Нормативное регулирование в первобытном обществе

Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

Период до образования первых государств именуют первобытным обществом. Это был самый длительный по времени этап истории человечества. Благодаря достижениям археологии, современные ученые смогли составить общее представление о жизни первобытных людей. Юридическая наука, опираясь на данные археологии, выделяет в развитии первобытного общества два периода: этап присваивающей и этап производящей экономики.

В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Главными задачами общества были выживание и воспроизводство. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы.

Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

1) Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не территориальный союз.

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали). В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всего рода и поддерживалось им.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).

Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

2.2. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Очевидно, в числе наиболее значимых факторов, влияющих на организацию первобытного общества, были власть и социальные нормы. Общепризнано то, что власть необходима для координации отношений между людьми, для управления делами любой социальной группы, коллектива, общества.

Власть возникает вместе с человеческим обществом, в нем осуществляет свои функции и в этой связи называется социальной. Социальная власть — это возможность определенного лица или социальной группы использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.). Этой власти свойствен ряд признаков.

Она есть явление социальное, т.е. образованное и функционирующее в обществе. Социальная власть – атрибут (неотъемлемый компонент) общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.

Власть может функционировать лишь в рамках общественных отношений, которые существуют между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Это всегда двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой подвластным.

Важнейший признак власти – ее базирование на силе, которая может иметь различную природу (физическая сила, сила авторитета, сила интеллекта и т.п.).

Ранний догосударственный период характеризовался коллективным трудом и образом жизни, существованием коллективной формы собственности на земледельческие, охотничьи угодья, добытую пищу. Причиной этого была неразвитость орудий труда.

Такому способу жизни и производства соответствовала определенная организация первобытной власти. Общественная (социальная) власть того периода отличалась следующими главными чертами:

— высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода, на котором решались важнейшие вопросы жизни;

— оно же избирало старейшину рода, который осуществлял оперативное руководство различными сферами деятельности;

— социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю, опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

— принуждение, как проявление властной силы, было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обременяющих дополнительных обязанностей за провинность.

В целом можно сказать, что власть догосударственного общества обладала реальной возможностью управлять действиями людей в существующих тогда условиях. Она являлась необходимой функцией общества того периода времени, не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Власть опиралась в основном на метод убеждения, на авторитет управляющих, их высокие моральные и физические качества.

Любая общественная система, в том числе догосударственная, включает средства нормативного регулирования, особые нормы, определяющие взаимоотношения человека с природой, другими людьми. На основе таких норм люди догосударственного периода организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Нормативное регулирование в основном осуществлялось посредством обычаев. Заметим, обычаи – это правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку. Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение. Они закрепляли наиболее необходимые (рациональные) варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражали интересы всех членов сообщества. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решение общественных проблем, отношения с другими родами и племенами. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта, охоту, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих обязательных правил ограничивает эгоизм человека, делает его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию членов родовой общины, согласованность их поведения. По этой причине люди стремились выполнять эти правила.

Важное значение имели табу (запреты), посредством которых защищались отношения в родовом объединении. Нарушение табу сопровождалось для первобытного человека наступлением неблагоприятных последствий.

Регулирование отношений между людьми также выражалось в решениях общих собраний, в решениях старейшин, а также осуществлялось посредством устных мифов, ориентирующих на целесообразные варианты поведения в условиях родовой общины.

Существующие тогда правила поведения нередко называют мононормами (monos греческ. – «один», «единичный»), поскольку они включали неразличимые моральные, религиозные, традиционные установки.

Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли не только различного рода табу­ – запреты совершать определенные действия, но и различные обязанности, например, сохранять определенные виды животных, а также регламенты — определенные дозволения действий.

Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины. По-сути, это приводило к гибели человека, отвергнутого племенем.

Обряд и ритуал — формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях со­вокупной культурной регуляции. Они имеют прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целе­сообразности, но способствуют упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникабельности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.

Термин «нравы» обычно отражает сложившиеся формы ре­гуляции массового поведения. В культурологическом контек­сте под термином «нравы» подразумевают подвижный, измен­чивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного пове­дения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война, революция, рефор­мы, «шоковая терапия», модернизация и т.п. — процессы, предполагающие крупномасштабные перемены в нравах, ко­торые влекут за собой постепенный сдвиг в широких сферах культуры.

Обычай и традиция выступают в качестве основного регуля­тора поведения лишь в примитивных этнических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, но

Глава?. Духовность личности как общечеловеческая ценность

они присутствуют и на всех более продвинутых ступенях соци­ального развития.

Социально признанные образцы складываются в обычаи, которые передают накопленный опыт поведения из поколения в поколение и от индивида к индивиду.

К обычаям можно отнести традиционные трудовые прие­мы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В по­вседневной жизни обычаем регулируются время и условия приема пищи, сна и досуга. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. Например, в России не при­нято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говяди­ны, а мусульмане — свинины. В обществах с традиционной ко­чевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор пищи обусловлен не ее питательностью, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает голов­ной убор, а восточный человек прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуаци­ей, но таков обычай.

Обычаи общепризнаны и утверждены силой массовой при­вычки. Они, как правило, не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами группы. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято». Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к куль­туре ребенка или взрослого. При этом включение в культурную деятельность сводится к знакомству с образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, кото­рый выполняет функцию обязательного для исполнения об­разца поведения. Образец может быть положительным (так на­до поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко изменяет его естественную или при­вычную жизнь.

Обрядами называют формализованные обычаи, совершае­мые в определенном месте и в положенное время по специаль­ным поводам. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в обычае, так как обряд связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида

7.4. Обряд, обычай и традиция — регуляторы поведения человека 113

в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициация, получение паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.п. Су­ществуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксиро­ванные в юбилеях, памятных датах, днях общественного трау­ра и т.д. Обряд утверждает преемственность нового и старого, принятие нового положения как утвердившегося в обществе, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.

Норма в отличие от обычая охватывает не весь отрезок дея­тельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что определяет меру вариативности поведения и его усложнение. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений, согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими ин­тересами данной ячейки или всего общества. Установление по­рядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое мани­пулирование обществом, что может повлечь за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого при­нуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недо­верия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социаль­ное взаимодействие.

Действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают стабильное, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формали­зованные мотивы и потребности, соответствующие общест­венно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отноше­ния в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (эс-пектации). Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоя­тельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружаю­щим. Содержательная сторона норм определяется целями той

114 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность

конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, содержание и способы нормирования различны в разных культурах. Например, в сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практически­ми интересами, устройством механизмов и машин, свойствами материалов; сфера взаимоотношений между гражданами и со­циальными институтами регулируется юридическими норма­ми. В большинстве культур существуют довольно строгие нор­мы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирую­щие сексуальные отношения, более того, нет данных, указы­вающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Общество не безразлично к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека. В сложном урбанизованном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархичный характер.

Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 4865;

О проекте / ТГП / Происхождение государства и права / Социальные регуляторы первобытных обществ

Социальные регуляторы первобытных обществ

На ранних этапах развития человеческое общество выработало социальные регуляторы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей человека и вырабатывались в процессе совместной жизнедеятельности. Первые социальные регуляторы человеческого общества были неразвитыми и отвечали всего на один вопрос «можно ли».

Одним из первых социальных регуляторов стал табу – запрет на совершение каких-либо негативных с точки зрения общества действий.

Другим регулятором общественных отношений был тотем – мифологическая связь рода с каким-либо животным. Также одним из социальных регуляторов был миф.

Важнейшим социальным регулятором первобытной эпохи являлся обычай – сложившиеся исторически универсальное правило поведения.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения.

С усложнением общественных отношений претерпевала изменение и система социальных регуляторов. Так, постепенно мононормы распадаются на моральные, религиозные и организационные нормы. В настоящее время мы можем говорить о существовании многих видов социальных регуляторов от правовых регуляторов до корпоративных регуляторов.

Социальное управление в первобытном обществе

Социальный институт управления возникает в человеческом обществе с того момента, как общество стало распадаться на социальные страты и слои, именно в этот момент появилась необходимость в создании органов, которые бы обеспечивали исполнение социальных предписаний.

Первая форма организации человеческого общества – община.

Для общины характерно кровное родство между всем членами, коллективный труд, отсутствие частной собственности. Институтом управления общины был совет старейший, который избирался из числа наиболее авторитетных представителей рода для выполнения определенный, возложенных на него обществом функций.

В процессе общественного развития претерпевал изменения и процесс социального управления, наряду с иной формой организации политической власти (межплеменные союзы) появляются постоянные органы управления и слой людей, которые занимались только лишь управлением.

Интересное:

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Государство и право существовали не всегда. Эти социальные ин­ституты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Родоплеменную организацию общества характеризуют два признака: нали­чие потестарной власти и существование специфических норм.

Потестарная власть (от лат. potestas — мощь, сила) принадлежала вождям, предво­дителям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Эта власть распространялась на эгалитарное обще­ство, члены которого были равны. Политическая власть, как извест­но, предполагает неравенство, то есть деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваиваю­щей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало та­кого деления и не нуждалось в нем. В родовом обществе существо­вали потестарная власть и половозрастное разделение, необходимое для занятий различными видами хозяйственной деятельности, рас­пределения пищи и вступления в брачные отношения.

Общественная власть в догусадарственный период обладала особенностями: 1) базировалась на семейных отношениях ибо основой организации общества был род. 2) потестарная влвсть строилась на началах первобытной демократии и функциях самоуправления. Субъект и объект власти здесь совпадали. 3) власть опералась на авторитет уважение и традиции членов рода. 4) власть осуществлялась как обществом в целом ( собрание взрослых членов, вече), так и его представителями (старейшины ,военаначальники, жрецы).

Социальные нормы и их регулирование первобытного общества обеспечивали су­ществование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пи­щи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуаци­ях. Содержание мононормы составляли различного рода табу — запреты совершать определенные действия, тотемы— обязанно­сти сохранять определенные виды животных и регламенты — оп­ределенные дозволения.

Социальные нормы в первобытном обществе: 1) выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их по­лезности; 2) к нарушителям применялись потестарные санкции, са­мой суровой из которых было изгнание из общины, что приводи­ло к гибели отвергнутого племенем; 3) реализовывались социальные нормы, главным образом, в виде обычаев; 4) социальные нормы существовали в поведении и сознании людей не имея письменной формы выражения; 5) социальные нормы обеспечивались силой привычки и принуждения; 6) основной способ регулирования был запрет «система табу». Права и обязонности как таковые здесь отсутствуют; 7) социальные нормы были продиктованы естественно природной основой присвающиго общества; 8) социальные регуляторы выражали интересы всех членов общества.

Следует отметить, что представители отечественной теории права отрицают существование права в родоплеменном обществе. Представители западной политической антропологии оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть ступень к праву.

Добавить комментарий