Налоговые споры их классификация

Ведение бизнеса с соблюдением норм закона не панацея от налоговых споров. Поводов для конфликта с фискальными органами множество: от несогласия с порядком проведения проверки до оспаривания решения о привлечении к ответственности. Каковы шансы налогоплательщиков на успех в суде и как восстановить нарушенные права компании в досудебном порядке? Об этом пойдет речь в нашем обзоре.

Что понимают под термином «налоговые споры»?

Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов.

Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):

  • Характером спорного правоотношения. Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
  • Субъектным составом. Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
  • Юридическим неравенством участников. Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
  • Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.

Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).

Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.

На втором месте по актуальности — дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий должностных лиц. Этот вид налоговых споров, как правило, инициируется субъектами хозяйственной деятельности — предпринимателями и юридическими лицами. Всего в первом полугодии 2017 года в производстве судов находилось 5587 таких дел. Приблизительно половина из них закончилась удовлетворением требований заявителей. Каковы же причины налоговых споров и есть ли возможность предотвратить развитие конфликтов — рассмотрим ниже.

Причины налоговых споров

Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

Как свидетельствует судебная статистика, в системе налоговых споров наиболее распространенными являются конфликты по поводу:

  • незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.

В свою очередь, налогоплательщики за этот же период инициировали начало 5587 производств о незаконности действий и бездействий налоговых и таможенных органов, 195 производств о возврате из бюджета излишне взысканных или уплаченных средств, а также 35 производств о возмещении убытков в связи с незаконностью действий налоговых органов. Таким образом, общий объем претензий к государственным органам составил 3 096 532 тысяч рублей, при этом по решению суда было взыскано всего 230 013 тысяч рублей.

Виды налоговых споров

Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

  • стороне-инициатору;
  • предмету обжалования;
  • содержанию требований;
  • порядку рассмотрения.

В зависимости от инициатора спора выделяют:

  • споры от имени налогоплательщиков;
  • споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
  • споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.

По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц. По стадиям рассмотрения все споры делятся на:

  • досудебные;
  • судебные.

С 1 января 2014 года вступили в действия нововведения, обозначенные в Федеральном законе от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Теперь досудебный порядок обязателен для всех категорий налоговых споров. Кроме этого, со 2 июня 2016 года начали действовать изменения досудебного урегулирования таких споров, установленные в Федеральном законе от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Налогоплательщики на этой стадии получили больше возможностей и реальных рычагов влияния на обжалуемые решения налоговых органов. Благодаря этому, по словам руководства ФНС РФ, постепенно удается сокращать количество обращений налогоплательщиков в суд. Например, в 2016 году налоговые органы приняли решение по 21 000 жалоб на результаты камеральных и выездных налоговых проверок. По сравнению с 2015 годом, это меньше на 11%. В пользу инициаторов обращений решения вынесены в 34% случаев. 60% обращений касались налоговых проверок, 40% — составили жалобы на акты органов ненормативного характера и незаконность действий налоговых органов. В то же время, в 2016 году, налогоплательщиками было инициировано 12 297 налоговых споров в суде, и в пользу истцов вынесено 5403 решения, что составляет 43,9%.

Как правильно использовать доступные инструменты разрешения спора до суда и оперативно отреагировать на злоупотребления властью государственных органов — читайте далее.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:

  • Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы».
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  • Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).

С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
  • заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • обжаловать действия и бездействие налоговых органов.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:

  1. Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
  2. Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
  3. Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
  4. Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.

Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:

  • отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
  • вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
  • признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.

Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.

Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.

Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Налоговые судебные споры

Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:

  • положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
  • правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.

В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.

Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:

  • несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
  • нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
  • возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
  • создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.

Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:

  • получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
  • составление заявления;
  • подача его в арбитражный суд;
  • участие в судебном рассмотрении дела;
  • получение на руки решения суда по предмету спора.

Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:

  • отмена полностью или частично решения налогового органа;
  • признание действия иди бездействия незаконным;
  • возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.

По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.

Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.

Услуги налогового юриста: зачем они нужны?

В ситуации, когда досудебное урегулирование не приносит ожидаемых результатов, руководителям организации приходится инициировать судебный спор. Стоит ли обращаться к услугам профессиональных налоговых юристов или с этой проблемой может справиться штатный специалист широкого профиля? На этот вопрос нам ответил к.ю.н., руководитель налоговой практики КСК групп Роман Шишкин:

«Самый важный этап в процессе судебного обжалования решения или действия налогового органа — подготовка позиции клиента. Как правило, она начинается с экспертизы оспариваемого акта на предмет нарушения прав заявителя. Только опытный налоговый юрист может реально оценить шансы успешного урегулирования налогового спора в суде. Такой подход позволяет клиенту минимизировать временные и финансовые затраты и инициировать только тот спор, который имеет перспективу.

В результате экспертизы решений налоговых органов специалисты КСК групп могут заранее установить, какова вероятность разрешения конфликта в пользу клиента, какую часть решения фискальной службы можно отменить, какие аргументы использовать для отстаивания позиции в суде. По нашему мнению, основная задача юриста в споре с налоговым органом — максимально быстро восстановить нарушенные права компании и не допустить их ущемления в дальнейшем. Для этого еще на начальном этапе спора мы добиваемся запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество».

P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания с более чем 20-летней историей на российском рынке, по итогам 2016 года занимает 3-е место в сфере юридического консалтинга (данные «Эксперт РА», 2017).

Налоговые споры и их классификация законодателем определены довольно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый и Арбитражный процессуальный кодексы, а также Кодекс административного судопроизводства. В статье далее мы разберемся с терминологией налоговых споров и их классификацией.

Понятие налоговых споров

Налоговый спор — это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности ст. 138 НК, главой 32 КАС и главой 26 АПК РФ. Однако прежде, чем рассматривать вопрос о налоговых спорах и их классификации, нелишне будет уточнить, что законодатель подразумевает под налоговыми правоотношениями.

Ответ на этот вопрос дает ст. 2 НК РФ: это правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, отнести к налоговым можно также правоотношения, связанные с осуществлением налогового контроля, обжалования актов или действий (бездействий) должностных лиц.

Иными словами, к налоговым спорам относятся следующие ситуации:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Споры, связанные с оспариванием актов (как нормативного, так и ненормативного характера), регулирующих налоговые правоотношения.
  2. Взыскание обязательных платежей и санкций налоговой инспекцией или таможенными органами.

Субъекты налоговых правоотношений и виды налоговых споров

Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:

  • таможенные органы;
  • налогоплательщики;
  • организации — налоговые агенты;
  • налоговые органы.

Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.

Что касается предмета налогового спора, то к нему относятся права и обязанности участников возникших правоотношений. Иными словами, налогоплательщики защищают свои права, которыми они наделены в силу ст. 21 НК, госорган же требует от них исполнения соответствующих обязанностей. Допускается возникновение налогового спора и по другим основаниям (например, обжалование актов нормативного и ненормативного характера по налогам и сборам).

Подпишитесь на рассылку

При этом в зависимости от субъектного состава конфликта выделяют споры, возникшие:

  • по инициативе налогоплательщика;
  • по инициативе госоргана.

По предметному критерию разногласия споры могут относиться к вопросам:

  • нарушенных прав или неисполненных обязанностей;
  • обжалования актов права.

В зависимости от порядка рассмотрения:

  • рассматриваемые в судебном порядке;
  • решаемые во внесудебном порядке.

Ниже мы рассмотрим основные стадии данной разновидности споров.

Стадии налогового спора

  1. Начало спора
    Налоговый спор, как правило, начинается с того, что одна из сторон правоотношений выявляет нарушение ее прав или неисполнение обязанностей другим участником отношений. Иными словами, должен иметь место юридический факт, с которого и начинается процесс спора.
  2. Досудебная стадия
    Потерпевшая сторона предъявляет свои претензии второму участнику конфликта и ждет ответа на возражения. Начинается так называемая досудебная стадия, суть которой заключается в том, что сторонам дается возможность разрешения всех противоречий до обращения в суд.
    Разберем досудебную стадию на конкретном примере. Допустим, организация получает акт проверки от налоговой инспекции. Далее составляются возражения и собирается необходимый пакет документов. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган для разрешения. В случае отказа в ее удовлетворении при несогласии с вынесенным решением организация может инициировать судебную стадию путем обращения в суд.
  3. Судебная стадия
    На этой стадии потерпевшая сторона направляет исковое заявление в суд — арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от характера правоотношений. К заявлению в этом случае необходимо приложить все доказательства и процессуальные документы, которые указаны законодателем в качестве обязательных. Стадия заканчивается вынесением решения суда, в котором спорный вопрос решается.

***

Таким образом, налоговый спор всегда носит властный характер, то есть одной из сторон всегда выступает государство в лице уполномоченных органов. При этом налогоплательщик вне зависимости от сложности вопроса всегда сможет защитить свои интересы в судебном порядке, если на досудебной стадии этого сделать не получилось.

Уплата налогов — это неотъемлемая часть полноценного функционирования государства, а также реализация одной из самых важных обязанностей налогоплательщиков перед государством.

Когда возникает налоговый спор, то сразу становится понятно, что участники этого спора не равны перед друг другом. С одной стороны это мощный аппарат государственной власти, с другой физическое или юридическое лицо.

Возникновение налогового спора связано с оценкой действий налогоплательщика налоговым органом. Чаще всего налоговый спор разрешается рассмотрением государственных органов самого конфликта, и тогда он становится материальным налоговым правоотношением. В таком случае можно говорить о том, что налоговый спор решается согласно разделу 7 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговым спором является такая ситуация, когда налогоплательщик не соглашается с мнением налогового органа по какому-либо конкретному вопросу, в области налогообложения. Как правило, такие споры возникают после проведения налоговым органом камеральной, либо выездной проверки.

С.В. Овсянников, в свое время, определял налоговый спор в качестве протекающего в определенной законом форме, а также подлежащий разрешению компетентным органом власти спор о субъективном праве (юридический спор), участниками которого выступают государство с одной стороны и налогоплательщик с другой, и связанный с исчислением, либо уплатой налоговых платежей.

Однако вопрос понятия налогового спора совершенно не так прост. Налоговый спор многие ученые выводят через разные понятия. Кто-то может определить его через юридический конфликт, кто-то через юридический спор. Однако нам кажется, более правильным определять его через понятия разногласия. Многие ученые так же поддерживают данную точку зрения. Так и законодательство, в статье 381 Трудового кодекса использует понятие разногласие для определения трудового спора, так и в данном случае, исходя из метода аналогии можно сделать вывод о целесообразности использования указанного понятия для определения налогового спора.

Основу налогового спора составляют разногласия, возникающие между налогоплательщиками, а также налоговыми агентами с одной стороны, и налоговыми органами с другой стороны. Данные разногласия всегда возникают по вопросу исчисления налога, правильности применения налогового законодательства налоговым органом.

Как правило, налоговые споры инициируются налогоплательщиком. Это правило действует всегда, поскольку применение каких-либо мер налоговым органом по отношению к налогоплательщику для обеспечения выполнения налоговой обязанности само по себе не порождает спора, поскольку такое начисление налоговой обязанности не оспаривается налогоплательщиком.

Ряд ученых устанавливают разграничения между понятиями конфликта и спора. Например, Кузбагаров А.Н. говорит о том, что конфликт является первичным по отношению к спору, а также, что не каждый конфликт может перерасти в спор. По сути, он говорит, спор является более поздней стадией конфликта.

То есть мы говорим о том, что конфликт зарождается с момента выражения несогласия налогоплательщика с налоговым органом и продолжается весь досудебный порядок. Однако с того момента как налоговый орган, либо налогоплательщик обращаются в суд, то конфликт превращается в спор. Отчасти данная позиция поддерживается не только выводами ученых-юристов, но и филологами. Так, например, в толковом словаре Ожегова слово «спор» в своём втором значении означает разногласие, которое разрешается судом. Тем не менее, этот же словарь говорит, о том, что конфликт является тождественным спору понятием. Таким образом, мы и делаем вывод о том, что спор является частью конфликта и составляет его более позднюю стадию.

Дегтярев С.Л., исследуя рассматриваемый нами вопрос, вводит понятие правового конфликта. Это понятие он применяет как к досудебному порядку, так и к судебной защите нарушенных прав.

Касательно налогового спора Саркисов А.К. предлагает по аналогии использовать понятие «социальный конфликт» в качестве одной из категорий налогового права.

Грось Л.А. придерживается другой позиции. По его мнению спор не может осуществляться между не равными субъектами. Поскольку одним из субъектов выступает государство, властвующий субъект, а другим налогоплательщик, то данный конфликт нельзя назвать спором, поскольку исходя из этимологического толкования понятия спора, можно сказать то, что он возникает между равными участниками.

Остроумов А.А. придерживается противоположного мнения. Он считает, что властный характер правоотношений между государством и налогоплательщиком не говорит об отсутствии спора о праве, а может только определить форму процесса, однако не может определить бесспорность или спорность судопроизводства.

Говоря о спорах, возникающих по результатам налоговых проверок, то можно сделать вывод о том, что данный спор возникает с того момента, как налогоплательщик получает акт камеральной, либо выездной проверки и направляет претензию, либо иным способом выражает свое несогласие с налоговым органом. Именно с этого момента начинается досудебный порядок урегулирования указанного спора. Поскольку данный порядок рассмотрения урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, то можно сказать о том, что данный процесс подчинен юридическому процессу.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит в себе какого-либо вида определения конфликта. Такое определение содержится в трудовом законодательстве. Тем не менее, имеется определенный понятийный аппарат, используемый участниками процесса.

При этом устанавливается определенный круг субъектов. Одним из субъектов выступает налоговый орган, либо таможенный орган. Другим субъектом выступает физическое, либо юридическое лицо. Также субъектом указанного спора может выступить банк, либо другая кредитная организация, поскольку спор может заключаться в правильности определения налоговой нагрузки, правильности исчисления и уплаты налогов.

Саркисов А. К. говорит о том, что налоговым конфликтом выступает социальное взаимодействие в сфере налогообложения, которое складывается в виду противоречий в отношении уплаты налогов и сборов, и выражается в противостоянии субъектов, сопряжённым с нарушением налогового законодательства. Указанное определение выведено методом социологического подхода к исследованию обозреваемого вопроса. Несмотря на это, в нем отражается особенности налогового спора, заключающаяся в определенных элементах.

Средства, необходимые для того, чтобы преодолеть этот конфликт четко прописаны законодательством.

Возникает налоговый конфликт ввиду появления какого-либо юридического факта в сфере налогообложения. Также юридическими фактами будут являться последствия рассмотрения указанного спора. Как мы уже говорили, обязательным участником налогового спора должно являться государство, выступая в лице управомоченных на то органов, а процедура разрешения налогового спора четко прописывается законодательством.

Если рассмотреть налоговые споры со стороны юридических конфликтов, то нам следует обозначить их как конфликт субъектов в сфере налогообложения, преследующих прямо противоположные интересы, вопросы которого касаются правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, в строго установленном законом порядке. Анализируя указанное определение мы можем сделать вывод, что должен присутствовать реальный конфликт, выраженный в действии субъектов (или хотя бы одного из субъектов), рассматриваемый вопрос должен касаться правильности исчисления налогов и сборов и рассмотрение спора должно происходить в порядке, установленным действующим законодательством.

Особенность юридического конфликта заключается в том, что он связан с исполнением (реализацией) либо нарушением тех или иных норм права и, соответственно, возникновением, изменением или прекращением правовых отношений между физическими, юридическими лицами, налоговыми органами, а также иными субъектами права. Следовательно, налоговые споры по своей юридической природе являются налоговыми правоотношениями, под которыми принято понимать возникающую на основе норм налогового права юридическую связь между субъектами, выражающуюся в форме их субъективных прав и обязанностей.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что многогранная природа налоговых споров диктует необходимость подходить к уяснению их сущности и предназначения с различных позиций. Во-первых, налоговый спор является разновидностью юридического конфликта. Во-вторых, рассматривая налоговый спор во взаимосвязи с налоговым правоотношением, необходимо помнить, что подобная их интерпретация возможна как в материальном, так и в процессуальном аспекте. Налоговый спор в материальном аспекте — это юридический конфликт (разногласие), возникающий между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу правильности исчисления и полноты уплаты налога, который разрешается в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Если же говорить о налоговом споре в процессуальном аспекте, то под ним следует понимать налоговое правоотношение охранительного, процессуального характера, в рамках которого происходят разрешение возникающих конфликтных ситуаций между налоговым органом и налогоплательщиком и защита нарушенных прав налогоплательщика. В-третьих, налоговый спор является разновидностью правового спора, рассматриваемого (разрешаемого) в установленном порядке налоговым органом и (или) судом. Юридическим фактом, обусловливающим возникновение такого спора, является юридический акт (действия, направленные на появление юридических последствий) в форме подготовки возражений на акт налоговой проверки, жалобы и (или) заявления в налоговый орган и (или) в суд на предполагаемые или действительные нарушения прав налогоплательщика, выразившиеся в конкретных действиях должностного лица либо в вынесении незаконного, по мнению налогоплательщика, решения по результатам налоговой проверки. Именно после обращения налогоплательщика в юрисдикционный орган (в налоговый орган или суд) налоговый конфликт, объективно уже имеющий место, оформляется юридически и обретает правовую форму и содержание.

На основании изложенного обобщающее понятие налогового спора представляется возможным сформулировать следующим образом. Налоговый спор — это налоговое правоотношение охранительного характера, посредством которого путем обжалования в установленном законодательством Российской Федерации административном и (или) судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с предполагаемым или реальным нарушением прав налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов.

С учетом вышеизложенной дефиниции представляется возможным утверждать, что споры по результатам налоговых проверок — это налоговые правоотношения, аккумулирующие разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком (налоговым агентом), возникающие по результатам проведения налоговым органом мероприятий налогового контроля в рамках налоговых проверок, а также в связи с вынесением налоговым органом решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, его оспариванием и разрешаемые в установленном действующим законодательством (административном и (или) судебном) порядке. Как следствие, такой налоговый спор представляет собой налоговое правоотношение, при котором каждая из сторон стремится подтвердить обоснованность своих подсчетов при исчислении суммы налогов (сборов), подлежащих уплате в бюджет.

Следует также отметить, что налоговые споры обладают рядом отличительных признаков, позволяющих отграничить их от иных правовых конфликтов.

Таким образом, налоговые споры можно рассматривать как особую разновидность юридических конфликтов, которые возникают между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с решением вопросов, связанных с уплатой налогов, и разрешаются в административном и (или) судебном порядке на основе установленных действующим законодательством процедур.

Добавить комментарий