Неимущественные авторские права

§ 1. Имущественные и неимущественные права

Такие категории, как имущественное и неимущественное право, относятся не только сугубо к отрасли авторского права, но и являются важнейшими понятиями гражданского права в целом. Однако, учитывая специфику данной работы, необходимо рассмотреть имущественные и неимущественные права именно с позиции авторского права.

Взгляды ученых на сам термин «право» при кажущейся простоте данного понятия отнюдь не однозначны. Многие деятели научного мира, исследующие гражданское право, усматривают сложную структуру данного термина.

В наиболее объективной форме сам термин «право» означает некую юридическую возможность, закрепленную в соответствующей правовой базе, по совершению субъектом определенных действий либо воздержания от таковых. Иными словами, право рассматривается как правомочие. Исходя из вышеприведенного определения, стоит отметить важность того, что права субъектов всегда закрепляются на законодательном уровне, что выражается в наличии правоотношений в обществе, так как не закрепленные в законе права и обязанности составляют всего лишь общественные отношения, но никак не правоотношения как таковые.

Следует обратить внимание непосредственно на сами имущественные и неимущественные авторские права, которые также являются необходимыми элементами гражданских правоотношений, в частности правоотношений, связанных с авторством, т. е. правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, смежных прав.

Вообще в гражданско-правовой науке понимание имущественных и неимущественных авторских прав весьма неоднозначно, как в случае и с самим термином «право». Законодатель не счел нужным выработать точных и детальных определений двух данных категорий и закрепить их в правовой базе, что вызывает существенные разногласия в научной среде по поводу их сущности, правовой природы и, наконец, различий между ними.

Особенно в науке велики споры, касающиеся различий между имущественными и неимущественными авторскими правами.

Многие исследователи утверждают, что разница между имущественными и неимущественными правами крайне условна и складывается лишь в результате того, что данные категории разделены в законодательстве. Существует также и группа ученых, полагающих, что имущественные и неимущественные права имеют отнюдь не условные различия между собой.

Все же наиболее аргументированной и объективной является точка зрения, суть которой заключается в том, что имущественные и неимущественные авторские права представляют собой две совершенно различные, но взаимосвязанные категории.

Чтобы более детально разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться непосредственно к правовой основе – ГК РФ, а именно к его четвертой части, регулирующей отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и использования объектов авторских прав.

В статье 1226 ГК РФ даны понятия имущественного права, также личного неимущественного права: результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

1) право авторства;

2) право на имя;

3) право на обнародование, включая право на отзыв;

4) право на неприкосновенность произведения.

По своей природе права, составляющие ст. 1255 ГК РФ, безусловно, относятся к разряду неимущественных, кроме, конечно, исключительного права на использование произведения.

Исключительные права автора на использование произведения, как было выяснено, представляются в качестве имущественных прав.

Имущественные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия, которые закреплены в ст. 1270 ГК РФ:

1) воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко– или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения, изготовление в двух измерениях одного или более трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего обозрения. Данные действия составляют права автора на воспроизведение своего произведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (право на распространение);

3) публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра и иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (право на публичный показ);

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения (право на импорт);

5) публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения, иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звука) в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (право на публичное исполнение);

6) сообщение в эфир, т. е. для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой. Данное право можно считать исключительным правом на использование произведения посредством передачи в эфир;

7) сообщение по кабелю, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Данные действия характеризуют имущественное право на сообщение произведения по кабелю;

8) перевод произведения или другая его обработка (право на перевод и переработку). При этом под обработкой следует понимать создание производного произведения (экранизации, аранжировки, инсценировки и др.);

9) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта (право на реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта);

10) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Исходя из законодательного пояснения содержания понятий имущественных и неимущественных авторских прав, следует сделать вывод о том, что неимущественное право представляет собой нечто подобное праву владения или распоряжения, которые являются одними из необходимых элементов права собственности, а имущественное право, напротив, отражает в себе право пользования.

Все же неимущественные права трудно сопоставлять с правами по распоряжению или владению. Право распоряжения той или иной вещью в гражданском праве предполагает юридически установленную способность субъекта права решать судьбу данной вещи – продавать, менять, дарить, завещать, уничтожать и т. д.

Право владения представляет собой категорию, сочетающую реальную физическую принадлежность какой-либо вещи субъекту и юридические основания для подобной принадлежности. Однако владелец вещи не всегда может быть ее собственником. Права владения и распоряжения в целом нельзя назвать крайне близкими по юридической природе с неимущественными авторскими правами, но все же нельзя отрицать и некоторое сходство между ними.

Неимущественные авторские права, в отличие от права владения и распоряжения, включающиеся в право собственности, лишь устанавливают, говоря простым языком, принадлежность того или иного субъекта к объекту авторских правоотношений как его создателя, т. е. автора. Иными словами, неимущественные авторские права – это главным образом сама юридическая возможность являться автором какого-либо произведения, новшества (в науке, технике, искусстве и т. д.).

Помимо этого, неимущественные права также включают в себя некоторые права, которые, очевидно, по мнению законодателя, возникают в результате авторства и в дальнейшем становятся неотъемлемыми от автора. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки имущественных прав на использование произведения.

Теперь необходимо более подробным образом коснуться именно неимущественных авторских прав, так как именно они представляются в качестве определенного фундамента, главной основы авторского права в целом и именно они являются своеобразной предпосылкой для возникновения и реализации исключительных (имущественных) авторских прав. Что же касается имущественных авторских прав (исключительных прав на использование произведения), то законодатель вполне детально их разъясняет, что устраняет необходимость их дополнительной конкретизации.

Стоит подчеркнуть, что право авторства – это наиболее важное, основополагающее право, сущность которого заключается, как отмечалось выше, в установленной юридически возможности субъекта считаться создателем, автором того или иного объекта авторских правоотношений. На основе данного права базируются все основные личные неимущественные и имущественные авторские права. Право автора на имя, равно как и право на неприкосновенность произведения, и право на обнародование являются производными от самого права на авторство.

Другое весьма существенное личное неимущественное авторское право – право автора на имя. Данное право предполагает право автора произведения использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно.

Законодатель неслучайно практически объединил (ст. 1265 ГК РФ) два данных личных неимущественных авторских права. Право авторства и право автора на имя – важнейшие категории. Это, собственно, и обусловливает тот факт, что они неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на использование произведения. Отказ от данных прав ничтожен (ст. 1265 ГК РФ).

Особо же следует уделить внимание праву на обнародование произведения, которое в соответствии с ГК РФ предполагает право на отзыв. Сущность названных неимущественных прав раскрывается в ст. 1268 и 1269 ГК РФ.

В частности, ст. 1268 ГК РФ устанавливает, что право на обнародование произведения – это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфире или по кабелю либо любым другим путем. Статья 1269 ГК РФ закрепляет право на отзыв, являющееся логически обусловленным необходимым дополнением к праву обнародования.

Право на отзыв предполагает право автора отказаться от ранее принятого им решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков (ст. 1269 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения, будучи закрепленным в ст. 1266 ГК РФ, логически следует из всех рассмотренных выше личных неимущественных авторских прав. Любое произведение – это продукт человеческой интеллектуальной деятельности, следовательно, и объект гражданско-правовых общественных отношений.

Каждый раз при возникновении общественных отношений по поводу данного объекта важным является обеспечение его неприкосновенности.

Под неприкосновенностью, таким образом, следует понимать сохранение произведения в своей первозданности. Право на неприкосновенность произведения, согласно законодательной базе, предполагает недопущение без согласия автора внесения в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Право на неприкосновенность произведения, в отличие от других личных неимущественных прав, в том числе и таких, как право авторства и право автора на имя, в некотором роде видоизменяется ввиду особого обстоятельства – смерти автора. В частности, лицо, обладающее исключительным правом на произведение и, соответственно, осуществляющее использование авторского произведения после кончины автора, вправе разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Так, возможны некоторые отступления от права на неприкосновенность произведения.

В свою очередь, право на неприкосновенность тесно взаимосвязано с другим правом – правом автора на защиту произведения от искажений, защиту чести, достоинства и деловой репутации автора, которое возникает вследствие нарушения права неприкосновенности.

Право на защиту предполагает согласно ст. 1266 ГК РФ осуществление реальных мер по восстановлению ограниченных или ущемленных прав автора, которые оказались таковыми в результате действий какого-либо лица, направленных на извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора.

Также необходимо иметь в виду, что согласно ГК РФ совокупность всех основных личных неимущественных авторских прав, за исключением права на обнародование или отзыв произведения, образует еще одно фундаментальное авторское право – право на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (в том числе и после смерти автора). Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

В научной среде весьма распространена полемика, связанная с количеством личных неимущественных авторских прав. Многие ученые полагают, что перечень неимущественных авторских прав, установленный на уровне ГК РФ, не является исчерпывающим. В том числе некоторые исследователи в сфере гражданско-правовых отношений утверждают, что существует не установленное законодательно неимущественное право на опубликование того или иного авторского произведения.

Под опубликованием в данной связи понимается признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Однако можно не согласиться с данной точкой зрения, так как законодательство не устанавливает право на опубликование как личное неимущественное право. По своей же природе, как вполне видно из приведенного определения, право опубликования гораздо ближе к категории имущественных авторских прав. Хотя в связи с условностью разграничения между имущественными и неимущественными правами данное утверждение также не следует считать в полной мере корректным.

Право на опубликование в некоторой мере взаимосвязано с правом на обнародование, поэтому его также можно относить и к личным неимущественным правам в случаях, если сама процедура опубликования осуществляется впервые.

Вообще неимущественные авторские права, их практическое присутствие в правоотношениях часто вызывают ряд вопросов со стороны науки ввиду явного несовершенства законодательства. Так, к примеру, ГК РФ в ст. 1112 устанавливает, что личные неимущественные права не входят в состав наследства, однако при этом ст. 1267 ГК РФ возлагает обязанности по охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора на его наследников, правопреемников.

Также согласно сложившейся в передовых странах мира практике, реальным общественным отношениям наследники автора располагают такими личными неимущественными правами автора, как право на обнародование произведения. Данный вопрос некоторого несовершенства российского гражданско-правового регулирования вызывает бурную полемику в среде научных деятелей. В частности, П.А. Сергеев и И.В. Елисеев склонны считать подобную ситуацию ошибкой в законодательстве, явным противоречием внутри ГК РФ.

С их мнением трудно не согласиться. Конечно, наследники умершего автора произведения должны иметь юридически подтвержденное, установленное в законе право на обнародование ранее неизвестного обществу произведения. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что ст. 1112 ГК РФ нуждается в существенной корректировке.

Неимущественные авторские права, будучи весьма специфичным явлением именно авторского права, достаточно сильно отличаются от имущественных. Имущественные авторские права в значительной степени сходны по своей юридической природе с правом пользования, которое является одним из элементов права собственности.

Право пользования исходя из сложившихся в гражданско-правовой науке трактовок представляет собой определенный набор юридически закрепленных возможностей на использование, эксплуатацию того или иного объекта прав (вещи) в целях извлечения выгоды, прибыли либо для иных целей. Как правило, основными целями эксплуатации вещи, учитывая условия существования рыночных отношений, разумеется, является получение прибыли.

Четкая граница между имущественными и неимущественными авторскими правами выражается также и в том, что они необязательно могут быть сосредоточены в руках одного лица.

Имущественные права согласно законодательству автор имеет право предоставлять и другим лицам. Между тем неимущественные права неотделимы от автора, и он продолжает пользоваться ими, как уже отмечалось выше, даже в случае передачи имущественных прав.

Имущественные авторские права могут передаваться иным лицам, и данная передача оформляется в виде своеобразного юридического договора (договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора), на уровне которого, в свою очередь, закрепляются права и обязанности сторон.

В рамках данного вопроса рассматривались общие положения, установленные законодательством в отношении имущественных и неимущественных авторских прав, теперь представляется необходимым вкратце коснуться имущественных и неимущественных авторских прав именно в аспекте издательского бизнеса. Неимущественные авторские права в данном случае не имеют какой бы то ни было отличительной спецификации, что не относится к имущественным правам, в рамках издательской деятельности включающих в себя ограниченный набор прав, обусловленный особенностями данной отрасли, – право на распространение, право на импорт, право на перевод и некоторые другие.

В заключение следует еще раз отметить, что имущественные и неимущественные авторские права остаются весьма неоднозначными категориями в гражданско-правовой науке.

Однако авторские правоотношения содержат в своей основе определенные права и обязанности субъектов данных правоотношений. Отечественная, как в целом и зарубежная гражданско-правовая наука, пока не предложила более рациональной классификации авторских прав, кроме условного разделения их на неимущественные и имущественные.

Более подробно с данными понятиями можно ознакомиться в соответствующей научной литературе. Для изучения необходимой терминологии рекомендуется обратиться к правовой базе, указанной выше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

В соответствии со статьей 1255 Гражданского кодекса РФ авторам принадлежит ряд личных прав, которые имеют неимущественную природу. Интересно, что у авторов произведений таких прав больше всего: например, у субъектов патентного права их значительно меньше, у владельцев товарных знаков — нет вообще. Обратим внимание, какой смысл вкладывается в неимущественные права автора и в чем особенности.

Юридическая природа

Автор, создавая произведение, прикладывает к нему личный творческий труд, и поэтому закон наделяет его дополнительными правами, которые неотделимы от создателя и самым тесным образом с ним связаны, непередаваемы другим субъектам.

Раз такие права для авторов произведений предусмотрены — значит, остальные лица обязаны воздерживаться от их нарушения: в противном случае автор может предъявить иск к нарушителю.

Право авторства

Авторство — особая правовая категория (см. ст. 1265 ГК РФ). Автор есть у тех объектов, к которым прикладывается интеллектуальный труд. Так, по ГК РФ можно считаться автором произведения, изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения, топологии интегральных микросхем. Во всех этих случаях есть творческий труд — именно он и гарантируется закреплением личного права авторства.

Поскольку в законе это право предусмотрено, то закреплен и механизм защиты. Так, если кто-либо назовется автором, и будет доказано, что это не соответствует действительности, подлинный создатель результата творческой деятельности вправе предъявить иск и даже взыскать денежную сумму (в рамках компенсации морального вреда).

Право автора на имя

Обычно оно упоминается вместе с предыдущим, т. к. они связаны между собой. Суть права на имя в следующем: автор может самостоятельно выбирать, какое имя будет указано на произведении (например, на обложке книги, в начале воспроизведения видео). Закон допускает такие способы, как написание имени автора (которое зафиксировано в паспорте), псевдонима (любого буквенно-числового выражения, которое придумает автор), анонимной публикации.

В случае когда, к примеру, произведение размещено на сайте правомерно, но не указан автор, последний может требовать суд предъявить к нарушителю гражданско-правовые санкции, в том числе, компенсацию морального вреда.

Право обнародования

Обнародование — процесс доведения произведения до массового сведения. Самый яркий пример — опубликование книги. Вместе с тем существуют и иные варианты: так, в законе указаны публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир либо по кабелю и другие способы. Так, если скульптор демонстрирует свое произведение, это будет считаться показом. Если же автор-исполнитель поет сочиненную им песню — это публичное исполнение. Когда фильм транслируется по телевизору — это сообщение в эфир или через кабель (в зависимости от того, каким способом реализуется сообщение).

Хотя закон одинаково охраняет как необнародованные, так и обнародованные произведения, последние защищать все-таки проще, поэтому большинство авторов прибегают к реализации этого права.

Хотя мы отнесли (и многие юристы относят) это право к личным неимущественным, здесь можно поспорить, так как возможность обнародовать произведение может перейти к другому лицу после смерти автора. Требуется, чтобы это лицо имело исключительное право, и также нужна воля автора на такое обнародование. Например, писатель может указать в предсмертной записке, что он хотел бы, чтобы конкретный человек опубликовал его книги. Таким образом, право можно считать неимущественным, т. к. здесь нет денежного содержания, но что касается личного характера, то неотделимость отсутствует, право может передаваться другому лицу, хотя только в одном случае.

Право на отзыв

Оно в некотором роде вторично от рассмотренного выше. В силу статьи 1269 ГК РФ автор может отказаться от обнародования произведения, если по факту оно еще не публиковалось, не выводилось в эфир и т. д. При этом нужно возместить убытки.

Право на неприкосновенность произведения

Это важнейшая юридическая гарантия запрещает всем прочим лицам нарушать целостность авторского произведения. В частности, в законе установлено, что нельзя вносить изменения, сокращения, дополнения, а также создавать иллюстрации, придумывать предисловия и послесловия, добавлять свои пояснения. Для осуществления указанных действий в обязательном порядке нужно согласие автора.

Закон особо охраняет это право. Именно поэтому в отдельных случаях, когда опорочена деловая репутация автора, его достоинство, можно в особом порядке наказать нарушителя (см. статью 152 ГК РФ).

Из общего правила есть изъятие: когда автора уже нет в живых, правообладатель может разрешать вносить коррективы в произведение, но при условии, что такие правки совершенно незначительны и не нарушают общего творческого замысла.

Таким образом, личные неимущественные права автора по умолчанию имеют тесную связь с его личностью, не могут быть переданы другим субъектам как по договору, так и по другим основаниям (например, по наследству). Что же касается способов защиты, то наиболее предпочтительным является взыскание морального ущерба (более подробно об этом см. эту статью).

21. Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора :

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

Признаки права авторства:

а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;

б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.

Право на имя – возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.

Право на обнародование – право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на отзыв – право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.

Право на защиту репутации автора – право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

2. Положения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также к защите прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 1240, пунктом 7 статьи 1260, пунктом 4 статьи 1263, пунктом 4 статьи 1295, пунктом 1 статьи 1323, пунктом 2 статьи 1333 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 1338 настоящего Кодекса.

3. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1251 ГК РФ

1. Статья 1226 ГК РФ к числу видов интеллектуальных прав наряду с исключительным правом относит личные неимущественные и иные интеллектуальные права. Комментируемая статья посвящена защите личных неимущественных прав и является специальной нормой по отношению к общим нормам ст. 1250 ГК РФ. Часть четвертая Кодекса в отличие от ранее действовавшего законодательства не проводит четкого деления между личными неимущественными и имущественными правами автора и иного правообладателя. В то же время такое деление основывается на общих критериях гражданского права и имеет значение для применения способов защиты, предусмотренных настоящей статьей. Личные неимущественные права могут принадлежать автору результата интеллектуальной деятельности. К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, исполнения, право на обнародование и др.

2. В комментируемой статье законодатель объединяет как способы защиты, так и меры ответственности за нарушение личных неимущественных прав. Законодатель определяет специальные способы защиты личных неимущественных прав, однако не все из них могут применяться при защите исключительных прав, а именно компенсация морального вреда. Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые могут испытывать лишь физические лица. В соответствии с абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК).

Вопросам компенсации морального вреда посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» .

———————————
Российская газета. N 29. 08.02.1995.

Компенсация морального вреда не применяется, если были нарушены лишь исключительные права (имущественные права).

Несмотря на то что перечень способов защиты личных неимущественных прав не является исчерпывающим, не все способы защиты исключительных прав, споры о которых превалируют, применяются для защиты личных неимущественных прав. Так, например, взыскание компенсации в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ не применяется к защите личных неимущественных прав.

3. Способы защиты личных неимущественных прав, предусмотренные комментируемой статьей, применяются и к случаям нарушения отдельных прав, прямо предусмотренных в данной статье, а именно прав:

— лица, организовавшего создание сложного объекта, указывать свое имя или наименование или требовать его указания (п. 4 ст. 1240 ГК);

— издателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК);

— изготовителя аудиовизуального произведения при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК);

— работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 3 ст. 1295 ГК);

— производителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, а также на защиту фонограммы от искажения при ее использовании и на обнародование фонограммы (п. 1 ст. 1323 ГК);

— изготовителя базы данных на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК);

— публикатора на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК).

В качестве истцов, чьи права нарушены, в этих случаях могут выступать не только физические, но и юридические лица, за исключением публикатора, в качестве которого может выступать только гражданин.

Нормы о защите личных неимущественных прав автора распространяются и на исполнителя физического лица, чьим творческим трудом осуществлено исполнение.

4. Согласно ст. 152 ГК РФ к способам защиты чести, достоинства и деловой репутации автора относятся:

— опровержение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности;

— возмещение убытков;

— компенсация морального вреда.

Пример нарушения прав автора на вышеназванные блага предусмотрен п. 2 ст. 1266 ГК РФ, согласно которому извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Понятия чести, достоинства и деловой репутации традиционно определяются наукой гражданского права следующим образом:

— честь — это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности;

— достоинство — это морально-правовая категория позитивно-субъективного характера, определяющая оценку собственной личности;

— репутация — это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, а деловая репутация — оценка профессиональных качеств.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Некоторые особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» .

———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

Добавить комментарий