Нормативно правовой акт понятие и виды тгп

Нормативно-правовые акты — это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

Признаки нормативно-правовых актов:

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Виды нормативно-правовых актов:

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

-нормативные акты государственных органов

-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

— нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

— нормативные акты принятые на референдуме

В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.

Определение 1

Нормативно-правовой акт — это содержащий нормы права официальный документ, принимаемый определенными субъектами, и являющийся общеобязательным для всех граждан государства.

Признаки нормативно-правовых актов в ТГП

Нормативный правовой акт представляет собой документ, который облечен в установленную законом форму, издан в рамках компетенции, предоставленной уполномоченному органу государства или должностному лицу, а также другим социальным структурам или на основании результатов референдума при соблюдении процедуры, установленной законом, состоящий из общеобязательных правил поведения, рассчитанных на применение неопределенным кругом лиц.

Нормативные правовые акты, как правило, создаются органами государства, которые обладают правом принятия решений нормативного характера по определенному кругу подведомственных им вопросов. Данные акты направлены на выражение воли государства в лице его государственных органов. Поэтому они обладают властным, авторитарным, официальным, обязательным характером.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нормативно-правовой акт: понятие и виды в ТГП 490 руб.
  • Реферат Нормативно-правовой акт: понятие и виды в ТГП 270 руб.
  • Контрольная работа Нормативно-правовой акт: понятие и виды в ТГП 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нормативно-правовые акты обладают определенными, присущими им признаками, к которым относятся следующие:

  • наделены правотворческим характером;
  • издаются в рамках компетенции государственного органа или должностного лица;
  • имеют определенные реквизиты;
  • должны соответствовать Конституции РФ и другим НПА;
  • подлежат обязательному доведению до граждан и организаций.

Предлагается более подробно рассмотреть каждый из обозначенных признаков.

Правотворческий характер. Нормы права, обозначенные в НПА, могут устанавливаться, изменяться или отменяться. Из актов произрастают знания о нормах права, так как они являются неким их носителем.

Издание в рамках компетенции органа или должностного лица. Отступление от этого принципа влечет за собой принятие нескольких нормативных решений, что может вызвать противоречия в законе.

Обладание определенными реквизитами. НПА всегда составляются в форме документа и имеют ряд реквизитов: вид, наименование, принявший его орган, дата принятия, место и номер. Форма должна быть письменной, чтобы обеспечить единообразность в понимании акта, ведь за неисполнение предписанных в нем норм может последовать наказание в виде санкций.

Соответствие Конституции РФ и другим законам. В данном случае речь идет о тех актах, которые имеют большую юридическую силу по сравнению с принятым нормативным правовым актом.

Обязательное доведение до граждан и организаций. Нормативно-правовой акт должен быть опубликован, только после этого государство получает возможность требовать его соблюдения.

Виды нормативно-правовых актов в ТГП

В Российской Федерации, основываясь на юридической силе нормативно-правовых актов, предусмотрена определенная иерархическая система, состоящая из следующих актов:

  1. Высших нормативно-правовых актов: международных договоров и соглашений Российской Федерации, а также общепризнанных норм и принципов международного права; Конституции Российской Федерации.
  2. Законов Российской Федерации: федеральных конституционных законов; федеральных законов, включая Кодексы;
  3. Законов субъектов Российской Федерации: законов субъекта.
  4. Указов Президента Российской Федерации.
  5. Подзаконных актов: постановлений Правительства РФ; актов ФОИВ (министерств, служб, агентств).
  6. Локальных нормативно-правовых актов: актов муниципальных образований.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

  1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
  2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

  1. закон – одно из основных источников права;
  2. установлен особый порядок принятия;
  3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
  4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

  1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
  2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;
  3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

  1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
  2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
  3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
  4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Добавить комментарий