Налоговые доходы бюджета

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налого­вым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ. По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы РФ в процессе налогообложения. Регулирование налоговых доходов бюджета осуществляется нормами налогового права.

Налоговые доходы включают в себя:

налоги на прибыль:

-налог на прибыль организаций (20%, 0, 9, 15);

-налог доходы физических лиц (13%, а также 35,30 и 9 %);

-налог на игорный бизнес (напр. за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей);

-единый социальный налог(утратил силу), теперь страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования (ЕСН=26, а теперь 34%);

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд.

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

-НДС (18%);

-акцизы;

-лицензионные и регистрационные сборы;

-налог на покупку иностранной валюты;

-налог с продаж

налоги на совокупный доход:

-единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

налоги на имущество:

-налог на имущество физических лиц;

-налог на имущество предприятий;

-налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

-налог на операции с ценными бумагами

платежи за пользование природными ресурсами:

-платежи за пользование недрами

-платежи за пользование континентальным шельфом РФ

-налог на добычу полезных ископаемых (от 0 до 17,5)

-платежи за пользование лесным фондом

-плата за пользование водными объектами

-(сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов от 10 до 35 000 руб)

-земельный налог и др.

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

-таможенные пошлины, -другие.

36 Расходы бюджетной системы страны.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы государственного бюджета стран с развитой экономикой включают следующие пять групп:

1)военные;

2) вмешательство в экономику;

3) содержание государственного аппарата управления;

4)социальные цели;

5) предоставление субсидий и кредитов.

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:

— ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

— оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

— трансферты населению;

— бюджетные кредиты юридическим лицам;

— субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

— инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

— бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

— кредиты иностранным государствам;

— средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов; субвенция — средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов; субсидия — средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.

Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, под которыми понимаются операции по передаче средств между бюджетами, связанные с:

  1. изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве;
  2. передачей полномочий по финансированию расходов;
  3. передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.

Для формирования бюджетов важное значение имеет определение момента зачисления доходов в бюджет и в бюджет государственного внебюджетного фонда. Доходы от федеральных и региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными актами между бюджетами, а также бюджетами внебюджетных фондов.

Органы казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Собственные доходы федерального бюджета в соответствии со ст. 47 БК РФ формируются за счет:

а) налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

б) неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) доходов, полученных федеральным бюджетом в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Кроме того, к доходам федерального бюджета относится часть прибыли Центрального банка, остающейся после уплаты налогов и сборов, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (ст. 50, 51 БК РФ).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также пеней и штрафов по ним.

В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет полностью зачисляются следующие налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Виды налоговых доходов, полностью зачисляемые в федеральный бюджет

Налоговые доходы, частично зачисляемые в федеральный бюджет

Налоговые доходы федерального бюджета закреплены на постоянной основе полностью или частично в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах и являются собственными доходами бюджета. Виды налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативы отчислений, в соответствии с которыми налоговые доходы поступают в федеральный бюджет, установлены в ст. 50 БК РФ. Закрепление в Бюджетном кодексе РФ вида налоговых доходов и нормативов их отчислений позволяет повысить уровень прогнозирования налоговых доходов бюджета. В Федеральном законе от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»*(87) содержатся нормативы распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов тех доходов, которые не установленные Бюджетным кодексом РФ. Например, в приложении 1 к данному Закону установлены нормативы распределения доходов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Неналоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Виды неналоговых доходов определены в ст. 41, 42, 46 БК РФ. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия по нормативам, указанным в ст. 41 БК РФ;

д) средства самообложения граждан;

е) иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы федерального бюджета, которые полностью являются источником формирования федерального бюджета, следующие:

Неналоговые доходы, полностью зачисляемые в федеральный бюджет

Частично неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

а) части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

б) платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%. Полностью к неналоговым доходам федерального бюджета относятся также

следующие суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ

Суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 50%.

Отдельно в доходах федерального бюджета выделяются нефтегазовые доходы федерального бюджета, которые не относятся к собственным доходам, имеют целевой характер и используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К нефтегазовым доходам федерального бюджета в соответствии со ст. 96.6 БК РФ относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

а) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

б) вывозных таможенных пошлин на сырую нефть;

в) вывозных таможенных пошлин на природный газ;

г) вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Таким образом, в состав нефтегазовых доходов включены как налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий природный газ из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), так и неналоговые доходы (вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, на природный газ, на товары, выработанные из нефти).

Полномочиям Российской Федерации на формирование доходов бюджетов посвящены некоторые статьи Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 7 БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации относится определение основ формирования доходов бюджетной системы РФ. Полномочия Российской Федерации как субъекта бюджетного права на формирование доходов бюджетов конкретизированы в ст. 53 БК РФ. Формирование доходов бюджетов осуществляется на основании трех отраслей законодательства РФ — бюджетного законодательства РФ, законодательства о налогах и сборах и об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;
отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса;
государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 настоящего Кодекса в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Комментируемая статья определяет состав налоговых доходов местных бюджетов. К ним в соответствии с действующим законодательством относятся:
1) собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов;
2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
3) государственная пошлина.
1. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:
1) налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
2) порядок и сроки уплаты налога;
3) формы отчетности по данному местному налогу.
Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Перечень местных налогов и сборов содержится в ст. 15 НК РФ:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Данная статья НК РФ с перечнем местных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона об основах налоговой системы (ст. 32.1 Закона о введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать ст. 21 данного Закона, в соответствии с которой к местным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
4) налог на рекламу.
2. Регулирующие налоги и сборы — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе, т.е. не менее чем на 3 года (ст. 48 БК РФ).
Порядок отчислений от федеральных и региональных налогов в пользу местных бюджетов установлен в ст. 52, 58 и 63 Кодекса, а также в Законе о финансовых основах местного самоуправления.
3. Государственная пошлина — установленный Законом о госпошлине обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Государственная пошлина взимается:
1) с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
2) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;
3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
4) за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
5) за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых названным Законом.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В последнем случае государственная пошлина зачисляется в доходы местного бюджета по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

К неналоговым доходам относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

-иные неналоговые доходы.

Особенности неналоговых поступлений:

-порядок установления, исчисления, взимания регламентируется комплексом НПА;

-обяз./необяз. х-р;

-взимание может быть принудит./непринудит., т.е. на добровольной основе;

-не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы, поскольку они, как правило, зачисляются в полном объеме и являются собственными доходами бюджета.

Особенности налоговых поступлений:

-базируются только на правовой основе;

-четкое разграничение налогов по уровням бюджетной системы;

-налоговая система построена на единых принципах, единых механизмах;

-обязательный характер.

Расходы бюдж-в

Расходы бюджета – система перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Формирование расх-в бюдж-в всех уровней бюдж. сис-мы РФ осуществляется в соответ-и с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодатльством РФ разграничением полномочий фед. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ, исполн-е кот. согласно законод-ву РФ, междунар. и иным договорам и соглашениям д. происходить в очередном фин. году за счет средств соответствующих бюдж-в.

ВИДЫ расходов бюджета:

1)по степени предсказуемости: -запланированные, -незапланированные

2)по экономическому содержанию: -текущие расходы, -капитальные (обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности) расходы

3)по уровню бюджетной системы: -расходы федерального бюджета, -субъектов, -сестных бюджетов.

Регулирующие доходы – средства из фондов фин. поддержки региона, дотации, субсидии и субвенции; средства полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаиморасчета.

Дотации – денежный перевод из вышестоящего в нижестоящий бюджет, носящий безвозмездный характер и передающийся на расходы бюджета.

Субвенция – денежный перевод из вышестоящего в нижестоящий бюджет, носящая безвозмездный характер, но имеющий строгую целевую направленность. Бюджетным кодексом РФ предусмотрены санкции за нецелевое использование субвенции. В этом случае вышестоящий бюджет может потребовать вернуть субвенцию обратно.

Субсидии – денежный перевод из вышестоящего бюджета в нижестоящий, имеющий частично возвратный характер а так же строгую целевую направленность.

Дотации, субвенции, субсидии имеют 2 стороны:

1)положительная — без них большинство территориальных и местных бюджетов не смогло бы покрывать свои расходы т.к. большинство из 86 регионов – рецепиенты.

2)Отрицательная — постоянное получение из вышестоящих бюджетов не стимулирует регионы и муниципалитеты к развитию собственной экономической деятельности, предпринимательства и самообеспечения.

Государственный кредит: внутренний (предоставление кредита внутри Федерации) и внешний (за пределы страны – СНГ, например).

Государство может само выступать как кредитор, предоставляя деньги и взаймы другим государствам, юридическим и иногда физическим лицам. Как правило, займы, которые берет государство, превышает выданные им кредиты. Поэтому результатом кредитных отношений государства является возникновение и постоянное «присутствие» государственного долга.

Государственный долг существенно влияет на распределение налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по полученным ранее государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан страны. Платежи по обслуживанию долга финансируются за счет налоговых сборов, снижения государственных расходов или новых заимствований.

К государственному долгу в России относится федеральный долг и долг субъектов федерации. Муниципальный долг не включается в гос долг (в отличие от других федеративных государств).

Реструктуризация долгаПод реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обяз-в, составляющих гос. или мун. долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обяз-вами, предусматр-ми другие условия обслуж-я и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга

Бюджетный процесс

Сост-е проектов б-тов.

Сост-ние про-та б-та осущ-ся Прав-ом РФ в соот-и с бюдж-ой полит-ой РФ, опред-ной в Бюдж-ном посл-и През-та РФ.

На основе плана-прог-за функ-ния экон-ки РФ => Минфин РФ разр-ет основ-е харак-ки федер-го бюд-та.

Первое чт-е. ГД рассм-ет проект ФЗ о фед-ом б-те на очер-ой фин-ый год в теч-ие 30 дн. со дня его внес-ия в ГД.

Четвертое чт-е. ГД расс-ет в 4 чт-и проект закона о фед-ом б-те в теч-ие 15 дн. со дня принятия его в 3 чт-и. Внес-ие попр-ок не допуск-ся.

Прин-ый ГД з-н в теч-ие 5 дн. перед-ся на рассм-ие СФ.

СФ рассм-ет з-н о фед-ом б-те в теч-е 14 дней со дня пред-ия ГД. Одоб-ый СФ закон в теч-е 5 дн. напр-ся През-ту РФ для под-сания и обнар-ния.

Предыдущая1234567

Добавить комментарий