Неисполнение обязанностей налогового агента

Новая редакция Ст. 199.1 УК РФ

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 199.1 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

2. Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и осуществляют в установленном порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов (см. ст. 9, 24 НК).

Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст. 286 НК)) (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

3. Предметом посягательства являются налоги и (или) сборы (см. коммент. к ст. 198).

4. С объективной стороны преступление выражается в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд), совершенном в крупном размере.

4.1. О понятии бюджета (государственного внебюджетного фонда) см. коммент. к ст. 198.

4.2. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) установлены налоговым законодательством, которое предусматривает за их неисполнение налоговую ответственность, но только в том случае, если совершенное деяние не содержит признаков состава преступления (см. ст. 24, 108, 123 НК).

4.3. Состав преступления образует как неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению и удержанию налогов и (или) сборов, так и отдельное их неперечисление в бюджет: чаще всего налоговый агент, исчислив и удержав у налогоплательщика налоги, не перечисляет их в установленные сроки в бюджет (государственный внебюджетный фонд), используя эти суммы для расплаты с поставщиками, погашения кредита, приобретения оборудования, транспортных средств и т.д.

5. Преступление считается оконченным (составом) в момент неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и в сроки, которые установлены налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

5.1. Обязательным условием наступления УО является крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов (см. примеч. к ст. 199).

6. Субъект преступного посягательства — физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов, а также иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Личный интерес как мотив может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных налоговым законодательством, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере. Если указанные действия налогового агента совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

8. Квалифицированный состав преступления характеризуется особо крупным размером неуплаченных налогов и (или) сборов. Его понятие дано в примеч. к ст. 199.

8.1. Об особенностях исчисления крупного и особо крупного размеров см. коммент. к ст. 198, 199.

9. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и соответственно ст. 198 или 199. Если названное лицо совершает также действия по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит при наличии к тому оснований дополнительной квалификации по ст. 199.2 (см. п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

10. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 Налогового кодекса РФ), на доходы физических лиц (статья 226 Налогового кодекса РФ), на прибыль (ст. 286 Налогового кодекса РФ)).

2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением в крупном размере одного из перечисленных в законе деяний: а) неисполнение обязанностей по исчислению налогов; б) неисполнение обязанностей по удержанию налогов; в) неисполнение обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему.

3. Преступление считается оконченным с момента неперечисления суммы налога, которую налоговый агент должен был исчислить и удержать, в бюджетную систему.

4. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера.

6. Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

7. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и соответственно ст. ст. 198 или 199 УК РФ.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 27 января 2017 г.

Налоговые агенты – это лица, в чьи обязанности входит исчисление и удержание с налогоплательщика суммы налога, а затем перечисление ее в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть несмотря на то что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать налоги (п. 1 ст. 45 НК РФ), в определенных случаях посредником между плательщиком и бюджетом оказывается налоговый агент. К примеру, каждый работодатель является налоговым агентом по НДФЛ, ведь именно он должен исчислить и удержать НДФЛ из доходов своих работников, и впоследствии уплатить его.

В ряде случаев организации выступают налоговыми агентами по НДС, а также по налогу на прибыль. При этом налоговый агент уплачивает налог не из собственных средств, а из средств налогоплательщика.

Права налоговых агентов такие же, как и у налогоплательщиков (п. 2 ст. 24 НК РФ).

Обязанности налоговых агентов

Кроме того, что налоговые агенты должны правильно рассчитывать, удерживать и перечислять налог вместо налогоплательщика, что в общем-то прямо следует из самого понятия «налоговый агент», они также обязаны (п. 3 ст. 24 НК РФ):

  • при невозможности удержать сумму налога с налогоплательщика сообщить об этом и о сумме задолженности в ИФНС по месту учета (допустим, если доход налогоплательщику был выплачен в натуральной форме);
  • вести учет доходов, выплаченных налогоплательщикам, а также сумм исчисленных, удержанных и перечисленных налогов;
  • представлять в свою ИФНС документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания и перечисления налогов, и хранить их в течение 4 лет.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Налоговые агенты могут быть привлечены к ответственности за неисполнение своих обязанностей. За неудержание и/или неперечисление сумм налога с плательщика, а также удержание и перечисление налога не полностью, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению (ст. 123 НК РФ). Кстати, пени налоговому агенту тоже платить придется (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Непредставление в срок налоговым агентом в инспекцию документов или сведений, предусмотренных НК РФ, также карается штрафом. К примеру, если работодатель –налоговый агент не сдаст:

В случае отражения некорректных данных в документах, представляемых налоговым агентом, с него может быть взыскан штраф в размере 500 руб. за каждый документ, содержащий недостоверную информацию (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

«Виталий Поляков
адвокат по налоговым
преступлениям»

В своей статье: «Налоговые преступления» я упоминал, что Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи – ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ, ст. 199.2 УК РФ. Все четыре статьи предусматривают ответственность за нарушение налогового законодательства. В данной статье речь пойдет о таком виде налогового преступления, как неисполнение обязанностей налогового агента. Ответственность за данный вид налогового преступления предусмотрен ст. 199.1 УК РФ. Здесь речь идет о ненадлежащем исполнении налоговыми агентами своих обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет. Кто такой налоговый агент? Понятие налогового агента содержится в ст. 24 НК РФ. Так налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Прежде чем перейти к теоретическому ознакомлению со ст. 199.1 УК РФ хочется отметить, что основанием привлечения к уголовной ответственности является обязательное наличие всех признаков состава налогового преступления, как и любого иного уголовно преследуемого преступления.

Согласно Налоговому кодексу РФ обязанность налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет возникает в следующих случаях:

  • организации и физические лица, являющиеся работодателями, которые исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджетную налог на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ);
  • российские организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговых органах РФ, выступающие в качестве налоговых агентов по уплате налога на добавленную стоимость, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не зарегистрированных в РФ (ст. 161 НК РФ);
  • российские и иностранные организации, выступающие в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, — партнеры иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств и получающих доходы на территории РФ, (п. 4 ст. 286, ст. 310 НК РФ);
  • российские организации, выступающие в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль, которые выплачивают дивиденды владельцам акций или долей в уставных капиталах, (п. 5 ст. 286 НК РФ).

Объектом рассматриваемого вида налогового преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является установленная законом обязанность по уплате налогов и сборов в бюджет страны. Объективной стороной налогового преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ признается неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов в крупном размере. Под неисполнением налоговым агентом своих обязанностей, в частности понимается то, что он в буквальном смысле игнорирует возложенные на него законом обязанности по: исчислению, удержанию и перечислению.

Поляков Виталий Александрович — адвокат по налоговым преступлениям в Москве и Московской области. Более 20 лет практики в правоохранительных органах и адвокатуре. Если у вас возникли проблемы, связанные с неуплатой налогов — звоните!
Телефон: +7 (499) 391-34-74

Ст. 199.1 УК РФ: субъект и субъективная сторона преступления

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, налоговый агент – индивидуальный предприниматель или лицо, выполняющее соответствующие обязанности в организации (налоговом агенте). Субъективной стороной рассматриваемого налогового преступления, как и в ст. 198 УК РФ, 199 УК РФ является прямой умысел по неисполнению своих обязанностей. В рассматриваемом случае, под прямым умыслом по неисполнению понимается, что субъект преступления – налоговый агент, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов в качестве налогового агента, способами, указанными в ст.199.1 УК РФ.

Важно! Обязательным признаком субъективной стороны является личный интерес виновного в совершении преступления.

При этом закон прямо не раскрывает этого понятия, личный интерес может выражаться в получении взаимной услуги, из личной неприязни, корысти и т.п.

Ст. 199.1 УК РФ: ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Что касается уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента, сразу хочется отметить, что ст. 199.1 УК РФ содержит обязательный признак: крупный и особо крупный размер суммы неисполненных налоговых обязательств. Так, ст. 199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и сборов подлежащих удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет, в личных интересах, совершенное в крупном размере.

Согласно ч. 1 ст. 199.1 УК РФ за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов, подлежащих исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, виновное лицо наказывается:

  • штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.;
  • либо принудительными работами на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо без такового;
  • либо арестом на срок до 6 месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо без такового.

Крупный размер в рассматриваемом случае аналогичен указанному в ст. 199 УК РФ — сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо 15 млн. руб.

Подробнее об ответственности за налоговое преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ читайте в моей статье: «Статья 199 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией».

Пени вдобавок

Правила об уплате пеней налогоплательщиками, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса, распространяются и на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК). В соответствии со статьей 75 Кодекса к налоговому агенту может быть применена мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде начисления пеней в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (см. письмо УМНС от 9 марта 2004 г. № 26-08/15125). Пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК).

В арбитражной практике существуют споры по вопросу правомерности начисления пени налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России. Приведем пример «образцово-показательного» решения суда (немосковского округа). Арбитры установили, что налоговый агент был обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранному юридическому лицу, так как документы, представленные им в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение иностранного юридического лица, не отвечают требованиям, предъявляемым к официальным документам. Учитывая неисполнение налоговым агентом обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса, суд пришел к выводу, что пени как правовосстановительная мера государственного принуждения за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2007 г. № А56-6800/2007).

📌 Реклама

Конституционный Суд, ссылаясь на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса, также ранее отмечал, что привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от обязанности перечислить сумму налога и пени (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О).

Данные выводы судов пресекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС в постановлении от 26 сентября 2006 г. № 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, (см. также постановление Президиума ВАС от 16 мая 2006 г. № 16058/05). Судьями было указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса суммы налога, не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами с физических лиц, взыскиваются до полного погашения этими лицами задолженности по налогу (в порядке ст. 45 НК). В то же время работники, с выплаченных доходов которых общество не удержало налог, на момент рассмотрения дела были уволены. А значит, организация лишена была возможности удержать с них налог. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса, обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков — физических лиц. Поэтому инспекция не имела права возлагать на налогового агента обязанность уплатить за счет своих средств налог (подлежащий удержанию с лиц, уже не состоящих с ним в трудовых отношениях) и пени.

📌 Реклама

Старший юрист управляющей компании «Независимые директора» Игорь Богомолов:

— Хотелось бы обратить внимание на несколько ключевых моментов. Так, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов. При этом неисполнение данной обязанности следует отличать от ее несвоевременного исполнения, то есть исполнения с нарушением установленного срока. А поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не подлежат расширительному толкованию, то привлечение к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению налогов в случае, когда обязанность была исполнена с нарушением срока, невозможно (см., например, определение ВАС от 28 февраля 2008 г. № 2309/08, постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2006 г. № КА-А40/402-06). Нарушение установленных сроков влечет применение меры обеспечения в виде пени, а не применение санкций.

Кроме того, следует отметить, что поскольку необходимым условием для исполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога является факт выплаты денежных средств налогоплательщику, то в случае неденежной выплаты доходов, исполнить данную обязанность не представляется возможным. Соответственно, и привлечение к ответственности за неперечисление сумм налога в бюджет в данном случае также неправомерно. В этом случае налоговый агент обязан лишь уведомить налоговый орган о факте выплаты доходов и невозможности удержать соответствующую сумму налога (см., например, письмо Минфина от 28 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/420).

Также возникают споры в случае увеличения номинальной стоимости долей участников общества с ограниченной ответственностью. На наш взгляд, обязанности по перечислению сумм налога у налогового агента не возникает до момента реальной выплаты участнику дохода, то есть до момента реализации доли, ее выкупа и т. д. (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 октября 2006 г. по делу № А40-46964/06-120-240). Однако налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения и считают, что моментом выплаты дохода является дата регистрации увеличения уставного капитала общества (см., например, письмо Минфина от 26 мая 2006 г. № 03-05-01-05/87).

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Добавить комментарий