Народное представительство

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — в уз­ком смыс­ле — из­би­рае­мый гра­ж­да­на­ми-из­би­ра­те­ля­ми об­ще­го­су­дар­ст­вен­ный пред­ста­ви­тель­ный ор­ган — од­но­па­лат­ный или двух­па­лат­ный пар­ла­мент; в ши­ро­ком смыс­ле — сис­те­ма из­би­рае­мых гра­ж­да­на­ми пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов от пар­ла­мен­та до пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ни­я (го­ро­да, круп­но­го се­ла, груп­пы де­ре­вень), вклю­чая пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов фе­де­ра­ции в фе­де­ра­тив­ном го­су­дар­ст­ве, тер­ри­то­ри­аль­ных ав­то­ном­ных об­ра­зо­ва­ний, административно-территориальных еди­ниц рай­он­но­го и об­ла­ст­но­го уров­ней.

Глав­ные за­да­чи всех пред­ста­вительных ор­га­нов: при­ня­тие нор­ма­тив­ных ак­тов (за­ко­нов, по­ста­нов­ле­ний и др.), в т. ч. о бюд­же­те; пла­нов раз­ви­тия тер­ри­то­рии; фор­ми­ро­ва­ние основных ор­га­нов государственного управ­ле­ния, в т. ч. во мно­гих стра­нах — пра­ви­тельств, а в не­ко­то­рых (например, в Тур­ции, Че­хии) — из­бра­ние пре­зи­ден­тов; на­зна­че­ние выс­ших долж­но­ст­ных лиц; кон­троль в от­но­ше­нии ис­пол­нительных ор­га­нов и др.

При оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях (пра­ви­тель­ст­вен­ный кри­зис, на­ру­ше­ние за­ко­нов ме­ст­ны­ми пред­ста­вительными ор­га­на­ми и др.) пред­ста­вительные ор­га­ны (кро­ме верх­них па­лат) мо­гут быть дос­роч­но рас­пу­ще­ны с на­зна­че­ни­ем но­вых вы­бо­ров. Де­пу­та­ты в не­ко­то­рых стра­нах мо­гут быть дос­роч­но ото­зва­ны из­би­ра­те­ля­ми (в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве стран не мо­гут), ли­ше­ны сво­их пол­но­мо­чий пар­ла­мен­том (например, при со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ний, в слу­чае сис­те­ма­тического не­уча­стия в ра­бо­те пред­ста­вительного ор­га­на).

Народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей.

С понятием «народное представительство» связаны и система отношений народного представительства, т.е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т.д.

Пункт 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстан одним из основополагающих принципов деятельности Республики провозглашает решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Следовательно, можно сделать вывод, что голосованием на республиканском референдуме или в Парламенте не исчерпывается форма осуществления власти народа.

Поэтому статья 3 Конституции Республики, закрепляя, что единственным источником государственной власти является народ, устанавливает, что народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Таким образом, народ осуществляет власть не только посредством референдума, но и свободных выборов и делегированием своей власти государственным органам.

Обычно референдум и выборы в конституционном праве относят к непосредственной демократии. Сюда же примыкают и собрания (сходы) граждан. Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Кроме того, в конституционном праве выделяют представительную демократию. Под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории.

Статья 33 Конституции устанавливает, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым, данная конституционная норма закрепляет формы участия граждан как путем непосредственной, так и путем представительной демократии. Граждане Республики Казахстан могут участвовать в управлении делами государства непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Как было рассмотрено выше, республиканский референдум — всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.

Формой непосредственной демократии являются и свободные выборы. В Республике Казахстан выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Тем самым, в Республике Казахстан прямо и непосредственно избираются гражданами Президент Республики, девяносто восемь депутатов Мажилиса Парламента, депутаты маслихатов и члены иных органов местного самоуправления. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Избираемый прямо и непосредственно народом, Президент Республики Казахстан обретает неограниченное право выступать от имени народа и государства. Парламент Республики Казахстан характеризуется Конституцией как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. Парламент формируется как прямо и непосредственно путем свободных выборов, так и косвенным путем, а также путем назначения. В этом смысле Парламент отражает многообразие интересов казахстанского общества. При этом Парламент выступает от имени народа и государства в пределах его конституционных полномочий, а Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий (п.3 ст.3 Конституции).

В свою очередь, одними из лиц, которые выступают в качестве народных представителей, являются депутаты Парламента Республики. Правовое положение депутатов Парламента рассмотрим в следующем вопросе.

Добавить комментарий