Начальник органа дознания

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Органы дознания можно разделить на две группы.

К первой группе относятся перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК. Их уголовно-процессуальные функции:

— производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК.

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Для всех указанных органов расследование преступлений не является единственной или основной функцией, в силу чего дознание в данном случае направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторой категории дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью, дознание заменяет собой предварительное следствие. На органы дознания возлагается также обязанность выполнения отдельных поручений следователя.

Ко второй группе органов дознания относятся закреплённые в ч. 3 ст. 40 УПК. Полномочия их сводятся лишь к праву возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК и производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, совершённых по месту их нахождения или в пределах их территории. Наделение указанных лиц процессуальными полномочиями вызвано отсутствием в месте их расположения другого органа дознания, поэтому осуществление ими процессуальных функций является вынужденным обстоятельством и носит эпизодический характер.

Подследственностьмежду разными органами дознания определяется ст. 150 и 151 УПК.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное следствие в форме дознания, а также его заместитель. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания предусмотрены только в отношении подчинённых ему дознавателей. Полномочия закреплены в ч. 1 ст. 40.1.

Дознаватель (п. 6 ст. 5 УПК) – должностное лицо органа дознания, полномочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Ст. 41 УПК закрепляет процессуальные полномочия дознавателя.

Дознаватель является самостоятельным участником уголовного процесса и самостоятельно направляет ход расследования уголовного дела. Он также как и следователь несёт персональную ответственность за законность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена. Это проявляется в том, что для него указания прокурора, начальника подразделения дознания и органа дознания обязательны. В соответствии с УПК он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, а указания начальника подразделения дознания – начальнику органа дознания или прокурору, однако обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания — это не только государственные службы, но и должностные лица, которые уполномочены вести предварительное расследование путем получения достоверных фактов по уголовному делу. Процесс играет важную роль в системе правосудия.

О том, что такое орган дознания, какие участники считаются основными, что входит в права и полномочия дознавателя, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, расскажем далее.

Что такое орган дознания, основные участвующие лица

Согласно пункту 24 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, органы дознания — это не только подразделения, но и специалисты, которые имеют право добывать информацию по делу и реализовывать другие свои полномочия.

Согласно пункту 1 статьи 40 УПК РФ, к таким органам относятся:

  • отдел внутренних дел (ОВД) РФ и входящие в него управления полиции (отделы, отделения и пункты), а также другие госорганы исполнительной власти, которые наделены правами вести оперативно-розыскную деятельность;
  • госорганы Федеральной службы судебных приставов;
  • глава подразделений военной полиции ВС РФ, командиры и военные руководители;
  • госорганы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

Согласно статьям 40.1, 40.2 и 41 УПК РФ, работают в таких госорганах дознаватель, начальник органа и начальник подразделения.

Согласно пункту 17 статьи 5 УПК РФ, начальник госоргана — это руководитель, и (или) его заместитель. Как говорится в пункте 17.1, глава подразделения и (или) его заместитель управляет спецподразделением, которое предварительно расследует дела. Согласно пункту 7, дознаватель проводит предварительное расследование.

Дознание — это формат предварительного расследования. Его проводят дознаватель или следователь.

Интересно. Впервые понятие «дознание» сформулировали на законодательном уровне в УПК РФ только в 2002 году, оно обозначает расследование злодеяний. До 2002 года не существовало такого юридического термина. Неотложные следственные мероприятия перестали входить в это понятие, хотя по факту эта деятельность осталась за органами дознания.

Дознавателем может быть любой сотрудник дознания вне зависимости от должности. Соответствующие главы руководят дознавателями в госорганах или спецподразделениях. Их деятельность направлена на получение достоверных фактов по уголовным делам, которые не нуждаются в обязательном предварительном следствии, и на выполнение неотложных действий в рамках следствия.

В таблице подробно приведены акты, которые регулируют деятельность дознания.

Законный акт Суть регулирования
пункт 24 статьи 5 УПК РФ определяет понятие органа дознания
пункт 1 статьи 40 УПК РФ обозначает список ведомств, входящих в состав дознания
статьи 40.1, 40.2 и 41 УПК РФ закрепляет должности в органах
пункт 17 статьи 5 УПК РФ определяет понятие главы госоргана
пункт 17.1 статьи 5 УПК РФ определяет понятие главы подразделения
пункт 7 статьи 5 УПК РФ определяет понятие дознавателя
пункт 3 статьи 2 ФЗ № 3-ФЗ «О полиции» определяет суть дознания, как направления работы полиции
пункт 8 статьи 12 ФЗ № 3-ФЗ «О полиции» включает процесс получения информации по делу в обязанности полиции

О чем говорит закон о полиции

Согласно статье 3 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в основе работы полиции лежат Конституция РФ, международное право, международные договоры Российской Федерации, а также Федеральное законодательство, ФЗ «О полиции», НПА Президента, Правительства РФ и Федерального госоргана исполнительной власти в сфере ВД.

ФЗ «О полиции» пунктом 3 статьи 2 выделяет дознание как одно из направлений работы полиции. Пунктом 8 статьи 12 определяются обязанности полиции, в них включены: возбуждение уголовных дел, получение информации по ним без обязательного предварительного следствия и действия, которые не терпят отлагательств в рамках расследования — например, осмотр места убийства или опрос свидетелей.

Интересно. Слово «дознание» произошло от устаревшего слова «дознать», которое значит удостовериться. Само понятие в уголовном судопроизводстве РФ всегда трактовалось неоднозначно. Под ним понимали и процессуальную работу госорганов, и мероприятия, которые не регламентируются нормами уголовного процесса. Также понятие обозначало оперативную деятельность.

Основным правовым актом, регулирующим процесс добывания материалов по уголовному делу, работу отдела, дознавателя, начальника госоргана и руководителя подразделения выступает Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Полномочия и права

Права и полномочия дознавателя, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания регулируются статьями 40.1, 40.2 и 41 УПК РФ, упомянутых выше. Рассмотрим их подробнее.

Дознаватель

Он уполномочен выполнять возложенные на госорганы функции, которые включают в себя:

  • получение данных по преступлениям, расследование которых не нуждается в обязательном предварительном следствии;
  • проведение следственных действий, которые нельзя отложить.

Кроме того, он вправе:

  • лично проводить мероприятия в рамках расследования и самостоятельно принимать процессуальные решения;
  • давать госоргану поручения в письменном виде;
  • оспаривать решение прокуратуры, касающееся возвращенных материалов.

Должностное лицо может быть наделено статусом дознавателя в двух случаях:

  1. Человек назначен на эту должность в спецподразделении Отдела внутренних дел.
  2. Сотрудник органа, который не имеет должности дознавателя, но наделен такими полномочиями главой ОВД.

Начальник органа дознания

Полномочия начальника органа дознания достаточно обширны:

  • проверка заявлений о совершенных правонарушениях, принятие по ним решений, получение данных по делу и проведение неотложных процедур в рамках расследования;
  • продление сроков проверки сообщений о злодеяниях;
  • проверка материалов, которые находятся в органе и у дознавателя;
  • выдача подчиненному письменных поручений;
  • рассмотрение возражений дознавателя;
  • принятие решений о дознании и составе группы;
  • восстановление утерянных уголовных дел или его материалов;
  • возвращение дел дознавателю;
  • утверждение обвинений.

Начальник подразделения дознания

Он руководит работой подчиненных ему дознавателей.

В ряду полномочий:

  • инициировать проведение проверок заявлений, направляемых гражданами в полицию, принимать по ним решения, добывать информацию по делу и проводить оперативные следственные мероприятия;
  • передавать дела от одного специалиста другому;

ходатайствовать в прокуратуру об отмене постановлений дознавателя о приостановлении процесса получения данных в рамках расследования.

Также он имеет право:

  • возбуждать уголовные дела;
  • добывать информацию по делу в качестве дознавателя или руководителя группы.

При осуществлении полномочий он имеет право:

  • проверять материалы проверки заявлений граждан о совершенных преступлениях;
  • поручать (письменно) подчиненному произвести процессуальные действия.

Что понимается под сопротивлением начальнику по статье 333 УК РФ.

Как наказывают по УК РФ за насильственные действия в отношении начальника.

Какие существуют виды судебных приговоров и как они составляются.

Органы дознания, дознаватель и начальник органа дознания производят сбор информации по совершенному злодеянию. Регулирует их работу Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Дознаватель имеет право получать данные по преступлениям, проводить следственные действия, оспаривать некоторые решения прокуратуры. Начальник подразделения дознания и начальник органа дознания имеют более широкие полномочия.

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

  • проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;
  • давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарии к ст. 40.1 УПК РФ

1. Самостоятельным субъектом уголовного процесса является руководитель подразделения дознания, являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

2. Под группой в нашем определении понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы — помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.

3. Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель — руководитель следственно-оперативной группы, в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.

4. В коммент. ст. приведен неполный перечень полномочий начальника подразделения дознания. Последний также вправе возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).

5. Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служить дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

Под дознанием, согласно п.8 ст. 5 УПК РФ, понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Закон предусматривает два вида дознания, а именно:

– дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

– дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно проводится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Предварительное расследование призвано решать задачи уголовного судопроизводства и носит процессуальный характер. Это означает, что порядок производства расследования органами дознания строго и четко регламентируется уголовно-процессуальным законом, а фактические данные, получаемые в ходе дознания, имеют доказательное значение по уголовному делу.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Правомочными осуществлять предварительное расследование в форме дознания в системе органов ГПН МЧС России являются должностные лица, состоящие на должностях начальников подразделений дознания, дознавателей и старших дознавателей.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 41 УПК РФ, полномочия органа дознания могут возлагаться на любое должностное лицо органа ГПН МЧС России начальником органа дознания или его заместителем, при этом указанное лицо приобретает процессуальный статус дознавателя.

В соответствии со ст. 41 УПК РФ, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда, в соответствии с УПК РФ, на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.

Кроме того, дознаватель:

1. Обязан разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ч. 1 ст. 11 УПК РФ);

2. Оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, ос-нованному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ);

3. Вправе осуществлять уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ);

4. Вправе принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

5. Вправе, в пределах своих полномочий, предъявлять обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требования, поручения и запросы (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

6. Вправе заявлять прокурору самоотвод по уголовным делам (ч. 1 ст. 62 УПК РФ);

7. Обязан выносить постановление о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК РФ);

8. Вправе признать доказательства недопустимыми (п. 3 ст. 88 УПК РФ);

9. Вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК РФ), а также с согласия прокурора в суд направлять ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения по стражу (ч. 2 ст. 91 УПК РФ) или вместо 11 пункта;

10. Вправе выносить постановление об освобождении подозреваемого (ч.1 ст. 94 УПК РФ);

11. Вправе избрать подозреваемому, обвиняемому одну из мер пресе-чения, предусмотренных УПК РФ (ч. 1 ст. 97 УПК РФ) и выносить поста-новление, содержащее основание для избрания меры пресечения (ч. 1 ст. 101 УПК РФ);

12. Вправе применить к подозреваемому или обвиняемому меры процессуального принуждения (ст. 111 УПК РФ):

a. — обязательство о явке;

b. — привод;

c. — временное отстранение от должности;

d. — наложение ареста на имущество.

13. Вправе ходатайствовать перед судом о временном отстранении от должности подозреваемого или обвиняемого, за исключением случая привлечения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 1 и 5, ст. 114 УПК РФ);

14. Обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня по-ступления указанного сообщения;

15. При проверке сообщения о преступлении вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

16. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности, обязан принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

17. Вправе выносить постановление о возбуждении уголовного дела (ст. 146 УПК РФ);

18. Вправе выносить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ);

19. Обязан проводить предварительное расследование в форме дознания в общем порядке либо в сокращенной форме по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса российской Федерации;

20. Обязан выносить постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения прокурору (ст. 155 УПК РФ);

21. Вправе выносить постановление о принятии уголовного дела ксвоему производству (ч. 1 ст. 156 УПК РФ);

22. Обязан по окончании дознания составлять обвинительный акт (ст. 225 УПК РФ);

23. Обязан по окончании дознания составлять обвинительное поста-новление (ст. 2267 УПК РФ);

24. Вправе составлять протоколы следственных действий в ходе след-ственного действия или непосредственно после его окончания (ст. 166 УПК РФ);

25. Вправе ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ) и дознания в сокращенной форме (ст. 2266 УПК РФ);

26. Вправе приостанавливать и возобновлять дознание (208 УПК РФ); Вправе направить запрос о правовой помощи (ст. 453 УПК РФ);

27. Обязан вручить подозреваемому уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 2231 УПК РФ).

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу, данные в письменном виде, обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

С выполнением вышеуказанными должностными лицами и государственными органами обязанности, принимать заявления (сообщения) о преступлении, разрешать таковые, возбуждать в пределах своей компетенции уголовные дела публичного обвинения и осуществлять по уголовным делам основанное на процессуальном и материальном законе уголовное преследование начинается досудебное производство.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования.

Задачи органов дознания вытекают из общих задач уголовного судопроизводства, сформулированных в ст. 40 ч. 2 УПК РФ и других нормативных актах:

предупреждение, пресечение, быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных и обеспечение правильного применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

восстановление чести и достоинства, а также прав граждан в случае их незаконного задержания, ареста или привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с действующим законодательством основными функциями органов дознания в уголовном судопроизводстве являются:

1. Расследование преступлений;

2. Обвинение (уголовное преследование);

3. Защита и разрешение уголовного дела,

4. Прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях;

5. Раскрытие преступлений;

6. Производство розыска;

7. Применение оперативно-розыскных мер;

8. Возмещение ущерба, причиненного преступлением;

9. Профилактика преступлений;

10. Предотвращение и пресечение преступлений.

На органы дознания возложены следующие основные обязанности:

обеспечивать проведение дознания по пожарам в соответствии с действующим законодательством;

взаимодействовать по вопросам организации проведения дознания по делам о пожарах с работниками следствия, уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, экспертами-криминалистами специалистами в различных областях знаний, работниками прокуратуры и суда;

организовать работу должностных лиц Государственной противопожарной службы (далее – ГПС) по проведению проверок по делам о пожарах и соблюдение законности при принятии решений по этим делам;

вести необходимую служебную документацию;

представлять сведения необходимые для проведения анализа сложившейся обстановки с пожарами и причинами их возникновения;

вносить предложения в планы работ органа управления, подразделения ГПС по повышению эффективности деятельности в области дознания и проведения проверок по пожарам.

Подследственность – это совокупность установленным законом признаков, по которым расследование данного происшествия относится к компетенции того или иного органа дознания или следствия.

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное расследование по пожарам производится:

1) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 167 частью второй, статьи 219 частями второй и третьей, статьи 261 частями третьей и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 28.07.2012 № 142-ФЗ);

2) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, статьи 261 частями первой и второй Уголовного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 28.07.2012 № 142-ФЗ).

Добавить комментарий