Направления в области охраны труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 210 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 210 ТК РФ

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

См. Типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

См. Положение о единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 6 октября 2011 г. N 1137

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Охрана труда в Российской Федерации — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающаяв себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК).

Охрана труда как институт трудового права — совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здорьвья и работоспособности человека в процессе труда, а также на оздоровление и улучшение условий труда.

Правовое регулированиеохраны труда осуществляется гл. 33-36 (ст. 209-231) ТК, Федеральным законом РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ (ред. от 10 января 2003 г.), идр.

Помимо правовых актов общего значения государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве специальных актов, разрабатываемых иутверждаемых различными федеральными органами власти, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г. № 399. Все они имеют обязательную силу для работодателей, независимо от формы собственности И организационно-правовой формы.

Наряду с нормами, устанавливаемыми централизованно, в коллективных договорах исоглашениях предусматриваются мероприятия по улучшению условий и охране труда работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни издоровья работников;

• неукоснительное выполнение всех нормативных актов в области охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор иконтроль за соблюдением требований охраны труда;

• содействие общественному контролю за охраной труда;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу иработу с вредными или опасными условиями труда;

• участие государства в финансировании мероприятий но охране труда;

• проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда иразработку (внедрение) безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, и др.

Реализация указанных направлении государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ иорганов местного самоуправления, работодателей,атакже профсоюзных органов ииных представительных органов по вопросам охраны труда.

Охрана труда выступает в качестве элемента трудового отношения работника с работодателем. Обе стороны наделены широким комплексом взаимных нрав иобязанностей, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий трудовой деятельности

Право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 219 ТК.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; на обеспечение средствами индивидуальной иколлективной защиты; на обучение безопасным методам и приемамработы за счет средств работодателя ит. д.

Очень важным представляется право работника отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни издоровья вследствие нарушения требований охраны труда. Работник вправе отказаться от выполнения тяжелых работ иработ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Такой отказ не может повлечь привлечения работника к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК).

В то же время соблюдение всех требовании охраны труда — юридическая обязанность работников, закрепленная в ст. 214 ТК.

Работник обязан:

• соблюдать установленные требования охраны труда;

• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

• проходить обучение безопасным методам и приемам работы;

• немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни издоровью людей;

• проходить предварительные (при поступлении на работу) ипериодические медицинские осмотры.

Нарушение работником без уважительных причин правилинорм охраны труда, а также перечисленных выше обязанностей рассматривается как дисциплинарный проступок.

Праву работника на здоровые и безопасные условия работы корреспондируется обязанность работодателя создать эти условия, содержание которой предусмотрено ст. 212 ТК идругими нормативными актами.

Требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) иэксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов идругого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК).

Законодательством регламентируется организация охраны труда на предприятиях исвязанные с пей обязанности работодателей.

Прежде всего предусмотрена система мер профилактического характера, направленных на обеспечение здоровых ибезопасных условий труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ст. 215 ТК).

Особые обязанности возложены на работодателя по проведению сани-тарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнению требований санитарного законодательства.

В процессе организации труда работников работодатель обязан: обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, оборудования, осуществлении технологических процессов; применять средства индивидуальной иколлективной защиты работников; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда; приобретать за свой счет спецодежду, спецобувь, смывающие и обезвреживающие средства; обучать работников безопасным методам и приемам работы, проводить инструктажи по охране труда; проводить за счет собственных средств медицинское освидетельствование работников с сохранением за ними места работы и средней заработной платы на время его прохождения; расследовать в порядке, установленномст. 227-230 ТК, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания; организовывать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, страховать в порядке обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний’ и т. д.

Перечень категорий работников, которые обязаны проходить медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические, определен ст. 213 ТК. К ним относятся: занятые на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности и общественного питания и др.

Работники, осуществляющие отдельные виды работ, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят не реже чем одни раз в пять лет обязательное психиатрическое освидетельствование. Медицинское освидетельствование осуществляется за счет работодателя.

На работах с вредными и опасными условиями труда, в особых температурных условиях или связанных с загрязнением,работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами (ст. 221 ТК). На работах с вредными условиями труда работникам выдается по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вреднымиусловиями труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК).

Работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223 ТК): оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи ит. д.

Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям, производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

В условиях формирования рыночной экономики должен усиливаться контроль государства за соблюдением трудового законодательства, за охраной жизни и здоровья людей в процессе труда.

В соответствии со ст. 352 ТК способами защиты государством трудовых прав и законных интересов работников являются:

• государственный надзор иконтроль за соблюдением трудового законодательства;

• защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляют органы прокуратуры РФ.

Государственный надзор и контроль, а также контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности ивсех организационно-правовых форм, а также на работодателей — физических лиц.

Основным контролирующим органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК и Положением о Федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (ред. от 8 января 2003 г.).

Надзор иконтроль осуществляют государственные инспекторы труда (правовые и по охране труда) ииные должностные лица инспекции. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами ифедеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 357 ТК, п. 9,10 Положения о Федеральной инспекции труда государственные инспекторы труда имеют право: в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы; осуществлять проверки ирасследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда; получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий; привлекать к административной ответственности в виде штрафа виновных в нарушении законодательства о труде и правил охраны труда; передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности; предъявлять иски в суде и т. д.

Государственные инспекторы по охране труда, кроме того, имеют право: расследовать несчастные случаи; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда до их устранения; отстранять от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи но охране труда, технике безопасности, и т. д.

Государственный инспектор труда при выявлении нарушений законодательства имеет право выдать работодателю предписание об устранении нарушения или восстановлении нарушенного права (в том числе о восстановлении на работе), подлежащее обязательному исполнению. Работодатель вправе обжаловать предписание в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения.

Кроме Федеральной инспекции труда, имеются другие специальные государственные органы и инспекции, которые осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК) и государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной ирадиационной безопасностью (ст. 369 ТК) И др.

Контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда в соответствии со ст. 370 ТК осуществляют профессиональные союзы, имеющие право создавать в этих целях правовые и технические инспекции труда профсоюзов.

Законодательством определена система контроля за охраной труда, которая должна действовать на предприятиях и в организациях (ст. 217 и 218ТК).

В соответствии со ст. 419 ТК виновные в нарушении законодательства о труде иправил по охране труда несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.

Субъектами ответственности могут быть собственники предприятий, руководители и их заместители, руководители структурных подразделений, должностные лица, непосредственно отвечающие за соблюдение нарушенных правил и норм, другие работники.

Дисциплинарнуюответственность несут лица, работающие по трудовому договору, виновные в нарушении трудового законодательства и правил охраны труда. Она заключается в применении к виновным мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ст. 192 ТК, вплоть до увольнения. Увольнение возможно при неоднократном нарушении трудовых обязанностей (п. 5 ст. 81 ТК); в случае однократного грубого нарушения, допущенного руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителем (п. 10 ст. 81 ТК); за однократное нарушение требований по охране труда, если оно повлекло тяжкие последствия, либо создало реальную угрозу наступления таких последствий (п. «д», п. 6 ст. 81 ТК). Дисциплинарная ответственность руководителя, его заместителей может наступить по требованию представительного органа работников за нарушения законодательства о труде и условий коллективного договора (ст. 195 ТК).

Административная ответственностьнаступает в соответствии с нормами административного права за проступки, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях ииными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за правонарушения.

Основными составами административных правонарушений в области трудового законодательства иохраны труда являются следующие:

1) нарушение законодательства о труде иоб охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичные административные правонарушения, влечет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет (ст. 5.27 КоАП);

2) нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ (ст. 6.3 КоАП);

3) необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (соглашения) — влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.30 КоАП);

4) нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению —влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.31 КоАП);

5) увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки — влечет наложение штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 5.34 КоАП);

· нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости: отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение штрафа на должностныхлиц в размере от 20 до 30 МРОТ;

· необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 5.42 КоАП).

За некоторые нарушения трудового законодательства и правил по охране труда при определенных условиях, предусмотренных уголовным законодательством, может наступить уголовная ответственностьвиновных. Она возможна, если нарушения повлекли или могли повлечь тяжкие последствия, либо если они причинили существенный ущерб личности, сопряжены с нарушением конституционных прав граждан и т. д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрены следующие составы преступлений, посягающих на права граждан в сфере трудовых отношений.

1. Дискриминация, т. е. нарушение прав, свобод изаконных интересов человека игражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и каким-либо социальным группам — наказывается лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, влечет наказание до 5 лет лишения свободы (ст. 136 УК).

2. Нарушение правил охраны труда, техники безопасности, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека — влечет наказание до 1 года лишения свободы.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет наказание до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового (ст. 143 УК).

3. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет, —влечет наказаниев виде штрафа до 200 тыс. руб. либо обязательных работ до 180 часов (ст. 145 УК).

4. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и иных выплат руководителем организации, если это имело место из корыстной или личной заинтересованности, влечет наказание до 2 лет лишения свободы, а если это повлекло тяжкие последствия — до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового (ст. 145 УК).

Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека — влечет наказание до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, влечет наказание до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 219 УК).

Установлена также уголовная ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК).

Если в результате допущенного нарушениязаконодательства о труде или правил охраны труда работнику или работодателю причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к материальнойответственности.


Тест для проверки знаний охраны труда
Вариант 1
1. Назовите стороны, обеспечивающие реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.

А: Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти на федеральном уровне и уровне субъекта РФ.

Б: Правительство Российской Федерации и трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В: Органы государственной власти в согласовании с органами власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов

Г: Государственная Дума РФ, объединения работодателей.
2. Ниже перечислены обязанности работодателя по обеспечению требований охраны труда. Но в одном из ответов указана обязанность работника. Найдите этот ответ.

А: Обязан обеспечить безопасную эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов.

Б: Обязан обеспечить средствами индивидуальной и коллективной защиты работников.

В: Обязан правильно применять средства индивидуальной защиты.

Г: Обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
3. Имеет ли право работник на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, до устранения такой опасности.

А: Не имеет. Если на рабочем месте создалась опасность для жизни работника, он должен действовать по указанию непосредственного руководителя.

Б: Имеет. Порядок действий работника при возникновении угрозы его жизни и здоровью должен быть определен инструкцией по охране труда.

В: Не имеет. Если на рабочем месте создалась опасность для жизни работника, он обязан приступить к устранению опасности. В противном случае работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности.

Г: Имеет. Он должен незамедлительно покинуть рабочее место.
4. Должны ли в организациях создаваться комитеты (комиссии) по охране труда?

А: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по требованию Государственной инспекции труда.

Б: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

В: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются в организациях по инициативе работодателя или работников.

Г: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются при согласии работодателя.
5. Рекомендуется в должностной инструкции иметь следующие разделы: 1) общие положения; 2) должностные обязанности; 3) права; 4) ответственность. Вы согласны с этой рекомендацией?

А: Должностная инструкция должна содержать разделы по отраслевым правилам безопасности и по нормативным документам, действующим в организации.

Б: В должностной инструкции следует также иметь раздел «Взаимодействие с руководителями смежных (функциональных) подразделений».

В: Да.

Г: Структура должностной инструкции определяется по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.
6. Обязанности работодателя по обучению работников безопасности труда состоят в следующем: обучить работника по охране труда при приеме на работу; проводить инструктажи в период работы; оплатить расходы по обучению и проверке знаний у работника; освободить работника на весь период обучения от работы. Укажите какое из перечисленных требований не предусмотрено законом.

А: Обучить работника при приеме на работу безопасности труда.

Б: Освободить работника на весь период обучения от работы.

В: Проводить инструктажи в период работы.

Г: Оплатить расходы по обучению и проверке знаний работника.
7. Периодическая проверка знаний у рабочих по охране труда проводится не реже одного раза в год по программе, разработанной организацией. Правильно ли указана периодичность обучения?

А: Правильно.

Б: Неправильно — необходимо раз в полугодие.

В: Проверка знаний проводится только после ввода в действие новых нормативных документов, содержащих требования охраны труда.

Г: По усмотрению работодателя.
8. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми принимаемыми на работу работниками, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику. Так ли это?

А: Вводный инструктаж не обязателен для работников с высшим образованием.

Б: Да, вводный инструктаж проводится со всеми.

В: Вводному инструктажу не подлежат специалисты, нанимаемые на высшие руководящие должности.

Г: Вводный инструктаж проводится по усмотрению работодателя.
9. Повторный инструктаж проводят со всеми рабочими за исключением лиц, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и переработкой сырья и материалов. Соответствует ли это утверждение требованиям ГОСТа?

А: Повторный инструктаж проводят со всеми работниками без всяких исключений.

Б: Да, соответствует.

В: Указаны не все категории работников.

Г: Повторный инструктаж проводится для всех работников, прошедших вводный инструктаж.
10. Внеплановый инструктаж проводят с рабочими при: введении новых правил и инструкций по охране труда, изменении технологии, оборудования, нарушении рабочими требований безопасности, при перерывах в работе. Все ли указаны случаи, когда должен проводиться внеплановый инструктаж?

А: Не указано, что по требованию профсоюза.

Б: Указаны все случаи.

В: Не указано, что по требованию органов государственного надзора.

Г: Не указано, что по требованию работодателя.
11. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями рабочего, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий. При каких видах работ еще необходимо проводить целевой инструктаж?

А: Указаны все виды.

Б: При выполнении работ повышенной опасности, которые оформляются нарядом-допуском.

В: При выполнении срочных работ.

Г: После выхода на работу из отпуска.
12. Внеочередные проверки знаний рабочих проводятся: при введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов по охране труда; при изменении технологических процессов, оборудования; при переводе на другую работу. Все ли указаны случаи?

А: Не указано, что при выявлении неоднократных нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности, после происшедших аварий, несчастных случаев.

Б: Не указано, что при выявлении неоднократных нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности.

В: Не указано, что после происшедших аварий, несчастных случаев и инцидентов.

Г: Все.
13. Какой из перечисленных ниже несчастных случаев не может квалифицироваться как несчастный случай на производстве?

А: Несчастный случай произошел с работником вне территории организации, когда он по заданию заместителя директора получал со склада другой организации товары.

Б: Несчастный случай произошел с работником во время установленного перерыва для приема пищи.

В: Несчастный случай произошел с работником вне рабочего времени при следовании к месту служебной командировки.

Г: Несчастный случай произошел с работником во время часового перерыва на обед, когда он направлялся в магазин вне территории организации.
14. Работодатель создал комиссию по расследованию легкого несчастного случая, включив в нее инженера по охране труда и представителя профсоюзного органа. Соответствует ли это законодательству?

А: Нет. В комиссию должен быть включен также представитель государственной инспекции труда.

Б: Нет. В комиссию должен быть включен также представитель работодателя.
В: Нет. В комиссию также должен быть включен непосредственный руководитель пострадавшего.

Г: Да. В комиссии должны быть представлены две стороны: представитель работодателя (лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда) и представитель профсоюзного органа.

15. Кем расследуется несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю?

А: Расследуется комиссией, образованной работодателем, который направил работника. В состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, у которого произошел несчастный случай.

Б: Расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего работника.

В: Расследуется комиссией, образованной обоими работодателями.

Г: Расследуется государственным инспектором труда.
16. Кто определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, при несчастном случае на производстве? Может ли уволить работодатель этих лиц?

А: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. За нарушение требований охраны труда работодатель может уволить этих лиц.

Б: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. Работодатель не может уволить этих лиц на основании выводов комиссии.

В: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет работодатель на основании выводов комиссии. Работодатель может уволить этих лиц.

Г: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет работодатель, Уволить этих лиц на основании выводов комиссии нельзя.
17. Какие органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административное взыскание за нарушение требований законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности?

А: Работодатель, федеральный суд.

Б: Государственные органы надзора и контроля, судьи.

В: Государственные органы надзора и контроля.

Г: Органы исполнительной власти субъекта Федерации.
18. Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены Трудовым кодексом РФ?

А: Замечание, выговор, понижение в занимаемой должности, увольнение.

Б: Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

В: Замечание, выговор, увольнение.

Г: Предупреждение, выговор, увольнение.
19. Трудовой договор заключается с работником в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом и объявляется работнику в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Соответствует ли это закону?

А: Если договор с работником заключается на определенный срок (срочный трудовой договор), то допускается заключение его в устной форме.

Б: Да, соответствует.

В: Знакомить работника с приказом не обязательно.

Г: Нет. Если трудовой договор заключается в письменном виде, составление приказа необязательно.
20. Найдите правильное определение понятию «Охрана труда».

А: Охрана труда — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий.

Б: Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально — экономические, организационные, технические, санитарно — гигиенические и иные мероприятия.

В: Охрана труда — система сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические и иные мероприятия.

Г: Охрана труда — направлена на создание и поддержание организационной структуры и обеспечение ресурсами системы управления, обеспечивающей безопасность трудовой деятельности.

Ответы.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности ;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Комментарий к статье 210 ТК РФ

Основополагающее значение для правового обеспечения в области охраны труда в настоящее время имеет ст. 210 ТК, закрепляющая основные направления государственной политики в области охраны труда, которые носят комплексный характер и предполагают:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников — данное направление реализуется посредством провозглашения в различных нормативных правовых актах в качестве высшей ценности жизни и здоровья человека и установления юридической ответственности за нарушение этого законного принципа;

— принятие и реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда (см. гл. 34 — 36 и коммент. к их статьям);

— государственное управление охраной труда, его содержание подробно освещается в ст. 216 ТК;

— организацию и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификацию работ по охране труда у работодателей;

— государственный контроль (надзор) за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Данное направление реализуется посредством обязанности работодателя содействовать общественному контролю за соблюдением прав и интересов работника в области охраны труда (см. ст. 212 и 218 ТК и коммент. к ним);

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. ст. ст. 227 — 231 ТК и коммент. к ним), а также ряд специализированных нормативных правовых актов, к числу которых относится Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.;

— защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в таких случаях определяются указанным выше Федеральным законом;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда (см. ст. 219 ТК и коммент. к ней);

— координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта (отечественного и зарубежного) в вопросах охраны труда, международное сотрудничество в этой сфере;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. В ст. 226 ТК закреплено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления, а также за счет работодателя;

— подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда (см. ст. 225 ТК и коммент. к ней).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ <1> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статьи, посвященные охране труда, и в частности в ст. 210 ТК, внесены изменения, уточняющие: системы организации государственного контроля (надзора) и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на его осуществление; определение предмета и основания для проведения плановых и внеплановых проверок и др.

———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590.

Целью таких изменений является оптимизация контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей. Кроме того, уточнены виды и уровни государственного надзора, его содержание и порядок осуществления, а также предприняты попытки по устранению избыточных форм мероприятий по контролю и полномочий органов государственного надзора, предусмотрен порядок организации и проведения проверок при осуществлении государственного надзора.

Реализация направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Другой комментарий к статье 210 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет основные направления государственной политики в области охраны труда.

Государственную политику в области охраны труда можно определить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по охране труда, систему мер организационного, правового, научного, информационного и иного характера, направленных на улучшение и развитие системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Исходя из нормативного определения охраны труда, указанное в ст.210 ТК РФ в качестве направления обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является скорее целью государственной политики в области охраны труда.

Такое направление, как принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является средством реализации государственной политики в данной области, достижения цели мероприятий охраны труда. Именно путем принятия нормативных правовых актов государство регулирует общественные отношения.

Прочие направления государственной политики в области охраны труда, предусмотренные комментируемой статьей, можно разделить на две основные группы:
— направления, предусматривающие нормативное регулирование определенных отношений;
— направления, представляющие практическую реализацию функций государственных органов.

Государственная политика в области охраны труда направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Добавить комментарий