Нормативистская теория происхождения права

Определим основные черты нормативистской теории права.

Фундамент нормативистской теории был сформирован в формально-догматической юриспруденции XIX века и сформировался на методологии, которая была выработана в юридическом позитивизме.

Основателем нормативистской школы права считается Ганс Кельзен. Ученый именовал разработанную нормативистскую теорию «чистой теорией права» по аналогии с наиболее популярным его трудом на данную тематику.

Нормативизм развивает положение позитивизма, согласно которому право нужно познавать только из самого права. Это подкрепляется ссылкой на постулат философии Канта, в соответствии с которым «должное» – это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (то есть природы и общества).

Так как право представляет собой совокупность правил должного поведения и располагается в сфере «должного», следовательно, оно независимо от «сущего».

Кельзен полагает, что «право определяется только собой» и «сила права только в нем самом». Он определяет его как совокупность норм, которые реализуются в принудительном порядке.

Под чистой теорией права понимается юридическая наука, отвергающая в исследовании права его экономическую, политическую, культурную, идеологическую, моральную и иные оценки. Юридическая доктрина должна изучать уникальное содержание права.

Для установления основания внутри самого права Кельзеном оформляется идея «основной нормы». Из данной нормы вытекают все иные элементы системы права, формируя тем самым конструкцию в форме пирамиды.

Основная норма предлагается оформить следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Эта конструкция позволит придать легитимность сложившемуся правопорядку, в том числе и государств.

Кельзен полагает, что государство – это тот же правопорядок, только взятый под несколько иным углом: государство есть следствие права, которое появляется раньше, нежели государство.

Положительным свойством нормативистской теории является то, что она отмечает такие свойства права, как нормативность и формальная определенность. Это стимулирует его совершенствование как системы, а также формализации, которая нужна для использования в праве информационных технологий.

Идеи нормативистской теории права способствовали широкому распространению в современном мире институтов конституционного контроля.

В нормативизме заметно упрощена формально-юридическая сторона права. Однако в нормативистской теории необходимо выявлять и положительные стороны и использовать их.

Таким образом, нормативистская теория права имеет как положительные черты, так и слабые стороны.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основоположник — Ганс Кельзен — австрийский правовед (1881-1973 г.г.). С точки зрения данной теории право рассматривается как упорядоченная система правовых норм, причем нормы располагаются строго по иерархии. Во главе иерархии находится так называемая основная норма (она никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Основная норма есть «мысленное допущение»: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция»). Следующим уровнем иерархии являются нормы Конституции (производны от основной нормы). Далее идут общие нормы (установлены в законодательном порядке или путем обычая). Низшая ступень иерархии — решения судей.

Кельзен также определял функции норм права: 1) нормы права регулируют человеческое поведение; 2) предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла: «Это зло выражается в лишении жизни, здоровья, свободы, материальных и прочих благ, и оно причиняется виновному также и против его воли, а при необходимости — с применением физической силы, т.е. принудительно» Питерская А.Л. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2009. С. 63..

Кельзен, рассматривая природу права, определил для себя, что в основе всего правового лежит определенный «порядок человеческого поведения». Этот порядок обусловлен несколькими признаками: системностью норм, единством норм, наличием основания действительности норм, принудительным характером («причинением зла») для виновных за их нежелательное поведение. Таким образом, мы видим у Кельзена завершенную модель права. Ее особенностью является тот факт, что право здесь не стремится к упорядочению, оно и есть свершившийся социальный порядок, а функциями права, соответственно, будут являться функции данной социальной системы (модели). Эти функции можно прямо соотнести с вышеперечисленными признаками: системообразующая функция, функция единения правовых норм, функция принуждения.

Динамический принцип выражается в наличии «некоторого нормотворческого фактора» для основной нормы или инстанции. Обращает внимание на себя трактовка нормотворчества. Здесь это не функция права и не направление действия права, Кельзен объясняет это тем, что нормотворческий характер основной нормы «обеспечивает лишь основание действительности, но отнюдь не содержание образующих систему норм». Он относил нормотворчество к функциям органов власти или социальных институтов (инстанциям). Но нормотворческий процесс как функция «инстанций» не столь важен для правопорядка. Содержание правовых норм, придаваемое им «инстанциями», вторично.

Придание объективно действительного характера правовой норме — вот единственная цель функционирования нормативного правопорядка. Г. Кельзен писал: «Для юриста воля государства, т.е. воля наказания и экзекуции, является целью правовой нормы, которая становится целью только тогда, когда социальная цель терпит фиаско» Палазян А.С. Проблема функций в истории западноевропейской правовой мысли. // История государства и права, 2008, N 9..

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

  • 1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
  • 2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;
  • 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

П.И. Новгородцев видел в нормативно-правовом регулировании средство прогрессивных социальных преобразований.11 Корнев В.Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых — юристов дореволюционной России.// Право и политика, 2008, №5. С. 19. Основные положения нормативизма, изложенные Г. Кельзеном, указывают на то, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками. Исходным для концепции Г. Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме», которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм. В рамках этой теории право понимается как система норм, изложенных в нормативных актах; в нормах права выражается государственная воля; право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства. Нормативизм, с одной стороны, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивать определенный режим законности. С другой — сторонниками нормативного подхода отрицается обусловленность права потребностями общественного развития22 Пермяков Ю.Е. Позитивистское и метафизическое начало в философском познании права. // Право и политика, 2007, N 7. С. 55.

Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов11 Попова А.В. Общефилософские проблемы права в трудах русских неолибералов в конце XIX — начале XX в. // Журнал российского права, 2009, N 2. С. 91..

Тем не менее, представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

За каждым открытием, за каждым изобретением стоит чье-то имя. На протяжении истории развития человечества было найдено и придумано немало полезных теорем и законов. Некоторыми из них общество до сих пор пользуется. Одним из таких открытий является нормативистская теория права. У представленного изобретения имеется своя история зарождения и становления.

Особенности нормативистской теории права

Представленная теория появилась на свет в XX веке. Основоположником и создателем данной теории является Ганс Кельзен. Австрийский юрист называл свое изобретение «чистой теорией права». Рассуждения Кельзена базировались на постулатах кантианской философии. Согласно выдвинутым философским представлениям, «должное» имеет прямое отношение к доопытной сфере, созданной человеческим разумом и не зависит от так называемого «сущего». Иными словами, все идеи и законы, регулирующее взаимоотношения в обществе, установлены по человеческой воле, а не по зову или воле природы. Нормативистская теория относится к «должному». Следовательно, по мнению ее основателя, не зависит от «сущего.

Ганс Кельзен

Известный юрист считал необходимым очищать право от политического влияния в любой форме. По мнению Г. Кельзена, «сила установленного права в самом праве». Функционирование определенных норм и постановлений всегда осуществляется в принудительном порядке. Созданная чистая теория права являлась для Кельзена целой юридической наукой.

Основатель выдвинутого учения выступал против естественной формы права и считал неправильным оценивать науку с экономической, моральной и идеологической точки зрения. Важно до конца изучить специфическое содержание данной теории. Основными постулатами или тезисами нормативистской теории права поныне считают:

  1. Установленные нормы влияют и постепенно формируют правовое поведение, сознание и взаимоотношения между субъектами в обществе.
  2. Изложенные в нормативных актах правовые законы тесно взаимосвязаны между собой и успешно взаимодействуют друг с другом.
  3. При необходимости реализация некоторых правовых норм осуществляется в принудительном порядке. Двигающей силой выступает государство. Именно государственные органы власти производят на свет ряд законов, регулирующих разные аспекты человеческой жизни.

Все существующие законы функционируют исключительно по воле действующих государственных правителей. У разработанной теории есть свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства юридического открытия

Популярность и востребованность нормативистской теории права объясняют следующие факты:

  • Широкий спектр влияния установленных прав. Создавая правовые нормы и законы, государство оказывает немалое влияние на общественное развитие страны.
  • Посредством сотворенных норм в цивилизованном обществе имеются границы дозволенного. Поведение и поступки граждан поддаются оценке и контролируются государством. Таким образом, в обществе удается поддерживать порядок.
  • Тесная связь с формальной определенностью права. Подобная взаимосвязь и наличие четких критериев позволяет субъектам лично знакомиться с содержанием действующих нормативных актов. Права и обязанности граждан четко обозначены. Такие возможности помогают лучше руководствоваться выдвинутыми требованиями в жизни, применения законы на практике.
  • Наличие определенного режима законности. Некоторые веления, установленные государством, носят индивидуальный характер.
  • Четкое подчеркивание нормативности права. Выдвинутые нормы и правила расположены в иерархическом порядке в зависимости от их юридической силы и возможностей.

Благодаря выдвинутым идеям нормативизма в современном мире появились институты конституционного контроля. Специальные органы активно действуют на территории разных стран. Тем не менее специалисты в области юриспруденции замечают несколько слабых сторон в данном учении.

Недостатки теории

Несмотря на логичность, последовательность и практичность, обсуждаемая теория обладает явными недостатками. Так называемыми минусами нормативистких правил называют:

  • Абсолютное влияние государства на правовую систему. Течение и срок действия принятых норм полностью зависит от конкретных лиц, наделенных властью. В таких условиях, разработанная система не всегда способна удовлетворить потребности всех граждан. Возникает определенное неравенство в юридическом отношении. Преувеличение роли государства нередко подталкивает к использованию устаревших и произвольных правовых норм.
  • Полная формализация. Нормативистская теория игнорирует содержательную сторону права. Иными словами, не учитывает нравственное начало юридических норм, а также потребности отдельно взятых личностей.
  • Выдвинутая идея недооценивает прямую связь права с другими факторами, влияющими на качество развития общества. К таким факторам относят социально-экономическую, политическую и духовную область жизни.
  • Нормы так называемого «чистого» права созданы людьми. Поэтому в большинстве случаев правила порядка, установленные государством не до конца объективны и не индивидуальны с точки зрения своего содержания.
  • Нормативистская теория отказывается понимать и принимать иные точки зрения на сущность права. По сути данная теория – властное и холодное оружие в руках государства, необходимое властям для регламентации и управления конкретным обществом.

Вывод

Появившаяся в XX веке теория права всколыхнула и изменила мир юриспруденции. По сей день представители этой социальной науки продолжают изучать и постигать открытие Ганса Кельзена. Однако знакомиться с нормами и особенностями данной теории следует и обычным гражданам. Следование подобной рекомендации поможет досконально знать свои права и обязанности, а значить уметь грамотно взаимодействовать с государством.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение права. Старейшие из них были созданы несколько тысяч лет назад, а возможно, что и несколько десятков тысяч лет назад. Большое количество теорий объясняется тем, что:
• они создавались на протяжении многих тысячелетий;
• в каждую историческую эпоху господствовали свои взгляды и системы ценностей;
• взгляды на происхождение права зависели и от географического положения региона, на территории которого была предложена конкретная теория;
• каждый из авторов многочисленных теорий имел свои личные убеждения.
Рассмотрим более детально основные из этих теорий.

Патриархальная теория

Пожалуй, она является самой древней.

Ее приверженцы полагают, что государство – это закономерное продолжение патриархальной семьи.

Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве.
Известно, что такие взгляды развивал в своих трудах Аристотель.

Теологическая теория

Это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право.

Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом.

Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать.

Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Историческая теория

Была разработана в начале XIX в. В Германии. Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать реально происходящие процессы, в результате которых оно возникло. Ее автором является немецкий юрист и историк Савиньи (спустя некоторое время после ее разработки он стал министром юстиции прусского короля).

По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать нельзя. Оно формируется самопроизвольно и является следствием развития народного духа.

Рождение права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты.

Возникновение государства Савиньи также объяснял результатом развития народного духа.
Историческая теория содержит верное утверждение, согласно которому государство и право возникают как закономерный результат развития человеческой цивилизации. Однако она так и не дает ответа на вопрос, что такое «народный дух», который, по утверждению Савиньи, является движущей силой исторического развития.

Появление данной теории стало огромным шагом вперед для гуманитарной науки. Автор теории и его сторонники впервые уловили, какое значение имеет глубинный этнокультурный пласт для зарождения права.

Марксистская теория

Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята** В. Лениным** и его последователями.

В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами.

В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.

Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени.

Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки.
Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.

Психологическая теория

Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания.

Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой.
Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.

Социологическая теория

Она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом.

Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев.

Нормативистская теория

Источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте.

Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система должна иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим.
Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность правовой системы, нацеленность на обеспечение законности. Но она преувеличивает влияние государства и не рассматривает содержательную часть права (определяющую права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.

Существует ли единая теория?

Каждая из рассмотренных теорий была актуальна в свое время и соответствовала уровню развития цивилизации в определенную эпоху. Многие теории верно отражают отдельные аспекты возникновения права, но не учитывают иные важные обстоятельства. В разных регионах Земли появление права имело свои особенности. По многим вопросам, касающихся его возникновения, ученые так и не пришли к общему мнению. Поэтому единой теории появления права на сегодняшней день не существует. Но в любом случае есть основания считать, что право – это продукт развития человеческой цивилизации.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 21

Марксистская теория права.

Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.

«Право в социалистическом обществе становится воплощением и средством подлинной свободой людей, поскольку оно выражает и закрепляет те реальные, материальные условия жизни, те формы общественных отношений, при которых исключается всякая возможность эксплуатации человека человеком, политического и духовного подавления личности и при которых люди получают свободу – реальную, всеобщую и равную для всех членов общества».

Социологическая теория права.

Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным понять его сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев, правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе.

Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в действительности – это не столько система официальных норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.

В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий характер.

Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений.

Теория нормативистского понимания права.

Теория права должна быть свободна от идеологических и оценочных характеристик, т. е. Представлять собой «чистую науку». Вторжение в теорию права идеологических воззрений, отражение в ней тех или иных интересов делают ее необъективной наукой, а стало быть не отражающей реальную действительность, а стало быть не отражающей реальную действительность.

Право должно быть познано из самого права и только. При этом нормативистская теория исходит из того, что право соотносится с окружающим миром также как «должное» с «сущим». Еще И. Кант в свое время подметил, что «должное», являясь порождением разума, не зависит от «сущего». Этого его постулат и был взят на вооружение разработчиками данной теории. Отсюда и вывод: право, представляя собой систему правил должного поведения, не зависит от реального («сущего») поведения людей, и условий их существования. Оно определяется только самим собой.

Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна другую в зависимости от своей значимости. Так, нормы конституционного права порождают обычные нормы или нормы текущего законодательства, а они, в свою очередь – нормы права, содержащиеся в подзаконных актах и т.п.

Первоисточником или основанием всей пирамиды действующих норм служит так называемая «основная норма», а не реальный экономический базис общества. Тем самым устраняется возможность поисков основания права в не самого права. Что же из себя представляет эта «основная норма» и как и почему она определяет процесс создания всех других норм – эта теория не объясняет.

Теория естественного права.

Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными

государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве

выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной

определенности и общезначимости, ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий. Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и

присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы

позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины

естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких

антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем

юридической практики.

Психологическая теория права.

Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через

деятельность, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется

фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и

рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право.

Официальное право устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые

нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого. Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в

качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная

деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные

юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Добавить комментарий