Мононормы первобытного общества регулировали

Предмет науки ИГПЗС. Ее место в системе юридических наук. Методология науки и курса ИГПЗС.

ИГПЗС относится к числу тех наук, которые называют историко-правовыми, так как они имеют отношение и к истории, и к науке о государстве и праве. ИГПЗС- правовая наука. Она не исследует общество в целом, а изучает исторические процессы развития государства и юридических учреждений. ИГПЗС ставит целью выявление исторических закономерностей развития государства и права. ИГПЗС изучает государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука имеет огромное значение в формировании исторического сознания. Она дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она помогает юристам в изучении государственных процессов и в избрании дальнейшего направления реформирования государства и права. ИГПЗС имеет связь с ТГП так как также изучает государство и право, но ИГПЗС изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности.

Науки ИГПЗС использует множество методов, которые позволяют делать какие-либо выводы, находить определенные закономерности развития государства и права. Это и философские методы исследования, и специальные научные. Философские методы включают в себя философские концепции: марксистская о пятичленной формационной периодизации исторического процесса; неотомизм, исламский фундаментализм.

Специальные научные методы включают три основных метода:

Конкретно-исторический: предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или правовой системы;


Сравнительно-правовой: использование этого метода позволяет выявлять некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных срезах исторических эпох;

Системный: дает очень важный эффект системный анализ, с помощью которого можно вычленять из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

Вопрос 2

Понятие и признаки права, его сущность. Источники права.

Право — это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, являющихся регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Объективность, право возникает при естественном развитии общества;

2. Выражает степень свободы личности;

3. Выступает социальным регулятором;

4. Системность;

5. Общеобязательность;

6. Неперсонифицированность;

7. Формальная определенность.

Сущность права — это качественная, внутренняя, устойчивая основа права, отражающая его истинную природу и назначение в обществе.

Источники права:

1. Санкционированный обычай – это правило поведения. Сложившееся в результате многократного повторения, который признает и берет под свою защиту.

2. Судебный или административный прецедент – это решение компетентного органа, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел.

3. Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащие юридические нормы и распространяющийся на неопределенный круг лиц.

4. Религиозные нормы – это правило поведения, закрепленные в религиозных текстах, исполнение которых обеспечено возможностью государственного принуждения.

5. Правовые доктрины – это воззрение авторитетных ученых юристов по тому или иному правовому вопросу, которое находится в основе решения по делу.

6. НПА – это официальный документ, исходящий от компетентного органа (государства или иного уполномоченного органа), принятый в порядке правотворчества или содержащий нормы права.

Вопрос 3

Особенности первобытного права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной.

Вопрос 4

Социальные нормы первобытного общества. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики.

Человечество в споем развитии прошло ряд исторических эпох. каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношении: социальных, экономических, культурных, религиозных и. наконец. политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название «мононормы».

Потестарная власть (от лат. poteslas- мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно, В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пиши и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида слипались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы. которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу — запреты совершать определенные действия, тотемы — обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты — определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование права в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо. то есть как ступень к праву.

считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающем экономики к производящей (4-3-е тысячелетие до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей! — аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство — общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования права. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса {институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право уступает место прецедентному праву, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену npeцедентному правy приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения- законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

Эти нормативные акты. в отличие от нормативной системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.

Тема 2. Происхождение государства. Основные концепции

9. Как современная наука объясняет происхождение государства

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неолитической революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. На этой теории эволюции человека основана современная теория происхождения государства, названная потестарной (лат. potestas – сила, власть).

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е. объединение людей по кровному родству и по ведению общего хозяйства. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Возглавлялась родовая община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов, т. е. теми, кого сейчас назвали бы лидерами.

Первобытные общины вели кочевой образ жизни, так как довольствовались тем, что им давала природа, поэтому занимались собирательством плодов, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда также использовали грубо обработанные природные материалы – палки, камни. Особенностью первобытной общины была строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т. е. распределения функций по жизнеобеспечению общины между ее членами. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак и запрет кровосмешения (инцеста).

Управление в общине на первом этапе строилось на началах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развития человека.

В общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, решавшее наиболее важные вопросы ее жизни.

Власть носила общественный характер, так как исходила от общины, которая формировала органы самоуправления. Существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, они работали под контролем общины и могли быть смещены общиной. Власть лидера не была наследственной, он избирался советом старейшин или общим собранием общины и наряду с другими членами общины участвовал в производственной работе, не имея никаких льгот.

Религиозные функции выполнял жрец (шаман), деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек непосредственно зависел от природы, одушевлял ее и верил в возможность ее задобрить, чтобы она была благосклонна к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на этапе присваивающей экономики характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины;

2) внутри общины не было аппарата, осуществлявшего управление на профессиональной основе;

3) власть основывалась на авторитете и на личных качествах лидеров;

4) внутри общины отсутствовали какие-либо имущественные различия, поэтому установилось фактическое равенство, единство потребностей и интересов.

Следовательно, главными чертами власти в первобытном обществе следует считать выборность, сменяемость, срочность полномочий, отсутствие привилегий, общественный характер.

10. В чем сущность перехода от присваивающей к производящей экономике

Переход к производящей экономике, как свидетельствуют археологические и иные научные данные, произошел на рубеже X–XII тысячелетий и был обусловлен экологическими кризисными явлениями. Эти явления, по мнению ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Поэтому возникла необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства человека – к производящей экономике. Такой переход охватил многие десятки тысячелетий, на протяжении которых человек от охоты, рыболовства и собирательства перешел к развитым формам земледелия и скотоводству. Таким образом, человек был объективно вынужден перейти к подлинно трудовой деятельности, т. е. не только к изготовлению орудий труда (средств производства), но и средств потребления.

Производящая экономика привела к разделению труда, что способствовало усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости нормировать и учитывать вклад каждого члена общины в труд, распределять созданный продукт и т. д.

Создание орудий труда вызвало рост его производительности и появление прибавочного продукта. А это, в свою очередь, привело к расслоению общества по социальному признаку. Поскольку верхушка не участвует непосредственно в материальном производстве, происходит отделение ее от основной массы производителей, постепенно формируются классы, различные социальные слои, группы, которые различаются по своим общественным функциям, потребностям и интересам, нередко противоположным.

Переход человечества к производящей экономике, завершившись, вызвал перестройку и властных отношений и институтов в обществе, так как управлять старыми институтами родовой общины, в которой все были равны по потребностям и интересам, в новых условиях стало невозможно. На этом же этапе происходит сакрализация личности вождя, борьба за власть приобретает характер борьбы за пост главы общины, а сама власть начинает отождествляться с собственностью того, кто занимает властную должность. Власть-собственность начинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этапе появляются ранние государственные образования – сначала протогосударства, затем города-государства.

11. Что представляли собой древнейшие городагосударства

Первые города-государства – это поселки (селения), в которых, как предполагают ученые, проживали свободные общинники-земледельцы. Они селились по территориальному признаку, а не по родству и представляли собой соседскую, а не родовую общину.

Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему территории. В самом городе постоянно проживали вождь, жрецы, чиновники. Следовательно, город-государство был центром управления городской общиной и одновременно центром административного лидерства (дворец) и центром идеологического лидерства (храм).

Город-государство имел четкую систему территориального расселения, социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда (кварталы оружейников, горшечников, медников, воинов, купцов и др.). Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов стал наследственный механизм передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.

Функции государственного управления состояли в следующем:

– управление общинным земледелием;

– выполнение общественных ритуалов и обрядов;

– защита от военных нападений и организация военных походов против других городов-государств;

– создание и распределение общественных фондов на случаи стихийных бедствий, военных нашествий и проч.;

– рассмотрение и разрешение споров между жителями;

– контроль за осуществлением межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена;

– иные функции.

Многочисленные функции потребовали разветвленного аппарата управления, который постепенно обособился от основной массы населения, в результате чего появился специальный слой людей, которые выполняли только управленческие обязанности. Вместе с тем исчезает практика выборности и сменяемости лидеров и функционеров любых управленческих структур.

Таким образом, города-государства стали системой нового типа – политическим, структурным и территориальным образованием. Политическим потому, что первоначально город-государство выражал и защищал интересы всего общества, осуществлял внутренние и внешние акции – оборону, военные походы, взимание дани, т. е. занимался политикой. Со временем государство стало выражать интересы лишь стоящих у власти групп и слоев и превратилось в инструмент проведения политики господствующего класса.

Государство как структурная организация предполагает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которых становится государственное управление, и они составили первичную бюрократию, выполнявшую полезные для общества управленческие функции, нуждаясь для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества в казну в виде налогов, дани, иных средств.

Для выполнения своих управленческих функций аппарат государства наделяется властью, в том числе возможностью применить принуждение.

Государство как территориальное образование подразумевает переход населения к оседлому образу жизни и объединение населения по территориальному, а не по родовому признаку.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием человеческого общества. В принципе общество, как это было на раннем этапе его развития, может существовать без государства, но государство невозможно без общества.

12. Было ли в первобытном обществе нормативное регулирование общественных отношений

Регуляторы отношений между людьми появляются вместе с возникновением человеческого общества. Но в обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Эти регуляторы принято называть мононормами, которые представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял виды норм – религиозные, морали и т. д.

Мононормами регулировались следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Для мононорм характерна тотемная форма. Термином «тотем» обозначается вера в сверхъестественное родство между людьми той или иной общины (племени) и определенным видом животного, реже растения, или предметом. Это обычно запрещало членам общины употреблять мясо данного животного в пищу в силу родства с ним, хотя в отдельных случаях допускался или даже предписывался ритуальный прием в пищу тотемного животного.

Среди способов регулирования в качестве главного выделялись запреты (табу), небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине и др. Позитивное обязывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилища, изготовление орудий труда и т. д.

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах. Наряду с обычаями, ставшими исторически первыми регуляторами отношений между людьми, присваивающая экономика знала на некоторых этапах и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы власти.

Таким образом, для нормативной системы этапа присваивающей экономики характерны следующие особенности:

1) это была система господства общего над индивидуальным, направленная на сплочение общины, рода, племени, так как вне коллектива человек в то время не мог выжить;

2) нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу их объективной целесообразности;

3) внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных и обрядово-ритуальных требований;

4) в структуре мононорм преобладали запреты (табу);

5) мононормы отличались казуистичностью, в них отсутствовали обобщающие правила, и они были привязаны к определенным предметам реального мира – к охоте, приему пищи, распределению добычи и др.

13. Отличалась ли нормативная система этапа производящей экономики от системы первого этапа

При переходе от присваивающей экономики к производящей в нормативной системе происходят существенные изменения. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно расщепляются на нормы морали, нормы права, религиозные и другие нормы, кроме того, появляются новые позитивно-обязывающие нормы. Таким образом, возникает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, и на первом этапе представляет собой санкционированные государством (властью) обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – путем введения новых правил поведения, обеспеченных государственным принуждением.

Одной из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода было появление агрокалендарей – первых письменных источников. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.

Качественное отличие нормативной системы этапа производящей экономики от предшествующего периода состояло в следующем:

1) происходит расщепление мононорм и постепенное обособление различных видов нормативных регуляторов;

2) усложняется структура регулирования поведения людей, в результате чего сложились четыре главных способа регулирования: что надо делать (что должно); что запрещено делать (нельзя); что разрешено делать (можно); что безразлично для общества, и, следовательно, человек может поступать по своему усмотрению;

3) появляются письменные источники, фиксирующие правила поведения с жесткой привязкой этих правил к земледельческому производству (агрокалендари);

4) устанавливается общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно направлено на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т. е. приобретают классовое содержание;

5) появляется право, прежде всего, путем санкционирования обычаев, которые государство (власть) ставило под свою защиту и делало строго обязательными для всех;

6) происходит процесс формирования права, он отличается длительностью, имеет ряд этапов и у разных народов свою специфику. Но право возникает объективно при становлении раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики.

14. Есть ли другие, кроме потестарной теории, объяснения причин появления государства

Да, таких теорий довольно много. Одной из древнейших является теологическая теория. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью волю на Земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий (1439–1515); на Западе Фома Аквинский (1226–1274). Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.

Оценивая теологическую теорию, следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Но эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией, а также то, что первые государства нередко были теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднее вступление на престол освящалось церковью, что придавало власти особый авторитет. Эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

Патриархальная теория трактует появление государства в результате разрастания семей, соединения родов в племена, а племен в более крупные общности, вплоть до государства.

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (Кун-цзы, ок. 551–479 до н. э.). Государство рассматривалось им как большая семья, где отношения между правящими и подданными уподоблялись семейным отношениям: подданные (младшие) должны быть преданы правителям (старшим), почитать и слушаться во всем старших, а старшие обязаны заботиться о младших.

Ярким представителем патриархальной концепции был английский ученый XVII в. Р. Филмер, который в работе «Патриархия, или Естественная власть королей» утверждал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от Бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали от него свою власть.

Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы и т. д. Позитивным в патриархальной теории является также то, что ее сторонники, например Н. К. Михайловский (1842–1904), призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. Эта теория позволяла установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживать веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.

Договорная (или естественно-правовая) теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в так называемом естественном состоянии; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

Достоинство договорной теории состоит в том, что она:

а) провозгласила народ источником государственной власти и принадлежность суверенитета народу. Правители – лишь уполномоченные народа и могут быть смещены по воле народа;

б) впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, касающиеся заключения договоров между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления ими князьями и иными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др.);

в) носит демократический характер, так как исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и никем ему не подарены, а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождение государства у разных народов.

Теория насилия объясняет появление государства в результате действия военно-политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться. Сторонниками этой теории были немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833–1921), австрийский социолог и правовед Л. Гумплович (1838–1909), немецкий социалист К. Каутский (1854–1938). Эта теория опиралась на конкретные исторические события. Так, Франкское государство действительно возникло в результате войн, но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был не главным, а сопутствующим в возникновении государственной организации общества.

Большое распространение имела и психологическая теория, родоначальником которой считается Л. И. Петражицкий (1867–1931). Он объяснял возникновение государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без этих эмоций невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства.

Л. И. Петражицкий считал причинами возникновения государства определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождей, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности, имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Марксистская (классовая) теория была создана основоположниками научного коммунизма К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895). Впоследствии эта теория получила определенное развитие в работах В. И. Ленина (1870–1924).

Согласно марксистской концепции государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Государство возникло как организация экономически господствующего класса, который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.

Основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Были разработаны и иные гипотезы и обоснования причин появления государства, например расовая теория, органическая, ирригационная, теория инцеста и др.

Добавить комментарий