Неисковое производство в гражданском процессе

§ 3

Судебная подведомственность неисковых дел

В гражданском процессе неисковые дела характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из публичных правоотношений, отнести дела:

— по заявлениям о защите избирательных прав и права граждан РФ на участие в референдуме;

— по заявлениям гражданам, организаций и прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. К оспариваемым актам следует относить: собственно нормативные акты; акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т. п.); локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.); распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности, или решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб);

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда (ст. 245 ГПК).

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, однако имеются неясные, неопределенные факты, с которыми связана реализация прав, в связи с чем необходим механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить, в связи с чем не применяются правила заочного производства.

В особом производстве защищаются не субъективные права, а только законные интересы заявителей путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Поэтому если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья обязан оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья должен отказать в принятии заявления.

Гражданский процессуальный кодекс устанавливает перечень подведомственных судам общей юрисдикции и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— о внесении исправлений или изменений в записи в книгах актов гражданского состояния;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Поскольку подведомственность неисковых дел разнообразна, то в данном случае вполне уместна классификация видов, разработанная в свое время Ю. К. Осиновым.

Согласно его классификации подведомственность делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы. Например, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции.

Вместе с тем неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.

Кроме того, множественная подведомственность, по мнению Ю. К. Осипова, может быть альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы), договорной и смешанной.

Например, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в соответствующие органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы либо отказать в этом. Однако суд устанавливает подобные факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК).

Договорной в гражданском процессе является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон, а смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим ее видам, чаще всего императивному и альтернативному.

Кроме того, ГПК относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела, разрешаемые в порядке приказного производства, а также дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Суды общей юрисдикции также рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве, и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

Сущность особого производства:

  • рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
  • отсутствуют спор о праве или материально-правовое требование одного лица к другому, соответственно, нет истца и ответчика, третьих лиц;
  • нет иска и институтов, связанных с исковой формой защиты права;
  • в меньшей степени проявляется принцип состязательности;
  • не в полной мере действует принцип диспозитивности (не применяются нормы искового производства о мировом соглашении, признании иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований, обеспечении иска).

Вместе с тем в таких делах возможен отказ от заявления, изменение его основания или предмета.

Согласно ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела:

  1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  2. об усыновлении (удочерении) ребенка;
  3. о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  4. об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  5. об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  6. о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  7. о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  8. о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  9. по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  10. по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В особом производстве рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждаются наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан, или подтверждается наличие либо отсутствие бесспорного права, а также определяется правовой статус гражданина.

В порядке особого производства рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права (установление факта владения и пользования недвижимым имуществом, дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам, дела о восстановлении утраченного производства). По данным категориям дел судом решаются вопросы не только факта, но и права. В этих случаях защита права не может быть осуществлена в исковом порядке, так как отсутствует спор о праве, и заинтересованное лицо ни к кому никаких требований не предъявляет.

В особом производстве рассматриваются дела, по которым суд устанавливает правовой статус гражданина: в одних случаях гражданин признается недееспособным или ограниченно дееспособным; в других — объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.

В делах особого производства возможен спор о факте, который требует судебного подтверждения, поскольку не всегда устанавливаемый судом факт является очевидным, и в отношении его существования имеются противоречивые доказательства, противоположные суждения. Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании или несуществовании фактов путем проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц. Таким образом, спор о факте в особом производстве возможен, и наличие или отсутствие факта должно быть судом установлено, если спор о факте не перешел в спор о праве.

Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения и разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Приказное производство Приказное производство представляет собой, так называемое, бесспорное и документально подтвержденное производство. В основе приказного производства лежит судебный приказ, который одновременно является судебным постановлением (вынесенным судьей единолично) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, а также исполнительным документом. Дела о выдаче судебного приказа относятся к подсудности мировых судей. Заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме и должно содержать: · наименование суда, в который подается заявление; · наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения; · наименование должника, его место жительства или место нахождения; · требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано; · документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя; · перечень прилагаемых документов. В случае, истребования движимого имущества, в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества. Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия. Судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления соответствующего заявления в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон. Дела, возникающие из публичных правоотношений Дела, возникающие из публичных правоотношений. Производство по таким делам является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, направленного на осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам. Суд рассматривает следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: · об оспаривании нормативных правовых актов; · об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; · о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; · иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений: · в случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления; · в случае нарушения правил подсудности дела, судья возвращает заявление; · в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете.


Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов или должностных лиц, возлагается не на заявителя, а на ответчиков. Для данной категории дел, важным является соблюдение срока исковой давности, т.е. срока обращения с подобным заявлением в суд. Так в частности, заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, а также заявление о защите избирательных прав или права на участие в референдуме, может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Особое производство Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство. В порядке особого производства суд рассматривает дела: · об установлении фактов, имеющих юридическое значение; · об усыновлении (удочерении) ребенка; · о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; · об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; · об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); · о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; · о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); · о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; · о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; · по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; · по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц. В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.


Особое производство в Арбитраже – это вид судопроизводства, объектом которого является не какой-либо спор, а интерес одного субъекта права, охраняемый законом.

Характерные черты особого производства:

  • неисковое, одностороннее производство. т.е. в данном случае в Арбитражный суд обращаются не с иском к какому-либо лицу, а с требованием установить определенный юридический факт.
  • нет спора между сторонами.
  • отсутствуют стороны судопроизводства. т.е. нет истца и ответчика, между которыми существует спор, а есть заявитель, который хотел бы установить в судебном порядке юридический факт.
  • некоторые процессуальные действия, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом, невозможно применить в особом производстве в связи с тем, что отсутствует спор и соответственно, вторая сторона спора (например, нельзя заключить мировое соглашение, нельзя признать иск либо предъявить встречный иск, дела особого производства не рассматриваются в третейском суде и т.п.)

Какие дела рассматриваются в порядке особого производства?

В соответствии со статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса в порядке особого производства Арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности.

Это дела об установлении следующих фактов:

  • факт, что юридическому лицу (организации, учреждению, предприятию и т.п.) или индивидуальному предпринимателю (ИП) принадлежит право владения и пользования недвижимым имуществом, как своим собственным.
  • факт, что юридическое лицо или ИП были зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации в указанное время и в указанном месте. (подтверждение факта госрегистрации).
  • факт, что какой-либо документ принадлежит юридическому лицу или ИП, в случае если наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя на данном документе не совпадают с наименованием, указанным в учредительных документах юр.лица или в паспорте гражданина.
  • иные факты, которые имеют юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской деятельности.

Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

Данная категория дел рассматривается Арбитражным судом по общим правилам, которые установлены для искового производства с учетом особенностей, предусмотренных именно для этой категории дел.

Производство по делу возбуждается на основании заявления об установлении факта, поданного в Арбитражный суд заявителем.

Если в процессе рассмотрения дела будет выявлено, что в наличии имеется спор, то заявление об установлении факта будет оставлено без рассмотрения, а заявителю в определении будет указано на его право обратиться в суд в порядке искового производства.

Участники особого производства

Участниками особого производства являются заявитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), который обратился в Арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а также заинтересованные лица.

Заинтересованные лица – это не обязательные участники процесса (в отличие от ответчика в исковом производстве), они могут привлекаться для подтверждения либо отрицания обстоятельств, которые помогают установить юридический факт.

В каких случаях заявитель может обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении факта?

Заявитель имеет право обратиться в Арбитражный суд с таким заявлением, если у него нет иной возможности получить или восстановить определенные документы, которые удостоверяют этот факт, либо если законом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Посмотрите как передается объект строительства в ментальной карте «Договор долевого участия в строительстве (214-ФЗ)»

Или узнайте как развестись в ЗАГСе

В какой Арбитражный суд подается заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение?

Заявление подается в Арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства самого заявителя. А если требуется признать факт владения и пользования недвижимым имуществом, то — по месту нахождения такого имущества.

Какие требования установлены для заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение?

В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда,в который подается заявление;
  • наименование заявителя, его место нахождения/место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
  • факт, который необходимо установить;
  • нормы закона, на которые ссылается заявитель;
  • обоснование того, почему необходимо установить данный факт;
  • доказательства того, что заявитель не имеет иной возможности получения надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

К заявлению должны быть приложены все необходимые документы.

Как проходит судебное разбирательство об установлении фактов, имеющих юридическое значение?

Дело рассматривается судьей единолично в присутствии заявителя и заинтересованных лиц. Арбитражные заседатели в данном деле привлекаться не могут.

В процессе подготовки к делу судья обязан определить круг заинтересованных лиц и известить их о месте и времени рассмотрения дела.

Также судья должен проверить, не предусмотрен ли законом другой внесудебный порядок установления данного факта либо была ли у заявителя иная возможность получить или восстановить необходимые документы.

Судья устанавливает, какие правовые последствия повлечет данный факт для заявителя в его предпринимательской деятельности и выясняет, не будут ли затронуты права других лиц.

И самое главное, что нужно определить судье — нет ли в данном случае спора о праве, потому что в противном случае Арбитражный суд оставит данное заявление без рассмотрения.

При рассмотрении дела в порядке особого производства может быть применена временная остановка судебного разбирательства:

  • отложение судебного разбирательства,
  • перерыв судебного заседания,
  • приостановление производства по делу.

Решение по делу об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Решение по делам особого производства выносится по общим правилам, установленным для искового производства главой 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В резолютивной части решения (при положительном решении) указывается на наличие факта и описывается данный юридический факт.

Данное решение для заявителя является основанием для дальнейшей регистрации факта или оформления права соответствующими органами.

Особенность данной категории дел состоит в том, что после вынесения решения исполнительный лист не выдается.

Помимо решения Арбитражный суд может вынести определения об оставления заявления без рассмотрения либо о прекращении производства по делу.

Обжалование решения об установлении фактов, имеющих юридическое значение, производится в общем порядке.

Добавить комментарий