Направления философии права

Как уже отмечалось выше, проблематика государства и права занимает одно из центральных мест в учениях различных философов на протяжении всей истории философии. Практически ни один философ (гем более, изучающий общество), имеющий свою собственную научную концепцию или свою философскую школу, не мог не обратиться к изучению проблем философии государства и права . Возможно, причина этого в том, что, как писал К. Маркс в «Тезисах о Фейрбахе», «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изме- 2

нить его» , а изменить мир можно, думается, в том числе и с помощью различных философско-правовых конструкций.

В предметную область исследований по философии государства и права входят такие «вечные» проблемы государственно-правовой науки, как изучение соотношения нрава и закона, права и нравственности, выявление сущности государства и права и др. В то же время даже краткий обзор широко известных, классических исследований по философии государства и нрава позволяет говорить о том, что ключевой темой для понимания философии государства и права лежит разрешение вопроса об определении данных феноменов, о выделении их наиболее важных и характерных черт.

Тематика философии права в целом является сложной, комплексной, многогранной и многоаспектной проблемой, в рамках которой существовали и существуют множество школ и направлений. Эволюция представлений о праве, его сущности и идеале была настолько противоречивой, что до сих пор не существует однозначной, общепринятой периодизации философии права и, тем более, ее определения (то же самое можно сказать и о государстве). Современные исследователи отмечают, что право «есть явление непомерно сложное, с трудом поддающееся научному определению, пожалуй, даже загадочное, в чем-то непостижимое. Недаром одно только это слово — «право” — имеет столь много различных значений и одновременно скрывающих нечто единое, основательное» . Кроме того, «любая философская система, претендующая на универсальность, общезначимость, вовлекает в поле своей философской интерпретации и право, другие правовые явления, определяет их место в жизни общества и человека». На страницах современной научно-информационной периодической печати продолжаются имеющие тысячелетнюю нредисторию громкие дискуссии о проблематике правопонимания.

В го же время, говоря о периодизации философии права, профессор Казанского, а затем Московского университета Г.Ф. Шершеневич писал о трех периодах в историческом развитии философии права — древнем, средневековом и новом. Профессор П.Г. Редкин выделял историю древней философии нрава, историю средневековой философии нрава до Гро- ция, историю новой философии права до Канта и историю новейшей философии права (г.е. периодом, когда появляются работы, в которых излагаются философские системы мышления о праве). В свою очередь исследователь отечественной философии права Э.В. Кузнецов на базе марксистской философии предлагал выделить четыре основных периода в развитии философии нрава: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

На этом фоне, среди множества окончательно не разрешенных и спорных проблем в области философии права сформировались и четко обозначились несколько крупных и основных философских направлений, в которых нашли наиболее полное выражение основные проблемы философии права, и прежде всего «основной вопрос» философии нрава — что такое право? Как представляется, такими направлениями стали теория естественного права, теория юридического позитивизма, теория социологического позитивизма (социология права) и марксизм. В связи с этим необходимо отметить, что некоторые исследователи предлагают иные классификации основных направлений в философии права. Так, например, академик В.С. Нерсесянц предлагал на основе различных типов правоионимания выделить следующие направления в правоведении и философии права: легизм, юснатурализм и юридический либертатизм.

Учитывая большую важностью вышеуказанных концепций в становлении философии права, а также большим значением для дальнейшего изучения философии права евразийцев представляется необходимым кратко осветить базовые идеи вышеотмеченных философско-правовых направлений, что позволит нам провести подробный сравнительный анализ данных концепций с философией государства и права евразийцев в следующей главе работы.

Генезис философского осмысления права связан, прежде всего, с теорией естественного права, «корни» которой уходят в эпоху античности. Древнейший вариант идеи естественного нрава — представления об извечном мировом порядке, установленном но воле богов, содержащиеся в мифах и священных писаниях разных народов. Общество тогда рассматривалось как органическая часть миропорядка, элемент окружающей человека природы, подчиняющийся единому закону. Справедливость и разумность этого закона, его соответствие природе человека не ставились под сомнение, поскольку он приписывался высшим силам. Такова первая попытка объяснения происхождения и сущности нрава, основанная непосредственно на базе натурфилософии. Развитие данных идей получило у стоиков (а далее в Древнем Риме), которые старались придать концепции естественного права идеалистический характер. Большое влияние на эволюцию философии нрава античности оказала демокритовская разработка проблемы «естественного» и «искусственного», природной справедливости и закона. Эта тематика естественного права оказалась в центре внимания софистов, а затем Сократа, Платона и Аристотеля.

Дальнейшее развитие естественно-правовая проблематика получила в работах Р. Декарта, II. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монгенскье, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы и многих других известных западных философов. В XVIII в. идеи естественного нрава получают развитие и в России (В. Золотницкий, С. Десницкий, А. Куницын, а затем теорию естественного нрава разрабатывали Б.А. Кисгяковский, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Покровский, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве и др.). Каждый из вышсотмечснных философов вносил что-то свое в разработку теории естественного права. Однако, во всех этих концепциях, так или иначе, в гой или иной степени можно отметить тезис, согласно которому, естественное право обязательно выводится из определения разума или природы общества, или человека, а самому человеку «приписываются» врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от государства.

Среди различных взглядов представителей теории естественного нрава особо необходимо выделить концепции И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, оказавшие колоссальное воздействие на дальнейшее развитие философии права. Глубина и ценность взглядов Канта и Гегеля на право обусловлена и тем, что именно их творчество выпало на период одного из самых крупных качественных переломов в истории человечества. В эго время «начался необратимый реальный переход от традиционных к последовательно демократическим, либеральным ценностям — переход, ознаменованный глобальным революционизирующим влиянием на духовную и социальную жизнь людей эпохи Французской революции». Как известно, Кант обос3

новал формальный принцип нравственности, построенный на нравственной автономии субъекта. Его смысл заключался в подчинении воли не чувственным влечениям, не требованиям внешнего авторитета, а исключительно априорным законам разума, определяемым как всеобщие и необходимые. В этом смысле понятия «автономия» и «религиозная нравственность» оказываются несовместимыми, поскольку последняя предполагает предписание со стороны внешнего авторитета. В то же время Кант в своем философском учении о праве определял право и государство в их моральной основе, какими они должны быть на основании законов разума. Естественное право покоится у него на априорных принципах, а положительное (писанное) вытекает из воли законодателя. При этом иод априорными принципами он понимал законы морального долженствования. В свою очередь Гегель продолжал во многом линию Канта, и стремился реализовать принцип субъективности, т.е. отыскать истоки нрава и его критерий в человеческом сознании. Так, сравнивая законы природы и законы права, Гегель отмечал, что мерило природы находится вне людей, а законы права — «эго законы, идущие от людей». По Гегелю, наука о праве есть часть философии, кроме того, он писал, что: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его воплощение… Идея права есть свобода… Право является наличным бытием свободной воли… Система права является царством реализованной свободы». Гегель различал три научных способа трактовки естественного права: эмпирический (концепции Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей до Канта); формальный (подход Канта, Фихте и их последователей) и абсолютный (гегелевский подход). Как известно, тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, истоки права но Гегелю находятся в сфере объективного духа.

Отправной точкой для всего философского учения естественно- правовой школы, как известно, служил индивид. Из его моральной природы и выводилась вся система права. Эти же факторы лежали и в основе объяснения государства представителями естественного нрава. Перед данной школой стояла задача вывести начала власти из природы индивида, основным свойством которого признавалось его свободное самоопределение. Совместить последнее с неизбежным в любом обществе подчинением воли одной личности воле всего коллектива можно было, как полагали сторонники данной концепции, путем всеобщего соглашения или договора. Этот общественный договор и определял соединение индивидов в общество, где установленная власть основывалась на общем соглашении всех между собой, а государство рассматривалось как независимое от личности, т.е. в основе теорий естественного права в основном лежала концепция общественного договора. Интересно отметить позицию сторонника договорной теории Ж.-Ж. Руссо, который, развивая идеи естественного права, одновременно писал, что: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах».

С течением времени, развитие математических методов рационализма (открытия Н. Коперника, И. Ньютона и др.), а также исследования в сфере естественных наук (прежде всего физики и биологии) поставили концепцию естественного права в такие условия, в которых ее основные идеи не могли на фоне множества новых фундаментальных научных открытий объяснять феномен права (известное противопоставление религии и науки и др.). К началу XIX в. идеи естественного права заметно «потускнели». Именно в это время начинает складываться школа юридическою позитивизма в том числе и как реакция на метафизическую философию права XVII-XVIII веков. Ее представители стремились заменить метафизическое учение об абсолютных началах права эмпирическим обобщением непосредственно фактов, которыми в первую очередь являются, с их позиции, правовые нормы. В то же время сложилась историческая школа права, исходившая уже не из разума или природы человека, а из истории, развития «народного духа» и языка (Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухга, Г. Гуго и др.). Однако к концу XIX в. ситуация вновь изменилась. Возникла школа т.н. «возрожденного» естественного права. Становление этой школы было обусловлено разочарованием реальным состоянием государственноправовых институтов, их отставанием от потребностей общества, обострением социальных противоречий и постепенным признанием «второго поколения права человека», г.е. социальных прав. Отличием этого направления было то, что содержание естественного права не рассматривалось как нечто неизменное, соответствующее «вечному закону» и вытекающее из столь же постоянной природы человека. Вместо основного набора неотчуждаемых прав (свобода, равенство, собственность и др.) выдвигалась идея «естественного права с меняющимся содержанием» (Р. Штаммлер). Личные права дополнялись социальными, что открывало новые перспективы в развитии правовых систем. Новое направление философии права, отрицая возможность идеального правопорядка, который был бы годен везде и во все времена, сходилось со старым в одном — в априорности построения идеала.

На фоне кризиса теории естественного права в начале XIX в. главным философско-правовым направлением, как отмечалось, становиться юридический позитивизм (или теория позитивного права, или аналитическая (догматическая) юриспруденция). Представители данного направления сразу же противопоставили себя сторонникам естественного права. Известный теоретик права Л.С. Явич отмечал, что: «Общая теория права немыслима вне специальной юридической теории позитивного права. Без связи с ней философия права превращается в абстрактные спекулятивные построения, в мистическое саморазвитие понятий, а социология нрава — в метафизическую эмпирику, лишенную достоинства концептуального обобщения отдельных фактов, игнорирующих коренные особенности правового опосредования общественных отношений».

Как известно, в основе любого научного направления находятся единые философско-методологические положения и принципы. В основе юридического (и социологического) позитивизма, как видно из названия, лежит философский позитивизм, возникший в 30-40-х годах XIX века, к основателям которого относятся О. Конт, Дж. Сг. Милль, Г. Спенсер и др. Позитивисты неоднократно подчеркивали свое стремление «обосновать объяснение действительных юридических явлений на научных требованиях гак называемого научного позитивизма». Характерные черты позитивистской философии — агностицизм, феноменализм, крайний релятивизм — обусловили и соответствующий подход к правовым явлениям ее последователей в области юриспруденции. Позитивисты считали, что «можно познать только явления, но не их сущность». Как справедливо отмечает исследователь русской философии нрава С.А. Пяткина, «сознательный уход от основных вопросов философии, — провозглашается позитивизмом в качестве нового пути в философии, свободного от метафизики и истинно научного». Как известно, философский позитивизм единственным источником знаний объявляет конкретные (эмпирические) науки и полагает, что у философии нет самостоятельного, отдельного от конкретных наук предмета исследования, а задачу научного исследования он видит в описании явлений, а нс в их объяснении (изучение их сущности, причинных связей и т.п.), т.е. с позиции позитивистов наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Говоря о первоначальном систематическом основании позитивистской философии, один из основателей этой философии О. Конт подчеркивал влияние двух «замечательных течений» на возникновение позитивизма — одного научного, созданного И. Кеплером и Г. Галилеем, другого — философского, обязанного своим возникновением Р. Декарту.

Если говорить именно о юридическом позитивизме, то в России можно отметить много известных ученых, развивавших данную тематику: Е.В. Васьковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, С.В. Пахман, А.А. Пионгковский, П.А. Сорокин и др. Одновременно необходимо учитывать, что позитивизм в момент своего возникновения был представлен различными течениями. В философско-правовой науке принято различать два основных направления позитивизма: юридический и социологический. В то же время выделяют исторический, биологический, антропологический позитивизм и др.

При изучении юридического позитивизма необходимо отметить, что среди исследователей отсутствует единая позиция относительно самостоятельности данного направления в науке (несмотря на то, что оно получило очень широкое применение в отечественной юриспруденции, особенно в цивилистике). Одна ipynria ученых считает, что с позитивистской философией Конга юридический позитивизм ничего общего не имеет, другие, — что он взял у позитивистской философии теорию познания и отбросил социологические идеи . Не вдаваясь в анализ этой проблемы, представляется обоснованным исходить из точки зрения отечественного историка права В.Д. Зорькина, автора известной работы «Позитивистская теория права в России», согласно которой, юридический позитивизм является только одним из конкретно-исторических вариантов формальнодогматической теории нрава, исследующей право в отрыве от его реального содержания, социальной обусловленности, социального контекста, социальной структуры и социального функционирования. Напротив, социологический позитивизм ориентирован именно на социальный подход к праву, на решение правовых проблем во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни, на именно позитивистскую социологию в ее натуралистическом и психологическом вариантах’.

Представители юридического позитивизма иод нравом понимали распоряжение суверена; именно взгляд на право как приказ суверена, обращенный к подчиненным, отождествление нрава с законом, развивал один из известнейших позитивистов Дж. Остин. Он утверждал, что сама государственная власть, будучи суверенной, не можег быть подчинена нормам права, не может быть регламентирована ими в своей деятельности. Он писал в связи с этим: «Суверен не может быть ответственным перед позитивным нравом… Он свободен от юридическою обязательства»’. Таким образом, государственная власть, творящая право, являющаяся в этом смысле его источником, сама стоит вне правового поля. Декларируя отказ от решения онтологических, гносеологических и аксиологических проблем нрава, юридический позитивизм в сущности всл к отрицанию рационалистической философии права. С позиций юридического позитивизма, право трактовалось исключительно как совокупность общеобязательных норм, выражающих требования государства и обеспеченных его принудительной силой.

В то же время представители уже социологического позитивизма (и сформировавшейся в XX в. на его базе социологии нрава) видели в нраве только реальные социальные отношения, имеющие различные юридические последствия и возникающие в различного рода общественных объединениях или создаваемые решением судебных и административных органов. Представители социологического позитивизма в России рассматривали право прежде всего как совокупность правовых отношений, правовой порядок. Развиваясь в полемике с юридическим позитивизмом, представители социологии нрава отказывались от понимания нрава как выражения нормативной воли государства. Современный исследователь философии права В.П. Макаренко отмечает в связи с этим: «Социология нрава традиционно связывается с именами немецкоязычных (Л. Гумплович) и русскоязычных (Л. Петражицкий, М. Ковалевский) юристов и социологов рубежа XIX—XX вв. Однако в последней трети XX в. возросло количество англоязычных научных трудов, стиль которых почти не отличается от социальных наук. Тематика данных работ определяется двумя главными проблемами: 1) социальный контекст права (влияние его на содержание законов и юридических процедур) и 2) последствия воздействия нрава на другие социальные явления. Для изучения данных проблем применяются методы социальных наук». Как утверждал один из представителей социологии нрава француз Ф. Жени, правовая теория должна «прямо и окончательно отказаться от иллюзии, будто писаный закон может содержать все действующее право». Согласно определению исследователя социологии нрава Д. Уолкера, она (социология нрава) изучает действие права в реальных (и каждый раз особых) обстоятельствах. Правовые институты, правила, практика, процедуры рассматриваются ею в контексте жизни общества, при этом исследуются их функционирование в конкретных обществах.

С иных позиций рассматривали государство и право представители марксизма, и прежде всего его основатели — К. Маркс и Ф. Энгельс. Несмотря на неоднозначность оценки в настоящее время марксисткой философии, в основе которой лежат диалектический и исторический материализм, сами идеи марксистов в изучаемой области в нынешних социально-политических и экономических условиях развития России несомненно представляют интерес и для современных философско-правовых исследований. Как известно, в основе марксисткой трактовки философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества, а его содержание носит классово-волевой характер. «Помимо того, что господствующие индивиды при данных отношениях должны конструировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». Таким образом, возникновение и существование нрава объясняется марксистами необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

По мнению марксистов, право возникло в связи с развитием производства, свободного товарообмена, когда поведение отдельного человека освободилось от традиционных общинных устоев, и приобретало все большую автономию, т.е. в основе развития права лежало развитие экономических отношений. Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиями производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становиться затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство» . Государство же, но мысли К. Маркса, связано исключительно с классами и классовой борьбой и, в конечном счете, является диктатурой экономически господствующего класса, «дополняя» ее политическим господством. Из того, что в истории имущие классы обычно использовали государство в своих интересах, К. Маркс сделал далеко идущий вывод, абсолютизировавший связь государства с классовой борьбой, придавший государству характер аппарата («машины») подавления одного класса другим, что совершенно исключало возможность понимания государства как надклассовой структуры».

К. Маркс исходил из того, что право коренится в объективной потребности производства и обмена в упорядочивании общественных отношений, которое ограждало бы повторяющиеся циклы совместной трудовой деятельности людей от случая и произвола. Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты, в частности избирательная система, но мысли Маркса, есть политическое бытие гражданского общества. При этом в одной из своих работ он прямо отождествлял понятия «политическая власть» и «власть государственная».

Г осударство, считали марксисты, «есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В свою очередь Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит но большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия» . Широко известное в марксисткой и немарксисгкой литературе положение «Манифеста Коммунистической партии» о том, что «ваше право», г.е. право буржуазии, «есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», несомненно, имеет, под собой определенную фактическую основу, по существу адекватно отражает, по нашему мнению, и нынешнюю государственно-правовую действительность. «Государство, — писал Энгельс, — никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу… Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно».

Таким образом, с позиции Маркса и Энгельса, право является феноменом, производным от государства, и в полной мере определяется его волей; в тоже время в основе государства и его эволюции лежит прежде всего экономический фактор.

Учитывая вышеизложенное, не представляется целесообразным углубляться в изучение идейных предпосылок философии нрава евразийцев. Подводя краткий итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что евразийство как самостоятельное иолидисциплинарное научное течение первой волны русской эмшрации 1920-30-х гг. возникло благодаря философскому осмыслению факта революции 1917 г. с «уклоном» в исследование исторической взаимосвязи русской культуры с рядом других, именно восточных культур. Просуществовав не более 20 лет (ориентировочно 1920-1940 гг.), пройдя несколько этапов своей эволюции, евразийство и в настоящее время имеет своих последователей в научной и политической среде (неоевразийцы). В концептуальном плане учение евразийцев сводится к двум основополагающим составляющим — культурологической и идеологической.

Говоря об эволюции философских представлений о государстве и нраве, можно отметить, что с течением времени базовыми направлениями в данной области стали и являются концепция естественного права, юридического позитивизма, социологического позитивизма (социология права) и марксизм. Представители каждого из этих направлений исходили из разных философских основ осмысления государственно-правовой материи (натурфилософия, философский позитивизм и диалектический материализм). С позиции автора учебника, при сопоставлении основных идей вы- шеогмеченных философско-правовых течений с реальным состоянием дел наиболее адекватным отражением сущности государства и права являются воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Добавить комментарий