Муниципальный бюджетный процесс

В бюджетном процессе муниципального образования можно выделить следующие этапы:

  • 1. Составление проекта местного бюджета.
  • 2. Рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета представительным органом муниципального образования.
  • 3. Исполнение местного бюджета.
  • 4. Контроль и составление отчета об исполнении местного бюджета, его утверждение.
  • 5. Осуществление муниципального финансового контроля.

Рассмотрим каждую из указанных стадий бюджетного процесса более подробно.

1. Составление проекта местного бюджета.

Составление проекта бюджета является ключевым этапом бюджетного процесса. Эта работа должна основываться на прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год, плане развития муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год, а также основных направлений бюджетной и налоговой политики на планируемый период. Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган муниципального образования. В целях своевременного и качественного составлении проекта местного бюджета финансовый орган муниципального образования вправе получить необходимые сведения от финансового органа субъекта РФ, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. В процессе составления бюджета каждому главному распределителю, распределителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распределителю, распределителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг. Следует учитывать, что разработка и утверждение нормативов финансовых затрат отнесены к компетенции федеральных органов.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие показатели: 1) прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; 2) нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации (ч. 1 ст. 181 БК РФ).

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться следующие показатели:

1) прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; 2) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; 2) расходы местного бюджета по статьям экономической бюджетной классификации с указанием общего объема капитальных и текущих расходов местного бюджета; 3) расходы и доходы целевых бюджетных фондов; 4) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета; 5) источники финансирования дефицита бюджета; 6) иные показатели, определенные законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

Местные бюджеты должны составляться и исполняться на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечение утвержденных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по предметам ведения муниципального образования при безусловном выполнении долговых обязательств. Пока не обеспеченно финансирование предметов ведения муниципального образования, в проект местного бюджета не должны включаться расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с предметами ведения. Не должно допускаться также финансирование отдельных предметов ведения выше уровня норматива минимальной обеспеченности при недофинансировании других.

2. Рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета представительными органами муниципального образования.

Рассмотрение проекта постановления о местном бюджете муниципальным советом (далее — проект) начинается после того, как его официально внесет в муниципальный совет глава муниципального образования (глава местной администрации) в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании (как правило, не позднее 15 ноября текущего финансового года).

К проекту должны быть приложены следующие материалы и документы:

1) итоги социально-экономического развития муниципального образования за предыдущий финансовый год; 2) предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за 6 месяцев текущего финансового года; 3) основные положения прогноза социально-экономического развития муниципального образования; 4) прогноз взаимоотношений местного бюджета с бюджетом субъекта РФ; 5) перечень целевых адресных программ, финансирование которых заявлено из бюджета субъекта РФ (при наличии) ; 6) расчеты и обоснования по всем статьям доходов и расходов проекта местного бюджета.

Муниципальный совет рассматривает внесенный проект, как правило, в трех чтениях. До рассмотрения проекта муниципальный совет при необходимости рассматривает и принимает постановление о налогах, сборах, иных обязательных платежах в местный бюджет, в том числе в части льгот по платежам в местный бюджет. Муниципальный совет рассматривает проект в первом чтении не позднее 10 дней с момента официального внесения проекта. Представленный проект до рассмотрения в первом чтении подлежит рассмотрению комиссиями муниципального совета, заключения которых представляются в бюджетный орган муниципального совета (постоянную комиссию по бюджету). На основании полученных предложений и заключений бюджетный орган готовит сводное заключение по проекту.

Перед обсуждением проекта местного бюджета в первом чтении с докладом выступает глава муниципального образования (глава местной администрации) и/или руководитель финансового органа муниципального образования, а с содокладом — руководитель бюджетного органа муниципального совета.

Принимая проект в первом чтении (за основу), муниципальный совет утверждает основные показатели местного бюджета, к которым относятся:

1) общий объем доходов местного бюджета; 2) общий объем расходов местного бюджета; 3) дефицит местного бюджета, и его предельный процент по отношению к расходам; 4) источник покрытия дефицита местного бюджета; 5) предельный размер внутренних и внешних заимствований; 6) предельный размер муниципального долга 7) объем оборотной кассовой наличности на 1 января следующего финансового года.

В случае отклонения проекта муниципальный совет передает отклоненный проект в согласительную комиссию по уточненных основных показателей местного бюджета. Состав согласительной комиссии определяет муниципальный совет. Согласительная комиссия в течение определенного срока разрабатывает согласованный вариант местного бюджета, после чего глава муниципального образования (глава местной администрации) вновь представляет уточненный проект на рассмотрение муниципального совета.

В случае принятия в первом чтении (за основу) проекта депутаты муниципального совета подают в бюджетный орган поправки к проекту местного бюджета.

Поправки, предусматривающие увеличение бюджетных назначений получателям бюджетных средств и увеличение расходов по целевым статьям, должны содержать указания на источники их финансирования, которыми могут стать либо снижение бюджетных назначений другим получателям бюджетных средств и снижение расходов по другим целевым статьям, либо наличие дополнительных источников доходов. Поправки должны соответствовать бюджетной классификации. Далее бюджетный орган проводит экспертизу поправок и готовит сводные таблицы поправок с рекомендациями о принятии или отклонении их муниципальным советом во втором чтении. Второе чтение принятого за основу проекта включает в себя: голосование поправок и определение муниципальным советом защищенных статей местного бюджета. Рассмотрение поправок проводится бюджетным органом в присутствии авторов поправок, председателей местной администрации и финансового органа муниципального образования.

Во втором чтении проект должен быть рассмотрен муниципальным советом не позднее установленного срока. При рассмотрении поправок во втором чтении не могут быть изменены утвержденные в первом чтении основные показатели местного бюджета.

Третье чтение проекта (утверждение местного бюджета) включает в себя голосование проекта в целом со всеми ранее принятыми поправками и должно состояться не позднее установленного срока.

Местный бюджет должен быть сбалансирован. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит (превышение доходов над расходами бюджета), то до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Постановление Совета о местном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и вступает в силу после его опубликования в порядке, определенном уставом муниципального образования.

3. Исполнение местного бюджета.

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе сводной бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ), под которой понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающей распределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Сводную роспись местного бюджета утверждает руководитель исполнительного органа местного самоуправления. Под бюджетными ассигнованиями следует понимать бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы (ст. 216 БК РФ). Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета (ст. 216 БК РФ). Порядок открытия и закрытия счетов местного бюджета и определение их режима устанавливается Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов на единый счет местного бюджета, возврат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов, учет доходов и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета (ст. 218 БК РФ).

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования (ст. 219 БК РФ).

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

1) составление и утверждение бюджетной росписи; 2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; 3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; 4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; 5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств (ст. 219 БК РФ).

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств (ст. 219 БК РФ).

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств (ст. 227 БК РФ).

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в постановление о местном бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись (ч. 1 ст. 232 БК РФ). В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели, то финансирование расходов сверх утвержденных ассигнований можно осуществлять после внесения изменений и дополнений в постановление о местном бюджете по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено (ч. 2 ст. 232 БК РФ).

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств (ст. 233 БК РФ).

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов (ст. 240 БК РФ). Бюджетный учет организуется органом, исполняющим местный бюджет.

Финансовый год завершается 31 декабря (ч. 1 ст. 242 БК РФ). До этого дня включительно орган, исполняющий местный бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства, и в этот же день прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств.

Если постановление о местном бюджете вступает в силу после начала финансового года, то в течение недели со дня вступления в силу указанного постановления глава муниципального образования (глава местной администрации) представляет на рассмотрение и утверждение муниципального совета проект постановления о внесений и дополнений в постановление о местном бюджете, уточняющий показатели местного бюджета с учетом исполнения местного бюджета за период временного исполнения местного бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, то руководитель финансового органа самостоятельно принимает решение о введении режима сокращения расходов местного бюджета и одновременно вносит на рассмотрение муниципального совета проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление о местном бюджете (ст. 229 БК РФ). В этом случае, если указанный проект постановления не принимается в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, исполнительный орган принимает решение о пропорциональном сокращении расходов впредь до принятия постановления муниципального совета по данному вопросу.

4. Контроль и составление отчета об исполнении местного бюджета, его утверждение.

Единая методология отчетности об исполнении бюджетов всех уровней устанавливается Правительством РФ. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются органом местного самоуправления (ст. 241 БК РФ).

В порядке, установленным Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, исполнительный орган, исполняющий бюджет, обязан составить и предоставить в муниципальный совет и соответствующий контрольный орган местного самоуправления месячные, ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета (ст. 241 БК РФ). Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета муниципальным советом может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета.

Отчет об исполнении местного бюджета, представляемый на утверждение муниципальному совету, должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета, а также в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством финансов РФ. До начала рассмотрения отчета контрольным органом местного самоуправления осуществляется внешняя проверка отчета. Муниципальный совет вправе обратится в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому постановлению о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению муниципальным советом и последующему опубликованию в порядке, установленном Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Если отчет об исполнении бюджета отклонен, то в соответствии с уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему исполнительному органу и его должностным лицам.

5. Осуществление муниципального финансового контроля.

Для осуществления муниципального финансового контроля в соответствии с действующим законодательством муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в финансовые органы и Государственный комитет по статистике (ст. 241 БК РФ).

Муниципальный финансовый контроль — составная часть финансово экономического контроля. Он рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявление резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

Содержание

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Муниципальный бюджетный процесс — это регламентированная законодательством РФ, субъектов федерации, актами муниципальных образований деятельность органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления, иных субъектов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов муниципальных образований, а также по контролю за их исполнением. Частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в обобщенном виде делится на четыре этапа:

  1. составление проекта бюджета;
  2. рассмотрение и утверждение бюджета;
  3. исполнение бюджета;
  4. отчет об исполнении бюджета.

Составление проекта бюджета. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрации муниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководством главы муниципального образования (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования.

Составление бюджета основывается на:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • бюджетном послании главы субъекта РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития территории муниципального образования на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на территории муниципального образования на очередной финансовый год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по территории муниципального образования на очередной финансовый год;
  • плане развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета муниципального образования на очередной финансовый год администрацией и финансовым органом, исполняющим бюджет муниципального образования, составляются следующие документы и материалы:

  • методика формирования бюджета; о предоставлении средств бюджета на возвратной основе;
  • о муниципальных гарантиях на очередной финансовый год;
  • оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот:
  • оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
  • об адресных инвестициях на очередной финансовый год;
  • иные документы и материалы, предусмотренные законодательством, решениями представительного органа.

Указанные документы представляются главой муниципального образования (главой администрации) в представительный орган до 1 ноября текущего года.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается администрацией на основе: 1) данных о социально-экономическом развитии территории за последний отчетный период, 2) прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год в срок до 1 июля базового года. Разработка прогноза социально-экономического развития территории предшествует составлению проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития территории на предстоящий год должен включать:

  • краткую характеристику положенных в основу прогноза сценарных условий;
  • оценку экономического и социального развития муниципального образования за предыдущий год, состояние экономического и социального развития муниципального образования в текущем году и основные прогнозные показатели на предстоящий год;
  • прогноз социально-экономического развития по отдельным отраслям и сферам экономики муниципального образования;
  • прогноз уровня жизни, занятости, экологической обстановки, демографических тенденций, инвестиций за счет всех источников, структуры денежных доходов и расходов населения, структуры трудовых ресурсов;
  • прогноз сводного финансового баланса муниципального образования.

План развития муниципального сектора экономики разрабатывается администрацией до 1 июля базового года и включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих.

В план развития муниципального сектора экономики муниципального образования включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями. Городские целевые программы разрабатываются органами местного самоуправления и утверждаются представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня целевых программ муниципального образования осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории, определяемыми на основе этого прогноза приоритетами, планом развития муниципального образования.

Основные направления бюджетной и налоговой политики территории муниципального образования разрабатываются администрацией до 1 июля текущего года и включают в себя:

  • особенности формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета на очередной финансовый год (в том числе особенности, связанные с установлением или отменой местных налогов и сборов, изменением отдельных элементов налогообложения и обложения сборами, управлением объектами муниципальной собственности), а также основные меры, направленные на увеличение поступления доходов в бюджет;
  • особенности формирования финансовых обязательств муниципального образования на очередной финансовый год (в том числе особенности, связанные с сокращением или увеличением отдельных видов расходов бюджета, формированием текущих и капитальных расходов бюджета), а также основные меры, направленных на эффективное использование средств бюджета;
  • особенности привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета и особенности управления муниципальным долгом в очередном финансовом году, а также основные меры, направленные на обеспечение своевременного погашения долговых обязательств муниципального образования и выплаты процентов по ним;
  • планируемый дефицит (профицит) бюджета в очередном финансовом году либо его отсутствие, а также предполагаемое увеличение или уменьшение размера муниципального долга в очередном финансовом году;
  • иные показатели, определенные бюджетным и налоговым законодательством.

Глава муниципального образования (глава администрации) принимает решение о начале работы по составлению проекта бюджета не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта бюджета администрацией, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом местного бюджета, определяются главой муниципального образования (главой администрации).

Финансовый орган, исполняющий бюджет, на основании прогноза социально-экономического развития территории муниципального образования, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, плана развития муниципального сектора экономики, иных нормативно предусмотренных документов и сведений формирует расчетные объемы доходной и расходной частей местного бюджета, направляет их главе муниципального образования (главе администрации), который в порядке, установленном законодательством, представляет указанные документы в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта РФ (финансовое управление, министерство финансов).

После получения от уполномоченного органа по управлению средствами бюджета субъекта РФ контрольных цифр расчетного проекта бюджета на очередной финансовый год, финансовый орган, исполняющий местный бюджет, в случае необходимости готовит обоснованные разногласия поданным контрольным цифрам с расчетами. Указанные разногласия рассматриваются местной администрацией с участием депутатов представительного органа и направляются главой муниципального образования (главой администрации) в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта РФ.

Местная администрация, финансовый орган, исполняющий местный бюджет, дорабатывают и направляют главе муниципального образования (главе администрации) проект бюджета для представления его в представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования (глава администрации) не позднее определенного срока (к примеру, не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) вносит на рассмотрение представительного органа проект решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К ним относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета. В проекте решения о местном бюджете должны содержаться также:

  • прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджета:
  • нормативы отчислений от регулирующих доходных источников, установленных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год;
  • расходы бюджета по следующим показателям: по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ:
  • по группам, подгруппам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ;
  • общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
  • распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и прямым получателям бюджетных средств (в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета с указанием разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов функциональной классификации; групп, подгрупп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации);
  • расходы и доходы целевых муниципальных фондов, если они образуются;
  • объемы финансовой помощи из других уровней бюджетной системы (дотации, субвенции, субсидии);
  • перечень целевых муниципальных программ, финансируемых из местного бюджета;
  • перечень целевых муниципальных программ, правовых актов, финансирование которых приостанавливается либо производится частично (с указанием соответствующих объемов финансирования);
  • иные показатели, определенные бюджетным законодательством.

В проекте решения о местном бюджете должны быть определены:

  • источники финансирования дефицита бюджета;
  • верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные законодательством;
  • размер и структура муниципального долга, объем и структура расходов на его обслуживание, программа (порядок) его погашения;
  • предельные объемы предоставляемых муниципальных гарантий, субсидий и субвенций;
  • перечень муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов местного бюджета, предоставляемых отдельным юридическим лицам;
  • цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, превышающий пределы финансового года;
  • лимиты предоставления отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов в части сумм, поступающих в местный бюджет.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Рассмотрение, утверждение местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования в одном или нескольких чтениях. Представительный орган рассматривает на своем заседании проект решения о бюджете на очередной финансовый год не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации).

Дума Екатеринбурга, например, рассматривает проект городского бюджета в двух чтениях. При принятии бюджета в первом чтении ею утверждаются: доходы бюджета в целом и по группам, подгруппам, статьям классификации доходов бюджетов РФ; общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год; дефицит (профицит) бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам бюджета на очередной финансовый год, источники покрытия дефицита бюджета. Дума рассматривает на своем заседании проект решения о бюджете во втором чтении не позднее чем через 20 дней со дня принятия его в первом чтении.

При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении утверждаются: расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов бюджета, принятого в первом чтении; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и прямым получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации; группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации); общий объем капитальных и текущих расходов; другие показатели, установленные бюджетным законодательством.

Проект решения о бюджете Екатеринбурга в течение одного дня после поступления в Думу направляется председателем Думы в постоянные депутатские комиссии Думы, комиссию по бюджету и экономической политике и в Счетную палату города (контрольный орган города). В течение 10 дней с момента поступления в комиссии проекта решения о бюджете комиссии Думы рассматривают предложения депутатов по проекту решения о бюджете и готовят заключения, которые направляют в комиссию по бюджету. Заключение Счетной палаты на проект решения о бюджете города направляется во все комиссии в течение 7 дней с момента его поступления в Счетную палату. На основании заключений комиссий, Счетной палаты и предложений депутатов, комиссия по бюджету в течение 7 дней сводит воедино направленные поправки, рассматривает их на заседании (заседаниях), выносит решение по каждой поправке, готовит таблицы поправок, по которым выработано положительное решение и по которым согласованное решение не принято. Комиссия по бюджету оформляет заключение, направляемое главе города, который вправе в двухдневный срок со дня его получения внести в городскую Думу доработанный проект решения о бюджете.

В период рассмотрения проекта бюджета администрация, финансовый орган, исполняющий бюджет, обязаны в трехдневный срок со дня получения запросов депутатов, депутатских комиссий, контрольного органа муниципального образования предоставить им всю необходимую информацию для осуществления предварительного финансового контроля.

Проекты решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет вносятся на рассмотрение представительного органа главой муниципального образования (главой администрации). Рассматриваются и принимаются они в порядке, аналогичном порядку рассмотрения и принятия решения о местном бюджете.

Исполнение бюджета. Утвержденный бюджет муниципального образования подлежит исполнению. По поручению главы муниципального образования (главы администрации) на финансовый орган, исполняющий местный бюджет, возлагается организация исполнения бюджета. Данный орган:

  • осуществляет процедуру подтверждения бюджетных обязательств: определяет и регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств:
  • совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств через систему лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в финансовом органе, исполняющем местный бюджет;
  • является кассиром всех получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от их имени и по поручению;
  • в пределах своей компетенции издаст приказы и утверждает инструкции, определяющие порядок финансирования расходов бюджета и ведения лицевых счетов при казначейской системе исполнения местного бюджета;
  • ведет учет операций на лицевых счетах распорядителей и получателей средств бюджета в соответствии с законодательством. Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает:
  • перечисление и зачисление доходов на счет местного бюджета;
  • возврат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов;
  • учет доходов местного бюджета и составление отчетности о доходах местного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение местного бюджета осуществляется финансовыми органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств и прямым получателем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в финансовые органы муниципального образования в течение установленного срока (например, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета).

Главный распорядитель средств местного бюджета — орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Распорядитель муниципальных бюджетных средств — орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. В роли главных распорядителей, распорядителей средств местного бюджета могут выступать представительный орган, местная администрация, отделы, управления местной администрации.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств финансовый орган, исполняющий местный бюджет, составляет сводную бюджетную роспись в течение установленного срока (например, в течение 15 дней после утверждения местного бюджета). Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансового органа, исполняющего местный бюджет, и направляется для сведения главе муниципального образования, в представительный и контрольный органы муниципального образования.

Отчет об исполнении бюджета. Глава муниципального образования (глава администрации) представляет в представительный орган муниципального образования годовой отчет об исполнении местного бюджета, информацию об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года. Годовой отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении местного бюджета на отчетный год, и представлен в представительный орган в форме проекта решения в течение определенного срока. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом и вносится в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации) со следующими дополнительными документами и материалами:

  • отчетом об обслуживании и погашении муниципального долга;
  • отчетом о внутренних заимствованиях (по видам заимствований);
  • отчетом о доходах, полученных от использования муниципального имущества;
  • отчетом о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, а также о других расходах, по которым утверждены лимиты верхнего предела;
  • отчетом о выданных муниципальных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям;
  • информацией о расходовании средств резервного фонда главы муниципального образования (главы администрации);
  • информацией о заблокированных расходах в течение финансового года.

Введение

Для обеспечения деятельности органов местного самоуправления по финансированию расходных обязательств исключительно важное значение имеет процесс формирования бюджета (бюджетный процесс).

Цель работы — на основе анализа законодательства и литературы изучить вопрос о местном бюджете, о стадиях бюджетного процесса в муниципальном образовании.

Рассмотреть понятие и участников бюджетного процесса в муниципальном образовании;

Повышение эффективности организации бюджетного процесса в муниципальном образовании

Во второй главе курсовой работы — стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании и пути повышения эффективности бюджетного процесса в муниципальном образовании

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Положение «О бюджетном процессе в муниципальном образовании» /Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2008. № 6, 21 с.

Данной нормой еще раз подтверждается, что муниципальное образование не может иметь внебюджетных фондов денежных средств.

Финансовое обеспечение в соответствии с указанными Рекомендациями — представления бюджетных средств из собственных доходов бюджета (на непосредственное финансирование расходов или другим уровням публичной власти в виде субвенций).

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ, п. 3 ст. 18

бюджетный муниципальное образование местный

2) налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов. Чернявский А.В. Подготовка бюджетов поселений: проблемы и пути решения // Финансы. 2009. № 7. 12 с.

Налог на имущество физических лиц исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009г.)»О налогах на имущество физических лиц».

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;

2) единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ст. 63

Налог на доходы физических лиц исчисляется в соответствии с главой 23 части второй Налогового кодекса. Для расчета поступлений по этому налогу необходима информация по численности занятых, фонду заработной платы на одного человека в месяц и информация для расчета стандартных налоговых вычетов.

Прогноз поступлений по единому сельскохозяйственному налогу осуществляется в соответствии с главой 26.1 второй части Налогового кодекса. Определенные проблемы возникнут при определении налоговой базы по данному налогу по поселениям, если сельскохозяйственные предприятия работают на территории нескольких поселений. В этом случае налоговую базу придется разбивать условно, например, в соответствии с количеством стандартизированных рабочих мест на территории поселений. Эта задача должна быть решена территориальными органами ФНС. Чернявский А.В. Подготовка бюджетов поселений: проблемы и пути решения / Финансы. 2009. № 7.19 с.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов;

2) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 35 процентов;

единого сельскохозяйственного налога взимаемого на межселенных территориях — по нормативу 70 процентов;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;

за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус. Государственные и муниципальные финансы — Бабич А.М., Павлова Л. Н, 2009г., 37 с.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ч. 3 ст. 61. 1

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельного налога — по нормативу 100 процентов;

2) налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 процентов;

2) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;

3) единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 70 процентов;

4) государственной пошлины. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ст. 63

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 — 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 50 процентов. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ст. 62

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ст. 63

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Савранская О. Расходы местных бюджетов и организация бюджетного процесса // Муниципальная экономика. 2009. № 2. 42 с.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

8) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) межбюджетных трансфертов;

11) кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

12) кредитов иностранным государствам;

13) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Положение «О бюджетном процессе в муниципальном образовании» /Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2008

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Савранская О. Расходы местных бюджетов и организация бюджетного процесс/ Муниципальная экономика. 2009. № 2. 53 с.

Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам. Государственные и муниципальные финансы — Бабич А.М., Павлова Л.Н. 2010г., 46 с.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Электронный-ресурс: http: //www.minfin.ru

Таким образом, в части регулирования расходов местных бюджетов и порядка формирования расходной и доходной частей бюджета законодательство существенно изменилось. Это требует от органов местного самоуправления проведения большой подготовительной работы, принятия значительного числа муниципальных правовых актов, проведения нормирования расходов и установления социальных стандартов, обучение муниципальных кадров, совершенствование структуры органов местного самоуправления.

3) указаны правовые акты, которые должны быть приняты для подготовки проекта бюджета, в том числе акты, устанавливающие финансовое нормирование в муниципальном образовании, сроки их принятия;

5) установлен порядок вынесения основных вопросов по планированию бюджета на обсуждение с населением, заинтересованными органами и организациями;

7) установлены сроки и порядок формирования расходной, доходной частей бюджета, основные принципы и порядок достижения сбалансированности местного бюджета;

9) урегулированы вопросы установления (изменения, отмены), в том числе по срокам, местных налогов и сборов, предоставления по ним;

12) урегулированы другие вопросы, связанные с формированием проекта бюджета в данном муниципальном образовании. Савранская О. Расходы местных бюджетов и организация бюджетного процесс/ Муниципальная экономика. 2009. № 2. 59 с.

Участники бюджетного процесса закреплены в статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Это следующие участники.

4) осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ст. 154

1) вносят проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления;

5) осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.

1) определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

3) бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть местного бюджета;

Распорядитель бюджетных средств — орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

1) составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за:

4) своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

7) соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

9) соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и федеральным законам. Савранская О. Расходы местных бюджетов и организация бюджетного процесс/ Муниципальная экономика. 2009г., № 2. 74 с.

1) своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 — ФЗ (ред. от 27. 06.2011 г.), ст. ч. 2 ст. 163 БК РФ

1) осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов местного самоуправления;

Глава 2. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании и повышение эффективности его организации

Можно выделить следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании:

3) внесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение муниципального совета;

6) опубликование постановления муниципального совета об утверждении местного бюджета;

8) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;

10) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;

13) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах). Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании / Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2009. № 3. 13 с.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер (ч.3 ст.174 БК РФ).

следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

2) нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

3) расходы местного бюджета по статьям экономической бюджетной классификации с указанием общего объема капитальных и текущих расходов местного бюджета;

5) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;

Местный бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, контролю за его исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Нормы БК РФ не регулируют процедуру принятия и исполнения местного бюджета. Исходя из норм федеральных законов, данная процедура должна регламентироваться положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, принимаемым на основе федеральных законов, которые определяют общие принципы организации бюджетного процесса на территории РФ, и законов субъектов РФ, регламентирующих основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях. В ряде территорий действуют положения о местном бюджетном процессе, разработанные еще до принятия БК РФ.

Основные стадии местного бюджетного процесса – формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением – органы местного самоуправления реализуют самостоятельно. Помимо названных в Федеральном законе № 131-ФЗ, к стадиям бюджетного процесса также относится осуществление бюджетного учета, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетное регулирование на муниципальном уровне осуществляется по вопросам местного бюджета, местного бюджетного процесса, а также осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом.

Участниками местного бюджетного процесса являются: глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов местного бюджета, а также получатели бюджетных средств.

Проект местного бюджета и отчет о его исполнении в обязательном порядке выносятся на публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.

Глава муниципального образования, как правило, осуществляет следующие полномочия в области бюджетного процесса:

  • – одобряет представленные местной администрацией основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования;
  • – назначает публичные слушания по проекту бюджета, отчета об его исполнении;
  • – осуществляет (в случае если это предусмот рено законодательством субъекта РФ) право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации по вопросам бюджета муниципального образования и межбюджетных отношений.

Представительный орган муниципального образования осуществляет следующие полномочия в области бюджетного процесса:

  • – рассматривает проект местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утверждает бюджет на очередной финансовый год и плановый период и отчет о его исполнении;
  • – организует осуществление последующего контроля за исполнением бюджета;
  • – выступает инициатором проведения публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период и проекту годового отчета об исполнении бюджета;
  • – устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ;
  • – устанавливает налоговые льготы но местным налогам, основания и порядок их применения;
  • – устанавливает порядок исчисления и уплаты в бюджет неналоговых доходов от использования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • – устанавливает размер отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий;
  • – утверждает в соответствии с законодательством нормативы затрат на содержание объектов и учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда и пр.

Местная администрация, как правило, осуществляет следующие полномочия в области бюджетного процесса:

  • – разрабатывает и утверждает основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования;
  • – составляет прогноз социально-экономического развития муниципального образования;
  • – осуществляет внесение на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проекта бюджета, а также отчета о его исполнении;
  • – вносит предложения по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;
  • – обеспечивает исполнение местного бюджета;
  • – ведет реестр расходных обязательств муниципального образования;
  • – осуществляет муниципальные заимствования, обслуживание и управление муниципальным долгом в соответствии с федеральным законодательством;
  • – предоставляет муниципальные гарантии от имени муниципального образования;
  • – предоставляет субсидии муниципальным учреждениям, не являющимся бюджетными учреждениями.

Распорядители (главные распорядители) бюджетных средств контролируют расходование средств местного бюджета, например выплату, заработной платы, пособий; администраторы (главные администраторы) несут ответственность за поступление в местный бюджет доходов, например уплату местных налогов.

Основы исполнения всех бюджетов (в том числе и местных) определены положениями гл. 24 БК РФ. Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган местной администрации. Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации, определены постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Росийской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации». Требования касаются уровня профессиональной подготовки кандидата на должность, стажа и опыта работы по специальности, знания Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. В целом указанные требования подразделяются на общие (предъявляемые ко всем кандидатам на должность руководителя финансового органа местной администрации), требования, предъявляемые к кандидатам на должность руководителя финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, и требования, предъявляемые к кандидатам на должность руководителя финансового органа местной администрации городского или сельского поселения.

Исполнение местного бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Исполняется бюджет по доходам (исполнение по доходам означает зачисление на единый счет бюджета поступлений, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм) и по расходам (включает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств). Местный бюджет исполняется с учетом принципов единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Общие положения БК РФ, касающиеся исполнения местных бюджетов, регулируют вопросы сводной бюджетной росписи, кассового плана, исполнения бюджетов по доходам, исполнения бюджета по расходам, бюджетной росписи, исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению бюджета, бюджетной сметы, предельных объемов финансирования, использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление, иммунитета бюджетов, особенностей исполнения бюджетов, установленных федеральными законами, основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и завершения текущего финансового года (см. об этом ст. 2151–241 БК РФ). Вопросы исполнения местного бюджета, не урегулированные БК РФ, регулируются муниципальными правовыми актами о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании.

Для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению местных бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ (если заключено соответствующее соглашение).

Бюджетный контроль в рамках местного бюджетного процесса в муниципальном образовании осуществляют:

  • – структурное подразделение местной администрации в области финансов;
  • – контрольный орган муниципального образования;
  • – главные администраторы доходов местного бюджета;
  • – главные администраторы источников финансирования дефицита местного бюджета;
  • – главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

При этом местная администрация вправе создавать специальные подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего финансового контроля), осуществляющего разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения местного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

В целом бюджетная отчетность включает:

  • – отчет об исполнении местного бюджета;
  • – баланс исполнения местного бюджета,
  • – отчет о финансовых результатах деятельности субъектов местного бюджетного процесса;
  • – отчет о движении денежных средств по счетам;
  • – иные документы в соответствии с бюджетным законодательством.

В отчете об исполнении местного бюджета указываются общий объем доходов, расходов и дефицита (профицита) местного бюджета. С утверждением отчета об исполнении местного бюджета бюджетный процесс в муниципальном образовании завершается.

Добавить комментарий