Нарушение санитарного законодательства

Содержание

Ответственность за нарушение законодательства в области санитарных норм, установленных на территории РФ

Итак, прежде, чем говорить о мерах ответственности, применимых к нарушителям законодательства, более подробно, рассмотрим, какие виды оной имеют место быть в том случае, когда гражданин преступил закон. Разделение мер на категории не может не существовать, так как нарушения также характеризуются различными факторами, такими, например, как тяжесть совершенного и последующий урон, нанесенный окружающим.

Нарушение санитарного законодательства — серьезный проступок, который не может остаться незамеченным в глазах представителей закона

Итак, приступим к рассмотрению интересующих нас видов далее в таблице.

Таблица 1. Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства

Вид Описание
Дисциплинарная Дисциплинарная ответственность – тот вид, который подразумевает применение мер наказания к нарушителю на базе какой-либо организации, являющейся его работодателем. В этом случае ответственность за исполнение наказания и дальнейший контроль за преступником берет на себя администрация учреждения.
Административная Административная ответственность – меры, применяемые со стороны государства и определяющиеся законом на официальном уровне. Обычно воплощаются в виде какого-либо штрафа или наказания аналогичной тяжести.
Уголовная Уголовная ответственность – разновидность юридической ответственности, назначение которой сопровождает совершение гражданином особенно тяжелых деяний и нарушений в области любой области законодательства. Уголовная ответственность подразумевает заключение нарушителя в тюрьме.

Меры ответственности, применимые в интересующем нас случае, можно поделить на несколько основных категорий, а именно: на административные, уголовные и дисциплинарные

Изучив, какие виды ответственности установлены за нарушение законодательства в области санитарных норм и правил, можно перейти к более детальному рассмотрению последствий назначения каждого из них и случаев, в которых это производится.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства

Итак, административная ответственность за нарушение санитарного законодательства наступает в ряде случаев, оговоренных законом.

Категория нарушений, связанная с эксплуатацией строений и транспорта

К этой категории противоправных действий можно отнести нарушения в следующих областях интересующего нас законодательного сегмента:

  • соблюдении норм и требований, предъявляемых непосредственно к жилым помещениям;
  • эксплуатации помещений, предназначенных непосредственно для производственных целей, а также общественных зон;
  • использовании различных зданий, сооружений, а также расположенного в них оборудования;
  • использовании транспорта.

Административная ответственность предполагает назначение такой меры наказания преступникам, как штраф

При условии, что вы нарушили законодательства в одной из вышеуказанных областей, то гражданин может столкнуться со следующими мерами ответственности:

  • официальным предупреждением о последствиях, которые наступят при повторении обозначенных нарушений;
  • наложением штрафных санкций, размер коих будет варьироваться от пяти до десяти величин МРОТ для обычных граждан;
  • наложением штрафа, величина которого составит от десяти до двадцати МРОТ для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающих определенные государственные должности;
  • наложением штрафа на юридических лиц, нарушивших закон, величина которого будет варьироваться от ста до двухсот МРОТ.

Категория нарушений, связанная с обращением пищевых продуктов и сырья, а также химических и биологических веществ

В данную категорию входят нарушения законодательства, связанные с отказом от соблюдения требований, сопутствующих следующей деятельности:

  • организации питания населения страны;
  • поставке пищевой продукции из-за рубежа;
  • использованию наименований, имеющих производственно-техническую направленность, и носящих для человека потенциальную опасность;
  • производству и использованию продукции, использующейся для бытовых нужд человека;
  • производству, использованию и обороту пищевых добавок, сырья производственного, а также теми производственными наименованиями, которые с ними контактируют;
  • использованию веществ химической или биологической категории, наносящих вред здоровью человека.

Несоблюдение санитарных норм в области гигиены питания способно привести к таким катастрофическим последствиям, как массовое отравление, массовое заболевание и т.д.

Нарушение в области обозначенных выше пунктов влечет за собой наложение штрафной санкции в виде денежной выплаты, размеры которой будут варьироваться в зависимости от того, на кого она будет налагаться.

  1. Так, если речь идет о выплате штрафа обычным гражданином, ему придется расстаться с десятью-пятнадцатью размерами МРОТ.
  2. Для индивидуальных предпринимателей и занимающих государственные должности граждан эта величина составит не менее двадцати и не более тридцати МРОТ.
  3. Что касается санкций для юридических лиц, то величина штрафа, актуальная для них, составит от двухсот до трехсот МРОТ.

Почему такая явная разница между величинами штрафа? Тут все просто: ответственность в области соблюдения санитарного законодательства, касающаяся юридических лиц, является по сути своей куда более серьезной, чем та, что определена другим категориям лиц. Кроме того, нарушения, производимые целыми образованиями, как правила, также всегда имеют солидные масштабы.

В зависимости от того, к какой категории будет принадлежать интересующее нас лицо, являющееся нарушителем санитарного законодательства, будут в конечном итоге отличаться и применимые к нему штрафные санкции

Категория, связанная с нарушением санитарных требований в области использования водных ресурсов, земель и воздушных масс

Так, в рассматриваемый пункт целесообразно включить ряд следующих областей человеческой деятельности, в коих могут возникать нарушения по интересующему нас направлению:

  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм относительно объектов водной инфраструктуры страны, питьевой воды и снабжению питьем населения;
  • следование правилам использования атмосферных воздушных масс на территории городских, сельских и иных поселений, а также воздуха, скопленного непосредственно в местах пребывания людей, временного или постоянного;
  • использование согласно правилам почвы, территорий населенных пунктов, площадок, и ее содержание согласно нормам законодательства;
  • переработка отходов производства и потребления, в цикл которой входит как сбор, так и обезвреживание, перевозка, дальнейшее хранение и т.д.;
  • планирование строительных процессов и воплощение оных путем возведения зданий в городе и сельской местности.

В некоторых случаях при допущении мелких нарушений возможно применение самой лояльной меры наказания в виде официального предупреждения. При повторении противоправного деяния впоследствии будут применяться меры более существенные

Нарушения в перечисленных областях также подразумевают назначение определенного рода наказания, а именно:

  • официального предупреждения;
  • наложения штрафа.

Финансовая мера ответственности будет налагаться, как и ранее, на:

  • обычных граждан;
  • представителей категорий индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
  • юридические лица.

Так, все они будут вновь расставаться с определенным количеством минимальных размеров оплаты труда. Так, например, граждане расстанутся с десятью-пятнадцатью обозначенными величинами, предприниматели с и лица, занимающие государственные посты, выделять от двадцати до тридцати МРОТ, а вот юридические лица, которые, как мы помним, платят больше всего, вынуждены будут внести в казну штраф, величина которого составит от двухсот до трехсот МРОТ.

Категория нарушений, связанная с требованиями в области санитарно-эпидемиологического законодательства, относящимися к условиям труда, обучения, работы

Также имеет большую значимость соблюдение законодательства интересующей нас категории в области создания благоприятных и подходящих условий труда, а также условий для осуществления воспитательной работы, и работы, связанной с обучением граждан.

Кроме того, очень важно организовать правильно трудовое взаимодействие с источниками факторов физического воздействия на человека, различными веществами биологической категории, организмами микробиологического ряда, токсинами и т.д. Если нарушить законодательство в этой области, вы будете отвечать по всей строгости закона. Предполагается следующее разделение мер наказания для уже известных нам категорий лиц:

  • обычные граждане нашей страны обойдутся предупреждением или наложением штрафа;
  • предпринимательская прослойка населения и должностные лица понесут потери в виде двадцати-тридцати МРОТ;
  • юридические лица потратят на компенсацию невыполненных обязательств от двухсот до трехсот МРОТ.

В обязательном порядке необходимо правильно организовывать взаимодействие гражданина с источниками химического, физического и т.д. воздействия на организм, при условии, что он работает с данным источником

Невыполнение профилактических мероприятий

Каждая организация обязана проводить мероприятия санитарно-противоэпидемического характера. При отказе от их проведения, пропуске сроков, нарушении нормального хода проведения данных мероприятий и прочих нарушениях, могут иметь место быть следующие последствия:

  • предпринимательская прослойка населения и представители государственных должностей вынуждены будут уплатить в качестве штрафа минимальный размер оплаты труда в тридцати- или сорокакратном размере;
  • юридические же лица, по традиции, должны будут расстаться примерно с трехсот-четырехсоткратной величиной минимального размера оплаты труда, установленного на текущий момент для Российской Федерации.

При условии, что имело место быть нарушение санитарного законодательства, административная ответственность налагается на виновное лицо путем выпуска соответствующего постановления уполномоченного должностного лица, занимающего пост в организации, осуществляющей государственный контроль в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

Что касается производственного процесса, начинающегося вслед за вынесением постановления, то он регулируется порядком, который был предварительно установлен Кодексом нашей страны, регулирующим отношения в области нарушения административного порядка.

Наложение административной ответственности на гражданина осуществляется путем вынесения соответствующего постановления должностным лицом

Дисциплинарная ответственность за нарушение санитарного законодательства

Что касается дисциплинарной ответственности, тут закон определяет, что должностные лица, работники каких-либо организаций или предприятий, нарушившие законодательство в интересующей нас области, в обязательном порядке должны подвергнуться взысканиям непосредственно по месту трудовой деятельности. Эти взыскания могут воплощаться в виде:

  • отстранения от работы;
  • освобождения от занимаемой должности;
  • увольнения и т.д.

Обязанность по наложению взысканий ложится на плечи руководящего состава предприятий. При этом, все связанные с данным процессом мероприятия осуществляются по представлению главного государственного врача, или лица, его замещающего.

Уголовная ответственность назначается согласно Уголовному кодексу нашей страны, и его конкретным положениям

Уголовная ответственность за нарушение законодательства санитарной категории

Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:

  • выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
  • выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
  • лишиться права на принятие определенной должности;
  • лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
  • посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
  • посетить исправительные работы на срок до одного года;
  • лишиться свободы на срок до года.

При условии, что все то же деяние повлекло смерть какого-либо человека или нескольких граждан, то перечень наказаний будет следующим:

  • обязательные работы на период до 480 часов;
  • исправительные работы от полугода до двух лет;
  • принудительные работы на период до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет.

Какое из наказаний будет определено для провинившегося гражданина, в каждом конкретном случае будет решать судебная власть

Заключение

Ответственность за нарушение норм санитарного законодательства понесут те, кто совершил интересующее нас противоправное деяние – отказался от соблюдения обозначенных в статье правил. Разумеется, не всегда нарушения производятся намеренно, однако, в большинстве случаев это не имеет никакого значения, так как последствия в любом случае наступили, и они имеют негативный характер. Нужно помнить, что чем тяжелее преступление, тем также тяжелее будут меры ответственности, которые применяются в связи с ним по отношению к нарушителю закона.

Лес – природная ценность, которую обязано защищать, как государство в целом, так и граждане страны. Ответственность за нарушение лесного законодательства выражена различными наказаниями, довольно жесткими, поэтому, нарушитель рискует попасть в серьезные неприятности, не соблюдая установленные на государственном уровне правила. В специальной статье мы более конкретно поговорим о последствиях, ожидающих «лесных» преступников.

>Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.
Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.
Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.
В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).
Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.
О.П. Щепин, В.А. Медик

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния зданий и сооружений, транспорта, жилых помещений грозит:

  • денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем водоснабжения и в случает нарушений грозит:

  • наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на ответственных лиц – от двух до 3 тысяч рублей;
  • индивидуальных предпринимателей – от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение санитарных правил при организации питания населения налагается:

  • административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц – штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение санитарных норм при организации обучения, отдыха, оздоровления и воспитания детей грозит: денежный штраф в отношении ответственных лиц – в размере от 3 до 7 тысяч рублей, а вот в отношении юридических лиц штраф составит от 30 до 70 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Повторение подобного правонарушения грозит должностным лицам наложением штрафа от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовные меры наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм

В случае наступления негативных массовых последствий вследствие нарушения санитарных требований виновные лица привлекаются к уголовной ответственности.

На основании статьи 236 Уголовного кодекса РФ за несоблюдение САНПиНов, повлекшее массовую эпидемию или отравление среди населения по неосторожности, грозит виновному лицу наложением денежного штрафа в размере до 80 тысяч рублей либо взысканием дохода осужденного за период до 6 месяцев либо лишением права заниматься деятельностью определенного вида или занимать должности определенного уровня на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

В случае если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, виновному грозят обязательные работы на срок до 480 часов либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Нарушение санитарных норм и правил грозит мерами административной и уголовной ответственности вплоть до лишения свободы, поэтому знание и соблюдение САНПиНов является не только гарантией отсутствия неприятных последствий, но и проявлением активной социальной позиции.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 49 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 225

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

    • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
    • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
    • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
    • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП;
    • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
    • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
    • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора

Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки;
  • место проверки;
  • дата инспекции;
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Суть деятельности Роспотребнадзора

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.4, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. При этом виновный посягает на нормы целого ряда законов и иных правовых актов (см. коммент. к ст. 6.3).

2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации:

1) жилых помещений. При этом нарушаются, в частности, правила ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии о том, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, а также «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений, жилых и общественных зданий и территорий». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 N 29;

2) производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. При этом нарушаются, в частности, требования, изложенные в ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о том, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила; а также «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23, «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 15, и др. См. также Письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32.

Упомянутые выше нарушения могут выражаться и в форме действий, и в форме бездействия (например, если санитарно-эпидемиологические требования вообще игнорируются). Оконченными они считаются в момент совершения любого из этих действий (бездействия). Наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения (иначе наступила бы уголовная ответственность, например, по ст. 236, 246 УК).

3. Субъектом данного административного правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.10).

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения выражается только в форме прямого умысла (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 6.4 допускала (до 18.08.05) применение одного вида наказания — административного штрафа, который назначается государственным санитарным врачом (см. коммент. к ст. 3.5, 23.13). Однако с 18.08.05 допускается (в отношении индивидуальных предпринимателей и ЮЛ) назначение и такого наказания как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. Его назначает только судья (см. коммент. к ст. 3.12, 23.1).

Статья 42. Нарушение санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических правил и норм. Нарушение санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических правил и норм (кроме правил и норм по охране атмосферного воздуха) —

влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц — до пятидесяти рублей.
Комментарий к статье 42
1. Глава 5 КоАП включает четыре состава правонарушений, объектом посягательства которых являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан (ст. 42 — 45 КоАП). Две из соответствующих статей (ст. 42 и 43) содержат отсылочные предписания, предусматривающие ответственность за нарушение государственных санитарно — противоэпидемических правил и норм (далее — санитарные правила). Такие правила установлены, в частности, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» и принятыми на их основе подзаконными, в том числе ведомственными, актами.
В соответствии с Федеральным законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно — эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
2. Обеспечение профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения возложены на государственную санитарно — эпидемиологическую службу Российской Федерации, статус которой определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (см. комментарий к ст. 216, 217 КоАП).
В соответствии с Положением о государственном санитарно — эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, разработка единых требований к проведению научно — исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно — эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения РФ. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно — эпидемиологическому нормированию, создающейся из числа ведущих специалистов, ученых, руководителей государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации и возглавляемой Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Санитарные правила, утвержденные Министерством здравоохранения РФ, подлежат государственной регистрации.
3. Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) санитарно — эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами (за исключением санитарно — эпидемиологических требований к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях). При установлении объективной стороны состава данного правонарушения необходимо выявить факт указанного нарушения независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.
Нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется как преступление, предусмотренное соответственно ч. 1, 2 ст. 236 УК.
4. За нарушение санитарных правил на транспорте административная ответственность установлена ст. 43 КоАП.

Добавить комментарий