Нормативность

Нормативность права

НОРМАТИВНОСТЬ ПРАВА — основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность — это социальное явление, которое коренится в природе человека и присуще всякой социальной общности. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. В основе нормативности — повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативен и мыслительный процесс, и язык, и правила языка, и деяния человека. Это свойство нормативности указывает на возможности вводить в нормативные рамки поведение, нормировать жизнь людей.

Нормативность права означает, что право состоит из общих норм, т.е. таких правил поведения (стандартов, образцов), которые обязательны для всех, не ограничены во времени, в пространстве и по кругу лиц и определяют дозволенное и запрещенное поведение, закрепляют меры юридической ответственности за поведение, противоречащее праву. Нормативность указывает, что право представлено нормами — правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения. Внешние признаки нормативности (ее «узнаваемость») сформулированы общетеоретической наукой и юридической практикой и сводятся к следующим: направленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не индивидуальных форм его проявления; неперсонифицированность (неиндивидуализированность) адресата нормы; неопределенность случаев, на которые рассчитано действие нормы. Как основополагающее свойство права, нормативность имеет разные уровни проявления. Наивысшей нормативностью обладают принципы права и его предписания. Хотя и в меньшей степени, но также характеризуются нормативностью правовые идеи, фактические действия (отношения), отличающиеся типичностью, повторяемостью, правомерностью, в силу чего они также — составляющие права. Среди правовых актов — формальных источников права — наивысшей нормативностью обладают кодифицированные акты. Исторически нормативность развивалась от казуистичных норм к абстрактным. Так, закрепление кражи отдельных объектов собственности в древних памятниках права и современная интерпретация этой нормы в действующих уголовных законах принципиальная. Имманентность праву такого свойства, как нормативность, указывает на способность права выступать мощным средством стабилизации и упорядочения общественных отношений;

НОРМАТИВНОСТЬ ПРАВА И ПРАВОВАЯ НОРМА: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ

С.В. Чернышов, соискатель кафедры теории права и государства Санкт-

Петербургского университета МВД России

В отечественной теоретической юриспруденции формальность и нормативность традиционно рассматриваются в качестве исходных признаков права как регулятивно-охранительной системы. При этом оговаривается, что право не регулирует не укладывающиеся в правовые стандарты варианты поведения (поведение обусловленное факторами сверхъестественного либо случайного характера). Однако, усиление тенденций различения права и закона обусловливает ситуацию когда в качестве правовых начинают рассматриваться варианты поведения не получившие своего формально-юридического закрепления в издаваемом от имени государства законодательстве. Более того, в рамках естественно-правовой концепции обосновывается положение в соответствие с которым законодательно закрепленный поведенческий стереотип в случае его противоречия основополагающим принципам естественного права (и, прежде всего принципу неотъемлемости прав и свобод личности, рассматриваемых в качестве первичных и потому приоритетных по отношению к публичным интересам государства и общества ценностей), утрачивает свою правовую сущность. Подобная ситуация позволяет отдельным авторам утверждать, что в последнее время нормативность как признак права во многом утрачивает свое значение.

Вместе с тем, на наш взгляд противопоставление юридико-позитивистского и естественно-правового подходов к правопониманию и, как следствие дифференциация права как социально-культурной ценности и права как исходящего от государства и, как правило, облеченного в документальную (писаную) форму императивного предписания (права-закона) не следует воспринимать как свидетельство утраты правом нормативного характера. В данном случае речь идет скорее об изменении подходов к пониманию формы (источника) права как содержащего правовую информацию текста (А.В. Поляков), нежели к отказу от нормативной природы права как регулятивноохранительной системы.

Представляется, что сама по себе нормативность права обусловлена его характеристикой в качестве системы норм. В контексте пред-

лагаемого подхода право целесообразно рассматривать в качестве нормативной общности включающей совокупность типовых правил поведения (материальных норм) и типовых процедур определяющих правил применения норм материального права (процессуальных норм). Таким образом, понятия нормативность права и норма права выступают в качестве взаимосвязанных и взаимообусловливающих категорий.

Принимая во внимание то, что социальноправовое регулирование поведения в обществе осуществляется на трех уровнях, которые могут быть определены в соответствии с общефилософским критерием как «общее — особенное — единичное». Автор предлагает соответственно этим уровням проводить и градацию правовых норм составляющих правовую систему. Следует дифференцировать общие исходные нормы (цели, принципы, дефиниции), нормы правила, локальные нормы.

Правовые нормы — начала носят исходный характер и представляют собой юридическую форму закрепления наиболее основополагающих принципов правотворчества и правореа-лизации. Данные нормы получают логическое развитие и конкретизацию в нормах — правилах, что не исключает их прямого действия. На содержащиеся в нормах-началах положения можно ссылаться при решении конкретного юридического дела, если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.

Нормы-правила составляют большую часть правовых норм и выступают в качестве инструментального основания системы права. Посредством данных норм закрепляются типовые стандарты нормального, с точки зрения официальной юридической оценки, поведения человека (группы людей) в обществе. С помощью норм-правил фиксируются как типовые стандарты правомерного (допустимого), так и противоправного (недопустимого) поведения. При этом норма излагается в соответствующем формально-юридическом источнике права (юридическом обычае, прецеденте, норматив-

Серия «Право», выпуск 8, том 2

Чернышов С.В.

Нормативность права и правовая норма: проблема соотношения понятий

но-правовом акте, нормативно-правовом договоре). Такое закрепление позволяет избежать двусмысленности, подмены правового предписания субъективными интерпретациями.

Локальные нормы содержат предписания, действующие в пределах так называемой ведомственной юрисдикции. Данные нормы не имеют уровня общности, свойственного исходным нормам или нормам правилам и отличаются более конкретным содержанием.

Выступая в качестве первичного элемента системы права, норма права в свою очередь

представляет собой структурированное образование, включающее три элемента: гипотезу (условие), диспозицию (вариант поведения), санкцию (юридически значимые последствия) объединяемые логической взаимообусловленностью. При этом лишь триединство перечисленных элементов образует норму права. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что выдаваемая за норму права логическая или словесная конструкция утрачивает юридическое значение, и, следовательно, перестает быть правовой нормой.

1.2. Источники права. Нормы права

Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм. Юридическая наука различает следующие виды форм права:

— правовой обычай;

— юридический прецедент, судебный или административный;

— нормативно – правовой акт;

— нормативный договор.

Обычай был основным источником права в догосударственный период. В условиях государственного порядка роль правовых обычаев уменьшилась за счет появления и развития других форм права.

Обычай – это сложившееся правило поведения, которое существует и применяется длительное время и выступает регулятором общественных отношений. Однако не все обычаи становятся правовыми. Правовым обычаем как формой права являются лишь те нормы, руководствоваться которыми разрешено в других источниках.

Сфера применения обычая в России традиционно была не очень велика. Только гражданское законодательство закрепило данную форму права. Статья 5 ГК РФ определила обычай делового оборота как источник гражданского права. Гражданское законодательство определило также требования, предъявляемые к обычаям делового оборота, позволяющим им рассматриваться в качестве источника права. Такими признаками являются:

— не быть предусмотренными законом;

— не противоречить договору;

— не противоречить законодательству;

— может иметь письменное или устное закрепление;

— сфера применения обычая делового оборота – предпринимательская деятельность.

Таким образом, обычай делового оборота – это совокупность правил поведения, которые сложились в предпринимательской деятельности, не закрепленные ни в нормативном правовом акте, ни в договоре, и не противоречащие им. Условием применения данной формы права является обоюдная осведомленность сторон о соответствующем обычае в диспозитивной норме законодательства на правомочие сторон использовать в конкретных отношениях обычай делового оборота.

Судебный прецедент традиционно применяется в качестве источника права в странах англо – саксонской правовой семьи.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, обязательное для решения аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными или нижестоящими по отношению к нему. Для того, чтобы прецедент приобрел обязательный характер необходимо обязательное его опубликование.

Судебный прецедент признается источником права в таких государствах как Англия, США, Канада, Северная Ирландия и др.

Решения судов в современных государствах, не относящихся к англо-саксонской правовой системе, не признаются формами права. Суд в таких системах не творит право, а применяет уже существующее в других формах (нормативно-правовой акт, правовой обычай).

Источником права романно – германской правовой семьи является нормативно – правовой акт.

Нормативно – правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления…), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Признаками нормативно – правового акта являются:

— это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру и необходимые реквизиты (дату, номер, наименование и т.п.);

— издается уполномоченным субъектом. Каждому субъекту предоставлена определенная форма акта, в котором он воплощает свои предписания;

— правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена специальными нормативными актами, определяющими их правовой статус;

— регулирует определенную сферу общественных отношений.

Виды нормативно – правовых актов.

Классифицировать нормативные акты можно по различным основаниям. Существенное значение имеет классификация нормативных актов по юридической силе и субъектам государственного правотворчества. Юридическая сила является особым свойством нормативно – правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства и зависит от полномочий органа, его издавшего. В зависимости от юридической силы все нормативные акты можно разделить на две группы: законы и подзаконные нормативные акты.

Закон – это правовой акт, издаваемый законодательным (Представительным) органом государственной власти. Закону присущи следующие признаки:

— принимается законодательным органом или путем референдума;

— регулирует наиболее важные общественные отношения;

— обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

— принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

— характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования.

Особое место в системе законов принадлежит Конституции. Конституция – это акт, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества. Конституция обладает учредительным характером, ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных актов государства.

На основе и в соответствии с Конституцией принимаются все иные законы. Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты различны по своему содержанию, объему и предмету правового регулирования. Разновидностью федеральных законов является кодекс.

Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодекс является основным законодательным актом в той или иной сфере, все иные акты данной отрасли права находятся в определенном соотношении с ним. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

В систему законодательства РФ входят также законы субъектов РФ. Закон субъекта РФ – это нормативно – правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта Российской федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ.

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Президента РФ. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией РФ.

Правительство РФ издает постановления. Постановления принимаются на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самими законом не установлен другой порядок вступления его в силу. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

а) по истечении срока действия акта, на который он был принят;

б) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Подзаконные нормативно – правовые акты. Принимаются органами исполнительной власти в целях детализации положений законодательных актов, а также в целях устранения пробельности в законодательстве. Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Президента РФ. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией РФ.

Правительство РФ издает постановления. Постановления принимаются на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся за пределами РФ.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

По общему правилу, действие НПА на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это, например, иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Некоторые национальные НПА вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства. НПА могут распространять свое действие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

а) социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

б) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

в) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие:

  • это правила поведения людей в обществе;
  • нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому);
  • создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.

По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.

По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).

По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Важнейшее место в системе социальных норм занимают нормы права.

Под нормой права понимается общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного принуждения и регулирующее общественные отношения.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов; любая норма закреплена в нормативно-правовом акте);

3) связь с государством и гарантированность государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права).

Таким образом, норма права – это юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Структура нормы права.

В структуру правовой нормы входит три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

1. Гипотеза правовой нормы. Права и обязанности лиц и организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекраща­ются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоя­тельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников обществен­ного отношения, носит название гипотезы правовой нормы.

Гипотезой могут служить любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором».

2. Диспозиция правовой нормы. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обя­занности как меру поведения, именуется диспозицией.

Диспозиция может относиться к правам и обязанностям, к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регули­руемого отношения.

3. Санкция правовой нормы. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью приме­нения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмот­ренных законом и в целях защиты интересов общества и государ­ства, прав и свобод граждан и организаций. Та часть правовой нормы, которая содержит меры принуждения за нарушение обязанностей, называется санкцией.

Виды правовых норм.

По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы права можно подразделить на:

  • учредительные;
  • регулятивные;
  • ох­ранительные;
  • де­финитивные;
  • коллизионные.

Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие; зап­рещающие.

Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в ре­гулируемом поведении.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий участникам отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

По сфере действия нормы права делятся на нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц (распространяются на всех или на четко обозначенную группу субъектов).

G- / 0-6 баллов G+ / 7-12 баллов
Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению. Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность

Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность – безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.

Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.

• 1-3 стена – тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.

• 4 стена – пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.

• 7 стенов – сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.

• 8-10 стенов – требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.
7. Фактор Н: «робость – смелость».

H- / 0-5 баллов H+ / 6-12 баллов
Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Фактор H – четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

• 1-3 стена – застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.

• 4 стена – застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.

• 7 стенов – авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.

• 8-10 стенов – общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 879. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий