Нарушения водного законодательства

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис­пользования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность — административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам КОАП.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений:

— Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, 8.13 коап

— Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – 8.14 коап

— Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств -8.15 коап

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

— загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств (ст. 250);

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица.

— загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда .

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результа­те нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, призна­ются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.

Основные принципы лесного законодательства.

13) Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

Лес (для справки) -это совокупность лесной растительно­сти, земли, животного мира, других компонен­тов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и соци­альное значение. (лес рассматривается как экологическая система и как о природный ресурс).

Принципы — это основополагающие начала, основные положения

Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

6) обеспечение охраны и защиты лесов;

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Понятие леса. Земли, на которых располагаются леса. Право собственности на лесные участки.

Лес — это совокупность лесной растительно­сти, земли, животного мира, других компонен­тов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и соци­альное значение.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Земли, на которых располагаются леса

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участкомявляется земельный участок, границы которого определяются в соответствии с ЛК.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Право собственности на лесные участки

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Использование лесов. Понятие и виды.

Право лесопользования — это система правовых норм, регулирующих поря­док и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.

Право лесопользования как субъективное право представляет собой при­надлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предо­ставлением лесов в пользование.

Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Виды использования лесов

1) заготовка древесины — представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Комментарии к ст. 68 ВК РФ

Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Водные административные правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, — часть административных правонарушений.

В статье 4 Водного кодекса РФ предусматриваются водные отношения, под которыми в ВК РФ 1995 г. подразумевались отношения в области использования и охраны водных объектов. Такая норма решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.

Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.

Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. В таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды. Все это и приводит к учету и применению водного законодательства в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с частью 1 ст. 68 ВК РФ.

В главе 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:

— ст. 8.9 — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

— ст. 8.12 — нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

— ст. 8.13 — нарушение правил охраны водных объектов;

— ст. 8.14 — нарушение правил водопользования;

— ст. 8.15 — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

— ст. 8.16 — невыполнение правил ведения судовых документов и др.

К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например, о нарушении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. ст. 8.17 — 8.20).

О водных правонарушениях говорится в статьях 8.29 (уничтожение мест обитания животных), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных); 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений); 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов) и др.

Опосредованно к водным отношениям относятся также следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:

— ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

— ст. 8.3 — нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;

— ст. 8.4 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;

— ст. 8.5 — сокрытие или искажение экологической информации;

— ст. 8.6 — порча земель;

— ст. 8.10 — нарушение требований по рациональному использованию недр;

— ст. 8.11 — нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.

Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами главы 7, где предусматриваются пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная добыча янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.7), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.11) и др. (см. комментарий к ст. 16 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций .

Конкретный размер штрафа определяется органом, его налагающим, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного вреда.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельный раздел 26 «Экологические преступления». Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).

В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в большем размере, либо исправительными работами на больший срок, либо лишением свободы.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы со штрафом.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Меры уголовного наказания, предусмотренные указанными статьями, отличаются большой широтой и разнообразием и призваны обеспечивать уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской Федерации. Однако этими нормами не исчерпывается перечень общественно опасных деяний, затрагивающих охрану водных объектов. В этой же главе 26 УК РФ предусматривается ответственность за:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.

СТ 39 КВВТ РФ

1. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.

2. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 39 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Внутренний водный транспорт как таковой относится к одному из наиболее экологически чистых. Но в ходе эксплуатации судов и инфраструктуры ВВП могут произойти экологические инциденты как природного (независящего от воли людей), так и техногенного характера, а также в силу небезызвестного «человеческого фактора». Излишне говорить о возможных последствиях разлива нефти при транспортных происшествиях с судами, а также в результате нарушений требований экологической безопасности судоходства и эксплуатации объектов инфраструктуры ВВТ. Каков бы ни был транспорт со стороны экологической надежности, он всегда остается транспортом, то есть источником повышенной опасности, который нельзя контролировать полностью. Именно на предотвращение подобных случаев и направлена разработка, утверждение, исполнение и надзор за соблюдением правил экологической безопасности судоходства. Обязанность обеспечить выполнение требований экологической безопасности возложена КВВТ РФ на судовладельцев.

По отношению к СГТС такая обязанность относится к владельцам таких ГТС. При этом судовладелец отвечает и за подготовку экипажа в области обеспечения соблюдения требований экологической безопасности, так как именно от действий экипажа зависит их реализация в процессе эксплуатации судов. Данное правило комментируемой статьи должно обеспечивать соблюдение требований экологической безопасности судовладельцами, но достигнуть этого на соответствующем уровне правовыми средствами можно только подкрепив эту обязанность мерами общей и частной превенции, установив ответственность за ее нарушение. Такая ответственность в КоАП РФ содержится в ст. 8.16. На самом деле речь идет о невыполнении капитаном судна правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей и для водных биоресурсов.

Специальной нормы об ответственности именно за нарушение требований экологической безопасности при эксплуатации судов КоАП РФ не предусматривает. По отношению к нарушению технических требований, направленных на обеспечение экологической безопасности судоходства, применим состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Полномочиями по осуществлению надзора за техническим соответствием экологическим требованиям наделены органы технического надзора и классификации судов. Что касается уголовной ответственности, то в гл. 26 УК РФ, посвященной экологическим преступлениям, специального состава, в котором бы устанавливалась ответственность за экологически опасные последствия именно в результате нарушения требований экологической безопасности на водном транспорте, не содержится. Учитывая жесткий характер уголовно-правовых средств воздействия, здесь вполне можно применить составы преступлений, предусмотренные ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» (под обращением данная статья понимает в числе прочего и транспортировку) и ст. 250 УК РФ, так как такое загрязнение может вполне произойти в результате нарушений требований экологической безопасности на судах и безопасности судоходства.

На судовладельца возлагается обязанность в целях предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения по разработке плана чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечению его выполнения. С учетом положений Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 N 72, такой план представляет собой перечень мероприятий, проводимых в отношении судна и на судне в целях определения последовательности действий членов экипажа судна и должностных лиц судовладельца, выполнение которых должно способствовать предотвращению разлива нефти, ликвидации и/или уменьшению его последствий. Данный Порядок предусматривает, что такой план учитывает:

2) размеры и конструктивные особенности судна;

3) максимально возможное количество нефти на судне в качестве груза и бункерного топлива;

4) район плавания судна;

5) состав экипажа судна;

6) оснащение судна средствами связи;

7) оснащение судна средствами борьбы с разливом нефти.

Понятие нефти здесь достаточно ясно. Важным в конструкции этого понятия является то условие, что требования относительно экологической безопасности по предотвращению загрязнения с судов нефтью должны выполняться независимо от того, в каком качестве последняя перевозится (находится) на судне: либо в качестве груза, либо в качестве бункерного топлива. По отношению к распределению бремени несения ответственности за загрязнение с судов нефтью (не следует забывать, что владелец такого груза — это владелец источника повышенной опасности и при таком загрязнении имеет место взаимодействие таких источников).

Что касается понятия «бункерное топливо», то важным элементом в конструкции этого понятия является то, что оно предназначено для обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, то есть для его продовольственного, бытового обеспечения, возможного обеспечения связью во время рейса судна. Бункерное топливо включает в себя нефтепродукты (в том числе смазочное масло), остатки данных нефтепродуктов (продукты перегонки нефти).

Отметим, что в связи с изменениями, внесенными в п. 1 комментируемой статьи ФЗ от 31.12.2014 N 502-ФЗ, с 30.06.2015 за судовладельцами будет закреплена в целом обязанность по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов.

2. Требования обеспечения экологической безопасности судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов нефтью, сточными водами ВВП. В этой сфере, в частности, действует Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 02.11.1973), в приложении N 1 к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (Лондон, 17.02.1978) содержатся Правила предотвращения загрязнения нефтью. Распоряжением Минтранса РФ от 11.11.2002 N НС-137-р утверждены Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правила предотвращения загрязнения с судов.

Кроме того, можно отметить Методические указания по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной внутренних морских вод и территориального моря РФ (утв. Министерством природных ресурсов РФ 12.07.1999), в которых даны основные требования и рекомендации, необходимые для руководства при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной прибрежных вод морей и их прибрежной полосы, а также прилежащей к ним зоны РФ, для предупреждения, предотвращения и устранения их загрязнения и засорения в целях создания безопасных и благоприятных условий для здоровья людей, а также для оздоровительно-лечебного, рекреационного, хозяйственно-бытового, рыбохозяйственного, транспортного и иного морского водопользования.

Также отметим, что с 30.06.2015 в связи с вступлением в силу ФЗ от 31.12.2014 N 502-ФЗ вместо требований обеспечения экологической безопасности судов в отношении судовладельцев будут устанавливаться требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов, которые, в свою очередь, будут устанавливаться правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, утверждаемыми и издаваемыми организациями, уполномоченными Минтрансом РФ на классификацию и освидетельствование судов.

Актуально

Прокуратура разъясняет: внесены изменения в Водный кодекс РФ и ужесточены штрафы за нарушения правил водопользования

Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 21.10.2013 г. N 282-ФЗ внесены значительные изменения в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Изменения вступают в силу с 01 ноября 2013 года.

Так, в статью 65 Водного кодекса РФ включены новые запреты на осуществление хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон. Например, с 01.11.2013 года запрещено (помимо ранее установленных требований):

— размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

— размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

— сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

— разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если они осуществляются пользователями недр в соответствии с горными отводами и (или) геологическими отводами на основании утвержденного технического проекта).

Также статья 65 Водного кодекса РФ дополнена новой нормой, согласно которой садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, размещенные в границах водоохранных зон обязаны оборудовать сооружения для очистки сточных вод. Вместе с тем, до момента их оборудования такими сооружениями допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Помимо установления новых норм и правил водопользования Федеральным законом от 21.10.2013г. №282-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс об административных нарушениях РФ в части увеличения наказания за правонарушения в указанной сфере, а также установлены новые составы административных правонарушений.

Так, значительно увеличены размеры административных штрафов, налагаемых на виновных лиц, за совершение следующих правонарушений:

1) ч.2 ст.7.2 КоАП РФ (уничтожение или повреждение специальных знаков, в том числе информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования и т.д.):

Размер административного штрафа увеличен в 10 раз: на граждан — от 3 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

2) ч.2 ст.8.12 КоАП РФ (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц и — от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Ранее максимальный штраф для юридического лица составлял 30 000 рублей.

3) ч.2 ст.8.13 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Особо следует отметить введение в Кодекс об административных правонарушениях РФ новых составов административных правонарушений в сфере водопользования.

Так, с 01.11.2013 в КоАП РФ вводятся статьи следующего содержания:

1) ст.8.12.1 КоАП РФ (Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2) ч.1 ст.8.44 КоАП РФ (Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.

3) ч.1 ст.8.45 КоАП РФ (Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 руб.; на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Кроме того, новые статьи 8.44, 8.45 КоАП РФ имеют вторые части, которыми предусмотрены более суровые наказания за повторное в течение года совершение данных административных правонарушений.

Охрана поверхностных вод от загрязнения заключается в исключении попадания источников загрязнения вод в водные объекты.

Источники загрязнения поверхностных и подземных вод:

  • неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;
  • поверхностный сток с промплощадок;
  • фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений;
  • аварийные сбросы и проливы сточных вод на сооружениях и промышленных объектах;
  • осадки, выпадающие на поверхность водных объектов и содержащие пыль и загрязняющие вещества от промышленных выбросов.

Охрана поверхностных вод от загрязнения. СанПин

Охрана поверхностных вод от загрязнения регламентируется:

СанПиН 2.1.5.980-00 регламентирует требования:

  • по состоянию качества воды водных объектов, используемых для питьевых, хозяйственно-бытовых целей;
  • по условиям водоотведения сточных вод в водные объекты;
  • к строительству, размещению, эксплуатации объектов, оказывающих влияние на состояние водных объектов;
  • по организации контроля за качеством воды в водных объектах.

Организационные документы по охране поверхностных вод от загрязнений

  1. Приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений.
  2. Должностные инструкции для персонала, обслуживающие водные коммуникации и очистные сооружения.
  3. Должностные инструкции для персонала, обслуживающие контрольно-измерительную аппаратуру для определения качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды.
  4. Порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды.
  5. Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям.
  6. Паспорт на очистные сооружения.
  7. Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений.
  8. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.
  9. Журналы учета работы очистных сооружений.
  10. Производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений.

Документация, подтверждающая право пользования водным объектом

  1. Лицензия на право водопользования.
  2. Договор пользования водным объектом.
  3. Лимиты на водопотребление и водоотведение ( в составе договора).

Первичная учетная документация по использованию воды

  1. Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами ( форма ПОД-11).
  2. Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами (форма ПОД-12).
  3. Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод (форма ПОД-13).

Документация по реализации мероприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта

  1. План ликвидации аварий в случае загрязнения водного объекта.
  2. План мероприятий, осуществляемых в случае загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, а также забора поверхностных вод водного объекта.

Охрана поверхностных вод от загрязнения — правила

Правила охраны поверхностных водных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» от 05.02.2016 № 79.

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя:
а) установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»;
б) предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения;
в) расчистку водных объектов от донных отложений;
г) аэрацию водных объектов;
д) биологическую рекультивацию водных объектов;
е) залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов;
ж) оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65
Водного кодекса Российской Федерации;
з) иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

пункт 4 Правил

Конкретные мероприятия, относящиеся к охране вами используемого водного объекта должны осуществляться на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Нарушение правил водопользования при заборе воды

Наиболее часто встречаемые нарушения правил водопользования при заборе воды:

  • отсутствие договора на водопользование или решения о предоставлении водного объекта в пользование;
  • отсутствие учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта по установленной форме (Порядок ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (Приказ Минприроды России от 08.07.2009г.№ 205 );
  • не предоставление в установленные сроки результатов учета по форме 3.1 в территориальный орган Федерального агенства водных ресурсов;

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод (часто встречаемые):

  • осуществление сброса сточных вод в водный объект без разрешения на сброс или расчета нормативов допустимых сбросов ЗВ;
  • превышение нормативов, установленные СанПиН 2.1.5.9890-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ от 22.06.2000.

Нарушение правил водопользования — ответственность

За нарушение правил водопользования Кодексом РФ об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность:

уголовное право экологическое

Охрана окружающей природной среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ — загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем — жителям необъятной и богатой ресурсами России — пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

В связи с этим, государство вынужденно использовать для предотвращения этих негативных последствий, один из самых строгих рычагов воздействия на неправомерное поведение человека — уголовную ответственность.

Уголовная ответственность за загрязнение вод

Основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия пользования водными ресурсами. Нормативную базу охраны вод составляют: Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; Водный кодекс РФ; Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Положение об охране подземных вод, утвержденное Мингеологии СССР 15 августа 1984 г.*; Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.**, а также ряд других подзаконных правовых актов.

Обязательным дополнительным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 250 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье человека, а таким же объектом преступления, предусмотренного ч. 3 этой статьи, — общественные отношения, обеспечивающие жизнь человека.

Предмет рассматриваемого преступления — поверхностные воды, подземные воды, источники питьевого водоснабжения.

Поверхностные воды — это воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах: водохранилища, реки, ручьи, каналы, озера, болота, пруды, ледники и снежники.

Подземные воды — это воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах: водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения подземных вод и их естественные выходы.

Источники питьевого водоснабжения — это природные или специально устроенные водные объекты, воды которых используются или могут быть использованы для питьевого водоснабжения.

Объективная сторона основного состава загрязнения вод характеризуется деянием, последствиями и причинной связью между ними.

Деяние выражается в действиях или бездействии, вызывающих изменение природных свойств вод.

Последствия как признак объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 250 УК РФ, подразделяются на первичные (ближайшие к деянию) и вторичные (более отдаленные от деяния). Те и другие альтернативны.

К первичным последствиям относится изменение природных свойств воды: загрязнение, засорение, истощение.

Загрязнение или засорение означает, что концентрация загрязняющих веществ в поверхностных, подземных водах или источниках питьевого водоснабжения превышает установленные нормативы.

Истощение вод — это устойчивое сокращение их запасов или ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Кроме зафиксированных в диспозиции могут быть изменены и другие показатели природных свойств воды, например биологические, физические.

Вторичные последствия — причинение существенного вреда: 1) животному миру; 2) растительному миру; 3) рыбным запасам; 4) лесному хозяйству или 5) сельскому хозяйству.

Существенный вред является оценочным признаком и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств на основании нормативов и рекомендаций, разработанных соответствующими министерствами и ведомствами. Существенным вредом может быть признана гибель водных и иных животных или растений, уничтожение кормовых запасов или нерестилищ, деградация сельскохозяйственных земель, возникновение заболоченных участков земли.

Необходимым является наличие причинно-следственной связи, во-первых, между деянием и первичными последствиями в виде изменения природных свойств вод и, во-вторых, между тем же деянием и вторичными последствиями в виде существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Причем во втором случае причинная связь будет не прямая, а опосредованная, т.к. между совершенным деянием и наступившим вредом существует еще одно звено в цепи развивающихся событий (изменение свойств воды), которое и привело к окончательному результату.

Преступление, предусмотренное ст. 250 УК РФ, считается оконченным лишь при условии последовательного наступления двух видов последствий (первичных и вторичных).

Субъект данного преступления — лицо, достигшее 16-ти лет.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 250 УК РФ, характеризуется как умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла, так и неосторожностью в виде преступного легкомыслия или небрежности, а при причинении вреда здоровью средней тяжести нескольких людей или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека — только неосторожной формой вины. Субъективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 данной статьи, характеризуется легкомыслием или небрежностью по отношению к последствию в виде смерти человека.

Частью 2 ст. 250 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки: 1) причинение вреда здоровью человека; 2) массовая гибель животных; 3) совершение преступления на территории заповедника или заказника либо 4) совершение преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Второй квалифицирующий признак аналогичен одноименному, рассмотренному применительно к ст. 246 УК РФ.

Понятие зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации раскрыто при анализе ст. 247, а заповедника и заказника — ст. 256 УК РФ.

Частью 3 ст. 250 УК РФ предусмотрен один особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человеку.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис­пользования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность — административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений:

— самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен­ности на воды;

— загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на во­досборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вред­ные явления;

— ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

— забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное про­изводство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первич­ного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

— повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;

— невыполнение лицами командного состава судна или другого плавуче­го средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

— загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств (ст. 250);

— загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязне­ние, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подоб­ных же административных проступков осуществляется по квалифицирую­щим признакам состава преступления — причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне эко­логического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О прак­тике применения законодательства об ответственности за экологические пра­вонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, комму­нальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспор­тировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и при­чинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленномгражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками ис­числения ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результа­те нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, призна­ются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.

Добавить комментарий