской линии моногамной семьи, не имевшей далеких царственных родственников с правами на престол. В 2004 году (еще до рождения Хисахито), когда судьба династии висела на волоске, премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми собрал консилиум из десяти экспертов, для того чтобы решить, как предотвратить пресечение императорской линии. Во главе консилиума встал 71-летний президент Токийского университета Ёсикава Хироюки, эксперт по робототехнике (это породило немало шуток о том, что, возможно, японская монархия станет первой, которую возглавит робоимператор). Примечательно, что при выработке рекомендаций эксперты отказались давать слово членам императорской фамилии, заявив, что «их мнение не столь важно»: вопрос является не религиозным – политическим, а в политику монарх права вмешиваться не имеет.

Было немало шуток о том, что Японию возглавит робоимператор.

По результатам заседания было рекомендовано нечто достаточно прогрессивное: разрешить женщинам наследовать престол, сделать наследником первого ребенка правящей четы независимо от его пола и даже разрешить женщинам оставаться в императорской семье после выхода замуж за простолюдина. Премьер-министр Коидзуми считался консерватором, но в условиях отсутствия вариантов согласился начать процедуру изменения закона о престолонаследии. Синтоисты и традиционалисты были в ярости: оппозицию реформе возглавил Куни Куниаки, родственник принца Хирохито и глава Совета конференции синтоистских храмов Японии, начавший сбор петиций против женщин на троне.

Принц Акисино, второй сын нынешнего императора.

Напряжение по этому вопросу грозило перерасти в политический кризис, но, к счастью, в 2006 году родился наследник Хисахито, и вопрос отпал сам собой. Впрочем, дискуссия так взбудоражила японское общество, что просто закрыть вопрос не получилось. Разные стороны выступали со своими вариантами­ укрепления династии, которые в большинстве своем сводились либо к разрешению женщине занять трон, либо к возрождению прав на престол мужчин – представителей­ побочных императорских фамилий, упраздненных в 1947 году. Первый вариант прочно оседлала главная (до развала осенью 2017 года) оппозиционная Демократическая партия, второй – консерваторы во главе с премьер-министром Синдзо Абэ, управляющим страной с 2012 года. Почти 90 % населения Японии не видят ничего ужасного в женщине на престоле, но около 70 % поддерживают премьера из-за его экономических и внешнеполитических успехов и прощают ему патриотический шовинизм.

Во всем мире идет реванш национализма: уставшие от глобализации жители разных стран выдвигают на первые роли политиков, черпающих силу в традициях и истории. Так происходит в России, Турции, Китае, США и многих других странах, и Япония тут не исключение. Разрешение женщинам занимать престол завершит превращение японской монархии в туристическое развлечение наподобие британской и разорвет «связь десяти тысяч поколений», которой так гордятся японские политики и граждане старшего поколения, полагают сами японцы.

Молодежь относится к монархии куда индифферентнее. Для них героиня – принцесса Мако, которая в сентябре сообщила, что отказывается от принадлежности к императорской семье и выходит замуж за своего университетского сокурсника по имени Кей Комуро, работающего помощником адвоката. Но пока еще Мако является принцессой, о новости гражданам сообщила не она, а Управление императорского двора Японии. Оно организовало пресс-конференцию будущей четы, по результатам которой сердца подданных императора растаяли. «Меня привлекла его улыбка, которая сияла подобно солнцу», – сообщила­ принцесса Мако своему народу. «Она тихо наблюдала за мной подобно луне», – подтвердил господин Комуро.

Принц Хисахито, сын принца Акисино, – пока единственная надежда на будущее японского престола.

Как рассказала принцесса, она познакомилась с возлюбленным во время учебы в Международном христианском университете Токио. Они сблизились­, когда обоим было около 20 лет. Кей Комуро живет в Иоко­гаме со своей матерью и дедушкой. В 2010 году он работал в организации по продвижению туризма в городе Фудзисава и изображал Принца моря, чем и заслужил в прессе это прозвище. Взяв в жены принцессу, господин Комуро лишит ее титула.

До того как пара сможет наконец-то жить спокойно, господину Комуро еще предстоит участие в череде имперских брачных церемоний. В марте 2018 года в рамках носай-но ги он должен будет отправить ко двору императора своего посланца с дарами: саке, отрезом ткани и морским лещом (он символизирует здоровье, силу и удачу). За ней последует кокки-но ги, в ходе которой гонец от жениха оповестит отца невесты, принца Акисино, о дате свадьбы. Наконец, в ходе тёкэ-но ги принцесса Мако должна будет воздать почести своим дедушке и бабушке, императору и императрице. После этого дорога к браку и жизни простой японской девушки для нее будет открыта. Впрочем, не совсем простой: императорская семья снабдит внучку приданым. Его размер еще неизвестен, но когда в 2005 году за простолюдина выходила принцесса Саяко, ее приданое составило ¥150 млн ($1,3 млн).

Примечательно, что свадьба принцессы, намеченная на вторую половину 2018 года, по времени примерно совпа­дет с отречением от престола императора Акихито. Сразу два представителя императорской фамилии выберут менее насыщенную, но куда более свободную жизнь. За последний век многие молодые японцы сменили богов и поклоняются уже не императору, а персонажам аниме и успешным стартаперам. Похоже, теперь дух Японии сконцентрирован не в одном человеке, а равномерно рассеян по всей Стране восходящего солнца.

Кронпринц, а позже император Японии Хирохито (1922 год).

Император Мэйдзи (он же Муцухито), в правление которого женщинам было запрещено занимать трон.

Император Тайсё (он же Ёсихито), который ввел моногамию при дворе.

Принцесса Мако станет обычной японкой, когда выйдет за Кея Комуро.

Япония — конституционная монархия, точнее даже империя. Однако если вы откроете любой политический справочник, то прочтете, что Япония — демократическое унитарное правовое госу­дарство с парламентарной монархией как формой правления.
Если все это расшифровать и перевести на русский язык, то значить это будет следующее:
1. реальной власти император не имеет. Он осуществляет ряд действий, в том числе подписывает бумаги, которые ему приносит Премьер-министр, но он не имеет права наложить запрет, поставить вопрос на рассмотрение, внести что-то в законодательство и т.п.
2. но при этом император — это святое!
3. все вопросы в стране решает парламент и кабинет министров. Первый орган законодательный, второй — исполнительный. К нему и все вопросы. Парламент состоит из двух палат: советников и представителей. Именно парламент распоряжается финансами и утверждает бюджет страны. Кабинет Министров — это премьер и министры, общим числом до 20 человек. Парламент как бы главнее.
В целом, очень похоже на Англию.
Формально это звучит так:
В Конституции специально оговорён статус импе­ратора, который является символом государства и единства народа, но не наделён полномочиями, свя­занными с осуществлением государственной власти, определены зоны компетенции парламента, кабинета министров и органов местного самоуправления. Отдельный раздел посвящён управлению государствен­ными финансами.
Политическая жизнь страны определяется Конституцией 1947 года и она же отнимает все права у императора.
Трон, кстати, наследуется членами семьи, пока по линии мальчиков. В связи с тем, что у действующего императора есть только один ребенок и то дочь, то шли серьезные разговоры об изменении этого пункта, но тут по счастью (подозрительному — имхо, поскольку генная инженерия нынче чего только не может) у брата императора родился мальчик. Все разговоры прекратились. Императорская династия Японии считается самой древней к мире и ведет свое происхождение от мифического Дзимму, вступившего на престол в 660 г. до н. э. (История полагает, что это все же не так, на самом деле это было в III-IV вв. н.э. Нынеший 125 император Акихито взошел на престол 7 января 1989 г.
Территория Японии разбита на 47 префектур, относимых к четырём ти­пам: то (Токио), фу (Осака, Киото), до (Хоккайдо) и кэн (43 остальные префектуры).
Остров Хоккайдо це­ликом включён в одноименную префектуру (им управляет губернатор).
На ост­рове Хонсю расположены префектуры: Айти, Акита, Аомори, Вакаяма, Гифу, Гумма, Ибараки, Иватэ, Иси-кава, Канагава, Киото, Миэ, Мияги, Нагано, Нара, Ниигата, Окаяма, Осака, Сайтама, Сига, Сидзуока, Симанэ, Тиба, Токио, Тотиги, Тоттори, Тояма, Фу­куи, Фукусима, Хёго, Хиросима, Ямагата, Ямагути и Яманаси.
Префектуры острова Сикоку — Кагава, Ко­ти, Токусима, Эхимэ;
острова Кюсю — Кагосима, Ку-мамото, Миядзаки, Нагасаки, Оита, Сага, Фукуока;
острова Окинава — Окинава.
Крупнейшие города (с численностью населения 1 млн чел. и выше): Токио, Иокогама (3,4), Осака (2,6), Нагоя (2,2), Саппоро (1,8), Киото (1,5), Кобэ (1,4), Кавасаки (1,3), Фукуока (1,3), Китакюсю (1,0), был и Сэндай (1,0).
Согласно Конституции, в Японии действует свод основных прав человека: уважение всех людей как личностей, равенство всех людей перед законом, право избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, право обращаться с мирными петициями о возмещении ущерба, о смещении публичных долж­ностных лиц, о введении, отмене или исправлении за­конов, указов и предписаний, свободу мысли и совес­ти, собраний и объединений, слова, печати и всех иных форм выражения мнений, выбора и перемены местожительства, профессии, выезда за границу и от­каза от гражданства, научной деятельности, право на поддержание минимального уровня здоровой и куль­турной жизни, на образование, на труд, на коллективные переговоры и прочие коллективные действия.
Выборы в Парламент проходят либо раз в четыре года, либо в случае роспуска его Премьером.
Основу нынешней избирательной систе­мы для палаты представителей образуют малые изби­рательные округа, в каждом из которых выбирается один представитель (мажоритарный вариант), и 11 крупных округов, где представители выбираются в за­висимости от числа голосов, полученных каждой пар­тией (пропорциональный вариант). Выборы в палату советников происходят каждые 3 года для членов па­латы, шестилетний период пребывания которых там истёк (избирается, таким образом, половина состава), а также для заполнения вакансий. Каждая префекту­ра при выборах в палату советников является много­мандатным округом. Кроме того, формируется обще­национальный округ, где избиратели голосуют за ка­кую-либо из партий. 100 депутатов от этого округа от­бираются из партийных списков пропорционально числу набранных партиями голосов. Губернаторы префектур, мэры и главы городов (си), посёлков го­родского типа (мати) и деревень (мура), а также чле­ны муниципальных собраний избираются каждые 4 года по истечении срока их полномочий, причём пря­мые выборы происходят одновременно по всей стра­не. Муниципии пользуются правом управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять управление в своих границах. Муниципальные собрания могут принимать нормативные акты местного значения. За­коны, касающиеся той или иной муниципии, могут быть приняты парламентом только с согласия боль­шинства их жителей, устанавливаемого посредством референдума.
Интересно, что губернаторы и мэры (правильнее бы сказать — префекты) после выборов подчиняются только Премьеру лично и вправе распоряжаться на своей территории практически любым образом. Отсюда, например, проблема с мэром Фукусимы, который требует убрать АЭС с территории.
В Японии многопартийная система, считается, что значимые партии: Либерально-демократическая партия (ЛДП), Демократическая партия (ДПЯ), Новая Комэйто (НК), Консервативная пар­тия (КП), Коммунистичекая партия (КПЯ), Соци­ал-демократическая партия (СДП).
В течение 38 лет (1955—93) ЛДП — партия уме­ренного консерватизма — сохраняла монополию на власть, но затем слишком тесное сращивание её деяте­лей с бюрократическими и деловыми кругами стало источником коррупции.
С тех пор страна мечтает о двух партиях, консервативных и сменяющих друг друга.
Вплоть до начала 21 в. интересы предприниматель­ских кругов Японии представляли следующие организа­ции: «Федерация экономических организаций» («Кэйданрэн»), «Японская ассоциация управляю­щих» («Никкэйрэн»), «Общество единомышленни­ков по вопросам экономической политики» («Кэйд-зай доюкай») и «Японская торгово-промышленная палата» («Нихон сёко кайгисё»).
«Кэйданрэн» была образована в 1946 с целью регулирования разногла­сий между входящими в неё отраслевыми предпринимательскими организациями, а также корпорациями-членами и представления правительству предложе­ний о мерах по стимулированию экономики.
«Ник-кэйрэн» появилась в 1948 как нанимательский аналог профсоюзам наёмного персонала с целью развития здоровых отношений между трудом и капиталом, оп­ределения политики нанимателей в трудовых кон­фликтах и при коллективных переговорах и руковод­ства входящими в неё организациями бизнесменов.
«Кэйдзай доюкай» учредили в 1946 в качестве част­ной, некоммерческой и нейтральной организации, полностью финансируемой входящими в неё менед­жерами. Общество оказывает заметное влияние на выработку национальной и корпоративной политики.
«Нихон сёко кайгисё» была создана в 1922. Она зани­мается главным образом вопросами внешней торгов­ли и имеет тесные контакты с соответствующими международными организациями, представляя инте­ресы своих членов.
В мае 2002 «Кэйданрэн» объеди­нилась с «Никкэйрэн», новое название — «Ниппон Кэйданрэн» («Предпринимательская федерация Япо­нии»).
Разумеется, есть множество мелких партий и объединений.
Про политику, пожалуй, только пара слов:
«новое время» четко делится на три этапа:
до 45, после него, затем после 93-го.
До 45 шла интенсивная экспансия в Китай и Манчьжурию. Поражение во второй мировой войне привело к тому, что в Японии, как и в Германии фактически жестко стали подавляться разговоры о превосходстве нации, о национальном самосознании и вообще о воинственности. По правде сказать, знающие японцев люди (хорошо знающие) соглашаются с тем, что Япония остается довольно опасной нацией в том смысле, что она сильная.
Однако внутри Японии часто говорят о том, что такая политика привела к размытию духовных ценностей, росту потребления, инфантилизации общества.
С этим нельзя не согласиться, однако надо понимать, что Япония рвется обрести снова самостоятельность и избавиться от непрерывной опеки США. Это выражается и в создании своих вооруженных сил, и в стремлении все сделать самостоятельно даже в случае с Фукусимой. (Я не исключаю и попытки создать ядерное оружие).
Отношения с РФ сами-знаете-какие. Мы хронически не можем поделить Курильскую гряду, что оказывается прекрасным поводом прерывать любые переговоры, заводя их в тупик в нужный момент. По хорошему — имхо, конечно, — торговля могла бы помочь постепенно полностью обойти этот вопрос, но тут есть две проблемы: а) наше государство как нельзя более коррумпировано, в силу чего нормальная торговля не развивается, б) нам нечего предложить Японии, кроме ресурсов, а это не повод для надежных и прочных связей.
Ладно хоть дип. контакт есть, и то счастье. С 1956 года.
Немножко об армии.
Армия в Японии — это Силы самообороны. Скомплектованы на добровольной основе. В структуре три вида войск: сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы.
В состав входит 160 тыс. человек, 5 армий, 13 дивизий. Из них одна танковая, остальные пехотные. На вооружении 1100 танков, 710 БТР, 820 артиллерийских орудий, 430 самолетов-вертолетов. В составе армии 14 бригад.
Дальнобойных средств вооружения — т.е. ракет разного радиуса действия нет. Крылатых ракет нет. Оперативно-тактических нет. («Планета Железяка населена роботами»)
Военно-морские силы имеют на вооружении 147 боевых кораблей, 45 тыс. человек служащих.
В числе кораблей: 55 миноносцев, 16 подлодок, 34 тральщика, 205 ПРЛ самолетов и вертолетов. Кораблей с атомными установками, десантных, авианосцев и крейсеров — нет.
Военно-воздушный флот составляет 510 самолетов (302 истребителя-перехватчика и 55 истребителей), 6 групп зениток (144 пусковых установки).
Военные расходы — порядка 1% ВВП.
Данные 2007

Форма правления в Японии

Форма правления — это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью и гражданами и тем, насколько структура власти обеспечивает свободу населения.

Эти характеристики определяются конституцией, ее организационной функцией. Конституция закрепляет структуру государственного механизма, распределение компетенции между государственными органами по вертикали и по горизонтали, а также устанавливает отношения между органами государственной власти.

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, — от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Историческим предшественником современной буржуазной монархии является монархия абсолютная. Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствие каких-либо представительных учреждений.

В современных странах абсолютная монархия эволюционировала в конституционную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на два вида — парламентарную и дуалистическую монархию.

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: «Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. ” Конституция Японии, ст. 4 Современные зарубежные конституции. — сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 270 с.

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета: «Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность. ” Конституция Японии, ст. 3 Современные зарубежные конституции. — сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 270 с.

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо «спящих» прерогатив или подразумеваемых полномочий.

«Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” Конституция Японии, ст. 41 Современные зарубежные конституции. — сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 275 с.

Высший орган исполнительной власти в стране — правительство Японии, Кабинет министров. «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом. ” Конституция Японии, ст. 65 Современные зарубежные конституции. — сост. В.В.Маклаков, М., 1992, 278 с. Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом. Конституция Японии, ст. 66 Современные зарубежные конституции. — сост. В.В.Маклаков, М., 1992, 278 с.

Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Формирование древнего права

До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.

Формирование письменного права в Японии началось не путем записи обычного права (как это было у большинства восточных и средневековых народов), а путем создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая. В этом заключается одна из важнейших особенностей формирования древнего японского права.

Первые законы были составлены в Японии в начале VII в. Это были Законы 17 Статей (604–622), в которых содержались в большей степени моралистические пожелания в духе конфуцианства, чем строго юридические предписания. В конце VII в. под влиянием административных преобразований, начатых с переворотом Тайка, для одной из провинций Оме был составлен свод административных правил – Оми-ре (661-672). Свод был записан по образцу китайского «Уголовного и административного кодекса» империи Тан середины VII в. В нем регламентировались обязанности администраторов, устанавливалась вводимая в японском государстве система рангов и в общей форме фиксировались взаимоотношения жителей с новой, государственной властью. Позднее Оми-ре был пересмотрен и превратился в «Уголовный и административный кодекс государева двора» – Киемигахара-ре (681-683). Состоял он из 22 глав и, по-видимому, включал, кроме административных правил, и нормы ответственности чиновников. Оба свода VII в. не сохранились, и о содержании их ничего не известно.

Первым известным по содержанию памятником древнего японского права стал кодекс «Тайхо-рицурё» (702). Он как бы юридически оформил государственные реформы Тайка. Для его составления в 700 г. была образована комиссия из императорских приближенных: «Государь повелел царевичу Восакабэ, Фудзивара Фубито, Авата Мабито и другим отобрать уголовные и гражданские законы». После его опубликования работа была продолжена. Составленный кодекс подвергался изменениям. В итоге была составлена новая редакция свода под названием «Еро рицурё» («Уголовный и административный кодекс годов Еро» – 718 г.). Однако в действие новые законы ввели с большим запозданием – только в 757 г. Переработанная редакция в большей степени отражала заимствования из китайского права. Тогда как основная – Тайхо-рицурё – содержала правила японского происхождения и отражала основные черты древнего японского права.

Уголовные законы из свода почти не сохранились. Административные законы дошли полностью. Они разделены на 30 книг, каждая посвящалась особой законодательной теме: рангам и штатам чиновников (кн. 1-5), положению священнослужителей (кн. 6-7), положению крестьян, наделам и налогам (кн.8-10), продвижению чиновников (кн. 11-15), особому положению дворца, его служб и вооруженным силам (кн. 16-24), особым обстоятельствам службы (кн. 25-27), уголовному судопроизводству (кн. 28-29). Последняя, 30-я книга включала разные положения, в том числе о единых мерах, весах и даже обязательствах. Законы Тайхо обладали высокой степенью обобщения, в них не было типичных для древнего законодательства казусных норм. Однако, вероятно, это было вызвано тем, что в законах почти не было правил для собственно бытовой юстиции. В большинстве они устанавливали взаимные обязанности и права чиновников и власти, населения и чиновников. Тем самым создавался своеобразный правовой строй, составляющий особенность древнейшего периода японского государства (называемый также рицурё).

Административное право

Важнейшую часть правового строя рицурё составляли урегулированные законом взаимоотношения государственной власти и управляющих. Права и обязанности лиц, привлеченных к административной деятельности за счет и в интересах государства, регламентировались в отношении содержания служебных обязанностей, порядка прохождения службы, выплат государственного жалованья, полагающихся льгот и привилегий.

Государственная администрация, следуя китайским образцам, строилась по системе должностных рангов. Ранги далеко не всегда соответствовали собственно должности, содержанию служебной деятельности. «От министра и до писца – это посты, от первого класса принцев крови и до начального ранга – это ранги. Ранги бывают благородные и неблагородные, посты – высокие и низкие. Благородные занимают высокие посты, неблагородные назначаются на низкие должности. Посты и ранги соответствуют друг другу. Каждый из рангов имеет степени, разряды и ступени»*. Законы заключали в себе (кн. 2-5) исчерпывающий, по-видимому, перечень служб и постов государственной и дворцовой администрации (в 1-м классе числился единственно старший государственный министр, в низшем, начальном младшем ранге – писцы управлений водоснабжения, придворный красильщик и т. д.).

От наличия того или другого ранга зависели возможность и право занять ту или другую должность. Высшие пять рангов присваивались только указом императора, с восьмого (низшего) ранга и выше — с доклада Государственного совета, в т. н. начальные ранги производил Государственный совет собственным решением. Допускалось занятие не одного, а двух постов, в этом случае один считался основным. Запрещалась служба близких родственников в одном учреждении.

Законы регламентировали и содержание служебных обязанностей, в том числе степень своего рода строгости соблюдений этих обязанностей: для высших она была максимальной, включая критерии этические, для низших – была чисто формальной и связывалась только с состоянием порученной по должности сферы управления. Например, старшему министру, «как наставнику Сына Неба», полагалось быть «примером для всего света, держать страну на путях морали и приводить в гармонию отрицательное и положительное…» Если такого человека нет, то пост этот оставлять незанятым. Писцы же должны были только снимать копии с документов, записывать и содержать в порядке официальные документы.

Соответствие должности, назначение на другую должность, присвоение высшего ранга зависело от результатов аттестации чиновников. Ее проводили регулярно, в ряде случаев ежегодно. Составлял аттестационное представление начальник управления или ведомства, включая в него обязательно «сведения о хорошем поведении, заслугах и провинностях». Начальник же нес персональную ответственность за возможные искажения: это был минус в его аттестацию. Аттестуемые чиновники распределялись по девяти классам: в высший разряд включались те, кто обладал несколькими достоинствами (в основном этического плана) помимо исправного знания службы, в низший, 9-й, – те, кто «допускает лесть, обман, алчность». Последних надлежало увольнять со службы – но только по результатам испытаний. Для начальной деятельности устанавливались экзамены: по литературоведению, философии, канцелярскому делу, праву – соответственно будущему делу. На экзаменах по праву кандидат должен был «хорошо уяснить содержание десяти статей рицуре и отвечать на вопросы без колебания и задержки». «Если же экзаменующийся в общем знает основы права, но еще глубоко не овладел сущностью, считать его невыдержавшим».

От аттестации зависело продвижение чиновников, в том числе самое жизненно важное – из провинции в столицу. Пропорционально рангам чиновники получали жалованье. Законы регламентировали точные размеры государственных выдач – шелком, холстом, мотыгами. За упущения по службе жалованье задерживалось или могло быть конфисковано.

Административное право Японии едва ли не впервые узаконило обязательный отпуск чиновников. Он был еженедельным, ежегодным и специальным. Еженедельно полагалось отдыхать один день из шести. Кроме того, предоставлялся месяц для полевых работ (два раза в год по 15 дней). Были особые отпуска по траурным обстоятельствам – в 1 месяц. В скорбных случаях государство выдавало чиновникам также вспомоществование на похороны и траур. Траур по родителям был, видимо, значительным по длительности: в этих случаях чиновников предписывалось увольнять от должности.

Службу можно было начинать с 21 года. Чиновникам даже вменялось в обязанность представлять своих сыновей в этом возрасте для испытаний или аттестации. Чиновничество, таким образом, объективно превращалось в полузамкнутое сословие со своими статусом и льготами.

Судопроизводство

Администрация была в Древней Японии тесно связана с юстицией. На самом высшем уровне и на уровне местном судопроизводство осуществляли одни и те же учреждения. Однако существовали и специальные юридические ведомства.

Все судебные дела первоначально должны были передаваться в низшие органы власти: «в административный орган по месту основной приписки» (т. е., по-видимому, налогообложения). Допускалось подавать жалобу и в ближайшее административное управление. Затем при наличии оснований и с «письменным изложением недовольства» истца или ответчика дело можно было передавать на обжалование выше по инстанции. Конечным пунктом судопроизводства могло стать рассмотрение дела в Государственном совете. Только после неудовлетворительного решения в Совете можно было апеллировать к императору.

Император считался высшей судебной властью, однако непосредственным судьей он не являлся. От его имени это производил Государственный совет. Императору принадлежало право помилования и амнистии, утверждения смертных приговоров, приема апелляций на неудовлетворительные по содержанию решения Государственного совета.

Реально важнейшим специализированным судопроизводственным органом было министерство юстиции, или «наказаний» (гебусё). Оно состояло из трех специализированных ведомств: центрального управления, управления штрафов и управления тюрем (всего чиновников насчитывалось до 270). Министерству подчинялись судебные чиновники в составе городских (столичных) управлений и провинциальных администраций. Здесь в равной степени и почти в одинаковой процедуре разбирались жалобы по гражданским и уголовным делам. Из компетенции министерских судов были изъяты только дела знати и чиновников выше пятого ранга; их судили в придворном ведомстве.

Административные ведомства и расследовали дела, и выносили решения. Однако следствие и суд (по уголовным делам), по-видимому, были разделены друг от друга: в штатах министерства упоминались раздельно судьи и следователи. Решения по делам требовалось выносить строго по месту возбуждения дела. Исполнение приговора производилось по-разному, в зависимости от важности преступления и тяжести наказания: более тяжелые преступления полагалось рассматривать вторично в более высоких инстанциях (в провинции, в столице) и там приводить приговор. В случае смертных приговоров утверждение его императором и Государственным советом затребовалось даже трижды. Местом исполнения смертной казни определялся городской базар. Чинам выше седьмого ранга, царевичам разрешалось в замену смерной казни прибегнуть к самоубийству.

Многократная перепроверка материалов дела составляла сущность и предварительного расследования. Оно начиналось либо с заявления, либо с доноса. Первейшим действием следователя был арест – и обвиняемого, и обвинителя; задерживали и доносчика. После первой проверки и установления истины невиновного отпускали. Во-первых, следователя обязывали оценить заявление по пяти аспектам: как арестованный говорит, как слушает, каково выражение лица и т. п. Во-вторых, должны быть правильно оценены улики. В случае противоречий, подозрительности обстоятельств предписывалось применять пытку к подследственному – довольно примитивную (битье палками). Пытку можно было повторять троекратно с интервалами в 20 дней. Правила законов допускали, что арестованный и умрет в процессе дознания. Об этом эпически-спокойно предписывалось «доложить начальству». По незначительным преступлениям следствие шло сокращенным порядком, по обвинениям в мятеже предусматривалось какое-то особое разыскание.

Одной из важнейших особенностей древнего судопроизводства было требование строгой подзаконности судебных решений: чиновникам предписывалось «придерживаться официального текста уголовных и гражданских законов».

Еще одной, чисто японской особенностью древнего судопроизводства было требование доноса о преступлении от всех якобы знавших о нем. Касалось это прежде всего родственников жертвы, а также и виноватого. Вероятно, таким образом в общей форме стимулировалось моральное осуждение нарушителя законов и правил, столь важное для конфуцианства и для буддизма. (Родственников жертвы обязывали доносить еще и потому, чтобы обеспечить исполнение государственного закона, а не сделки с возможным преступником.) Родственник, который знал о преступлении, но спустя месяц не донес о нем, подвергался также наказанию, хотя и несколько ниже подлинного преступника. Вместе с тем младшие родственники и слуги, рабы виновного были освобождены от обязанности доносить. Так древний закон находил компромисс между государственным правом и семейной моралью. Впрочем, при совершении самых тяжких преступлений – государственных – доносить вменялось в моральный долг (уже иначе понимаемый) всем, включая рабов.

Уголовное право

Сложное сочетание требований морали и закона было характерно и для уголовного права. Вполне очевидно, что уголовной ответственности подлежали греховные действия (в развитие древних конфуцианских и других религиозных предписаний о восьми смертных и пяти малых грехах). Однако воспринятое в законах понимание греховности было переиначено: наиболее тяжкими объявлялись посягательства не на семейные и даже не религиозные устои, а на священное место власти.

Следуя религиозно-этической традиции, рицу выделяли 8 тяжких преступлений из всех прочих (полная систематика преступлений древнего права неизвестна, так как большая часть именно уголовных законов не сохранилась). В их число входили (1) мятеж или заговор против императорского дома, (2) разрушение или заговор с таковой целью императорских могил, дворцов, храмов, (3) государственная измена, в т. ч. переход на сторону неприятеля или убийство членов царствующего дома; (4) «великое убийство», т. е. убийство своих родственников, множественное убийство в семье, связанное с нарушением религиозных заповедей; и др. Обычное убийство, кражи, разбой, ограбления и т. п. – все это было отнесено к группе прочих преступлений.

Разделение преступлений на два больших класса было важно не столько для назначения основного наказания (это почти не регулировалось законами и находилось на усмотрении суда), сколько для последствий его исполнения. По тяжким преступлениям не применялась амнистия преступников, весьма распространенная по другим делам. Различны были требования к сопутствующему наказанию – конфискации имущества.

Законы держались строгой системы из 5 видов наказаний: 1) смертная казнь, 2) ссылка, 3) каторга, 4) битье палками и 5) плетьми. Тюремное заключение, о котором много говорилось в законах и которое детально регламентировалось (вплоть до того, что можно и чего нельзя иметь заключенным и что их «должно снабжать одеждой, питанием, циновками, врачами, лекарствами» за счет конфискаций), применялось только как промежуточная мера на время следствия, обжалования и т. п. Смертная казнь применялась главным образом в виде повешения или обезглавливания. Однако позднее в обиход вошли более диковинные ее виды: сваривание, отпиливание головы, сожжение, распятие, замуровывание. Специфическими японскими видами были сажание на деревянную лошадь, под которой разводили огонь, и многочетвертование (когда приговоренному в 1-й день рубили палец, во 2-й – другой, и только на 13-й – голову). Ссылка считалась одним из самых тяжелых наказаний, она была сопряжена с принудительными работами. В зависимости от тяжести преступления ссылка была в более или менее отдаленные от родных мест поселения, куда препровождали «по этапу». Она могла быть срочной и бессрочной. Ссыльные питались за свой счет, и только в случае большой бедности семье или ее отдаленности выдавалось казенное пропитание. Ссылка по режиму видимо, не различалась от каторги, поскольку осужденные обязаны были работать. Телесные наказания различались в зависимости от толщины применяемых бамбуковых палок: битье розгами или тонкими палками; при следственной пытке применялись палки наибольшей толщины. В случае ссылки или каторги, кроме того, как дополнительное телесное наказание применялось заковывание в кандалы и шейные деревянные колодки.

Одним из своеобразных институтов уголовного права был выкуп наказания. По усмотрению провинциальных начальников любое из наказаний можно было выкупить (неясно только, можно ли было выкупить наказания за 8 тяжких преступлений): смертную казнь в течение 80 дней, наказание плетьми – 30 дней. В любом случае, правда, следовало возместить причененный преступлением ущерб. Ущерб казенному имуществу компенсировался даже в случае, если само преступление подлежало амнистии.

Помимо основных, законы предписывали применять и дополнительные наказания. Одним из существенных была конфискация имущества, причем в зависимости от важности преступления то учитывались, то нет интересы родственников. Конфискации подлежали даже земельные наделы. Однако наделы, предоставленные за служебные или воинские заслуги, можно было конфисковывать лишь при совершении первых трех самых тяжких преступлений, наградные наделы – только за восемь тяжких преступлений. Другими дополнительными наказаниями, особенно для чиновников, были исключения из семейных списков, лишение постов, лишение рангов или государственной награды.

Ответственность за преступления была неравнозначной и носила сословный характер. Шесть категорий знати и ученых (от родственников царя до «великих талантов») пользовались снисхождениями. В случае малозначительных преступлений предписывалось прощать монахов (если наказание соответствовало году каторжных работ). Если же преступление буддийских монахов было более значительным, то его расстригали. В случае еще менее значительных преступлений монахам телесные наказания заменялись епитимьей (из расчета 10 дней «дел, угодных Будде» за 10 палок). Наказания за тяжкие преступления, помимо прочего, приводили к исключению преступника из общины, что в тех примитивных условиях жизни было едва ли не наиболее тяжким последствием, особенно для семьи преступника. Таким образом формирующаяся государственная власть стремилась гарантировать соблюдение установленных порядков и подчинение.

Брачно-семейное право

Сословное и патриархальное начала характеризовали всю сферу социально-правовых отношений по древним японским законам. Знать, основная масса населения, рабы – каждое сословие жило по своим правилам, и государственный закон в наибольшей степени регламентировал только вторые два состояния.

Патриархально-клановое начало было важным для семейного юридического быта еще и потому, что полноценная малая семья – в виде совместного проживания – в Древней Японии не была типичной формой. Основу семейных отношений составлял особый японский брак – цумадои, при котором муж свободно посещал жену, сохраняя, по сути, раздельное жительство с нею. С этим были связаны большинство особенностей отношений мужчины и женщины, значительная самостоятельность женщины в домашних делах, особые порядки наследования имущества.

Для основной массы населения брак заключался по достижении совершеннолетия: в 15 лет для юноши и в 13 – для девушки. Заключение брака предполагало согласие многочисленной родни, вплоть до дедов и бабок со стороны жены. Брак заключался как бы в две стадии: назначение (или помолвка) и собственно «вступление в силу». Если срок между назначением брака и его действительностью превысил три месяца, то согласие на брак можно было расторгнуть, и это не влекло никаких последствий. Можно было считать брак расторгнутым и в случае длительного безвестного отсутствия (законы знали и такой институт).

Брак цумадои не предполагал моногамности, и мужчине не возбранялось иметь нескольких жен, а также наложниц. Однако вольное отношение со своими женами, оставление их без причины, чтобы жениться на новой жене, законами не допускалось.

Соответственно китайским традициям, развод был весьма легок, и даже считался необходимым в некоторых случаях. Причинами для развода, также соответственно канонам конфуцианства, считались семь обстоятельств: бездетность жены, ее развратное поведение, непослушание родне мужа, сплетница, ревность, вороватость, дурная болезнь. Со стороны мужа развод выражался в том, что он выдавал жене соответствующую бумагу за подписью (если неграмотен – с отпечатком пальца). При некоторых, правда, обстоятельствах жена не могла покидать дом мужа, даже получив разводное письмо: траур по родителям, повышение мужа по службе, если ей некуда идти. Предписывалось разводиться, кроме того, если один из супругов (муж или жена) пытался побить или убить родственников другого. Не считался возможным также брак с ранее совращенной женщиной. При разводе все наличное приданое жены подлежало возврату.

Люди рабского состояния могли заключать браки только в рамках своих сословных категорий, причем законы предписывали строго придерживаться различий даже между особыми категориями рабов (чужеземные некультурные, свои, превращенные в рабов за государственные преступления, родственников, и т. п.). В низшую степень государственных рабов переходили дети, рожденные от недозволенных браков рабов и их хозяев. Дети от случайных связей со свободными считались, однако, свободными. Но связь эта не могла признаваться браком.

Только к XIV-XV вв. в японский быт входит нормальный моногамный брак с постоянным совместным проживанием мужа и жены. Тогда значительно изменились и требования брачно-семейного права. С развитием феодально-вассальных связей и в целом переменилось регулирование сферы социально-правовых отношений.

Развитие японского права после кодексов Тайхо и Еро осуществлялось главным образом в виде императорских указов. К Х в. собрания таких указов постепенно вытесняли древние кодексы. Однако в практике комментарии к древним кодексам по-прежнему имели большое значение, формально свод «Тайхо Еро-ре» (или «Тайхо-рицурё») действовал до середины XIX в. (эры Мейдзи – см. § 72). Однако с началом сегуната большинство правил древних кодексов стали нежизненными и перестали быть руководством для юстиции. В XIII в. появились новые своды законов, построенные уже на совсем других основаниях.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Добавить комментарий