Нормативно правовая база банка

⇐ Предыдущая123

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. К числу основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций в Российской Федерации, относятся носятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации банковского менеджмента.

Второй блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям. Посредством указанных норм происходит регулирование предельных величин рисков, принимаемых кредитными организациями, уровень и состав резервов, обеспечивающих их устойчивость и надежность. В нормативных документах Банка России сформулированы также требования к порядку регистрации и лицензирования кредитных организаций, организации бухгалтерского учета и отчетности, осуществлению кредитных операций, безналичных расчетов и т.д.

#G0Нормативные акты ЦБ РФ — правовые документы, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «#M12291 9039220О Центральном банке Российской Федерации#S» и Положением о порядке подготовки и вступления в силу Н.а. ЦБ РФ, рассчитанных не неоднократное применение на территории РФ. Н.а. ЦБ РФ обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Н.а. ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам, не имеют обратной силы. Н.а. ЦБ РФ издаются в следующих формах: указание ЦБ РФ, положение, инструкция ЦБ РФ.

Указание— нормативный акт, в котором устанавливается отдельное правило по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ. Указания также могут быть: об изменении

и дополнении действующего нормативного акта ЦБ; об отмене действующего нормативного акта ЦБ.

Положение— нормативный акт, в котором устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ.

Инструкция— нормативный акт, в котором определяется порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции ЦБ (в том числе указаний и положений ЦБ). Следует отметить, что ЦБ РФ очень часто меняет содержание своих нормативных актов, внося в них многочисленные изменения и дополнения, чем создает немалые трудности как для банков, так и для их клиентов.

Результатом деятельности сотрудников ЦБ являются и другие, подчас не менее интересные документы — рекомендации и разъяснения. Самостоятельный интерес

представляют договоры, которые Банк России использует в своей работе.

Рекомендации(советы) Банка России условно можно разделить на две большие группы: рекомендации методические рекомендации «поведенческие». В первом

случае могут рекомендоваться те или иные методики, необходимые их адресатам в практической работе (к примеру, методики разработки внутрибанковских документов,

расчетов разных показателей, оценки тех или иных процессов либо документов).

Главное в данных рекомендациях — предложение соответствующих технологий работы. Такие рекомендации Центральный банк адресует как собственным территориальным учреждениям или их подразделениям, так и коммерческим банкам.

Во втором случае рекомендации исходят из действующей нормативно-правовой базы и принятых в банковском деле технологий, включая технологии управления, и обычно касаются вопросов лучшей (с точки зрения ЦБ) организации работы банков в указанных нормативных и технологических рамках. Такие рекомендации могут относиться как к частным моментам функционирования банков, так и к целым направлениям в их деятельности. В отдельных случаях рекомендации данного рода даются как бы в неявной форме, поскольку вытекают из разъяснений или просто информации, которую ЦБ доводит до своих «подопечных» организаций.

Документы Центробанка, содержащие рекомендации, нередко включают в себя, с одной стороны, элементы «приказного» начала (что идет от указаний, положений

и инструкций), с другой же — мотивы разъяснений.

Что касается собственно разъяснений,то они выполняют в основном «просветительскую» роль (хотя и в них иногда встречаются элементы и «приказа», и рекомендаций), имея в виду доведение до «широких банковских масс» объяснений того, что на самом деле хотел сказать Центробанк в тех или иных своих нормативных актах и что по разным причинам не удалось ясно, просто и однозначно выразить в самих этих актах. Нет сомнений в том, что эта их роль на практике может быть весьма важной. В то же время следует, видимо, признать, что количество необходимых или неизбежных разъяснений обратно пропорционально качеству подготовки нормативных актов, нуждающихся в таких вспомогательных документах. Чем выше указанное качество, т.е. чем тщательнее отшлифованы содержание, структура и форма нормативного акта, тем меньше нужно разъяснений.

В этом смысле значительное количество вспомогательных документов ЦБ данного вида следует рассматривать как тревожный сигнал.

Разъяснения ЦБ, как и рекомендации, могут адресоваться как коммерческим банкам, так иногда и его собственным учреждениям, а также в определенной мере и клиентам кредитных организаций.

Третий блок документов, обусловливающих содержание банковского менеджмента, составляют нормативные документы самих кредитных организаций.

К ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операции и предоставления услуг, методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществлении внутрибанковскего контроля требования к кредитной документации и другие вопросы.

1.5. Нормативно-правовая база банковской деятельности в РФ

#G0Банковское регулирование и надзор- осуществляемая ЦБ РФ система мер по регулированию и постоянному надзору за деятельностью кредитных организаций с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, регистрирует кредитные организации, выдает им лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их, запрещает и получает информацию о финансовом положении кредитных организаций, устанавливает правила и критерии их санации. Банковский надзор проводится в формах: лицензирования банка; дистанционный (документарный) надзор; инспекционный надзор.

Основой системы банковского регулирования являются п#G0руденциальных нормы деятельности кредитных организаций — требования к кредитным организациям, установленные ЦБ РФ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций.

ЦБ РФ устанавливает кредитным организациям обязательные экономические нормативы их деятельности, методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска для каждого из нормативов; устанавливает нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ, направляет кредитным организациям и их филиалам обязательные для исполнения предписания. Например, различают нормативы минимального размера уставного капитала, нормативы банковской ликвидации, нормативы минимального размера рисков (напр. на одного заёмщика, на группу заёмщиков, на крупных заёмщиков и т.д.), нормативы резервов, под высоко рисковые операции и т.д.

При нарушении кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ последний применяет предусмотренные законом санкции, осуществляет другие меры банковского регулирования, контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Надзорный орган вправе применять к банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия к кредитным организациям — меры воздействия, применяемые в случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков). Включают: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках ее деятельности; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков; установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

#G0Принудительны меры воздействия на банки- меры воздействия, используемые надзорными органами к кредитным организациям в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений исходя из того, что применение предупредительных мер воздействия не привносит необходимую корректировку в деятельность кредитной организации. Основания для применения — нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также создание реальной угрозы интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков. Применяемые к принудительные меры, как правило, оформляются в форме предписания

#G0Предписания кредитным организациям- документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также указывает конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации. Предписание может включать требование о перечислении штрафа с указанием суммы и срока, а также предупреждение о том, что в случае не перечисления штрафа в установленные сроки он будет взыскан в арбитражном порядке. Предписание оформляется введением ограничений и запрета на проведение отдельных банковских операций, а также запрета на открытие филиалов кредитной организации.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 3309 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Законодательные основы деятельности современного банка

Коммерческие банки Российской Федерации являются юридическими лицами и подлежат обязательной государственной регистрации. Ее осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Также он выдает коммерческим банкам лицензию, без получения которой они не имеют право начинать банковскую деятельность.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Деятельность коммерческих банков в России регламентируют Гражданский Кодекс РФ и Федеральные законы:

от 2 декабря 1990 г. N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. июль, 2002 г.),

от 02.12.1990 г. № 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ от 28.02.2009 г. N 28-ФЗ),

от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»,

«О реструктуризации кредитных организаций» (июль, 1999 г.),

«О кредитных историях» (декабрь, 2004 г.),

«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (июль, 2004 г.),

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение банков как хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, устанавливает порядок осуществления ими права собственности, регулирует их договорные и иные обязательства.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кредитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также полномочия по применению к кредитным организациям санкций за нарушение требований законодательства и нормативных актов ЦБ РФ. Последние являются для кредитных организаций обязательными документами, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы Российской Федерации и ее составляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполнение которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и операций, которые кредитные организации могут осуществлять в рамках своей деятельности без лицензии. В этом законе также содержатся основные требования к учредительным документам кредитных организаций, регламентируется порядок их регистрации и лицензирования, устанавливаются формы отчетности кредитных организаций перед Центральным банком РФ.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает порядок и условия принятия мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, особенности оснований признания их банкротами и осуществления этой процедуры.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» наделяет коммерческие банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, полномочиями агентов валютного регулирования и валютного контроля и устанавливает порядок ведения ими валютных операций.

Законодательная база банковской деятельности

Возникновение и развитие банковской системы привело к необходимости создания правового поля этой сферы деятельности. В странах с развитой экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился весьма крупный массив законодательства в виде многообразных законов, инструкций, положений, регулирующих самые разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности. В силу этого банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном регулировании деятельности банков и банковской системы в целом.

Банковское законодательство — это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих денежные отношения, складывающиеся при осуществлении банками и кредитно-финансовыми учреждениями своей деятельности. Вопросы банковской деятельности находят отражение в конституционном, административном, гражданском, а также уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном праве.

Конституционные нормы регулируют вопросы денежно-кредитной политики государства, определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитной системой, а также порядок их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач. Например, в соответствии с и. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики. Данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне. В части 2 ст. 75 Конституции РФ закреплен принцип независимости Банка России от других государственных органов при осуществлении своей основной функции — защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Нормы уголовного права обеспечивают защиту от наиболее серьезных и общественно опасных посягательств на права и интересы государства, субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитной сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предполагает уголовное преследование в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги и ценные бумаги, а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, выпускающих любые денежные знаки, отличные от официальной денежной единицы, ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг, за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения. Это позволяет привлекать к ответственности банковских служащих за вымогательство, за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению средств на счета в уполномоченные банки и невозвращение средств в иностранной валюте за границу, за разглашение банковской тайны, а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без лицензии.

Нормы гражданского законодательства являются правовой базой осуществления банковской деятельности и отражаются в статьях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Они определяют правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитной сфере, проведение государственной регистрации и прекращение деятельности кредитных организаций, общие правила о статусе юридических лиц и право собственности юридических лиц, правила совершения сделок, общие правила о договорах и обязательствах, договоры, применяемые в банковской деятельности, вопросы расчетов, характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга.

Нормы административного права содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Под законодательными актами обычно понимаются как положения действующего банковского законодательства или регулирования (если таковые имеются), так и отдельные инструкции, положения, указания органов банковского контроля, имеющие обязательную силу для всех коммерческих банков. Среди таких законов особое место занимает Закон о Банке России, который установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок отчетности Банка России, принципы организации наличного денежного обращения, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. Немаловажное значение имеет и Закон о банковской деятельности, который установил понятие кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ, определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации и лицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организация отчетности кредитной организации.

Важным шагом к формированию в России цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций). Он устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные данным законом, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность но уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения се обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. Особое внимание в данном законе уделено мерам по предупреждению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. К числу указанных мер относятся:

  • — финансовое оздоровление кредитной организации;
  • — назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • — реорганизация кредитной организации.

Созданная в нашей стране система страхования вкладов нашла свое законодательное отражение в Федеральных законах от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов) и от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), где определено понятие валютных операций. Кроме того, данный закон предусматривает разграничение полномочий по регулированию валютных операций между Правительством РФ и Банком России, проведение расчетов между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами как в рублях, так и в иностранной валюте, покупку-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, только через уполномоченные банки.

Важное значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон о кредитных историях). Он принят с целью создания и определения условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций. Закон о кредитных историях направлен на снижение затрат банков при оценке кредитоспособности заемщиков и, как следствие, на снижение стоимости выдаваемых кредитов. Важную роль в реализации указанного закона играет Банк России, структурное подразделение которого (Центральный каталог кредитных историй) призвано выполнять функцию единого информационного центра, в котором можно бесплатно получить информацию о том, в каком бюро кредитных историй находится информация о конкретном субъекте кредитной истории. Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц для ее последующей передачи лицам, получившим согласие на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

Практически весь спектр деятельности кредитной организации законодательно регламентирован. Так, наиболее важными законами, регулирующими порядок создания, лицензирования, реорганизации и ликвидации банков и кредитных организаций, являются Закон о Банке России, Закон о банковской деятельности, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон о банкротстве кредитных организаций, Закон о страховании вкладов, Федеральный закон от 3 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также ГК РФ.

Данные законы служат базой для нормативных документов, разработанных Банком России, регулирующих деятельность кредитных организаций. В частности, это Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», от 21 февраля 2007 г. № 130-И «О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации», от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (далее — Инструкция Банка России № 128-И), от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций», Положения Банка России от 19 июня 2009 г. № 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации», от 19 июня 2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации», от 29 октября 2008 г. № 325-П «Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов” мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 9 ноября 2005 г. 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией», от 4 июня 2003 г. 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединении» и др.

Различные аспекты проведения коммерческими банками операций регламентируются наряду с вышеуказанными и другими нормативными актами Банка России. В первую очередь к ним относится Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (далее — Инструкция Банка России № 110-И), которая содержит ряд обязательных нормативов деятельности банков, среди которых: норматив достаточности капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер кредитов, гарантий, поручительств, выданных банком своим участникам, нормативы ликвидности. Кроме этого стоит назвать Инструкцию Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (далее — Инструкция Банка России № 59), Положения Банка России от 16 октября 2008 г. № 323-11 «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения», от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», от 3 ноября 2009 г. № 346-П «О порядке расчета размера операционного риска», от 14 ноября 2007 г. № 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска», от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Платежи наличными деньгами независимо от их доли в общем объеме платежей остаются логически первой, исходной, наиболее простой и нередко незаменимой формой платежей. Базовый документ, в котором выражен такой подход к работе байков и иных предприятий, организаций и учреждений с наличными деньгами, — это Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Расчетно-платежные операции в РФ проводятся по единым правилам, устанавливаемым законодательством и нормативными актами, издаваемыми главным образом Банком России. К последним следует отнести, прежде всего, Положения от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», от 24 февраля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Названные документы допускают проведение безналичных платежей в следующих формах:

  • 1) платежными поручениями;
  • 2) чеками;
  • 3) аккредитивами;
  • 4) по инкассо;
  • 5) платежными картами.

Клиенты могут выбирать любую из допустимых форм безналичных платежей исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчетов и платежей в формах, предусмотренных в договорах контрагентов. Платежи проводятся при наличии на счетах клиентов-плательщиков собственных средств, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Валютное законодательство РФ включает в себя отдельные положения Закона о банковской деятельности, Закона о Банке России, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии отмыванию доходов), Закон о валютном регулировании, а также Инструкции Банка России от 16 сентября 2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», Положение Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и ряд других нормативных актов.

Функционирование рынка ценных бумаг в целом и деятельность на нем банков регламентируются нормами ряда законов, а также нормативными актами ФСФР России и Банка России. К ним, в частности, относятся Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке цепных бумаг), от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» (далее — Закон о векселе), от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. X» 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее — Закон об ипотечных ценных бумагах). Также применяются Инструкция Банка России Х> 128-И, Положение Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» и др. Из документов ФСФР России, имеющих непосредственное отношение к деятельности банков на рынке ценных бумаг, на сегодняшний день важнейшим можно считать Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 27 июля 2010 г.

Законодательная база по осуществлению банками дополнительных операций состоит главным образом из норм ГК РФ. Особые законы посвящены операциям лизинга и операциям с драгоценными металлами. В то же время кредитные учреждения в своей деятельности должны руководствоваться не только законами, специально к ним относящимися, но и законами, регулирующими имущественный оборот вообще (например, залоговое право), а также рядом норм международного права.

Не обойдено стороной и правовое обеспечение контроля и надзора за банковской деятельностью, основывающееся не в последнюю очередь на Базельских принципах эффективного банковского надзора. Основой выступают основные федеральные законы и нормативные документы Банка России, среди которых названные выше инструкции, положения. Особое место в этой сфере занимают Инструкции Банка России № 110-И и № 59, а также Положения Банка России от 7 сентября 2007 г. № 310-П «О кураторах кредитных организаций» и от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Несмотря на довольно большое количество законодательных и нормативных актов, действующих в РФ, банковское законодательство все же не в полной мере соответствует нынешней экономической ситуации и международному уровню правового регулирования общественных отношений в данной области. Из этого вытекает необходимость совершенствования банковского законодательства России.

Добавить комментарий