Нормативные соглашения в трудовом праве

Нормативными соглашениями являются особые договоры, которые заключаются в договорном порядке после проведения переговоров, но содержат нормы права.

Нормативное соглашение как источник права характеризуется, во-первых, особым – договорным – порядком его принятия; во-вторых, признанием его регулятивного значения со стороны государства (в противном случае его вообще нельзя было бы относить к источникам права); в-третьих, особенностями определения сферы действия по кругу лиц.

В отличие от источников статутного права нормативное соглашение принимается по договоренности двух или нескольких субъектов права. Нормы соглашения являются результатом согласования волеизъявлений этих субъектов, отражением компромисса их интересов.

Регулятивное значение нормативных договоров признается государством. Н. Г. Александров указывал, что «договоры нормативного содержания являются вторичными, производными источниками права», имея в виду именно признание (санкционирование) их в качестве таковых государством.

Сфера действия нормативного соглашения по кругу лиц определяется обычно составом участвующих в его заключении субъектов.

В трудовом праве к нормативным соглашениям надо отнести международные договоры (о международных договорах см. параграф 22.1), заключенные с участием Российской Федерации, коллективный договор и соглашение (подробнее см. параграф 7.8).

Сущность и социальная значимость коллективного договора и соглашения абсолютно равнозначны. Оба акта являются регуляторами трудовых отношений. И коллективные договоры, и соглашения заключаются в договорном порядке. Сторонами в широком смысле выступают работники и работодатели.

Трудовой кодекс РФ определяет целый ряд положений, регулирующих заключение коллективных договоров и соглашений, которые являются общими для них. Это основные принципы социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений (ст. 24), основные принципы соотношения законодательства и коллективных договоров, соглашений (ст. 9), порядок проведения переговоров (ст. 36–37), порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций лицам, участвующим в коллективных переговорах (ст. 39). Объединяют указанные акты общий порядок их регистрации в органах по труду (ст. 50) и одинаковая процедура разрешения разногласий, возникших при заключении или по поводу выполнения коллективного договора, соглашения (ст. 38, 398-418).

Одинаковы также правила изменения и дополнения коллективных договоров и соглашений (ст. 44 и 49 ТК РФ) и осуществления контроля за их выполнением (ст. 51).

Введение таких положений в законодательство свидетельствует о признании законодателем единой юридической природы коллективного договора и соглашения. Оба этих акта являются нормативными соглашениями, опосредующими процессы самоорганизации в гражданском обществе. Между коллективным договором и соглашением существуют определенные различия, однако они не затрагивают единой природы и правового значения указанных договоров.

Важно отметить, что документы МОТ и законодательство значительного числа стран, определяя коллективный договор, включают в это понятие и договоры, заключаемые несколькими работодателями, т.е., по российской терминологии, отраслевые, региональные и прочие соглашения.

Исследуя юридическую природу коллективно-договорного акта (коллективного договора или соглашения), необходимо различать договорный порядок принятия такого акта и его нормативное содержание. Коллективно-договорный акт заключается после проведения коллективных переговоров, т.е. сложного процесса согласования интересов сторон.

Принципы социального партнерства, закрепленные в ст. 24 ТК РФ, также характеризуют договорный порядок его заключения. Среди них можно выделить полномочность представителей сторон, равноправие сторон, свободу выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений.

Содержание коллективно-договорного акта определяется консенсусом и отражает согласованную позицию сторон. Он подписывается обеими сторонами. Контроль за выполнением коллективно-договорного акта осуществляется не только специально уполномоченными государственными органами, но и самими сторонами.

Все вышеизложенное характеризует рассматриваемый акт как соглашение, договор, заключаемый равноправными партнерами. Однако это договор особого рода. Основной его целью, и это прямо указано в законе, является регулирование социально-трудовых отношений, а главное, его содержание составляют нормы права.

Правовые нормы коллективно-договорного акта, как и все нормы трудового права, устанавливают трудовые права работников и гарантии их реализации. Они обладают общими признаками правовой нормы – общего формализованного писаного правила поведения – такими, как общеобязательность для участников соответствующих отношений, неперсонифицированность (обращение на неопределенное число однотипных случаев), периодичность действия (неисчерпываемость однократным применением). Они направлены не на установление прав и обязанностей для участников конкретного правоотношения, а на регулирование определенной группы (вида) общественных отношений.

Нормативное содержание коллективно-договорного акта, как показывает анализ российской и зарубежной научной литературы, признается практически всеми исследователями. На этой же позиции стоит и законодательство большинства стран, определяющих правовые рамки осуществления коллективно-договорного регулирования.

В современных условиях значение коллективно-договорного акта определяется прежде всего его регулятивной ролью, включением в механизм правового регулирования.

Практика заключения коллективных договоров и соглашений показывает, что эти акты в основном направлены на регулирование оплаты труда и установление дополнительных по сравнению с законодательством гарантий и преимуществ. Иногда они конкретизируют положения законодательства.

Повышение уровня гарантий, предусмотренных законодательством, является характерным признаком коллективно-договорного регулирования. Соответствующие нормы направлены на повышение уровня гарантий в количественном выражении. Например, ст. 157 ТК РФ предусматривает гарантированный размер оплаты времени простоя по вине работодателя, равный 2/3 средней заработной платы работника. Повысить эту гарантию можно в коллективном договоре или соглашении, установив, что время простоя по вине работодателя оплачивается в размере среднего заработка.

Другие нормы повышают уровень гарантий путем расширения круга работников, имеющих определенные права или преимущества, а также путем предоставления дополнительных прав, аналогичных закрепленным законодательством.

Конкретизация законодательных положений в коллективнодоговорном акте связана либо с прямыми предписаниями закона, либо с закреплением в законодательном акте права (обязанности) без указания количественных значений и механизма реализации. Так, ст. 149 ТК РФ предписывает производить доплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. Размеры доплат и условия их выплаты фиксируются в коллективных договорах. Указанное требование закона выполняется посредством включения в коллективный договор нормы, устанавливающей, например, размер оплаты работы в ночное время.

Трудовое законодательство предусматривает также некоторые правила, которые не могут применяться без конкретизации. В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Соблюдение этой нормы возможно лишь при установлении конкретных сроков выплаты в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка.

Широкое распространение получили положения коллективных договоров и соглашений, направленные на социальное обслуживание или материальную поддержку работников, которые охватывают медицинское обслуживание и охрану здоровья, материальную помощь работнику в связи с семейными обстоятельствами, транспортные услуги, предоставляемые работодателем, или компенсацию транспортных расходов на проезд к месту работы и обратно, улучшение жилищных условий работников и др. Раздел о подобных социальных гарантиях включается во многие коллективно- договорные акты. С одной стороны, это свидетельство гуманитарной направленности коллективно-договорного регулирования, с другой – косвенное признание неблагополучной социальной обстановки и низкого уровня доходов трудящихся. Соответствующие нормы не являются прямыми регуляторами трудовых отношений, не устанавливают условий труда. Они регламентируют отношения по социальному страхованию и оказанию социальной поддержки работникам.

В отличие от других источников права коллективно-договорный акт имеет комплексный характер. Наряду с нормами права он содержит обязательства сторон.

Обязательственная часть коллективного договора, соглашения в современных условиях претерпевает существенные изменения. Прежде всего, необходимо отметить, что законодатель в определении как коллективного договора, так и соглашения не упоминает об обязательственной части, перенося акцент на регулятивную, нормативную, часть коллективно-договорного акта. Это можно расценивать как признание второстепенного, вспомогательного значения обязательств, которые возлагаются на работодателя.

  • См.: Александров Н. Г. Понятие источника права // Ученые труды ВИЮН. Вып. VIII. М., 1946. С. 53.
  • Различия касаются в основном процедуры заключения и сферы действия договорных актов. Так, коллективный договор по решению сторон может утверждаться на общем собрании (конференции) работников, соглашение же подписывается после окончания коллективных переговоров без какого-либо дополнительного утверждения или одобрения. При заключении коллективного договора представителем работников может выступать как профсоюзный, так и иной (не относящийся к профсоюзам) представительный орган работников. В коллективных переговорах по заключению соглашения со стороны работников выступают лишь профсоюзы и объединения профсоюзов. И наконец, коллективный договор всегда является двусторонним актом, в то время как соглашение может быть двух- и трехсторонним.
  • В случае заключения трехстороннего соглашения оно подписывается всеми участниками коллективных переговоров, в том числе представителями органов исполнительной власти.
  • См.: Алексеев С. С. Теория нрава. М.: БЕК, 1995. С. 96.
  • См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. II. М.: Юрид, лит., 1982. С. 31–36; Давид Р. Основные правовые системы современности: пер. с франц. и вступ. ст. В. А. Туманова. М.: Прогресс, 1988. С. 98–99.
  • См.: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. М.: Госюриздат, 1962. С. 58-60; 79-80.

Нормативный договор: определение

Договор нормативного содержания — это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, регламентирующее взаимные права и обязанности, носящее нормативный характер (т. е. направленное также на установление норм права, которым в дальнейшем будут подчиняться участники такого нормативного договора, а также третьи лица).

Сторонами нормативного договора не всегда являются именно властные структуры или уполномоченные государственные органы (хотя очень часто такие соглашения заключаются с их участием). Нормативный договор может быть заключен, например, внутри организации между работниками и работодателем для урегулирования социально-трудовых правоотношений (его чаще называют коллективным договором, ст. 40 Трудового кодекса РФ).

В отличие от нормативно-правового акта, нормативный договор заключается сторонами на добровольной основе, а не устанавливается властным решением одного из таких субъектов.

Рекомендуем! Что такое нормативно-правовой акт, мы подробно разбираем в нашей статье «Юридическая сила нормативно-правовых актов: иерархия НПА».

Важно! Виды нормативных договоров, круг имеющих право на их заключение лиц, а также порядок их заключения и санкции за неисполнение их условий определены на законодательном уровне (в т. ч. в сфере международного права).

Признаки нормативного договора

Нормативные договоры обычно обладают следующими специфическими признаками:

  • санкционируются (т. е. разрешаются, одобряются) несколькими субъектами правотворчества;
  • охватывают широкий круг общественных отношений;
  • предназначаются для многочисленного или формально неопределенного круга лиц;
  • регулируют наиболее типичные и устойчивые виды общественных правоотношений;
  • предназначены для защиты публичных интересов;
  • используются для дополнения и конкретизации действующего законодательства;
  • рассчитаны на неоднократное применение;
  • распространяют свою юридическую силу не только на непосредственных участников соглашения (внутреннее юридическое воздействие), но и на иные субъекты (внешнее юридическое воздействие);
  • порядок заключения нормативного договора, рассмотрения споров и урегулирования конфликтов, связанных с их исполнением, установлен законодательно;
  • выступают правовой базой для издания административных актов, заключения договоров индивидуального характера (т. е. частного, непубличного характера).

Виды нормативных договоров

По признаку действия в пространстве

По распространению действия в пространстве договоры подразделяются:

  1. На международные нормативные договоры. Такие договоры являются частью законодательной системы РФ. При этом если международным договором, участницей которого является Россия, установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законодательством, то применяются положения международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Международные договоры выражают волю стран — участниц соглашения, являются не результатом правотворчества какого-то одного государства, а итогом совместной работы сторон соглашения;
  2. Внутригосударственные нормативные договоры:
  • Федеративные договоры — соглашения между собственно РФ и субъектами РФ о разграничении предметов совместного ведения и распределении полномочий между органами государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ. Например, федеративный договор «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий…» от 31.03.1992.
  • Договоры между субъектами РФ. Например, договор между органами госвласти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО от 12.08.2004.
  • Договоры между субъектами РФ и муниципальными образованиями (например, соглашения между правительством области и администрацией муниципального образования).
  • Договоры между муниципальными образованиями.
  • Коллективные трудовые договоры (внутри организации).

По времени (сроку действия)

В зависимости от временного интервала выделяют:

  1. Срочные — нормативные договоры, заключенные на определенный срок. Например, коллективные договоры могут быть заключены на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 43 ТК РФ). Или соглашения, которые действуют только до упразднения определенных обстоятельств, о чем указывается непосредственно в тексте договора или сопутствующего НПА.
  2. Бессрочные — нормативные договоры, срок действия которых не ограничен. Например, договор между РФ и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» от 08.12.1999.

По субъектному составу

Классификация по субъектному составу касается не тех субъектов, на которых договор распространяется, а тех, кто его подписал:

  1. Двусторонние — нормативные договоры, заключенные двумя субъектами. Например, договоры о разграничении полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ.
  2. Многосторонние — нормативные договоры, заключенные тремя или более субъектами. Например, федеративный договор «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий…» от 31.03.1992.

По предназначению (цели заключения)

В зависимости от цели заключения нормативные договоры подразделяются:

  1. На учредительные нормативные договоры. Обычно связаны с определением статуса государства, субъектов Федерации, их объединений и взаимодействия и т. д. Например, договор об образовании СССР от 30.12.1922.
  2. Разграничительные — нормативные договоры о разграничении предметов ведения между государством и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и т. д. Например, федеративный договор «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий…» от 31.03.1992. Сюда же можно отнести и нормативные договоры, разграничивающие полномочия и предмет регулирования разных исполнительных органов власти одного уровня.
  3. Договоры о делегировании полномочий. Данные соглашения устанавливают, например, правомочия органов местного самоуправления поселений делегировать полномочия органам местного самоуправления муниципального образования в рамках отдельных договоров и т. д.
  4. Договоры о содружестве. Соглашения, например, направленные на установление сотрудничества между отдельными субъектами РФ (например, соглашение между правительством Москвы и правительством Республики Башкортостан о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 27.04.2012).
  5. Функционально-обеспечительные договоры. Такие виды соглашений направлены на сотрудничество между государством, его субъектами, муниципальными образованиями и другими лицами в части взаимодействия по экономическим, социальным и прочим вопросам хозяйственного характера (см. соглашение о сотрудничестве между правительством Московской области и правительством Москвы в целях обеспечения жителей Московской области и города Москвы чистой питьевой водой от 16.04.2018 № 93).
  6. Международные договоры. Являются источниками международного права, регулируют правоотношения государств между собой в определенной отрасли.
  7. Коллективные договоры. Нацелены на регламентацию социально-трудовых правоотношений между работодателем и работниками.

По виду регулируемых правоотношений (по отраслям права)

Еще одна классификация проводится по принадлежности правил договора к определенной отрасли права:

  1. Конституционные.
  2. Административные.
  3. Международные.
  4. Финансовые.
  5. Экологические.
  6. Трудовые и др.

Индивидуальный и нормативный договор

От нормативных договоров следует отличать т. н. индивидуальные договоры. К последним, например, относятся различные гражданско-правовые договоры и др.

И нормативные, и индивидуальные договоры представляют собой соглашения между двумя или более субъектами, содержащие юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

В чем же различия между нормативными и индивидуальными договорами?

Правовой итог

Нормативные договоры устанавливают правовые нормы, обязательные для применения широким/неограниченным кругом лиц. Индивидуальные же договоры порождают индивидуальные установления (конкретные правоотношения) и для определенного круга лиц, поименованных в таком договоре. Такие индивидуальные установления обеспечивают применение норм права (если нормы права являются диспозитивными, то индивидуальный договор конкретизирует поведение, права и обязанности сторон этого соглашения).

Субъектный состав

Сторонами нормативного договора могут быть субъекты из круга лиц, определенных законом. Такие лица в силу своего правового положения наделены нормативной властью. Сторонами же индивидуального договора могут быть абсолютно любые лица, обладающие дееспособностью.

Сфера охватываемых интересов

Нормативные договоры заключают для целей защиты публичных прав и интересов. Для индивидуальных договоров характерны индивидуальные цели и мотивы.

***

Итак, нормативно-правовой договор — это соглашение между двумя или более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности таких субъектов, носящее нормативный характер. Можно выделить различные виды нормативно-правовых договоров по таким параметрам, как действие в пространстве, субъектный состав, цель заключения, регулируемая отрасль права и др.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В ст. 45 ТК РФ дается понятие нормативного соглашения. Под ним законодатель понимает правовое соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и закрепляющее общие принципы регулирования тесно с ними связанных экономических отношений, заключаемое соответствующим объединением профсоюзов им работодателей на различных уровнях.

Применительно к данному определению необходимо отметить следующее:

1) в ст. 45 ТК РФ законодатель не упоминает термин нормативное, это создает путаницу, т.к. в трудовом праве существует множество соглашений, как нормативных, так и индивидуальных.

2) по мнению законодателя, эти соглашения признаны урегулировать социально-трудовые отношения, какие это отношения и как они соотносятся с предметом трудового права, законодательно ответа нет.

3) сторонами нормативного соглашения выступают все работники и работодатели, от имени которых действует объединение и профсоюзов и работодателей.

4) нормативное соглашения заключаются на различных уровнях, территориальный, региональный и т.д.

На региональном уровне – нормативное соглашение между правительством РТ, профсоюзных организаций, а так же организации руководителей организации о МРОТ в РТ

На федеральном уровне заключено генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателями и правительством РФ на 2008-2010 гг.

2 июля 1998 года РФ ратифицировала конвенцию МОТ № 150 «о регулировании вопросов труда: роль, функции и организации» конвенция 1978 года. В соответствии с ней, каждый член, организации МОТ ратифицировавшее ее обязан проводить мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества нормативныо-трудовых переговоров, между представителями власти и наиболее представительными зов и объединениями профсоюзов и объединений работодателей. Из доклада руководителя Международного Бюро труда вытекает:

1) стороны вправе сами выбирать уровень ведения коллективных переговоров с целью заключения нормативных договоров и не существует никакой оптимальной структуры коллективных переговоров с этой целью.

2) согласно конвенции МОТ № 163, в странах, где коллективные переговоры проводятся на нескольких уровнях, стороны должны обеспечивать координацию между этими уровнями при разработке коллективных договоров нужно учитывать ранее учтенных отраслевых и местных коллективных переговоров.

3) странам рекомендовано не создавать никаких доводов относительно того, что тот или иной уровень лучше другого уровня.

Нормативное соглашение могут охватывать различные сектора экономики, отрасли, иметь различный географический охват.

Нормативное соглашение является специфическим источником ТП, которое позволяет конкретизировать соц. политику к конкретной отрасли, региону и т.д.

4) особенностью нормативных соглашений является то, что помимо заключения нормативного соглашения, законодатель создает еще один способ его действия, которым является присоединение к нормативному соглашению (ст. 48 ТК РФ)

Может заключаться на срок, не более 3х лет и так же как колл. Соглашение должно быть зарегистрирована в соответствующем органе по труду.

Добавить комментарий