Морской протест

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

Связаться с нами Отзывы о нас

АКТ О МОРСКОМ ПРОТЕСТЕ Город Ленинград, тридцатого января тысяча девятьсот девяностого года. Я, Русакова Л. А., старший государственный нотариус Первой государственной нотариальной конторы г. Ленинграда, приняла 27 января 1990 г, в 15.00 час, по местному времени заявление от капитана судна «Финнбивер», флаг Каймановых Островов, судовладельцы: Бивер шиппинг компани, порт приписки: Джордж-Таун, регистрационный номер: 708681, которое прибыло в Ленинградский морской торговый порт 27 января 1990 г. в 03.00 час. по местному времени под командованием капитана гражданина Греческой Республики Дамаласа Михаила, проживающего: Греция, Каламоти, о происшествии, имевшем место во время плавания из порта Иммингам, Англия, в порт Ленинград, СССР, 22 января 1990 г. Происшествие, по заявлению капитана, заключалось в следующем: Судно «Финнбивер» вышло из порта Иммингам 21 января 1990 г. в 07.00 час. по местному времени с грузом 24981, 67 м/т пшеницы и 4136,12 м/т ячменя, прибыл на внешний рейд порта Ленинград 26 января в 03.00 час. по местному времени, отшвартовалось к причалу 27 января в 03.00 час. по местному времени. Во время рейса 22 января 1990 г. судно оказалось в штормовых условиях, сила ветра достигала 8 баллов, волны непрерывно заливали палубу и крышки трюмов. Из-за сильного шторма судно испытывало тяжелую смешанную качку и перенапряжение всех конструкций. Перед началом рейса судно было признано мореходным во всех отношениях, герметичным, водонепроницаемым, снабженным всем необходимым для данного судна и рейса. До начала погрузки все грузовые трюмы были вычищены, высушены, груз был должным образом уложен. Погрузка осуществлялась только в хорошую погоду. В хорошую погоду груз вентилировался. До начала штормовой погоды крышки трюмов были проверены на герметичность и оказались в хорошем состоянии. Крышки трюмов были плотно закрыты и не открывались до заявления данного морского протеста. Опасаясь повреждений корпуса судна и порчи груза, капитан заявляет морской протест против связанных с плохой погодой потерь или повреждений и оставляет за собой право предъявить его где и когда потребуют обстоятельства. В подтверждение морского протеста прилагается список свидетелей из числа членов экипажа судна и копия соответствующей выписки из судового журнала. В соответствии с законами СССР и РСФСР я ознакомилась с представленными мне капитаном данными судового журнала тридцатого января 1991 года в 15.00 час. по местному времени и опросила об обстоятельствах рейса капитана и свидетелей из числа лиц командного состава судна и лиц судовой команды с участием переводчика, которые показали: Капитан — гражданин Греческой Республики Дамалас Михаил полностью отвечаю за все изложенное мной в морском протесте. Я, капитан, и весь мой экипаж принимали все меры для обеспечения безопасности судна и груза. Трюмы до заявления морского протеста не открывались. Капитан: подпись 2. Второй помощник капитана — гражданин Республики Филиппины Мидес Роландо, проживающий: г. Калоокан, Филиппины, свидетельствую, что погрузка производилась только в хорошую погоду. Трюмы до заявления морского протеста не открывались. Второй помощник капитана: подпись 3. Радист — гражданин Республики Филиппины Майюгба Давид, проживающий: Нативидад, Пангасинан, Филиппины, подтверждаю, что 22 января 1991 г. судно попало в шторм, испытывало тяжелую смешанную качку и перенапряжение конструкций. Трюмы до заявления протеста не открывались. Радист: подпись 4. Матрос — гражданин Республики Филиппины Алмодин Данило, проживающий: Балуд, Масбате, Филиппины,- подтверждаю, что до погрузки трюмы были высушены и вычищены, в хорошую погоду груз вентилировался. Матрос: подпись 5. Матрос — гражданин Республики Филиппины Тингсон Джоери, проживающий: Манила, Сампалок, Филиппины — подтверждаю, что до начала шторма все крышки трюмов были проверены на герметичность и найдены в хорошем состоянии. Трюмы до заявления морского протеста не открывались. Матрос: подпись Текст заявления капитана о морском протесте, выписки из судового журнала и показания экипажа судна с английского языка на русский язык, а также текст настоящего акта о морском протесте с русского языка на английский язык устно и письменно перевела Паутова Т. С. Подпись Перевод текстов заявления капитана о морском протесте, выписки из судового журнала и показаний членов экипажа судна с английского языка на русский язык, а также текста настоящего акта о морском протесте с русского языка на английский язык устно и письменно сделан известным мне переводчиком Паутовой Татьяной Семеновной, подлинность подписи которой свидетельствую. Зарегистрировано в реестре за N 6/3 Взыскано государственной пошлины 50 руб.+ 1 руб. за свидетельствование подлинности подписи переводчика. Старший государственный нотариус: подпись (Русакова Л. А.) Гербовая печать нотариальной конторы

Морские протесты (наглядно)

Морским протестом («sea protest») называется заявление капитана судна, сделанное им компетентному государственному органу в связи с имевшим на судне происшествием, которое в будущем может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном по предотвращению его последствий.

Заявление о морском протесте делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате форс-мажорных обстоятельств или таких опасностей и случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает.

Следует иметь в виду, что роль морского протеста ограничивается определенными пределами, одного лишь факта оформления морского протеста недостаточно для освобождения судовладельца от ответственности. Морской протест является доказательством конкретных фактов, но как любое доказательство он может быть опровергнут путем представления заинтересованными лицами других доказательств, точнее и объективнее излагающих фактические обстоятельства происшествия. Как любое другое доказательство акт о морском протесте подлежит проверке судом или арбитражем. Однако до того как содержание протеста будет опровергнуто, его официальное оформление создает официальное предположение о действительности тех обстоятельств, на которые капитан ссылается. Таким образом, заявление морского протеста переносит бремя доказательства на сторону, которая утверждает противное, и, следовательно, ставит капитана судна, защищающего интересы судовладельца, в более выгодное процессуальное положение. Судовладелец не должен представлять никаких иных доказательств, кроме протеста, до тех пор, пока содержание протеста не будет опровергнуто противной стороной.

Обстоятельства, при которых капитану рекомендуется заявлять морской протест:

1. Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения груза;

2. Когда по какой-либо причине повреждено судно или есть основания предполагать о причинении такого повреждения;

3. Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества. В этом случае, однако, протест не будет эффективен, если соответствующая оговорка не внесена в коносамент;

4. Когда вследствие непогоды не было возможности предпринять необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза;

5. Когда имеются какие-либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя или его представителя, такие как, отказ грузить судно, чрезмерные задержки грузовых операций, погрузка не оговоренного в чартере груза, отказ уплатить демередж, отказ принять коносамент в подписанной капитаном форме и т.д.;

6. Когда грузополучатель не выгружает груз или не принимает его, либо не оплачивает фрахт в соответствии с условиями чартера;

7. Во всех случаях общей аварии.

Российское законодательство о морских протестах. Морским протестам посвящена глава 19 «Совершение морских протестов» Основ законодательства Российской Федерациио нотариате (далее – Основы).

В соответствии со ст. 99 Основ нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте капитан одновременно с заявлением о морском протесте либо в срок не позднее 7 дней с момента захода судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Согласно ст. 100 Основ заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.

Если окажется невозможным заявить морской протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из экипажа составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

Морской протест заявляется:

— в порту России нотариусу или иному должностному лицу, на которое российским законодательством возлагается совершение нотариальных действий;

— в иностранном порту консулу российского консульского учреждения или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.

Если в иностранном порту отсутствует российское консульство, морской протест может быть заявлен местному нотариусу, суду либо другим органам, на которые согласно национальному законодательству возложено оформление морских протестов. До заявления морского протеста капитану судна следует ознакомиться с существующим в данной стране порядком их оформления, используя для этого содействие агента.

В российском порту принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов о составлении в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в России на условиях взаимности, т.е. при условии, что российским консулам в соответствующем иностранном государстве разрешается принимать заявление о морском протесте и оформлять на их основании акты о морском протесте. Обычно указанные вопросы оговариваются в двусторонних консульских конвенциях.

В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации морским протестам посвящена глава 24, положения которой полностью соответствуют Основам законодательства о нотариате.

СТ 394 КТМ РФ

1. В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

2. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Комментарий к Ст. 394 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Морской протест является способом обеспечения доказательств, существующим в торговом мореплавании не одно столетие. Нормы, посвященные морскому протесту, ранее были включены в российский Устав Торговый 1909 г., КТМ РФ 1929 г. и КТМ РФ 1968 г. Делая заявление, капитан судна протестовал против возможных требований, которые могут быть предъявлены судовладельцу в связи с осуществлением «морского предприятия», достаточно рискованного на заре мореплавания. Отсутствие средств связи и надежных судовых приборов делало морской протест одним из серьезных средств закрепления обстоятельств происшествия. В настоящее время значение морского протеста уже не столь велико, хотя при некоторых происшествиях он продолжает играть для судовладельцев серьезную роль.

§ 2. Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Согласно ст. 50 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Такое же требование содержится в ст. 53 АПК, а также в § 12 Правил производства дел в МАК. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда или арбитража заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).

§ 3. Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств. Суд вправе обеспечивать доказательства, однако лишь по делу, принятому к своему производству (ст. 57 ГПК). Согласно ст. 71 АПК арбитражный суд, который принял к своему производству дело, также может обеспечивать доказательства по просьбе заинтересованного лица. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах (но которое еще не находится в производстве суда), может по просьбе заинтересованного лица производиться также нотариусом (ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Однако между обеспечением доказательств на основании заявления о морском протесте, которое производится в соответствии со ст. 394 КТМ РФ, и обеспечением доказательств согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате имеется существенное различие. Во-первых, при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза. Во-вторых, нотариус не направляет извещения о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам. В-третьих, капитан и члены экипажа судна не предупреждаются нотариусом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.

§ 4. Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и при стоянке в порту. Разумеется, большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт — запрещен в результате карантина, блокады и т.п.

§ 5. Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно ст. 166 КТМ РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявление о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора. Так, в решении МАК по иску предприятия «Пагед» к Мурманскому пароходству было указано, что содержание заявленного капитаном судна морского протеста не может породить презумпцию невиновности перевозчика, так как в числе возможных неблагоприятных последствий для груза капитаном не была указана вероятность того, что палубный груз может быть смыт за борт (истинная причина недостачи установлена не была).

§ 6. Заявление о морском протесте делается капитаном, на которого возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания, защиты и сохранения морской среды, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу (ст. 61 КТМ РФ).

С учетом сферы применения правил КТМ РФ, заявление о морском протесте может делаться:

— капитанами морских судов — во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям;

— капитанами судов внутреннего плавания, а также смешанного (река — море) плавания — во время плавания их по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозки грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, спасательной операции и при столкновении с морским судном;

— капитанами судов, находящихся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых исключительно в некоммерческих целях (кроме военных кораблей и военно — вспомогательных судов) — при столкновении и спасании;

— командирами военных кораблей и военно — вспомогательных судов — при осуществлении спасательных операций.

§ 7. В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Согласно Инструктивному письму Минюста СССР от 31 мая 1976 г. N К-8-332 «О совершении морских протестов» описание принятых мер должно представлять собой совокупность сведений о добросовестном выполнении капитаном и экипажем своих обязанностей. Оно не может сводиться к распространенной, но слишком общей формуле «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по сохранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против воздействия стихии». Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившимися или предполагаемыми утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса и т.д.

В деле, рассмотренном МАК по иску фирмы «Вебстер» к Балтийскому пароходству, было установлено, что часть пачек фанеры сместилась и была повреждена. МАК также установила, что груз был надлежаще уложен и закреплен, однако в результате сильного волнения моря и крена судна, достигавшего 45 град. C, груз был поврежден. Это подтверждалось соответствующими записями в судовом журнале и актом о морском протесте, засвидетельствованном в Великобритании. Пароходство было освобождено от ответственности. В другом деле, рассмотренном МАК, иск был предъявлен голландской фирмой «Братья Висманс» к Черноморскому пароходству в связи с порчей груза тапиоки вследствие отпотевания. Из морского протеста следовало, что погрузка судна в Индонезии производилась при температуре +36 град. C и забортовой воды +30 град. C. На переходе в Европу температура воздуха была +8 град. C, а воды — +9 град. C. Судно неоднократно попадало в шторм (сила ветра достигала 11 баллов, волнение моря — 9 баллов). Перевозчик был освобожден от ответственности.

При перевозке пиломатериалов на теплоходе «Енисейск» (иск в МАК фирмы «Мапринтер» к Ингосстраху) в результате сильного шторма судно получило крен до 45 град. C; с целью спасения судна, груза и фрахта было отдано крепление палубного груза в районе трюма N 2 и часть груза выброшена за борт. Указанные обстоятельства получили отражение в морском протесте, и перевозчик не нес ответственности за утрату груза. В другом деле (иск фирмы «Целлштоф унд Папир» к Ингосстраху), основываясь на морском протесте, заявленном в Польше, и других доказательствах, МАК признала, что смыв части палубного груза произошел в результате разрыва стальных тросов под воздействием удара сильной волны.

§ 8. Таким образом, заявление о морском протесте должно содержать следующие сведения: наименование судна и его флага, фамилию капитана, наименование судовладельца, порты отправления и назначения, данные о мореходном состоянии судна, наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление), данные о рейсе, меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза. При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна в соответствии с МППСС-72 и т.п. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.

СТ 401 КТМ РФ

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

Комментарий к Ст. 401 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Акт о морском протесте составляется нотариусом сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформления. В отличие от КТМ РФ 1968 г., который требовал опроса по возможности не менее двух свидетелей из числа лиц командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды, опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Здесь учтена практика составления актов о морских протестах, когда требовался опрос членов экипажа, которые не всегда могли что-либо добавить к тем данным, которые уже зафиксированы в судовом журнале. В соответствии со ст. 400 в настоящее время вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, когда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.

§ 2. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться к нотариусу с просьбой произвести их опрос. Этот опрос осуществляется в соответствии с главой XX «Обеспечение доказательств» Основ законодательства о нотариате, и данные о нем не включаются в акт о морском протесте.

§ 3. Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т.д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.

§ 4. При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа нотариус лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Нотариус не должен входить в оценку представленных ему материалов.

§ 5. Акт о морском протесте составляется по форме, утвержденной Минюстом, и должен содержать:

— дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершившего акт, наименование нотариальной конторы, если акт составляется нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе;

— фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

— время прибытия судна в порт;

— время поступления от капитана заявления;

— дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;

— описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по записям судового журнала);

— описание доказательств, исследованных нотариусом, которое начинается следующим абзацем: «В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшедшего капитана (и свидетелей из числа состава экипажа), который показал…»;

— фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний;

— номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

— указание о размере взыскиваемой государственной пошлины. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» за совершение морского протеста взыскивается пошлина, равная пятнадцатикратному размеру минимального размера оплаты труда;

— подпись нотариуса и оттиск личной печати нотариуса с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается капитану или уполномоченному лицу, а другой — остается в нотариальной конторе (у нотариуса) вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала.

§ 6. Акт о морском протесте по заявлению капитана иностранного судна составляется с участием переводчика, если нотариус не владеет соответствующим иностранным языком. В этом случае в акте, кроме указанных выше данных, указываются сведения о переводчике и совершенном им переводе документов.

§ 7. Капитан иностранного судна может обратиться с заявлением о морском протесте в консульское учреждение государства, под флагом которого это судно плавает. Обычно консульские конвенции, заключенные Россией, содержат нормы о праве консулов составлять и удостоверять различного рода документы, в том числе и морские протесты.

Добавить комментарий