Норма права

Нормы права являются юридической основой регулирования всех без исключения правовых отношений. Поэтому важно знать: что представляет собой норма права и каковы ее свойства (признаки), какие виды норм права существуют и какова структура нормы права.
Вопросы:
1. Понятие, свойства (признаки) и виды (классификация) норм права.
2. Структура юридической нормы.
1. Понятие, свойства (признаки) и виды (классификация) норм права
Понятие нормы права
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. (проф. Владимир Ильич Леушин. Право. Общие понятия / Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. –М.: Норма, 2006. С. 114).
Право имеет содержание (нормы права) и формы (источники права) своего проявления (выражения).
Нормы права (содержание права) сами по себе без форм (источников права) их закрепления существовать не могут.
Формы (источники) права — это официальные юридические документы (правовые акты), в которых содержатся нормы права.
К видами форм (источников) права относятся: нормативный правовой акт, нормативный договор, юридический прецедент, правовой обычай.
Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта (документа), принятого уполномоченным органом.
Юридическое право – предусмотренная нормой права мера возможного, дозволенного поведения субъекта.
Юридическая обязанность – предусмотренная нормой права мера должного, необходимого поведения субъекта.
Свойства (признаки) нормы права
1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
2. Норма права внешне представляет собой предложение (простое, сложное), совокупность которых составляет текст нормативного правового акта.
3. Норма права формально определена, то есть:
а) зафиксирована (записана, закреплена) субъектом правотворчества в виде предложений, текста официального источника права;
б) устанавливает права и обязанности субъектов, некую модель, масштаб, образец их поведения.
в) имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.
4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
Общий характер правовой нормы означает, что она:
а) действует на всех субъектов, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе;
б) является равным, одинаковым масштабом действий, моделью поведения для всех субъектов, которые оказываются в сфере ее действия;
в) представляет собой оптимальную общую и абстрактную модель возможного или должного поведения, которая применима ко всем типичным, аналогичным жизненным ситуациям.
г) рассчитана на свою неоднократную реализацию каждый раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной нормой. При этом норма права не утрачивает свою силу после однократной реализации, а действует постоянно.
5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.

Свойство обязательности нормы права проявляется в том, что она:
а) указывает как действовать,
— каким образом (какие деяния),
— в каком порядке (последовательность деяний),
— в течение какого времени (хронология деяний),
— на какой территории (пределы пространства)
необходимо действовать субъекту;
б) требует от субъектов:
— либо совершать определенные положительные действия (активное обязывание),
— либо бездействовать по отношению к установленным запретам (пассивное обязывание),
— либо по своему усмотрению вести себя соответствующим образом (правомочие).
6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения, невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
Субъект, допустивший противоправные деяния, т.е. нарушения, невыполнения, ненадлежащее выполнение, несоблюдение требований нормы права, привлекается компетентным, управомоченным органом к соответствующему виду юридической ответственности.
7. Норма права является содержанием права, его форм (источников права).
8. Норма права есть первичный элемент системы права.
9. Норма права представляет собой разновидность социальных норм.
Виды (классификация) норм права
1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
а) нормы права устанавливающие цели правового регулирования
Например, часть 1 ст. 1 Конституции РФ —
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
б) нормы права устанавливающие принципы правового регулирования
Например, ст. 10 Конституции РФ —
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
в) нормы права устанавливающие определения понятий терминов правового регулирования
Например, в статье 20 ТК РФ даны понятия:
работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Например, в статье 14 УК РФ дано понятие преступления –
это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
нормы:
а) конституционного;
б) гражданского;
в) уголовного;
г) административного;
д) финансового;
е) семейного, жилищного, трудового, земельного права
3. В зависимости от характера предписания норм права:
а) управомочивающие нормы;
б) обязывающие нормы;
в) запрещающие нормы.
4. В соответствии с функциями права:
а) регулятивные нормы;
б) охранительные нормы.
5. По юридической силе
нормативного правового акта:
а) нормы законов
и
б) нормы подзаконных нормативных правовых актов
2. Структура юридической нормы.
Структура нормы права – это совокупность логических, взаимосвязанных элементов установленного правила поведения
Гипотеза –
это часть нормы права, указывающая на предположение, жизненное обстоятельство, факт, условие, с возникновением которых вступает в действие диспозиция.
Гипотеза это часть предложения, которая состоит из слов – если, в случае, при наличии и др.

Гипотеза может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.
Виды гипотез:
простая;
сложная;
альтернативная.
Простая гипотеза –
часть нормы права, указывающая на одно определенное условие (предположение), с возникновением которого вступает в действие диспозиция.
Например:
пункт 3 статьи 32 Семейного кодекса РФ (право выбора супругами фамилии) —
в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии;
часть 1 статьи 29 Уголовного кодекса РФ (оконченное и неоконченное преступления) –
преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.
Сложная гипотеза –
часть нормы права, указывающая на два и более определенные условия (предположения), с возникновением которых вступает в действие диспозиция.
Например,
часть 4 статья 31 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении):
в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Альтернативная гипотеза –
часть нормы права, указывающая на одно либо (или) другое определенное условие (предположение), с возникновением которого вступает в действие диспозиция.
Например, пункт 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ (гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права):
в случае противоречия
указа Президента Российской Федерации
или
постановления Правительства Российской Федерации
Гражданскому кодексу или иному закону применяется ГК или соответствующий закон.
Например, часть 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ (объявление гражданина умершим):
гражданин может быть объявлен судом умершим,
если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет,
а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью
или
дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.
Например, часть 1 статьи 46 Гражданского кодекса РФ (последствия явки гражданина, объявленного умершим):
в случае явки
или
обнаружения места пребывания
гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.
Например, часть 1 статья 27 Гражданского кодекса РФ (эмансипация):
несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если:
он работает по трудовому договору, в том числе по контракту,
или
с согласия родителей, усыновителей
или
попечителя
занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Диспозиция –
часть нормы права, в которой содержатся (указываются) права и обязанности субъектов
Диспозиция это часть предложения, которая состоит из слов – вправе, имеет право, должен, обязан, необходимо и др.
Диспозиция может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.
Виды диспозиции:
простая
сложная
отсылочная
бланкетная
Простая диспозиция –
часть нормы права, в которой содержатся (указываются) одно право или одна обязанность субъектов
Например:
часть 1 статьи 456 Гражданского кодекса РФ (обязанности продавца по передаче товара):
продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи;
часть 1 статья 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар):
если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Сложная диспозиция –
часть нормы права, в которой содержатся (указываются) несколько прав и (или) обязанностей субъектов
Например,
в соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности собственника жилого помещения), собственник жилого помещения осуществляет права
• владения (реальное обладание, иметь вещь в наличие),
• пользования (использовать, применять вещь по предназначению),
и
• распоряжения (отчуждать, передавать в аренду, продавать вещь)
принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом.
Например,
на основании статьи 25 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе произвести переустройство и (или) перепланировку жилого помещения.
1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статья 26 ЖК РФ. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет (обязан представить):
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Отсылочная диспозиция –
часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихся в в этой или другой статье этого же нормативного акта
Например,
часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар):
1. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
при отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 398 настоящего Кодекса.
Статья 398. Последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь
В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний
вправе требовать:
1) отобрания этой вещи у должника и
2) передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.
Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, — тот, кто раньше предъявил иск.
Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Например,
в соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса РФ (последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения),
самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Бланкетная диспозиция –
часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихся в соответствующей статье другого нормативного акта
Например,
согласно части 3 статьи 288 Гражданского кодекса РФ (собственность на жилое помещение), размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Например,
согласно части 1 статьи 292 Гражданского кодекса РФ (права членов семьи собственников жилого помещения), члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Например,
в соответствии со статьей 24 Гражданского кодекса РФ (имущественная ответственность гражданина), гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
Например,
статьей 143 Уголовного кодекса РФ предусмотрен запрет нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда.
Например,
статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрен запрет на осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации.
Примеры:
Статья 228.2 УК РФ — нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.
Статья 236 УК РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Статья 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Статья 263 УК РФ — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Статья 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Статья 274 УК РФ — нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Статья 143 УК РФ — нарушение правил охраны труда.
Статья 218 УК РФ — нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий.
Санкция –
часть нормы права, указывающая на вид или на вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей)
Виды санкций:
• абсолютно-определенные;
• относительно-определенные;
• альтернативные.
Абсолютно-определенная санкция –
часть нормы права, указывающая на конкретный, точный вид или на конкретный, точный вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и (или) обязанностей)
Например,
на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ (дисциплинарные взыскания), за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
• 1) замечание;
• 2) выговор;
• 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Например,
на основании статьи 57 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

• 1) замечание;
• 2) выговор;
• 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
• 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
• 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Относительно-определенная санкция –
часть нормы права, указывающая на низший и высший предел размера вида юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей)
Например,
статья 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, —
• влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
Альтернативная санкция –
часть нормы права, указывающая на один вид и размер либо, или на другой вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей)
Например,
часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —
влечет
• наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей
или
• административный арест на срок до пятнадцати суток.
Например,
часть 1 статьи 129 Уголовного кодекса РФ.
Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, —
наказывается
• штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев,
• либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов,
• либо исправительными работами на срок до одного года,
• либо ограничением свободы на тот же срок.
Например,
часть 1 статьи 130 Уголовного кодекса РФ.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
наказывается
• штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев,
• либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов,
• либо исправительными работами на срок до шести месяцев,
• либо ограничением свободы на срок до одного года.
Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
• В одной статье содержится одна норма права
• В одной статье содержится несколько норм права
• Одна норма права расположена в нескольких статьях

Норма права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

1. Общеобязательность

2. Формальная определенность — выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность — она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.

5. Системность

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций — на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Норма права –общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

• Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

• Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

• Имеет определенную форму (письменную, документальную) и (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

• Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

• Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

• Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

• Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

• Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

• Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;

• Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Итак, для характеристики нормы права и определения ее поня­тия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобя­зательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

Содержание нормы права:

• – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).

• – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.

• Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

• Нормы законов – нормы общего дей­ствия – распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства;

• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей;

• Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям

• регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

• ох­ранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме:

• учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства;

• обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

• декларативные (нормы-объявления) – включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления;

• де­финитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

• коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

• оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

• материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

• процессу­альные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения норм права. Два вида процессуальных норм:

• обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

• обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования:

• им­перативные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

• диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

• поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

• рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

• обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;

• управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;

• запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц:

• общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;

• специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников.

9. Специализированные нормы:

• компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;

• коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10. В зависимости от характера структурных элементов:

• относительно-определенные;

• бланкетные;

• отсылочные

11. По степени определенности.

• абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

• относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

• альтернативные.

Структура нормы права – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:

• при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

• какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

• какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе».

Гипотеза – указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:

• простые – ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза про­стая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;

• сложные – ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ устанав­ливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не прини­мают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;

• альтернативные – связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбу­ждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Диспозиция – содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

• абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

• относительно-определенные – устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

• бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция – называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:

• абсолютно-определенные – содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

• относительно-определенные – допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках – «от – до» (характерно для норм УП);

• альтернативные – содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

• кумулятивные – допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

38. Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды

НПА — главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;

Характерные признаки НПА:

• Письменная форма;

• Содержание норм права, то есть правил поведения;

• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;

• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;

• Иерархическая подчиненность.

Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА – наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию.

От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты – указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты – приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.

В зависимости от юридической силы НПА:

• Законы;

• Подзаконные акты.

Закон – это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

1. По юридической силе законы могут быть:

— Конституция РФ – основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, её территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством. Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;

— ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона – направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции – органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

— ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам – принимается ГД и СФ – не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 – ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:

— ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

— ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

3. По территориальному признаку:

— федеральные законы;

— законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

Понятие нормы права

Определение 1

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется государством, отражает уровень свободы граждан и организаций и выступает регулятором общественных отношений.

Нормы права выступают регулятором общественных отношений, устанавливают границы дозволенного поведения субъектом права и являются мерой свободы человека в обществе.

Нормы права имеют социальную ценность, которая заключается в стабилизации общественных отношений и предсказуемости поведения всех участников. Таким образом, норма права представляет собой санкционированное государством правило поведения, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и является обязательным для каждого в условиях предусмотренной ситуации.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие нормы представляют определенный круг отношений, который является отраслью права. Внутри отраслей нормы права группируются по институтам и субинститутам. Нормативность означает общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность представляет собой закрепление правовой нормы в официальном документе.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нормы права 400 руб.
  • Реферат Нормы права 280 руб.
  • Контрольная работа Нормы права 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные признаки и структура нормы права

Правовые нормы характеризуются следующими признаками:

  • общий характер;
  • общеобязательность;
  • конкретность содержания;
  • формальная определенность;
  • микросистемность.

Общий характер правовых норм говорит о том, что они рассчитаны на многократное применение, поскольку регулируют типичные отношения.

Суть общеобязательности состоит в том, что нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Конкретность содержания обеспечивается простотой изложения текста нормы и широким использованием общеизвестных юридических терминов.

Формальная определенность говорит о том, что нормы права в основном фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права и обязанности.

Микросистемность – свидетельство того, что нормы права не противоречат друг другу.

Классическую, идеальную норму права составляют три структурных элемента (рис. 1):

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.


Рисунок 1. Структура нормы права

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

В гипотезе не только содержатся желаемые государством правила поведения субъектов права, но и описываются обстоятельства. В зависимости от этих обстоятельств гипотеза может быть простой и сложной.

Простая гипотеза содержит одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза содержит два и более условия. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, связывающая действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Определение 2

Диспозиция представляет собой ту часть нормы, которая формулирует правило правомерного поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Диспозиция может быть:

  • простой;
  • описательной;
  • отсылочной;
  • бланкетной.

В простой диспозиции содержится указание на совершенное деяние без описания его признаков, поскольку они очевидны.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения.

В отсылочной диспозиции вместо описания признаков деяния имеется ссылка на другую норму того же нормативного акта.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий, отсылая, таким образом, субъекта реализации к соответствующему закону.

Определение 3

Санкция – это элемент юридической нормы, указывающий неблагоприятные правовые последствия, которые возникают в результате несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции могут быть:

  • абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа);
  • относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет);
  • альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы).

В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения. И можно утверждать, что в правовой норме содержится столько структурных элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Виды правовых норм

Многогранность отношений в обществе, часто повторяющиеся разнообразные жизненные ситуации и разумная реакция человека на всё происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы очень разнообразны. Они классифицируются по самым различным способам.

По субъектам правотворчества нормы делятся на: исходящие от государства и непосредственно от государственного общества.

По социальной роли в правовой системе нормы могут быть учредительными (нормы-принципы), регулятивными (нормы – правила поведения), охранительными (нормы – стражи порядка), обеспечительными (нормы – гарантии), декларативными (нормы – объявления), дефинитивными (нормы – определения), коллизионными (нормы – арбитры), оперативными (нормы – инструменты):

  • учредительные нормы служат исходным началом правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека и пределов действия государства;
  • регулятивные нормы призваны регулировать фактические отношения, которые возникают между различными субъектами, предоставляя им права и возлагая на них обязанности;
  • охранительные нормы направлены на осуществление охранительной функции права, фиксируя меры государственного принуждения;
  • обеспечительные нормы содержат предписания, которые гарантируют осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
  • декларативные нормы содержат в себе положения программного характера, определяя задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и нормативные объявления;
  • дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;
  • коллизионные нормы устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
  • оперативные нормы служат для установления даты вступления нормативного акта в силу, а также прекращения его действия и т.д.

По предмету правового регулирования нормы делятся на: конституционные, гражданские, уголовные, административные, трудовые и др.

По методу правового регулирования нормы могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные:

  • императивные нормы носят сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
  • диспозитивные нормы характеризуются автономным характером, который позволяет сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило;
  • рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая варианты поведения, желательного для государства.

По сфере действия нормы делятся на: нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы:

  • нормы общего действия оказывают свое влияние на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
  • для норм ограниченного действия устанавливаются пределы в зависимости от территорий, времени и субъектных факторов;
  • локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Также нормы права могут классифицироваться по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц.

Добавить комментарий