Необходимость толкования норм права

Толкование норм права – выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально – волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.

Данный процесс состоит их 2-х частей (элементов): толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов.

Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе.

Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель.

Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке.

Значение толкования норм права

ü Является важным условием эффективной реализации норм права;

ü Обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;

ü Неправильное истолкование нормы права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;

ü Выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;

ü Способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.

Толкование права проявляется в трех аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других) и интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).

Элементы процесса толкования норм права

Толкование – уяснение – внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора. Выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения.

В ходе уяснения интерпретатор использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический (филологический), логический, историко-политический и систематический способы толкования. Оно всегда предшествует разъяснению.

Толкование – разъяснение – деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений. Эта сторона деятельности адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений. При разъяснении объективируются результаты первой части процесса. Такая объективизация находит свое выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт – либо в устной – совет, рекомендация.

Разъяснение норм права есть ничто иное, как объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативно – правовых актах.

Уяснение и разъяснение представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса толкования, в котором используются различные способы и приемы познания (уяснения) и объяснения (разъяснения) правовых норм.

Необходимость толкования норм права

1. Норма права носит общий характер, а применять ее необходимо к конкретным жизненным ситуациям.

2. Юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук. Воля государства выражается через средства и приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические конструкции, систему отсылок. Некоторые термины заимствованы из других отраслей наук. Все это требует специальных (юридических) знаний для объяснения терминов.

3. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники. Отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными.

4. Толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

5. Токование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражения «и т.д.», «и т.п.», «иные», «другие». Используются краткие формулировки, это приводит к тому что возникает необходимость «расшифровывать» данные формулировки.

62.Способы (приемы) толкования норм права.

Способ толкования – совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выражение в ней воли законодателя.

Способы токования норм права

1.Грамматический (филологический, языковой, текстовый) – состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста какого – либо нормативного акта (выясняется значение отдельных слов, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений, обращается внимание на знаки препинания, союзы, вводные слова и т.д.). главное понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель. (Казнит нельзя помиловать).

Основные правила грамматического толкования:

ü Словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для их иной интерпретации;

ü Если в нормативном акте дано определение того или иного понятия, то именно в этом значении и следует его понимать, несмотря на его значение в обыденном языке;

ü Значение термина, установленное правотворческим органом для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;

ü Идентичным (одинаковым) формулировкам в рамках одного и того же акта нельзя придавать разные значения, если из этого акта не следует иное;

ü Недопустимо такое толкование норм права, при котором ее отдельные слова и выражения трактовались бы как излишние.

2.Логический – состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики (логическое преобразование, выводы от противного, доведение до «абсурда» и др.). например ст. 105 УК РФ «Убийство, то есть умышленное причинение смерти…наказывается…» Однако наказывается не само убийство, а лицо, совершившее его. Преобразованный текст будет выглядеть следующим образом: «Лицо, совершившее умышленное убийство…наказывается…».

Необходимость логических преобразований объясняется внутренней структурой правовых норм. Иногда внутренняя структура норм права не совпадает с внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта либо в других нормативных актах. Большинство статьей УК построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, а диспозиция подразумевается и должна быть выражена словами: «Запрещается совершать (не совершать) что-то…». Статьи предусматривающие ответственность за нарушение ПДД, диспозицию содержат в другом нормативном акте.

Доведение до абсурда, например, при анализе понятия «источник повышенной опасности» можно признать таковым не только автомобиль, но и велосипед, гужевой транспорт.

Законодатель в целях лаконичности, экономии места в нормативном акте при формировании норм права перечисляет какие – либо обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не дает их исчерпывающего перечня, а использует обороты: «и другие», «в аналогических случаях». Деятельность по уяснению норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения.

3.Систематический — состоит в уяснении содержания правовых норм в их взаимной связи, с учетом их места и значения в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. Нормы связаны между собой многочисленными отношениями, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, установить связь между охранительными и регулятивными нормами. Системный подход позволяет выявить факты коллизий (противоречий) между правовыми нормами; важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю, проявляется при сопоставлении общей и особенной части.

4.Историко — политический – состоит в уяснении смысла правовых норм на основе исследования историко – политических условий их применения. Помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Позволяет анализировать источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.п.

5.Социально – юридический – состоит в уяснении смысла специальных юридических понятий, категории, конструкций и т.д. на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники. Предусматривает исследование технико – юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

6.Телеологический — состоит в установлении целей принятия нормы права.

63.Толкование норм права по субъекту.

Деятельность государственных органов, общественных организации и отдельных лиц по разъяснению норм права.

Виды токования норм права по субъектам

1. Официальное – дается уполномоченными на то субъектами(государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Официальное различают двух видов: Нормативное (общее) и Казуальное (индивидуальное)

1. Нормативное (общее) – не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих и характеризуется государственной обязательностью, неоднократного использования, носит общий характер. Предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершены по своей форме , имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования.

Нормативное толкование бывает

— Аутентичное (авторское) – разъяснение смысла нормы права органом, ранее ее принявшим. Основана на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Госдума РФ.

— Легальное (разрешенное, делегированное) – разъяснение осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

2. Казуальное (индивидуальное) – характеризуется обязательностью, индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю. Дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Например, в постановления и определения судов второй и надзорной инстанции прямо разъясняется смысл применяемых норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

2. Неофициальное – дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально разъяснять правовые нормы. (Субъекты: общественные организации, научные учреждения, ученные, практические работники). Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендации и советов. Акты неофициального токования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий. По внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой – либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях)

Неофициальное различают: Доктринальное (научное), Компетентное (профессиональное), Обыденное

Доктринальное (научное) – разъяснение норм права научно – исследовательскими учреждениями, отдельными ученными в статьях, монографиях, научных комментариях практики, устных и письменных убеждениях проектов нормативных актов.

Компетентное (профессиональное) – разъяснение, исходящее от сведущих в области права лиц – юристов – практиков, от должностных лиц государственного аппарата. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Обыденное – разъяснение, осуществляемое любым гражданином. Выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Проявляется в ходе всенародного обсуждения каких – либо нормативных актов, референдумов.

Понятие, необходимость и цели толкования права

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения. Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Финансовый контроль, 2010. — С. 165.

Необходимость в толковании правовых норм возникает, во-первых, в связи с тем, что нормы права носят общий и абстрактный характер и не всегда ясен их смысл (содержание), в то время как реальные общественные отношения всегда конкретны, имеют ряд индивидуальных особенностей. Следовательно, в каждом конкретном случае реализации норм права нужно выяснить, относится ли данный случай к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме, или нет. Во-вторых, встречающиеся иногда в правоприменительной практике недостатки законодательной техники порождают юридические коллизии, что также способствует возникновению необходимости в толковании правовых норм. Необходимость толкования норм права схематически показана на рис. 1. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие / Т.Н. Радько. — М. Проспект, 2011. — С. 26.

Рисунок 1 — Необходимость толкования норм права

Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д. Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования.

Толкование призвано обеспечивать полную и всестороннюю реализацию норм права всеми субъектами правоприменительной деятельности. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению норм права на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок во всех сферах общественной жизни.

Проблема толкования норм права выходит за рамки реализации права. Толкование имеет самостоятельное значение, но в ходе правотворчества возрастает значение толкования. Без толкования права нельзя создать ни новых норм права, ни систематизировать имеющийся нормативный материал. Разработка новых юридических предписаний также невозможна без толкования, так как в развитой системе законодательства большинство вновь создаваемых юридических норм связано с уже существующими законодательными положениями.

Значение толкования права показано на схеме (рис. 2). Там же. — С. 27.

Рисунок 2 — Значение толкования норм права

Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов.

Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта).

Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель.

Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить «букву» и «дух» закона.

Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности. В своей интерпретационной деятельности органы государственной власти, должностные лица должны исходить из принципа конституционной законности, который закреплен в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Принцип законности в деятельности органов государственной власти, должностных лиц способствует охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению правопорядка.

Поскольку речь идет о законодательстве федеративного государства, то при толковании коллизионных норм, регулирующих вертикальные связи, действует принцип единства политического и правового пространства. Если есть противоречия между федеральными законами и законами субъектов в составе Федерации, то применяются нормы федерального закона.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края установил, что ряд статей Устава Алтайского края не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Функции толкования раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др.

Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующее законодательство. Оно лишь призвано объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы не должны изменяться и приспосабливаться к новым условиям в процессе толкования и применения, для этого существует правотворчество.

В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя.

Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании, где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона при толковании проявляется в точном соответствии иных актов закону. Особую роль при толковании норм права имеет специальная юридическая подготовка.

Толкование права проявляется в двух основных аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других), а также интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста). Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Финансовый контроль, 2010. — С. 166.

Схематически толкование норм права показано на рис. 3.

Рисунок 3 — Толкование норм права

Уяснение характеризует гносеологическую природу толкования, направленного на познание права. Оно выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, интерпретирующего норму права. Уяснение правовых норм имеет место во всех случаях, когда субъекты права раскрывают содержание юридических норм «для себя» с целью их реализации, т. е. устанавливают свои права и обязанности, заключенные в правовой норме, а разъяснение — в тех случаях, когда правоприменитель доводит до всех субъектов права истинное содержание текста закона (нормы), которое хотел выразить законодатель.

Уяснение и разъяснение — это две диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса толкования (интерпретации), в котором используются различные способы и приемы познания и объяснения юридических норм. Интерпретатор, прежде чем разъяснять содержание правовой нормы другим, должен уяснить ее смысл для себя. Это нужно для того, чтобы содержание нормативно-правового акта было понятно другим субъектам реализации права.

Правоприменитель должен четко представить себе, какое правовое содержание было вложено законодателем в юридические термины, а также языковую и логическую конструкцию конкретной правовой нормы. Кроме того, необходимо установить место данной юридической нормы в системе права и, в ряде случаев, исторические, экономические и политические причины издания данной правовой нормы. Такой анализ нормативного предписания закона связан:

— во-первых, с тем, что термины, формулировки и словосочетания, используемые в нормативных предписаниях, не всегда абсолютно четкие, ясные и однозначные;

— во-вторых, с тем, что правоприменителю приходится мысленно прилагать более или менее абстрактную норму к обстоятельствам конкретного случая, которые могут быть индивидуальны и неповторимы.

Уяснение смысла правовой нормы происходит путем ее сопоставления с иными нормами права, выявления ее юридической силы, сферы действия, принадлежности к определенной отрасли, институту права.

Разъяснение норм права имеет место в тех случаях, когда оно дается субъектом, который сам не является участником данного правоотношения, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон, с целью объяснения и изложения воли законодателя, выраженной в нормативно-правовых актах. Например, законодательные органы дают разъяснения по некоторым правовым нормам, подлежащим применению; судебные органы — по делам, находящимся в их производстве.

Толкование норм права – выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально – волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации. Элементы процесса толкования норм права:1. Толкование уяснение – внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора;2. Толкование разъяснение– деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений. Необходимость толкования норм права:1. Норма права носит общий характер, а применять её необходимо к конкретным жизненным ситуациям;2. Юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук;3. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными;4. Толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права;5. Толкование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражения «и т.д.», «иные», «другие». Значение толкования норм права:1. Является важным условием эффективной реализации норм права;2. Обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;3. Неправильно истолкованные нормы права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;4. Выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;5. Способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.

68 Способы (приемы) толкования норм права: понятие, виды и их характеристика.

Толкование норм права — выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально – волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации..

Способы толкования- специальные приемы и средства выявления смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно для получения ясности правовых явлений.

1) филологический (языковой, грамматический, текстовый)- уяснение содержания правовых норм путём исследования их словесной формулировки; это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и систематической структуры текста нпа. Данный способ требует уяснения смысла и значения используемых в норме положений; учета значения союзов; точного учета совершенных и несовершенных форм глаголов и причастий; значений знаков препинания.

2) логический- уяснение содержания правовой нормы путём непосредственного использования законов и правил логики; здесь исследуются внутренние связи между частями нормативного акта и логической структурой правовых предписаний. Этот способ толкования имеет особое значение для выявления элементов структуры юридической нормы; предполагает уяснение законов формальной логики (тождества, исключённого третьего, достаточного основания) и диалектической (в астрономии развития).

3) систематический- уяснение содержания правовой нормы в зависимости от её связи с нормами других институтов и отраслей, принципами права. Необходимость этого способа обусловлена системностью права. Основной приём- сравнение.

4) историко-политический- уяснение смысла нормы права на основе исследования исторических условий их принятия.

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 1838 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых норм и актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование как интеллектуально-волевой, организационный процесс включает в себя два компонента: уяснение и разъяснение. Уяснение — процесс понимания, осознание содержания правовых актов «для себя». Разъяснение — объяснение, доведение усвоенного содержания «для других». Указанные элементы нельзя противопоставлять, ибо они

Рис. 27. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Применение правовых норм

тесно взаимосвязаны. Действительно, прежде чем разъяснить содержание другим, субъект его должен уяснить для себя. В то же время разъяснение иным субъектам необходимо для того, чтобы они, в свою очередь, это содержание уяснили. При этом интерпретатор (субъект, толкующий правовой акт) не реализует норму права, а лишь уясняет ее содержание.

Объектом толкования выступают правовые акты. Нередко в литературе речь идет только о толковании норм права. Такая трактовка значительно принижает роль и значение толкования. Толкованию подлежат все правовые акты (правоприменительные акты, договоры), а не только нормативные, содержащие нормы права.

Толкование — юридически значимая деятельность, ибо она имеет целью реализацию или совершенствование толкуемых актов. Действительно, без точного уяснения правового акта невозможна его реализация. Толкование здесь осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм (хотя и такое познание, например в учебных целях, не исключается), а в целях их реализации.

Более глубокий анализ явления позволяет характеризован, толкование права как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как юридического явления обусловлена рядом факторов.

Первый фактор связан с особенностями самого права как явления. Право, как известно, обладает специфическими признаками: особой нормативностью, общеобязательностью, формальной определенностью, системностью, государственной гарантированностью. Каждый из этих признаков по своему содержанию вызывает необходимость толкования норм как условия их реализации.

Второй фактор исходит из особенностей правового регулирования, отличающегося от иных форм социального регулирования. Оно предполагает различные методы, способы, типы, режимы, юридические конструкции и включает несколько стадий. Поэтому реализация правовых актов не может осуществляться «автоматически», «сама собой», а требует определенной мыслительной деятельности по их уяснению с учетом особенностей правовых актов и правового регулирования в целом.

Третий фактор вызывается возможными противоречиями между формой и содержанием права. Содержание права находит свое выражение в правовых актах, которые не всегда адекватно отражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права.

Четвертый фактор обусловлен противоречием между стабильностью права, формальным характером правовых предписаний и динамикой общественных отношений. Нередко остающийся неизменным (в силу формального, текстуального закрепления) закон реализуется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях, что требует его осмысления.

С учетом сказанного можно говорить о специфическом юридическом толковании, отличном от иных видов толкования (например, перевода текста с одного языка на другой, толкования химических формул, нотных записей и т.д.). Специфика юридического толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.

Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.

В юридической науке и практике различаются следующие способы (некоторые авторы называют их «приемы») толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Грамматическое толкование. Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь возникает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается содержание текста. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения (знаки препинания, соединительные и разделительные союзы и др.). В этом смысле толкование правового акта сходно с уяснением смысла любых письменных источников (газетных или журнальных статей, художественных произведений и т.д.).

Логическое толкование — это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики, с помощью которого устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Цель логического толкования — с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. При этом наряду с правилами формальной логики интерпретатор должен использовать и законы диалектической логики.

Существование систематического толкования предопределено системностью самого права. Указанное толкование заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с другими нормами или иными нормативными актами. Нормы права не существуют независимо друг от друга, а поэтому для полного и правильного уяснения смысла конкретной нормы недостаточно ее текстуального анализа, а требуется исследование ее связей с другими предписаниями. Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для систематического толкования. Например, Конституционный Суд РФ вывел целый ряд полномочий Президента РФ из его функций (гаранта Конституции, обеспечения прав и свобод граждан и др.), закрепленных в Основном законе.

Историко-политическое толкование предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм и на момент их реализации. Такое толкование тем более необходимо в случаях, когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.

Специально-юридическое толкование основано на специальных профессиональных знаниях правовой науки и юридической техники. При формулировании правовых предписаний законодатель использует разнообразные юридико-технические средства и приемы, различные методы, способы и типы правового регулирования, что и обусловливает потребность интерпретатора в специальных юридических (в первую очередь научно-теоретических) знаниях. Прежде всего это касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя знание таких, например, категорий, как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Подобное толкование необходимо не всегда. Однако если в стране резко меняется общественно-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение. Так, Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», действовавший до принятия Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, имел целью обеспечение и защиту конституционных прав граждан на землю. С учетом названных целей субъекты права и должны были толковать (и применять) положения Указа, исходя из приоритетной цели защиты интересов именно граждан (а не организаций).

Функциональное толкование предполагает, что интерпретатор толкует содержание нормы с учетом конкретных особенностей (места, времени, личности и т.д.) Прежде всего это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважительные причины», «значительный ущерб», «крайняя необходимость», «неблагоприятные условия» и т.д.). С учетом конкретных условий одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, вред — существенным или несущественным и т.п. Нередко законодатель прямо обязывает правоприменителя учитывать конкретные условия, т.е. обращаться к функциональному толкованию. Так, согласно ст. 81, 83 СК РФ размеры алиментов на содержание детей суд определяет «с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств». В качестве критериев толкования оценочных терминов выступают политические, нравственные, общесоциальные критерии.

Конечно, для уяснения содержания нормы не всегда возникает необходимость во всех способах толкования. Иногда можно ограничиться лишь грамматическим и логическим толкованием. Однако это не дает оснований игнорировать какой-либо из указанных способов, ибо бывает, что именно он позволяет правильно понять, «поставить точку» в уяснении содержания нормы и правильно применить ее на практике.

Субъекты толкования.

Нормативные предписания могут толковаться любыми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение толкования различается в зависимости от того, кто толкует норму. Л поэтому важно классифицировать виды толкования но его субъектам. По этому основанию различают официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование осуществляется компетентными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь, оно подразделяется на аутентическое, легальное и правоприменительное.

Аутентическое толкование производит орган, издавший закрепляющий норму акт. Какого-либо специального разрешения ему для этого не требуется, так как он делает это в силу своей правотворческой компетенции. Содержание аутентического толкования может даваться как в тексте самого акта (посредством дефинитивных норм), так и в отдельном самостоятельном акте толкования.

Легальное толкование выполняет орган, специально уполномоченный на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «даст разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения согласно ст. 127 Конституции РФ дает и Высший Арбитражный Суд РФ. Исключительная компетенция Конституционного Суда РФ толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Дает он толкование и норм самой Конституции (ст. 125 Конституции РФ). Правом официального толкования (разъяснения) положений избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия РФ.

Указанные виды толкования носят нормативный характер, т.е. объектом толкования являются норы права (нормативные акты) безотносительно к случаям их конкретного применения.

Существует и ненормативное (казуальное), т.е. правоприменительное, толкование — толкование, осуществляемое правоприменителем на второй стадии процесса применения норм права. Напомним, что вторая стадия — это стадия, на которой выбираются и анализируются (т.е. толкуются) нормы права. Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.

Другой вид толкования по субъектам — неофициальное толкование. Оно осуществляется различными субъектами, но его результаты не имеют общезначимого характера. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование дается любыми субъектами права. Его точность зависит от уровня их правосознания. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием для юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование осуществляется специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования является не степень знания права, а профессиональная (но не правоприменительная) деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда (поэтому такое толкование является неофициальным), но его необходимость и порядок закреплены нормативно (например, в ст. 25.5, 25.11 КоАП РФ).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в научных статьях, монографиях, комментариях. Иногда результаты такого толкования публикуются в специальных сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего законодательства отдельной отрасли. Этими комментариями пользуются практические работники в правоприменительной деятельности.

Результат толкования — уяснение подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Однако смысл, содержание нормы далеко не всегда совпадает с ее текстуальным выражением. Единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. Поэтому для юридической практики важное значение имеет разграничение видов толкования по объему. По этому основанию различают буквальное, ограничительное и распространительное толкование.

Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения нормы ее действительному смыслу. Большинство норм толкуется именно буквально. Например, в ст. 37 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сказано, что «вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и смысловое содержание по объему совпадают, субъекты данного правоотношения перечислены полностью.

В ст. 106 ГК РФ предусмотрено, что «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов… подлежит возмещению». Будет ли возмещен ущерб, если вред нанесен иностранцу либо лицу без гражданства? По-видимому, на этот вопрос следует дать утвердительный ответ, хотя в тексте закреплен только один субъект — гражданин. Такое толкование, когда смысл нормы шире ее буквенного закрепления, определяется как распространительное толкование. Его не следует отождествлять с применением права по аналогии. При аналогии закона определенные акты не охватываются не только смыслом, но и буквой закона, ибо законодатель вообще не предусмотрел аналогичные обстоятельства. При распространительном же толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом закона, хотя и не получили точного и полного закрепления в тексте нормативного акта.

При ограничительном толковании содержание нормы права оказываются уже ее текстуального выражения. Так, в ст. 34 СК РФ говорится, что «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью». Однако нередки случаи, когда супруги, не расторгнув брака, проживают раздельно. Является ли при таких условиях нажитое ими имущество совместным? В данном случае, видимо, необходимо толковать норму права ограничительно (т.е. не во всех случаях нахождения в браке, а лишь при условии совместного проживания). Точно так же в данной статье ограничительно следует трактовать и термин «имущество». В соответствии со ст. 36 СК РФ вещи индивидуального пользования (одежда, обувь), приобретенные во время брака, не являются общим имуществом, а признаются имуществом супруга, который ими пользуется.

Необходимость ограничительного и распространительного толкования определяется самим интерпретатором. Однако в некоторых случаях на такую необходимость указывает сам законодатель. Например, перечень случаев, требующих распространительного толкования, нередко сопровождается выражениями «и так далее», «и другие». Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы, которая ограничивает действие общей нормы, делает из нес изъятия. Кроме того, во избежание субъективизма юридическая наука и практика выработали ряд правил. Например, распространительно толкуются незавершенные перечни, но недопустимо их ограничительное толкование. Нельзя давать распространительное толкование при наличии исчерпывающих перечней. Точно так же оно недопустимо при толковании санкций и положений, составляющих исключение из правила.

В конечном же счете толкование имеет целью обеспечение законности в правоприменительной и в целом правореализаторской деятельности, повышение эффективности правового регулирования, обеспечение и защиту прав и свобод граждан.

Интерпретационные акты — правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Прежде всего интерпретационные акты — это акты правовые. Следовательно, они обладают всеми признаками таковых (напомним, что правовыми актами являются также нормативные и правоприменительные акты). Они издаются и обеспечиваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации. По другим же признакам интерпретационные акты отличаются от иных правовых актов.

Интерпретационный акт -результат толкования правовых норм. Другие же акты — результат иной деятельности: правотворчества или правоприменения. Эти виды правовой деятельности имеют различное назначение, процедуру, нормативное закрепление.

Нормативный акт содержит нормы права, правоприменительный — индивидуальные правовые предписания. Интерпретационный же акт лишь толкует, разъясняет указанные акты.

Субъектами официального толкования являются высшие судебные органы. Издаваемые ими интерпретационные акты называются постановлениями.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ — в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

В науке неоднократно поднимался вопрос о юридической природе актов официального толкования. Основания для постановки подобного вопроса дает действующее законодательство. Так, п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» закрепляет, что «по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации». Исходя из этого, отдельные авторы полагают, что указанные постановления содержат правовые нормы, общеобязательные правила поведения. Другие авторы с подобной точкой зрения не согласны, полагая, что эти акты норм права не содержат.

Действительно, судебные органы не обладают правотворческой компетенцией. Согласно конституционному принципу разделения властей — это органы правосудия. Акты же высших судебных органов, в которых дается толкование нормативных актов, — акты интерпретационные. Эти акты не содержат новых норм, а лишь разъясняют содержание интерпретируемых. Они неотделимы от толкуемого акта и разделяют его судьбу. Нельзя понимать интерпретационные акты и как прецедент. Как правило, постановления высших судебных инстанций содержат не решение конкретного дела, а предписания по результатам обобщения судебной практики. Обобщение же практики нельзя признавать прецедентом, который образуется как результат разрешения конкретного дела.

В науке было предложено оригинальное компромиссное решение проблемы. По мнению некоторых авторов, предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений. Правотворческие органы, в свою очередь, должны следить за правоприменительной практикой и оперативно вносить изменения в действующее законодательство, базируясь на сформировавшихся правоположениях.

Сложнее оценить природу актов Конституционного Суда РФ, который осуществляет толкование нормативных актов с точки зрения соответствия их Конституции РФ. Действительно, правовое предписание, признанное Конституционным Судом РФ неконституционным, утрачивает юридическую силу, перестает действовать. Таким образом, постановление в этом случае содержит оперативную норму. Что касается нормативных регулятивных предписаний, то оно не должно их содержать. Конституционный Суд РФ лишь отменяет действие нормы, но не устанавливает повой. И если в постановлении содержится конкретное предписание (что иногда имеет место), Суд в данном случае выходит за пределы своих полномочий. Изменение законодательства, формулировка новых, соответствующих Конституции РФ норм — это прерогатива законодателя. Решения Конституционного Суда РФ следует отличать от его «правовых позиций» — явления нового в российской правовой системе и поэтому требующего дальнейшего теоретического осмысления.

Осуществляя правосудие по гражданским делам, судебные органы толкуют не только нормативные акты, но и договоры, условия которых и составляют предмет гражданского спора. В условиях проведения экономических реформ роль договоров значительно возрастает, что и актуализирует необходимость их толкования и научно-теоретического анализа этого процесса. На это обстоятельство обратил внимание и законодатель, закрепив этот процесс в ст. 431 ГК РФ, специально посвященной толкованию договоров.

Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов. Эта специфика определяется субъектом и предметом толкования, особенностями его содержания, специфическими принципами и выполняемыми функциями.

В качестве субъекта этого вида толкования ГК РФ определяет суд. Но это верно лишь применительно к субъектам официального толкования. Толкование договора может быть и неофициальным, осуществляться сторонами процесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участвующими в деле. В качестве объекта толкования выступает договор — правовой акт, определяющий права и обязанности сторон. Поскольку смысл гражданско-правового спора как раз и заключается в споре о смысловом содержании договора, его толкование — объективная необходимость.

Рис. 28. Толкование права

Спецификой обладает содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В этом главное отличие договора от нормативного акта, определяющее деятельность интерпретатора. Если в нормативном акте закреплена единая воля законодателя, то в договоре — совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают.

Поэтому суд прежде всего должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При этом выявляется юридическая значимость и законность договора как сделки, которая не должна быть мнимой, притворной и т.д.

Сказанное позволяет сделать вывод, что цели токования договора не сводятся только к анализу текста и выявлению выраженной в нем воли сторон. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную и деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная функция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышленный или случайный. Итак, толкование договоров — весьма частая, актуальная для практики форма юридической деятельности. Юрист должен знать ее особенности и умело применять их в правоприменительной деятельности.

Классификация видов и способов толкования представлена на рис. 28.

Добавить комментарий