Нормативное регулирование

Нормативное регулирование — это упорядочение общественных отношений на основе определённых правил поведения (социальных норм).

Признаки нормативного регулирования:

1) целью нормативного регулирования является достижение общественного порядка;

2) средствами нормативного регулирования являются социальные нормы (моральные, религиозные, правовые и др.);

3) нормативное регулирование осуществляется в отношении индивидуально неопределённой группы лиц или общества в целом.

Виды нормативного регулирования:

1) обычное (традиционное) — осуществляется при помощи обычаев, традиций;

2) моральное;

3) религиозное;

4) корпоративное;

5) правовое.

Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

Норма — это общее правило поведения людей.

Признаки:

1) являются образцами поведения людей;

2) носят общий характер, т.е. не имеют индивидуально — определённого адресата — расчитаны на массовое применение в типичных случаях;

3) обеспечиваются специальными средствами принуждения;

4) создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей;

5) регулируют общественное отношение;

6) направлены на достижение общественного порядка.

Нормы делятся на:

1) социальные — это правила поведения людей в обществе;

2) технические — правила отношения людей к технике, природе, средствам производства.

3) технико-юридические: Госты, Снипы.

Виды:

1) обычаи — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки;

2) моральные нормы -правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве;

3) религиозные нормы — правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью;

4) корпоративные нормы — это нормы общественных объединений, предназначенные для регулирования их внутренней деятельности;

5) правовые нормы — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

1. Институциализированные и неинституциализированные социальные нормы.

2. Основные формы регулирования социальных действий.

3. Понятие этноцентризма и культурошока.

1. Институциализированные и неинституциализированные социальные нормы. Поэтическое выражение «обычай – деспот меж людей» очень точно отражает значение норм и правил поведения в обществе. Эти нормы и правила делятся на две большие группы: институциализированные (институциональные) и неинституциализированные (неинституциональные). Первую группу образуют те нормы, которые официально одобрены какими-либо социальными институтами. Они проявляются в таких сферах как политика, экономика, образование и др. Эти нормы поддерживаются силой закона или служебными инструкциями. Вторую группу образуют социальные нормы, которые существуют неформально и люди стараются им следовать, потому что «так принято в обществе».

Социальная норма, как главный регулятор поведения людей в обществе, включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

— определенный набор правил поведения в данной ситуации;

— типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или группе, действующей в определенной ситуации.

Две указанные особенности социальных норм неразрывно связаны с третьей характерной особенностью: основу механизма действия социальных норм образуют экспектации, т.е. ожидания со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека. Индивид усваивает социальные нормы в процессе социального взаимодействия с другими людьми: в ходе воспитания, обучения, усвоение различных профессиональных обязанностей, требований. Усвоение человеком социальных норм составляет необходимую сторону овладения им различными социальными ролями, т.е. различными типами социально полезных действий. Поэтому выполнение любой социальной роли происходит в соответствии с нормативными требованиями или особыми правилами поведения.

Присущий социальной норме эталонный характер, схематизм, и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия различных лиц. Поэтому одной из важных функций социальных норм является исключение психологической случайности, неконтролируемых ситуаций из жизни общества. Наличие предсказательной функции у социальных норм значительно облегчает нашу повседневную жизнь, особенно на производстве, в официальных учреждениях, организациях.

Следует отметить, социальные нормы не возникают сразу в той или иной ситуации, а своими корнями уходят в глубь культуры и истории.

2. Основные формы регулирования социальных действий. Традиция – это понятие наиболее широкое содержанию и смыслу, представляет собой один из важных механизмов трансляции культуры, ценностей, знаний, верований, норм.

В доиндустриальных обществах, особенно примитивного типа, традиции господствовали во всех сферах жизни и играли чрезвычайно важную роль. Они являлись формой коллективной адаптации общины к среде. Разрушение традиций могло привести к вымиранию племени. Традиция, как правило, подразумевает необходимость обращения к прошлому опыту, стремится его сохранить и закрепить, т.е. она консервирует общественную жизнь, противостоит социальным изменениям. Традиции опираются на религиозные заповеди, ритуалы, обычаи и др.

Обычай – иногда употребляется как синоним традиции, хотя фактически он выступает одним из главных инструментов ее реализации. Обычай подразумевает неуклонное следование определенной норме, стереотипу поведения, которое поддерживается господствующей религиозной традицией. Обычаи играли исключительно важную роль в жизни первобытных народов. Буквально все стороны жизни первобытного человека от рождения до похорон регулировались обычаями и тесно связанными с ними ритуалами, обрядами, культовыми действиями.

В примитивном доиндустриальном обществе обычаи и традиции являлись основными регуляторами человеческого поведения. Способ человеческой деятельности и его регулирующая норма фактически сливались. Эта слитность нормы и деятельности объяснялась относительной простотой общества, неразвитостью разделения труда, господством религиозного сознания. Однако в современную эпоху роль традиций, обычаев, ритуалов, обрядов и других традиционных способов регуляции целиком не исчезает из жизни общества. В значительной мере перечисленные способы регуляции перемещаются в сферу повседневной, внепроизводственной деятельности, образуя неинституциональный механизм регуляции поведения человека. Заметим, что действие формальных, опирающихся на право и закон социальных норм, будет эффективным только в том случае, если они согласуются с неформальными социальными нормами, которые коренятся в самой культуре.

По мере развития и усложнения общества происходит ослабление традиционного типа управления поведением, его место замещают современные, более гибкие способы управления деятельностью, обеспечивающие ускоренный прогресс общества и представляющие индивиду больше свободы для реализации своего творческого потенциала. Современные нормы уже не обладают по отношению к индивиду обязательной принудительной силой. Современные неинституциональные нормы поведения весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум взаимосвязанным областям: первую образуют обычаи (включая моду) и привычки вторую – общественные нравы, которые еще называют общественной моралью или этическими нормами. Сфера обычаев это наша повседневная жизнь, присущие ей общепринятые образцы поведения, следование которым рассматривается как правильная, корректная форма поведения. Сюда относятся стереотипные формы поведения в быту, гражданские праздники и обряды. Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Она выступает как образец массового поведения, который периодически заменяется новым. Ее влияние в современном обществе не ограничивается стилем одежды, а имеет более широкие масштабы, охватывая литературу, искусство, техническое производство и т.д. С модой тесно связано понятие престижного потребления, когда люди покупают дорогие модные вещи не по причине их полезности, утилитарности, а для того, чтобы продемонстрировать свое социальное положение. Это происходит потому, что современное общество отличается высокой социальной мобильностью и в течение жизни человек может не раз поменять свой статус, как на более высокий, так и на более низкий. В результате символическая экипировка социального положения приобретает огромную значимость: люди демонстрируют его миру, используя различные символы, такие как материальные объекты, манеры себя вести, вкусы, речь, принадлежность к различного рода общественным объединениям. Это явление социологи называют статусным символизмом.

Общественные нравы – это распространенные в обществе стереотипы массового поведения, часто называемые этическими нормами. Выполнение человеком соответствующих норм воспринимается как морально верное, справедливое, естественное. Общественные нравы определяют, какой тип поведения можно считать хорошим, а какой плохим. Нарушение общественных нравов влечет за собой более строгие санкции, чем это бывает в случае нарушения обычаев. В некоторых случаях такое нарушение может повлечь санкции, институцианализированных социальных норм. Нередко бывает и так, что общественные нравы отдельных групп и общностей в силу различных причин имеют антиправовую, антиобщественную направленность.

Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применяемые ко всем членам общества без исключения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп. Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовую, законодательную основу. В доиндустриальных обществах, где безраздельно господствовала религиозная мораль, а общественное разделение труда было в самом зачатке, универсальные нормы господствовали, тогда как в современном обществе, где в силу общественного разделения труда выделяется множество профессиональных групп, имеются специальные нормы поведения, свой собственный моральный кодекс. Сложность и многослойность современного общества порождают различные по своим интересам и потребностям социальные группы, каждая из которых имеет свои ценности, нормы, обычаи, правила – все то, что принято называть субкультурой группы.

3. Понятие этноцентризма и культурошока. Тот факт, что человек рождается в определенной группе, обладающей специфической культурой, и в процессе воспитания и образования усваивает ее обычаи, привычки, нормы поведения и ,как правило, не знаком с культурными стандартами других обществ, служит основой этноцентризма.

Наиболее ощутимы проявления этноцентризма в бытовой сфере, связанной с повседневной жизнедеятельностью людей различных культур. Воспитанные на традициях, ценностях собственной культуры, люди с недоумением и даже пренебрежением относятся к тому, как одеваются, питаются, общаются между собой представители других народов. Свои собственные обычаи, привычки, принимаются как естественные и нормальные, тогда как обычаи других стран воспринимаются как неестественные или примитивные.

В условиях нормального развития общества этноцентризм почти не заметен и в проявлении этнических стереотипов нет ничего плохого и вредного. Но стоит нарушить социально-политическую стабильность, ослабить роль государства и других социальных институтов, как этноцентризм начинает резко проявлять себя, превращаясь в разрушительную силу, порождающую национализм, шовинизм, агрессию против других народов.

Антропологи используют также понятие «культурошок», когда описывают столкновение индивида с незнакомой ему культурой. Яркий пример такого шока приведен в фильме Никиты Михалкова «Урга». Главный герой его фильма работает в Монголии шофером в степи, выйдя из машины, он находит непогребенное тело и в ужасе бежит от этого места. Когда он, наконец, находит людей, то молодой монгол объясняет ему, что там лежит его дядя, что его птицы хорошо клюют, что, наверное, он «скоро богом будет».

  1. Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один стремящийся к знаниям юноша услышал, что на вершине высокой скалы живет самый мудрый человек на земле. Он решил добраться до этой вершины, чего бы это ему ни стоило. Преодолев множество опасностей, юноша достиг своей цели. Истощенный тяжелым путешествием, он подошел к старцу й Сказал:

Я потратил много времени на дорогу, истощил все свои силы только для того, чтобы добраться до вас.

Мудрец ответил:

Я очень польщен и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками на другой стороне скалы, вырубленными предыдущими посетителями?

Вопросы к классу

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

(2 путь – он быстро может добраться до вершины, но не может добиться той цели, которую он хочет. (т. е. на всем готовом, более простым путем доберется, что люди построили давно)
1 –путь – было много препятствий, но с помощью своего усилия он смог добиться того чего он хотел, добираясь сложным путем)

У нас сегодня обобщающий урок Тема нашего урока: Регулирование поведения людей в обществе

  1. Предположите, что нам предстоит рассмотреть на уроке? О чем мы будем говорить?

У вас на партах рабочие листы, напишите на них Ф. И. всех участников вашей группы. Выберите в вашей группе:

Руководителя — 1 чел (который будет вас оценивать), ораторов – 2 чел (которые будут выступать, и давать устные ответы), секретаря – 2 чел (которые будут работать с рабочим листом)

На доске у нас ступени, на каждом из которых написан план нашей работы, выполнив все задания, мы закрепим изученный ранее материал.

Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, принятых государством, другие живут в обычаях, традициях народа, общества. Некоторые правила складывались веками, многие из них ушли в историю навсегда.

Задание 1. У вас на столах лежат картины. Художник пошутил и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступить по правилам (сначала расскажите то, что вы видите на картине, а потом уже как надо поступать по правилам)

Вывод: Правила поведения служат образцом поведения. Они помогают сохранять порядок в обществе. Когда человек выполняет эти правила, он может быть уверен, что его действия не причинят неудобства окружающим. Выполнять правила стоит во всех случаях: и когда множества людей, и когда поблизости никого нет.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребенку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством.

Задание 2. Отметьте права несовершеннолетних (+) и сдайте мне работу.

Гражданские права несовершеннолетних

Возраст

До 14 лет

14-18 лет

Получить подарки и другие виды безвозмездных выгод

+

Самостоятельно вносить в кредитные учреждения вклады и распоряжаться ими

+

Распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

+

Давать согласие на изменение своих имени и фамилии

+

Получить паспорт

+

Совершать любые сделки

+

Выбирать свое место жительства (с согласия родителей)

+

Обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге

+

Делать недорогие покупки

+

Выражать свое мнение о том, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) хотел бы проживать

+

Вывод: таким образом, права до 14 и после исполнения 14 лет они отличаются. После 14 лет они уже обретают более широкие права, чем до 14 лет.

От 18 до 27 лет призываются граждане Российской Федерации, на военную службу.

Задание 3. Проект «Мой папа, дедушка – солдаты». Подготовили заранее проекты, расскажите нам, где служил ваш отец или дед, в какой военной части, и т. д.

Камилла, Ай-кыс, Аманда

Вывод: Подготовка к воинской службе – это обязательная военная подготовка, хорошая учеба, занятия спортом, а также воспитание характера. Воля, твердость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества.

Физминутка – Давайте сейчас, на минуту разомнемся, выполним зарядку. (Айрана)

Задание 4. Работа с текстом учебника и ответьте на вопросы (при ответе опираетесь на вопросы)

1 группа — стр. 49 рубрика «Путешествие в прошлое» (при ответе опираетесь на вопросы)

— Какие действия в первобытном обществе поддерживали порядок

— Что такое табу? Дайте характеристику данного ограничения прав и приведите примеры его применения.

— Что такое талион? Почему этот принцип использовали в древности?

— В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей жизни?

2 группа – стр. 45 рубрика «Жил на свете человек» (при ответе опираетесь на вопросы)

— Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко?

— Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

3 группа – стр. 34 рубрика «Жил на свете человек» (при ответе опираетесь на вопросы)

— О чем говорит тот факт, что И. Н. Кожедуб добивался отправки на фронт? Ведь он в авиаполку готовил летчиков и тем самым помогал фронту, не подвергая себя опасности.

— Какие качества этого человека проявились в боях?

4 группа — стр. 31 рубрика «путешествие в прошлое» (при ответе опираетесь на вопросы)

— Какое страшное известие потрясло страну 22 июня 1941 г.?

— Как откликнулись на эту беду советские люди, в том числе и молодежь?

— Как вы думаете, способна ли нынешняя молодежь повторить подвиг предков?

5 группа — стр. 41 рубрика «путешествие в прошлое» (при ответе опираетесь на вопросы)

— Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Задание 5. Решите кроссворд и найдите ключевое слово

о

д

е

к

с

а

к

о

н

о

р

м

А

4п

р

е

с

т

у

п

л

е

н

и

е

а

б

у

о

о

б

щ

н

и

к

7п

р

о

с

т

у

п

о

к

щ

е

р

б

и

с

ц

и

п

л

и

н

а

10т

а

л

и

о

н

11с

а

н

к

ц

и

я

1.Собрание нескольких законов, объединенных в один закон

2. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

3. Синоним слова «правила», регулирующие поведение людей.

4. Общественно опасные нарушения.

5. Запрет.

6. Лицо, содействующее совершению преступления советами, предоставлением средств, орудий.

7.Мелкие нарушения общественного порядка.

8. Его требует полностью возместить Гражданский кодекс Российской Федерации, если кому-то причинил вред.

9. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе правилам морали или требованиям какой-либо организации.

10. Этот принцип в Древнем мире служил установлению равновесия между преступлением и наказанием.

11. Мера воздействия, применяемая к нарушителям порядка.

Ответы: 1. Кодекс. 2. Закон. 3. Норма. 4. Преступление. 5. Табу. 6. Сообщник. 7.Проступок. 8. Ущерб. 9. Дисциплина. 10. Талион. 11. Санкция.

Рефлексия:

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

Давайте оценим нашу работу. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

  • сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Нормативное регулирование — особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение отношений — через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития.

Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.

В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного регулирования:

традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций — правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни;

моральное, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;

корпоративное, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;

правовое, которое осуществляется путем создания и реализации — права, системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.

Различные виды нормативного регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга. В целом нормативное регулирование, обеспечивая стабильность отношений и возможность принуждения в случае отклонения поведения людей от нормы, создает необходимый для деятельности всех субъектов социальной жизни общественный порядок.

Добавить комментарий