Норма предписание

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 35

  1. A) экологическая ниша
  2. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  3. II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  4. II. ХИМИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ПРИМЕНЕНИЕ В ВЕТЕРИНАРИИ
  5. III. Примерная структура фронтального занятия.
  6. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  7. Абсорбционный способ подготовки газа. Технологическая схема, назначение и устройство аппаратов. Параметры работы,
  8. Администартивно — правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  9. Административно правовой статус гражданина РФ.
  10. Административно правовой статус предприятий и учреждений.

Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Структура правовой нормы — это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.

Структура правовой нормы состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотеза; диспозиция; санкция.

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если — то – иначе». «ЕСЛИ» будут иметь место указанные в норме обстоятельства (гипотеза), «то» одно лицо в праве, а другое обязано совершить предусмотренное нормой действия (санкция), «ИНАЧЕ» для лица, не исполнившего обязанность, наступают неблагоприятные последствия (санкция).

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма права.

Диспозиция – часть нормы права, содержащая правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Санкция – часть нормы права, указывающая на последствия, наступающие вследствие соблюдения или нарушения диспозиции.

58. Гипотеза юридической нормы: понятие и виды.

Гипотеза — часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

1. В зависимости от структуры гипотезы бывают простые; сложные; альтернативные.

— Простая — в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.

— Сложная — гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия (отсутствия) одновременно двух и более условий.

— Альтернативная — гипотеза, ставящая действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных условий.

2. По наличию и отсутствию юридических фактов (обстоятельств) гипотезы делятся на: положительные; отрицательные.

— Положительная – связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий (так, ст. 15 Кодекса о браке и семье РФ содержит перечень условий, необходимых для заключения брака).

— Отрицательная – предполагает, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (не оказание помощи больному рассматривается в качестве отрицательной гипотезы нормы, устанавливающей меру юридической ответственности в отношении медицинского работника, который мог и должен был такую помощь оказать)

3. По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

— Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках.

— Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными, специальными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

59. Диспозиция юридической нормы: понятие и виды.

Диспозиция — часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

1.В зависимости от способа выражения диспозиции бывают простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.

— Простая — диспозиция, называет вариант поведения — дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно.

— Описательная — диспозиция, описывает все основные признаки правила поведения. В уголовном праве она включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (тайное похищение чужого имущества).

— Ссылочная — диспозиция, не содержит полного описания правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой статье данного закона, в которой даётся описание соответствующего вида деяния.

— Бланкетная — диспозиция, для ознакомления отсылает к иным нормативно-правовым актам, находящимся либо в данной, либо в иных отраслях права — к инструкциям, правилам, техническим нормам; не определяет признаков деяния, а предоставляет установление их специально указанным органам.

2. В зависимости от формы выражения диспозиции делятся на управомочивающие; предписывающие; запрещающие.

— Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения.

— Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определённых положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определённых противоправных действий (или бездействий).

60. Санкция юридической нормы: понятие и виды.

Санкция — часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определённые; относительно определённые; альтернативные; кумулятивные.

— Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение свободы на срок 3 года) — санкции, где точно указан размер и вид неблагоприятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

— Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) — санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения.

— Альтернативные(штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) — санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно — наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.

— Комулятивные (смешанные) – санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т.д.

— Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния — преступления.

— Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам виновным в совершении административных проступков.

— Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами трудового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

3. По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), предупредительные, правовосстановительные санкции.

— Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) — активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

— предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправного поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера

— правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) – связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

61. Система права: понятие и элементы.

Система права — обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и, одновременно, их разделение на соответствующие отрасли и институты.

Элементы системы права:

1. Отрасль права — обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений;

2. Институт права — объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;

3. Норма права — установленное и санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

Первичным элементом системы права является юридическая норма – правило (образец) поведения общезначимого общеобязательного характера, принимаемое от имени государства, обеспечиваемое системой государственных гарантий и санкций

Отрасль права – это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. Основными отраслями права являются Конституционное (государственное), Гражданское, Административное, Уголовное право.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений. Например, в гражданском праве – авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном – избирательное право, в земельном – горное, водное, лесное. При определенных обстоятельствах подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права.

Институт права – структурный элемент системы права, объединяющий специализированные нормы, характеризующие юридические понятия, категории, принципы. Например, институт государственной службы включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования системы государственных органов; устанавливающие объем полномочий государственных служащих, гарантии и процедуры их реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а так же определяющие меры ответственности за правонарушения в сфере служебной деятельности.

62. Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования.

В качестве внутренних элементов структуры системы права, как уже отмечалось, выступают отдельные нормы, отрасли и институты права. Отрасль права есть совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования — это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) Субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

б) Поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) Объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) Социальные факты (события, обстоятельства).

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых право регулирует предмет правового регулирования. Иными словами, метод правового регулирования — это то, как право осуществляет свою регулятивную роль. Таким образом, метод правового регулирования включает в себя все средства воздействия права на общественные отношения. Основные методы правового регулирования в ТГП:

1. Императивный метод — это властное предписание, веление государства. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права.

2. Диспозитивный метод — это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права.

3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права.

4. Субординация и властный приказ — это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для административного права.

5. Метод поощрений — это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли.

6. Метод автономии и равенства сторон — подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права.

7. Рекомендательный метод — это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права.

8. Метод убеждения и принуждения — данный метод характерен практически для всех отраслей права.

9. Индивидуальный метод — подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона. Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 30; Нарушение авторских прав

Структура логической нормы выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений. В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза — указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие.

Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодатедя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии, у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) — право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция — «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения наймодатепем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением. в) «санкция — вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права» Рабжаев М.В. Теория государства и права: учеб. пособие для студ. вузов. М., 2006..

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Структура нормы-предписания — структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют внутри него различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы,- обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормирования поведения людей. С учетом специализации права для юридической нормы-предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов: а) гипотезы — части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие;

б) диспозиции или санкции — части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит характер санкции; она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме: «если-то».

Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез существовать не может. В любых, самых специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое предписание можно изложить по формуле: «если — то».

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента — гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

Система нормативного регулирования общественных отношений Порядок отношений между членами общества определяется множеством различных норм, которые в науке получили название системы нормативного регулирования. Данная система представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности. Система нормативного регулирования состоит как минимум из двух подсистем: Система технических норм; Система социальных норм; Система технических норм – это совокупность норм, определяющих приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. К техническим нормам в широком смысле относят нормы, регулирующие отношения типа «человек – машина», «человек и орудие труда», «человек и производство», «человек – природа» (субъект — объект). Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой), их «субъектный состав» связан не только с людьми. Несмотря на различия, технические и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом. Так, существует некоторая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве т.е. в системе социальных норм, получая при этом название норм технико-юридического характера — это технические условия, различные ГОСТы, правила техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного, воздушного транспорта, индексы загрязнения окружающей среды. За нарушение этих правил установлена имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая юридическая ответственность . Технические нормы, действующие, в частности, в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, никакой юридической ответственности за их нарушение не наступает, например, требования по эксплуатации различных бытовых приборов — телевизоров, холодильников, магнитофонов в случае выхода их из строя по причине неправильного с ними обращения, устранение ущерба возлагается на владельца.

Система социальных норм представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в общественной жизнедеятельности.

Социальная норма – это правило социально-значимого поведения членов общества.

Социальные нормы действуют в определенных взаимосвязях друг с другом.

В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные критерии.

При выделении разновидностей норм учитывается сфера действия норм, само качество правила поведения, стимулы и гарантии реализации нормы, а также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм.

Количество социальных норм огромно, по содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения, здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

  1. Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
  2. Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
  3. Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую,
  4. Спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
  5. Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
  6. Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды);
  7. Иные социальные нормы;

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социально-автономные нормы — это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности, например, моральные нормы.

Социально-гетерономные нормы — это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне, например,юридические нормы.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы, такие как, правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством.

Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными — негосударственными — мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

1. Обычаи — исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений;

2. Нормы морали (нравственности) — общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения;

3. Корпоративные нормы — правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений;

Социальные нормы характеризуют следующие особенности:

  1. Предметом регулирования являются общественные отношения;
  2. Субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы;

2 Понятие и признаки норм права

Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения. Логическое выражение структуры нормы права – «если…, то…, иначе…»

Структура нормы права:

Гипотеза– часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:

В зависимости от структуры:

  1. Простые (одно условие реализации нормы права);
  2. Сложные (нескольких условий реализации нормы права);

В зависимости от способа изложения:

  1. Абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;
  2. Казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;

Диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:

В зависимости от структуры:

  1. Простые (один вариант поведения);
  2. Сложные (несколько вариантов поведения);

По степени определенности:

  1. Абсолютно определенные;
  2. Относительно определенные;
  3. Неопределенные;

В зависимости от действия:

  1. Управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;
  2. Обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;
  3. Запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;

Санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:

В зависимости от состава:

  1. Простые (одна мера наказания);
  2. Сложные (несколько мер наказаний);

По отраслевому признаку:

  1. Уголовные;
  2. Административные;
  3. Дисциплинарные;
  4. Гражданские и другие;

По характеру последствий:

  1. Правовосстанавливающие;
  2. Штрафные;

По степени определенности:

  1. Абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;
  2. Относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;
  3. Альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один;

Признаки норм права:

  1. Государственно–властный характер;
  2. Общеобязательность;
  3. Формальная определенность;
  4. Обеспеченность;

Характер нормы права – представительно – обязывающий.

3.Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно‑правовых актах.

Логическая структура нормы права включает три элемента:

1. Гипотеза;

2. Диспозиция;

3. Санкция;

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы.

Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой, однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение.

Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.

С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на логические нормы и нормы — предписания.

Логическая норма — это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу, логическая норма обладает полной структурой, то есть включает в себя все три элемента — гипотезу, диспозицию, и санкцию.

Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала — это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей.

Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее, что нужно делать, то есть само правило поведения, когда это нужно делать, то есть условия выполнения правила поведения и чем это обеспечено, то есть последствия невыполнения правила — именно эти моменты и оговаривает логическая норма.

Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала, ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта, однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить.

Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.

Структура логической нормы выражается формулой » если — то — иначе», где «если» – это начало гипотезы нормы, «то» — это диспозиция нормы, а «иначе» — это начало санкции правовой нормы. Сразу оговоримся, — эти слова не присутствуют в тексте нормативного акта, они мысленно, логически подставляются в текст статей, чтобы сформулировать логическую норму.

Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение — статья 63 Семейного Кодекса РФ говорит об обязанностях родителей.

Логическая норма, соответствующая этому предписанию, может выглядеть следующим образом — если лица имеют детей, т.е. являются родителями, то они должны выполнять родительские обязанности (заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном, духовном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования), иначе (в противном случае) они будут лишены родительских прав, однако эти положения содержатся не в одной статье СК, а в нескольких, например, ст.63 (права и обязанности родителей), ст. 69 (лишение родительских прав) и последующих.

Другой пример — статья 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия.

Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая — если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным.

Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям, так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.

Норма-предписание – это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно — правового акта — статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.

Именно норму – предписание имеют в виду, когда говорят о нормах права вообще.

В отношении логической нормы всегда добавляют, что имеют в виду именно логическую норму.

Все признаки правовых норм, о которых мы с Вами говорили выше, и все виды норм, о которых мы еще будем говорить, — все это относится именно к норме-предписанию.

Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру, причем структура нормы зависит от вида правовых норм.

Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы — из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции.

Структура нормы-предписания выражается формулой «если — то».

Например, структура уже упоминавшейся статьи 16 СК такова — «Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается» — это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если…) и диспозиция (то…).

Примером охранительной нормы может служить статья 105 Уголовного Кодекса РФ — если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.

Отметим, что вопрос о структуре правовой нормы является достаточно сложным, в литературе имеется множество точек зрения по данному вопросу…

Добавить комментарий