Нормативные акты общественных организаций

Нормативно-правовое регулирование деятельности общественных организаций

Право граждан на объединение предусмотрено Конституцией РФ Конституция Российской Федерации. 1993. — М.: 2008. и включает в себя право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а также создавать союзы потребителей.

Согласно ст.30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Для реализации своих прав и законных интересов граждане могут создавать общественные объединения, преследующие разнообразные цели.

В соответствии со ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст.4563. общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.

Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус общественных объединений (от лат. status — положение, состояние) — это их правовое положение (совокупность прав и обязанностей).

Понятие «правовой статус» употреблялось и употребляется в науке и законодательстве весьма широко, хотя само понятие — категория спорная Варлен М.В. Народный представитель: Теория и практика//Законодательство и экономика. 2007. № 11..

Статус субъекта — категория правопорядка, порождение юридической техники.

Понятие статуса субъекта права является правовой абстракцией, но такая абстракция материальна, так как заложена в нормах материального права и проявляется в совокупности субъективных прав и обязанностей Пахомова Н.Н. Основы теорий корпоративных отношений (правовой аспект). — М.: 2-е издательство «Налоги и финансовое право», 2008..

Особый статус имеет такой участник, как юридическое лицо.

Юридическое лицо — субъект гражданского права, обладающий правами собственника (согласно ст.48 ГК РФ). Вместе с тем юридическое лицо одновременно есть участник корпоративных правоотношений.

В соответствии со ст.48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1930. приводит следующее определение: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Повышение роли общественных объединений в России в последние годы представляет собой объективную закономерность. Эта закономерность опирается на статью 30 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что «каждый имеет право на объединение…» Конституция Российской Федерации. 1993. — М.: 2008. .

Общественные объединения — это специальный вид добровольных организаций. Следовательно, можно утверждать, что на них распространяются те характерные черты, которые присущи только общественным организациям.

Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права.

Американские исследователи, развивая мысль по этому вопросу, приходят к мнению, что объединения граждан, цели которых лежат за пределами организации, называются инструментальными, в отличие от тех организаций, цели которых ограничиваются рамками организации, — они называются экспрессивными.

Такое рассмотрение проблемы общественных объединений вполне правомерно, поскольку с ней тесно связан вопрос о правотворческой деятельности общественных объединений и о выполнении ими функций некоторых государственных органов. Это формы, в которых общественные объединения осуществляют свое участие в политической жизни и общества в целом.

В то же время необходимо заметить, что общественных объединений имеется достаточно большое количество, они разнообразны и различаются по целям, задачам, по содержанию деятельности, по формам и т.д.

Статья 7 ФЗ «Об общественных объединениях» определяет пять организационно-правовых форм, это: общественные организации, общественные движения, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В этой связи представляется, что понятие «общественное движение» как единое целое не имеет членства массового общественного движения. Следовательно, отсюда вытекает, что понятие «движение» идентично понятиям «учреждения», «орган общественной самодеятельности» и т.п. В данном случае можно поддержать мнение профессора А.Б.Агапова по этому вопросу, который заостряет внимание на том, что «все они преследуют социально-политические цели, а поскольку они объединяют различных физических лиц, к ним также применимо понятие «массовость», предусмотренное для общественного движения» Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. — М.: Юристъ, 2007. — С.61..

Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2.11.1995. № 48. Ст.4563. , где одна из глав посвящена общественным объединениям инвалидов.

Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. В этом проявляется правовая специфика их статуса.

Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет признанное международным сообществом право на свободу объединений, содержит общие нормы об общественных объединениях (организациях). Тем самым статус общественных объединений получает конституционное регулирование Конституция, законы, подзаконный акт. — М.: 2006. — С.23-43; Комментарий к Конституции РФ. — М.: 2006. Ст.IX-XX; Конституция РФ. Комментарий/Под общ. ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. — М.: 2006. — С.3-54.. «Наличие юридических норм об общественных объединениях в Конституции РФ означает их выделение в качестве конституционного института. Вместе с тем в связи со спецификой конституции как основного закона в ней нет и не может быть какой-либо детализации правового статуса общественных объединений; Конституция регулирует только его существенные стороны, оставляя иные элементы в сфере регулирования обычного законодательства» Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений: Монография. 3-е изд. — М.: Инженер, ин-кварто, 2007. — С.36-37..

Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их «гарантируется различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность)» Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Зерцало, 2005. — С.47..

В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты. Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений. Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.

Что такое локальные нормативные акты (ЛНА)

Локальные нормативные документы это правила, которые создаются и утверждаются внутри строго определенного субъекта бизнеса для регулирования взаимоотношений между администрацией фирмы и ее наемного персонала.

Чтобы улучшить условия труда работников, обезопасить их деятельность, максимально качественно задействовать трудовые ресурсы оформляются локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права.

При необходимости эти документы помогают разрешать возникающие споры с сотрудниками и избегать ситуаций, когда организацию могут привлечь к соответствующим мерам ответственности.

Локальные нормативные акты разрабатываются на основании положений законов и не могут им противоречит. Если они ухудшают положение работающих на предприятии лиц, то тогда они признаются недействительными либо в указанных рамках, либо полностью в целом.

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяются законодательно в связи с важностью данных нормативов. Создают их, как правило, специалисты разных сфер деятельности — экономисты, правоведы, кадровики и т. д.

Многие часто путают внутренние нормативы организации с кадровой документацией. Однако, между ними существует значительное различие.

Внимание! Документы кадровой службы лишь фиксируют и учитывают происходящие на предприятии моменты, а локальные нормы осуществляют регулирование взаимоотношений администрации компании с наемным персоналом.

Например, табель учета рабочего времени сотрудников или регистрационные журналы не являются локальными нормативными документами.

ООО и ИП – должны ли формировать ЛНА

Законодательно закрепляется, что локальные нормативные акты предприятия должны существовать у хозяйствующего субъекта, если он зарегистрирован в налоговых органах в качестве юрлица и у него существуют заключенные с работниками трудовые договора. Поэтому если деятельность осуществляется в виде организации, подобные документы придется создавать.

Освобождаются от создания внутренних нормативов только субъекты, отнесенные к микропредприятиям. Они, в соответствии с законодательством, должны включать эти правила в трудовые соглашения с каждым работником.

Предприниматели могут создавать внутренние нормативные акты на добровольной основе. На них распространяется правило, согласно которому при отсутствии локального документа, соответствующие нормы должны включаться в подписываемые с работником договора.

Внимание! Только физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, но заключившие договора с другими физлицами освобождены в полной мере от локальных нормативов.

Какие нормативные документы должны быть в ООО или ИП

Строгий локальные нормативные акты организации перечень не существует, так как законодательством не предусмотрено прямо, какие из них должны обязательно существовать. Кроме того надо учитывать размеры предприятия, так как в зависимости от этого, локальные нормативы могут быть объединены в одном документе, либо разрабатываться по каждому рассматриваемому вопросу.

Также надо учитывать специфику направления деятельности компании в целом, либо отдельных ее структурных подразделений. Только учитывая эти моменты можно определить какой нормативный акт для этой фирмы обязателен, а какой может существовать на основании добровольной воли хозяйствующего субъекта.

Перечень обязательных документов

Этот список является условно обязательным, и определяется по тому какие документы наиболее часто запрашиваются при проверке, а также существуют законодательные ссылки к ним.

К таким нормативам можно отнести:

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Акт, в котором определяются основные понятия и меры по защите персональных данных сотрудников фирмы.
  • Акт, в котором регулируется охрана труда.
  • Штатное расписание.
  • Коллективный договор.
  • Положение по оплате труда.
  • Акт о конфиденциальности сведений.
  • График отпусков в организации.
  • Должностные инструкции работников на предприятии.
  • Положение, определяющее этику поведения в организации.
  • Положение о командировках.
  • Положение по аттестации работников.

Внимание! В зависимости от вида деятельности компании он может быть расширен.

Перечень не обязательных документов

Сюда включаются все остальные акты, которые создаются на предприятии и используются для регулирования трудовых отношений:

  • Положение о структурных подразделениях фирмы.
  • Положение по премированию сотрудников компании.
  • Нормативный акт по персоналу компании.
  • Акт по отпускам на предприятии.
  • Положение о выдаче материальной помощи.
  • Нормативный акт о добровольном медицинском страховании.
  • Нормативный документ о работе вахтовым методом.
  • Положение по адаптации сотрудников.
  • Нормативный акт организации обучения, повышения квалификации сотрудников.
  • Нормативный акт о материальной и дисциплинарной ответственности сотрудников.
  • Нормативный акт об установлении испытательного срока для работников.
  • Положение о медосмотрах сотрудников предприятия.
  • Положение о социальных гарантиях работникам.
  • И другие.

Внимание! Все эти документы могут разрабатываться по мере возникновения в них необходимости . Создавать эти локальные документы или нет, администрация фирмы решает сама на добровольной основе. При этом процесс их ввода в действие такой же, как и у любого другого локального нормативного акта.

Нужно ли знакомить с данными документами сотрудников

Если в организации действует локальный акт, то с ним должен быть ознакомлен под роспись каждый сотрудник, который трудится здесь. Это можно делать несколькими способами:

  • Непосредственно в самом нормативном акте. Для этих целей на последнем листе документа можно создать специальную таблицу, где будут проставляться фамилии работников, даты и личные подписи. Такого рода ознакомление вызывает наибольшую степень доверия у проверяющих и судебных органов, поскольку не позволяет администрации каким-либо образом изменить документ в одностороннем порядке, либо вообще заменить его на новую версию.
  • Подписи проставляются на отдельном листе ознакомления работников. Такой лист можно прикладывать к каждому нормативному акту, либо заводить один единый для всех действующих документов в компании. В таком листе очень важную позицию занимает графа с указанием даты ознакомления, поскольку это в дальнейшем позволит соотнести факт ознакомления с действующей на тот момент редакцией документа. Фактически, подписи с каждого работника необходимо брать при каждом случае внесения изменений в локальный акт.
  • Вместо листка ведется отдельный журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Его листы необходимо прошить, пронумеровать, а записи вносить в каждую строчку без пропусков, либо производить сквозную нумерацию строк. Одна строка должна соответствовать ознакомлению с одним нормативным актом.
  • Внесение в трудовое соглашение пункта о том, что при его подписании работником ознакомился с действующими нормативными актами. Особенностью указанного способа является то, что в организации не предусмотрены ни журналы для ознакомления с актами, ни опросные листы, ни другие способы. Работник в момент подписания соглашения и проставления отметки о получении его на руки, делает еще одну отметку о том, что с действующими локальными актами он ознакомлен. При инициации судебного разбирательства, суд признает данный способ правомочным и считает, что работник принял на себя обязательства, указанные в нормативных документах.

Как утверждаются ЛНА

Для каждого локального нормативного акта необходимо соблюдать необходимую процедуру его ввода в действие, даже если он не относится к числу обязательных.

Проект локального акта обязательно нужно отправить в профсоюзный орган и произвести его согласование в установленном порядке. Профсоюз либо соглашается с проектом, либо оформляется протокол разногласий. В последнем случае между администрацией компании и представителями профсоюза должны проводиться переговоры.

Должностное лицо может утвердить локальный акт и в таком виде, однако в случае возникновения споров, профсоюз может оспорить его действие через суд. Если такого органа на предприятии нет, то данный шаг опускается.

Кроме этого необходимо учитывать, что должностное лицо, которое будет осуществлять ввод документа в действие, должно обладать на это необходимыми полномочиями. Последние определяются уставными документами.

Только после этого можно производить его ввод в действие, это выполняется один из способов:

  • На самом документе проставляется специальная резолюцию «Утверждаю», после чего руководящее лицо ставит свою подпись. Если проект документа согласовывался с профсоюзом либо другими ответственными лицами, их подписи также должны стоять рядом.
  • Издается отдельный приказ о введении в действие нормативного акта. В нем необходимо точно указать, на каких условиях и с какой даты начинает действовать документ. На обложке самого акта ставится резолюция «Утверждено», и указываются реквизиты приказа.

Локальные нормативные правовые акты – это документы правового характера, содержащие нормы трудового права, направлен­ные на регулирование трудовых и иных, тесно связанных с ними, отношений, принимаемые в установленном порядке работодателем (руководителем организации) в соответствии с действующим трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные правовые акты разрабатываются с целью эффективного управления работниками организации, а для этого нужно регламентировать внутреннюю деятельность организации. Не установив четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие функции теряют смысл, а полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений, в результате чего у работников появляется соблазн воспользоваться отсутствием договоренностей.

Локальные нормативные правовые акты, по своей сути, представляют собой систему тех документов, которые ложатся в основу управления персоналом организации. На сегодняшний день необходимость и значимость локальных нормативных правовых актов организации значительно возросла, поскольку в условиях рыночной экономики, а также в области управления трудовыми отношениями одни лишь государственные законодательные и правовые акты не в силах обеспечить необходимую полноту правового регулирования деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

Виды локальных нормативных правовых актов:

Обязательные локальные нормативные акты (поименованные в Трудовом кодексе РФ):

  • коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение об оплате труда;
  • положение о коммерческой тайне;
  • положение о защите персональных данных;
  • должностные инструкции;
  • антикоррупционная политика;
  • положение о служебных командировках.

Локальные нормативные акты рекомендательного характера (не перечислены в Трудовом кодексе РФ, но необходимы в управлении коллективом организации):

  • положение о структурных подразделениях;
  • положение о поощрении персонала;
  • положение об отпусках;
  • положение об адаптации персонала;
  • положение об аттестации персонала;
  • положение о персонале;
  • положение об организации обучения и повышении квалификации персонала.

Одно лишь наличие вышеперечисленных документов в организации недостаточно. Каждый из указанных документов в отдельности должен иметь юридическую силу. Иными словами, их содержание, механизм разработки и утверждения не должны противоречить нормам закона. При разработке и утверждении локальных нормативных правовых актов необходимо помнить, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников или ущемляющие их права в сравнении с трудовым законодательством РФ, признаются недействительными. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры с работниками не могут содержать условий, нарушающие права и гарантии работников, именно те права и гарантии, что установлены трудовым законодательством РФ. Как указано в статье 9 Трудового кодекса РФ, если условия нарушающие права и гарантии работников включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться (см. ст. 9 Трудового кодекса РФ).

31 июля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Само по себе слово «норма» означает некий стандарт или правило, которых необходимо придерживаться в обществе, чтобы не быть изгнанным из него.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания, исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения, когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (это социопаты), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с развитием человека – изменением и ростом его потребностей.

Социальные нормы – это правила, которые имеют следующие признаки:

  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. Социальные традиции – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов (это кто?) и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. Правовые нормы – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, гигиена и т.д.)

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Также виды социальных норм делят на формальные и неформальные. Первые закреплены на юридическом уровне: их нарушение приведет к проблемам с законом (штраф за разбитое окно). Вторые существуют на «честном слове», доброй воле личности (по идее чужую жену нельзя уводить из семьи, но если очень хочется, то можно).

Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).

По масштабу социальной группы, к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

  1. Регуляция – правила регулируют всевозможные поведенческие модели: призывают, поощряют одобряемые и порицают, ограничивают негативные (например, правила дорожного движения: выезд на встречную полосу запрещен).
  2. Социализация – помогают индивиду (кто это?) стать полноценным членом общества, облегчают его «вливание» (пример: Петя знает, что бить девочек нельзя, за это его уважают в классе).
  3. Оценочная функция делит поступки, с неформальной точки зрения, на хорошие и плохие, законные и незаконные, а право в системе социальных норм указывает на их законность или незаконность.

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является семья (что это?), ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный член общества (что это такое?).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Добавить комментарий