Нормативные предписания

Нормативно-правовое предписание- это логически завершенное и формально определенное общеобязательное веление (распоряжение, правило и т.п.), которое регулирует поведение людей, их коллективов и организаций.

Признаки:

Нормативно-правовым предписаниям как первичным компонентам юридического содержания права присущи многие признаки, характерные для права в целом. Наиболее существенными их чертами будут следующие.

1. Yормативно-правовые предписания — это логически завершенные и цельные веления, правила, требования, распоряжения, приказы, положения, определения, установки.

2. Данные веления, правила и требования выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, параграфах, пунктах, частях и т.п.) текста нормативного акта, нормативного договора и иных форм права.

Способы закрепления нормативных велений в нормативных актах, других юридических источниках права самые разнообразные. Они могут быть выражены в отдельной статье. «Президент Республики Казахстан неприкосновенен”, — говорится в ст. 80 Конституции Республики Казахстан.

Обычно в той или иной статье содержится несколько нормативных положений. Примером может служить статья 1098 ГК РФ 1994 г., где указывается, что продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

В обоих примерах речь идет о прямом способе изложения, когда нормативные предписания полностью содержатся в одной статье.

Нередко нормативные веления излагаются с помощью отсылочного или бланкетного способов.

При отсылочном способе определенные элементы предписания содержатся в других статьях, к которым и делается конкретная отсылка.

При бланкетном способе изложения отсылка делается к определенного рода правилам и нормативным актам, в которых содержатся недостающие элементы данного предписания.

3. Нормативно-правовые предписания имеют не только соответствующую форму, но и носят достаточно определенный характер, более или менее четко устанавливая права и обязанности, условия их возникновения и реализации, охраны и защиты, другие требования и положения.

4. По своей сущности — это властные, обязательные для исполнения (соблюдения, использования, применения) распоряжения.

5. Их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия.

6. Общая природа данных предписаний выражается в том, что они носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно неопределенное число жизненных обстоятельств.

7. Они представляют юридический результат правотворческой практики компетентных государственных органов и должностных лиц (Государственной Думы РФ, губернатора области) и негосударственных учреждений (органов местного самоуправления).

8. Каждое нормативно-правовое предписание имеет, как правило, свой специфический предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, социально-правовую ситуацию) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону или свойство.

Типы нормативно-правовых предписаний:

1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются нормативно-правовые предписания конституционного (государственного), административного, гражданского и других отраслей права. В указанных предписаниях отражаются многие качественные характеристики той или иной отрасли права (ее предмет, принципы, функции и т.п.).

2. По предмету воздействия можно различать предписания, регулирующие, например, имущественные отношения, личные неимущественные и иные отношения . Так же можно говорить о нормативно-правовых предписаниях, действующих в сфере промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и пр.

3. В зависимости от способов юридического воздействия нормативно-правовые предписания подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.

Управомочивающие нормативно-правовые предписания предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний. Обязывающие –требуют обязательного совершения соответствующих активных действий. Запрещающие предписывают воздержание от совершения запрещенных ими действий. Поощряющие предписания стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования. Рекомендующие предписания содержат советы и рекомендации наиболее целесообразного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.

4. Особо нужно выделить материальные и процессуальные нормативно-правовые предписания. В самом общем плане первые отвечают на вопрос «Что нужно (не нужно) делать?”, вторые — «Как?”, «Каким образом?” Указанные предписания отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения, принципам их формирования, закрепления и реализации, целям и другим параметрам.

5. В зависимости от выполняемых функций нормативно-правовые предписания разграничиваются на регулятивные (правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правоконкретизирующие), и охранительные (правовосстановительные, карательные).

6. По категоричности сформулированных требований (правил, велений) предписания бывают императивными и диспозитивными. В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения. В диспозитивных нормативно-правовых предписаниях содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения.

7. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества. Издавать их могут федеральные органы и субъекты федерации, представительные и исполнительные органы, государственные учреждения и органы местного самоуправления.

8. По форме закрепления различают нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных актах (законах, постановлениях) и договорах, судебных прецедентах, смешанных правовых актах.

9. Определенное самостоятельное значение имеет классификация нормативных предписаний по юридической силе. Так, предписания, закрепленные в федеральных законах, обладают наибольшей юридической силой, чем указы Президента РФ .

10. По срокам действия они бывают постоянными и временными.

11. Нормативные предписания могут быть адресованы ( по адресату) юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юристам, следователям и судьям. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний.

12. По территориальной сфере действия различают нормативно-правовые предписания общероссийского, ограниченного (Крайний Север), местного (имеют силу на территории административного района) и локального характера (действуют на территории ЯрГУ).

13. Принципиальное значение имеет выделение норм права и нестандартных нормативно-правовых предписаний, к рассмотрению которых мы переходим

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 3610 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Существует множество различных норм права. Чтобы ориентироваться во всем их многообразии, необходимо знать их основные виды и, следовательно, познакомиться с классификациями норм. С одной такой классификацией мы уже познакомились во втором разделе этой книги. Речь шла о выделении норм запрещающих, обязывающих и управомочивающих (или, по-другому, дозволяющих, разрешающих). Ниже приводятся примеры норм всех трех видов (из Конституции России)1.

Примеры запрещающих норм

Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства (ст. 6)

Запрещается создание/деятельность общественных объединений, направленных на насильственное изменение конституционного строя, территориальной целостности и т.п. (ст. 13)

Сбор информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст. 24)

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81)

Примеры обязывающих норм

Основное общее образование обязательно; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 43)

Каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57)

Примеры управомочивающих норм Каждый имеет право на тайну переписки и т.п. (ст. 22)

Каждый имеет право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27)

Граждане имеют право избирать и быть избранными (ст. 32)

Никто не обязан свидетельствовать против себя (ст. 51)

Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: если законодатель формулирует в норме чью-то обязанность, то мы одновременно видим «сквозь эту норму» и чье-то соответствующее право. Так, родители обязаны обеспечить детям основное общее образование. Это означает, что дети имеют право требовать такого образования, получить его. Граждане обязаны платить налоги, следовательно, государство имеет право требовать и получать налоги.

Получается, что мы видим в формулировке нормы «больше, чем там действительно и прямо написано»: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность — мы видим также и право. Мы начинаем более глубоко понимать волю законодателя.

Запрещающую норму можно рассматривать как разновидность обязывающей. Фраза «запрещается делать то-то» равна фразе «обязан не делать то-то». Так, каждому запрещается подвергать людей пыткам. Это означает: каждый обязан не подвергать людей пыткам. А люди, соответственно, имеют право, чтобы их не пытали. Любые пытки — нарушение прав человека и гражданина.

В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы. Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.

Классификация норм по субъектам правотворчества.

Еще одна классификация норм права построена на зависимости от того, кто «сотворил» ту или иную норму. В качестве критерия используются субъекты правотворчества. Норма может исходить от народа, и в этом случае народ — творец, создатель нормы; в норме заложена его прямая воля. Как правило, такие нормы принимаются на референдумах, всенародных голосованиях и называются референдумными. В России к подобным нормам можно отнести все конституционные нормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного голосования.

Норма может исходить от законодателя. Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм. Норма может исходить от исполнительной ветви власти (в большинстве стран, в том числе в России, это — Правительство, министерства, ведомства). Все нормы, которые содержатся в актах, исходящих от органов исполнительной власти, принято называть подзаконными нормами.

В странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США и др.) нормы могут формулироваться судьями, т.е. исходят от судебной ветви власти. Это нормы судебных прецедентов.

Норма права (т.е. правило, исходящее от государства) должна быть каким-то образом выражена, сформулирована. Она существует в том пиле который позволяет мам узнать об этой норме. Она доводится до нашего сознания в определенной форме. Следовательно, необходимо различать понятие «нормы» и ту форму, в которой она существует. И здесь мы подошли к вопросу об источниках права.

Нормативное правовое предписание – элементарное, цельное, логически завершенное государственно-властное веление, имеющее нормативный характер и выраженное в тексте нормативно-правового акта.Признаки нормативно-правовых предписаний: властное веление; непосредственная выраженность в тексте; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер.

Нормативные предписания устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства, в них выражена государственная воля, направленная на регулирование определенного вида общественных отношений. Главная функция нормативных предписаний в системе права заключается в том, чтобы обеспечить конкретизированное, детальное и определенное нормативное регулирование общественных отношений. Нормативное предписание носит общий характер. Нормативное предписание носит представительно-обязывающий характер, когда в развитии общественных отношений возникают предусмотренные нормативным предписанием условия ее реализации, у участников отношений возникают конкретные права и обязанности.

Классификации нормативно-правовых предписаний

Рекомендуется применять следующие виды нормативноправовых предписаний:

1) предписание-принцип — закрепляет исходное, руководящее нормативное положение общего характера, имеющее значение для отдельных отраслей, подотраслей, институтов права в целом;

2) предписание-цель — выражает политико-нормативную ориентацию в происходящих процессах и явлениях, содержит нормативное требование к будущему состоянию развития общества;

3) предписание-дефиниция — содержит определение какого- либо юридического и иного понятия, используемого в законе;

4) управомочивающее предписание — закрепляет субъективные права (право действовать определенным образом) граждан и иных субъектов права;

5) императивное предписание — закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать.

— обязывающее предписание — устанавливающее обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

— запрещающее предписание — устанавливающее запрет на совершение каких-либо деяний (активного или бездействия);

6) диспозитивное предписание — предоставляет возможность сторонам самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в правоотношении, а при отсутствии такого договора восполняет пробел в волеизъявлении сторон;

7) предписание-стимул — содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

8) бланкетное предписание — содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом;

9) отсылочное предписание — статья закона, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же закона;

10) обеспечивающее предписание — закрепляет решение законодателя о признании закона или его части утратившими силу либо о внесении в него изменений.

Понятие и основные признаки норм права

Норма права–общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

• Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

• Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

• Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

• Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

• Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

• Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

• Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

• Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

• Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;

• Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Предписание вообще – некое веление/приказ.

2 признака: 1. то, что оно является велением или приказом, 2. подразумевает письменную форму.

Если соотносить норму права и предписание – все прав.нормы являются предписанием, кроме управомачивающих (диспозитивных).

Предписание нормы – та часть правовой нормы, которая содержится в велении (или диспозиция, или санкция).

Правовое предписание (Ницкевич) – то или иное логически завершенное положение прямо сформулированное в тексте акта гос органа и содержащее обязательное для др лиц/организаций решение гос власти.

Алексеев вводит термин «логическая норма» и «норма предписания» — связано с неопределенностью взглядов на структуру нормы (трехчленная и двухчленная структура). Норма предписания (грамматическая)– реально существующие нормы, выраженные в тексте НА, имеющих двухчленную структуру. Логическая норма – норма, составленная путем логических преобразований, выстраиваемых на основе не менее, чем 2х реальных норм предписаний.

Трехчленная структура конструируется самим исследователем.

Психологическая норма: если родители имеют детей (гипотеза), то они обязаны их содержать (диспозиция), а в противном случае они м.б. лишены родительских прав (санкция). – трехчленная норма.

Если родители имеют детей (гипотеза), то они обязаны их содержать (диспозиция). – двухчленная норма. Если родители уклоняются от воспитания детей (гипотеза), то они будут лишены родительских прав (санкция). – двухчленная норма.

С т.зр. Алексеева норма-предписание и логическая норма — два аспекта юридической нормы. Но с т.зр. лектора речь идет совершенно о разных понятиях, т.к. нормы-предписания созданы законодателем, это нормы языка права, а логическая норма — специально созданная теоретическая конструкция, результат абстрагирования. Систему права образуют нормы-предписания, а не логические нормы, сторонники же трехчленной структуры считают, что систему права образуют логические нормы. Норма права подразумевает использование нормативных терминов, т.е. должен, обязан, запрещено, дозволено. Норма права должна быть построена с использованием нормативных терминов, однако, сегодня значительная часть зак-ва сформулирована в виде констатирующих утверждений.

Почему же так много норм сформулировано именно в таком виде? Причины:

— недостаточная юридическая квалификация нашего законодателя.

Интерпретация норм конституции.

Нормы КРФ обобщены абстрактно. Напр, ст. 7 КРФ.

Право имеет инструментальную ценность, право ценно до тех пор, пока в нем находятся формы выражения для общества, личности и гос-ва. При интерпретации КРФ нам важна значимость для общества, т.к. через право общество подчиняет себе гос-во. Преобразовать ст.7 так: 1. РФ как соц гос-во обязано проводить политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, 2. РФ обязано охранять труд, здоровье людей, устанавливать МРОТ.

  1. соотношение грамматической и логической структуры нормы права

Предписание нормы – та часть правовой нормы, которая содержится в велении (или диспозиция, или санкция).

Правовое предписание (Ницкевич) – то или иное логически завершенное положение прямо сформулированное в тексте акта гос органа и содержащее обязательное для др лиц/организаций решение гос власти.

Алексеев вводит термин «логическая норма» и «норма предписания» — связано с неопределенностью взглядов на структуру нормы (трехчленная и двухчленная структура). Норма предписания (грамматическая)– реально существующие нормы, выраженные в тексте НА, имеющих двухчленную структуру. Логическая норма – норма, составленная путем логических преобразований, выстраиваемых на основе не менее, чем 2х реальных норм предписаний.

Как эти нормы выражаются? Большой массив воплощен в грамматической структуре, которая не соотв логической структуре. Смысл решения: из грамматического преобразования в надлежащий логический вид.

Трехчленная структура конструируется самим исследователем.

Психологическая норма: если родители имеют детей (гипотеза), то они обязаны их содержать (диспозиция), а в противном случае они м.б. лишены родительских прав (санкция). – трехчленная норма.

Если родители имеют детей (гипотеза), то они обязаны их содержать (диспозиция). – двухчленная норма. Если родители уклоняются от воспитания детей (гипотеза), то они будут лишены родительских прав (санкция). – двухчленная норма.

С т.зр. Алексеева норма-предписание и логическая норма — два аспекта юридической нормы. Но с т.зр. лектора речь идет совершенно о разных понятиях, т.к. нормы-предписания созданы законодателем, это нормы языка права, а логическая норма — специально созданная теоретическая конструкция, результат абстрагирования. Систему права образуют нормы-предписания, а не логические нормы, сторонники же трехчленной структуры считают, что систему права образуют логические нормы. Норма права подразумевает использование нормативных терминов, т.е. должен, обязан, запрещено, дозволено. Норма права должна быть построена с использованием нормативных терминов, однако, сегодня значительная часть зак-ва сформулирована в виде констатирующих утверждений.

Почему же так много норм сформулировано именно в таком виде? Причины:

— недостаточная юридическая квалификация нашего законодателя.

Интерпретация норм конституции.

Нормы КРФ обобщены абстрактно. Напр, ст. 7 (сказать) КРФ.

Право имеет инструментальную ценность, право ценно до тех пор, пока в нем находятся формы выражения для общества, личности и гос-ва. При интерпретации КРФ нам важна значимость для общества, т.к. через право общество подчиняет себе гос-во. Преобразовать ст.7 так: 1. РФ как соц гос-во обязано проводить политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, 2. РФ обязано охранять труд, здоровье людей, устанавливать МРОТ.

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

С.С. Алексеев ввел термин «норма-предписание», «логическая норма права», что связанно с теорией трехчленной структуры нормы права.

«норма-предписание»- реальная норма, которая выражена в тексте НПА.

«логическая норма права»- норма, составленная не менее чем из 2х норм предписаний.

Это реальное образование, а не производная конструкция(Алексеев), хотя сложно с этим согласиться, т.к. в самом праве их нет.

Она конструируется не менее чем из 2х предписаний искусственно, в рамках научной литературы. Выбор у конструктора только между реально известными нормами-предписаниями, которые относятся к одной отрасли права. В рамках юрид-х отраслевых дисциплин не предпринимают попытки.

(хотя самост-й нормой м. являться и гип.+ дисп. и дисп.+ санкц.)

Алексеев: логич норма и норма-предписание, явл-ся 2 аспектами- нормы права.

Существуют 2 языка: 1. Язык права- вырабатывает реальные нормы права; 2. Язык науки- формулирует разнообразные юридические конструкции, в т.ч. логические нормы.

Логическая структура нормы не лишает ее обязательности.

  1. структура нормы права

Структура нормы права.

2 взгляда: трехчленная и двухчленная структура. Господствующая т.зр. – норма права имеет трехчленную структуру.

Впервые о трехчленной структуре написали (1940) Страпович и Галунский в учебнике «ТГП».

Дореволюционные учения выделяли три элемента правовой нормы, но говорили о том, что в норме могут сочетаться только гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция.

1961 – Галунский говорит что его учение о трехчленной структуре ошибочно.

На Западе нет примеров трехчленной структуры.

Иностранная наука: Зембинский (Польша) – согласен с трехчленным строением, но это строение ни что иное, как соединение 2х норм.

Состав иностр норм: объем и привязка.

Каждая норма санкционирована нормой из источника с большей юридической силой. Нормы конституции санкционированы высшей политической санкцией, а это выводит юристов за нормы права.

Структура правовой нормы отражает связи с другими нормами, т.е. систему права. С одной стороны, любая правовая норма имеет специализацию, а с др. стороны, в структуре отражается то, что каждая норма должна обладать общими качествами структуры в целом. При рассмотрении структуры мы должны исходить из разделения труда среди норм права (охранительные, регулятивные…). В конструкции нормы права мы соединяем диспозицию, гипотезу как элементы регулирующей нормы и берем санкцию из норм охранительных. Далеко не все нормы для того, чтобы действовать требуют включения санкции.

Связи в норме носят не логический, а тетический хар-р (основанный на воле и приказе), т.е. изменение одного структурного элемента должно влиять на др структурный элемент. А в реальности наоборот. Это говорит о полном отсутствии логической связи в этой норме.

Трехчленная структура существует в метаязыке (научный язык), а двухчленная принадлежит языку права, входит в него.

  1. понятие юр факта

Юридические факты

Термин факт м/ употребляться в 3х значениях:

1. Синоним термина «истинно».

Н-р, факт, что законы принимает высший представительный законодательный орган.

2. Этим термином можно обозначать событие.

Н-р, Выдающимся фактом в истории России стали выборы 1990г.

3. Термином факт можно называть разновидность эмпирических высказываний.

Н-р, Факт, что основным источником правовой информации для правонарушителей является неформальные источники. Этим термином мы устанавливаем факт, установленный эмпирическим путем. Термин факт представляет собой разновидность человеческого знания, обладающего достоверностью (оно основано на определенных эмпирических данных).

Термин факт м/ обозначать как единичный объект, так и совокупность явлений, событий. Но у факта есть 2 разных свойства:

1) это факт как нечто реальное существующее в жизни, 2) факт как знание, как идеальный объект, как достоверное знание.

Юридическая наука и практика имеет дело с обоими значениями проявления термина факт. Во-первых, 1 — Факт – как реальное явление, событие – юридическая наука имеет дело с научными фактами. 2 — юридическая практика тоже часто сталкивается с фактами – н-р, конкретные действия, конкретные отношения, к-ые выступают объектом правового регулирования, обстоятельства к-ые имеют значения для правового регулирования, но они не являются предметом правового регулирования – это факты как события.

Во-вторых, 1 — Факты как идеальное знание выступают как научные факты. 2 — Факты образуют доказательства в юридической практике. 3- Факты, имеющие юридическое значение.

Юридический факт — Это некоторые обстоятельства, с к-ми связаны наступления юридические последствий, предусмотренных нормой права. В некоторых учебниках добавляется, что — Это конкретные жизненные обстоятельства.

  1. связь юр фактов и юр последствий

Юридический факт — Это некоторые обстоятельства, с к-ми связаны наступления юридические последствий, предусмотренных нормой права. В некоторых учебниках добавляется, что — Это конкретные жизненные обстоятельства.

Почему эти факты влекут юр последствия и каков характер связи м/у ЮФ и последствиями?

Эта связь между фактами и последствиями не является причинно — следственной. Н-р, если лицо совершит общественно – опасное деяние но оно не будет предусмотрено УК тогда последствий не будет, хотя если бы связь была то это бы привело к последствиям. Даже если совершено деяние, предусмотренное УК это не означает что автоматически наступят последствия. Связь не является логической, т.к. факт имеет в основе своей реальное значение а связи м/б между логическими конструкциями. А что же эта за связь? Одним из обоснования необходимого для НП является тетическое обоснование, вот эти связи можно назвать тетическими, т.е. возникающими в силу авторитета власти, без веления соответствующего С-та связь не возникнет.

Факты м/б конкретными, в реальной жизни они носят конкретный характер, НО возникает вопрос: верно ли, что НП связывает последствия с конкретными фактами? Алексанедров Н.Г.: ЮФ – это жизненные факты определенного вида, т.е. не конкретный ЮФ, а определенный вид. Норма не рассчитана на конкретный факт а рассчитана на вид отношений, поведения. Норма предусматривает юридические последствия конкретного вида, что определяется самой природой НП. Наступление последствий предусмотренных НП связано не с конкретным фактом, а с фактами целого вида или даже рода. Связь носит общеабстрактный характер а не индивидуальный. Само по себе наличие этой связи бесполезно если она не приводит к возникновению на практике реальной материальной связи между реальным единичным фактом и единичным последствием.

Хронология процесса: Возникнет реальный факт – идеальная стадия и связь абстрактная будет идеальной – идеальная связь приведет к возникновению материальной связи. Есть промежуточное идеальное звено, к-ое нельзя исключить.

Существует 2 определения правоотношения:

Правоотношение – возникающее на основе норм права общественное отношение. В одном механизме……..

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Н-р, до возникновения права с возникновением общества возникли отношения производства, потребления, обмена – это семейные отношения, экономические отношения и они были урегулированы правом и стали правоотношением, а другие не урегулированные соответственно не стали. Изначально это связь не тетическая, а социально – экономическая. Какие общественные отношения связаны только НП – это процессуальные отношения, к-ые существуют только в силу норм права, а семейные отношения не прекратятся, даже если отменять СК. Отношения ответственности – есть охранительные нормы, к-ые ее предусматривают, а если их отменить, то их и не будет – в данных отношениях присутствует тетическая связь.

Связь между последствиями и ЮФ — это идеальная абстрактная связь, идеальность означает, что эти объекты реализуется через сознание и волю, автоматически никакие юридические последствия не наступят пока не пройдут через волю людей, сознание является определяющим фактом в возникновении связи, т.е. реальный факт д/ получить вторую жизнь в голове. Факт д/ пройти юридическую квалификацию, только после этого он становится ЮФ, если ему дана положительная оценка, признание происходит с точки зрения НП, далее формируется мысль о должном поведении, о последствии, а затем С-т материальным путем реализует свои мысли в действиях.

Н-р, правоприменительные акты судебного органа: в них содержится факты–знания – продукты этой идеальной стадии, дальше судья производит 2ую стадию – определяет последствия, к-ые отражены в акте, а если этого не произойдет, то последствий не будет. Во многих ситуациях вообще не требуется реального факта чтобы наступили последствия, таким образом существует связь между фактом–знанием и последствием. Н-р, осуждение невиновного, за достоверный взятый факт–знание не подтвержденный реальным фактом. Необходимо отметить значимость процессуальных средств с помощью к-ых доказывается наличие тех или иных фактов, можно сказать, что юристу не важны реальные факты.

В юридической литературе в Предмет доказывания входят ЮФ, но имеется в виду факты –знания, а не реальные факты.

Процессуальные кодексы: в нормах фиксируется значение фактов, как и факты- знания и как реальные факты.

Судебная практика — Пленум ВС: кассационная инстанция д/ сделать вывод правильно ли установлен факт и сделан вывод, здесь говорится не о реальном факте, а о факте – знании.

Правоприменительный процесс – это разновидность познания, философы утверждают, что в ходе процесса познания происходит удвоение мира.

ЮФ выступает в идеальной форме в НП и в процессе реализации права. В 1ом случае факт отражает род или вид реальных фактов, т.е. целую массу фактов, во 2ом случае правоприменения факт отражает единичные факты действительности, имеющие юридическое значение.

Некоторые факты существуют как идеальные объекты в самой реальной жизни. Правоприменительное решение – это идеальный объект, он имеет материальный носитель, но м/б и сделан

  1. сделки как юр факт

Юридический факт — Это некоторые обстоятельства, с к-ми связаны наступления юридические последствий, предусмотренных нормой права. В некоторых учебниках добавляется, что — Это конкретные жизненные обстоятельства.

В качестве идеального объекта в жизни м/ выступать сделки – это действие граждан или организаций, направленное на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей. Сделками, и в особенности договорами, являются не сами действия, а их маслинные результаты – идеальные объекты, заключаемые в языковой форме. Договор отличается от сделки С-ым составом, договор — соглашение 2ух и более лиц. Договор — это соглашение, а соглашение является ли действием? С точки зрения русского языка соглашение – это взаимное согласие в чем – либо, а согласие – это единодушие, единомыслие, общность идей, взглядов. Таким образом, можно сформулировать определение Договора — это общая мысль для 2ух или более С-ов об их взаимном поведении. Договор возникает в следствии совершения действий – оферты и акцепта, направленных на возникновение общей мысли.

В ГК определено, что «Договоры заключаются, изменяются, оспариваются», а как действия могут изменяться, расторгаться – это и есть действия. А мысль можно создать, изменить, расторгнуть – разбить, у каждого будет своя, оспорить.

При конклюдентных действиях формирование общей мысли и реализация происходит одномоментно, но их совершение д/б совершено в определенном социальном значении.

ЮФ в силу характера правового регулирования выступают не только в виде реальных фактов действительности, но и виде идеальных объектов (фактов — знаний), а именно в виде абстрактных обобщенных фактов в НП в виде факта – знания правоприменения. Эти факты оказываются за пределами нормотворчества и правоприменения, если они одновременно выступают средством индивидуального регулирования (договоры, сделки, акты правоприменения).

Добавить комментарий