Недостаток товара или услуги?

В преамбуле к Закону «О защите прав потребителей» определены понятия недостатка и существенного недостатка.

Недостаток товара (работы, услуги) – это его несоответствие:

? обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, в частности стандарту;

? условиям договора;

? целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;

? целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

? образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Посему настаивайте на выполнении своих требований и не вдавайтесь в пустое философствование.

Существенным недостатком товара (работы, услуги) является:

? неустранимый недостаток;

? недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени;

? недостаток, который выявляется неоднократно;

? недостаток, который проявляется вновь после его устранения;

? другие подобные недостатки.

Если недостатки, обнаруженные в товаре (работе, услуге), – существенные, то во многих ситуациях вы имеете больше прав, чем если бы эти недостатки были обычными. Поэтому вам важно знать, какие недостатки закон считает существенными. Юристы-практики считают, что в отношении почти любого недостатка можно доказать, что он является существенным.

Другое дело, если вам сообщили при продаже о недостатках товара. В этой ситуации вы не вправе обращаться с претензией по поводу этих недостатков. Продавец, сообщивший покупателю о недостатках товара, обязан сделать запись в товарном чеке.

После того как вы доходчиво объяснили директору мебельного магазина, что такое ненадлежащее качество и недостаток товара (и он, естественно, безоговорочно согласился устранить эти недостатки), вы обрели в его глазах авторитет. До такой степени обрели, что он решил проконсультироваться с вами по поводу приобретенного недавно холодильника.

Допустимо ли, что в купленном холодильнике «Стинол» Липецкого завода температура в морозильнике на семь градусов выше указанной в паспорте?

Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» говорит о том, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре, предоставляемой продавцом. Его холодильник имеет недостаток, то есть отдельное несоответствие товара информации, представляемой изготовителем (продавцом). В данном случае он вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»:

? потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

? потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

? потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

? потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

? отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Итак, обладатель холодильника «Стинол» может выбрать:

? вернуть товар и потребовать возврата денег (вывоз – за счет продавца);

? потребовать замены на точно такой же, но исправный товар;

? потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены (требования должны быть удовлетворены, даже если недостаток товара был признан несущественным).

Данные действия уместны и законны, если хранимые в морозильной камере продукты разморозились в течение 15 дней с момента покупки. Если же это произошло позже, он может поступить так же, как указано выше, если:

? недостаток признан существенным;

? продавец или изготовитель не устранил недостатки в оговоренный срок;

? товар ремонтируется более 30 дней в год в период гарантии.

Вернувшись домой, вы мысленно поздравили себя с удачей. И только собрались было навести порядок в комнате после неудавшихся попыток собрать мебель, как пришла соседка и стала жаловаться на поломки в гарантийном автомобиле.

Положение было серьезным, но не таким плачевным, как себе представляла соседка.

Она приобрела машину у официальных дилеров, гарантия на машину заканчивается через месяц. С самого начала пошли проблемы (одна и та же – глохнет на холоде), ремонтирует она машину пока бесплатно. Но очень опасается, что проблемы продолжатся, а гарантия истечет. Сокрушаясь, соседка посетовала: «Вот если бы я могла ее поменять на новую или продлить гарантию…»

Вы, человек, в общем-то, далекий от автомобилей, заинтересовались данной ситуацией. Потому как вспомнили определение существенного недостатка товара (существенный недостаток товара – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения) и порекомендовали своей соседке:

? потребовать по ее выбору: замены в случае обнаружения существенных недостатков (согласно Перечню технически сложных товаров – см. приложение 3) или расторжения договора купли-продажи;

? при невозврате денег, если договор расторгается, в течение 10 дней с момента требования покупателя продавец обязан возместить вашей соседке понесенные ею убытки (фактические + моральный вред + упущенная выгода);

? обратиться за квалифицированной помощью к юристу, который смог бы представлять ее интересы в суде (если до него дойдет дело).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Ненадлежащее качество товара означает, что названные выше требования не выполнены полностью или соблюдены лишь частично.

Ненадлежащее качество товара – это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Говоря о ненадлежащем качестве товара Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей приводят лишь формулировки понятий «недостаток» и «существенный недостаток».

Обычный недостаток – несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Существенный недостаток – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В первом случае речь идет об обычном недостатке, при котором товар все же может использоваться по назначению. Например, к данному виду недостатка можно отнести неисправность подогрева заднего стекла в новом автомобиле.

Из смысла определения существенного недостатка товара ясно, что при подобном недостатке товар невозможно использовать по назначению, например, если в новой стиральной машине нельзя закрыть дверцу.

Подробнее: Что такое существенный недостаток товара

Таким образом, товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток.

На практике распространены случаи, когда недостаток товара проявляется лишь через некоторое время его использования или незаметен при получении товара. Таким образом, значение имеет еще одна классификация недостатков товара. Недостатки товара бывают: явные и скрытые.

Явный недостаток товара – тот, который может быть обнаружен в момент получения товара, например при его осмотре.

Скрытый недостаток товара – тот, который стал очевидным в течение некоторого периода использования или для обнаружения которого в момент получения требовались специальные знания или специфические способы приемки.

Необходимо отметить, что законодатель в Законе о защите прав потребителей и в Гражданском кодексе РФ указывает также на различные виды недостатков товара:

  • конструктивные;
  • производственные;
  • рецептурные;
  • иные недостатки.

Конструктивный недостаток – это недостаток конструкторского решения, допущенный еще до изготовления товара, на этапе его разработки, проектирования, конструирования и т.д.

Производственный недостаток – это недостаток, возникший вследствие нарушения изготовителем конструкторской и (или) технологической документации на изготовление товара. То есть, производственный недостаток, в отличие от конструктивного, возникает уже на этапе изготовления товара.

Рецептурный недостаток – это недостаток пищевых и фармацевтических веществ (товаров), а также результатов работ по производству и изготовлению данных веществ, выражающийся в нарушении обязательных требований, предъявляемых законом к химическому составу данных веществ, а также в нарушении технологии их изготовления.

Рецептурный недостаток может проявляться в следующих формах:

  • нарушение при изготовлении пищевых и фармацевтических веществ обязательных требований, предъявляемых законом к химическому составу;
  • использование при изготовлении пищевых и фармацевтических веществ некачественных ингредиентов;
  • выдача врачом рецепта пациенту с указанием лекарственных препаратов, не излечивающих от заболевания пациента, прием которых стал причиной возникновения вреда жизни и здоровья последнего.

Иные недостатки товара

Основой нормативного регулирования отношений Покупателя и Продавца является закон «О защите прав потребителей».

Каждый потребитель знает, что при обнаружении в приобретенном товаре какого-то изъяна, если быть точнее, недостатка, он имеет право предъявить определенный круг требований к продавцу. Для определения вида предъявляемых требований, необходимо учитывать следующее.

Законодатель разделяет два таких понятия как «недостаток товара» и «существенный недостаток товара», имеющих большое значение при выборе порядка и способа защиты своих прав покупателем (потребителем), в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

Например, согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель (потребитель) вправе потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи технически сложного товара либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены по истечении 15 дней с момента его приобретения только в случае наличия в таком товаре «существенного недостатка».

Таким образом, наличие несущественного (простого) недостатка в технически сложном товаре дает покупателю (потребителю) меньшее количество способов защиты своих прав (требование о соразмерном уменьшении покупной цены; требование о незамедлительном и безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление), чем наличие существенного недостатка.

Согласно рассматриваемому закону, под недостатком товара понимается несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора, либо обычно предъявляемым требованиям к такому товару, либо целям, для которых товар такого рода обычно используется либо целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, либо товар, не соответствующий образцу и (или) описанию

Существенный же недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Таким образом, «недостатком товара» является не только наличие в нем каких-либо дефектов (во внешнем виде, функциональном плане, и т.д.), но и иные признаки, свойства и характеристики товара, не позволяющие его использоваться в том объеме и для тех целей, для которых данный товар приобретен или обычно приобретается.

Например, такими недостатками могут быть:

— визуальные признаки (нарушение рисунка, изображения, расплывание краски и т.д.) в случае, когда визуальный внешний вид товара имеет значение для его эксплуатации;

— наличие каких-либо элементов, выступов, лишних деталей (когда наличие таких деталей препятствует, усложняет, либо делает невозможным использование товара по его прямому назначению, либо портит его внешний вид, если внешний вид имеет значение для эксплуатации товара);

— иные свойства товара, который хотя внешне предназначен для определенного использования и обычно используется для этого, но в силу наличия в нем таких свойств использоваться по назначению не может (например, одежда или элемент одежды, позиционируемые продавцом как такой объект, но фактически имеющие декоративный характер (кошелек без кармашков, шляпа, не приспособленная для носки, и т.д.);

В свою очередь «существенный недостаток товара» предполагает наличие в товаре каких-либо негативных свойств, препятствующих его эксплуатации в принципе.

Основными чертами существенного недостатка товара являются:

— невозможность устранения недостатка без несоразмерных расходов, при этом расходы на устранение такого недостатка приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена покупателем (потребителем) от его использования;

— невозможность устранения недостатка без несоразмерной затраты времени, при этом время, затрачиваемое на устранение такого недостатка, должно превышать установленный соглашением сторон в письменной форме срок и ограниченный 45 днями, а если такой срок соглашением сторон не определен,

— время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

— неоднократность выявленного недостатка, а именно совокупность различных недостатков всего товара, выявленных более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора, либо условиям и требованиям, обычно предъявляемым к такому товару, и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность покупателем (потребителем) при заключении договора, или образцу и/или описанию товара при продаже товара по образцу и/или по описанию.

Под недостатком, который проявляется вновь после его устранения, понимается недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению (ремонту товара).

— неустранимость недостатка, при этом недостаток, не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в состояние, соответствующее обязательным требованиям, предусмотренными законом, или условиями договора или требованиям, обычно предъявляемым к такому товару, приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность покупателем (потребителем) при заключении договора, или образцом и/или описанием при продаже товара по образцу и/или по описанию.

В случае несогласия Продавца товара в части доводов покупателя (потребителя) о наличии в товаре существенного недостатка (обычно Продавцом квалифицируются подобные недостатки как «простые»), как правило, назначается и проводится экспертиза товара, подтверждающая или опровергающая доводы покупателя (потребителя) о существенности недостатка товара.

Добавить комментарий