Мониторинг земель

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды.

Задачи мониторинга и порядок его ведения установлены Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г.

Задачами мониторинга земель являются:

— своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

— обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в целом и о состоянии земель в частности.

Мониторинг охватывает все земли РФ независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, выявляются изменения и производится их оценка.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется по соответствующим программам.

Мониторинг включает в себя:

— сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

— непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

— анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

1) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

2) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);

3) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство РФ.

Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

  • федеральный.
  • региональный.
  • локальный.

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Мониторинг земель ‑ это система наблюдений за состоянием земель. Объектом государственного мониторинга являются все земли РФ. Мониторинг земель выступает в качестве своеобразной разновидности государственных контрольных мер, и является комплексной системой по наблюдению за состоянием государственного земельного фонда. Эта система представляет собой неотъемлемую составную часть процесса мониторинга окружающей среды и выполняет основную функцию между всеми типами мониторинга и контроля природных ресурсов страны.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ — Положение о мониторинге земель в РФ утверждено постановлением Правительства РФ 15.07.1992 № 491.

Основные цели мониторинга земли:

— проведение диагностики состояния земельного фонда, с целью своевременного выявления и определения всяческих изменений, их последующей оценки и выработки рекомендаций относительно устранения или предупреждения последствий разнообразных процессов, которые носят негативный характер

— информационная функция по обеспечению государственного земельного кадастра государственного землеустройства, наиболее рационального использования земельных ресурсов, а также контроля и охраны используемых земель. Основополагающие задачи мониторинга: своевременное и надлежащее выявление изменений в состоянии земель, проведение анализа и оценки таких изменений, составление прогнозов и выработка определенных рекомендаций для устранения или предупреждения последствий всех процессов, которые носят негативный характер

— информационное обеспечение процессов ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля по использованию и охране земель, а также некоторых других муниципальных и государственных функций по управлению земельными ресурсами страны и землеустройству

— обеспечение населения страны требуемой информацией относительно конкретного состояния окружающей среды в отношении состояния земельных ресурсов страны.

Сам мониторинг охватывает все, без исключения, земли на территории РФ, в независимости от того, какие формы их собственности, какое их целевое назначение и каков характер непосредственной эксплуатации этих земель, осуществляется посредством проведения систематических наблюдений различными методами, а также посредством проведения многочисленных лабораторных исследований. Для ведения государственного земельного кадастра, решения ряда проблем в области планирования и управления сельскохозяйственным производством, рационального использования и охраны земельных ресурсов, экологической безопасности продукций и проживания населения, государственным органам, негосударственным собственникам и землепользователям необходимо проведение мониторинга земель с целью удовлетворения рыночной экономики.


Государственный мониторинг земель подразделяется в зависимости от целей наблюдения и территории на федеральный, региональный и локальный. Информацию о протекающих во времени и пространстве процессах, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения, следует накапливать в мониторинговом блоке аграрной земельно-информационной системы.

7 Индивидуальное задание

Контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары.

Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные органы государственной власти по контролю за использованием и охраной земель, а также органы местного самоуправления. Они, решая общие вопросы земельной реформы Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов, городов и сел, а также другие важные проблемы социально-экономического развития соответствующей территории, выполняют вместе с тем и функции государственного контроля в области использования и охраны земель.


Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляют государственный контроль за соблюдением предприятиями учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением:

— недопущением самовольного занятия земельных участков;

-предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;

-своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ связанных с нарушением земель.

Статья 91 дает право требовать прекращения экологически вредной деятельности. Но исков о профилактике появления экологически вредных объектов названная ст. 91 не предусматривает.

Полномочия и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны земель:

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики о согласовании графика проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2016 г.

Установлено, что на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 ‑ дсп. ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в городе Чебоксары на первый квартал 2017 года.

В соответствии с указанных графиком ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики запланирована проверка объекта «Чувашский Центр организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», расположенного по адресу: г. Чебоксары, пл. Скворцова, д. 1 на 31.01.2017 и объекта ФГУП им. В.И. Чапаева, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Социалистическая, д.1 на 31.01.2017.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 ‑ ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» регламентирован порядок организации и проведения плановой проверки.

Статьей 9 указанного Федерального закона установлено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 указанной статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Из представленных ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики документов, приложенных к заявлению, не следует, что они содержат сведения о фактах, указанных в части 2 статьи 10 ФЗ — № 294.

По результатам проверки указанного обращения прокуратурой Калининского района г. Чебоксары начальнику отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики Кириллову А.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Основной целью проекта является:

— разработка и создание комплексной системы предупреждения возникновения ЧС и обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;

— обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения;

— защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Базовыми направлениями реализации проекта станут:

— -совершенствование систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения;

— -разработка систем комплексной оценки природно-техногенных рисков и вариантов обеспечения безопасности на этапах проектирования потенциально опасных и критически важных объектов инфраструктуры и в режиме их эксплуатации;

— -создание на стратегически важных направлениях региональных ситуационных центров, связанных с ресурсами Национального Центра управления в кризисных ситуациях;

Заключение

Я проходил производственную практику по ПМ.01. МБУ «Управления территориального планирования» г. Чебоксары с 16.03.2017 по 29.03.2017.

При прохождении производственной практики я изучил структуру предприятия, основные направления его деятельности, а также документацию, регламентирующую деятельность предприятия.

Также в ходе прохождении практики мною были выполнены следующие задачи:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

В рамках выполнения индивидуального задания мною был изучен вопрос контроля над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары. Было установлено, что в целях осуществления такого контроля на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 по городу Чебоксары Чувашской Республики был предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в Калининском районе города Чебоксары, на первый квартал 2017 года.

Приложение А

Мониторинг земель представляет собой систему долго­срочных наблюдений за состоянием земельного фонда РФ и является составной частью мониторинга за состоя­нием окружающей среды в целом.

Объектом мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, це­левого назначения и характера использования.

В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ, зада­чами мониторинга земель являются:

§ своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомен­даций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

§ информационное обеспечение ведения Государственно­го земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управле­ния земельными ресурсами, а также землеустройства;

§ обеспечение граждан информацией о состоянии окру­жающей среды в части состояния земель.

Составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйствен­ного назначения, предусмотренный ст. 16 Федерального зако­на от 16.07.98 г. «О государственном регулировании обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а также мониторинг мелиорированных земель, предусмотрен­ный ст. 21 Федерального закона от 10.01.96 г. «О мелиорации земель». Так, ст. 21 Закона «О мелиорации земель» закрепляет положение о том, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы монито­ринга земель и представляет собой систематические наблю­дения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.


Постановлением Правительства РФ от 28.11.02 г. № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мони­торинг подразделяется на федеральный, региональный и ло­кальный и осуществляется в соответствии с федеральными, ре­гиональными и местными программами. В соответствии с меж­дународными программами Российская Федерация может при­нимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.

Мониторинг земель включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Фе­дерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель ис­ходя из их целевого назначения и разрешенного исполь­зования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с уче­том воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости во взаимодейст­вии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы по­казателей на основе методических и нормативно-технических до­кументов, утверждаемых Федеральным агентством кадастра объ­ектов недвижимости по согласованию с заинтересованными фе­деральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении монито­ринга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных ста­ционарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплош­ных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и пе­риодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о со­стоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о со­стоянии земель на текущий момент).

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, ее территориальные органы и организации осуществляют мо­ниторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с авто­матизированными информационными системами органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государст­венный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Сбор и обработка данных, полученных в хо­де проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процес­сов, связанных с состоянием земель, осуществляются террито­риальными органами и организациями Федерального агент­ства кадастра объектов недвижимости и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного са­моуправления.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (националь­ного) доклада о состоянии и использовании земель в Россий­ской Федерации, ежегодно представляемого Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнитель­ной власти в Правительство Российской Федерации. Кроме того, полученные в ходе мониторинга земель данные исполь­зуются для информационного обеспечения деятельности ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, юридических лиц и граждан.

Административный регламент использования государственных функций государственного мониторинга земель

Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы» определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальных органов (управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов), порядок их взаимодействия и должностных лиц, порядок взаимодействия территориальных органов Роснедвижимости с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по государственному мониторингу земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы, а также порядок, сроки и последовательность действий Роснедвижимости и ее территориальных органов при предоставлении органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель.

Исполнение государственной функции «Государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы» осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Земельным кодексом Российской Федерации ;

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) (Собрание законодательства Российской Федерации,;

Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (Собрание законодательства Российской Федерации, );

Федеральным законом от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (Собрание законодательства Российской Федерации,;

Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации,;

Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» ;

Федеральным законом от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (Собрание законодательства Российской Федерации,

Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (Собрание законодательства Российской Федерации;

Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации,;

Реализация государственной функции «Государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы» включает в себя:

сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации;

сбор информации об использовании земель в Российской Федерации исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

обработку информации о состоянии и использовании земель;

анализ качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, выявление изменений состояния земель;

оценку изменений качественного состояния земель, прогноз развития негативных процессов;

выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

хранение информации о состоянии и использовании земель;

информационное обеспечение деятельности по осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Обработка информации о состоянии и использовании земель, анализ качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, выявление изменений состояния земель, оценка изменений качественного состояния земель, прогноз развития негативных процессов, выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов осуществляется Исполнителями работ в рамках государственных контрактов.

При этом осуществляется выявление изменений и оценка:

состояния землепользований, угодий, полей, участков;

соответствия фактического использования земель установленному;

процессов, связанных с изменением плодородия почв, зарастанием

кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;

процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями.

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель– выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

· достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

· единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

· взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

· централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

· наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель– систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Виды мониторинга земель.В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

36. Охрана земель -система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и земле восстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природно-ресурсным законодательством, законодательством о сельском хозяйстве.

Цели охраны земель:

1. предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них;

2. обеспечить улучшение и восстановление земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;

2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охране как главный природный объект — основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в том числе от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Мероприятия по выявлению нарушенных земель, по их восстановлению и охране проводятся органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Содержание охраны земель. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель. ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки, к ним, в частности, относятся:

1. сохранение почв и их плодородия;

2. защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.;

3. защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-поразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель;

4. ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;

5. сохранение достигнутого уровня мелиорации;

6. рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее — Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, преимущественно осуществляющим функции:

1.1.1. по управлению и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений) Пермского края (далее — краевое имущество <*>), в том числе в области земельных отношений и интеллектуальной собственности;
Имущество, находившееся в государственной собственности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа до создания нового субъекта Российской Федерации — Пермского края, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа», а также имущество, приобретенное Пермским краем.

по управлению и распоряжению жилыми помещениями, находящимися в собственности Пермского края, в пределах правоотношений, регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных настоящим Положением;
1.1.2. по осуществлению полномочий учредителя государственных учреждений Пермского края (далее — подведомственные учреждения);
1.1.3. по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе в сфере интеллектуальной собственности;
1.1.4. по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию по управлению и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений) Пермского края, в том числе в области земельных отношений и интеллектуальной собственности.
Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления и распоряжения краевым имуществом и функции в области приватизации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с правовыми актами Пермского края осуществляют иные органы исполнительной власти Пермского края).
В отношении областных, краевых государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности Пермского края, Министерство осуществляет полномочия, указанные в пунктах 3.4, 3.5, 3.7, 3.11, 3.15.3, 3.16.1-3.16.14, 3.35-3.37, 3.39-3.41, 3.46, 3.54, 3.59, 3.60, 3.69, 3.72 настоящего Положения, за исключением случаев, когда в соответствии с правовыми актами Пермского края права собственника имущества областных, краевых государственных унитарных предприятий, права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности Пермского края, полномочия общего собрания акционеров (участников) хозяйственных обществ, 100 процентов акций (долей) в уставных капиталах которых находятся в собственности Пермского края, осуществляют иные исполнительные органы государственной власти Пермского края.

1.2. Министерство самостоятельно в осуществлении своих полномочий, установленных законодательством и настоящим Положением, подотчетно в своей деятельности Правительству Пермского края (далее — Правительство края). Общее руководство деятельностью Министерства осуществляет председатель Правительства Пермского края.
1.3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Пермского края, указами и распоряжениями губернатора Пермского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Пермского края, распоряжениями председателя Правительства Пермского края и настоящим Положением.
1.4. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами власти иностранных государств и международными организациями, общественными объединениями, организациями и гражданами.
1.6. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
1.7. Министерство обладает правами юридического лица, имеет бланки и печати со своим наименованием, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
1.8. Министерство имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Министерстве финансов Пермского края.

1.9. Реорганизация и ликвидация Министерства производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

1.10. Местонахождение Министерства: ул. Сибирская, 30а, г. Пермь, 614000.


Предыдущая12345678

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ1) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:

  1. федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

  2. региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

  3. локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:

  1. своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

  2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

  3. обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

  • дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

  • сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

  • наземных съемок, наблюдений и обследований;

  • соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:

  • базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

  • периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

  • оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Литература:

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Добавить комментарий