Нормативное социальное регулирование

социальный регулирование оплата труд

Социальные отношения непосредственно связаны с образом и уровнем жизни людей, их благосостоянием и потреблением. Эти отношения наиболее полно проявляются в социальной сфере общества. К данной сфере прежде всего относятся: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.

Социальные отношения получают в обществе оценку с точки зрения их справедливости. Справедливость означает представление людей о должном, о сущности человека и его неотъемлемых правах. Понимание справедливости содержит требование соответствия между:

практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением;

их правами и обязанностями:

деянием и воздаянием;

трудом и вознаграждением;

преступлением и наказанием;

заслугами людей и их общественным признанием.

В условиях свободного рынка сложилось особое понимание справедливости социальных отношений, которое соответствует условиям микроэкономики. В свете этого отмстим черты первичного распределения, которые положительно влияют на социально-экономическое развитие:

материальная заинтересованность всех участников производства в создании и увеличении новой стоимости;

установление величины оплаты труда в зависимости от его количества и качества;

стимулирование трудовой деятельности и ее производительности посредством форм и систем вознаграждения за труд;

вовлечение трудящихся в системы участия в прибылях;

соответствие величины оплаты труда стоимости нормальных условий воспроизводства рабочей силы;

установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека;

учет в тарифной системе оплаты труда уровня квалификации работников и характера их трудовой деятельности.

Но распределение доходов в свободной от государственного регулирования рыночной экономике таит в себе серьезные недостатки и глубокие противоречия. Сторонники такого распределения — частные собственники — придерживаются следующих взглядов.

В обществе вообще не должно быть имущественного равенства. Ведь люди различаются по размерам частной собственности и по стоимости полученного наследства, по своим способностям.

Члены общества с рыночной экономикой не должны ничего получать бесплатно. В ходу поговорка: «Бесплатный сыр только в мышеловке».

Доходы получают только собственники факторов производства. Государство не вмешивается в распределение этих доходов.

Свободный рынок, где действуют частные собственники, рассматривается как экономический механизм, который не имеет никакого отношения к нормам нравственности и общечеловеческой справедливости.

Неравенство к распределении доходов в масштабе национальной экономики графически изображается с помощью кривой Лоренца.

Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении национального дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей — 40% всего дохода и т. д.). Пунктиром строго по диагонали изображено абсолютное (полное равенство в распределении доходов: 20% семей получают 20% дохода, 40% семей — 40% дохода и т. д. Но такое распределение сторонники свободного рынка оценивают как совершенно недостижимое.

Для свободной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода, между гражданами. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей живет ниже официально признанной черты бедности. На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (десятичный) коэффициент неравенства доходов семей. Он показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных семей.

Децильный коэффициент имеет пороговое (предельно допустимое) значение = 10 : 1, Если доходы 1/10 богатых семей превысят в 10 раз доходы 1/10 самых бедных семей, то это является сигналом социальной опасности. В этом случае противоречия между богатыми и бедными ведут к открытому выражению недовольства значительной части общества.

Самый главный недостаток распределительных отношений в свободной рыночной экономике состоит в том, что из этих отношений исключаются те люди, которые не участвуют в производстве новой стоимости.

К этой части населения относятся учащиеся дневных учебных заведений, пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство, и т. п.

Между тем значительная часть населения как правило, не имеет источников существования (факторов производства, имущества, приносящего доход). Без чьей-то материальной помощи этим людям просто не на что жить.

Давайте подведем итог анализа «плюсов» и «минусов» первичного распределения доходов. Прежде всего выделяются два качественно разных направления воздействия этого распределения на социальные отношения.

Положительные последствия. Распределение доходов в микроэкономике играет важную роль в увеличении общественного богатства и в подъеме жизненного уровня людей. Этому способствуют:

материальная заинтересованность собственников факторов и условий производства в расширении масштабов экономического роста и увеличении новой стоимости;

развитие материальных стимулов к труду и повышению квалификации работников;

подъем производительности труда и эффективности производства.

Отрицательные последствия. Распределение материального богатства только среди частных собственников порождает социальную неустойчивость общества при выполнении следующих установок:

признание нормальным получение доходов только частными собственниками средств производства;

усиление социально-экономического неравенства членов общества;

получение людьми товаров и услуг только на рынке за плату.

Наконец, приходится признать социально опасными:

превышение предельно допустимого уровня (децильного коэффициента) распределения дохода между семьями с разным достатком;

необеспеченность значительной части населения (не запятых в экономике людей) самыми необходимыми средствами существования.

Кто и каким способом может гарантированно помочь большей части общества осуществить первое и неотъемлемое право человека на жизнь?

В течение очень длительного времени государство почти не занималось регулированием не только экономики, но и социальных отношений. И только примерно со второй половины XX в. в развитых странах Запада его деятельность приобрела социальную направленность.

Социальное регулирование — такое упорядочение социальных отношений, которое улучшает жизнь населения за счет средств государственного сектора национального хозяйства.

Качественно новая роль социального регулирования характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых, в социально направленной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать эти права в суде.

Во-вторых, государство создает условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

В-третьих, государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предоставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающимся за счет фондов — денежных или материальных средств определенного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят платежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (в процентах от фонда оплаты труда).

В России государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти средства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству населения (информация населения о положении на рынке труда, организация общественных работ и др.). Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда.

Пенсионный фонд Российской Федерации — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет государственное управление денежными средствами, предназначенными на выплаты пенсий. Пенсия — регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В XX в. важным следствием социального регулирования доходов населения стало коренное изменение характера присвоения и использования экономических благ и услуг.

В современном обществе население может пользоваться двумя типами благ и услуг.

Первый тип — индивидуальные блага. Этим благам свойственны следующие признаки:

эти вещи находятся в частной собственности;

они поступают в личное пользование, поскольку существуют в виде малых единиц, которые доступны отдельным пользователям, потребителям;

их можно приобрести только посредством рыночной сделки, уплатив за них деньги.

Второй тип полезных вещей — общественные блага. Такие блага характеризуются следующими чертами:

эти вещи находятся в государственной собственности;

они предназначены для коллективного, совместного пользования. Типичным примером является маяк, который помогает определить путь всем кораблям, ими можно пользоваться бесплатно.

К числу бесплатных относятся также услуги, предоставляемые, например, государственными учреждениями, которые дают молодежи общее, специальное и профессиональное образование. Благодаря этому всему подрастающему поколению предоставляются одинаковые начальные условия для всестороннего развития и подготовки к предстоящей творческой деятельности.

Между тем проведенное здесь разграничение двух типов благ и услуг на платные и бесплатные не является безусловным. Что касается частных собственников, то для них характерна продажа своих товаров за деньги. Государство же предоставляет гражданам полезные вещи и услуги бесплатно далеко не во всех случаях. Оно, во-первых, не может перейти на бесплатное обеспечение всего населения множеством благ и услуг из-за своих сравнительно ограниченных материальных и денежных средств. Главное лее, во-вторых, состоит в следующем. Имеющиеся у него ресурсы государство затрачивает на обеспечение экономической безопасности тех, кто по объективным причинам еще не трудится или уже не работает.

Примечательно, что, например, принадлежащие государству театры и кинотеатры продают билеты каждому желающему побывать там. В то же время государственный городской транспорт предоставляет детям и пенсионерам свои бесплатные услуги.

Таким образом, в промышленно развитых странах новая стоимость подвергается первичному и вторичному распределению. Такое сочетание распределения, происходящего на уровне микроэкономики, с государственным перераспределением в макроэкономике существенно изменило социальные условия жизни всех слоев населения. В таком случае спрашивается: как оценить новое состояние социальных отношений в современном обществе?

В социально ориентированной экономике возникает новая направленность социального развития общества. Возникают следующие основные перемены в этом отношении.

Первая перемена. Государство контролирует и не допускает социально опасного соотношения между условиями жизни запятых и не занятых в экономике слоев общества. Оно использует часть новой стоимости, производимой в микроэкономике, для определенного выравнивания жизненных условий богатых и бедных групп населения. С этой целью создается система социально-экономической безопасности всех граждан.

Вторая перемена. Известные нам положительные последствия распределения новой стоимости в микроэкономике органически (неразрывно) связаны с ее государственным перераспределением, что в корне изменяет социальную структуру общества.

Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса (по уровню получаемых доходов); 1) богатый (10-15%), 2) средний класс — 70-80% и 3) бедный — 15-20%. В случае опоры на средний класс обеспечивается наибольшая социальная устойчивость общества.

Третья перемена. Самые благоприятные условия экономического и социального развития, достигнутые в западных странах, позволили им добиться наивысшего в мире уровня но количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.

В Организации Объединенных Наций исчисляется обобщающий показатель — индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую сравнительную характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая из индексов уровня образования, доходов (валового внутреннего продукта) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к единице, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

Вряд ли нужно доказывать, что достичь наибольших индексов человеческого развития можно, широко развивая, в частности, общедоступные бесплатное здравоохранение и образование.

Однако, что означает бесплатность, скажем, среднего профессионального образования? Разумеется, оно бесплатно для студентов колледжей, техникумов. Но разве оно бесплатно для государства? Поэтому важно выяснить, каков механизм образования всего потока бесплатных благ и услуг, поступающих от государства к населению?

Как известно, налоги — это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков. По своему экономическому содержанию налоги представляют собой форму отчуждения части доходов физических и юридических лиц в государственную казну (централизованные ресурсы государства). Такое отчуждение таит в себе противоречие между частным и коллективным присвоением доходов, с одной стороны, и с другой, — изъятием определенной их доли в государственную и муниципальную собственность.

Не случайно во всех странах среди экономистов, юристов и политических деятелей обнаруживаются два противоположных лагеря. Один из них выступает против введения и увеличения налогов, выражая тем самым материальные интересы частных собственников. Другой же доказывает необходимость налогообложения для решения очень важных и острых социальных задач в интересах большинства населения. Столкновение таких интересов сказывается с переменным успехом в пользу то одного, то другого лагеря.

По решительный перелом в этом противоборстве произошел во второй половине XX в., когда резко возросла социально-экономическая роль государства. Примечательно, что в США с начала и до конца XX в. удельный вес налогов в составе валового внутреннего продукта (суммарной стоимости товаров и услуг, созданных в стране) увеличился в 6 раз — с 5 до 30%. Такой огромный рост вторичных доходов, полученных в развитых странах, позволил серьезно улучшить качество и устойчивость всего общественного развития.

Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.

Налоговая система — это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.

Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры.

По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.

По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).

По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки — законодательными актами субъектов Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.

Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

Виды налогов — в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т.д.).

Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:

а) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья;

б) налога с продаж;

в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.;

г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).

Налоговые ставки — это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:

прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

пропорциональные — единый процент налогов независимо от размеров доходов;

регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов;

твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.

Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.

Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.

Налоговая полиция — правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи:

а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;

б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.

Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.

Во-первых, ставки налогов могут Ставки налогов способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25%, максимальной — от 30 до 70%. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.

Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно-технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств. К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.

В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета. Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90% всех доходов государства.

При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей — дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.

Личный располагаемый доход — часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.

Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.

Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода. В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой — величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера.

Как указывалось, общество представляет собой не механическую совокупность людей, а систему их отношений. И всякие отношения требуют упорядоченности и организованности. А этот порядок и организованность осуществляется благодаря социальному регулированию, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

Социальное регулирование бывает индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование имеет место тогда, когда один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенный вариант поведения. (Таков, например, приказ работодателя о приеме на определенную должность конкретного работника). Нормативное же регулирование осуществляется посредством создаваемых в обществе норм, содержащих предписаний общего характера и направляющих поведение широкого круга людей. Эти нормы носят название социальных норм. Их субстратом является не просто правило (эти правила существуют и в других несоциальных сферах, например грамматические, математические, технические), а правило поведения, То есть социально-волевые масштабы поведения людей и их коллективов в сформированные в целях социального (общественного) упорядочения их отношений.

Особенности социального регулирования:

Во-первых, оно представляет собой определенное внешнее воздействие.

Во-вторых, социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и различные их отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

В-третьих, это воздействие осуществляется при помощи индивидуальных и нормативных средств.

В-четвертых, социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и их образования в целях их упорядочения.

Следовательно, социальное регулирование — это осуществляемое при помощи нормативных и индивидуальных средств воздействие на поведение людей и соответствующие отношения в целях их упорядочения.

Преимущественное значение имеет регулирование посредством социальных норм. Поскольку общественные отношения весьма разнообразны, то различны и регулирующие их социальные нормы. По своему содержанию и сфере отношений они могут быть подразделены на политические, нормы культуры, нравы, эстетические «правила игры» и т.д. Однако главное деление социальных норм — по их регулятивным особенностям, порядку принятия и основаниям. С этой стороны они классифицируются по нескольким группам:

— правовые нормы;

— нормы морали (нравственности);

— корпоративные нормы;

— нормы- обычаи;

— религиозные нормы.

Все указанные виды норм, их содержание предопределены существующим экономическим и политическим строем общества и составляют определенное единство. Поскольку они в процессе регулирования взаимодействуют между собой, выполняя определенные функции и занимая определенное место в регулировании общественных отношений, можно говорить о единой системе социального регулирования.

Рассмотрим указанные нормы.

Моральные нормы — это представления людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, постыдном и похвальном, стихийно сложившиеся в сознании людей и обеспечиваемые силой общественного мнения и совестью человека.

Нормы-обычаи — образовавшиеся в результате многократного повторения и вошедшие в привычку варианты поведения, обеспечивающиеся силой общественного воздействия.

Корпоративные нормы — правила, создаваемые в рамках определенной социальной организации и распространяющиеся на членов этой организации.

Религиозные нормы — правила поведения, образовавшиеся в рамках определенной религиозной конфессии, распространяющиеся на исповедующих данную конфессию и обеспечивающиеся в определенном конфессиональном порядке.

В рамках курса теории права важно выявить вопросы соотношения этих норм с правом.

Прежде всего, отметим общие черты. Как и право, так и все иные нормы являются социальными, то есть правилами поведения общего характера, направленными на регулирование общественных отношений. Указанное единство позволяет определить как их отличие от норм права, так и проследить их взаимодействие.

Будучи социальными регуляторами, иные нормы имеют принципиальные отличия от правовых. Это отличие по следующим направлениям:

— по способам образования. Правовые нормы издаются государством. Иные нормы возникают стихийно, без воздействия государства;

— по формам существования. Правовые нормы закреплены в формальных источниках. Моральные же нормы и нормы обычаи не имеют такого закрепления;

— по способам защиты. Правовые нормы обеспечиваются государством. Иные нормы – силой общественного воздействия;

— по характеру регулирования. Право воздействует на поведение людей с помощью специальных средств, образующих механизм правового регулирования. Иные же нормы — через непосредственное воздействие на сознание людей;

— право в силу своей специфики обладает определенными признаками (особая нормативность, системность, общеобязательность и т.д.), которые не свойственны иным социальным нормам.

Вместе с тем, все социальные нормы активно взаимодействуют между собой в процессе регулирования общественных отношений.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений.

Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения.

Виды социальных норм:

– моральные;

– религиозные;

– обычай;

– правовые;

– политические;

– корпоративные.

Иногда выделяются так же эстетические нормы, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические.

Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов; в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий.

Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.

Обычай – социальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.

Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай – это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией

Правовые нормы в совокупности — система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.

Нормы права — это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются. Нормы права различны по способам воздействия на людей (запрет, обязывание, дозволение), они четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения и могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах – нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта.

Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества. Они различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов.

Формы политических норм различны. Они выражаются в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров.

Корпоративные нормы – это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах.

Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации, принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику; выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка.

Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета.

Нормы права и обычаи

Обычай — правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей… в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев».

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.

Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.

Норма права – это:

1) первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление, которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

15. Правоприменительные акты: понятия виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно‑властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно‑властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты‑документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты‑действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты‑регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно‑правовые; 2) акты административно‑правовые; 3) акты уголовно‑правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия решения:

1) принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения:

1) запрещающие;

2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

16. Власть в первобытном обществе: понятия, признаки, отличие от государственной власти.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т. е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. В первобытной общине существовали следующие институты власти:

лидер (предводитель, вождь);

совет старейшин;

общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

Особенности власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие:

1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2. внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких‑либо преимуществ;

3. власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4. род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 743 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 21

Понятие и элементы механизма правового регулирования

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».

Таким образом, механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования — специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования — регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

«Преодоление препятствий» — тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. «Преодоление препятствий» — это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования — сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов).

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система — более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология».

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ │

└──────────────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Норма права │

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Юридический факт или фактический состав (особенно │

│организационно-исполнительный правоприменительный акт)│

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Правоотношение │

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Акты реализации прав и обязанностей │

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Охранительный правоприменительный акт │

│ (факультативный элемент) │

└──────────────────────────────────────────────────────┘

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Стадии механизма правового регулирования

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент». Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

1. Третья стадия — установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

2. Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

3. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Эффективность механизма правового регулирования

Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

2. Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) — в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Способы и типы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Правовое регулирование и правовое воздействие

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие — не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.М. Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства — правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического. Ведь действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права); во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)» (Л.И. Петражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении уровня юридической культуры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют «социальную среду действия права». К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.

Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимопереходят, между ними нет и не может быть «китайской стены». Специально-юридическое действие (правовое регулирование) включает в себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно сопровождается воспитательными и социальными процессами. Точно так же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащая их.

Вместе с тем это не дает достаточных оснований для полного понятийного уравнивания правового регулирования с правовым воздействием, для нивелирования всех рассмотренных выше форм, что предлагается в научной литературе (С.А. Голунский, Е.А. Лукашева, А.С. Пиголкин, Б.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методологического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (их содержания не совпадают), а с другой — их нельзя противопоставлять, разводить. В общеупотребительном значении эти понятия можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с многогранностью действия права.

Стимулы и ограничения

как средства правового воздействия

Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

В этом случае сознание играет роль фильтра и «декодирует» правовые средства, влияющие на него, на положительно-отрицательные факторы: «полезно — вредно», «выгодно — невыгодно». Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек строит соответствующую программу действий.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это — субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения — сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.

Что же такое правовой стимул и правовое ограничение?

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов:

1) связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов (в зависимости от):

элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

объема — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

содержания — материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений (в зависимости от):

элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

объема — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

содержания — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Добавить комментарий