Налоговый контроль

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:

  • • наблюдение за подконтрольными объектами;
  • • прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
  • • принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
  • • выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

  • а) налоговых проверок;
  • б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сбора, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
  • в) проверки данных учета и отчетности;
  • г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими мероприятиях.

В процессе проведения налогового контроля проверяется, встал ли налогоплательщик на учет в налоговых органах но месту нахождения организации, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговым кодеком РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет независимо от того, должны ли они платить налог и сбор.

Постановка на учет организаций или индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством РФ.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физических лиц.

При подаче заявления организацией и индивидуальными предпринимателями одновременно с заявлением о постановке на учет представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов или копии лицензии па право занятия частной практикой для индивидуальных предпринимателей.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика па учет в течение пяти дней со дня подачи всех необходимых документов и выдать в тот же срок свидетельство по установленной форме.

При смене места нахождения или места жительства налогоплательщик подает в свой налоговый орган заявление о таком изменении, и налоговый орган снимает его с учета. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику при регистрации присваивается идентификационный номер, который и указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлениях и т.п.), подаваемых в налоговый орган.

Налоговые органы проводят два вида проверок: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов извещается налогоплательщик, которому предлагается внести необходимые исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа в помещении налогоплательщика. Однако, если налогоплательщики не могут обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Такая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период запрещается. Повторная выездная проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки, за исключением случаев принятия руководителем федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов решения о необходимости проведения проверок сверх установленных.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

  • 1) в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;
  • 2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;
  • 3) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно предоставление проверки, но на срок не более шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки — не более одного месяца.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

  • • осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
  • • истребование документов;
  • • проверку денежного оборота и денежных документов;
  • • инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • • экспертизу; и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком производится выемка этих документов.

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки реквизируются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В настоящее время в связи с высокой нагрузкой и острой нехваткой квалифицированных кадров налоговые органы в большинстве случаев проводят тематические проверки. Этими проверками охватываются, как правило, НДС, налог на прибыль и еще один-два налога, являющиеся наиболее значимыми для данного налогоплательщика.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.

В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка.

Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые, с его точки зрения, документы).

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материален проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Мало установить налоги, необходимо и строгое обеспечение их уплаты. Конечно, никто не любит расставаться с собственными денежными средствами, но без уплаты налогов каждым из нас неоткуда будет взять деньги ни на оплату труда учителей, ни на медицинскую помощь, ни на защиту границ государства. Поэтому уплата законно установленных налогов — это долг каждого гражданина, патриота.

Государство осуществляет налоговый контроль за исчислением и уплатой налогов. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты

(перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ).

Этот орган — Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ).

Кроме того, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством (ст. 34 НК РФ).

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (ст. 36 НК РФ).

ФНС России осуществляет учет налогоплательщиков.

Кроме того, налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (ст. 87 ПК РФ). Существует два вида налоговых проверок:

  • 1) камеральные налоговые проверки;
  • 2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится но месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ). Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) но тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (ст. 89 НК РФ).

Особое внимание в налоговом контроле уделяется трансфертному ценообразованию, т.е. правомерности установления цены в сделках между взаимозависимыми лицами, и деофшоризации: контролю за выводом денежных средств за рубеж российскими компаниями, чтобы не платить налоги.

В России стала использоваться такая форма налогового контроля, при которой организация добровольно предоставляет налоговому органу онлайн-доступ к своему бухгалтерскому и налоговому учету — налоговый мониторинг. Налоговики могут вместо проверок в режиме реального времени проверить правильность исчисления налогов и проинформировать налогоплательщика об ошибках, которые налогоплательщик может либо своевременно исправить до вынесения мер ответственности за правонарушение либо отстоять свою позицию. Это серьезный шаг навстречу друг другу налоговых органов и налогоплательщиков.

В последнее время все чаще стал использоваться термин налоговое администрирование (хотя на момент написания учебника ему нет легального определения в НК РФ), это включается в контекст общей концепции гармонизации интересов налоговых органов, государства и его граждан. Граждане рассматриваются не в качестве исключительно неплательщиков налога, но добросовестных граждан, понимающих свою обязанность по уплате налогов как гражданскую ответственность. Но и налоговые органы в такой ситуации выступают не в качестве надсмотрщика, на них возлагаются обязанности по информированию, разъяснению налогоплательщикам налоговых вопросов.

К положительным инновационным введениям можно отнести также создание личного кабинет налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ). Личный кабинет налогоплательщика — информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России, в Интернет и ведение которого осуществляется ФПС России в установленном ей порядке. Личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей. В настоящее время действует приказ ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».

В ст. 45 НК РФ установлен порядок исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Однако сейчас уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, это правило было введено в ключе требований по деофшоризации российского бизнеса, но применяется ко всем налоговым правоотношениям. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (ст. 46 НК РФ). Это называется бесспорное списание денежных средств, которое осуществляется на основании инкассового требования налогового органа в банк; спорить, конечно, с таким списанием можно, но уже потом, после того, как налоговое требование будет исполнено байком. Если требование налогового органа не будет исполнено в срок (например, на счете организации недостаточно денежных средств), то помимо налоговой ответственности до даты погашения недоимки организации будет начисляться пеня (ст. 75 НК РФ), смысл которой в налоговом праве — не форма ответственности, а скорее «проценты за пользование чужими денежными средствами».

Если денежных средств у организации (индивидуального предпринимателя) недостаточно, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание (ст. 47 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному нриставу-иснолнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Важно отметить, что в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ), т.е. бесспорного взыскания налоговой задолженности с физических лиц не предусмотрено.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

  • 1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • 3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогам погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;
  • 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
  • Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положенияо Федеральной налоговой службе».

Тема 4. Налоговый контроль

Современная редакция Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 82 НК РФ) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Объектом налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и по­шлин, а также движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков

Целями налогового контроля являются: выявление фактов неис­полнения или ненадлежащего исполнения требований законодатель­ства о налогах и сборах обязанными лицами; защита интересов госу­дарства и муниципальных образований; устранение нарушений зако­нодательства о налогах и сборах, а также выявление и устранение причин, способствующих нарушению законодательства о налогах и сборах.

Основные задачи налогового контроля:

Ø соблюдение законодательства о налогах и сборах;

Ø обеспечение правильности исчисления налогов и сборов;

Ø обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;

Ø предупреждение налоговых правонарушений.

Принципами налогового контроля являются: законность, юриди ческое равенство, гласность, соблюдение налоговой тайны, ответст­венность, защита прав, недопустимость причинения неправомерного вреда, объективность и документальность.

Принцип законностив соответствии с Налоговым кодексом РФ проявляется следующим образом: права и обязанности налогопла­тельщиков, полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ (ст. 1); налогоплательщики имеют право тре­бовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие этому Кодексу (подп. 10 п. 1 ст. 21); на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать I законодательство о налогах и сборах, а также осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 32).

Принцип юридического равенстваозначает то, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера (ст. 3 НК РФ).

Принцип гласности (открытости) означает доступную для всех ор­ганизаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. Данный принцип выражен в п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их долж­ностных лиц.

Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления И требования об уплате налогов; участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 8, 9, 15 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Принцип соблюдения налоговой тайныпроявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее Сохранение (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщи­ке, за исключением сведений, прямо перечисленных в п. 1 ст. 102 11К РФ.

Принцип ответственностизаключается в применении мер юриди­ческой ответственности к лицу, совершившему правонарушение.

Принцип защиты правпроявляется в праве контролируемых субъ­ектов обжаловать действия и акты налоговых органов при осуществ­ления контрольной деятельности.

Принцип недопустимости причинения неправомерного вредахаракте­ризуется недопущением причинения неправомерного вреда прове­ряемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении при проведении нало­гового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действия­ми налоговых органов или их должностных лиц при проведении на­логового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК РФ).

В силу принципа объективности и документальностиналогопла­тельщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении последними кон­трольных мероприятий. Согласно п. 3 ст. 33 НК РФ должностные ли­ца налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.

Органы, осуществляющий налоговый контроль

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел.

Налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и над­зору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы

Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности нало­говых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможен­ным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст. 34 НК РФ).

Должностные лица таможенных органов также несут обязан­ности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательст­вом Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела является Феде­ральная таможенная служба, которая осуществляет деятельность не­посредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.

Органы внутренних делвместе с налоговыми органами участвуют в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (гл. 6 НК РФ).

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Среди субъектов, в отношении которых налоговые органы вправе проводить проверки, выделяются:

налогоплательщики и плательщики сборов — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

налоговые агенты — лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам, налоговые агенты в определен­ных случаях при исчислении и уплате налога на добавленную стои­мость (НДС), налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций);

консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) — добровольное объединение организаций в целях исчисления и уплаты на­лога на прибыль с учетом совокупного результата финансово-хозяй­ственной деятельности (п. 1,2 ст. 25 НК РФ). Для этого участники КГН определяют ответственного участника группы, который исчис­ляет и уплачивает налог на прибыль по КГН в целом. Другие налоги участники КГН перечисляют в бюджет самостоятельно.

Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом. Она образуется на основании договора о созда­нии такой группы, который должен быть зарегистрирован в налоговом органе (ст. 25 НК РФ). Участником КГН может стать организа­ция при соответствии требованиям ст. 252 НК РФ (гл. З1 НК РФ);

участник регионального инвестиционного проекта— российская ор­ганизация, которая получила статус участника проекта

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом (ст. 82 ^К РФ).

Налоговые органы для осуществления своих функций должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Перечень информации, представляемой налоговым органам, приведен в статье 85 НК РФ. В соответствии с этой статьей информация предоставляется органами:

— осуществляющими регистрацию организаций;

— регистрирующими физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам;

— осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию рождения и смерти физических лиц;

— осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения;

— опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;

— уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, осуществляющими частную практику.

Кроме того, банки обязаны сообщать в налоговый орган сведения об открытии или закрытии счета организации или предпринимателя.

Каждый налогоплательщик обязан встать на налоговый учет в налоговых органах независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Постановка на учет осуществляется в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Если организация имеет филиалы или представительства, то постановка на налоговый учет должна быть произведена и по месту нахождения этих подразделений.

Заявление в ГНИ подается в течение 10 дней после государственной регистрации предприятия или создания его подразделения.

Заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества подается в ГНИ по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Налоговый орган проводит с контролирующими целями залоговую проверку, используя предоставленные налогоплательщиком бухгалтерские и иные документы.

Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных деклараций и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах.

Налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговый кодекс установил, что должностное лицо налогового органа в целях проведения налоговой проверки при предоставлении соответствующих документов имеет право получить доступ на территорию или в помещение налогоплательщика. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц не допускается.

Поскольку федеральные органы налоговой полиции не отнесены к налоговым органам, они по-прежнему будут вправе в процессе оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь статьей 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», проникать в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан, уведомляя об этом прокурора в течение 24 часов с момента проникновения.

Во время проведения налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе потребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проверки. В случае отказа налогоплательщика предоставить требуемые документы должностное лицо вправе произвести их выемку, а сам налогоплательщик будет оштрафован на основании статьи 119 НК РФ.

Выездная налоговая проверка должна сопровождаться составлением протокола и производиться с учетом процессуальных требований, нарушение которых повлечет за собой признание судом недействительности выявленных в ходе проверки фактов налоговых правонарушений.

Среди участников налогового процесса НК РФ называет свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и понятых.

Свидетель — любое физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. НК РФ предусмотрен штраф за отказ свидетеля от дачи объяснений.

Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в тех областях деятельности проверяемого лица, специфику»которой требуется определить в целях налогообложения. Экспертиза назначается актом должностного лица налогового органа — постановлением, где должны быть указаны и вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, на основании которых будет дано заключение. Однако эксперт вправе заявить обоснованный отказ по тем основаниям, что располагаемые материалы не могут быть исследованы и положены в основу заключения в силу определенных причин.

Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела. По смыслу положений НК РФ функции специалиста и эксперта схожи, однако если обратиться к нормам статьи 129 (ответственность), то становится ясно, что составление заведомо ложного экспертного заключения влечет определенную санкцию. Специалиста же, согласно статье 129 НК РФ, можно лишь привлечь за немотивированный отказ от участия в налоговой проверке.

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля может быть привлечен переводчик. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Ответственность переводчика аналогична ответственности эксперта.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

По результатам выездной налоговой проверки должен бить составлен соответствующий акт. Порядок оформления результатов налоговых поверок предусмотрен статьей 100 НК РФ. Акт документальной проверки является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению или передаче в другие органы.

Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась правонарушений не обнаружено.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации — налогоплательщику либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение десяти дней выносит решение (постановление).

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если в результате умышленных действий налогоплательщика или его представителя копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными налогоплательщиком или его представителем по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного обязанного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному обязанному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, направив соответствующее требование об уплате налога.

В случае, если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции за совершение данного налогового правонарушения.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

До принятия НК РФ практически все юридические лица, обращаясь в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта государственного органа (решения, а не акта проверки), подавали заявление о принятии мер по обеспечению иска (глава 7 АПК РФ). Эти заявления, как правило, удовлетворялись, и налогоплательщик имел возможность без ограничения пользоваться своим имуществом (в том числе и денежными средствами), так как налоговый орган не вправе был выставить на банковский счет налогоплательщика инкассовое поручение или наложить арест на имущество.

Добавить комментарий