Научная разработанность

Степень научной разработанности исследуемой проблематики — это авторский критический анализ различных литературных источников, которые, так или иначе, по своей смысловой составляющей, пересекаются с темой диссертационного исследования.

Изначально, прежде чем сформировать тему в последней редакции, Вам необходимо провести анализ большого количества отечественной и зарубежной литературы. Это могут быть научные публикации, статьи, монографии, учебники, диссертации и т.д.

Цель этого действия — во-первых, получить необходимые знания о том, какие теоретические и практические исследования уже были проведены в той области научного познания, в которой Вы планируете начать собственную научную работу. Во-вторых, это необходимо для того, чтобы на основе критического анализа и обобщения, найти в данных исследованиях неточности или ошибки, и предложить собственные наработки, которые будут составлять научную новизну по 1 главе диссертационного исследования.

Прежде всего, Вы должны изучить труды классиков, которые составляют основу или костяк любой науки, к примеру это могут быть труды классиков экономики, таких как Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус и Джон Стюарт Милль.

Ориентировочный объем, материала, который указывается под заголовком «степень научной разработанности» во введении и автореферате диссертации, составляет от 2 до 5 страниц, в зависимости от вида диссертации и глубины проработки проблематики.

Так же в данном разделе, желательно рассмотреть труды тех людей, которые работают в диссертационном совете, в котором планируется защита. Они это очень любят, когда их издания упоминаются в диссертационных исследованиях соискателей. Это может быть для Вас несомненным плюсом на защите и актом выражения уважения для данных людей.

Одним из важнейших элементов вводной части любого исследования является обоснование степени его научной разработанности. Данный критерий отражает место ВКР среди иных научных публикаций, показывает, кто и как изучал вопрос ранее (до Вас).

Степень научной разработанности помогает автору провести анализ ранее выдвинутых теорий, выявить их достоинства и недостатки, а затем обосновать собственную гипотезу. В то же время эта часть введения ВКР позволяет продемонстрировать уровень научных познаний, развитие кругозора автора исследования.

Как показывается степень научной разработанности проекта?

Обычно студенты и аспиранты рассматривают этот аспект в нескольких предложениях. Особый упор делается на тех трудах и авторах, который привнесли особый вклад в развитие науки и материалы которых стали основой исследования.

Отразить данный критерий можно с помощью:

  • Перечисления авторов, которые исследовали данную тему ранее (это могут быть как «классики», так и «современники»);
  • Рассмотрения постулатов, которые были ранее выставлены и изучены, выявления преимуществ и недостатков в них, что авторы изучили и не учли;
  • Пометки главной мысли и определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть в работе.

Каких авторов следует указывать в вводной части?

Перечисление полного списка использованной литературы во введении не спасет ни один труд, а лишь усугубит ситуацию. Автору важно определить те труды, на которые он полагался. Основных работ окажется не более 5-7, а все остальные будут играть вспомогательную роль, так или иначе дополняли исследование, направляли в нужное русло.

Порой достаточно подтвердить степень научной разработанности перечислением автора или работ, имеющих широкую распространенность и большую известность в научных кругах.

Будет неплохо, если в качестве подтверждения степени научной разработанности будут указаны работы ученых кафедры, членов Диссовета. Такой ход не следует считать «подхалимством». Он продемонстрирует то, что Вы достаточно хорошо познакомились с трудами современных ученых, а значит, хорошо владеете актуальной, достоверной и обоснованной информацией.

Как указать авторов и их работы?

В большинстве случаев степень научной разработанности и изученности представляет собой краткий перечень научных работ и их создателей. Самый простой способ перечислить их в алфавитном порядке (первыми указываются фамилия и инициалы авторов).

В методических рекомендациях и ГОСТах нет конкретных указаний относительно оформления данной части введения. Поэтому в целом порядок перечисления ученых и их исследований не столь важен. В курсовых и дипломных работах это аспект рассматривается очень сжато, поэтому простое перечисление здесь уместно.

В диссертациях степень научной разработанности может занять несколько абзацев, поэтому в них приемлется более детальный анализ основных трудов. Сначала можно указать наиболее значимые для рассматриваемой области, науки или направления фамилии ученых, а затем привести примеры ярких научных исследований, которые повлекли реформы и изменили ситуацию, решили проблему (даже частично). Важно, чтобы в работе нашли отражение не только представители старых теорий, но и современные ученые и их гипотезы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как оформить степень научной разработанности в тексте?

Чтобы продемонстрировать актуальность и необходимость очередного изучения темы, достаточно подчеркнуть, что ранее она изучалась определенными учеными (авторитетами и не только), но в ней не были учтены некоторые факторы. Обосновать такое положение в тексте можно с помощью распространенных клише:

– В последнее время (годы) данной проблеме уделяли внимание…

– Существенный вклад в развитие науки (отрасли, области, теории, для решения проблемы и пр.) внесли такие ученые, как…

– Решению поставленной проблемы способствовали…

– Проблеме (по теме) были посвящены следующие труды…

Автору предстоит дать краткую характеристику изученным трудам. Сделать это можно следующим образом:

– Их работы способствовали изучению…

– В этих трудах содержатся фундаментальные основы…

– В данных исследованиях отражен характер…

Важно указать именно тот факт, что именно проблема (а не тема в общем) неоднократно исследовалась в научных кругах, но не была полностью изучена или решена. Такой подход обоснует не только степень разработанности вопроса, но и необходимость его дальнейшего рассмотрения, решения, исходя из современных методов и возможностей.

Определить недостатки прошлых теорий можно так:

– Однако теории не учитывают…

– В значительной степени труды указанных ученых охватывают лишь…, но не принимают во внимание…

Самые распространенные ошибки при описании степени научной изученности

  1. Были приведены труды, которые не имеют прямого отношения к поставленной проблеме.
  2. Не были рассмотрены основополагающие моменты проблемы в указанных трудах, а вопрос о ее решении затронут лишь поверхностно.
  3. Не указана степень решения проблемы старыми теориями, дано лишь перечисление трудов без указания их значимости и эффективности.
  4. Автор не обозначил роль своей гипотезы в развитии науки и решении проблемы.

Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в том числе на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.

Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рисунке 4.1.

При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в Приложении

Типовые ошибки, допускаемые студентами при обосновании актуальности темы исследования:

— Обоснование актуальности не связано с темой исследования.

— Не употребляется сам термин «актуальность».

— Не используются ключевые слова.

— Анализ ситуации в выбранной области не подкреплен конкретными фактами, статистическими данными, тенденциями, известными результатами научных и практических достижений.

— Отсутствует формулировка проблемы.

— Не изложены малоизученные вопросы в науке и/или решении прикладных задач, которые определяет проблему исследования.

Рисунок 4.1 – Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности

Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании степени изученности и научной разработанности темы исследования:

— Представленный краткий обзор и анализ известных научных достижений в выбранной области не имеет непосредственного отношения к заявленной теме.

— Основополагающие научно-прикладные работы выбранной области не рассмотрены.

— В приведенном описании дается только перечень литературных источников. Анализ раскрытых и нераскрытых вопросов по проблеме исследования отсутствует.

— Собственное место в проведении исследований не обозначено.

Добавить комментарий