Независимость арбитражного суда

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.

3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

КОММЕНТАРИИ К СТ. 5 АПК РФ

1. Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). В судопроизводстве по делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов, она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.

Принцип независимости судей тесно связан с разделением государственной власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную, с самостоятельностью судов при осуществлении судебной власти (ст. 10 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»). Однако самостоятельности всех ветвей государственной власти не противоречит необходимость их согласованного функционирования и взаимодействия, в частности, при обеспечении прав и свобод человека и гражданина, как это предусмотрено в ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ. При осуществлении правосудия судьи не могут полагаться лишь на свое усмотрение, а должны действовать в соответствии с выявленной ими волей законодателя, которая находит выражение в законах и подзаконных нормативных актах.

Таким образом, в содержание принципа независимости судей входит осуществление судами правосудия независимо от чьей бы то ни было воли, но с подчинением их требованиям норм процессуального и материального права.

2. Правосудие по гражданским делам должно осуществляться судами в строгом соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ и федеральными законами (см. комментарий к ст. 3 АПК). Однако при разрешении дел суды кроме Конституции РФ и федеральных законов обязаны применять законы субъектов РФ, а также нормативные акты федеральных и региональных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления. Что касается сформулированного в конституционных нормах и ч. 1 ст. 5 АПК положения о подчинении судей при осуществлении правосудия только Конституции РФ и федеральному закону, то его следует рассматривать в контексте иерархии норм в системе законодательных актов (см. комментарий к ст. 13 АПК).

3. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону вплоть до привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 294 — 298 УК).

Раскрывая содержание положения о недопустимости вмешательства в судебную деятельность, ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» формулирует правило о том, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Знакомиться с материалами дела могут участвующие в деле лица и их представители (ст. ст. 41, 62 АПК). В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с гражданским делом, решение по которому вступило в законную силу, вправе знакомиться Уполномоченный по правам человека. Под гражданским делом в данном случае следует понимать дело, рассмотренное арбитражным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства (см. комментарий к ст. 1 АПК).

4. Часть наиболее важных гарантий независимости судей непосредственно закреплена в Конституции РФ. К ним относятся: несменяемость судей, включающая положение о возможности прекращения или приостановления их полномочий не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121); неприкосновенность судей, включающая положение о невозможности привлечения судьи к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122); финансирование судов только из федерального бюджета и на условиях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Более полно содержание понятий несменяемости и неприкосновенности судьи раскрывается в ст. ст. 12 и 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Кроме того, в ст. 9 названного Закона дополнительно к конституционно закрепленным гарантиям указывается, что независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; правом судьи на отставку, системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

  • Глава 1. Основные положения

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 166-ФЗ)

3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Комментарий к статье.

1. В комментируемой статье конкретизирован один из важнейших принципов правосудия — принцип независимости судебной власти. Данный принцип закреплен в Конституции РФ, в ст. 10 которой указано, что органы судебной власти являются самостоятельными, а в ч. 1 ст. 118 определено, что правосудие в РФ осуществляется только судом.

Независимость судебной власти, как следует из ч. 1 комментируемой статьи, включает в себя, во-первых, осуществление судами судебной власти самостоятельно, независимо от чьей-либо воли, во-вторых, подчинение судов исключительно Конституции РФ и федеральному закону.

Самостоятельность осуществления судебной власти предполагает, что никто не может влиять на принятие судом решения, будь то орган государственной власти любой иной орган управления, должностное лицо, гражданин или юридическое лицо. В иных нормативных правовых актах, закрепляющих принцип самостоятельности осуществления правосудия, содержатся иные по форме, но аналогичные по смыслу формулировки. Так, например, согласно ч. 2 ст. 8 ГПК РФ судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Согласно ч. 4 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи независимы и в своей деятельности никому не подотчетны.

2. В соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи постороннее воздействие на судей арбитражных судов и вмешательство в их деятельность запрещаются. Из запрета логически вытекает общее основание ответственности лиц, виновных в оказании незаконного воздействия на судей и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда (в том числе присвоении властных полномочий суда). С этой нормой корреспондируют положения ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Административной ответственности подлежат лица, виновные в неисполнении законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3 КоАП РФ), должностные лица, виновные в оставлении без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятии мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона (ст. 17.4 КоАП РФ).

Уголовной ответственности подлежат лица, виновные:

  • в воспрепятствовании осуществлению правосудия (ст. 294 УК РФ);
  • посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ);
  • угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК РФ);
  • неуважении к суду (ст. 297 УК РФ) и т.д.

3. Как следует из ч. 2.1 комментируемой статьи, любая информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная норма содержит отсылку к ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которой под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Подобного рода регулирование имеет ряд целей:

  • доведение до общественности объективной и достоверной информации о внепроцессуальных обращениях;
  • достижение необходимого уровня общественного контроля за деятельностью федеральных арбитражных судов;
  • поддержание и повышения в обществе авторитета судебной власти, уровня доверия граждан к правосудию;
  • максимальное избежание судьями федеральных арбитражных судов контактов, которые могут умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия и т.д.

Законодатель также устанавливает, что подобного рода информация не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.

Размещение указанной информации в настоящее время регулируется Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.12.2013 N 241 «Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях». В соответствии с данным документом указанная информация размещается на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов интернет-портала Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» (URL: https://sudrf.ru) в разделе «Внепроцессуальные обращения».

Решение о размещении информации о внепроцессуальных обращениях, контроль за своевременностью и исполнением размещения данной информации на официальном сайте суда, а также общий контроль за соблюдением сроков и этапов размещения информации об обращениях осуществляется председателем соответствующего федерального арбитражного суда либо лицом, им уполномоченным.

Подобного рода сведения образуют общедоступный информационный банк и предоставляются на бесплатной основе.

4. Как следует из ч. 3 комментируемой статьи, Конституцией РФ и федеральным законом предусмотрены гарантии судьям арбитражных судов. Государство, признавая независимость судебной власти, обеспечивает совокупность определенных гарантий деятельности судей, т.е. условий, при которых возможно справедливое, беспристрастное, объективное и своевременное рассмотрение и разрешение дела судом. Среди гарантий независимости судебной власти можно выделить политические, социально-экономические и юридические гарантии.

К политическим гарантиям можно отнести, во-первых, принцип разделения властей — фундаментальное основание организации власти в правовом государстве. Разделение властей предполагает запрет на вмешательство органов законодательной и исполнительной власти в осуществление правосудия. Во-вторых, важные политические гарантии независимости судей закреплены в ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», среди которых:

  • запрет для судьи замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы;
  • запрещение принадлежности к политическим партиям, материальной поддержки этих партий, принятия участия в политических акциях и иной политической деятельности;
  • запрет публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
  • запрет принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
  • запрет входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе ВС РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями и др.

Основной социально-экономической гарантией независимости судебной власти является определенное денежное вознаграждение лицам, занимающим должность судьи, предусмотренное в ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно данной норме независимость судьи обеспечивается предоставлением за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В ст. 19 данного Закона положение о материальном обеспечении конкретизируется тем, что:

  • устанавливается структура заработной платы судьи, предусматриваются другие денежные выплаты судьям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • закрепляется возможность судьи, достигшего определенного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), уйти в отставку с ежемесячным пожизненным содержанием;
  • устанавливается размер ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого судье;
  • предусматривается обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий судей отдельными жилыми помещениями (с учетом права на дополнительную жилую площадь), право на внеочередную установку телефона, право на медицинское обслуживание и т.д.

К юридическим гарантиям независимости судей относятся:

  • несменяемость судей, возможность приостановления и прекращения полномочий судьи только в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом (ст. 121 Конституции РФ);
  • неприкосновенность судей, невозможность привлечения судьи к уголовной ответственности иначе как в порядке, предусмотренном федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ);
  • особый порядок назначения судей на должность (ч. ч. 1 и 2 ст. 128 Конституции РФ);
  • предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), в том числе нормы, касающиеся отвода судьи, недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела (ст. ст. 21, 22 АПК РФ), право на обжалование судебного акта в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ);
  • запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия (ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • право судьи на отставку (ст. ст. 9 и 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • неограниченный срок полномочий судей (ст. 14 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»);
  • система органов судейского сообщества (ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Важным представляется и положение ч. 4 ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому гарантии независимости судьи распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены и снижены нормативными актами РФ и ее субъектов.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 2. Задачи судопроизводства в арбитражных судах… Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую… 601 2-28-2019 Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах… В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Порядок с… 254 2-28-2019 Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд… Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о пр… 312 2-28-2019 Статья 1. Осуществление правосудия арбитражными судами… Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии… 301 2-28-2019

Принцип независимости судей арбитражных судов представляет собой правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня.

Принцип независимости отражен в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 АПК РФ и имеет также международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Данный принцип сочетает одновременно 2 начала: независимость судей, которая в то же время ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются законом, прежде всего Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.

Вместе с тем судьи не свободны при осуществлении своих функций и вынесении решения — они связаны Конституцией РФ и федеральным законом, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий.

Гарантии независимостисудей, включая судей арбитражных судов, традиционно в доктрине подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной, а также ряд других гарантий. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Независимость судьи обеспечивается также:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

— запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

— правом судьи на отставку;

— неприкосновенностью судьи;

— системой органов судейского сообщества;

— несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком)

— другими юридическими гарантиями.

Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях АПК РФ, в частности в правилах об отводах судей (гл. 3), об оценке доказательств (ст. 71), о тайне совещания судей (ст. 167) и др.

Правила и гарантии независимости распространяются также на арбитражных заседателей.

новое: формирование состава Суда:

В статью 18 Арб Кодекса были внесены изменения ФЗ от 27 июня 2010 года №228; появились дополнения, связанные с арбитражными заседателями (он может быть заменен), состав суда в том числе формируется с использованием автоматизированной системы.

Спорный вопрос: например, принимает один судья исковое, а рассматривает другой. Возможно ли это, нет ли нарушения принципа формирования состава суда. В части 5 ст18 появилось указание, что в случае замены судьи, арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала. Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе принятие искового заявления или заявления и возбуждение производства по делу, рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.

3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

1. Из взаимосвязанных положений ст. ст. 46 (ч. 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. Рассмотрение спора независимым и беспристрастным судом является также неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 N 325-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Лесной Лидии Николаевны, Стригуна Станислава Владимировича, Чичерина Виктора Петровича и общества с ограниченной ответственностью «Афина-Бизнес» на нарушение конституционных прав и свобод частью второй статьи 20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

2. Право на беспристрастный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей, является одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства. Поэтому федеральный законодатель, обладающий достаточной свободой усмотрения в выборе средств, призванных гарантировать эффективность судебной власти и способность судебной системы реально обеспечить право каждого на справедливое судебное разбирательство посредством компетентного, независимого и беспристрастного суда, вместе с тем при осуществлении на основании ст. ст. 71 (п. «о») и 76 Конституции РФ соответствующего правового регулирования должен исходить из того, что требование беспристрастности носит принципиальный характер и распространяется равным образом на всех судей — как осуществляющих судебную власть на профессиональной основе, так и входящих в состав суда в качестве заседателей.

См.: Постановление КС РФ от 25.03.2008 N 6-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Товарищество застройщиков», открытого акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» и открытого акционерного общества «ТНК-ВР Холдинг»; Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 52 «Об осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых арбитражным судам Российской Федерации»; Постановления КС РФ от 31.01.2008 N 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.03.2008 N 6-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Товарищество застройщиков», открытого акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» и открытого акционерного общества «ТНК-ВР Холдинг», от 28.02.2008 N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1. и 12.1. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой».

3. В целях обеспечения независимости судебной власти на сайте ВАС РФ создан раздел «Обращения по судебным делам», в котором размещаются обращения по судебным делам и надзорным производствам, находящимся на рассмотрении в ВАС РФ.

См.: Приказ ВАС РФ от 24.06.2009 N 96.

Другой комментарий к статье 5 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. В данной статье нашел отражение принцип независимости судей и подчинения их только закону, который вместе с тем выделен отдельно от принципа законности (ст. 6). Принцип независимости отражен в ст. 120 Конституции и представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Данный принцип имеет международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются ФЗ, прежде всего Законом о статусе судей в РФ, а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.

Вместе с тем судьи не свободны при осуществлении своих функций и вынесении решения — они связаны Конституцией и ФЗ, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий. Не случайно, что процессуальное законодательство при регулировании полномочий суда использует в основном метод предписания с целью снижения возможностей для проявления судейского усмотрения. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Конституции Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Если арбитражный суд установит при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции, ФКЗ и ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору России, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, то он должен принять решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Данное положение следует из ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ст. 13 АПК.

2. Гарантии независимости судей, включая судей арбитражных судов, традиционно в доктрине подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, а также ряд других гарантий.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей), определенный в ФКЗ о судебной системе и Законе о статусе судей. Независимость судьи обеспечивается также предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком) и другими юридическими гарантиями. Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в последующих статьях АПК, в частности, в правилах об отводах судей (гл. 3), об оценке доказательств (ст. 71), о тайне совещания судей (ст. 167) и др.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии».

3. Правила и гарантии независимости распространяются также на арбитражных заседателей. В соответствии со ст. 7 ФЗ об арбитражных заседателях на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией, ФКЗ о судебной системе РФ, абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона о статусе судей в РФ.

Добавить комментарий