Национализация промышленности 1917

Тема III. ТОТАЛИТАРНЫЕ И ДИКТАТОРСКИЕ РЕЖИМЫ

1. Предпосылки возникновения тоталитаризма

Вступление общества в индустриальную стадию развития стремительно изменило условия труда и жизни человека. Развитие науки и техники, усовершенствование самого производственного процесса и технологий позволили создать принципиально новые образцы средств связи и сообщений. На этом фоне резко возросли возможности средств массовой информации. В это время стал технически возможным идеологический и политический контроль над личностью.

1.1. Экономические предпосылки. Индустриальная стадия развития способствовала формированию коллективистского мировоззрения, основанного на преобладании коллективного над индивидуальным.

Возраставшее разделение труда и его специализация, массовый характер производства разрушили традиционные формы жизни человека и сделали его практически беззащитным перед стихией рыночной экономики и конкуренции.

Войны и политические катаклизмы наглядно снижали саму ценность человеческой жизни. Экономические кризисы, которые заметно участились, обострение социальных противоречий и конфликтов ставили человека фактически на грань физического выживания. В обществе резко возросло социальное расслоение людей, интересы которых просто не совпадали и часто были противоположными.

Все взгляды и надежды были направлены на государство и его органы на местах как универсального регулятора и организатора взаимоотношений индивидов. Люди были согласны поддержать любую власть, которая даст им работу и гарантированный заработок, обеспечит жильем, позаботится о детях и пожилых людях.

1.2. Политические предпосылки. Важную роль при зарождении тоталитаризма сыграли политические предпосылки, к которым относились появление массовых партий, усиление роли государства, развитие различного рода тоталитарных движений.

Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы возникают; как правило, в чрезвычайных условиях. К ним можно отнести: • пагубные последствия войны;

• рост нестабильности в обществе, массовые беспорядки;

• кризис власти, неспособность взять ситуацию под контроль обычными методами;

• паралич всей политической системы страны;

• экономический кризис и его разрушительные последствия; резкое обострение национальных и расовых противоречий;

• необходимость решения для страны исключительно важного, стратегического задания, которое требовало консолидации всей нации.

2. Основные черты тоталитаризма

2.1. Всеобщая идеология. В основе тоталитарной идеологии — развитие истории как закономерного движения к главной цели, которую ставит перед собой тоталитарное государство (мировое господство, построение коммунистического общества и т.д.). Эта цель, по мнению лидеров государств, оправдывает все средства при ее достижении. Данная идеология содержит в себе серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, преобладании арийской расы и т.д.). Тоталитарное государство прилагает огромные усилия для идеологической обработки населения.

В таком государстве идеологические догмы, превращенные в систему, приобретают характер своеобразной «библии», которая дает ответы на все вопросы, которые волнуют людей, включая трактовку истории, экономики, будущего политического и социального развития общества. Право необходимой тоталитарному государству трактовки проблем политики, экономики, социального развития имеет, как правило, только политический лидер («вождь», «фюрер» и т.д.).

Политические лидеры и активисты, которые выступают сторонниками господствующей идеологии, становятся руководящей силой в процессе внедрения идеологических норм в повседневную жизнь.

При тоталитарном режиме происходит полное отстранение из политической и культурно-духовной жизни всякого рода противников и оппонентов власти.

Господствующий принцип в тоталитарном обществе — «запрещено все, кроме того, что приказывает власть». Руководствуясь этим принципом, общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму необходима в высшей степени скромная личность, скромная во всем: желаниях, одежде, поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляются проявления индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкую популярность приобретают угодничество и лицемерие.

Стержнем или ядром политической системы, политического режима становится политическая партия.

2.2. Политическая жизнь в условиях тоталитарного режима.

а) Монополия одной политической партии. Для тоталитарных режимов характерна монополия одной политической партии на власть (например, НСДАП в Германии, РКП(б) — ВКП(б) — КПСС в Советской России и СССР и т.д.). Как правило, все остальные партии, кроме правящей, запрещены и преследуются по закону. Во главе такой партии стоит общенациональный лидер.

Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя общий контроль. Происходит планомерное сращивание партийного и государственного аппаратов. Часто партийные органы доминируют над государственными или полностью заменяют их.

б) Особенности политической жизни. По мере становления тоталитарного режима вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти фактически переходит к лидеру политической партии, который становится диктатором в стране. Около него всеми доступными методами и способами создается культ личности (например, Муссолини — в Италии, Гитлер — в Германии, Сталин — в СССР).

Диктатор и его режим претендуют на всестороннюю поддержку общества, причем не только по сути (эту функцию методами насилия постоянно обеспечивают армия, полиция, все остальные силовые структуры), но и во внешних проявлениях. С этой целью проводятся громкие и помпезные съезды, митинги, шествия и другие массовые мероприятия, которые призваны демонстрировать поддержку народа.

Милитаризация общественного сознания, готовность силой оружия отстаивать ценности режима становятся массовым явлением.

Власть при необходимости умело использует процедуры, характерные для демократической формы правления — выборы в парламент и местные органы власти (если они продолжают функционировать).

Граждане фактически не имеют политических прав и свобод и, являясь подданными государства, остаются беззащитными перед террором власти. Законы защищают не личность, а государство.

При тоталитарном режиме происходит отчуждение человека от политической власти, он становится «винтиком» в хорошо отлаженном механизме.

2.3. Экономика в условиях тоталитарного режима.

а) Контроль над экономикой. Экономика и производство находятся под централизованным контролем и управлением со стороны государства. Эти целенаправленные действия обеспечивают экономическое могущество государства, позволяют мобилизовать все ресурсы и сосредоточивать приоритеты в экономической сфере на создании и развитии военно-промышленного комплекса, жертвуя интересами других отраслей экономики. Сферу экономической деятельности государство использует и как способ политического

управления. Осуществляемые национализация средств производства и регулирование всей хозяйственной жизни позволяют тоталитарному режиму маневрировать трудовыми ресурсами страны для реализации актуальных для него социально-экономических и духовных проблем. Такая ситуация делает возможным и реализацию масштабных экономических проектов (индустриализация в СССР, массовое строительство новых шоссейных дорог в нацистской Германии и т.д.).

Полный контроль тоталитарный режим осуществляет и в организации массового производства. Принудительными мерами достигается высокая дисциплина труда, нарушение которой рассматривается как одно из тяжких преступлений. Искусственно формируется немногочисленная прослойка передовых рабочих (для них создаются особые, наиболее благоприятные условия труда), на которых должны равняться все остальные.

Тоталитарные системы формируют у граждан особое понимание ценностей и приоритетов общественного развития. Их сознание направлено на приоритет общегосударственного развития над личным хозяйством и индивидуальным благосостоянием. А идеологический аппарат с большой тщательностью и настойчивостью прививает гражданам чувство гордости за гигантские изменения в обществе и государстве.

б) Особенности экономической жизни. При тоталитарном режиме государство выступает как монополист всех сторон экономической жизни. С постановкой перед государством и обществом новых масштабных заданий усиливается экономическая эксплуатация, которая выражается прежде всего в постоянной недоплате труда работников. Разница между стоимостью фактически произведенной продукции и оплатой труда ее производителей постоянно увеличивается и является важным источником пополнения государственного бюджета.

Одной из главных особенностей экономической жизни при тоталитарном режиме является отчуждение работника от собственности, которая, в конечном результате, и ведет этот режим к неразрешимому кризису, потому что экономическая активность граждан, продуктивность их труда рано или поздно снижается. На каком-то непродолжительном этапе развития работников искусственно стимулируют, но к ним постоянно применяются различные меры принуждения.

Для экономической жизни тоталитарного государства характерна оторванность от мирового хозяйства, отсутствие взаимовыгодных экономических связей с другими государствами.

2.4. Организованный террор. При тоталитарном режиме организованный террор в жизни общества становится необходимой мерой при организации принудительных мероприятий для установления «идеальных» порядков, общественного строя, провозглашенных политической силой, которая пришла к власти.

Органы охраны общественного порядка и национальной безопасности трансформируются в орудие охраны идеологических устоев. Они часто проводят акции массового террора против невинных людей и имеют чрезвычайно широкие полномочия.

Возникает такое политическое явление как политические преступники — инакомыслящие и другие.

При помощи репрессивного аппарата появляется страх за личную судьбу и судьбу членов семьи, насаждаются подозрительность и доносы, поощряются анонимки, делается все для того, чтобы не возникало инакомыслия и оппозиции. При помощи силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и повседневное поведение населения.

3. Разновидности тоталитаризма

Наряду с основными общими чертами тоталитарных политических режимов в них существуют и специфические черты, которые позволяют выделить несколько разновидностей тоталитаризма, известных истории. Это коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

3.1. Коммунистический тоталитаризм. Коммунистический тоталитаризм во всей полноте отражает характерные черты этого режима. Тут все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность полностью ликвидируется, а значит, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества.

В центре политической системы находится коммунистическая партия, которая фактически подчиняет себе все органы государственной власти. Всю свою деятельность коммунисты подчиняют стратегической цели — осуществлению мировой социалистической революции

Для экономической системы коммунистического тоталитарного режима характерны сверхцентрализация хозяйственной деятельности, общегосударственное планирование деятельности всех промышленных и сельскохозяйственных предприятий, централизованное распределение материальных и финансовых ресурсов, предметов потребления. Эксплуатируя искусственно созданный энтузиазм, представители власти стремились реализовать масштабные хозяйственные программы (индустриализация, освоение целины и строительство БАМа в СССР и т.д.).

Экономическая деятельность коммунистических режимов в значительной мере была подчинена созданию военно-промышленных комплексов (ВПК). В СССР он достиг невиданных размеров и влияния, а милитаризация всех сторон общественной жизни стала повседневным явлением.

Господствующее положение в СССР и других тоталитарных коммунистических странах занимала марксистско-ленинская идеология, которая ревностно оправдывала любые действия власти. Ее догматы буквально насаждались через всю систему образования и культуры, духовной жизни общества.

3.2. Фашизм. Тоталитаризм другого типа — фашизм. Фашизм — это общественно-политические движения и идеология, которые господствовали в ряде тоталитарных государств. Впервые фашистские организации возникли в Италии, а в 1922 г. фашисты во главе с Б. Муссолини пришли к власти в этой стране.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом, шовинизмом. Фашизм базируется на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на общем господстве фашистской партии, на культе «вождя».

Для итальянского фашизма было характерно стремление к возрождению Римской империи и установлению контроля над всем Средиземноморьем. Сначала фашисты сохраняли отдельные демократические институты (например, парламент), но постепенно фашистские лидеры полностью узурпировали власть в своих руках и покончили даже с видимостью демократии.

Методом популизма, демагогии и лжи итальянские фашисты создали для своего движения массовую социальную базу. Они стремились объединить различные социальные слои на основе идеи создания «корпоративного государства» с жесткой иерархической системой власти и объединением всех корпораций в интересах фашистского государства.

Среди особенностей итальянского фашизма следует выделить сохранение монархии в стране, при фактической изоляции монарха от реальной политической власти, а также тесный союз с католической церковью, которая сохраняла свое влияние в стране и была призвана оправдывать преступные действия фашистов.

3.3. Национал-социализм. Национал-социализм — третья разновидность тоталитарных политических режимов. Он утвердился в Германии, вобрав в себя черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Вместе с тем, он отличался от них целями и социальными приоритетами.

Целью национал-социализма было установление всемирного господства арийской расы, высшей нацией в мире провозглашалась германская.

Национал-социализм ни с кем не собирался делить свою власть. Нацисты решительно отвергали возможность монархической формы власти в Германии даже в значительно ограниченном виде. Они уничтожили парламентаризм, запретили деятельность всех политических партий, кроме нацистской НСДАП (Национал-социалистической рабочей партии Германии).

НСДАП была построена по принципу «фюрерства», то есть беспрекословного подчинения в вертикали власти «фюрерам» («вождям»).

В название партии нацисты включали слова «социалистическая» и «рабочая». Таким образом они привлекали на свою сторону рабочих (одну из многочисленных социальных групп) и тех, кто разделял принципы социалистической идеологии. Нацистам удалось охватить своей человеконенавистнической идеологией и значительную часть молодежи.

ВОПРОСЫ + ЗАДАНИЯ

I. Начальный уровень учебных достижений

16. Назовите имена диктаторов, которые возглавляли тоталитарные режимы в 20—30-е гг.

26. В каких странах в 20~30-е гг. были установлены тоталитарные режимы?

36. Назовите одну-две политические партии, которые являлись политической основой тоталитарных режимов

II. Средний уровень учебных достижений

46. Как проявлялся тоталитаризм в идеологии?

56. Расскажите о проявлениях тоталитарного режима в экономике.

66. При каких чрезвычайных условиях и обстоятельствах возникали (возникают) тоталитарные режимы?

III. Достаточный уровень учебных достижений

76. Назовите основные общие предпосылки возникновения тоталитарных режимов.

86 Как Вы думаете, чем тоталитарный режим отличается от демократического?

96. В чем проявились сходства и различия между фашизмом в Италии и национал-социализмом в Германии?

IV. Высокий уровень учебных достижений

106. Как Вы считаете, насколько совместимы тоталитарные режимы и рыночная экономика (на примере современного Китая)? Как долго может продолжаться такое соединение?

116. Как Вы считаете, почему все тоталитарные режимы рано или поздно обречены?

126. Какие уроки, по Вашему мнению, должно вынести человечество из истории тоталитарных режимов?

Понятие национализации предприятий

Определение 1

Национализация представляет собой процесс передачи в собственность государства земли, предприятий, банков, транспорта и иного имущества, которое принадлежит частным лицам.

Согласно ГК РФ национализация проводится в порядке, который установленным ФЗ. Так как такой закон в настоящее время не принят, национализация в РФ проводиться не может. Стоит отметить, что это относится к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп предприятий возможен на основании договоров купли-продажи.

Право государства на национализацию частных предприятий, в т.ч. предприятий, которые принадлежат иностранным государствам – прерогатива страны. Ее право на национализацию включает право свободного распоряжения своими естественными ресурсами и богатствами.

Национализация как один из способов решения проблем субъектов хозяйствования достаточно распространена во всем мире. Стоит отметить, что в современных российских реалиях данная практика рассматривается с большим количеством оговорок.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Национализация частных предприятий 470 руб.
  • Реферат Национализация частных предприятий 240 руб.
  • Контрольная работа Национализация частных предприятий 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Стоит отметить, что в Конституции РФ говорится о возможности «отчуждения имущества для государственных нужд». В соответствии с этим, в ГК РФ говорится о возможности выкупа частного предприятия государством.

Предмет национализации – право частной собственности, но не просто право на имущество, а на имущественные комплексы, на субъекты хозяйствования. Стоит отметить, что в процессе обмена акций частных предприятий на государственные облигации не происходит перехода частной собственности на имущественный комплекс, а потому, согласно законодательству РФ, такой обмен не расценивается как национализация.

Национализация частных предприятий

Национализация частных предприятий имеет разное социально-экономическое содержание в зависимости от интересов элитарного слоя и в какой период она проводится. Таким образом, различают следующие виды национализации:

  • капиталистическая;
  • социалистическая;
  • национализация в развитых государствах.

Современные условия хозяйствования в РФ предопределили важнейшее условие приватизации объектов государственной собственности.

Определение 2

Таким образом, приватизация – процесс, обратный национализации, т.е. передача государственной собственности за определенную плату или безвозмездно в частную собственность и создание индивидуальной или коллективной частной собственности.

Такой процесс является закономерность экономических отношений, т.к. частная собственность представляет собой экономическую основу рыночной экономики, а также процесс формирования эффективного механизма деятельности.

Цель приватизации заключается в укреплении частной формы собственности.

Основными функциями приватизации являются:

  1. Экономическая.
  2. Социальная.
  3. Мотивационная.
  4. Фискальная.

При осуществлении приватизации используются разные формы и способы ее проведения.

Различают следующие формы приватизации:

  • бесплатная;
  • платная;
  • малая;
  • большая.

Первая представляет собой безвозмездную передачу государственной собственности частным лицам. Вторая – продажа предприятий. Третья представляет собой передачу в частную собственность малых предприятий. Четвертая – передача в собственность крупных предприятий. Она осуществляется следующими способами:

  • через аренду государственного имущества (в данном случае она носит скрытый характер);
  • как частичная приватизация (происходит процесс развертывания);
  • как денационализация (возврат частной собственности, которая была национализирована);
  • как реприватизация (возврат в частную собственность ранее выкупленного предприятия);
  • как продажа.

⇐ ПредыдущаяСтр 64 из 84

Ликвидация частной собственности

Экспроприация частной собственности осуществлялась режимом последовательно и систематически. В декабре 1917 г. городская недвижимость изымалась из оборота, а в августе 1918 г. передавалась в собственность государства. В январе 1918 г. были аннулированы все государственные долги. В апреле запрещались покупка, продажа и аренда торговых и промышленных предприятий. В мае отменялось право наследования — этим актом пресекался переход частной собственности, ликвидировалась традиционная форма распоряжения ею.

Социалистическое преобразование общества предполагалось провести путем экспроприации частной собственности и полной реорганизации финансовой системы; последняя намечалась на вторую половину 1918 г. В основу финансовой политики ставилась широкомасштабная инфляция, связанная с эмиссией бумажных денег. Вместо обесцененных денег следовало ввести «трудовые единицы», служащие знаками, выражающими количество затраченного их владельцем труда и дававшими ему право получать соответствующее количество вещей и услуг. Уничтожение денег было поставлено целью в программе Коммунистической партии в мае 1919 г.: «По мере организации планомерного общественного хозяйства это приведет к уничтожению банка и превращению его в центральную бухгалтерию коммунистического общества».

Национализация промышленности

Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспорта. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г. Этот процесс прошел в несколько этапов.

На первом этапе (осень 1917 — весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения власти, как центральной, так и местной.

В мае 1918 г. на Всероссийском съезде Советов народного хозяйства (своеобразном «хозяйственном парламенте») было указано на то, что «ключи от производства все еще остаются в руках капиталистов», поворот к государственному капитализму (сотрудничеству с «капитанами капиталистической промышленности») грозит поражением революции. Чтобы избежать этого, необходимо перейти от национализации отдельных предприятий к национализации целых отраслей, а затем и всей промышленности.

Начинающаяся Гражданская война и очевидные стремления Германии завладеть российской промышленностью (после подписания мирного договора с Россией) также подталкивали советское руководство к скорейшему проведению более масштабной национализации.

С весны 1918 г. начался второй этап — национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности, для которых устанавливался количественный критерий национализации — размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и железнодорожного транспорта.

До момента, когда ВСНХ подготовит соответствующие инструкции, относящиеся к национализируемым предприятиям, их владельцы рассматривались в качестве арендаторов своих бывших предприятий, были обязаны их финансировать и сохраняли право получать от их деятельности прибыли. При этом директорам и персоналу предприятий запрещалось их покидать.

Еще в декабре 1917 г. ВЦИК издал Декрет о национализации банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность, железные дороги, еще раньше — речной флот и внешняя торговля.

ВСНХ

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ), который действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915—1917 гг.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

ВСНХ должен был осуществлять руководство работой всех органов экономического управления, все хозяйственные законопроекты и декреты передавались в правительство через его аппарат. Председатель ВСНХ получил ранг комиссара по организации и регулированию производства.

Поначалу ВСНХ мыслился как центральный орган регулирования всего народного хозяйства страны, на практике он превратился в главный орган управления государственной промышленностью.

В январе 1918 г. ВСНХ принял на себя функции контроля за финансированием промышленности и выплатой зарплаты.

Тогда же в структуре ВСНХ были образованы комиссии по отраслям промышленности (будущие главки и центры), создавалась сеть местных органов.

Январским Декретом в каждой области и губернии образовывались местные совнархозы, работавшие под контролем ВСНХ. В мае 1918 г. I Всероссийский съезд совнархозов утвердил эту систему, в целом повторяющую систему Советов рабочих и крестьянских депутатов. ВСНХ рассматривался как «экономический Совнарком».

Уже в первые месяцы 1918 г. ВСНХ стал проводить работу по созданию систем объединенного управления для каждой конкретной отрасли промышленности. Используя созданные еще перед революцией органы центрального управления отраслями промышленности (центры), ВСНХ сформировал систему главков, находившуюся под его контролем.

Происходила специфическая смычка промышленников, управляющих, инженерно-технического персонала с новой властью. Цель смычки — восстановить промышленное производство страны. На этом этапе власти еще не предполагалось проводить широкомасштабную национализацию промышленности.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестеры (лишение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в пеерепроизводства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Рабочий контроль

Еще в середине октября 1917 г. на Всероссийской конференции фабрично-заводских комитетов были сформулированы основные положения о рабочем контроле. Образующиеся на предприятиях рабочие комиссии были призваны решать все вопросы организации производства вплоть до согласования деятельности предприятия с хозяйственными планами. Контрольные

комиссии объединялись для контроля над целой отраслью промышленности, а затем и в общегосударственном масштабе. При этом конференция предупреждала о недопустимости «захвата предприятий рабочими в свою пользу» (т.е. против анархо-синдикализма).

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта мера была первой в ряду других по управлению экономикой, введенных новыми властями. Рабочий контроль осуществлялся фабрично-заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались Советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский совет рабочего контроля. В состав последнего входили: представители ВЦИК (в декабре 1917 г. представители двух органов — рабоче-солдатского и крестьянского ВЦИК), Всероссийского совета профсоюзов, Всероссийского центра рабочей кооперации, Всероссийского союза инженеров и техников, Всероссийского союза агрономов, каждого профсоюза.

Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, обжаловать их можно было только в вышестоящих органах рабочего контроля.

Третий этап национализации промышленности пришелся на период Гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принял положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализированными. Национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Главкизм

Централизованная система управления промышленностью, сосредоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название главкизм. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность (через Главкустпром ВСНХ). Составной частью главкизма стала трудовая повинность как специфическая форма привлечения к труду. Широко использовались трудовые армии, комплектующиеся из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 г. на военное положение был переведен весь транспорт страны.

Введение принудительного труда объяснялось требованиями экономического планирования. Трудовые ресурсы должны были быть поставлены под такой же централизованный контроль, как и все остальные ресурсы (сырьевые, финансовые, продовольственные и др.). О необходимости всеобщей трудовой повинности большевики впервые заговорили еще в апреле 1917 г. На II съезде Советов эта мера была определена как первоочередная.

Трудовая повинность

В Декларации прав трудящего и эксплуатируемого народа (январь 1У15 г.; говорилось: «В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность». К концу 1918 г. были подробно разработаны процедура и сеть органов «распределения рабочей силы». Обычным мероприятием стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожники, медики, почтовые служащие, работники топливной, суконной, металлургической, электротехнической и другой промышленности). Такие мобилизации проводились с ноября 1918по октябрь 1920 г.

В декабре 1919 г. была создана комиссия по трудовой повинности во главе с Л.Троцким. Комиссия разработала программу, включавшую следующие положения: создание трудовых армий, введение в промышленности и в сельском хозяйстве методов военной дисциплины, принудительное перемещение трудовых ресурсов и проч. (Трудовые армии были распущены в конце 1921 г., тогда же отменена мобилизация в промышленности.)

Профсоюзы

Фабричные комитеты и профсоюзы в новых экономических условиях существенно изменили свой статус. Еще в ноябре 1917 г. рабочие комитеты играли важную роль в системе органов рабочего контроля. Однако синдикалистские тенденции, проявившиеся в деятельности этих органов, вскоре были пресечены созданием мощного бюрократического органа управления промышленностью — ВСНХ, которому подчинялся Всероссийский совет рабочего контроля.

В январе 1918г. в соответствии с решением Съезда профсоюзов многие средства контроля над производством передавались от фабричных комитетов профсоюзам. Не удалась попытка создать в стране сеть полномочных рабочих представителей, независимых от государственных органов и профсоюзов.

Сами же профсоюзы очень скоро стали рассматриваться как «органы социалистического государства», используемые для укрепления трудовой дисциплины. Происходило огосударствление профсоюзов и усиление партийного контроля над их организацией и деятельностью.

Провозглашенное еще в июне 1917 г. право профсоюзов организовывать забастовки формально не было отменено новой властью. Но на практике забастовки разрешались на частных предприятиях и запрещались на государственных. Ответственность за недопущение и прекращение забастовок на государственных предприятиях возлагалась на профсоюзы.

Продовольственная Политика

Один из немногих декретов Временного правительства, не отмененных новой властью был 3акон (март 1917 г.) об установлении государственной монополии на торговлю хлебом. Излишки изымались у крестьянина государством по твердым, установленным ценам. Большевики ужесточили меры ответственности за самовольную продажу хлеба (спекуляцию). В крупные города и столицу с февраля 1918 г. был запрещен въезд лиц, проживавших в других местностях. Репрессивные органы вели жестокую борьбу с «мешочничеством», т.е. рыночной торговлей продовольствием.

В мае 1918 г. Совнарком подтвердил государственную монополию на торговлю хлебом. Крестьяне должны были сдавать излишки хлеба по твердым ценам на закупочные государственные пункты. Эту акцию с одной стороны поддерживали продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями, с другой — комбеды, организованные в июне 1918 г. и состоявшие из представителей деревенской бедноты. Крестьяне в недельный срок после издания декрета должны были заявить об имевшихся у них излишках, не сделавшие этого подлежали суду революционных трибуналов.

Продовольственная политика властей столкнулась с сопротивлением крестьянства. Для его подавления создавались вооруженные продовольственные отряды. В конце мая обсуждался даже вопрос о введении военного положения в стране для осуществления жесткой продовольственной политики, Военный комиссариат предполагалось преобразовать в Военно-продовольственный.

В августе издан Декрет об усилении беспощадного массового террора в войне за продовольствие. Продовольственные и реквизиционные отряды переходили под командование губернских и военных властей, в каждом отряде находился комиссар, ответственный за организацию комбедов на местах.

Июньским Декретом повсеместно учреждались комитеты бедноты, призванные содействовать государству в сборе у населения продовольственных излишков. Комбеды оказывали помощь армии и продотрядам, за что им было обещано выделять часть конфискованного у крестьян продовольствия. Комбеды могли конфисковывать у сельской буржуазии имущество (инвентарь, оборудование и т.п.), которое затем распределялось между деревенскими бедняками.

Нередко комбеды вступали в конфликт с местными Советами. В начале декабря начинаются перевыборы сельских Советов, контроль за выборами осуществляли комбеды. Цель выборов — исключить из Советов «кулацкие и враждебные» элементы. Списки кандидатов часто составлялись партийными организациями или контролировались ими.

Продовольственная политика в деревне оказалась неудачной, как и односторонняя ставка на бедноту. Уже в августе Наркомпрод объявил о союзе с середняком, который вместе с беднотой выступил против кулачества. Полная конфискация излишков продовольствия была заменена нормой зерна, подлежащей сдаче каждым крестьянином. Крестьянские общины связывались круговой порукой, сами осуществляя раскладку платежей и определяя общее количество сдаваемого государству продовольствия.

Продразверстка

Вскоре аграрная экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной Декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера проводилась на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между производящими губерниями планировались централизованно. Внутри губерний разверстка осуществлялась по социальному принципу, с учетом экономического положения крестьянского двора. Продразверстка оставляла необлагаемыми потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве «излишков» изымалось по номинальным ценам, под расписку или безвозмездно и принудительно (в случае отказа сдавать продукцию). Наркомпрод, возглавлявший систему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.

Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд РКП(б) сформулировал основные принципы системы, позже получившей наименование военный коммунизм. Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Все экономические мероприятия подчинялись задачам победы в Гражданской войне. Максимальная централизация экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, пользование почтой, телеграфом, телефоном.

В апреле 1918 г. Совнарком своим декретом возлагал на Наркомпрод обязанность производить закупку потребительских товаров для обмена их у крестьян на зерно. Обмен должны были производить местные органы Наркомпрода, однако для подобной масштабной и централизованной акции еще не было соответствующего аппарата.

Система распределения

Еще в январе 1918 г. Наркомпрод подготовил законопроект, в котором для целей продуктообмена предполагалось использовать аппарат потребительской кооперации, созданный еще до революции.

К апрелю этот эксперимент дал первые результаты. В каждой местности стали действовать по два кооператива — «общегражданский» и «кооператив рабочего класса». Кооперативы подчинялись регулированию и контролю со стороны ВСНХ, в котором была образована специальная кооперативная секция. Подчинение кооперативов ВСНХ, а не Наркомпроду вызвало серьезные разногласия между этими двумя ведомствами.

В мае изданы два декрета (о хлебной диктатуре и о реорганизации Наркомпрода и местных продовольственных органов), которыми подтверждалось монопольное положение Наркомпрода в деле обеспечения населения продовольствием. При комиссариате учреждался Совет продовольствия, в который вошли представители от ВСНХ и Центросоюза, руководящего органа потребительской кооперации.

С началом Гражданской войны формирование нового распределительного аппарата было приостановлено. Основным методом изъятия продовольствия у крестьян стали продотряды и комбеды.

Уже в марте 1919 г. рабочая и общегражданская кооперация, а также все органы, занимавшиеся распределением продовольствия, преобразовались в единый распределительный орган — Потребительскую коммуну, в которую включалось все население страны.

Потребительские коммуны объединялись в губернские союзы; руководящим органом системы оставался Центросоюз.

В январе 1920 г. все имущество и активы производственной и кредитной кооперации были переданы Центросоюзу; объединенное руководство всей системой кооперации находилось под полным контролем государственных органов. Кооперативы превратились в часть государственного аппарата.

Как отмечает Э. Карр, в декретах уже «откровенно говорилось о потребительских кооперативах как находившихся под управлением Наркомпрода, а о производственных, сельскохозяйственных и промышленных кооперативах — под управлением Наркомзема и ВСНХ».

В ноябре 1918 г. СНК принял Декрет об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства. При ликвидации частной торговли («мешочники» и «черный рынок» продолжали функционировать) Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат.

Все население было приписано к единым потребительским обществам (ЕПО), от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Происходившая натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообменом. Деньги должны были исчезнуть.

Программа преобразований

Программа построения социалистического общества включала также Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), строительство электростанций и реконструкцию сельского хозяйства.

В феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве, закрепившее единый земельный государственный фонд. В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, коллективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство».

В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система «ликбеза» (ликвидация безграмотности).

Как развивалось государственное

вмешательство в экономику

В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран.

В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.

В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».

Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки

1. Азимова Л. В., Недобросовестная рыночная практика на финансовых рынках // Российская газета: Бизнес. 2008. Сентябрь.

2. Гетьман-Павлова И. В. Инсайдерская информация и инсайдерская торговля на рынке ценных бумаг //Бизнес и банки. 2008.

3. Зверев В. А Мошенничество с использованием инсайдерской информации и манипулированием цен // Справочник экономиста. 2009. № 4 (70).

4. Кодекс об административных правонарушениях (ст. 15.21).

5. Коваленко О. Инсайд: инструкция по безопасности //Акционерное общество. 2010. № 9.

6. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком : федер. закон № 224-ФЗ. 2010.

© Амирханян Н., Бродецкая Н., 2012

УДК 372.8

Ю. В. Аневич Научный руководитель — И. С. Ушанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Рассматриваются российский опыт «национализации» отраслей промышленности. Представлен анализ законопроектов о национализации имущества в области промышленности.

Национализация является инструментом экономической политики, имеющим важное значение для государственного регулирования рыночной экономики, особенно в наиболее сложные, кризисные периоды ее развития. Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится. Национализация в Советской России проходила в 3 этапа:

Первый этап (ноябрь 1917 — февраль 1918 гг.) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении национализации. Всего с ноября 1917 г. да марта 1918 г., национализировано 836 промышленных предприятий. На втором этапе национализации (март — июнь 1918 г.) центр тяжести экономической и политической работы партии перенесен с экспроприации буржуазии на закрепление завоеванных позиций, налаживание учета и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Всего в этот период было национализировано 1222 промышленного предприятия. Третий этап национализации (июнь 1918 г. (декрет от 28 июня) по июнь 1919 г.) характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйствующих органов в проведении социалистической национализации. К осени 1918 г. в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. К 1920 г. в руках госсектора было сосредоточено до 80 % промышленных объектов. Такое положение дел сохранилось в России вплоть до 90-х годов. Отметим, в Советской России главной целью государственного сектора являлось полное и безвозмездное «завоевание» и подчинение всех отраслей промышленности и понятие частный сектор не существовало. В начале 90-х годов государство сделало ошибочный выбор в пользу «рыночных реформ», следуя западной модели в устройстве общества. В результате на сегодняшний день в нашей стране большинство крупных предприятий, природных ресурсов, объектов

инфраструктуры и т. п. находится в руках частного сектора.

В Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о национализации — об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (статья 235 ГК РФ) в порядке, установленном федеральным законом. Вопреки логике законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества формировалось без развития законодательства о национализации и, естественно, муниципализации -обращения в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Соответственно поскольку закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли-продажи или давления со стороны госсектора .

Примерами таких сделок являются: — передача акций ОРТ Березовским Б. государству за $175 млн (2000-2001 гг.), приобретение ВТБ 85,8 % ЗАО КБ Гута-банка за символическую сумму, благодаря кризису ликвидности (2004 г.), распродажа активов НК «ЮКОС». «Роснефть» в основном через аффилированные структуры купила активов на $22 млрд, «Газпром» через итальянских партнеров — на $6 млрд. Всего госкомпании приобрели активов ЮКОСа (или установили за ними контроль) на $28 млрд. (2007 г.) и др.

Кризис 2008-2009 годов привел к установлению контроля над частными компаниями во время кризиса при кредитовании их ВЭБом за счет средств валютного резерва ЦБР (вплоть до назначения государством председателя совета директоров совершенно частного «Норникеля») (2008 г.), покупка ВТБ 51 % «Системы-Галс» у АФК «Система» за символические 60 рублей

Секция «Экономика и бизнес»

в ходе реструктуризации долга. Доля «Системы-Галс» в объектах и проектах на 1 января 2009 года оценена независимым оценщиком Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko в размере $2,05 млрд (из годового отчета СГ за 2008 год) (2009 г.), покупка Сбербанком «Тройки Диалога» примерно за $1 млрд. (2011 г.).

Процесс национализации в кризисные годы шел не в пользу бюджета непосредственно, а в пользу госсектора, госкомпаний. Соответственно, оплачивался он не бюджетом, а самими этими компаниями. При максимальной помощи государства и постоянном отказе им от получения дополнительных доходов в пользу госкомпаний.

Основными выделяемыми методами национализации в кризисный период являются: давление правоохранительных органов, предъявление налоговых претензий, использование кризисов и покупка по символической цене с последующей господдержкой либо установлением госконтроля, организация финансовых ловушек и покупка по символической цене, косвенная национализация, финансовое усиление госкомпаний, мутные схемы, покупка активов по очень высокой или откровенно завышенной цене.

Сделки по заниженной цене проходят в интересах покупателя (госкомпании), и это, основной способ национализации. Для обеспечения занижения цены применяется весь спектр средств госдавления -вплоть до уголовных дел и осуждения на долгие годы.

Во втором случае происходит завышение цены актива за счет покупателя (госкомпании, бюджета) в интересах продавца.

Стоит отметить, что национализация в России происходит как стихийный процесс, совершенно бессистемно. Она не объявлена как часть государственной политики, соответственно отсутствует законодательство и программы, цели и расчеты .

Гражданский кодекс предполагает национализацию исключительно по закону и на возмездной основе. Однако на сегодняшний день в России не принят ни один закон о национализации. Необходимо разработать и принять механизмы, которые бы регулировали процесс национализации в РФ, были бы четкими и понятными и соответствовали требованиям настоящего времени.

Библиографические ссылки

2. Михайлов А. Путинская национализация / Га-зета.ги от 18.01.2012. URL: http://uchitel-2009.live-journal.com/172825.html.

© Аневич Ю. В., 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 669.713.7

Э. А. Батурина Научный руководитель — И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОРРЕКТИРОВКА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Образование Таможенного союза и единой таможенной территории привело к значительным изменениям в таможенном законодательстве, которые коснулись и корректировки таможенной стоимости. Вопрос корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров на протяжении многих лет являлся камнем преткновения во взаимоотношениях таможни и импортеров.

С началом функционирования Таможенного союза наступил новый этап в сфере регулирования таможенной стоимости ввозимых товаров. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы таможенной стоимости в целом и корректировки таможенной стоимости в частности, к настоящему моменту полностью обновлена. Вместо Закона РФ «О таможенном тарифе» основополагающим правовым актом по определению таможенной стоимости в Таможенном союзе стало Соглашение между Правительствами Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан от 25.01.2008. В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) вопросам по корректировке таможенной стоимости посвящена отдельная статья. Ранее в российском Таможенном кодексе термин «корректировка таможенной стоимости» даже не упоминался. На смену трем Приказам ФТС России, регламентировавшим порядок контроля таможенной стоимости, оформления декларации таможенной

стоимости (ДТС) и корректировки таможенной стоимости (КТС), пришло Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, вступившее в силу с 01.01.2011. Вместо Инструкции ФТС России по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206, появилась новая Инструкция аналогичного содержания, введенная в действие Приказом ФТС России от 14.02.2011 № 272.

Хотелось бы отметить, что каких-то существенных изменений, затрагивающих методологию определения таможенной стоимости, принципы ее контроля и корректировки, не произошло. Важным изменением является то, что таможенный контроль, а, следовательно, и корректировка таможенной стоимости теперь могут проводиться в течение трех лет после выпуска против одного года ранее. При этом количество раз корректировки таможенной стоимости не ограничено.

Добавить комментарий