Не подлежат переводу в колонию поселение осужденные

Рекомендации по отбору и представлению администрацией исправительного учреждения осужденных к переводу в колонию-поселение

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 января 2000 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
по отбору и представлению администрацией исправительного
учреждения осужденных к переводу
в колонию-поселение

Общие положения

1. В соответствии с действующим уголовным и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

2. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освободившимися от отбывания наказания в виде лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания — не менее двух третей срока наказания.

3. Решение о переводе осужденного в колонию-поселение принимает суд по месту отбывания наказания осужденным по представлению администрации исправительного учреждения.

4. Не подлежат переводу в колонию-поселение:
— осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
— осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
— осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
— осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
— осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение;
— осужденные, совершившие ранее побег из мест лишения свободы и имеющие большие сроки наказания;
— осужденные, имеющие неснятые и непогашенные взыскания.

5. Не рекомендуется перевод в колонию-поселение осужденных, которым остается до конца срока отбывания наказания менее шести месяцев.

Порядок работы администрации учреждения по представлению осужденных к переводу в колонию-поселение

1. Подготовка осужденного к переводу в колонию-поселение должна начинаться в учреждении не позднее трех месяцев до представления необходимых документов в суд по месту отбывания наказания. Проведению этой работы предшествует подготовка специальной частью исправительного учреждения списка осужденных, формально подлежащих переводу в колонию-поселение.
Список вывешивается в спецчасти и отделе воспитательной работы учреждения.

2. Параллельно с работой спецчасти учреждения начальники отрядов не позднее чем за шесть месяцев изучают осужденных, у которых подходит установленный законом срок к переводу в колонию-поселение.
При этом учитываются следующие факторы:
— наличие (отсутствие) нарушений установленного порядка отбывания наказания;
— отношение осужденного к труду;
— состояние здоровья осужденного (проводится тщательное медицинское освидетельствование с целью определения, не является ли осужденный инвалидом, завершено ли лечение венерических заболеваний, туберкулеза, алкоголизма, наркомании и токсикомании);
— наличие рабочей специальности, требуемой для работы на объектах колонии-поселения;
— рекомендации психолога по результатам психодиагностического обследования осужденного;
— участие в работе самодеятельной организации;
— удаленность колонии-поселения от места проживания осужденного до лишения свободы и вероятность влияния данного фактора на дальнейшее исправление осужденного (восстановление родственных связей, возможность проживания с семьей, отношения с бывшими друзьями, ранее одновременно отбывавшими с ним наказание, и т.д.);
— добровольное погашение причиненного материального ущерба (при его наличии) и другие данные, характеризующие личность осужденного.

3. На основании вышеперечисленных сведений начальником отряда готовится характеристика на кандидата (анкетные данные, подробные сведения о его поведении, отношении к труду, участии в общественной жизни, общеобразовательному и профессиональному обучению, о поощрениях и взысканиях, отношениях с семьей, родственниками). В заключении начальник отряда делает вывод о возможности направления осужденного в колонию-поселение.
Характеристика согласовывается с заместителем начальника ИУ по воспитательной работе и утверждается начальником учреждения.

4. Начальником отряда, членами совета воспитателей отряда с осужденным проводится индивидуальная работа по разъяснению: права его на этот вид поощрения, порядка представления на перевод в колонию-поселение, правил внутреннего распорядка и режима содержания в колониях-поселениях, прав и обязанностей осужденных, отбывающих в них наказание, а также возможности совместного проживания с семьей на снимаемой в поднаем жилплощади и другие.
До сведения осужденного в обязательном порядке доводится ответственность за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания в соответствии со ст.78 УИК Российской Федерации.

5. Осужденные, кандидаты на перевод в колонию-поселение, пишут на имя начальника колонии заявление с просьбой об изменении им вида исправительного учреждения.

6. Осужденные, подлежащие переводу в колонию-поселение, рассматриваются на заседаниях совета воспитателей отряда, совета коллектива колонии и совета коллектива отряда, члены которых высказывают свое мнение о степени исправления осужденного и целесообразности перевода его в колонию-поселение.

7. Материалы о представлении осужденных к переводу в колонию-поселение рассматриваются комиссией администрации учреждения в составе начальника ИУ (председатель), заместителя начальника ИУ по безопасности и оперативной работе, заместителя начальника ИУ по воспитательной работе, начальников оперативной и специальных частей. При необходимости в работе комиссии принимают участие начальники цехов, мастера, врачи, преподаватели общеобразовательной (сменной) школы и профессионального училища, представители самодеятельных формирований осужденных.

8. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в жилой зоне учреждения.

9. На заседание комиссии представляются следующие документы:
— заявление осужденного на имя начальника учреждения об изменении ему вида исправительного учреждения;
— характеристика на осужденного;
— личное дело осужденного;
— справка о состоянии здоровья (если осужденному назначалось принудительное лечение от алкоголизма, наркомании, то представляется определение суда о прекращении лечения).
На заседании комиссии каждого осужденного представляет начальник отряда, который дает ему краткую характеристику и высказывает свое мнение о целесообразности перевода в колонию-поселение.

10. Мнение комиссии определяется путем голосования в отсутствие осужденного. Окончательное решение о представлении осужденного к изменению ему вида исправительного учреждения принимает начальник учреждения.
При отказе в представлении к переводу в колонию-поселение осужденному указываются мотивы принятого решения. Выписка из протокола с распиской осужденного об ознакомлении с решением начальника учреждения приобщается к его личному делу.
При положительном решении вопроса готовится представление в суд, в котором, помимо установочных данных, отражаются сведения о фактически отбытом осужденным сроке лишения свободы, его поведении, отношении к труду, участии в работе самодеятельной организации и т.д.
Представление, характеристика, личное дело и медицинское заключение о трудоспособности направляются для рассмотрения в суд.

11. Заседание суда проводится, как правило, на территории исправительного учреждения в присутствии осужденных колонии с обязательным участием прокурора по надзору за исполнением уголовных наказаний.

12. В воспитательных целях решение выездной сессии суда через радиогазету, стенную печать и другие средства массовой информации доводится до сведения всех осужденных.

Управление по воспитательной работе
с осужденными ГУИН Минюста России

Текст документа сверен по:
«Сборник нормативных документов
и методических рекомендаций
по организации
воспитательной работы
с осужденными в ИУ
(в помощь начальнику отряда)».
М., 2000 год

Статья 364. Изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания

Перевод осужденного из исправительно-трудовой колонии особого режима в исправительно-трудовую колонию строгого режима, из исправительно-трудовой колонии общего, усиленного и строгого режима в колонию-поселение, из исправительно-трудовой колонии строгого режима в исправительно-трудовую колонию особого режима, из колонии-поселения в исправительно-трудовую колонию того вида режима, который ему был ранее определен судом, из колонии-поселения для лиц, совершивших преступление по неосторожности, в колонию общего режима, из тюрьмы в исправительно-трудовую колонию и из исправительно-трудовой колонии в тюрьму по основаниям, предусмотренным законодательством СССР и РСФСР, производится судом по представлению администрации исправительно-трудового учреждения, согласованному с наблюдательной комиссией при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов.

В случае отказа суда в переводе из исправительно-трудовой колонии особого режима в исправительно-трудовую колонию строгого режима, из исправительно-трудовой колонии в колонию-поселение, из тюрьмы в исправительно-трудовую колонию повторное рассмотрение представления по этому вопросу может иметь место не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения определения об отказе.

Перевод осужденного из воспитательно-трудовой колонии в исправительно-трудовую колонию и из воспитательно-трудовой колонии общего режима в воспитательно-трудовую колонию усиленного режима по основаниям, предусмотренным законодательством СССР и РСФСР, производится судом по представлению администрации воспитательно-трудовой колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних.

Вопросы режима отбывания наказания регламентируются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В статье 78 УИК РФ закреплены основания изменения вида исправительного учреждения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. На первый взгляд при подготовке соответствующего ходатайства не может быть ничего сложного — подал и все. Однако знания уголовного и уголовно-исполнительного законодательство позволяют избежать ошибок в выборе такой возможности в законе, поскольку она влечет определенные правовые последствия. Впереди для осужденного, вставшего на путь исправления — условно-досрочное освобождение и или замена наказания на более мягкий вид. Здесь и нужны знания юриста.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Одной из целей наказания, определенной уголовным законодательством РФ, является исправление осужденного. Это означает, что результатом воздействия наказания должно стать изменение личности осужденного, его антисоциальных установок, правопослушное поведение в период и после отбытия наказания.

Достижению этой цели служат многие методы и средства. К ним, в частности, относятся стимулирование позитивного поведения осужденных и отрицательная оценка, наличие негативных последствий при противоправном поведении.

Другой, но связанной с первой, задачей этой нормы является реализация принципа дифференциации и индивидуализации наказания. Изменение вида исправительного учреждения может быть осуществлено как в сторону улучшения условий отбывания наказания, расширения прав осужденного, так и в сторону их ужесточения, сокращения круга прав. Таким образом, поощряется правопослушное поведение и ухудшается положение осужденных при нарушении ими условий и порядка отбывания наказания. Одновременно создаются и разные условия отбывания наказания, устанавливается различный правовой статус для осужденных в зависимости от их поведения.

  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО

Поведение осужденного в период отбывания наказания является основным критерием оценки его личности. Поэтому закон ставит возможность изменения вида исправительного учреждения в зависимость именно от поведения. Формальным признаком положительного поведения осужденного является наличие поощрений и отсутствие взысканий. Вместе с тем только этот критерий не дает возможности определить, действительно ли осужденный исправляется. В этом отношении возможно, например, приспособленческое поведение осужденного или, наоборот, нежелание осужденного выделяться среди других в силу особенностей характера.

Другим критерием оценки личности осужденного, указанным в законе, является его отношение к труду. Здесь следует отметить, что учет данного фактора в современных условиях иногда бывает затруднителен. Это объясняется тем, что довольно значительное число осужденных не обеспечены работой или обеспечены не в полном объеме. Поэтому оценка отношения к труду в ряде случаев должна осуществляться не на основании того, работает ли осужденный и как работает, а с учетом его стремления трудиться в период отбывания наказания. При оценке личности осужденного перечисленные выше, а также и иные факторы (например, участие в самодеятельных организациях, отношения с другими осужденными, с администрацией исправительного учреждения и т.д.) принимаются во внимание в совокупности. Следует отметить, что при оценке поведения осужденного не должны приниматься во внимание снятые или погашенные взыскания, а также обстоятельства, не вытекающие из закона.

  • Пример

Верховный Суд РФ, рассматривая в порядке надзора постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 29 июля 2005 г., которым было отказано в удовлетворении представления начальника исправительной колонии ОФ-73/1 о переводе осужденного А. для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение, установил следующее. В надзорной жалобе осужденный А. ставит вопрос об отмене постановления судьи как незаконного и необоснованного. Он указывает, что наложенные на него взыскания за незначительные проступки давно сняты в установленном порядке, а ссылка на длительный срок неотбытого наказания, тяжесть совершенного преступления не являются основаниями, по которым можно отказать в переводе в колонию-поселение. Обсудив доводы надзорной жалобы осужденного А., проверив представленные материалы, выслушав мнение прокурора об отмене постановления судьи Курганского городского суда, Судебная коллегия нашла надзорную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 78 УИК РФ вид исправительного учреждения осужденному изменяется в зависимости от его поведения и отношения к труду, других оснований закон не предусматривает. Что касается степени и характера совершенного А. преступления, то эти обстоятельства учтены законодателем в ч. 2 ст. 78 УИК РФ, предусматривающей определенные сроки отбытия осужденным наказания в исправительной колонии, после отбытия которых в зависимости от вида колонии возможен перевод в исправительное учреждение иного режима. Исходя из этого, отказ в переводе А. в колонию-поселение нельзя признать основанным на законе (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 82-Д06-18).

Необходимо отметить, что изменение вида исправительного учреждения на учреждение с более мягким режимом содержания не относится к числу объективных прав осужденных. Указание в законе на то, что осужденные «могут быть переведены», относит перевод к категории законных интересов. Последнее означает, что решение о переводе зависит не только от самого осужденного, но и от других субъектов уголовно-исполнительных отношений.

Так, администрация исправительного учреждения рассматривает вопрос о переводе на комиссии, принимает решение о представлении осужденного к переводу, готовит необходимые документы. Окончательное решение о переводе принимается судом. Таким образом, например, отсутствие взысканий и отбытие установленного законом назначенного срока наказания еще не означает, что осужденный будет переведен в учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания. В таком переводе ему может быть и отказано.

Как уже отмечалось, положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные учреждения с более льготными условиями содержания. В этом случае во внимание принимается положительное поведение осужденных, т.е. соблюдение установленного порядка отбывания наказания, выполнение обязанностей осужденного, участие в работе самодеятельных организаций, оказание содействия администрации исправительного учреждения, наличие поощрений и другие факторы. Положительное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки, отсутствии нарушений трудовой дисциплины, недопущении брака и т.п. Выше уже говорилось о том, что в настоящее время не все осужденные обеспечиваются работой или имеют полную трудовую занятость. В подобных ситуациях следует при оценке личности осужденного обращать внимание на наличие у него стремления к труду, отношение к бесплатным работам, стремление приобрести профессию, повысить квалификацию и др. По аналогичным показателям подлежит оценке и отношение к учебе: посещаемость занятий, успеваемость, отношение к выполнению заданий и т.д. Вместе с тем возможность перевода в исправительные учреждения Закон соотносит не только с положительным поведением осужденного, но и с наличием формального признака — отбытием определенного срока назначенного наказания. Отбытие установленных Законом сроков назначенного наказания необходимо, во-первых, для того, чтобы осужденный имел время зарекомендовать себя должным образом и, во-вторых, чтобы администрация исправительного учреждения имела возможность тщательно изучить осужденного и на этой основе принять правильное решение.

В колонию-поселение из исправительных колоний общего режима могут быть переведены только осужденные, находящиеся в облегченных условиях содержания. Для этого необходимо отбытие не менее одной четверти срока наказания. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что изменение назначенного вида исправительного учреждения возможно и тогда, когда осужденный содержится в следственном изоляторе в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу.

Из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение осужденные могут быть переведены по отбытии не менее одной трети срока наказания. Если же осужденные ранее условно-досрочно освобождались от отбывания лишения свободы и совершили новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, для их перевода необходимо отбытие не менее половины срока наказания, а для осужденных за совершение особо тяжких преступлений — не менее двух третей срока наказания.

Таким образом, в зависимости от вида режима колонии, где осужденные отбывают наказание, категории преступления, за совершение которого они осуждены, факта применения досрочного освобождения закон устанавливает три уровня сроков, по отбытии которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое: одна треть, половина и две трети назначенного срока. Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Исходя из ряда факторов, свидетельствующих о повышенной общественной опасности личности осужденного, совершенного им преступления, отношения осужденного к возможному переводу законом определены обстоятельства, при наличии которых перевод в колонию-поселение запрещается. К числу этих обстоятельств относятся: а) осуждение при особо опасном рецидиве преступлений; б) осуждение к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; в) осуждение к смертной казни, которая впоследствии в порядке помилования заменена лишением свободы. В колонию-поселение не могут быть переведены также осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, и осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение. Наличие перечисленных ограничений целесообразно и объективно обусловлено. Здесь учитывается прежде всего то, что отбывание наказания в колониях-поселениях связано практически с полусвободным режимом, при котором осужденные при работе могут общаться со свободными гражданами, обладают правом свободного передвижения в пределах дислокации колонии. В этих условиях перевод в колонии-поселения осужденных, представляющих значительную общественную опасность, естественно, не возможен, так как может привести к серьезным негативным последствиям. Не может быть осуществлен перевод в колонии-поселения и осужденных, не прошедших обязательного лечения или нуждающихся в специальном лечении. Во-первых, общение больных осужденных со здоровыми людьми может привести к заражению последних, и, во-вторых, больные осужденные, требующие лечения, не смогут обеспечить себя за счет труда, что является одним из основных условий отбывания наказания в колониях-поселениях. Запрет на перевод в колонию-поселение при отсутствии согласия осужденного обусловлен необходимостью создания дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов осужденных. Как показала практика, перевод осужденных в колонии-поселения в ряде случаев осуществлялся во многом для решения хозяйственных задач. При этом осужденные направлялись для отбывания наказания в колонии, расположенные нередко далеко от места их жительства. Кроме того, работа в некоторых колониях-поселениях весьма трудоемка (лесные, сельскохозяйственные колонии). Существует и некоторая конкуренция между переводом в колонию-поселение и условно-досрочным освобождением. Поэтому не все осужденные заинтересованы в облегчении условий отбывания наказания путем перевода в колонию-поселение. С учетом этих обстоятельств законом и установлено требование обязательного согласия осужденного на рассматриваемый перевод.

Возможность изменения вида исправительного учреждения на вид учреждения с более строгими условиями отбывания наказания установлена законом в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания. Понятие злостного нарушения порядка отбывания наказания дано в ст. 116 УИК РФ. Наличие злостности закон связывает с характером совершенного правонарушения (употребление наркотиков, мелкое хулиганство и др.), повторностью совершения нарушения и видом примененного к осужденному взыскания (подробнее см. комментарий к ст. 116 УИК РФ). Признание осужденного злостным нарушителем осуществляется постановлением начальника исправительного учреждения. При этом на осужденного, совершившего нарушение, налагается взыскание. Злостные нарушители могут быть переведены: а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат. Ухудшение правового положения осужденного путем изменения вида исправительного учреждения может иметь место и в случае, когда осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении уклонился от получения предписания, предусмотренного ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, или не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок. В таких случаях вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

  • КАКОВ ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом по месту отбывания наказания. Оно производится по представлению администрации исправительного учреждения. Представление должно содержать в себе сведения об осужденном, в частности о числе судимостей, назначенном и отбытом сроке наказания, характере поведения осужденного в период отбывания наказания. В представлении должны быть также приведены основания, по которым предлагается изменить осужденному вид исправительного учреждения. Вместе с представлением направлению в суд подлежит и личное дело осужденного.

Вместе с тем инициатива по изменению вида исправительного учреждения может принадлежать и осужденному. Вопрос об обеспечении закрепленного в ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации права каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания неоднократно рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. В Постановлении от 26 ноября 2002 г. по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 77.1, 77.2, ч. ч. 1 и 10 ст. 175 УИК Российской Федерации и ст. 363 УПК РФ РСФСР Конституционный Суд Российской Федерации указал, что это право, являясь непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности в сфере уголовно-правовых отношений, гарантирует каждому осужденному возможность добиваться смягчения своей участи вплоть до полного снятия всех тех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него на основании закона обвинительным приговором. Выраженная в данном Постановлении правовая позиция имеет общее значение и в полной мере распространяется на правоотношения, возникающие в связи с решением вопросов, связанных с применением такой формы смягчения участи осужденного, как изменение ему вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда. Это предопределяет необходимость обеспечения осужденному права при наличии предусмотренных законом (ч. 3 ст. 58 УК РФ, ч. ч. 2 и 3 ст. 78 УИК РФ) оснований и условий обратиться непосредственно в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения и возложение на суд обязанности рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном законом порядке.

Добавить комментарий