Независимость судей и подчинение их только закону

.Принцип независимости судей и подчинения их только закону, гарантии принципа

Закреплен в ст.119 и 120 Конституции РФ, ст.5 ФКЗ «О судебной системе», ст.8 ГПК, Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.98г.

Ст.8 ГПК: судьи независимы, подчиняются только закону. Действуют условия, исключающие воздействие на них. Любое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия запрещается и влечет ответственность, установленную законом

Одним из принципов гражданского процесса является принцип состязательности, который предполагает активное воздействие спорящих сторон на суд с целью склонить его в свою пользу. Коллизия. Один принцип запрещает воздействие на суд, а другой принцип предполагает его. Поэтому необходимо разграничить правомерно и неправомерно воздействие на судей.

Воздействие будет правомерным при следующих условиях:

  • 1. Воздействие осуществляется только в рамках судебного заседания (ст.155 ГПК)
  • 2. Воздействие может исходить только от тех лиц, которые наделены таким правом, т.е. это лица, участвующие в деле — ст. 34 ГПК
  • 3. Воздействие возможно только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. (заявляют ходатайства, делают заявления, дают объяснения, высказывают свое мнение по всем, возникающим в ходе процесса вопросам.)

Вторая составляющая данного принципа — это подчинение судей только закону.

Если при рассмотрении дела суд приходит к выводу, что к-л правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту с большей юридической силой, то суд принимает решение на основании того акта, который имеет большую силу.

Правовым актом с наибольшей силой является Конституция РФ.

Все гарантии независимости можно разделить на группы:

1) Политические гарантии.

Судья не может быть членом политической партии, не может материально поддерживать к-л партию, не может участвовать в политических акциях, а так же не вправе публично выражать свое отношение к политическим партиям. Тем самым исключается принятие судебного решения исходя из политической склонности судьи или политической целесообразности.

2) Правовые (юридические).

Это сама процедура рассмотрения гражданских дел, предусмотренная ГПК (ст.155):

  • — Разбирательство всех дел в судебном заседании с обязательным извещением всех заинтересованных лиц. Чтобы оградить суд от какого-либо не процессуального воздействия.
  • — Институт отводов судьи, в т.ч. право на самоотвод.
  • — Тайна совещательной комнаты.
  • — Требования ст.195 ГПК: любое решение должно быть законным.
  • — Ст.198 ГПК: суд должен указывать в мотивировочной части законы, которыми он руководствовался.
  • — Установленный законом порядок приостановления, прекращения полномочий судьи, а так же право судьи на отставку.

Отставка — это почетный уход или почетное удаление судьи с должности с сохранением ему всех льгот и гарантий неприкосновенности.

Некоторые льготы прямо указаны в Конституции РФ (ст.121 — несменяемость, ст.122 — неприкосновенность).

Несменяемость — судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его согласия, а полномочия могут быть прекращены и приостановлены только в случаях и порядке, предусмотренном законом.

Неприкосновенность судьи распространяется на его личность, служебное помещение, служебный транспорт, жилое помещение, личный транспорт, деловую корреспонденцию, личную переписку, багаж.

Так же установлен усложненный порядок привлечения судьи к ответственности. В частности, чтобы возбудить уголовное дело в отношении судьи Председатель СледКом должен обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей.

Если дело возбуждается против мирового судьи или районного судьи, то это квалификационная коллегия судей субъекта РФ.

Если уголовное дело возбуждается против судьи областного или ВС, то требуется согласие Высшей квалиф. коллегии судей.

Чтобы привлечь судью к админи. ответственности Генеральный Прокурор должен обратиться с представлением в специальную коллегию судей.

Если это мировой или районный судья — коллегия судей областного суда, судья областного или ВС — коллегия судей ВС РФ. Эти же коллегии дают согласие на заключение судьи под стражу, на проведение опреативно-розыскных мероприятий.

До начала рассмотрения уголовного дела, судья вправе заявить ходатайство, чтобы оно рассматривалось ВС РФ.

За совершение дисциплинарного проступка судья может быть привлечен к ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Решение об этом принимает соотв. квалиф. коллегия судей. При этом ст.12.1 Закона «О статусе судей» гласит, что дисциплинарным проступком считается нарушение норм данного закона и положений Кодекса судейской этики.

3) Социально-экономические (материальные).

С одной стороны, государство обеспечивает судье высокое содержание, соответствующее его статусу. Ст.124 К РФ: финансирование судов производится только за счет федерального бюджета.

При определении размера содержания учитывается квалиф. класс судьи, наличие ученого звания, степени, звания «Заслуженный юрист РФ», особые условия труда, в т.ч. допуск к государственной тайне.

Судье предоставляется ежедневный отпуск — 30 раб. дней и каждые 5 лет он увеличивается на 5 рабочих дней. При этом сюда не включается время проезда к месту отдыха и обратно. Судья обеспечивается бесплатным санаторно-курортным лечением, проездными билетами для проезда на всех видах общественного транспорта, кроме такси. Имеет право на внеочередное бронирование мест на жд и воздушном транспорте, мест в гостинице, на внеочередное предоставление телефона, жилья. При этом имеет право на доп. жилую площадь — 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Пока жилье не предоставлено, судье возмещаются его расходы по найму жилого помещения. Судье во внеочередном порядке предоставляются места в детском дошкольном учреждении для детей. Жизнь судей подлежит обязательному страхованию на сумму его заработка за 15 лет.

Судье запрещается заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. При этом занятие такой деятельностью не должно препятствовать осуществлению правосудия. При этом финансирование данной деятельности из зарубеж. источников не допускается без согласия Верховный Суд или ВАС, если иное не предусмотрено МД РФ.

4) Организационные.

ФЗ «Об органах судейского сообщества» от 14.03.02г. установлена система данных органов. Это Всероссийский Съезд судей, в перерывах между Съездами — Совет судей РФ, в субъектах РФ — конференции и собрания судей.

Существует система квалиф. коллегий, 2 уровня: 1) квалиф. коллегия судей субъекта РФ. 2) Высшая квалиф. коллегия.

2-х уровневая система экзам. комиссий: субъекта и высшая. Необходимы для проверки квалификации судьи.

Квалиф. коллегии решают вопросы привлечения судьи к ответственности, дают рекомендации на назначение судей.

Съезды и советы судей решают общие вопросы.

ФЗ «О финансировании судов»: если финансирование судов уменьшается до 5 %, то требуется согласие Совета суде, больше 5% — Съезда.

Согласно требованиям ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа правосудия — независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения*(59).

Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц*(60).

Несмотря на то что арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридического правосознания, повышения их активности в рассмотрении судебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга впервые назначенным арбитражным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемых к судьям. Иначе затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.

Независимость судей и подчинение их только закону — это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных, прежде всего, в ст.ст. 9-16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Речь идет о следующих правовых положениях:

— требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения*(61);

— присяга судей;

— предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия*(62);

— установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

— право судьи на отставку;

— неприкосновенность судьи;

— система органов судейского сообщества;

— предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

— обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;

— право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей*(63).

Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», незамедлительно информируют соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осуществлению правосудия. Однако это правило не распространяется на случаи осуществления некоторыми государственными органами проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, которые не затрагивают существа принимаемых арбитражными судами решений. К примеру, государственные налоговые инспекции могут проверять правильность исчисления судами размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам*(67).

Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7) избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Она включает в себя также тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями.

1. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

2. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета РФ. Только ему предоставлено также право привлечения судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (т.е. возбужденному не в отношении этого судьи), а равно изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи. Причем данные процессуальные решения Председатель Следственного комитета РФ принимает:

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК);

— в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК);

— в отношении иных судей с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК);

3. К административной ответственности судью Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда может привлечь лишь судебная коллегия в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. А иного судью — судебная коллегия в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также лишь по представлению Генерального прокурора РФ.

4. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

5. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

Заключение судьи под стражу возможно лишь с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей.

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Некоторыми процессуалистами данный принцип именуется — «самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей и подчинение их только закону». Предполагается, что гарантии независимости судей позволяют суду самостоятельно принимать предусмотренные законом решения. Расширенное наименование данного принципа имеет целью также специальное обращение внимания на то обстоятельство, что при осуществлении правосудия независимы не только профессиональные судьи, но и все другие участники уголовного, гражданского и арбитражного процессов — соответственно присяжные и арбитражные заседатели.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям (ст. 7 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации»).

Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими права представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств.

Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса*(68).

Возникает вопрос, в чем именно заключается равенство перед судом, а в чем — перед законом? Равенство граждан перед судом заключается в том, что независимо, какой суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривает первый раз дело, он всегда пользуется одним и тем же, предусмотренным ГПК, УПК или АПК порядком судебного разбирательства. Одинаков порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел и в случае осуществления производства в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, и при возобновлении дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и действующий на основании закона (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соответствии с нею законе правомочий различных судов. Данный принцип находит свое выражение в статьях 47, 118, 120 и 128 Конституции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов судебной юрисдикции*(69).

Равенство граждан перед законом гарантируется, прежде всего, наличием в нашем государстве одного УК, ГК, Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и т.д. Если каким-то образом были нарушены нормы соответствующих законов, то независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства как правонарушителя, так и пострадавшего и других обстоятельств, нарушенные права и законные интересы лиц судом будут восстановлены.

Равенство граждан перед законом, между тем, не может быть ограничено лишь равенством перед УК, ГК, Семейным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и т.д. Граждане равны и перед всеми иными законами. К числу таковых относятся и нормативно-правовые акты, содержащие нормы как материального, так и процессуального права.

Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1687;

В соответствии со ст. 110, «судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

В ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» предусмотрена гарантия обеспечения независимости судей. Согласно этой статье, независимость судей обеспечивается установленным порядком их избрания и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел и т.д.

Из вышеизложенного следует, что суть данного принципа состоит в создании благоприятных условий, при которых суд смог бы эффективно, в соответствии с действующим законодательством, осуществлять правосудие.

Известно, что решениями судов интересуются многие граждане и должностные лица. В обществе используется множество способов воздействия на суд: и подкуп, и угрозы, и даже физические расправы с судьями. Такие отрицательные явления наблюдаются особенно в последние годы, когда быстрыми темпами растет организованная преступность, коррупция, и в этих условиях преступный мир использует любые средства давления на суд.

В действующем законодательстве предусмотрены меры защиты судей. Так, в ст. 65 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» записано, что «уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь». Это очень важная мера, позволяющая защитить судью от необоснованного привлечения к ответственности. Закон запрещает также задержание, привод, личный досмотр судей. Даже если судья был задержан по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, после выяснения его личности он должен быть освобожден немедленно. Это положение не распространяется в случае задержания судьи при совершении им преступления.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Кроме того, Закон предусматривает правовые и специальные меры защиты не только судей, но и членов их семей, их имущества.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст. 22 УПК).

Все это свидетельствует о том, что принцип независимости судей создает необходимые предпосылки для отправления правосудия в соответствии с действующим законодательством во имя восстановления справедливости и гуманизма.

Добавить комментарий