Монархия Франция

Органы государственной власти

Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности обще-французского собрания сословий — Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: — духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства.

Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Во-первых, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Во-вторых, в период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена религиозных войн, правительство, с целью привлечения влиятельной знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном аппарате, которые впоследствии стали достоянием отдельных аристократических семей8.

Проблемы, возникшие при формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой системы государственных органов. Важнейшие посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии. В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления9.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

Основной опорой для всего государственного устройства являлись финансы, которые в основной своей массе формировались из налогов.

Несмотря на объединение Франции и ликвидацию раздробленности, продолжали существовать внутренние таможни. Фискальные меры позволяли правительству собирать значительные средства от пошлин не только за счет границ, но и внутри страны.

В пользу короля взимались судебные платежи, штрафы, различные сборы, средства от продажи прав на производство определенных видов продукции (таких как порох, соль) и т.д.

Судебная система

В период абсолютной монархии во Франции установилось несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городское, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, устанавливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.

В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Королевская юстиция получила право принимать к судебному производству любые дела из некоролевского суда на любой стадии рассмотрения. Исключение составляли некоторые церковные дела10.

Королевский суд состоял из трех инстанций: судов превотальных, бельяжных и судов парламентов. Особыми полномочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду с советниками входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король. Государственный совет тоже имел не малое значение, он был одновременно высшим органом управления и высшим судом, наделенным правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права, разрешал споры о подсудности. Наряду с общими судами функционировали специальные суды. Практически каждое государственное ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы. Были военные, морские и таможенные суды11.

В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны имена. Обладатель такого приказа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму.

Заключение

Абсолютизм был последним этапом в развитии французского феодального государства.

Возникновение абсолютизма было вызвано объективными причинами развития государства и общества:

— зарождение новых капиталистических отношений, вызванных ростом городов, производства, новых экономических институтов,

— появление нового класса буржуазии вследствие имущественной дифференциации 3-го сословия;

— архаичность феодальной собственности на землю тормозило экономический прогресс. В силу этого новый класс был заинтересован в сильной власти короля, ограничившей зависимость от феодала.

Процесс утверждения абсолютизма во Франции начался в конце XV в. Произошла централизация королевской власти, которой подчинялась вся территория государства. В XVI в абсолютизм во Франции носил прогрессивный характер: 1) способствовал территориальному объединению Франции как единого государства; 2) устанавливал единые принципы экономического развития, судебной системы, административного управления.

Великие просветители XVII-XVIII вв. Вольтер, Руссо в своих трудах не только критиковали абсолютизм, но и выработали новую концепцию государственной власти, основанную на ее разделении.

В XVIII в. абсолютизм стал тормозом общественного прогресса. Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. (1789-94 гг.) уничтожила абсолютный строй — монархия прекратили существование.

Список литературы

1. Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975.

2. Всемирная история. Энциклопедия. Том4. — М.: Издательство социальной-экономической литературы, 1958.

3. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. — М.: Эксмо, 2002.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. — М.: Проспект, 2006.

5. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. — М.: Юристъ, 1995.

6. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. — М.: Кнорус, 2001.

Термин «абсолютизм» утвердился во Франции только в эпоху Великой революции, но термин «абсолютная власть» использовался уже в Средние века. Под абсолютизмом можно понимать систему неограниченной власти монарха. При такой системе монарх признается единственным источником власти в государстве. Это не означает, что в каждый момент времени монарх обладает всей полнотой власти: он может делегировать ее другому органу или должностному лицу. Абсолютизм проявляется в том, что государь может вернуть себе делегированную власть обратно, когда пожелает. Для возникновения этой системы во Франции потребовалось подчинить феодальную иерархию королевской власти, поставить дворянство на службу короля, ослабить самостоятельность церкви и городов, укрепить королевскую администрацию и суд.

Усилению позиций монарха в государстве способствовали реформы, проведенные королем Карлом VII (1422–1461). При нем был установлен постоянный прямой налог – королевская талья (1439 г.), созданы отряды постоянной королевской армии (конные жандармы и пешие вольные стрелки) (по ордонансам 1445 и 1448 гг.). Была принята Прагматическая санкция 1438 г., которая ослабила зависимость французской Галликанской церкви от римской курии и усилила влияние королевской власти на духовенство. Эти реформы заложили основы абсолютизма во Франции. Наследник Карла VII Людовик XI (1461–1483) смог подавить аристократическую оппозицию и фактически объединить территорию страны под своей властью. Этого короля можно считать первым абсолютным монархом во Франции.

Правовое положение абсолютного монарха.

Во Франции господствовало представление, что короли получают свою власть только от Бога. С этим была связана важная особенность французского абсолютизма: монарх подчинен Божественным законам, но не должен подчиняться законам человеческим. Как признавалось легистами еще в XIV в.: «Rex solutus legibus est» – «Король не связан законами». Тем не менее деятельность абсолютного монарха была поставлена в рамки установившихся традиций и обычаев королевства. Его правовое положение определялось так называемыми фундаментальными законами, которые лежат в основе французского государства.

Эти законы устанавливали, что король обладает внешним и внутренним суверенитетом, является источником правосудия и «может даровать милости и изъятия, невзирая на общее право». Вследствие этих законов монарху принадлежали законодательные и судебные полномочия, право объявления и ведения войны, назначения должностных лиц, взимания налогов и податей, право чеканки монеты. Монарх обладает независимостью от других церковных и светских властей, прежде всего от папы римского и германского императора. Он признается «императором» в своем королевстве.

Фундаментальные законы, однако, накладывали некоторые ограничения на правомочия короля. Они, в частности, вводили принцип неотчуждаемости королевского домена. Домен считался собственностью короны (государства), но не короля лично. Поэтому монарх не имел права продажи домениальных земель, но мог отдавать их в заклад. Другим ограничением королевской власти был салический принцип наследования престола: монарх не мог распорядиться им по своему усмотрению. Данный принцип устанавливал порядок передачи престола по прямой или в боковой линии только лицам мужского пола: женщины из числа наследников исключались.

В XV в. во Франции были отменены междуцарствия (периоды между смертью одного монарха и коронацией его преемника): в свои права наследник вступал сразу после кончины предшественника. Отсюда вытекал еще один фундаментальный закон: «король Франции никогда не умирает». Впрочем, до достижения королем совершеннолетия (в XV в. – 14 лет, начиная с XVI в. – 13 лет) в стране устанавливался режим регентства. Обычно регентские полномочия возлагались на родственников монарха, причем необязательно мужчин. У короля также отсутствовало право отречения от престола: получив власть от Господа, он уже не вправе был от нее отказаться.

Помимо ограничений, установленных фундаментальными законами, существовали ограничения, проистекавшие из делегирования власти короля другим органам, с тем, что монарх не обладает всей полнотой власти в конкретный момент времени. С этим, в частности, было связано право ремонстрации, принадлежавшее высшим судам королевства, прежде всего Парижскому парламенту. Такое право возникло из полномочий парламента регистрировать королевские нормативные акты (с XIV в.). Без парламентской регистрации они не принимались к рассмотрению нижестоящими судами королевства, т.е. не получали действительную силу закона.

Парламент мог отказать в регистрации королевского акта, если он противоречит прежде изданным законам королевства, кутюмам Франции или «противен разуму». В этом случае он обязан был подать королю свое «возражение» с изложением мотивов отказа, так называемую ремонстрацию. Право ремонстрации преодолевалось личным присутствием короля на заседании парламента (так называемая процедура lit de justice – «ложе правосудия»: имеется в виду королевское кресло в парламенте). Считалось, что в этом случае король принимает всю делегированную власть на себя, и, не обладая собственной властью, парламент обязан зарегистрировать любой акт монарха.

Однако далеко не всегда монарх мог лично прибыть в парламент, поэтому в руках парламента право ремонстрации превращалось в мощное средство давления на королевскую власть. Монархи стремились к его ограничению. При Людовике XIV был издан королевский патент 1673 г., которым парламент обязывался регистрировать все акты, исходящие от монарха, а если имеет возражения, то ремонстрация должна подаваться отдельно, уже после регистрации. Таким образом, король фактически лишил высший суд отлагательного права вето на свои законы. Впрочем, после смерти короля, в 1715 г. старое право ремонстрации было полностью восстановлено.

Власть абсолютного монарха сдерживалась также сохранявшимися органами сословного представительства. Генеральные штаты, однако, теряют свое прежнее значение и созываются крайне редко. Исключение составлял период религиозных войн (1562–1594 гг.), когда страна была охвачена феодальной анархией и королевский абсолютизм фактически утратил свое значение. В этот период Генеральные штаты созывались довольно часто и, как правило, представляли интересы католической оппозиции королевской власти. После восстановления абсолютизма при новой династии Бурбонов общефранцузские собрания сословных представителей уже практически не созываются (редкие исключения – Генеральные штаты 1614–1615 гг. и 1789 г.). Продолжают функционировать штаты на местном уровне, в частности, провинциальные штаты, определявшие налогообложение в своем регионе. С их деятельностью королевской власти приходилось считаться.

Как видим, неограниченный монарх вовсе не был таким уж «неограниченным». Некоторые ученые поэтому вообще сомневаются в существовании во Франции абсолютизма. Очевидно, что не следует понимать под абсолютизмом режим произвола одного человека. В случае французского абсолютизма единоличная власть монарха была поставлена в строго правовые рамки и ее неограниченность понималась только в установленных правом пределах.

Королевская администрация.

Абсолютизм располагал разветвленным бюрократическим аппаратом.

Должностные лица во Франции делились на две основные группы:

1) оффисье и

2) комиссары.

Оффисье покупали свои должности у государства, поэтому могли ими распоряжаться, переуступать другому лицу и передавать по наследству. За право распоряжения должностью они платили налог – полетту, составлявшую 1/60 от годового дохода, приносимого должностью. Чтобы сместить оффисье с должности, казна должна была выкупить ее у служащего лица. Несмотря на единовременные выгоды от продажи должностей, подобная практика была обременительна для государственного бюджета, так как часто вынуждала ежегодно оплачивать должности, совершенно ненужные для государства (созданные только для продажи). С другой стороны, оффисье мог чувствовать себя более независимым от короля, что не всегда было удобно для правящей власти.

Иную категорию служащих составляли комиссары, которые назначались правительством и в любой момент могли быть смещены. Именно они служили верными агентами королевской власти.

Высшие и центральные органы власти и управления.

Высшим органом власти являлся Королевский совет. Он играл роль главного координирующего центра французского правительства, сочетая в себе законосовещательные, административные и судебные функции. В XV–XVIII вв. Совет претерпел сложную эволюцию: от «узкого» совета – собрания крупных сеньоров и сановников монарха до административного учреждения, состоящего из нескольких секций. К концу XVI в. в его составе образовалось четыре секции: две правительственных и две административных. На правитель-ственных советах председательствовал сам король, здесь рассматривались дела, требовавшие его личного участия. Это Деловой совет для решения политических (прежде всего внешнеполитических) вопросов и Финансовый совет для общего управления финансами государства.

На администра-тивных советах обычно председательствовал канцлер – «шеф» Королевского совета. Из них Государственный финансовый совет собирался для решения текущих административных, судебно-административных и финансовых вопросов, Совет тяжб осуществлял суд по апелляциям и эвокациям (эвокация – перенос дела из одной судебной инстанции в другую) по делам частных лиц. Для организации работы советов действовали постоянные бюро и временные комиссии. В них заседали государственные советники и докладчики прошений. В XVII в. Деловой совет стали именовать Советом в верхах (или Верховным советом, иногда Государственным советом), а при Людовике XIV (1643–1715) возникла еще одна правительственная секция – Совет депеш для рассмотрения внутриполитических вопросов, требующих королевского решения.

Коллегиальное руководство в секциях Королевского совета сочеталось с единоличным управлением. Оно осуществлялось министрами, когда отдельный чиновник возглавлял отраслевое ведомство (министерство или департамент). Каждое такое министерство располагало своими бюро и штатом служащих лиц (клерков). Министерская система во Франции зародилась в XVI в. В качестве министров выступали канцлер, сюринтендант (суперинтендант) финансов и статс-секретари. Канцлер считался главой правосудия в государстве, являясь, по сути, министром юстиции, сюринтендант финансов возглавлял ведомство финансов. Последняя должность просуществовала до 1661 г. После ее упразднения управление финансами было сосредоточено в соответствующей секции Королевского совета, а с 1665 г. значение министра финансов закрепилось за должностью генерального контролера финансов.

Однако его полномочия не ограничивались сугубо финансовой сферой, а распростра-нялись на все вообще экономические вопросы, связанные с развитием французского хозяйства. Ему были подчинены интенданты финансов и их комиссии. Под наблюдением генерального контролера также находилась почти вся провинциальная администрация. Статс-секретари первоначально являлись простыми секретарями монарха. Их роль резко возросла в период религиозных войн, когда они стали докладывать монарху о важных делах и осуществлять дипломатические миссии. Постепенно среди них появляется отраслевая специализация. Так, по Регламенту 1626 г. были выделены департаменты иностранных дел и войны. К началу Великой революции во Франции установилось шесть министерских должностей: канцлера, генерального контролера финансов, четырех статс-секретарей – военного и морского министров, министра иностранных дел и министра по делам Королевского дома.

Особо следует сказать о должности премьер-министра (или главного министра). Премьер-министр являлся ведущим членом Совета в верхах, он координировал работу министерств и фактически осуществлял руководство страной. Сосредоточение власти в его руках получило название министериата. Министериат, как правило, устанавливался в тех случаях, когда монарх сознательно устранялся от активного вмешательства в повседневную работу правительства (напри-мер, министериат кардинала Ришелье при Людовике XIII) либо был слишком молод (министериат кардинала Мазарини при юном Людовике XIV). Официально должность премьер-министра была окончательно упразднена в абсолютистской Франции в период правления Людовика XV.

Местное управление.

Франция в эпоху абсолютизма не имела четкого административно-территориального деления. Даже внешние границы государства подчас были лишены твердых очертаний. Страна делилась на округа по различным отраслям управления, причем границы округов не совпадали друг с другом. В общеполитическом отношении это было деление на провинции. Во главе провинций находились губернаторы, традиционно назначаемые королем из высшей знати, обладавшие административной, судебной и военной властью. Их замещали генеральные лейтенанты (генеральные наместники). Существовало также деление на судебно-административные округа – бальяжи и сенешальства (во главе с бальи и сенешалами), делившиеся, в свою очередь, на мелкие единицы – превотажи, шателлении и др. Финансовые округа – женералитэ («генеральства»). В них действовали генералы финансов и казначеи Франции, им подчинялись сборщики налогов (элю). Их деятельность контролировалась периодически присылаемыми комиссарами правительства – интендантами.

Начиная с 1630-х годов, интенданты превращаются в постоянных местных чиновников, заменив прежних финансовых служащих. Постепенно складываются новые финансовые округа – интендантства. Они подразделяются на области во главе с субделегатами, подчиненными интенданту. Полномочия интендантов были шире собственно финансовых: они стали рассматривать административные и судебные вопросы, могли выносить решения, в том числе по уголовным делам. Поэтому их стали именовать интендантами юстиции, полиции и финансов. (В конце царствования Людовика XIV во Франции был 31 интендант на местах.) Они приобрели настолько сильное влияние, что все остальные местные службы были поставлены от них в зависимость. В целом в местном управлении при абсолютизме возобладали бюрократические черты, органы самоуправления были по большей части ликвидированы. Так, в 1692 г. были отменены все выборные должности в городах.

Королевская юстиция.

Абсолютизм стремился усилить свой судебный и полицейский контроль над обществом. В условиях существования конкурирующей юрисдикции сеньориальных, церковных, городских судов была расширена сфера действия королевского правосудия. Вилье-Коттрейский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам вершить суд над мирянами по делам, относящимся к мирской жизни. Затем Орлеанский ордонанс 1560 г. и Муленский ордонанс 1566 г. передали в компетенцию королевских судов основную массу уголовных и гражданских дел.

Многие органы королевской юстиции были унаследованы от прежнего времени. На низшем уровне это были средневековые суды прево, бальи и сенешалов. Суды прево рассматривали гражданские дела простолюдинов (ротюрье), но в XVIII в. они исчезают. Сохраняются суды бальи и сенешалов, которые решали окончательно дела с суммой иска до 40 ливров. В 1552 г. было создано среднее звено судебной системы – президиальные суды. Они выносили окончательное решение по делам с суммой иска до 250 ливров. Во Франции существовала довольно разветвленная система высших судов. В нее входили прежде всего Парижский парламент и 12 провинциальных парламентов и имевшие сходное с ними значение 4 верховных совета (в Руссильоне, Артуа, Эльзасе и на Корсике). Они, однако, не были напрямую связаны между собой, и столичный парламент не являлся ни апелляционным, ни надзорным органом в отношении провинциальных парламентов.

К числу высших судов относились также Счетная палата, Налоговая палата и Большой совет. Большой совет выделился из состава Королевского совета и учрежден как самостоятельный судебный орган в 1498 г. Он принимал к своему ведению дела по эвокациям из Парижского парламента, когда королю было угодно лично их рассмотреть. В дальнейшем здесь в основном разбирались дела, связанные с правом на церковные бенефиции. Высшими судами являлись и секции Королевского совета, наделенные судебными полномочиями. Такая громоздкая система высшей юстиции была, очевидно, направлена на ослабление политической роли и влияния Парижского парламента, который в XVII–XVIII вв. часто находился в оппозиции к монарху. Следует иметь в виду, что во Франции власть судебная еще не была отделена от власти административной. Поэтому административные учреждения располагали и своими судебными полномочиями.

Королевские судьи во Франции были несменяемы: король мог уволить судью только за уголовное преступление, доказанное в судебном порядке (по эдикту Людовика XI, изданному в 1467 г.). Это положение отличало французское правосудие от юстиций других стран, где такой гарантии независимого суда еще не существовало. Однако Франция была страной, где не были гарантированы личная свобода и безопасность подданных от полицейского произвола. В практике широко использовались так называемые lettres de cachet – письменные приказы об аресте без суда и следствия. Бланк приказа был чистым, в него можно было вписать имя любого лица и арестовать его, не предъявляя ему обвинения. Заключенный мог затем сидеть в тюрьме бессрочно, не зная, за что туда посажен.

В 1648 г., в период открытого столкновения высших судов с королевским правительством (Фронды), Парижский парламент настоял на введении в стране гарантий личной безопасности: никто из подданных короля «впредь не мог подвергнуться уголовному преследованию иначе как в формах, предписанных законами и ордонансами нашего королевства, а не через посредство комиссаров и назначенных судей». Был введен и запрет на использование приказов lettres de cachet, однако он касался только оффисье судебных учреждений. Данные положения были закреплены в ст. 15 Декларации от 22 октября 1648 г., утвержденной регентшей Анной Австрийской, матерью короля Людовика XIV. На деле это означало гарантии неприкосновенности лишь одних судебных должностных лиц, но даже такая попытка ограничения полицейского произвола говорила об осознании в обществе необходимости предоставления подданным более широких прав и свобод.

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках — короля. Ему подчинялись армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы рассматриваются как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Возникновение новой формы монархии было связано со стремлением дворянства и духовенства сохранить свои привилегии и позиции в экономике. Не смотря на возникновение капиталистического уклада в экономике (появление мануфактур, использование наемной рабочей силы), феодальные отношения сдерживали этот прогресс. В промышленности продолжали господствовать цехи. В сельском хозяйстве сохранялись собственность сеньора на крестьянские земли, феодальные платежи, баналитеты и т. д.

Духовенство и дворянство полностью сохранили свои привилегии. При 15 млн. населения к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек. Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Король получил право назначения на церковные должности. Многие дворяне стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные посты в государственном аппарате (Ришелье, Мазарини). Таким образом между духовенством и дворянством сложились самые тесные узы.

Дворянство насчитывало около 400 тыс. человек, в собственности которых находилось 3/5 всей земли в государстве. Титул дворянина приобретался главным образом по наследству (дворянство шпаги). При этом требовалось доказывать свое дворянское происхождение до четвертого колена. В связи с частыми подделками дворянских документов была учреждена специальная администрация, которая проверяла дворянское происхождение.

Однако значительная часть родовитого дворянства разорилась. Их место в государственном аппарате занимали выходцы из городских верхов, которые покупали должности и становились «дворянами мантии».

Система государственного управления включала: Государственный совет — высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш, Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора.

С 1614 г. короли перестали созывать Генеральные штаты. Это означало окончательное оформление абсолютной монархии во Франции.

Абсолютная монархия играла, помимо негативной, и прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны.

Основные черты феодального права Франции.

Несмотря на политическое единство страны, французское право вплоть до буржуазной революции 1789 г. представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, которые действовали на небольшой территории. Как язвительно заметил Вольтер, во Франции «меняя почтовых лошадей, меняют право».

Важным источником права являлся обычай. Уже к X в. во Франции перестали действовать Салическая Правда и племенные обычаи. На смену им приходят территориальные правовые обычаи – кутюмы (Нормандии, Бретани, Бовези и др.). Они получили распространение, в основном, на севере Франции («страна неписанного права»). Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны в течение 40 лет.

К югу от реки Луары действовало римское право — «страна писаного права».

Римское право стало основой для создания единообразной системы права во Франции. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права.

Источниками права являлись также акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля.

Формы прав на землю:

Аллод — форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в формебенефиция.Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием – феодом.

Феод — благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал свободно владел и пользовался феодом, передавал по наследству, но без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины — рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания -Цензива — это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Сеньор имел право на 1/10 дохода от земельного участка, барщину, право охоты и т.д.

Земельные владения лично несвободных крестьян(сервов) находились лишь в их пользовании.

Расцвет французского абсолютизма, 1598-1661

На протяжении лет между окончанием французских Религиозных войн в 1598 г. и установлением полного контроля Людовиком XIV в 1661 г. Франция триумфально возвращала себе политическую силу. Дома она восстановила свою правительственную систему. За границей она подавила Габсбургов в Германии и Испании и заняла лидирующие позиции в Европе. Это не кажется столь волшебным, если учесть имеющиеся в распоряжении Франции ресурсы: огромное население (около 16 миллионов человек в 1600 г.), гибкая экономика и наследие в виде сильного правительства и мощной армии. Но ее проблемы на протяжении Религиозных войн XVI в. казались почти непреодолимыми. Противостояние гугенотов и католиков, аристократии и короны, Парижа и провинций практически разделило страну на автономные части, как это было в Священной Римской империи. То, что французы не только оправились от своих гражданских войн, но и развили более цивилизованное общество, чем они имели до этого, было огромной заслугой трех крупных фигур в истории этой страны — короля Генриха IV, кардинала Ришелье и кардинала Мазарини.

Очень разные по тактике и по характеру, первый король династии Бурбонов и два кардинала преследовали одинаковые цели: преодолеть локальное разделение, усилить королевскую власть и увеличить территорию Франции любыми способами агрессивной внешней политики. Их цели были не новы. Французские монархи начала XVI в. пытались достигнуть того же, пока религиозный кризис и революция цен не нарушили их планы. Считается (точнее, обсуждается), что, будучи преемниками Франциска I и Генриха II, Генрих IV, Ришелье и Мазарини искусно маскировали свою политику под компромиссную, хотя они никогда не могли искоренить скрытых брожений во французском обществе. Оппозиция в лице гугенотов, радикальных католиков, феодальной знати, свободных деятелей провинций, притесняемого крестьянства оставалась постоянной и опасной. Периодически — особенно в 1610–1624 и 1648–1653 гг. — несколько из этих диссидентских факторов объединялись. Но все восстания кем-то координировались, и возникали центростремительные процессы. Поэтому, хотя ни Генрих, ни Ришелье, ни Мазарини не были реформаторами или новаторами, 60 лет их правления имели огромный эффект.

Генрих IV (правил в 1589–1610 гг.) может по праву считаться одной из самых запоминающихся фигур в длинной галерее французских королей. Элегантный и остроумный, слегка грубоватый, он играл много ролей: солдата из Наварры с великолепным белым пером на шлеме, драматически развевающимся в битве; услужливого ухажера с роскошными усами, всегда окруженного дамами; добросовестного управленца, поглощенного изучением технологий фермерства, — он читал после обеда «Театр сельского хозяйства» Оливера де Серре; и простолюдина, пахнущего чесноком. Он говорил, что хочет прожить так долго, чтобы увидеть, как все крестьяне Франции жуют цыпленка на свой воскресный обед. Генрих сам создавал свой образ так, чтобы он как можно меньше был похож на последних королей династии Валуа, на невротичных сыновей Екатерины Медичи. Стойкий, мужественный характер Генриха вызывал всеобщее восхищение и стал своего рода символом монархии. Он никогда не допускал и части тех войн, которые выпали на его молодость. Выросший и поднявшийся как гугенот, он дважды становился католиком. Разница между рациональностью Генриха и Екатерины Медичи была не слишком значительной, если не считать того, что его планы реализовывались, а ее — нет. Политика, как и бейсбол, — это игра, где все решают дюймы.

Генрих IV провел первую половину своего правления — с 1589 по 1598 г. — в Религиозных войнах, а вторую — с 1598 по 1610 г. — защищая мир в своей стране. О препятствиях, которые он преодолел в период Религиозных войн, мы поговорили выше. Генрих устранил оппозицию, подкупив своих католических подданных, приняв их вероисповедание, своих подданных гугенотов — гарантировав им гражданскую и религиозную автономию по Нантскому эдикту, а глав радикально-католической лиги — заплатив им 32 миллиона лир (сумма намного большая, чем годовой доход страны) за то, чтобы они распустили свои войска. «Франция и я, — заметил он в 1598 г., — мы оба должны перевести дух». Много раз отступая, чтобы в итоге выиграть, Генрих позже приложил немало усилий, чтобы восстановить королевскую власть. По его мнению, Генеральные штаты, которые между 1560 и 1593 гг. собирались всего четыре раза, были средой для развития феодальной раздробленности. Поэтому он не собирал их. С того момента, как он установил неограниченную власть по сбору прямых налогов с территории своей страны, он мог терпимо относиться к провинциальным выборным ассамблеям в Бретани, Нормандии, Бургундии, Дофине, Провансе и Лангедоке с их привилегией по сбору налогов (очень малых). Генрих предпочитал брать к себе на основные должности выходцев из буржуазии, а не из знати и окружил себя такими советниками, как герцог Сюлли (1560–1641), который был гугенотом. Что касается религии, он охранял гугенотов, соблюдая их защиту и толерантное отношение, прописанное в Нантском эдикте. Между тем он долго настраивал папу против галльской знати, чтобы получить полный контроль над французской католической церковью, чего добились последние короли Валуа. Иезуиты после того, как они были реабилитированы во Франции в 1604 г., стали активными сподвижниками монархии Бурбонов.

Управление Генрихом финансами очень ярко иллюстрирует цели и границы его правления. Он унаследовал огромное количество военных долгов. В 1596 г. король был должен кредиторам 300 миллионов ливров при непомерных процентах, и каждый год расходы увеличивались вдвое, как и королевские доходы. В отличие от испанского правительства французское избегало говорить о банкротстве. Но герцог Сюлли, министр финансов Генриха, отказался признать часть долгов и пересмотрел договоры на условиях более низких процентов. Радикально сократив расходы, как только война была закончена, и урезав дополнительные источники дохода, Сюлли начал приводить в порядок бюджет. К 1609 г. он сократил долг до 100 миллионов ливров и перевел королевские сокровища в 12 миллионов ливров в слитки золота, положив их на хранение в подвалы Бастилии. Сюлли сделал еще одну замечательную вещь для устранения несправедливости в налоговой структуре Франции. Крестьяне продолжали платить большее количество налогов, тогда как привилегированные классы были свободны от этого. Сюлли сократил, наконец, талью, но тут же повысил налог на соль. Оба налога продолжали собираться под большие проценты в разных частях страны. И как и раньше, большинство налогов собиралось землевладельцами, посредниками между крестьянами и правительством, которые сильно наживались, удерживая то, что они должны были отдать в казну. Финансы позже были подорваны еще и политикой короны по продаже финансовых и юридических постов буржуазии. Сюлли более не продавал административные посты, но сделал их наследственными в обмен на годовую плату, так называемую налету.

К 1610 г. Генрих IV был полностью готов к войне. Его противником уже традиционно стала габсбургская Испания. Каждый сильный французский король начиная с конца XV в. проверял свою стойкость против испанской армии, чаще проигрывая, чем выигрывая. Франция была буквально окружена территориями габсбургской Испании — Пиренеями с одной стороны и Франш-Конте, Люксембургом и Фландрией — с другой. Кроме того, он не простил Филиппу II то, что тот поддержал французскую гражданскую войну, помогая лиге деньгами и людьми. В мае 1610 г., накануне своей кампании, когда Генрих проезжал по парижской улице, его открытая карета была зажата со всех сторон и сумасшедший монах вскочил на колесо и смертельно ранил короля. Для монаха Равальяка Генрих был тем, кто поддерживал и защищал гугенотов-еретиков и кто воевал против католиков. Возможно, для Генриха было удачей то, что он был убит перед тем, как началась его Испанская кампания. Он бы встретился с огромной и хорошо снабжаемой армией Габсбургов, и скопленные Сюлли сокровища в 12 миллионов лир быстро исчезли бы. Тем не менее его внезапная гибель повергла Францию в длительный кризис, напомнив ситуацию 1560-х гг., когда начались Религиозные войны.

Французский кризис продлился с 1610 по 1624 г. Новый король, Людовик XIII (правил в 1610–1643 гг.), был всего 9 лет от роду, когда его отец был убит. Вдова Генриха, Мария Медичи (1573–1642), была регентшей на протяжении отрочества Людовика. Дальняя родственница Екатерины Медичи, Мария разделяла ее вкусы касательно интриг, хотя и была более благочестива и набожна, чем Екатерина, и принесла меньше разрушений французской монархии. Она немедленно пресекла все планы Генриха касательно войны с Испанией и вскоре полностью перевернула его политику, заключив брак между Людовиком и дочерью испанского короля. На протяжении регентства Марии знать Франции захватила контроль на местном уровне и разделила накопленные Сюлли сокровища между собой в форме новых выплат и должностей. Марию вынудили собрать Генеральные штаты в 1614 г., но оказалось, что враждебность между аристократией и буржуа была настолько парализующей, что депутаты не смогли ни о чем договориться. Таким образом, национальный выборный институт долго не использовался во Франции. Генеральные штаты не собирались вплоть до 1789 г.

Пока страна была брошена на произвол судьбы, Мария Медичи ссорилась с сыном. Людовик XIII преступил через материнские порядки еще в юности. В 1617 г. он потеснил власть Марии, но, хотя молодой король осознавал необходимость административной перестройки намного лучше, чем его мать, он был слишком замкнут и не уверен в себе, чтобы сформулировать или провести эти изменения самостоятельно. Франция не принимала значимого участия в Тридцатилетней войне на ранних ее этапах. К началу 1620-х гг. на юге Франции вновь проявились религиозные волнения. Гугенотские города Лангедока открыто выступали против короны. Людовик XIII нуждался в сильном новом министре, чтобы сохранить хотя бы часть из наследия своего отца.

Кардинал Ришелье (1585–1642) стал первым министром Людовика XIII в 1624 г. и управлял французским правительством до самой смерти. Урожденный Арман Жан дю Плесси, сын аристократа, Ришелье начал свою карьеру в семье епископа и вступил на королевскую службу в период регентства Марии Медичи. Королева-мать, надеясь получить контроль над правительством через Ришелье, уговорила папу признать его кардиналом, а короля — пустить его в королевский совет. Как бы то ни было, Ришелье не стал ее пешкой. Он выглядел очень слабым, однако его сильная воля и острый ум идеально подходили для того, чтобы он мог править от имени короля. Мария Медичи и большинство остальных членов королевской семьи вскоре стали ненавидеть его за то, что он умело раскрывал все интриги при дворе против него. Ришелье отправил в ссылку королеву-мать и младшего брата Людовика. Пять герцогов и четыре графа среди аристократии были арестованы, судимы (некоторые на тайных судах) и казнены за сопротивление власти кардинала. Ришелье был жаден до власти, без сомнения, но он посвятил себя служению Франции и своему королю. В качестве главы церкви для своей страны Ришелье был знаковой фигурой. Его политика за рубежом была скорее протестантская, чем католическая, когда того требовали интересы короны. Он жил по принципу «Все средства хороши, если это помогает власти Бурбонов».

Первой задачей Ришелье было предотвращение перерастания восстания гугенотов в полноценную религиозную войну. К счастью для него, гугеноты того времени были менее радикально настроены, чем их предшественники. Они были более малочисленны, но менее набожны и организованны. В 1628 г. Ришелье захватил Ла-Рошель, оплот гугенотов на атлантическом побережье, после четырнадцатимесячной осады. В 1629 г. королевская армия положила конец всем остаткам восстания в городах Лангедока. Алесский эдикт Ришелье 1629 г. вносил поправки в Нантский эдикт касательно лишения гугенотов их военных и политических привилегий, хотя оставлял им религиозную свободу. Кардинал стремился к примирению с французскими протестантами после 1629 г., так как видел, сколько разрушений и неприятностей они могут принести в противном случае.

Достойно уважения и то, что Ришелье продолжал дело Генриха IV и Сюлли. Он постоянно работал над тем, чтобы преодолеть феодальную и региональную раздробленность. Он принял решение убрать три из шести ассамблей (в Бургундии, Дофине и Провансе), хотя, когда он попытался ввести прямой сбор налогов в Лангедоке, оппозиция была столь сильна, что он отказался от этой идеи. Он послал интендантов, агентов королевского двора, в провинции, чтобы наблюдать за сбором налогов. Он назначил себя главным интендантом мореходства и торговли, чтобы акцентировать внимание на французском торговом судоходстве, военном флоте и защите побережий. Когда Ришелье пришел к власти, королевского военного флота не существовало, атлантические порты были не защищены от атак Испании или Англии и тихоокеанское побережье неоднократно подвергалось набегам пиратов. Между 1610 и 1633 гг. около 2500 французских кораблей было захвачено пиратами, пока Ришелье не провел ряд кампаний против них. Одним из предметов его гордости стало создание флота в атлантических и тихоокеанских водах. Программа кардинала требовала больших затрат, и, как только в 1635 г. Франция вышла из Тридцатилетней войны, он постоянно испытывал дефицит финансов. За время своей службы он в два раза увеличил доходы государства, в основном поднимая подати и продолжая закабаление крестьян. Ришелье пришлось увеличить налоговые сборы во многих частях Франции. Обычные люди, писал он, не должны чувствовать себя слишком комфортно, потому что они, «как мулы, которые были превращены в ослов, испорчены отдыхом более, чем работой».

Наиболее знаменательным аспектом правления Ришелье стала его международная политика. Как только он навел порядок в стране, он начал работать с тем, что не успел сделать Генрих IV в 1610 г., и начал войну против Габсбургов. С точки зрения Ришелье, международная ситуация в конце 1620-х гг. была пиковой. Пока Франция оставалась нейтральной на протяжении десяти первых лет Тридцатилетней войны, его габсбургские соперники медленно захватывали власть. Фердинанд II добился успеха, превращая Священную империю в абсолютную монархию, в то время как его испанский кузен Филипп IV присоединил часть Пфальца к своим территориям, простирающимся от Милана до Фландрии, а испанская армия достигла некоторого прогресса в своем стремлении завоевать Голландскую республику. Поэтому в 1630 г., к недовольству католиков, Ришелье оплатил вторжение Густава-Адольфа в Германию, и после смерти шведского короля в 1632 г. он организовал новую шведско-германскую лигу против императора.

Ошеломляющая победа Габсбургов над шведами в Нордлингене в 1634 г. полностью ликвидировала лигу. Ришелье стремился теперь играть более активную роль. Он объявил войну Испании в 1635 г. и начал одновременное наступление французской армии в Северной Италии, Рейнланде и Нидерландах. Эта схема была очень быстро опробована и на нем в 1636 г., когда контратакующие испанцы и имперские войска пересекли Пикардию и атаковали Париж. Французы прекратили воевать первыми, пока испанцы отвлеклись на кризис в Португалии и Каталонии. Ришелье не дожил до того момента, когда его войска буквально истребили огромную армию испанцев в битве при Рокруа в 1643 г., — это было первое тотальное поражение, нанесенное испанской армии с момента основания династии Габсбургов в 1516 г. Но именно Ришелье заложил основы для успеха французских дипломатов и поражения Габсбургов в Вестфалии в 1648 г.

Поучительно сравнить правление Ришелье с параллельными действиями его испанского коллеги, графа Оливареса (1587–1645), чтобы получить представление о монархии Габсбургов при Филиппе IV. Как французам при Людовике XIII, испанцам требовалась сильная и умелая управляющая рука. Несложно провести параллель между Людовиком XIII и Филиппом IV. Каждый был умен, однако слабоволен, и каждый зависел от сильного министра. Оливарес был главным министром Филиппа между 1621 и 1643 гг. Как и Ришелье, он захватил контроль над правительством, действуя от имени своего короля и жестко устраняя всех конкурентов. Это был крупный человек, постоянно опаздывающий, горящий энергией и идеями. Он был нацелен на возрождение имперской мощи Испании XVI в. путем исправления ее неумелого стиля правления. Как и Ришелье, Оливаресу пришлось бороться с пылающими войной побережьями, несбалансированным бюджетом и устаревшей налоговой системой, которая тяжким бременем легла на крестьян. И как и Ришелье, Оливарес старался преодолеть региональную раздробленность в стране.

Пиренейский полуостров был поделен на четыре автономных королевства: Кастилию, Арагон, Наварру и Португалию — последняя присоединилась только в 1580 г. Под властью Карла V и Филиппа II Испанская империя опиралась в основном на Кастилию, но Оливарес желал разрушить эту традицию и сделать так, чтобы прочие регионы Пиренеев (где налоги были относительно низкими) разделили финансовые и военные обязанности Кастилии. Португальцы и жители Каталонии, провинции Арагона, приняли намерение Оливареса с глубоким недоверием. Эти люди собирали налоги через свои собственные выборные органы или суды, и они игнорировали просьбы Оливареса касательно людей или денег, которые были нужны на поддержание испанской армии в Италии, Германии и Нидерландах. Когда Оливарес вступил в войну против Франции Ришелье без заключения предварительного мира с Голландией, Швецией и германскими протестантами, он быстро потерпел поражение. В 1640 г. в Португалии и Каталонии вспыхнули восстания, и они провозгласили независимость от габсбургской власти. Восстание в Каталонии было подавлено в 1652 г.; бунт в Португалии так и не был усмирен, хотя Габсбурги не признавали независимость Португалии вплоть до 1668 г. Задолго до этого Оливарес умер, и международное лидерство Испании было потеряно.

Резкий контраст между успехом Ришелье и падением Оливареса едва ли может быть объяснен разницей в характерах этих двух фигур. Разве что Ришелье был более собразителен или чуть менее поспешен. Но столь противоположный результат их параллельных реформаторских действий лучше всего объясним фундаментальными различиями между двумя обществами. Политическая и военная эффективность правления Бурбонов сопровождалась ростом благосостояния и величия Франции, тогда как политическая и военная слабость Габсбургов сочеталась с социальной и экономической стагнацией империи. Франция XVII в. была более богатой и успешной страной, Ришелье имел в распоряжении гораздо большие ресурсы. Испания была более раздробленной и слабой, чем Франция, и идеи Оливареса скорее оттолкнули его людей, а не стимулировали их. Стараясь предотвратить упадок Испании, на самом деле Оливарес ускорил этот процесс.

Когда после смерти Ришелье в 1642 г. Франция погрузилась в период внутренних беспорядков, она, в отличие от Испании, быстро восстановилась. Людовик XIII умер в 1643 г., спустя пару месяцев после своего министра, оставив королем своего пятилетнего сына Людовика XIV и регентшей свою вдову Анну Австрийскую (1601–1666). Регентство это было очень непопулярно, поскольку Анна была габсбургской принцессой и доверила управление делами своему любовнику, обходительному и льстивому итальянцу Джулио Мазарини (1602–1661). Этот «Мазарин», как его называли во Франции, был неподражаемым оппортунистом. Начав карьеру как дипломат при папстве, он поступил на службу при королевском дворе во Франции еще при Ришелье, стал кардиналом (хотя не был священником), собирал дорогие гобелены и картины, женился на своей очаровательной племяннице из высших аристократических кругов Франции и — что особенно возмущало памфлетистов, чьи трактаты против него заполняли книжные лавки, — стал любовником королевы и практически ее тайным супругом. Но кардинал Мазарини не обращал внимания на оскорбления, осыпавшие его, и показал себя очень изворотливым управляющим, полностью разделяющим политику Ришелье и обучающим молодого короля. На протяжении первых лет своего правления Мазарини пробовал разные способы повышения дохода — придумывание и продажа новых бесполезных должностей, манипуляции с рынком и новые, наскоро сфабрикованные налоги. Но, к несчастью, 1640 г. продемонстрировал самые серьезные проблемы в сельском хозяйстве Франции за целый век. Крестьяне были не только не в состоянии платить дань знати и налоги короне, их принуждали сдавать свои небольшие земельные наделы кредиторам-буржуа. Экономическая разобщенность и политические волнения разожгли фронду — серию восстаний (1648–1653) против правления Мазарини.

Фронда началась как протест королевских придворных против управления Мазарини, фактически это был бунт против 50 лет абсолютизма, введенного Генрихом IV. Подданные почувствовали, что лишаются своих льгот. Завоевав привилегированный статус покупкой поста у короны, придворные спустя годы поняли, что Сюлли, Ришелье и Мазарини в итоге урезали их жалованье, придумав новые должности, и распространили среди них интендантов, которые свели на нет их власть. Главный суд Франции высказал в связи с этим недовольство в 1648 г. и объявил, что Мазарини и королева передают привилегии и ресурсы буржуа. Парижская толпа встала на поддержку парламента — а на самом деле фронды, — даже мальчишки закидывали улицы камнями из рогаток. Но служащие не стремились к восстаниям. Их целью было сохранить свой привилегированный статус в парламенте, не предавая правительство. В 1649 г. парламент пришел к соглашению с Мазарини. К этому времени Тридцатилетняя война закончилась и аристократическая армия офицеров в поисках нового приложения сил направила свои войска против ненавистного кардинала. Так фронда внезапно превратилась в феодальное восстание, возглавляемое принцами крови, которые чувствовали, что из-за Ришелье и Мазарини они лишились своего статуса. Эти аристократические фрондеры были более опасны, чем парламентеры. Они изгнали Мазарини, короля и его мать из Парижа. Многие мечтали низвергнуть центральное правительство и превратить Францию в мозаику суверенных провинций, как Священная Римская империя. Три года их армии разоряли страну, воюя друг с другом, как на огромном турнире. В итоге в 1652 г. четырнадцатилетний Людовик XIV провозгласил свою власть и был возвращен в Париж. К 1653 г. вернулся и Мазарини, бунтующая знать предпочла уехать, и фронда завершилась.

Как и французский кризис 1560–1598 и 1610–1624 гг., фронда продемонстрировала, что во Франции XVII в. не было альтернативы абсолютной монархии. Фрондеры могли долго спорить, но их мотивы были настолько эгоистичны, что они не могли организовать движение сопротивления, в одиночку противостоя Мазарини.

В кризисе различные бунтующие элементы французского общества — знать, бюрократия, крестьянство, парижская толпа — объединились вместе. Лишь одна традиционно бастующая группа не принимала участие во фронде — гугеноты, считавшие, что некая доля лояльности по отношению к власти даст шанс на лучшую жизнь. На самом деле фронда объединила всех французов, которые ценили стабильность и достаток. Людовик XIV считал, что такая анархия не должна повториться еще раз. Опыт 1648–1653 гг. произвел впечатление на молодого короля. Его память о восставших парижанах, о толпе, которая ворвалась в его спальню ночью 1651 г., чтобы убедиться в том, что он не заодно с Мазарини, побудила Людовика перенести королевский двор из Парижа в Версаль. Его воспоминания о ненадежной знати, которая управляла страной, пока он был ребенком, утвердили его в мысли, что он должен политически ослабить аристократию. Его воспоминания о парижском парламенте обострили его стремление установить единоличную власть, базирующуюся на неограниченных правах и опирающуюся на группу приближенных.

Но Людовик XIV был еще слишком юн, чтобы управлять страной самостоятельно. Поэтому кардинал Мазарини продолжил ведение дел с 1653 г. до своей смерти в 1661 г. При Мазарини Франция пожинала плоды амбициозных действий Ришелье в области международной политики. Заключив Вестфальский мир 1648 г., несмотря на его пересечение с фрондой, Мазарини смог добиться некоторых значительных успехов. Часть Аляски и Лотарингии отходила к Франции, в то время как паралич Священной империи давал возможность построить сеть союзов с германскими княжествами против габсбургского императора. Война против Испании продолжалась еще 10 лет, поскольку оба противника слишком погрязли во внутренних проблемах. В 1659 г. война наконец завершилась подписанием Пиренейского мира, второго дипломатического успеха Мазарини. Франция получила еще территории — Артуа, включая Фландрию, и Руссильон, граничащий с Пиренеями. Габсбургско-бурбонский конфликт был завершен вторым заключением брака между двумя родами, на сей раз между Людовиком XIV и его кузиной Марией-Терезой, испанской инфантой. Через новую королеву Людовик установил право на наследование всех позиций Габсбургов в Европе и Америке. Он мог надеяться на создание империи более величественной, чем империя Карла V. Казалось, амбициям Бурбонов не существует границ. «Король-солнце» начал свое триумфальное восхождение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В конце 15 века закончилось окончательное объединение Франции и государство превратилось в абсолютистское. Укрепилась неограниченная монархическая власть, ликвидировались средневековые местные привилегии, установилась единая система управления, единый закон. Прежде всего, абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчиняется весь централизованный бюрократический государственный аппарат.

Признаки абсолютизма.

  1. Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.

  2. Королевская власть контролирует все провинции государства.

  3. Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.

  4. Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.

  5. Ликвидация городской автономии.

  6. Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.

  7. Наемная армия.

В период абсолютизма прекращается деятельность генеральных штатов. В центральном аппарате основную роль начали играть государственные секретари – министры. Усилился бюрократический аппарат. Проводником решений правительства на места становятся интенданты, которые назначались центральной властью. Большую роль в управлении играл генеральный контролер финансов, который руководил не только экономической политикой, но и часто контролировал деятельность администрации.

  1. Источники права феодальной Франции.

Для средневекового права Франции были характерны множественность и партикуляризм, что нашло отражение, прежде всего в источниках. Причина — отсутствие единой национальной правовой системы, которая являлась, по сути, конгломератом правовых систем, причем их действие распространялось как на круг лиц, так и на территории. По этому поводу метко выразился Вольтер: «Во Франции, меняя почтовых лошадей, меняют право».

Важнейший источник права — обычай. Вначале действовали варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу, а после Х в. на смену им пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Особенно кутюмы были распространены в Северной Франции, которую называли «страной обычного права» или «страной неписаного права», так как обычаи существовали в устной форме. Для их признания в судах было необходимо, чтобы они были известны с «незапамятных времен», то есть, по крайней мере, 40 лет. С XII в. начинается запись обычаев, и появляются сборники кутюмов (Большой кутюм Нормандии, Древний кутюм Бретани и т. п.), которые применяются в судебной практике. Особым авторитетом пользовался Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. Обычно в отношении кутюмов применялась следующая процедура: если кутюм вызывал сомнение у судьи, то проводилось специальное расследование с допросом 10 местных знатоков обычного права, которые должны были дать единогласный ответ о существовании кутюма и его содержании. Споры по поводу этой процедуры заставили Карла VII в 1454 г. издать специальный ордонанс: свести кутюмы в сборники и для обобщения в передать в Парижский парламент. Благодаря этому к XVI в. появилось 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 «малых». Следствием этого оказалась консервация права, но, тем не менее, создавалось большее удобство, и появилась возможность доктринального изложения. Это способствовало осознанию идеи создания единого общефранцузского права.

На Юге Франции было распространено римское право и деятельность глоссаторов. С XIII в. римское право преподается в университетах, и создаются юридические факультеты. Королевская власть в конечном итоге признала римское право как своего рода вид «писаного обычая». С XIV в. юг Франции стал называться «страной писаного права». В XIV-XV вв. римское право распространяется по всей стране.

Важным источником права, действовавшим по всей территории Франции, было каноническое право. Городское право рассматривалось как разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. С XII в. в отношениях между купцами начинают применяться нормы международного морского и торгового права, которые извлекаются из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах. Со временем такие же сборники появляются и во Франции.

По мере укрепления королевской власти большое значение в качестве источника права приобретают законодательные акты королей: ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. их становится так много, что Генеральные штаты поставили вопрос о кодификации. В результате юрист Бриссон составил обширную компиляцию — Кодекс Генриха III (1587 г.) как частное произведение, но оно пользовалось большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII — XVIII в. была издана целая серия королевских законов (большие ордонансы), которые, по сути, кодифицировали правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права и т. д. Однако эти ордонансы затронули лишь часть норм права и не могли внести в него системность.

Добавить комментарий