Налоговые экспертизы назначаются при расследовании

Предмет и задачи судебной налоговой экспертизы

Налоговая экспертиза согласно приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» заключается в исследовании исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов. Иными словами, в ходе экспертизы данного рода устанавливается правильность и полнота исполнения налоговых обязательств в части их исчисления. Такая экспертиза назначается по ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» и ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» УК РФ, что определяет ее ключевую роль в экспертном обеспечении процесса противодействия налоговым преступлениям.

Деятельность правоохранительных органов по противодействию налоговым преступлениям в России подвержена частым изменениям, как и налоговое законодательство страны. Один из самых продолжительных этапов борьбы с налоговой преступностью связан с деятельностью Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, которая была создана в 1992 г. (как Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации) и упразднена в 2003 г. Данное ведомство замыкало на себя практически все элементы процедуры противодействия преступлениям в налоговой сфере: выявление, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также многих иных экономических преступлений.

С 2003 г. и до настоящего времени система противодействия налоговым преступлениям стала функционировать следующим образом. Выявление признаков налоговых преступлений осуществлялось оперативными подразделениями органов внутренних дел с использованием всего имеющегося арсенала средств и методов, предоставленного им Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, выявление противоправной деятельности, содержащей признаки преступления, осуществлялось но результатам проведенных налоговыми органами мероприятий налогового контроля, переданным в органы внутренних дел в установленном порядке.

Следующим отдельным этапом выступало документирование выявленных признаков путем проведения документальных проверок и ревизий специалистами-ревизорами подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел.

Далее материалы оперативно-розыскной и документально-проверочной деятельности передавались следователю органа внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении при наличии соответствующего повода и оснований.

При положительном решении данного вопроса следователем системы МВД России осуществлялась вся совокупность следственных действий в рамках предварительного расследования налоговых преступлений в целях сбора, анализа и оценки доказательств в рамках уголовного процесса и заканчивалась подготовкой обвинительного заключения, которое вместе с материалами уголовного дела через прокурорский надзор направлялось в суд. Одним из таких следственных действий являлось назначение судебно-экономической экспертизы, осуществляемое в случаях, когда при производстве по уголовному делу требовались специальные экономические знания, в частности знания в области налогов и налогообложения.

Однако в 2009—2011 гг. снова произошли серьезные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РФ в сфере противодействия налоговым преступлениям.

В первую очередь, органы внутренних дел потеряли право проведения документальных проверок и ревизий, при этом документирование признаков налогового преступления стало осуществляться оперативными сотрудниками в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ:

  • 1) с 1 января 2010 г.:
    • — существенно повышены крупный и особо крупный размеры ущерба по налоговым преступлениям — «пороговые значения» привлечения к уголовной ответственности по составам: ст. 198—199.1 УК РФ;
    • — уплата налогоплательщиком выявленных в ходе налоговых проверок сумм недоимок, пеней и штрафов стала являться основанием для освобождения от уголовной ответственности по данным составам;
  • 2) с 1 января 2011 г. подследственность по налоговым составам была передана Следственному комитету РФ.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым составам стали являться исключительно материалы налоговых органов.

Данные изменения не могли не сказаться как на выявлении и расследовании налоговых преступлений, так и на экспертном обеспечении расследования преступлений данной категории. Для сравнения, в 2009 г. в экспертных подразделениях системы МВД России было произведено свыше 3000 налоговых экспертиз, в 2015 г. экспертами-экоиомистами органов внутренних дел произведено лишь 140 таких экспертиз.

Основным субъектом расследования налоговых преступлений, а следовательно, и субъектом назначения судебных экспертиз, в первую очередь — налоговых, стал Следственный комитет РФ. В 2011 г. в данном ведомстве начало свое формирование направление экономических, в том числе налоговых экспертиз, куда были приглашены специалисты из экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, большая часть из которых обладала опытом производства налоговых экспертиз и была наделена соответствующим свидетельством на право самостоятельного производства.

В октябре 2014 г. в законодательство, регламентирующее вопросы противодействия налоговым преступлениям, снова внесены изменения. Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ вернул возможность возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по общим поводам и основаниям, указанным в УПК РФ, в том числе по результатам оперативнорозыскной деятельности.

Теория судебных экспертиз и накопленная более чем за 15 лет экспертная практика выработала определенные правила методического характера по назначению и производству налоговых экспертиз, соблюдение которых повышает эффективность проведения экспертного исследования и расследования налогового преступления в целом.

Налоговую экспертизу из-за своей сложности и длительности по времени исследования необходимо назначать в начале расследования, после проведения выемок (обысков) и следственных осмотров изъятых документов.

Целесообразно перед назначением налоговой экспертизы представить эксперту вопросы для согласования, а также документы для оценки их достаточности. Это значительно уменьшает вероятность заявления экспертом ходатайства о предоставлении документов дополнительно, и, следовательно, позволяет сократить сроки проведения экспертизы и предварительного расследования.

Объектами исследования налоговой экспертизы являются содержащиеся в материалах уголовного дела материальные носители информации, относящейся к предмету налоговой экспертизы.

Данные объекты подразделяются на следующие виды:

  • 1) первичные учетные документы;
  • 2) иные первичные документы, используемые при ведении учета (договоры, лицензии, финансовая корреспонденция и т.д.);
  • 3) регистры бухгалтерского и налогового учета, а также регистры учета индивидуального предпринимателя;
  • 4) бухгалтерская отчетность;
  • 5) отчетность по налогам и сборам.

Кроме того, при проведении исследования могут использоваться также иные материалы уголовного дела, содержащие фактические данные:

  • 6) заключения экспертов других специальностей;
  • 7) черновые записи «неофициального» учета;
  • 8) протоколы допросов участников уголовного судопроизводства.

Объекты исследования, указанные в п. 6—8, могут использоваться в ходе налоговой экспертизы, если содержащиеся в них сведения согласуются с версией следствия, представлены лицом, осуществляющим производство но уголовному делу, в качестве исходных данных, о чем делается соответствующая оговорка в установочной части постановления о назначении экспертизы.

Кроме того, необходимо отметить, что акты проверок, ревизий, решения налогового органа по результатам проверок и иные документы, формируемые специалистами в области налогообложения и экономики в целом (заключения, обзоры, справки и т.д.), которые, несмотря на то что могут быть признаны в соответствие со ст. 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу, объектами исследования налоговой экспертизы не являются. В рамках экспертизы исследуется финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и ее отражение в различных системах учета, а не действия специалистов-экономистов и прочих лиц по ее изучению. В целях проведения объективного исследования эксперту-экономисту требуется изучение учетной документации, непосредственно отражающей факты финансово-хозяйствующей деятельности, а не документов, содержащих субъективное мнения иных лиц о данных фактах. Указанное в полной мере относится и к протоколам судебных заседаний арбитражного процесса.

При проведении исследования эксперт-экономист изучает исключительно документы финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, поскольку закономерности отражаемой в них информации входят в его специальные знания. Эксперт-экономист не обладает полномочиями и квалификацией проводить исследования иных материалов уголовного дела.

Более того, зачастую при анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности третьими лицами используются методы, не дающие точные и категоричные выводы и поэтому не применимые в уголовном судопроизводстве. Так, в качестве наиболее часто встречающихся, но недопустимых для уголовного процесса подходов и методов выступают:

  • — методы выборки, применяемые в аудиторской деятельности;
  • — методы аналогии, применяемые в ходе осуществления налогового контроля;
  • — формальный подход при проверочной и ревизионной деятельности в рамках выявления и документирования налоговых правонарушений и преступлений;
  • — прогнозные методы, используемые в финансовом менеджменте.

Анализ следственной и экспертной практики показывает, что на этапе

подготовки объектов экспертизы допускаются невосполнимые упущения. Как правило, при назначении налоговых экспертиз не проводятся четкий отбор, систематизация и оформление передаваемых в экспертное учреждение объектов исследования. В результате эксперту поступает вся первичная и бухгалтерская документация, изъятая на фирме или предприятии. В лучшем случае ее систематизация проводилась работниками бухгалтерии предприятия в процессе хозяйственного оборота, в худшем — следователь формирует полученные документы, приобщая к материалам дела лишь отдельные фрагменты документальных свидетельств фактов налогового правонарушения. Восполнить недостающие объекты исследования впоследствии не удается из-за значительного разрыва во времени между изъятием документации и назначением экспертизы. Поэтому нужно обращать внимание при проведении выемки, обыска на полноту и качество изъятия документов.

Существенную помощь в отборе данных, относящихся к предмету планируемой в рамках расследуемого дела налоговой экспертизы, может оказать использование специальных экономических знаний сотрудников экспертных учреждений при их участии в следственных действиях, которые впоследствии могут произвести налоговую экспертизу.

Материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, должны относиться к предмету налоговой экспертизы. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 57 УПК РФ эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования. Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 204 УПК РФ в заключении эксперта указываются объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы.

Таким образом, совокупность положений данных статей и п. 4 ч. 1 ст. 195 УПК РФ указывает на необходимость при вынесении постановления о назначении налоговой экспертизы точного и подробного перечисления всех предоставляемых на исследование объектов.

Недопустимо ограничиваться ссылками на протоколы осмотра или выемки, указанием предоставляемых томов уголовного дела. Если в данных томах находятся объекты, предназначаемые для экспертного исследования, они должны быть перечислены с указанием их местонахождения (том, лист).

Вопросы, указанные в постановлении о назначении налоговой экспертизы, определяют направление работы эксперта и объем проведения исследования. Кроме того, от точности и полноты поставленного вопроса зависит качество выводов эксперта.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны быть правовыми (требующими уголовно-правовой, административно-правовой или гражданско-правовой квалификации деяния), ревизионными (требующими проверки всей финансово-хозяйственной деятельности исследуемого лица) и справочными (не требующими проведения экспертного исследования).

Поэтому данные вопросы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • — не превышать пределов компетенции эксперта-экономиста, его процессуальных прав и обязанностей;
  • — относиться к отдельным ограниченным по времени хозяйственным операциям (периодам, событиям, сделкам) исследуемого субъекта;
  • — вытекать из конкретных обстоятельств дела и требовать разрешения их экспертным путем (путем проведения исследования);
  • — задаваться в логической последовательности;
  • — содержание вопросов должно соответствовать материалам дела и приобщенным к нему документам, предоставленным эксперту для исследования;
  • — быть конкретными и требовать конкретного ответа, не допускается постановка правовых, справочных и неконкретных вопросов.

В формулировке вопроса должны быть четко указаны:

  • — наименование юридического или физического лица, по документам которого проводится исследование;
  • — экономическое содержание хозяйственных операций или сделки;
  • — временные рамки исследуемого периода;
  • — наименование контрагентов.

В поставленных перед экспертом вопросах не допускается употребление правовых терминов: «надлежало», «ущерб», «хищение», «нарушение», «незаконно», «виновное лицо» и т.п., выходящих за пределы компетенции (специальных знаний) эксперта-экономиста.

Необходимо обратить особое внимание на то, что перечень вопросов, поставленных перед экспертом, должен содержать конкретные вопросы, касающиеся установления размера сумм неисчисленных налогов (сборов), расчета соотношения неуплаченных налогов к подлежащим уплате суммам налогов (сборов). При этом требование правильного применения примечаний к ст. 198, 199 УК РФ относится к компетенции следователей. В связи с этим виды налогов и период, за который необходимо рассчитывать соотношение неуплаченных налогов, должен указывать следователь в постановлении о назначении экспертизы.

Кроме того, необходимо учитывать, что в компетенцию эксперта не входит определение суммы неуплаченных налогов, так как порядок ведения лицевой карточки, на которой должна находиться необходимая информация, является прерогативой налогового органа и утверждается нормативными правовыми актами ФПС России. По данному вопросу необходимо допросить курирующего данного налогоплательщика сотрудника налогового органа до назначения экспертизы, а также затребовать справку о сумме неуплаченных налогов и возможной имеющейся переплате. Информацию об имеющейся переплате налогов налогоплательщиком необходимо отражать в установочной части постановления о назначении налоговой экспертизы.

Указанное необходимо, поскольку при постановке экспертной задачи в части расчета соотношения неуплаченных налогов к сумме налогов, подлежащих уплате, надо исходить из того, что недоимка по налогам не учитывается при определении размера неуплаченных налогов, в то же время переплата по налогам в те же уровни бюджета, что и неуплата, должна вычитаться из этой суммы.

Проблема определения предмета налоговой экспертизы, ее экспертной задачи и вопросов, которые может разрешать данная экспертиза, тесно связана с проблемой легитимности данного направления экономических экспертиз в целом.

До 2008 г. отдельными специалистами высказывалась позиция, согласно которой вопросы на соответствие каких-либо действий исследуемого лица требованиям налогового законодательства, которые являются одними из основных в налоговой экспертизе, считались правовыми.

Решение Верховного Суда РФ от 26.03.2008 ГКПИ08-334 в рамках гражданского дела но заявлению гражданки Дедяевой В. В. о признании недействующим Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2005 № 511, в части проведения в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации налоговой судебной экспертизы на предмет исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов, поставило точку в споре в пользу налоговой экспертизы и закрепило возможность проведения экспертного исследования на предмет соответствия налоговому законодательству.

Тем не менее следует обратить внимание на четкие ограничения в компетенции эксперта-экономиста. В его специальные знания входит не все законодательство о налогах и сборах и законодательство о бухгалтерском учете, а лишь те положения, которые устанавливают специальные правила по отражению финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и исчислению налогов хозяйствующим субъектом. Иные нормы законодательства, например нормы, регулирующие вопросы налогового администрирования, в частности разрешающие использование в деятельности налогового органа методов аналогии или позволяющие не принимать к вычету суммы «входного» НДС без счета-фактуры или с неправильно оформленным счетом-фактурой и т.д. — не могут быть использованы в ходе судебно-экономической экспертизы.

При разрешении вопросов о соответствии порядка исчисления налогов, примененного налогоплательщиком, требованиям законодательства о налогах и сборах, эксперт не выходит за пределы своей компетенции, поскольку не производит уголовно-правовой или административно-правовой квалификации деяния.

Развитие налоговых отношений в стране и бурное распространение все более сложных схем уклонения от уплаты налогов привело к постановке перед экспертом-экономистом, производящим налоговые экспертизы, новых задач. На определенном этапе следственно-экспертной практики встала проблема отсутствия формальных нарушений законодательства о налогах и сборах, поскольку в учетной документации не обнаруживались искажения и несоответствия отчетности итоговым показателям регистров, а регистров — первичным документам или документам контрагентов и т.д. Внесение заведомо ложных сведений в налоговые декларации стало осуществляться еще на этапе планирования финансово-хозяйственной деятельности, когда хозяйственные операции выстраивались по определенной схеме, предполагающей наиболее выгодные налоговые последствия. Очевидно, что реализация налоговой схемы оформляется в соответствии с выбранной конструкцией гражданско-правовых отношений соответствующими договорами, а исполнение этих договоров — полным пакетом первичных учетных документов.

В целях расследования указанных налоговых преступлений следственноэкспертная практика может идти по следующему пути. На налоговую экспертизу должны ставиться вопросы с определенным условием, которые характеризуют фактические обстоятельства, уже установленные следствием. Например, о фиктивности каких-либо операций или о фактическом исполнении сделки но купле-продаже имущества, а не договора лизинга имущества, которым были оформлены указанные взаимоотношения.

Пример

Во избежание постановки «ревизионных» вопросов, которые бы потребовали проверку всей финансово-хозяйственной деятельности на предмет соответствия налоговому законодательству, по всем организациям, участвующим в налоговой схеме, введена практика постановки вопросов о «влиянии»: «Возник ли у исследуемого лица объект налогообложения по НДС в результате совершения операций … (идентификационные признаки) / исполнения своих обязательств по договору … (идентификационные признаки)? Если возник, то как это повлияло на НДС, подлежащий уплате в бюджет исследуемым лицом за исследуемый период?»

Если способом совершения преступления послужили искажения учета, то вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Отражены ли в учете налогоплательщика операции (идентификационные признаки) … Если нет, то как это повлияло на исчисление НДС …?»

При назначении экспертизы по обстоятельствам применения определенной налоговой схемы вопрос может звучать следующим образом:

  • 1) «как повлияло на исчисление к уплате в бюджет НДС предприятия «А” за 2017 г. оформление операций по приобретению и реализации фармацевтической продукции организациями «Б”, «В”, «Г”, фактически осуществляемых «А” с использованием реквизитов указанных организаций?»
  • 2) «как повлияло на исчисление НДС, подлежащего уплате в бюджет АО «А” в 2015—2017 гг., применение налоговых вычетов по НДС по товарам, приобретенным у АО «Б”, при условии их фактического приобретения за границей с использованием реквизитов вышеуказанной организации-посредника в рамках договоров комиссии, заключенных с АО «В” и АО «Г”?»

Практика постановки подобных вопросов, во-первых, позволяет сузить экспертную задачу для исследования определенной части или эпизода финансово-хозяйственной деятельности, которая интересует следствие, и не требует от эксперта проверки всей деятельности налогоплательщика и его контрагентов. Во-вторых, позволяет экснерту-экономисту использовать фактические обстоятельства дела, установленные следствием, в качестве исходных данных, и не выходить ему за пределы своей компетенции. Эти установленные факты указываются следователем или судом в вопросе в качестве условия либо описываются в установочной части постановления.

В то же время подобную практику постановки вопросов «с условием» отдельные представители следственных органов взяли на вооружение слишком активно и зачастую используют без учета конкретных обстоятельств дела.

Поэтому в качестве условий в экспертную задачу должны быть заложены действительно уже установленные обстоятельства, а не предположения следователя. Поскольку эксперт в ходе экспертного исследования изучает конкретные обстоятельства дела с использованием конкретных экспертных методов, а не выносит какое-либо теоретическое суждение о том, какие условия вообще влияют или могут повлиять на порядок исчисления налогов и сборов. Именно это отличает заключение эксперта от заключения специалиста.

Необходимо иметь в виду, что поставленные перед экспертом вопросы в каждом конкретном случае определяют и корректируют частную методику экспертизы. В частности, серьезное влияние на методику оказывает и поставленное следствием условие. Так, условие следствия о «фиктивности» операций или наличии фирм-«однодневок» заставляет эксперта совершить невозможное с точки зрения законодательства о налогах и сборах — присовокупить доходы, расходы и налоговые обязательства одних компаний к другим компаниям. Методика исследования в этом случае будет заключаться в исключении «лишнего» звена в цепочке финансовохозяйственных операций и определении результатов финансово-хозяйственной деятельности исследуемого лица, как если бы приобретение (или реализация) товаров (работ, услуг) осуществлялись им напрямую без посредников, признанных следствием «фиктивными». При этом обязательным этапом будет являться исследование факта исполнения налоговых обязательств фирмами-однодневками. При наличии данного факта эксперт должен уменьшить сумму неисчисленного налога исследуемого лица на установленные суммы исчисленных фирмами-однодневками налогов. Ведь в идеальной модели финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика фирм-однодневок нет и, следовательно, нет факта исчисления ими своих налогов.

Вместе с тем экономическая жизнь весьма разнообразна, и ее нельзя описать определенным набором обстоятельств и методик. В связи с этим стоит рассмотреть пример, ярко иллюстрирующий, что эксперту-экономи- сту нельзя слепо следовать условиям, накладываемым на него следствием.

В качестве экспертной задачи выступает определение влияния на исчисление НДС, подлежащего уплате в бюджет, применения налоговых вычетов по НДС по фиктивным операциям. Зачастую при ответе на данный вопрос эксперты, ссылаясь на указанное в вопросе условие, ограничиваются двумя этапами: исключают НДС по «фиктивным» операциям приобретения товаров (работ, услуг) из налоговых регистров и осуществляют соответствующую корректировку налоговой декларации. При этом эксперты забывают об обстоятельствах появления товаров (работ, услуг) у исследуемого лица, т.е. в случае купли-продажи продукции — о фактическом приобретении товара, который в дальнейшем реализует налогоплательщик и заплатит с этого НДС. Похожая ситуация складывается при осуществлении работ для исследуемого лица, в случае если в ходе выполнения данных работ потреблялись какие-либо материалы, при приобретении которых также был НДС. Фактическое приобретение товаров и материалов, потребленных при выполнении «фиктивных» работ, несет в себе возможность исчисления фактического налогового вычета по НДС (если это только не приобретение у населения или иных неплательщиков НДС), о котором не должен забывать эксперт-экономист.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В рамках расследования каких экономических преступлений назначается налоговая экспертиза?
  • 2. Перечислите объекты, исследуемые в ходе проведения налоговой экспертизы.
  • 3. Каким требованиям должны соответствовать вопросы, которые ставятся па разрешение налоговой экспертизы?
  • 4. Каковы ограничения компетенции эксперта-экономиста при производстве налоговой экспертизы?
  • 5. Охарактеризуйте задачи налоговой экспертизы на современном этапе.
  • 6. Какие условия может включить следователь в вопросы, поставленные перед экспертом?
  • См., например: Методические рекомендации по взаимодействию следователей подразделений по расследованию налоговых преступлений органов предварительного следствия и экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов внутреннихдел по назначению и проведению экономических экспертиз (письмо ЭКЦ МВД Россииот 26.10.2007 № 37/9-4947).

Понятие «Налоговая экспертиза»:

СТОИМОСТЬ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ от 50 000 рублей

Налоговая экспертиза или финансово-налоговая экспертиза относится к одному из видов экономических экспертиз, при производстве которой разрешаются вопросы налогообложения, своевременности и правильности уплаты налоговых сборов и страховых взносов, обоснованности и правильности налоговых вычетов, законности и обоснованности налоговых проверок, правильности применения определенных видов налогов и сборов в зависимости от различных видов предпринимательской деятельности, а также, иные вопросы, требующие специальных познаний в области налогообложения, налоговой отчетности предприятия и налоговой политики.

Проведение налоговой экспертизы, также, как и проведение иных финансово-экономических и бухгалтерских экспертиз, является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

Наш Центр проводит все виды налоговых экспертиз!

Из всех налоговых экспертиз, значительную часть составляют налоговые экспертизы по налоговым вычетам юридических лиц, например, вычет по налогу на прибыль, вычет по НДС (см. подробно — Экспертиза налогового вычета).

Процессуальные виды налоговой экспертизы:

Также как и другие экономические экспертизы, процессуально, налоговая экспертиза может быть:

  • досудебная: проводится по запросу адвокатов либо физических и юридических лиц, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная налоговая экспертиза; внесудебная налоговая экспертиза; независимая налоговая экспертиза);
  • судебная: проводится только по определению суда либо по постановлению следователя, в рамках рассмотрения дела, по результатам которой оформляется заключение эксперта (судебно-налоговая экспертиза; налоговая экспертиза для суда).

Кроме того, судебная налоговая экспертиза, как и другие виды судебных экспертиз, может быть: однородной (единоличная, первичная), дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной.

Особенность назначения судебной налоговой экспертизы:

Судебно-налоговая экспертиза, также, как и иные судебные экспертизы, может быть назначена по определению суда на этапе судебного следствия, либо на основании постановления следователя на этапе предварительного следствия. Но при этом следует обратить внимание на то, что налоговая экспертиза может быть назначена в досудебном порядке, в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку – экспертиза налоговой проверки.

Стоимость налоговой экспертизы указана ниже

Вопросы налоговой экспертизы размещены в конце раздела

Объекты налоговой экспертизы:

  • акты налоговой проверки
  • налоговые декларации организации (по УСН, НДФЛ, на землю и другие)
  • документы об авансовых платежах
  • документы налоговой отчетности организации
  • регистры бухгалтерского учета
  • бухгалтерская отчетность
  • документы бухгалтерского баланса предприятия
  • первичные бухгалтерские документы: товарные накладные, акты сдачи-приемки, акты приема-передачи, акты выполненных работ, расчетно-платежные ведомости, кассовые ордера (приходные, расходные), авансовые отчеты, бухгалтерские справки, квитанции, чеки, счета, счета-фактуры и др.
  • договоры, контракты, соглашения, приложения и дополнения к ним
  • распорядительные документы руководства организации (указы, приказы, решения)
  • иные финансовые и налоговые документы предприятия, содержащие бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимые эксперту для ответов на вопросы налоговой экспертизы
  • заключения ранее проведенных налоговых экспертиз
  • материалы уголовных или гражданских дел, материалы проверки

Задачи и цели налоговой экспертизы:

  • анализ правильности, своевременности и полноты объема исчислений федеральных налогов
  • анализ правильности, своевременности и полноты объема исчислений региональных налогов
  • анализ правильности, своевременности и полноты объема исчислений местных налогов
  • определение обоснованности специального налогового режима, в зависимости от вида предпринимательской деятельности
  • определение особенностей налоговой базы
  • определение обоснованности налоговых льгот
  • определение суммы налогового вычета
  • анализ правильности и своевременности уплаты страховых взносов
  • определение величины недоимок, пеней и штрафов
  • обоснованность взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)
  • установление факта неверного исчисления налогов
  • установление способов и механизмов «ухода» от налогов
  • выявление мошеннических операций при уплате налогов
  • выявление нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • иные вопросы, касаемые преступлений в сфере экономики, налогов и налогообложения в Российской Федерации
  • анализ объективности, научной и правовой обоснованности ранее проведенных налоговых экспертиз
  • рецензирование налоговых экспертиз

В каких случаях необходимо назначение налоговой экспертизы:

Налоговая экспертиза из всего класса экономических экспертиз, относится к довольно редким экспертизам. Налоговая экспертиза может быть проведена, как на досудебном этапе (независимая налоговая экспертиза), так и при рассмотрении дел в суде, либо на этапе предварительного следствия по уголовным делам (судебная налоговая экспертиза). Чаще всего данный вид экспертиз проводится налоговыми органами (ФНС) на этапе налоговой проверки – экспертиза налоговой проверки (в соответствии со ст. 95 НК РФ). Внесудебная или досудебная независимая налоговая экспертиза, в большинстве случаев проводится по запросу адвоката, при несогласии с результатами налоговой проверки или ранее проведенной экспертизы либо с целью доказывания своей позиции в судебном процессе. В гражданском судопроизводстве, а также, при рассмотрении дела в арбитражном процессе, налоговая экспертиза для суда, применяется в основном при несогласии налогового агента с результатами проведенной налоговой проверки (при отсутствии состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность). По уголовным делам, налоговая экспертиза широко применяется при уклонении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов (статья 199 УК РФ), при неисполнении обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), при сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199.2), а также, при совершении преступлений предусмотренных ст.ст. 199.3 и 199.4 УК РФ. Кроме того, как указывалось выше, в большинстве случаев, налоговая экспертиза как по гражданским, так и по уголовным делам, проводится по налоговым вычетам в отношении физических либо юридических лиц.

Ходатайство о назначении и проведении налоговой экспертизы:

Судебная налоговая экспертиза назначается и проводится в соответствии с действующими нормами процессуального права. В ходатайтсве о назначении налоговой экспертизы следует указать краткие обстоятельства дела, вопросы для разрешения налоговой экспертизы, приобщить материалы по которым будет проводиться экспертиза, а также указать экспертное учреждение в котором прредполагается проведение экспертизы. Ходатайствуя в суде о назначении и проведении судебно-налоговой экспертизы в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на высокое качество выполненной работы, объективность и полноту экспертных исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов.

Обратите внимание! Перед ходатайством о проведении и назначении судебно-налоговой экспертизы, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену налоговой экспертизы для суда.

Стоимость налоговой экспертизы:

Срок производства налоговой экспертизы – от 15 суток!

Стоимость независимых и судебных налоговых экспертиз
(ориентировочно)

— однородная или единоличная налоговая экспертиза (участие одного эксперта)

— от 50 тыс. рублей

— комиссионная налоговая экспертиза (участие минимум двух экспертов)

— от 100 тыс. рублей

— комплексная налоговая экспертиза (с участием эксперта или группы экспертов иных специальностей)

— от 100 тыс. рублей

— составление письменного Акта (без исследовательской части)

— от 35 тыс. рублей

Обращаем Ваше внимание!
В зависимости от объема налоговой нагрузки организации, количества и сложности вопросов экспертизы, объема документов – окончательная стоимость налоговой экспертизы может быть увеличена в несколько раз!

— рецензия налоговой экспертизы

— от 50 тыс. рублей

— консультация

— бесплатно (устная, по телефону)

— от 10 тыс. рублей (устная, в офисе)

— от 20 тыс. рублей (письменная)

— выезд эксперта или специалиста в суд (одно заседание, г. Москва)

— от 10 тыс. рублей

— выезд эксперта или специалиста в суд (одно заседание, Московская область)

— от 20 тыс. рублей

— выезд эксперта либо специалиста в суд (одно заседание, Регионы)

— договорная, но не менее 30 тыс. рублей (без учета транспортных расходов и расходов на проживание)

— помощь адвокатам и юристам в составлении искового заявления, претензии, возражения на исковое заявление

— от 20 тыс. рублей

— составление вопросов для суда по налоговой экспертизе

— от 10 тыс. рублей

Стоимость судебно-налоговой экспертизы может значительно варьировать, но при этом цены на налоговые экспертизы в нашем Центре, как по г. Москве, так и по России в целом, значительно ниже, чем в других учреждениях.

При проведении судебной или независимой налоговой экспертизы, как правило, можно использовать следующие вопросы:

1. Своевременно ли и в полном объеме были исчислены и уплачены налоги ООО «……» (указать организацию) с …… по …… (указать временной промежуток)? Если нет, то какова сумма денежных исчислений по налогам не была уплачена?

2. Своевременно ли и в полном объеме были исчислены и уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды ООО «……» (указать организацию) с …… по …… (указать временной период)? Если нет, то какова сумма денежных исчислений по налогам не была уплачена?

3. Какова сумма НДС, подлежащая уплате ООО «……» (название ООО), в период с …… по ……?

4. Правильно ли был произведен налоговый вычет ООО «……» (название ООО), в период с …… по ……? Если неправильно, то какова действительная величина налогового вычета?

5. Какова сумма НДС, подлежащая исчислению к уплате ООО «……» (название ООО) за период с …… по …… (указать временной промежуток), с учетом уменьшения суммы налоговых вычетов по НДС?

6. Имеются ли расхождения данных в счетах-фактурах и книге покупок ООО «……» (указать название)?

7. Своевременно ли и в полном объеме был уплачен налог по УСН индивидуальным предпринимателем «……» (название ИП), в период времени с …… по …… (указать временной период)?

8. Своевременно ли и в полном объеме были уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем «……» (название ИП), в период времени с …… по …… (указать временной период)?

9. Соответствует ли бухгалтерский баланс организации «……» (указать название) действительным финансово-экономическим показателям (согласно представленным документам и материалам дела)?

10. Соответствует ли проведенный бухгалтерский учет ООО «……» (указать название ООО), нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета? Если нет, то в чем выражается несоответствие?

12. Имеются ли нарушения в Акте налоговой проверки № …… (номер Акта) от …… (дата)? Если имеются, то в чем они (нарушения) заключаются?

Вышеуказанный список вопросов по налоговой экспертизе не является исчерпывающим. Вопросы для эксперта налоговой экспертизы всегда можно корректировать и изменять, исходя из конкретных обстоятельств дела и экспертной ситуации.

Добавить комментарий